Увеличение численности паразитов биотический фактор

Конкуренция

К негативным биотическим факторам относят: конкуренцию, хищничество и паразитизм.

Конкуренция – это борьба особей за необходимые им ресурсы.

Различают: внутривидовую и межвидовую конкуренцию.

Потребности особей оного вида сходны (почти одинаковые), поэтому внутривидовая конкуренция протекает жестче. Животные чаще всего конкурируют друг с другом за пищевые ресурсы, а растения за свет и воду.

Чем более успешен один из конкурентов, тем меньше необходимого ресурса (пищи, воды или света) достается другому. Типичные пищевые конкуренты – это гепарды и львы, ослы и лошади, песцы и совы (рис. 1). Также, с позиций экологии, человек конкурирует за урожай с вредителями.







Рис. 1. Пары пищевых конкурентов. Слева направо: гепард-лев, осел-лошадь, полярная сова-песец

Помимо пищи, объектом конкуренции служат укрытия и убежища (норы, пещеры, дупла).

Особи одного вида, кроме этого, конкурируют за брачных партнеров.

Растения конкурируют друг с другом за освещенность, влагу и питательные вещества в почве (см. видео).

В борьбе за свет растения становятся выше и крупнее, в борьбе за влагу и питательные вещества растения физически вытесняют конкурентов с берегов водоемов и плодородных почв или при помощи развитой корневой системы, наперегонки поглощают грунтовые воды и растворенные в них питательные вещества. Растения, которые не смогли получить доступ к необходимым ресурсам (пробиться к свету, воде и питательным веществам), погибают (см. видео).

Существую и менее очевидные формы конкуренции у растений, например борьба за опыление. Стремясь привлечь как можно больше разных опылителей и обеспечить точность переноса пыльцы, растения соревнуются в яркости и заметности цветков, привлекательности запахов.

Конкуренция существует и в микромире: бактерии и грибы борются за питательные субстраты и удобные местообитания. Оружием в этой войне являются химические вещества – антибиотики. Некоторые антибиотики активно используются человеком (Источник).

Хищничество

Хищничество – это негативный биотический фактор, в результате которого одни особи – жертвы – поедаются другими особями – хищниками. В результате успешной охоты жертвы погибают. При увеличении количества хищников, как правило, численность жертв уменьшается. К хищникам относят консументов всех порядков, начиная со второго, то есть всех, кроме травоядных животных (см. видео).

Паразитизм

Паразитизм – это длительное сожительство организмов двух разных видов, при котором один из них живет за счет другого, принося ему вред.

Как правило, организм-паразит многократно меньше организма-хозяина и живет внутри или на поверхности его тела. При этом хозяин остается живым (рис. 2).



Рис. 2. Примеры паразитизма: чумная палочка (слева) и трихинеллы (справа) в организме хозяев

Паразиты наносят хозяевам вред разной степени тяжести. Некоторые простейшие микроорганизмы и черви могут жить, практически не вредя своему хозяину (и даже защищая его от других паразитов). В тоже время ряд болезнетворных бактерий, например чумная палочка или черви трихинеллы, достаточно быстро убивают хозяина.

В процессе эволюции обычно происходит взаимная адаптация паразита и хозяина друг к другу. Чем меньше вреда приносит паразит, тем дольше развивались эти отношения, и наоборот, появление нового паразита чаще всего приводит к гибели хозяина, что, в свою очередь. губит самого паразита, для которого организм хозяина – окружающая среда. В связи с эти можно вспомнить эпидемию чумы, бушевавшую в Европе.

Иногда смерть хозяина – необходимое условие для размножения и дальнейшего распространения паразита, но обычно это касается новых или промежуточных хозяев (вспомним тему Ленточные черви 7 класса Источник).

Обычно при увеличении численности организмов-хозяев резко увеличивается численность паразитов. Напротив, численность организмов-хозяев снижается при увеличении численности паразитов. Таким образом, паразиты регулируют численность популяции хозяев и снижают их давление на окружающую среду.

Аменсализм

Еще одним негативным фактором является аменсализм – это направленное создание неблагоприятных условий для видов конкурентов, хищников и паразитов. Наиболее распространен аменсализм среди растений и микроорганизмов. Такие особи выделяют в среду ядовитые вещества – антибиотики, угнетающие деятельность других видов (Источник). При этом антибиотик безвреден для производящего его организма, но опасен для его конкурентов.

Таким образом, вы познакомились с факторами, связанными с негативным воздействием живых организмов друг на друга.

