Урок по биологии 7 класс многообразие простейших паразитические простейшие


Сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере: определить общие признаки простейших.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 115.02 КБ

Предварительный просмотр:

  • Юрова Александра Леонидовна , учитель биологии, I категории.


  • Образовательные :
  • сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере: определить общие признаки простейших.
  • Развивающие :
  • развивать умения сравнивать, оценивать, составлять общую характеристику простейших;
  • пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать
  • и делать выводы;
  • развивать монологическую речь, умение рецензировать письменные и устные ответы товарищей;
  • Воспитательные :
  • воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание;
  • воспитание гигиенических навыков при обсуждении профилактических мер по предупреждению заболеваний, вызываемых простейшими.

Планируемые результаты: учащиеся получают представления о многообразии и жизнедеятельности одноклеточных и их роли в биосфере.

Личностная значимость изучаемого материала для школьников: профилактика малярии и других паразитарных заболеваний– соблюдение гигиенических правил, прививки. Бережное отношение к своему здоровью.

Учитель: В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе.

Учитель: Мы совершим с вами непродолжительное путешествие в прошлое. Послушаем отрывок из его письма к членам Лондонского королевского общества.

Ученик читает: “… Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки. ” То были одноклеточные животные!

Учитель: Разрешите эти слова А.Левенгука определить эпиграфом нашего урока: “Многообразие простейших. Паразитические простейшие”.

Проверка и закрепление знаний.

Вопросы для проведения фронтальной беседы:

Учитель: А.И.Куприн, (цитата).

Рассказ ученика о малярийном плазмодии

Первая творческая пара

1. Пить только кипяченую воду.
2. Не купаться в водоемах со стоячей, загрязненной водой.
3. Соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки после работы с землей, общения с животными.
4. Делать предупредительные прививки перед поездкой в тропические страны.

Прочитайте стихотворение, найдите в тексте:

  • особенности жизнедеятельности амёбы
  • физиологические особенности амёбы

Амёба обитает в пресных водах,
На самом дне, где илистая муть.
В среде, где очень мало кислорода
Амёба ищет свой особый путь.

Обычные амёбы меньше точки,
Но делятся, однако, и живут.
Притом морские мелкие комочки
И горы меловые создают.

Движение посредством ложноножек
Увидеть можно только в микроскоп:
Течёт в мешочке из мембранной кожи
Густая цитоплазма, как сироп.

В растворе соли клеточка сжималась,
Как будто тельце ощущало боль,
При этом учащенно сокращалась,
Выталкивая жидкость, вакуоль.

Задание 3. Из ватмана изготовлены отдельные органоиды клеток и контуры самих клеток простейших. (Прикрепляются при помощи магнитов или двустороннего скотча).

Из имеющихся макетов составить модели клеток амёбы, инфузории и эвглены.

Предлагаются три задания различного уровня сложности – на выбор. Время выполнения 7-8 минут.

Назвать части организма (клетки) амебы обыкновенной по таблице, у доски (1 – ложноножки, или псевдоподии; 2 – ядро; 3 – пищеварительная вакуоль; 4 – сократительная вакуоль; 5 – цитоплазма).

1. Перечислите изображенных представителей простейших.
2. Какой способ передвижения у амебы? У эвглены?
3. Какие типы питания встречаются среди жгутиковых?
4. Из каких веществ построена раковина саркожгутиконосцев?

1. К какому типу относится инфузории?
2. Перечислите основные признаки инфузорий.
3. Как называются ядра у инфузорий?
4. Какой тип питания свойственен инфузориям?


Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний о многообразии простейших, определение их роли в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, сформировать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

Скачать:

Вложение Размер
urok.doc 111 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний о многообразии простейших, определение их роли в природе и жизни человека.

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, сформировать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

  • воспитывать бережное отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

  • изучения и первичного закрепления новых знаний
  • комплексного применения ЗУН
  • обобщения и систематизации знаний

I Организационный момент.

Приветствие класса (10сек.)

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелаем успеха себе и своим друзьям. Мы одна команда и я надеюсь на нашу совместную плодотворную работу в течении всего урока.

II. Основная часть урока

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного

1. Систематика простейших.

  1. Какое царство живых организмов мы изучаем? (Животные)
  2. Какие подцарства к ним относятся? (Одноклеточные и многоклеточные)
  3. Какое подцарство мы изучаем? (Простейшие или Одноклеточные)

Какие типы и классы подцарства Простейших мы изучили?

