Утрата органов чувств у гельминтов
Дегенерация — уменьшение уровня организации в процессе эволюции. Она выражается в утрате органов и прочих элементов строения организма в процессе видообразования. Во многом она подобна дегенерации на уровне развития отдельных особей, то есть морфологической.
Так отсутствие кишечника и вообще органов пищеварения у солитёра (Taenia solium) есть явление дегенеративное; несомненно, что предки нынешних ленточных глистов, имевшие сходство, вероятно, с современными сосальщиками (Trematodes), были, как и последние, снабжены пищеварительным трактом; но все более и более полное приспособление к паразитизму и к питанию веществами, почти не нуждающимися в пищеварительной обработке, повлекло за собой полное исчезновение (атрофию) всяких органов пищеварения. Это есть явление дегенерации при филогенетическом развитии. Поэтому, когда зоолог имеет дело с группой животных, отличающихся от сродных животных простотою, несовершенством или всей организации, или строения отдельных органов, он ставит себе вопрос: есть ли это простота первичная, т. е. представляют ли эти животные наибольшее сходство со своими предками, от которых другие сродные им животные уклонились в прогрессивном направлении, или наоборот, именно несовершенство организации является здесь позднее приобретённым, дегенеративным изменением организма. Асцидий, напр., считают за дегенерированную ветвь позвоночных.
Причина подобного рода дегенерации должна лежать, по крайней мере в весьма значительной степени, — во внешних условиях, в образе жизни организма. Существуют некоторые общие причины, которые во всех группах животного царства способны вызывать дегенерацию. Такое действие оказывает, напр., паразитический образ жизни; большинство истинных паразитов обнаруживает большую или меньшую степень дегенеративного строения; чем полнее приспособление к паразитизму, тем эта дегенерация значительнее, и во многих случаях мы можем наблюдать — как в выше приведенном примере — дегенеративные изменения в течение индивидуального развития паразитической особи. С особенною силою дегенеративное упрощение совершается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды. Тогда как паразиты наружные обыкновенно сохраняют в большей или меньшей степени способность передвижения, сохраняют органы движения и органы чувств,— у внутренностных паразитов дегенерация влечёт за собою часто полное исчезновение этих органов. В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты).
Другое весьма распространенное явление, влекущее за собой дегенеративные изменения организма, — это сидячий, прикреплённый образ жизни. Между различными классами животного царства мы наблюдаем, наряду с деятельными, подвижными формами, группы животных, ведущих неподвижную, недеятельную жизнь, обыкновенно прикрепляясь к подводным предметам. Существуют неподвижно-прикреплённые формы червей, моллюсков, ракообразных и др. У сидячих форм вырабатываются обыкновенно особые механические приспособления для пассивного собирания плавающих в воде питательных веществ, и в то же время наблюдается более или менее полная дегенерация органов внешних отношений — органов движения и чувств. Жизненный режим таких животных приближается к образу жизни растений, и по первому внешнему впечатлению они и напоминают нередко растительные организмы (полипы, трубчатые черви). И здесь часто резкие дегенеративные изменения совершаются в течение онтогенетического развития (асцидии).
Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы, причём однородные причины вызывают дегенерацию однородных органов у животных самых различных классов. Так мало подвижная жизнь вызывает дегенерацию органов движения. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные. Не всегда, однако, дегенерация отдельных органов является выражением упадка, шага назад, регрессивных изменений организма. Напротив, и всякое совершенствование, прогрессивное изменение сопровождается дегенерацией именно тех органов, которые перестают служить, став излишними или будучи заменены более совершенными. Подобного рода дегенерации обязано своим происхождением огромное множество рудиментарных органов в животном царстве. Пример: превращение непарного, теменного глаза позвоночных в так называемый надмозговой придаток.
А) обтекаемая форма тела кита
Б) отсутствие развитых органов чувств у червей-паразитов
В) колючки у кактуса
Г) цветок у покрытосеменных растений
Д) двойное оплодотворение цветковых растений
1) общая дегенерация
2) идиоадаптация
3) ароморфоз
Верный ответ: 21233
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3671.
А) триплоидный эндосперм семени цветковых растений
Б) разные типы цветков покрытосеменных, приспособленные к опылению ветром, насекомыми
В) появление анального отверстия у человеческой аскариды
Г) обтекаемая форма тела рыб
Д) длинный корень верблюжьей колючки
Е) широкие роющие конечности медведки
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
1) идиоадаптация
2) ароморфоз
Верный ответ: 212111
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3699.
3707. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Большой вклад в исследование макроэволюции внес А.Н. Северцов, он сформулировал понятие биологического прогресса, регресса, установил основные направления и пути эволюции. (2) Биологический прогресс - эволюционный успех в развитии систематической группы, приводящий к увеличению числа входящих в нее видов, расширению их ареалов, повышению численности особей, совершенствованию приспособленности. (3) Биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и регрессом. (4) Идиоадаптации - это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации. (5) Общая дегенерация - это упрощение организации организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов. (6) Примером общей дегенерации может служить утрата пищеварительной системы бычьим цепнем, редукция конечностей у гадюки.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 6:
3) Путями достижения биологического прогресса являются: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация
4) Ароморфоз - эволюционно прогрессивные морфофизиологические изменения в строении организма, которые сопровождаются повышением общего уровня организации (идиоадаптация - частные приспособления, которые помогают организму адаптироваться к конкретным условиям среды, не изменяют общего уровня организации)
6) Редукция конечностей у гадюки - пример идиоадаптации (частной дегенерации)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3707.
3726. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны пути эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) В процессе эволюции происходит смена одних направлений другими. (2) Ароморфозы повышают общий уровень организации организмов. (3) В состоянии биологического регресса находятся реликтовые формы. (4) Общая дегенерация характерна для паразитических червей. (5) Идиоадаптация — это частные приспособления к среде обитания.
Верный ответ: 245
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3726.
А) костные останки динозавров
Б) наличие у археоптерикса признаков пресмыкающихся и птиц
В) сходство зародышей хордовых животных
Г) филогенетический ряд лошади
Д) стадия бластулы в онтогенезе позвоночных
Е) развитие многоклеточных животных из зиготы
1) эмбриологические
2) палеонтологические
Разделы: Биология
Класс: 11
Цель урока: Активизация познавательной активности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса по основным понятиям темы: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация.
Развивающие:
- продолжить развитие умений правильно определять направления и пути эволюции;
- определять гомологичные и аналогичные органы;
- продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и направлениями и результатами эволюции.
Воспитательные:
- формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.
Тип урока: обобщающий.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассуждение, беседа);
- практические (работа с тестами, рисунками, текстами, таблицами, карточками);
- репродуктивные (воспроизведение полученных знаний);
- частично-поисковые (установление причинно-следственных связей)
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная беседа;
- наглядные;
- работа в группах;
- практические;
- словесные.
Оборудование:
- карточки с заданиями
- проектор
- презентация
Структура урока
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы работаем группами, на столах у каждой группы находится кейсы с заданиями к уроку, лист самоконтроля. Выберите, пожалуйста, куратора своей группы, который будет заполнять лист самоконтроля.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску, на ней размещены понятия, о которых пойдёт сегодня речь. Весь урок вы будете работать с тем запасом знаний, который вы получили при изучении данной темы.
С какой темой связаны данные понятия? (Макроэволюция)
Как вы думаете, какие основные задачи нашего урока (учащиеся высказывают своё мнение)
Вами будут выполнены различные задания, а оценка будет выведена по результатам всего урока. Будьте внимательны к каждому моменту урока, это вам поможет при подготовке к контрольной работе и решению материалом ЕГЭ.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Аристотеля:
Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?
1. Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию.
(Биологический прогресс)
Дайте характеристику биологическому прогрессу?
- высокая численность
- широкий ареал
- большое количество подчиненных групп
Вывод: биологический прогресс - это результат успеха в борьбе за существование.
2. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах
(Биологический регресс)
Дайте характеристику биологического регресса?
- уменьшение численности.
- сокращение ареала.
- снижение числа систематических групп более низкого ранга.
Вывод: биологический регресс - отсутствие необходимого уровня приспособленности.
3. Чем опасен биологический регресс? (Приводит к вымиранию живых организмов)
4. Может ли деятельность человека способствовать биологическому регрессу? Какие примеры вы можете привести?
Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаётся Красная книга, охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие — (1) биологический прогресс либо (2) биологический регресс:
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный
2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп — (1) Биологический прогресс либо (2) Биологический регресс — и их признаками.
А) Многообразие видов.
Б) Ограниченный ареал.
В) Небольшое число видов.
Г) Широкие экологические адаптации.
Д) Широкий ареал.
Е) Уменьшение числа популяций.
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биологический прогресс характеризуется
1) увеличением количества популяций и подвидов
2) повышением приспособленности к условиям среды
3) сужением ареалов
4) увеличением числа особей
5) редукцией органов
6) популяционными волнами
4.
5. Задание 5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.
Задание 6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.
Проверка выполнения заданий
Мы повторили направления эволюционного процесса. Какими путями достигается биологический прогресс. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо разгадать кроссворд.
1. Признак животного |