Список литературы

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10–11 класс. – М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: (Источник)
  2. Д.К. Беляев. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с. (Источник)
  3. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2010. – 388 с. (Источник)
  4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е издание, дополненное. – М.: Дрофа, 2010. – 384 с. (Источник)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Чем биотические факторы отличаются от абиотических факторов? Приведите примеры биотических и абиотических факторов.
  2. Что такое конкуренция? Какие виды конкуренции вам известны? Приведите примеры.
  3. Каково значение межвидовой конкуренции в формировании сообществ живых организмов?
  4. Каковы последствия внутривидовой конкуренции?
  5. Что общего у хищничества и паразитизма? Чем они отличаются?
  6. Что такое аменсализм? Приведите примеры.
  7. Почему виды со сходным образом жизни могут жить в пределах одного ареала?
  8. Какие паразиты человека вам известны? Какова роль паразитов в природе?
  9. Как человек может практически использовать знания о негативном влиянии одних организмов на другие?
  10. Обсудите с друзьями и родными, как могла происходить эволюция разных типов негативного взаимодействия живых организмов.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Экологические факторы среды

Выберите один правильный ответ:

1.Какой абиотический фактор может привести к резкому сокращению численности популяции речного бобра?

1) обильные дожди летом

2) увеличение численности водных растений

3) пересыхание водоема

4) интенсивный отстрел животных

(правильный ответ : 3)

2. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?

1) рубка деревьев

2) отстрел волков и лисиц

3) вытаптывание растений

4) разведение костров

(Правильный ответ: 2)

3. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелетам?

1) понижение температуры воздуха

2) изменение продолжительности светового дня

3) увеличение облачности

4) изменение атмосферного давления

4.Парниковый эффект может способствовать бурному развитию растений в биосфере, так как он ведет

1) к накоплению в атмосфере кислорода

2) к увеличению прозрачности атмосферы

3) к увеличению плотности атмосферы

4) к накоплению в атмосфере углекислого газа

(правильный ответ: 1)

5.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют

6. К абиотическим факторам относят

1) подрывание кабанами корней

2) нашествие саранчи

3) образование колоний птиц

4) обильный снегопад

7. Пищевые связи в экосистеме называются

8. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды,
связанные с деятельностью человека, называют

9. Какие факторы называют антропогенными?

1) связанные с деятельностью человека

2) абиотического характера

3) биотического характера

4) определяющие функционирование агроценозов

10.К биотическим компонентам экосистемы относят

1) газовый состав атмосферы

2) состав и структуру почвы

3) особенности климата и погоды

4) продуцентов, консументов, редуцентов

Выберите один правильный ответ

Вопрос 1. Условия среды обычно определяют как:

1. экологические факторы, оказывающие влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ;

2. перемены в средообразующих компонентах или их сочетаниях, имеющие колебательный характер с восстановлением прежних условий жизни;

3. степень соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов;

4. баланс естественных или измененных человеком средообразующих компонентов и природных процессов;

5. сложение природных и антропогенных факторов, создающее в сумме новые экологические условия обитания организмов и биотических сообществ.

1. компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно действующие на живые организмы;

2. природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях;

3. перемена в средообразующих компонентах или их сочетаниях, которая не может быть компенсирована в ходе природных восстановительных процессов;

4. факторы, оказывающие как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы;

5. взаимосвязи между видами, при которых организмы одного вида живут за счет питательных веществ других видов.

Вопрос 3. Биотические факторы среды – это:

1. совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;

2. физиолого-экологическая адаптация организмов, обеспечивающая высокий уровень обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период зимней спячки;

3. соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности;

4. экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность и жизнедеятельность организмов.

5. силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов.

Вопрос 4. Антропогенные факторы — это:

1. формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов;

2. совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;

3. совокупность естественно-природных особенностей существования организмов и антропогенных воздействий;

4. группа факторов, связанных как с прямым, так и опосредованным влиянием живых организмов на среду;

5. факторы, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период зимней спячки.

Вопрос 5. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:

4. вообще не экологического;

В 4. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором

1) постоянство газового состава атмосферы

2) изменение толщины озонового экрана

3) изменение влажности воздуха

4) изменение численности консументов

5) изменение численности продуцентов

6) увеличение численности паразитов

(правильный ответ:А-4,5,6. Б-1,2,3.)

В 6. Установите в какой последовательности располагаются уровни организации живого:

(правильный ответ: Д,Б,В,А,Г,Е.)

С 3. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.

2. Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.

3. Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.

4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.

5. Мутуализм – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.

1-на Абиотические, Биотические и Антропогенные.

2-этоХищничество,паразитизм, конкуренция и симбиоз.