  1. С какими представителями подцарства мы познакомились? (Амёба Протей, Эвглена Зелёная, Инфузория Туфелька)

Составить классификацию простейших животных ( Слайд 1)












II Актуализация знаний.

Вспомним отличительные особенности строения простейших, выполнив следующие задания. К сегодняшнему уроку группа учащихся готовила проект по созданию макетов простейших

1. У доски 1 ученик отчитывается по заданию к проекту.

Задание для проекта. Сделать модель амёбы, эвглены и инфузории-туфельки.

Из ватмана изготовлены отдельные органоиды клеток и контуры самих клеток простейших. (Прикрепляются при помощи магнитов).

Из имеющихся макетов составить модели клеток амёбы, инфузории и эвглены.

Предлагаю ученику рассмотреть микропрепарат под микроскопом и назвать организм, который он увидит. Объяснить по каким признакам он его определил.

Эвглена зеленая (имеет зеленый цвет на свету и жгутик)

3. Каждый ученик заполнит таблицу, поставив крестик там, где верный ответ.

Учащиеся обмениваются таблицами, и осуществляется взаимопроверка.

Ответы сверьте с таблицей на экране и поставьте оценку товарищу. (Приложение. Слайд 2) .

"Многообразие простейших. Паразитические простейшие"

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, создать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;

раскрыть особенности строения паразитических простейших;

выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;

развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

развивать логическое мышление.

воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

прививать экологическую культуру учащимся;

развивать мировоззренческие позиции.

По содержанию урок комбинированный (смешанного типа), проблемно-развивающий; урок повторения и расширения знаний. Исходя из этих данных, он имеет свою особую структуру и методы обучения.

Организационный момент:1 минута
1.1.Психологический настрой учащихся.
1.2. Готовность учителя к уроку.
1.3. Мобилизирующее начало урока. Актуализация знаний учащихся.(Создание проблемной ситуации, постановка цели урока).

Основная часть урока. (А сейчас открываем тетради и записываем тему урока.: «Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:

Назовите классы простейших организмов,

Чем они отличаются друг от друга.

Объясните строение этих животных.

Изучение нового материала.

Мы с вами на прошлых уроках прошли классы простейших на примерах амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории туфельки, но кроме этих типов есть еще и подтипы этих организмов, назовите их: амебы – радиолярии, фораминиферы, жгутиконосцы - бодо, инфузорий – бурсария, стентор, стилонихия, сувойка

Но кроме этих простейших есть простейшие – паразиты

Давайте вспомним, кого в биологии мы называем паразитами?

(Паразиты – это организмы, которые живут за счет других живых организмов, питаясь их соками и нанося вред)

Ученые считают, что простейшие появились на Земле около 1,5 млрд лет назад, а самыми древними из них являются жгутиконосцы. От них, видимо, произошли современные амебы, споровики и инфузории. Саркодовые — упрощенные потомки жгутиконосцев, о чем свидетельствуют развивающиеся у некоторых саркодовых (радиолярий и фораминифер) жгутики. Кроме того, известны амебообразные жгутиконосцы, захватывающие ложноножками добычу. Инфузории произошли также от жгутиконосцев путем усложнения строения тела (например, увеличения числа ресничек и ядер).

Простейшие распространены по всему миру. Они малы, но их очень много, поэтому суммарная их масса достаточно велика. Простейшие поедают бактерий и микроскопические водоросли. Простейшими (например, инфузориями) питаются маленькие планктонные рачки и мальки рыб. Поэтому простейшие играют важную роль в круговороте веществ на Земле. Древние морские простейшие, имеющие минеральный скелет, отмирая и оседая на дно в течение миллионов лет, образовывали огромные пласты осадочных пород, которые используются в строительстве.

Среди простейших много паразитов, вызывающих заболевания человека и животных. К ним относится дизентерийная амеба (рис. 34). У нее короткие и широкие ложноножки. Живет она обычно в толстом кишечнике человека, питаясь его содержимым и не вызывая болезненных явлений. Однако эти амебы могут внедряться в слизистую оболочку кишечника и питаться клетками крови — эритроцитами, вызывая таким образом заболевание (амебную дизентерию) и нанося вред здоровью человека. Если не прибегать к лечению, то эта болезнь переходит в хроническую форму, ведет к тяжелому истощению человека, а иногда и к смерти. Дизентерийные амебы способны образовывать цисты, которые долго могут переносить неблагоприятные условия. При сильном заражении больной дизентерией выводит из своего организма до 300 млн цист ежедневно. Проглоченные цисты служат для человека источником заражения.


Рис. 34. Дизентерийная амеба

Другой представитель болезнетворных простейших — малярийный плазмодий (рис. 35), относится к споровикам (Sporozoa). Это простейшие животные, ведущие паразитический образ жизни и обитающие внутри клеток других организмов. В кровь человека малярийный плазмодий проникает при укусе малярийного комара на стадии очень мелких (длиной 5—15 мкм и шириной 1 мкм) червеобразных одноядерных клеток. Они с током крови попадают в печень человека, где растуг и размножаются делением. Образовавшиеся в процессе размножения плазмодии попадают в кровяное русло и внедряются в клетки крови — эритроциты, где также размножаются. Когда паразиты выходят из эритроцитов, ядовитые продукты их жизнедеятельности попадают в кровь — происходит изнуряющий больного приступ лихорадки. При сосании крови больного человека малярийным комаром плазмодии попадают в желудок насекомого. Там происходит половое размножение малярийного плазмодия, в результате чего снова образуется множество очень мелких клеток. Они проникают в слюнные железы комара, а в момент укуса комаром через его хоботок в кровь человека вновь проникают паразиты.


Рис. 35. Схема развития малярийного плазмодия: А — развитие в теле комара: 1 — кишечник комара: 2 — слюнные железы комара: Б — развитие в теле человека: 3 — печень человека: 4 — кровь человека

Вызываемая малярийным плазмодием малярия — очень опасная и тяжелая болезнь. Раньше от нее умирало много людей. Распространена малярия в тропиках и субтропиках. С ней борются при помощи лекарств, действующих на малярийного плазмодия. Кроме того, осушают болота, в которых выводятся малярийные комары. А на Кавказе для борьбы с малярией была акклиматизирована небольшая рыбка гамбузия, которая поедает личинок малярийных комаров.

Профилактика. Применяют различные лекарственные препараты, прививки. Осушают болота, в которых выводятся малярийные комары. А на Кавказе для борьбы с малярией была акклиматизирована небольшая рыбка гамбузия, которая поедает личинок малярийных комаров. Малярийным плазмодием – это возбудитель малярии, одного из древних и до сих пор широко распространенных заболеваний

Перечислите меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.

Какую роль играют простейшие в природе, в жизни человека?

Домашнее задание. Параграф 12, написать сообщение о простейших ламблии и лейшмания.

ТЕМА. МНОГООБРАЗИЕ ПРОСТЕЙШИХ.

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, создать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;

раскрыть особенности строения паразитических простейших;

выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;

развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

развивать логическое мышление.

воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

прививать экологическую культуру учащимся;

развивать мировоззренческие позиции.

По содержанию урок комбинированный, проблемно-развивающий; урок повторения и расширения знаний.

- Ребята, послушайте, одну историю. Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков?

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Ребята, скажите, можно ли разрешить их спор?

Это проблема, решить которую мы, и постараемся на уроке. Записываем тему урока:

Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам для более слабых учащихся.

Какое строение имеет амеба обыкновенная?

Каковы особенности строения и жизнедеятельности эвглены зеленой?

Каковы особенности строения и жизнедеятельности инфузории- туфельки?

Давайте, вспомним, как передвигаются представители Простейших.

дается определение, если термин верный – ученики сидят, если неверный – должны встать).

Термины для игры: ложноножка, протей, стигма, реснички, сократительная вакуоль, хлоропласты, порошица, фотосинтез, вегетативное ядро, жгутик.

Работа в группах. Ученики делятся на 3 группы .

Ответы сверим с таблицей на экране.

Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?

( Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается).

Вопрос №2: Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

( Сократительные вакуоли удаляют избыток воды из организма, при их отсутствии простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления)

Вопрос № 3: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?

( Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб).

(Неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Цист много в пыли на берегу озера. Ветром цисты могли быть занесены на пальму).

Вопрос № 5: В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями.

(Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды.В опытах наблюдаем положительные пищевой и световой \таксисы, таксис – это направленное движение простейших, отрицательный хемотаксис).

Вопрос №6.Могут ли жить простейшие в песках пустыни?

(Не могут, простейшие живут только в жидкой среде- в воде разнообразных водоемов- от морей до капелек болот, в увлажненной почве, внутри растений и животных)

Вопрос №7. Масса всех инфузорий в желудке коровы может достигать 3 кг. А что они там делают? (как правило, учащиеся не могут ответить на этот вопрос, поэтому один ученик заранее готовит ответ, используя дополнительные источники знаний).

Изучение нового материала.

-Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?


Схема выстраивается совместно с учащимися на доске.

Мы с вами выяснили роль простейших и давайте более подробно познакомимся с паразитическими простейшими ( с мультимедийной презентацией ).

Среди паразитических жгутиконосцев особое внимание заслуживают паразиты многих позвоночных –лейшмании. Они очень мелкие: длина их тела всего 2-4 мкм. Лейшмании являются внутриклеточными паразитами,так как вызывают тяжелые поражения внутренних органов и кожи (лейшманиозы). Паразиты передаются через укусы москитов В организме человека паразит теряет жгутик, а в теле москита его жгутик восстанавливается. Один из видов лейшманий, распространенных в Южной Европе, Индии и Средней Азии вызывает болезнь человека кала Азар, при которой увеличиваются печень и селезенка. Болезнь сопровождается непрерывной лихорадкой, малокровием, истощением и чаще всего заканчивается смертельным исходом. Другой вид лейшманий вызывает болезнь кожи , распространенную в Северной Африке, Южной Европе и Южной Азии, Закавказье и Средней Азии.

Профилактика. Личная – индивидуальная защита от укусов москитов; общественная – уничтожение природных резервуаров (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д.). Одновременно рекомендуется проводить санитарно-просветительную работу среди населения, а также делать прививки.

Продолжим знакомство с паразитическими простейшими.

Чтобы миновать личного знакомства с дизентерийной амебой, надо хорошо её знать заочно!

Это простейшее из отряда амёб; возбудитель амёбной дизентерии.

Дизентерия — заразное инфекционное кишечное заболевание. Встречается по всему миру у людей всех возрастов, но особенное распространение получает в жаркий сезон.

Источником заражения служит больной человек. Дизентерия — это болезнь грязных рук . Впрочем, можно заболеть, и употребляя заражённую воду или продукты, мытые такой водой и недостаточно обработанные термически.

Зрелые цисты, попав в желудочно-кишечный тракт человека, проникают в начальные отделы толстого кишечника и внедряются в стенку кишки. Амебы активно разрушают окружающие ткани, проникая в подслизистый слой кишки, где образуются микроабсцессы (микрогнойники), а затем и язвы, иногда распространяющиеся достаточно глубоко, приводя к прободению стенки кишечника. Нарушение проницаемости сосудов в слизистой оболочке может повлечь за собой кишечное кровотечение.

Одним из опасных болезнетворных простейших является малярийный плазмодий, относящийся к типу Споровиков. Это простейшие животные, ведущие паразитический образ жизни и обитающие внутри клеток других организмов. В кровь человека малярийный плазмодий проникает при укусе малярийного комара на стадии очень мелких червеобразных одноядерных клеток. Они с током крови попадают в печень человека, где растут и размножаются делением. Образовавшиеся в процессе размножения клетки попадают в кровяное русло и внедряются в эритроциты, где также размножаются. Когда паразиты выходят из эритроцитов, ядовитые продукты их жизнедеятельности попадают в кровь – происходит изнуряющий больного приступ лихорадки. При сосании крови больного человека малярийным комаром плазмодии попадают в желудок насекомого. Там происходит половое размножение малярийного плазмодия, в результате чего снова образуется множество очень мелких клеток. Они проникают в слюнные железы комара, а в момент укола человека вновь проникают паразиты. Вызываемая малярийным плазмодием малярия - очень опасная болезнь. Раньше от неё умирало много людей. Распространена малярия в тропиках и субтропиках. Для профилактики применяют различные лекарственные препараты, прививки. Осушают болота, в которых выводятся малярийные комары.

А вы знаете, как борются с малярией на Кавказе? ( Просмотр видео о гамбузии ).

Закрепление изученного материала.

Составление памятки профилактики.

Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с учащимися профилактические меры

соблюдение правил личной гигиены;

добросовестное приготовление пищи;

требования к качеству сырых продуктов;

своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр);

научно-просветительская работа среди населения.

Итоги урока. Выставление оценок.

Домашнее задание. § 12 изучить, ответить на вопросы; заполнить таблицу (стр.54).


Урок биологии в 7 классе

(по учебнику Константинова В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2004).

Учитель 1 категории МКОУ СОШ №4 п. Песковка Омутнинского района–

Братчикова Алла Альбертовна

Дидактическая цель: систематизировать и обобщить знания о животных подцарства Простейших.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Познавательная (образовательная)- создать условия для обобщения и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека;

Развивающая – продолжить формирование метапредметных умений и навыков: сравнение, анализ, обобщение. Развивать интерес к работе с дополнительной литературой, которая является источником информации.

Воспитательная – способствовать пониманию значения для человека знаний об окружающей природе. Продолжить формирование культуры умственного труда, умения выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение. Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.

Предметные - обобщение и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека.

познавательные - умение выделять главное в тексте, работать с дополнительной учебной информацией структурировать учебный материал, грамотно формулировать выводы;

коммуникативные - умение работать в паре, выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение

регулятивные - умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа

личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе выполнения учебных заданий.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: осадочные породы (мел, ракушечник), мультимедийная презентация

Мы познакомились с представителями подцарства Простейших. Давайте вспомним их классификацию и систематическое положение.

Заполняем схему на доске





Тип _________ Тип ________ Тип __________

Вид________ Вид__________ Вид________

Целеполагание. Обобщение знаний.

Что же объединяет этих животных в одну группу?

В ходе беседы даём ответ на поставленный вопрос и выделяем признаки подцарства Простейшие:

*способность к инцистированию

*каждая клетка – самостоятельный организм.

П.В: Как вы думаете, каким животным в природе живется комфортнее крупным или мелким?

В природе две стратегии выживания - для крупных и маленьких организмов. Сравним особенности мелких и крупных животных. Организм контактирует с окружающей средой через поверхность: чем больше поверхность, тем больше зависимость от внешней среды. Если взять 70 кг инфузорий, то общая поверхность их тела в 20 тысяч раз больше поверхность тела человека с таким же весом. Тут уж никакой личной жизни, организм полностью подчинён среде. Любая песчинка, комарик или капля дождя таят опасность гибели каждую секунду. Они и гинут и в массе.

То ли дело крупные животные, например звери: защищены мехом, холод и жара им не страшны. Сильные, камнем не задавишь, да и не догнать!! С другой стороны, конечно, болезни, голод.… Рождают всего несколько детёнышей за долгую жизнь. Тигры большие, а вымирают. Взять ту же инфузорию: может удваиваться каждый день, через год покроет сплошной плёнкой весь земной шар.

Действительно, скорость размножения простейших поистине гигантская. Она позволяет быстро осваивать ресурсы подходящей пищи, где бы они появлялись. Таким образом, природа уравновесила шансы крупных и мелких организмов влияет на экосистемы.

П.В: Почему же столь примитивные животные за длительный период эволюции не стали более сложными, многоклеточными, совершенными? Что заставило их сохранить простое 1-клеточное строение?

В ходе беседы выявляем преимущества одноклеточности:

Уживаются с более крупными животными, не мешая друг другу

Не конкурируют с ними из-за пищи, т.к. питаются мелкими частицами, которые не могут быть использованы крупными животными

Из-за размеров крупные животные для них безопасны

Благодаря инцестированию могут использовать для жизни временные водоёмы (лужи, канавы, след от копыта и др.)

Быстро делятся. Инфузория каждые 8-12 часов.

Хорошо приспособлены к обитанию в теле животных (паразиты)

3. Самостоятельная работа

Используя текст параграфа 12 и приложение 1выявите, какое значение имеют простейшие в природе и жизни человека, заполните таблицу и схему в тетради:







Паразитические одноклеточные животные

Меры борьбы и профилактика

По окончанию самостоятельной работы делаем вывод об особенностях животных подцарства Простейших

Простейшие обладают всеми свойствами животных, но функции их организма выполняют единственная клетка. Мелкие размеры позволяют им обмениваться веществами со средой через поверхность тела. Для других функций служат специальные органеллы. Трудные условия простейших переживают в виде цисты. Бесполым размножением простейших увеличивает численность, а половом - качество потомства. В их жизненном цикле происходит чередование полового и бесполого поколения. Особенно сложные циклы имеют паразитические формы. Благодаря огромной плодовитости биомасса и роль простейших велика во многих экосистемах, особенно в водных. Скелеты простейших составляют основу осадочных горных пород. Простейшие - возбудители опасных болезней.

4 Закрепление знаний и контроль.

Ответьте на вопросы и выполните задание к параграфу 12.

Тестовая проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности простейших (приложение 2)

По результатам тестирования проводится взаимопроверка.

5. Домашнее задание.

- Написать рассказ, стих или произведение иного жанра о Простейших животных:

- составить кроссворд, ребус по теме урока.

Простейшие в природе

Простейшие-строители горных пород: Почти 600 миллионов лет назад произошла . Большинство живых организмов скелетами, защитивших их от врагов. С тех пор бесчисленное поколение простейших гибли, их раковины откладывались на дне морей, километровые толщи осадков спрессовались под собственной тяжестью, превращаясь в мел и известняк. Движение земной коры поднимали осадочные породы на поверхность, сооружая из них горы. Вода вымывала минеральные вещества обратно в море, где они снова использовались для построения раковин. Так, благодаря простейшим, совершался круговорот минеральных элементов в биосфере на протяжении её истории.

Простейшие-важное звено водных экосистем: Пищевые цепи в водных экосистемах начинают с микроскопических водорослей. Вторым звеном в них обычно являются планктонные простейшие – первые потребители зелёной продукции. Затем они становятся основой питания плотоядных обитателей водных экосистем - рачков, мальков рыб и всех последующих потребителей. Когда остатки мёртвых растений и животных, опускающих на дно, их подбирают донные простейшие.

Немало простейших населяет и каждой миллиметр почвы, насыщенной грунтовой влагой. Вместе с другими обитателями они поддерживают плодородие почв.

Без простейших не могут существовать растительноядные животные: Ирония судьбы: растительноядные животные сами не в состоянии переваривать целлюлозу (клетчатку) - основу растительных тканей! За них это делают простейшие, заселяющей их пищевой тракт с первых дней жизни. Кишечник термита, слепая кишка зайца и желудок коровы оборудованы специальными складами для размещения этих сожителей. Хозяин усваивает лишь результат их пищеварения, а заодно и самих простейших.

Выбери верные ответы на вопросы

1.Эвглену можно описать одним словом как:

2.Эвглена похожа на растение:

а) зеленым цветом

б) наличием хлорофилла

в) способностью к фотосинтезу

г) способностью к размножению

д) наличием хлоропластов.

3. Передний конец эвглены можно определить по:

а) расположению ядра

б) расположению жгутика

г) расположению глазка.

4. Сколько сократительных вакуолей у

5.У инфузории реснички служат для:

6.Постоянное место для удаления не переваренной

7.Амебу можно описать одним словом как:

8.Сколько клеток в теле амебы:

9.У амебы пищеварительный сок выделяется из:

б) сократительной вакуоли;

10.Амеба дышит с помощью:

11.Непереваренные вещества удаляются из амебы через:

а) поверхность тела;

б) сократительную вакуоль;

12..Избыток воды амеба удаляет через:

а) поверхность тела;

б) сократительную вакуоль;

13.Размножение амебы начинается с деления

Технологическая карта урока по теме " Многообразие простейших. Общая характеристика одноклеточных животных "

Дидактическая цель: систематизировать и обобщить знания о животных подцарства Простейших.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Познавательная (образовательная)- создать условия для обобщения и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека;

Развивающая – продолжить формирование метапредметных умений и навыков: сравнение, анализ, обобщение. Развивать интерес к работе с дополнительной литературой, которая является источником информации.

Воспитательная – способствовать пониманию значения для человека знаний об окружающей природе. Продолжить формирование культуры умственного труда, умения выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение. Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.

Предметные - обобщение и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека.

познавательные - умение выделять главное в тексте, работать с дополнительной учебной информацией, структурировать учебный материал, грамотно формулировать выводы;

коммуникативные - умение работать в паре, выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение

регулятивные - умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа

личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе выполнения учебных заданий, осознанное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: осадочные породы (мел, ракушечник), мультимедийная презентация

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции