Утрата ленточными червями пищеварительной системы

Биологический прогресс, как одно из направлений эволюции, достигается тремя путями (или характеризуется тремя формами): ароморфозом, идиоадаптацией и общей (филогенетической) дегенерацией.

В КИМах ОГЭ и ЕГЭ по биологии встречается много заданий по выявлению знаний учащимися этих трех характеристик биологического прогресса.

Светлана : Всегда считала эту тему не сложной. Но, оказывается всё не так просто… Встретился вопрос, какие из примеров иллюстрируют общую дегенерацию (три верных ответа из шести):

1) сокращение числа пальцев до двух у страусов; 2) упрощение нервной системы у ленточных червей; 3) превращение корней у повилики в присоски; 4) развитие детёнышей млекопитающих в матке; 5) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски; 6) отсутствие конечностей у змей.

Ответы 2 и 3 для меня очевидны, точно знаю что не 4, а остальное ?

Б.Ф .: Для характеристики общей дегенерации, вероятно, хорошими можно считать такие правила:

1) переход от активного образа жизни к более пассивному; 2) переход к паразитическому образу жизни; 3) возможности для большего использования готовых энергетических материалов.

Считаю, как и Вы, ответы 2 и 3 очевидными — характеризуют переход организмов к паразитизму. Наверное еще и 5, так как 1 и 6 — идиоадаптации, 4 — ароморфоз.

Светлана : Я так же думаю, как и вы. Но прочитала в пособии под редакцией Гусева, Каменского издательство Московского университета, что дегенерация рассматривается как переход к оседлому образу жизни, или жизни в экстремальных условиях (я поэтому и ряску отнесла к дегенерации, потому что для покрытосеменного растения вода это экстремальные условия). Всё вроде бы ничего.

Но там приводятся примеры дегенераций: превращение листьев кактуса в колючки, редукция задних конечностей китообразных и ещё ряд примеров, которые я всегда относила к идиоадаптациям… Короче я в расстройстве. Я никудышный биолог…

Светлана : Приведите, пожалуйста, примеры дегенераций с возможностью использования готовых энергетических материалов.

Б.Ф .: Растения паразиты утратили хлоропласты и стали питаться готовыми органическими веществами растения-хозяина, а не синтезировать их сами. (Не путать этот пример дегенерации с хищными растениями, как пример идиоадаптации, которые лишь частично утратили способность к фотосинтезу).

Сюда следует отнести и паразитических червей, утративших пищеварительную систему, перешедших фактически на осмотрофное питание всей поверхностью тела.

Светлана : Вот что сегодня обнаружила в книжице Калиновой, Петросовой, Никишовой отличник ЕГЭ по биологии 2010 (стр.41):

Б.Ф .: Только теперь остаётся сообразить какие изменения носят частный характер, а какие кардинальный?

Марина : как Вы можете объяснить, почему утрата зрения у крота — это общая дегенерация, а отсутствие конечностей у китов — это идиоадаптация. Общая дегенерация возникает при переходе организма в более простую среду обитания, а по сравнению с наземно-воздушной — водная, более простая среда; сопровождается утратой органов — так и есть утратили. В чем разница?

Я считаю, что утрата зрения — это серьёзно, потеря эволюционно очень важного анализатора. К тому же это явно привело и к менее подвижному существованию (значит дегенерация).

А утрата за ненадобностью задних конечностей у китообразных (только задних) никак не может быть примером дегенерации. Бывшие парнокопытные идеально приспособились к жизни в водной среде, видоизменив конечности, способны активно передвигаться в ней — это бесспорно пример идиоадаптации.

К тому же, основных критериев для дегенерации все же два: переход организмов к паразитическому или к малоподвижному образу жизни.

Марина : Большое спасибо за ответ. Будем надеяться, что спорных вопросов в этом году будет меньше.

Людмила : Возникли сомнения в следующем вопросе. Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб?

1) ароморфоз; 2) дегенерация; 3) биологический прогресс; 4) биологический регресс.

Мне кажется, если говорить о том, что приводит к возрастанию численности, как одному из проявлений биопрогресса, то в данном случае это ароморфоз. Но, учитывая, что это часть А, авторы вполне могут иметь в виду сам биопрогресс?

Б.Ф .: Здесь и сомневаться не стоит. Направления эволюции: биологический прогресс, биологический регресс, стабилизация. А вот пути достижения (или формы) биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Поэтому здесь правильный ответ 3.

Б.Ф .: Ароморфоз, алломорфоз (или идиоадаптация) и общая дегенерация — это три формы (три пути) биологического прогресса.

Ароморфозами называют крупные эволюционные достижения организмов, приводящие к формированию новых крупных таксонов: царств, типов, классов. Это, как правило, усложнения строения и функций организмов не являющиеся приспособлением к конкретным условиям среды, но носящие самый общий характер, с явным повышением уровня организации и возможным выходом в другую адаптивную зону (возникновение эукариотической клетки, многоклеточности, автотрофности).

Алломорфозами (идиоадаптациями) называют приспособления организмов к определенным условиям существования — адаптации в узком смысле, или идиоадаптации, посредством которых организмы из поколения в поколение приспосабливаются к разнообразным условиям жизни, причем сложность их
организации и интенсивность жизнедеятельности в общем не повышаются. Алломорфозы протекают на уровне семейств, родов или видов. Например, покровительственная окраска у животных, видоизменения вегетативных органов растений.

Катерина : Вот раньше постоянно путалась с регрессом и дегенерацией…они почему-то упорно в голове были соединены в одно целое. Теперь поняла. Дегенерация — это прогресс…просто он достигается путём упрощения общей организации, исчезновения чего-то НЕнужного…так? Тогда сюда же можно отнести редукцию мышц ушных раковин у человека, третье веко и копчик (это всё рудименты) , но они относятся к дегенерации или нет?

Марина : Почему всё же утрату зрения у крота относят к дегенерации? Ведь это не связано с паразитизмом или переходом к неподвижному образу жизни.

Б.Ф .: В третьей колонке таблицы Т.Л. Богдановой приведены лишь примеры дегенерации, связанные с переходом организмов к паразитическому существованию.

Марина : Спасибо за ответ!
Может быть полезным сравнение понятий биологический и морфофизиологический прогресс, а также биологический и морфофизиологический регресс. Биологический прогресс может быть достигнут с помощью морфофизиологического регресса (общей дегенерации — упрощения строения).

Дарья : Хищные растения — это результат ароморфоза или идиоадаптации?

Б.Ф .: По определению ароморфоз — это прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Идиоадаптация — это наиболее распространенный путь эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.

Живя в болотистой местности, при дефиците азота и фосфора, они, не утратив полностью способности к фотосинтезу (производству углеводов из углекислого газа воздуха и воды), выработали особенный (хищный) способ дополнительного обеспечения себя дефицитными элементами питания — значит это пример идиоадаптации.

Алексей : Помогите, пожалуйста, разобраться. Специализация — это тип приспособления или путь эволюции?

Я считал, что специализация это крайняя степень проявления идиоадаптации. Отвечал на вопрос, где было изображение колибри на цветке. Надо было определить тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции. В ответах: тип приспособления — специализация, а путь — идиоадаптация, форма отбора — движущий (тут мне все понятно).

У кого есть вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу, замечания, пожелания — прошу в комментарии.

Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Разделы: Биология

Класс: 11

Цель урока: Активизация познавательной активности учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса по основным понятиям темы: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация.

Развивающие:

  • продолжить развитие умений правильно определять направления и пути эволюции;
  • определять гомологичные и аналогичные органы;
  • продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и направлениями и результатами эволюции.

Воспитательные:

  • формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.

Тип урока: обобщающий.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (рассуждение, беседа);
  • практические (работа с тестами, рисунками, текстами, таблицами, карточками);
  • репродуктивные (воспроизведение полученных знаний);
  • частично-поисковые (установление причинно-следственных связей)

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная беседа;
  • наглядные;
  • работа в группах;
  • практические;
  • словесные.

Оборудование:

  • карточки с заданиями
  • проектор
  • презентация

Структура урока

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы работаем группами, на столах у каждой группы находится кейсы с заданиями к уроку, лист самоконтроля. Выберите, пожалуйста, куратора своей группы, который будет заполнять лист самоконтроля.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску, на ней размещены понятия, о которых пойдёт сегодня речь. Весь урок вы будете работать с тем запасом знаний, который вы получили при изучении данной темы.

С какой темой связаны данные понятия? (Макроэволюция)

Как вы думаете, какие основные задачи нашего урока (учащиеся высказывают своё мнение)

Вами будут выполнены различные задания, а оценка будет выведена по результатам всего урока. Будьте внимательны к каждому моменту урока, это вам поможет при подготовке к контрольной работе и решению материалом ЕГЭ.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Аристотеля:

Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?

1. Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию.

(Биологический прогресс)

Дайте характеристику биологическому прогрессу?

  • высокая численность
  • широкий ареал
  • большое количество подчиненных групп

Вывод: биологический прогресс - это результат успеха в борьбе за существование.

2. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах

(Биологический регресс)

Дайте характеристику биологического регресса?

  • уменьшение численности.
  • сокращение ареала.
  • снижение числа систематических групп более низкого ранга.

Вывод: биологический регресс - отсутствие необходимого уровня приспособленности.

3. Чем опасен биологический регресс? (Приводит к вымиранию живых организмов)

4. Может ли деятельность человека способствовать биологическому регрессу? Какие примеры вы можете привести?

Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаётся Красная книга, охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие — (1) биологический прогресс либо (2) биологический регресс:
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный

2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп — (1) Биологический прогресс либо (2) Биологический регресс — и их признаками.
А) Многообразие видов.
Б) Ограниченный ареал.
В) Небольшое число видов.
Г) Широкие экологические адаптации.
Д) Широкий ареал.
Е) Уменьшение числа популяций.

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биологический прогресс характеризуется
1) увеличением количества популяций и подвидов
2) повышением приспособленности к условиям среды
3) сужением ареалов
4) увеличением числа особей
5) редукцией органов
6) популяционными волнами

4.


5. Задание 5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.

Задание 6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.

Проверка выполнения заданий

Мы повторили направления эволюционного процесса. Какими путями достигается биологический прогресс. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо разгадать кроссворд.

А. редукция органов зрения у крота

Б. наличие присосок у сосальщика

В. возникновение теплокровности

Г. возникновение четырехкамерного сердца

Д. утрата пищеварительной системы цепнем

Е. уплощенное тело камбалы

2.Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:

Примеры

Пути эволюции

1) ячеистые легкие у рептилий

2) голый хвост у бобра

3) отсутствие корней у повилики

В) Общая дегенерация

4) молочные железы у млекопитающих

5) отсутствие кровеносной системы у цепней

6) отсутствие потовых желез у собак


1. Укажите признаки общей дегенерации у животных
1) общий подъем организации
2) снижение интенсивности жизнедеятельности
3) понижение уровня организации
4) исчезновение органов пищеварения при паразитизме
5) приспособления частного характера
6) упрощение нервной системы в связи с сидячим образом жизни

2. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы? 1) общему подъёму организации
2) увеличению числа популяций и видов
3) широкому распространению
4) упрощению организации
5) возникновению частных приспособлений к условиям среды
6) понижению плодовитости

3. К ароморфозам относят:
1) образование клубней у картофеля
2) появление семян у голосеменных
3) появление обтекаемой формы тела у дельфина
4) появление тканей и органов у растений
5) появление цветка у покрытосеменных
6) образование прицепок у плода череды

1. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений.
1) фотосинтез
2) образование семян
3) появление вегетативных органов
4) возникновение цветка и плода
5) возникновение многоклеточности

2. Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы.
1) образование диффузной нервной системы
2) развитие коры мозга
3) возникновение переднего мозга
4) стволовая нервная система
5) узловая нервная система

3. Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:
1) Специализация тканей и органов
2) Появление многоклеточности
3) Внутриутробное развитие зародыша
4) Двусторонняя симметрия тела
5) Внутреннее оплодотворение
6) Теплокровность

1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Самый многочисленный класс беспозвоночных животных — Насекомые. (2)В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3)У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4)Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5)Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6)Продолжительность жизни на взрослой стадии развития у насекомых колеблется от нескольких часов до нескольких десятков лет.

3. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы

(1) Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2) Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3) Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4) У земноводных сформировались приспособления к жизни в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5) Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6) У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. (1) Большой вклад в исследование макроэволюции внес А.Н.Северцов, он сформулировал понятие биологического прогресса, регресса, установил основные направления и пути эволюции. (2) Биологический прогресс – эволюционный успех в развитии систематической группы, приводящий к увеличению числа входящих в нее видов, расширению их ареалов, повышению численности особей, совершенствованию приспособленности. (3) Биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и регрессом. (4) Идиоадаптации – это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации. (5) Общая дегенерация – это упрощение организации организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов. (6) Примером общей дегенерации может служить утрата пищеварительной системы бычьим цепнем, редукция конечностей у гадюки

Пояснение

3. Биологический прогресс достигается: ароморфозом, идиоадаптацией, общей дегенерацией.
5. Идиоадаптация - это частные приспособления к условиям среды.
6. Редукция конечностей у гадюки - это идиоадаптация.

2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

Пояснение

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения.

2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы.

5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.

3. Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров.


Пояснение

1) Идиоадаптация - одно из главных направлений эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.

2) Возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.

3) Пример идиоадаптации:

  • это формирование разнообразной формы тела у рыб;
  • приспособление цветка к опылению пчелами, или ветром;
  • появление ластообразной конечности у китов.

Мы повторили пути биологического прогресса, каковы же причины биологического регресса? (Абиотические факторы, деятельность человека)

Вывод: Биологический прогресс и пути его достижения способствуют процветанию вида, биологический регресс приводит к сокращению биологического разнообразия и нарушению равновесия в природе.

  1. Из чего складывается весь процесс эволюции?
  2. Что является главной движущей силой эволюционного процесса?
  3. Можно ли запрограммировать естественный отбор?
  4. Можно ли запрограммировать эволюционный процесс?

Вывод: эволюция незапрограммированный процесс, она достигается процессами микроэволюции и макроэволюции, в основе которых действуют одни и те же механизмы: изменчивость борьба за существование, естественный отбор и главный результат этих процессов увеличение живых организмов и их усложнение.

Кураторы команд сдают листы самоконтроля учителю, на основании которых выставляются оценки за урок.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (помещают туда разноцветные стикеры)

  • На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
  • Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
  • Мясорубка – информацию переработаю.
  • Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

6. Домашнее задание

  1. Повторить все понятия данной темы, подготовиться к контрольной работе.
  2. Творческое задание. Найти в дополнительной литературе примеры животных территории Советского района находящихся в состоянии биологического регресса.

Тест "Идиоадаптация" предназначен для проверки знаний учащихся

Пути достижения биологического прогресса

Характеристика эволюционных направлений

Значение в эволюции

к чему приводит

крупные изменения в строении, существенно повышающие уровень организации организмов

ароморфозы не служат целям приспособления, а носят общий характер и дают возможность по-новому использовать условия внешней среды.

появление челюстей и скелета как места прикрепления мышц у позвоночных; замена гладкой мускулатуры у червей на поперечнополосатую у членистоногих

Возникновение новых систематических групп

приобретение частных приспособлений к условиям среды без изменения уровня организации

изменения носят приспособительный характер; крайняя степень приспособления к конкретным, ограниченным условиям существования носит название специализации (переход к питанию только одним видом пищи, обитание в однородной среде и пр.)

покровительственная окраска животных, плоская форма тела скатов и камбалы, крючковидный клюв у хищных птиц, ласты у тюленей, китов и др.; питание коала только листьями эвкалипта, колибри — только нектаром цветков тропических растений

Приспособление к специальным условиям среды

упрощение организации, исчезновение органов активной жизни

общая дегенерация связана главным образом с переходом организмов к паразитическому или сидячему образу жизни

утрата корней и листьев у растений-паразитов; исчезновение органов чувств, пищеварительной системы, упрощение строения.

Переход к сидячему или паразитическому образу жизни

Тест: Ароморфоз, идиоадаптация

А1.Развитие у птиц крыльев, обеспечивших им возможность полета, характеризуют как:

1) конвергенцию 3) идиоадаптацию

2) ароморфоз 4) дегенерацию

А2.К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:

1) появление спор 3) образование плода

2) образование семян 4) видоизменение листьев

А3.В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела:

1) дивергенции 3) параллелизма

2) конвергенции 4) дегенерации

А4.Общая дегенерация у многих видов паразитических червей привела к:

1) ароморфозу 3) биологическому регрессу

2) идиоадаптации 4) биологическому прогрессу

А5.Примером ароморфоза можно считать:

1) утрату шерстного покрова слонами

2) появление яиц пресмыкающихся и их последующее развитие на суше

3) удлинение конечностей лошади

4) возникновение хвоста павлина

1) превращение листьев кактуса в колючки

2) утрата органов кровообращения у плоских червей

3) возникновение теплокровности

4) возникновение челюстей у рыб

А7. Пример общей дегенерации:

1) превращение листьев кактуса в колючки

2) утрата органов кровообращения у плоских червей

3) возникновение теплокровности

4) возникновение челюстей у рыб

А8.Концепцию морфофизиологического и биологического прогресса и путей его достижения предложил:

1) А.О.Ковалевский 3) А.Н.Северцов

2) И.И.Мечников 4) С.С.Четвериков

А9.В эволюции позвоночник животных замена жаберного дыхания легочным – пример:

1) ароморфоза 3) идиоадаптации

2) дегенерации 4) конвергенции

А10.Какие из организмов находятся в состоянии биологического регресса:

1) белые журавли 3) бактерии стафилококка

2) печеночные сосальщики 4) комнатные мухи

А11.Какой из названных ароморфозов сформировался в процессе эволюции органического мира позже остальных:

1) позвоночник 3) 2 круга кровообращения

2) теплокровность 4) половой процесс размножения

А12.Плоская форма тела у камбалы – это пример:

1) ароморфоза 3) общей дегенерации

2) идиоадаптации 4) биологического прогресса

А13.Не является ароморфозом:

1) появление челюстей у позвоночных животных

2) появление внутреннего скелета

3) возникновение двух кругов кровообращения

4) увеличение размеров тела

А14.Примером дегенерации является отсутствие:

1) стебля у повилики 3) конечностей у змей

2) зубов у птиц 4) жабр у взрослых лягушек

А15.Длинный липкий язык, которым хамелеон ловит насекомых, это:

1) ароморфоз 3) дегенерация

2) идиоадаптация 4) дивергенция

1) общему подъему организации

2) повышению интенсивности жизнедеятельности

3) формированию частных приспособлений

4) формированию приспособлений широкого значения

А17.Идиоадаптации способствуют возникновению:

1) семейств 3) типов

2) царств 4) отделов

А18.Какие ароморфозы позволили древним пресмыкающимся вытеснить древних земноводных:

1) покровительственная окраска

2) роговой покров, развитые легкие

3) покровительственная окраска, способность к регенерации

4) четырехкамерное сердце, теплокровность

А19.Пример ароморфоза у хвойных растений – возникновение:

1) плода 3) цветка

2) семени 4) корней

А20.Сокращение численности и ареала уссурийского тиора является примером:

1) биологического регресса

3) биологического прогресса

В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.

1. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

2.К ароморфозам относят:

1) образование клубней у картофеля

2) появление семян у голосеменных

3) появление обтекаемой формы тела у дельфина

4) появление тканей и органов у растений

5) появление цветка у покрытосеменных

6) образование прицепок у плода череды

3.Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:

1) отсутствие легких у рыб

2) отсутствие зрения у животных, живущих под землей

3) редукция органов чувств у паразитических червей

4) отсутствие хвоста у лягушки

5) превращение корней растения повилики в присоски

6) утрата кишечника ленточными червями

При выполнении заданий В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.

4. Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:

1) ячеистые легкие у рептилий

2) голый хвост у бобра

3) отсутствие корней у повилики

В) Общая дегенерация

4) молочные железы у млекопитающих

5) отсутствие кровеносной системы у цепней

6) отсутствие потовых желез у собак

7) отсутствие глаз у крота

При выполнении заданий В5-В6 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.

5.Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных:

А) двухкамерное сердце

Б) развитие детеныша в матке

В) роговая чешуя в покровах

Г) легочное дыхание

6.Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции

1. Признак животного