5-взаимоположительных взаимодействий(взаимовыгодные отношения между особями)


























Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Внешние факторы, в совокупности воздействующие на организм, называют 1) ограничивающими 2) оптимальными 3) антропогенными 4) экологическими

2. Конкуренцию между растениями одного биоценоза, относят к фактору 1) абиотическому 2) лимитирующему 3) антропогенному 4) биотическому

3. Абиотический фактор, играющий важную роль в жизни северных оленей, – 1) разнообразие продуцентов 2) толщина снежного покрова 3) густота травяного покрова 4) обилие хищных млекопитающих

4. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу? 1) вытаптывание растений туристами 2) сбор растений для букетов 3) распространение плодов и семян животными 4) уменьшение влажности почвы

5. Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, – это действие фактора 1) ограничивающего 2) биотического 3) абиотического 4) антропогенного

6. Взаимоотношения организмов в природном сообществе относят к факторам 1) абиотическим 2) биотическим 3) антропогенным 4) ограничивающим

7. Какие факторы способствуют возрастанию численности комаров в природе? 1) наличие пресного водоёма и теплокровных животных 2) сухой климат и обилие пресмыкающихся 3) водоёмы, заселённые хищными рыбами 4) болотистые леса, загрязнённые нефтяными отходами

8. Каким фактором для обитателей водоёма является его промерзание? 1) антропогенным 2) биотическим 3) абиотическим 4) эволюционным

9. Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяющимися при переработке нефти, сжигании каменного угля – это результат влияния факторов 1) абиотических 2) неживой природы 3) ограничивающих 4) антропогенных

10. Какой биотический фактор может ограничивать численность зелёного кузнечика? 1) широкое распространение клевера лугового 2) увеличение численности кротов 3) присутствие травяных лягушек 4) массовое размножение тлей

11. Какой антропогенный фактор оказывает влияние на численность популяции бабочки капустной белянки? 1) уничтожение гусениц ядохимикатами 2) поедание гусениц хищниками 3) гибель гусениц в результате засухи 4) увеличение численности паразитов

12. Укажите пример антропогенного фактора. 1) вымерзание всходов при весенних заморозках 2) уплотнение почвы автомобильным транспортом 3) повреждение культурных растений насекомыми 4) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами

13. Какой фактор препятствует пребыванию зимой в зонах умеренных широт стрижей и ласточек? 1) сильные ветры 2) отсутствие мест обитания 3) высокая влажность воздуха 4) отсутствие пищи

14. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность хищных рыб в водоёме? 1) изменение численности растительноядных рыб 2) изменение температуры воды 3) заболачивание водоёма 4) отлов рыбы сетями

15. Антропогенным изменением в экосистеме степи считают 1) формирование черноземных почв 2) колебания численности грызунов 3) чередование сухих и влажных периодов 4) нарушение растительного покрова вследствие распашки степи

16. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы: 1) сокращение численности сов, ежей, лис 2) большой урожай семян ели 3) увеличение численности паразитов 4) рубка деревьев 5) глубокий снежный покров зимой 6) уменьшение численности паразитов

17. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором. ХАРАКТЕРИСТИКА А) постоянство газового состава атмосферы Б) изменение толщины озонового экрана В) изменение влажности воздуха Г) изменение численности консументов Д) изменение численности продуцентов Е) увеличение численности паразитов ФАКТОРЫ СРЕДЫ 1) биотические 2) абиотические

18. Антропогенными называют факторы 1) связанные с деятельностью человека 2) абиотического характера 3) биотического характера 4) определяющие функционирование агроценозов

19. Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов? 1) обилие легко усвояемой пищи 2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов 3) отсутствие естественных врагов 4) ограниченность пищевых ресурсов 5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима 6) высокий процент содержания кислорода

20. Среди экологических факторов укажите биотические. 1) наводнение 2) конкуренция между особями вида 3) понижение температуры 4) хищничество 5) недостаток света 6) образование микоризы

21. Недостаток какого экологического фактора вызывает появление светлозелёных листьев у растений? 1) воды 2) углекислого газа 3) света 4) кислорода

22. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы: 1) увеличение численности лосей и зубров 2) вытаптывание растений туристами 3) увеличение нор грызунов 4) сбор редких растений для букетов 5) вырубка дуплистых деревьев 6) загрязнение среды обитания растений

23. Укажите абиотический фактор, необходимый для жизни растений. 1) наличие углекислого газа в атмосфере 2) внесение человеком минеральных удобрений 3) наличие в экосистеме консументов 4) конкуренция между соснами за свет

24. Сигналом к наступлению сезонных явлений в жизни птиц служит изменение 1) температуры окружающей среды 2) атмосферного давления 3) длины светового дня 4) влажности воздуха

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 171.00 руб.


ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.


ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.


География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.


География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.


География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.


География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.


География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Силиванова Елена ВалентиновнаНаписать 0 09.02.2018

Номер материала: ДБ-1142546

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    09.02.2018 1654
    09.02.2018 2729
    09.02.2018 2950
    09.02.2018 1876
    09.02.2018 1770
    09.02.2018 6588
    09.02.2018 1777
    09.02.2018 2603

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции