Урок общая характеристика типа круглые черви


Тема: Тип круглые черви. Общая характеристика.

Цель: познакомить учащихся с общей характеристикой типа круглые черви

Задачи: на примере аскариды рассмотреть общий план строения животных, рассмотреть способы предотвращения заражения паразитами, формировать умения работать с учебником, развивать логическое мышление, умение работать в парах, воспитывать наблюдательность, самообразовательную, коммуникативную компетентности.

Оборудование: таблица "Тип Круглые черви", компьютер, ноутбук, презентация

Мотивация учебной деятельности.

Ребята, я предлагаю сегодня вам выступить в необычной роли – в роли создателей новой киноленты – зоологического триллера.

3. Актуализация изученного материала.

Озвучьте систематическое положение Планарии в органическом мире.

Задание: Схемы, каких систем органов планарии здесь представлены? Назовите их функции.

3. Дайте общую характеристику типу Плоские черви.

4. Расскажите о жизненных циклах печеночного сосальщика и бычьего цепня.

5. Расскажите о жизни Белой Планарии.

1. В процессе эмбриогенеза у Плоских червей закладываются 2 зародышевых листка

2. Симметрия тела Плоских червей двустороняяя

3. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой

4. У некоторых видов паразитических червей нет пищеварительной системы

5. У Плоских червей отсутствует дыхательная система

6. Анаэробное дыхание свойственно всем представителям Плоских червей.

7. Органы чувств плоских червей: глаза, органы равновесия, сенсиллы.

8. Планарии, сосальщики и цепни относятся к типу Плоские черви.

9. У всех паразитических червей анаэробное дыхание

10. Планарии - хищники

4. Изучение нового материала.

1. Систематическое положение в животном мире –паспорт животных.

Тип Круглые черви

Вид а. человеческая

Представители – острицы, ришта, нитчатка и др.

Что объединяет их в один тип?

2. Общая характеристика типа

Сцена 1. Отличительные особенности круглых червей. Прочитать параграф до роли нематод Составить с помощью символов общую характеристику.

2. Среда обитания

5. Способ передвижения

6. Покровы и полость тела

7. Пищеварительная система

8. Выделительная система

9. Кровеносная система

10. Дыхательная система

11. Половая система

13. Нервная система

5. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по вопросам.

Сцена 2. Внешнее строение круглых червей.

Форма тела ______________________________________

Длина тела ______________________________________

Выросты на теле _________________________________

Органы на переднем конце ________________________

Органы на заднем конце __________________________

Сцена 3. Внутреннее строение круглых червей.

Сцена 4. Процессы жизнедеятельности круглых червей.

2.Питание - сапрофиты, хищники, паразиты

Цепни и аскариды живут в одной и той же среде – тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая пища. Однако, у цепней органов пищеварения нет, а у аскарид есть рот, глотка, пищевод, кишечник. Почему?

Почему аскариды и почвенные нематоды не могут вытягивать и укорачивать свое тело?

Сцена 5. Цикл развития аскариды (просмотр видеофрагмента) и составление схемы

Сцена 6. Меры профилактики заболеваний вызванных гельминтами:

6. Домашнее задание:

Проработать §; ответить на вопросы к §

выучить цикл развития аскариды

найти ответы на вопросы викторины

Вопросы и ответы к викторине по биологии

Именно так Карл Линней назвал волосатиков . (Гордиусами, в честь сложного гордиева узла, разрубленного Александром Македонским: на ладони взрослые черви скручиваются в клубок, похожий на сложный узел)

Очевидно, эти животные – одни из самых мелких многоклеточных, а некоторые – и мельче иных одноклеточных. Речь идет о . (Коловратках)

Один и тот же вид коловраток можно обнаружить в прудах Аргентины, Голландии и Сибири. Такие виды называют . (Космополитами)

Сидячие формы коловраток для строительства защитных домиков используют непривычный строительный материал. Это . (Их собственные экскременты)

В планктоне прудов и озер на долю коловраток приходится до . (99%)

Коловратки получили свое название из-за . (Двойного венчика ресничек, находящихся у них на переднем конце тела и напоминающих при мерцании быстрое движение колеса со спицами)

Основными потребителями коловраток в биоценозе водоема являются . (Личинки рыб)

Популяции коловраток летом представлены исключительно . (Самками)

Самка коловраток становится половозрелой в возрасте . (Двух дней)

Популяция коловраток быстро достигает астрономической численности, потому что . (Все особи способны производить потомство)

Прежде о происхождении волосатиков бытовало поверье . (Когда купаешь лошадь, не хватай ее за хвост: волосы, выпадают из него и превращаются в червей – волосатиков)

Волосатиков боятся, но человеку они не опасны. Остерегаться их, точнее их личинок должны . (Насекомые: жужелицы, жуки, тараканы, кузнечики, ибо именно в них паразитируют личинки волосатиков)


Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 690.64 КБ

Предварительный просмотр:

Общая характеристика круглых червей. Аскариды и острицы , их строение, жизнедеятельность, значение для человека и животных .

1.Организационный момент – оценка готовности класса и учащихся к уроку, приветствие учеников и гостей.

2. Вводно-мотивационный этамАктуализация знаний:

В 1995 году журнал Nature Australia опубликовал любопытную заметку. Некий австралиец, заглянувший с утра на кухню, обнаружил на столе большого дохлого паука. Что заставило его прийти умирать в столь не подходящее место? Но еще большее удивление и отвращение хозяин дома испытал, заглянув в стоящую рядом чашку с остатками вчерашнего кофе – там плавал невесть откуда взявшийся большой червяк … Мистер Грей – человек, с которым произошла эта история – биолог, и он сумел разгадать загадку.

Задание : Схемы, каких систем органов планарии здесь представлены? Подпиши.

Пищеварительная выделительная нервная половая
……………………… …………………… ………………….. ……………..

Задание : опиши цикл развития печеночного сосальщика.

С калом КРС яйцо попадает в воду, развивается в свободно живущую плавающую личинку, она проникает в тело улитки (промежуточного хозяина), выходит новое поколение личинок, которые в виде цист закрепляются на траве. КРС съедая траву, проглатывает цисту, которая ЖКТ лопается, личинка проникает в кровь и достигает печени, где развивается в половозрелую особь – гермафродит.

Ученикам предлагается самостоятельно изучить материал учебников и дополнительной литературы и выписать главное, интересное по их мнению. После написания каждой из сцен организуется небольшое обсуждение.

Царство – Животные
Подцарство – Многоклеточные
Тип – Круглые черви
Представители: нитчатый червь, нематоды, ришта, трихинелла, аскариды, острицы, волосатик, киноринх, коловратка,и тд.

Отличительные особенности круглых червей:

1. Около 15 тысяч видов
2. Тело нечленистое, цилиндрическое, веретенообразное
3. В поперечном разрезе круглое
4. Первичная полость тела
5. Наличие анального отверстия
6. Только 1 слой продольных мышц, только изгибается
7. Большинство внутренние паразиты растений, животных и человека.

Внешнее строение круглых червей.

Форма тела – веретенообразная
Покровы – кутикула
Длина тела – самки 20-40 см, самцы 15-25 см в длину
Выросты на теле – отсутствуют
Органы на переднем конце – рот с тремя губами
Органы на заднем конце – анальное отверстие.

Внутреннее строение круглых червей.

Процессы жизнедеятельности круглых червей.

1. Движение – один слой продольных мышечных волокон, только изгибаются.
2. Питание – пища проходит через рот и глотку в трубкообразный кишечник, не переваренные остатки удаляются через анальное отверстие.
3. Дыхание – дышат всей поверхностью тела.
4. Кровообращение – отсутствует, функции обмена веществ выполняет первичная полость.
5. Выделение – система представлена парой боковых каналов, сливающихся под глоткой в один, открывающийся на брюшной стороне.
6. Чувствительность – нервная система лестничного типа, органы чувств развиты слабо.
7. Размножение – раздельнополые животные, размножаются только половым способом, оплодотворение внутреннее.

Цикл развития аскариды.

Меры профилактики заболеваний вызванных гельминтами.

1. Мыть руки перед едой.
2. Хорошо мыть овощи и фрукты.
3. Соблюдать технологию приготовления мяса и рыбы.
4. Не использовать неочищенную воду.
5. Не купаться на диких пляжах.

Круглые черви имеют повсеместное распространение и высокую численность особей, что указывает на биологический прогресс этого типа червей, не смотря на простоту их организации в связи с паразитическим образом жизни.

Зачитывается развязка зоологического триллера.

4. Домашнее задание – параграф, , заполнить таблицу ( Приложение 2 )

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

Скачать:

Вложение Размер
urok_biologii_v_7_klasse_po_teme.docx 33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: комбинированный.

Цель: Изучить Тип Круглые черви.

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

- воспитывать бережное отношение к своему организму;

- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Задача: выработка основных представлений о здоровом образе жизни, условиях, способах охраны жизнедеятельности и последствиях соблюдения или нарушения утверждаемых современной культурой норм и правил.

Обязательный минимум содержания образования

Требования к уровню образованности учащегося

Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний

Знать общие и специфические методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья

Постоянно использовать традиционные для всех регионов методы сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни

Основные положения урока:

1. Особенности организации круглых червей как более сложноорганизованной группы животных по сравнению с плоскими червями.

2. Человеческая аскарида – один из представителей типа Круглые черви. Черты организации, связанные с паразитизмом.

3. Размножение, развитие, жизненный цикл человеческой аскариды.

4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения аскаридоза.

I.Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.

II.Проверка знаний : Самостоятельная работа по индивидуальным

карточкам. (6 мин)

1. Обязательная (тест)

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве

в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;

б) сделать предупредительные прививки;

в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям относятся:

а) кошачья двуустка; б) белая планария;

в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей впервые появились:

а) системы органов; б) полость тела;

в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

  1. всей поверхностью тела;
  2. с помощью лёгких;
  3. жабрами.

2. Дополнительная (оценки выставляется по желанию).

Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.

  1. Дайте определение терминам:

  1. Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

III. Изучение нового материала: 25 минут

Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

  1. изучить строение круглых червей;
  2. рассмотреть цикл развития круглых червей;
  3. познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.

  1. Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника, с. 122-123). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

Учитель отмечает араморфозы:

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок

2. Пищеварительная система

Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.

3. Выделительная система

Одноклеточные кожные железы.

Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.

- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

- Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга.

- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.

5. Половая система

Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).

Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).

Откладывают яйца, есть живородящие.

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.

Для слабых учащихся:

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют …

2. Пищеварительная система

Рот → ротовая полость →глотка → … → …→ . У некоторых кутикулярные выросты – …

3. Выделительная система

Окологлоточное …; от кольца отходят нервные …:(6) вперед и (6) назад.

- Органы хим-го чувства: .

- Примитивные глаза (у некоторых): …

5. Половая система

Раздельнополые. … … (четкие внешние различия).

Представлена … (у самок) и … (у самцов).

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством ….

Для сильных учащихся:

2. Пищеварительная система

3. Выделительная система

5. Половая система

6. Дыхательная и кровеносная

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):

  1. тело покрыто плотной кутикулой;
  2. мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;
  3. особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;
  4. микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;
  5. очень большая плодовитость.

  1. Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя с использованием магнитной аппликации.

  1. Яйца с фекалиями попадают в почву (одна самка может откладывать за сутки до 200000 яиц).
  2. В яйце развивается личинка первого возраста.
  3. Влажная почва: температура 20˚-30˚С (10-15 дней).
  4. В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течении 7 лет.
  5. Проглатывается.

  1. В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37˚С, высокой концентрации СО 2 и рН7.
  2. Личинка: через слизистую оболочку, вены, печень, сердце попадает в легкие.
  3. Две линьки: 1-ая: на 5-6-й день, 2-ая: на 10-й день.
  4. Проникает через стенку альвеол в бронхи, трахеи, вызывают воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.
  5. С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.
  6. Проходит через пищевод.
  7. Попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1-2 года. (Самка откладывает за сутки до 200000 яиц)
  8. Яйца с фекалиями попадают в почву.

