Утрата ленточными червями пищеварительной системы
Биологический прогресс, как одно из направлений эволюции, достигается тремя путями (или характеризуется тремя формами): ароморфозом, идиоадаптацией и общей (филогенетической) дегенерацией.
В КИМах ОГЭ и ЕГЭ по биологии встречается много заданий по выявлению знаний учащимися этих трех характеристик биологического прогресса.
Светлана : Всегда считала эту тему не сложной. Но, оказывается всё не так просто… Встретился вопрос, какие из примеров иллюстрируют общую дегенерацию (три верных ответа из шести):
1) сокращение числа пальцев до двух у страусов; 2) упрощение нервной системы у ленточных червей; 3) превращение корней у повилики в присоски; 4) развитие детёнышей млекопитающих в матке; 5) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски; 6) отсутствие конечностей у змей.
Ответы 2 и 3 для меня очевидны, точно знаю что не 4, а остальное ?
Б.Ф .: Для характеристики общей дегенерации, вероятно, хорошими можно считать такие правила:
1) переход от активного образа жизни к более пассивному; 2) переход к паразитическому образу жизни; 3) возможности для большего использования готовых энергетических материалов.
Считаю, как и Вы, ответы 2 и 3 очевидными — характеризуют переход организмов к паразитизму. Наверное еще и 5, так как 1 и 6 — идиоадаптации, 4 — ароморфоз.
Светлана : Я так же думаю, как и вы. Но прочитала в пособии под редакцией Гусева, Каменского издательство Московского университета, что дегенерация рассматривается как переход к оседлому образу жизни, или жизни в экстремальных условиях (я поэтому и ряску отнесла к дегенерации, потому что для покрытосеменного растения вода это экстремальные условия). Всё вроде бы ничего.
Но там приводятся примеры дегенераций: превращение листьев кактуса в колючки, редукция задних конечностей китообразных и ещё ряд примеров, которые я всегда относила к идиоадаптациям… Короче я в расстройстве. Я никудышный биолог…
Светлана : Приведите, пожалуйста, примеры дегенераций с возможностью использования готовых энергетических материалов.
Б.Ф .: Растения паразиты утратили хлоропласты и стали питаться готовыми органическими веществами растения-хозяина, а не синтезировать их сами. (Не путать этот пример дегенерации с хищными растениями, как пример идиоадаптации, которые лишь частично утратили способность к фотосинтезу).
Сюда следует отнести и паразитических червей, утративших пищеварительную систему, перешедших фактически на осмотрофное питание всей поверхностью тела.
Светлана : Вот что сегодня обнаружила в книжице Калиновой, Петросовой, Никишовой отличник ЕГЭ по биологии 2010 (стр.41):
Б.Ф .: Только теперь остаётся сообразить какие изменения носят частный характер, а какие кардинальный?
Марина : как Вы можете объяснить, почему утрата зрения у крота — это общая дегенерация, а отсутствие конечностей у китов — это идиоадаптация. Общая дегенерация возникает при переходе организма в более простую среду обитания, а по сравнению с наземно-воздушной — водная, более простая среда; сопровождается утратой органов — так и есть утратили. В чем разница?
Я считаю, что утрата зрения — это серьёзно, потеря эволюционно очень важного анализатора. К тому же это явно привело и к менее подвижному существованию (значит дегенерация).
А утрата за ненадобностью задних конечностей у китообразных (только задних) никак не может быть примером дегенерации. Бывшие парнокопытные идеально приспособились к жизни в водной среде, видоизменив конечности, способны активно передвигаться в ней — это бесспорно пример идиоадаптации.
К тому же, основных критериев для дегенерации все же два: переход организмов к паразитическому или к малоподвижному образу жизни.
Марина : Большое спасибо за ответ. Будем надеяться, что спорных вопросов в этом году будет меньше.
Людмила : Возникли сомнения в следующем вопросе. Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб?
1) ароморфоз; 2) дегенерация; 3) биологический прогресс; 4) биологический регресс.
Мне кажется, если говорить о том, что приводит к возрастанию численности, как одному из проявлений биопрогресса, то в данном случае это ароморфоз. Но, учитывая, что это часть А, авторы вполне могут иметь в виду сам биопрогресс?
Б.Ф .: Здесь и сомневаться не стоит. Направления эволюции: биологический прогресс, биологический регресс, стабилизация. А вот пути достижения (или формы) биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Поэтому здесь правильный ответ 3.
Б.Ф .: Ароморфоз, алломорфоз (или идиоадаптация) и общая дегенерация — это три формы (три пути) биологического прогресса.
Ароморфозами называют крупные эволюционные достижения организмов, приводящие к формированию новых крупных таксонов: царств, типов, классов. Это, как правило, усложнения строения и функций организмов не являющиеся приспособлением к конкретным условиям среды, но носящие самый общий характер, с явным повышением уровня организации и возможным выходом в другую адаптивную зону (возникновение эукариотической клетки, многоклеточности, автотрофности).
Алломорфозами (идиоадаптациями) называют приспособления организмов к определенным условиям существования — адаптации в узком смысле, или идиоадаптации, посредством которых организмы из поколения в поколение приспосабливаются к разнообразным условиям жизни, причем сложность их
организации и интенсивность жизнедеятельности в общем не повышаются. Алломорфозы протекают на уровне семейств, родов или видов. Например, покровительственная окраска у животных, видоизменения вегетативных органов растений.
Катерина : Вот раньше постоянно путалась с регрессом и дегенерацией…они почему-то упорно в голове были соединены в одно целое. Теперь поняла. Дегенерация — это прогресс…просто он достигается путём упрощения общей организации, исчезновения чего-то НЕнужного…так? Тогда сюда же можно отнести редукцию мышц ушных раковин у человека, третье веко и копчик (это всё рудименты) , но они относятся к дегенерации или нет?
Марина : Почему всё же утрату зрения у крота относят к дегенерации? Ведь это не связано с паразитизмом или переходом к неподвижному образу жизни.
Б.Ф .: В третьей колонке таблицы Т.Л. Богдановой приведены лишь примеры дегенерации, связанные с переходом организмов к паразитическому существованию.
Марина : Спасибо за ответ!
Может быть полезным сравнение понятий биологический и морфофизиологический прогресс, а также биологический и морфофизиологический регресс. Биологический прогресс может быть достигнут с помощью морфофизиологического регресса (общей дегенерации — упрощения строения).
Дарья : Хищные растения — это результат ароморфоза или идиоадаптации?
Б.Ф .: По определению ароморфоз — это прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Идиоадаптация — это наиболее распространенный путь эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.
Живя в болотистой местности, при дефиците азота и фосфора, они, не утратив полностью способности к фотосинтезу (производству углеводов из углекислого газа воздуха и воды), выработали особенный (хищный) способ дополнительного обеспечения себя дефицитными элементами питания — значит это пример идиоадаптации.
Алексей : Помогите, пожалуйста, разобраться. Специализация — это тип приспособления или путь эволюции?
Я считал, что специализация это крайняя степень проявления идиоадаптации. Отвечал на вопрос, где было изображение колибри на цветке. Надо было определить тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции. В ответах: тип приспособления — специализация, а путь — идиоадаптация, форма отбора — движущий (тут мне все понятно).
У кого есть вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, замечания, пожелания — прошу в комментарии.
Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Разделы: Биология
Класс: 11
Цель урока: Активизация познавательной активности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса по основным понятиям темы: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация.
Развивающие:
- продолжить развитие умений правильно определять направления и пути эволюции;
- определять гомологичные и аналогичные органы;
- продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и направлениями и результатами эволюции.
Воспитательные:
- формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.
Тип урока: обобщающий.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассуждение, беседа);
- практические (работа с тестами, рисунками, текстами, таблицами, карточками);
- репродуктивные (воспроизведение полученных знаний);
- частично-поисковые (установление причинно-следственных связей)
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная беседа;
- наглядные;
- работа в группах;
- практические;
- словесные.
Оборудование:
- карточки с заданиями
- проектор
- презентация
Структура урока
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы работаем группами, на столах у каждой группы находится кейсы с заданиями к уроку, лист самоконтроля. Выберите, пожалуйста, куратора своей группы, который будет заполнять лист самоконтроля.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску, на ней размещены понятия, о которых пойдёт сегодня речь. Весь урок вы будете работать с тем запасом знаний, который вы получили при изучении данной темы.
С какой темой связаны данные понятия? (Макроэволюция)
Как вы думаете, какие основные задачи нашего урока (учащиеся высказывают своё мнение)
Вами будут выполнены различные задания, а оценка будет выведена по результатам всего урока. Будьте внимательны к каждому моменту урока, это вам поможет при подготовке к контрольной работе и решению материалом ЕГЭ.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Аристотеля:
Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?
1. Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию.
(Биологический прогресс)
Дайте характеристику биологическому прогрессу?
- высокая численность
- широкий ареал
- большое количество подчиненных групп
Вывод: биологический прогресс - это результат успеха в борьбе за существование.
2. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах
(Биологический регресс)
Дайте характеристику биологического регресса?
- уменьшение численности.
- сокращение ареала.
- снижение числа систематических групп более низкого ранга.
Вывод: биологический регресс - отсутствие необходимого уровня приспособленности.
3. Чем опасен биологический регресс? (Приводит к вымиранию живых организмов)
4. Может ли деятельность человека способствовать биологическому регрессу? Какие примеры вы можете привести?
Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаётся Красная книга, охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие — (1) биологический прогресс либо (2) биологический регресс:
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный
2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп — (1) Биологический прогресс либо (2) Биологический регресс — и их признаками.
А) Многообразие видов.
Б) Ограниченный ареал.
В) Небольшое число видов.
Г) Широкие экологические адаптации.
Д) Широкий ареал.
Е) Уменьшение числа популяций.
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биологический прогресс характеризуется
1) увеличением количества популяций и подвидов
2) повышением приспособленности к условиям среды
3) сужением ареалов
4) увеличением числа особей
5) редукцией органов
6) популяционными волнами
4.
5. Задание 5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.
Задание 6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.
Проверка выполнения заданий
Мы повторили направления эволюционного процесса. Какими путями достигается биологический прогресс. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо разгадать кроссворд.
1. Признак животного |