Т.О. цикл развития происходит без смены хозяина.

  1. Истощают организм хозяина;
  2. Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;
  3. Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.

4. Работа в группах: класс делится на 3 группы (например, по рядам). На поиск и обсуждение – 4 минуты.

Слово предоставляется более слабым ученикам. Остальные (в т. ч. учитель) дополняют ответы.

  • Речная вода
  • Мухи
  • Немытые руки
  • Плохо промытые фрукты и овощи
  • Домашние животные

  • Не пить сырую воду из рек и озер.
  • Вести борьбу с мухами.
  • Выделенных аскарид сжигать.
  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
  • Соблюдать чистоплотность:

- мыть руки перед едой;

- не грызть ногтей и не чистить их зубами;

- проводить уборку в домах и т.д.

1 вариант: Учитель размещает на доске карточки (Приложение 2).

IV. Домашнее задание : 3 мин.

Б) по выбору (творческое): дополнительные хорошие оценки.

Острица: обитает в нижнем отделе тонкого кишечника. Вызывает заболевание энтеробиоз. Иногда вызывает воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

Трихинелла: обитает в кишечнике при мышцах.

Гельминты – черви-паразиты, глисты.

Гельминтология – наука о паразитических червях.

Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.

Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.

V. Закрепление материала. Заполнение кроссворда (приложение 1). 8 мин.

1 вариант: кроссворд начерчен на бумаге;

2 вариант: кроссворд – на интерактивной доске.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок дает возможность учащимся получить в доступной форме знания о червях - паразитах и мерах профилактики заболеваний, вызываемых различными паразитами.

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Круглые черви" с дополнительной информацией для учащихся.

Данная разработка урока позволит учителю на уроке:Обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания;Расширить знания учащ.

Разработка модульного урока. Страницы даны по старому изданию учебника Сонина 7 класс.

Урок "Тип черви" является обобщающим повторением, проводится в форме иргы.

Программа Пасечника В.В. Учебник Латюшин В.В.

-Познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;-выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;-составить общие призна.


Данная разработка урока биологии соответствует требованиям и стандартам ГОСО, служит методическим пособием для проведения урока биологии в 7 классе. Цели и задачи урока ориентированны на формирование знаний особенностей строения и жизнедеятельности Типа Круглые черви.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о паразитических червях;
на примере аскариды раскрыть особенности индивидуального развития червей;
познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами.

Цель и ожидаемые результаты:

Должны знать, понимать : понятие системы органов, общую характеристику типа круглые черви, классификацию типа круглые черви, особенности строения.

Применять: Определять отличительные особенности между типом плоские и круглые черви.

Анализировать: представителей типов плоских и круглых червей

Активные методы и формы обучения

Ф.И. участника группы

Знание темы прошлого урока ( участие в разминке)

Ораторские способности (выступления, задаваемые вопросы, ответы)

Работа в группе (активность)

Умение слушать и слышать

Оценивание по 5-ти бальной системе ( в итоге выводится средний бал)

Ф.И. участника группы

Знание темы (понятие системы органов, общей характеристики типа плоских червей, классификации типа плоские черви, особенности строения.)

Ораторские способности (выступления, задаваемые вопросы, ответы)

Работа в группе (активность)

Умение слушать и слышать

Оценивание по 5-ти бальной системе ( в итоге выводится средний бал)

МОЕ МНЕНИЕ

Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

7 класс Биология

Цель урока: обобщать и систематизировать знания о паразитических червях;
на примере сосальщика и бычьего цепня раскрыть особенности индивидуального развития червей;
познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами.

Цель и ожидаемые результаты:

Должны знать, понимать : понятие системы органов, общую характеристику типа круглые черви, классификацию типа круглые черви, особенности строения.

Применять: Определять отличительные особенности между типом плоские и круглые черви.

Анализировать: представителей типов плоских и круглых червей


Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы : групповая

Активные методы и формы обучения

Распределение по группам ( на рабочих местах лежат листы с фамилиями участников группы, 4 группа –сильные учащиеся класса)

Проверка знаний ( задание на слайдах 2-11)

Запись темы в тетрадь.

Изучение новой темы :

Совместное обсуждение и постановка целей урока.

Обсуждение критериев оценивания. Сегодня на уроке мы с вами работаем , используя листы самооценивания.

Работа в группах.

- Распределение ролей – 1 мин

- Работа с учебным материалом учебника, дополнительной литературой – 5 мин

- Оформление кластера по теме – 15 мин

- Защита творческой работы - 2 мин.

- Заполнение оценочного листа – 2 мин

Закрепление слайд 14-15

Записываем домашнее задание – параграф 39, ответить на вопрос В (1), С (1) стр 151

Оценивание: Ребята, а сейчас –оцените свою работу на уроке- дайте себе объективную оценку. Заполнение листов самооценивания.

Раздаточный материал для групп

(количество видов, образ жизни, местообитание, классификация)

Прочитать учебный материал на стр 149-151.

Большинство круглых червей — внутренние паразиты, живущие в теле человека и самых разнообразных животных; некоторые виды паразитируют в растительных организмах (например, в корнях свеклы); немало среди круглых червей и очень мелких свободноживущих форм, обитающих на дне водоемов или в сырой почве.

Основная группа круглых червей представлена классом нематод. К ним относятся многие паразиты человека и животных, а также растений. Кроме того, огромное число видов нематод — свободноживущие обитатели морей, пресных вод и почвы. В школьной программе уделено большое внимание знакомству с нематодами — паразитами человека. Наиболее распространенными паразитами человека среди нематод являются человеческая аскарида, острица, власоглав и трихинелла.

Тип круглые, или первичнополостные, черви

Класс 1. Брюхоресничные

Класс 2. Собственно круглые черви, или нематоды

Класс 3. Волосатиковые

Класс 4. Коловратки

Нематоды. Наиболее распространенный класс. Большинство ведет паразитический образ жизни.

Волосатики. Взрослые особи обычно живут в мелких пресных водоёмах, не питаются - дегенерация пищеварительной системы у них зашла так далеко, что червь неспособен заглатывать пищу — его глотка представляет собой плотный комок клеток. Во время размножения свиваются в клубки. Присутствие волосатиков в водоёме может считаться признаком чистой, не загрязнённой воды.

Коловратки. В основном это пресноводные обитатели, но также они водятся в море и влажных почвах. Подавляющее большинство коловраток свободноживущие, но есть и прикреплённые формы. Имеют микроскопические размеры.

Форма и строение тела. Аскариды , живущие в человеке, — довольно крупные черви грязно-розового цвета. Они раздельнополы; самцы меньше самок и имеют длину 15—25 см, задний конец тела у них загнут крючком . У самки задний конец тела не искривлен и длина доходит до 40 и даже до 45 см.

Тело аскариды одето плотной кутикулой, составляющей наружный слой ее кожно-мускульного мешка.

Движения ее несложны: живая аскарида (особенно если ее положить в воду, подогретую до температуры нашего тела) изгибает свое тело, но не может вытянуть его в длину, как это делают дождевые черви, так как мускулатура у нее состоит только из четырех продольных мышечных лент: когда та или другая из них сокращается, тело аскариды изгибается в сторону этой мышцы (ср. далее с мускулатурой дождевого червя

На переднем, или головном, конце тела аскариды находится рот, окруженный тремя губами, которые снабжены микроскопически мелкими зубчиками; это приспособление позволяет аскариде прикрепляться к слизистой оболочке, выстилающей стенки кишечника ее хозяина . Рот ведет в кишечник аскариды, представляющий совершенно прямую трубку. Паразит окружен пищей, которая уже переработана пищеварительными соками хозяина, и ему остается только ее заглатывать (эту функцию выполняет мускулистая глотка) и сразу же усваивать.

Пространство между кишечником и кожно-мускульным мешком заполнено у аскариды водянистой жидкостью. Сюда выделяются из клеток тела продукты распада, образующиеся в процессе их жизнедеятельности. Сюда же попадают и питательные вещества, поступающие через стенки кишечника, а отсюда их получают и прилегающие клетки тела.

Избыток воды и жидкие продукты распада выводятся из тела через выделительную систему — через два очень тонких канала, которые тянутся вдоль боковых стенок тела и оканчиваются на переднем конце одним общим отверстием.

Аскарида живет в бескислородной среде. За счет обильной пищи, получаемой аскаридой, образуется большое количество гликогена, или животного крахмала, составляющего приблизительно третью часть от общей массы сухого вещества ее тела. Процесс распада гликогена дает внутренним паразитам ту энергию, которая необходима для жизнедеятельности организма. Органы размножения, напротив, очень объемисты, как мы уже видели на примере сосальщиков и ленточных червей. Паразитические виды могут сохраняться только при очень большой плодовитости. Самка аскариды за один день выделяет до 234—245 тыс. яиц, а общее число приносимых ею яиц выражается уже десятками миллионов (по приблизительным расчетам, жизнь самки продолжается не менее 200 дней).

Прочитать учебный материал на стр 149-151.

Острицы — это те маленькие белые черви, которые паразитируют в кишечнике человека и, появляясь в заднем проходе, вызывают очень неприятный раздражающий зуд. В большом количестве находятся они и в испражнениях зараженных ими людей. Особенно часто острицы встречаются у детей.

По форме тела и по строению острицы напоминают аскарид, но только в сильно уменьшенном виде Самцы вдвое меньше самок, и задняя часть тела у них изогнута спиралью. В живом состоянии наружу выходят только самки; они достигают 10 мм длины, и тело у них сзади заканчивается заостренным хвостиком (от которого червячки и получили свое название).

Тело у острицы полупрозрачно, а если самку рассмотреть в сильную лупу на просвет, у нее видна сильно раздутая матка, набитая огромным количеством яичек (до 10—12 тыс.).

К числу нематод, паразитирующих в кишечнике человека, принадлежит также власоглав

Название этого гельминта уже характеризует его внешний вид. Вытянутое тело власоглава, достигающее в длину 35—40 мм, сильно утоньшается в своей передней части: этим тонким, как волос, головным концом червь глубоко внедряется в слизистую оболочку слепой кишки и поэтому прочно держится на месте и с трудом поддается изгнанию.

Трихинелла — очень маленький червячок: взрослая самка достигает 3 мм длины, самцы — вдвое меньше. Личинки трихинелл попадают в кишечник нового хозяина, когда он поедает зараженное этим паразитом мясо Здесь они уже на другой день достигают зрелости. Самцы вскоре погибают, а оплодотворенные самки внедряются в стенки кишечника и здесь рождают 80 000—100 000 микроскопически мелких личинок.

Ришта — возбудитель драгункулеза. Заболевание широко распространено в странах с тропическим

и субтропическим климатом (в Ираке, Индии, экваториальной Африке и др.). Раньше встречалось только в Средней Азии.

Паразит имеет нитевидную форму, длина самки — от 30 до 150 см при толщине 1—1,7 мм, самец — только до 2 смдлиной.

Жизненный цикл паразита связан со сменой хозяев и водной средой. Окончательный хозяин — человек, а также обезьяна, иногда — собака и другие дикие и домашние млекопитающие. Промежуточный хозяин — рачки-циклопы. У человека паразит локализуется в подкожной жировой клетчатке преимущественно нижних конечностей. Описаны случаи нахождения ришт под серозной оболочкой желудка, пищевода, мозговыми оболочками. Самки ришты живородящие. Над передним концом тела самки образуется огромный пузырь, заполненный серозной жидкостью. При этом возникает нарыв, человек ощущает сильнейший зуд. Он проходит при соприкосновении кожи с водой. При опускании ног в воду пузырь лопается, из него выходит огромное количество живых личинок.

Нематоды часто паразитируют на растениях. Южная галловая нематода – обычный корневой паразит огурцов, томатов и др. На корнях растения нематоды вызывают образование опухолей – галлов. Потери урожая от галловых нематод достигают 60%. Свекловичная нематода вредит сахарной свекле. В тонких корешках поселяются самки, закупоривая проводящие пучки, что приводит к нарушению корневого питания. Урожайность растений падает в 2–3 раза. Стеблевая нематода картофеля распространена повсеместно. Черви длиной 1 мм развиваются в тканях клубня, превращая его в коричневую труху (сухая гниль). Наибольший ущерб эта нематода наносит картофелю в овощехранилищах (может погибнуть 80% хранящегося картофеля). Пшеничная угрица вызывает опасную болезнь пшеницы и некоторых других злаков. Вместо нормального зерна в колосе пораженного растения образуются галлы, содержащие до 15–17 тыс. личинок нематод, находящихся в состоянии анабиоза. В таком высушенном состоянии эта нематода очень жизнеспособна и не погибает до 20 лет

Изучить дополнительный материал. Найти черты сходства и различия плоских и круглых червей

Тип Плоские черви

Тип Плоские черви делится на три класса: Ресничные черви, Сосальщики и Ленточные черви. Описано около 12 000 видов плоских червей. Часть из них живет в морях, пресных водоемах и во влажной почве, но большинство ведут паразитический образ жизни.

Характеристика плоских червей:

Тело уплощенное в спинно- брюшном направлении, с двусторонней симметрией,

Трехслойные животные (органы формируются из трех слоев клеток – эктодермы, энтодермы и мезодермы).

Эпителий и мускулатура формируют кожно-мускульный мешок, в котором имеются кольцевые, продольные, диагональные мышцы.

Имеют системы органов (у свободноживущих форм 4 системы органов - пищеварительная, выделительная, нервная, половая).

Полость тела отсутствует, пространство внутри кожно-мускульного мешка, в котором находятся пищеварительные, выделительные и половые органы заполнено рыхлой соединительной тканью - паренхимой.

Кишечник разветвленный замкнутый, анального отверстия нет.

Для паразитических форм (ленточных червей и сосальщиков) характерно наличие приспособлений в виде присосок, крючочков. У них наблюдается упрощение строения (например, у ленточных червей отсутствуют органы чувств и пищеварительная система), сложный цикл развития со сменой хозяев, интенсивное размножение.

Пищеварительная система состоит из рта, который ведет в мощную глотку. Из глотки пища переходит в пищевод, а затем в кишечник, ветви которого заканчиваются слепо.
Выделительнаясистема представлена протонефридиями, куда из паренхимы поступают ненужные вещества и выделяются наружу через поры.

Нервная система состоит из парных нервных узлов и идущих от него нервных стволов, соединенных кольцевыми перемычками. Органы чувств наиболее хорошо развиты у свободноживущих червей, которые имеют органы равновесия, глаза и рецепторы для восприятия механических и химических раздражений.

Половая система состоит из семенников и яичников и различных придаточных образований, обеспечивающих процесс оплодотворения.

Тип Круглые черви

В настоящее время известно более 20 тыс. видов круглых червей, обитающих на дне морей, в пресных водоемах, почве, а также ведущих паразитический образ жизни. Тип делится на несколько классов, наиболее многочисленный среди них класс Нематоды.

Характеристика круглых червей:

Тело круглое в поперечном сечении, заостренное с концов.

Покров - кожно- мускульный мешок.

Могут только изгибаться, т.к. мышцы только продольные.

Тело упругое, плотное, покрытое кутикулой.

Имеют анальное отверстие.

Имеется первичная полость тела, заполненная жидкостью.

Органы дыхания отсутствуют. У свободноживущих и паразитов растений газообмен происходит через покровы тела. У паразитов животных дыхание анаэробное.

Имеют 4 системы органов (пищеварительную, нервную, половую, выделительную)

Обитают в воде, почве, внутри организмов

Задание 2. Какие признаки строения и жизнедеятельности круглых червей являются приспособлениями к паразитическому образу жизни?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции