Укажите биотический фактор паразиты

Класс: 9

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе.

Задачи: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы; формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, иллюстрации с изображениями различных типов взаимодействий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слайд №2, №3 (ответы на вопросы появляются по щелчку на вопрос).

III. Изучение нового материала.

Далее учитель говорит о том, что в природе взаимоотношения очень разнообразны, со многими учащиеся уже знакомы. Взаимодействия принято обозначать с помощью знаков: 0; +; -.

Слайд №4 - обозначения.

Учащиеся получают на столы картинки различных пар организмов с изображениями разных биотических взаимодействий.

Учитель предлагает назвать известные для них взаимодействия. В процессе изучения нового материала, учащиеся обращаются к изображениям, подтверждая, тот или иной тип взаимодействия.

Учащиеся (работа в малых группах) называют те взаимодействия, которые для них хорошо знакомы - хищничество, паразитизм, симбиоз, конкуренция.

Учитель должен сообщить ребятам о том, что, кроме 5 названных взаимодействий, существует еще один тип – нейтрализм(0;0) - межвидовое взаимодействие биотических факторов. Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно.

Учащиеся приводят примеры нейтральных отношений.

Учащиеся записывают обозначения в тетрадь:

Слайд №5

Взаимовыгодные отношения - отношения, при которых оба организма получают выгоду (Симбиоз, мутуализм, протокооперация).

Симбиоз – тесные неразделимые взаимовыгодные отношения, при которых два организма образуют неразделимое единое целое.

На слайде представлены: внешний вид лишайника, а также строение лишайника в разрезе (гифы грибов и водоросли).

Центральной Америке у одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стебле акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу, муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение - кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, они осветляют полг и обеспечивают для своей акации световой режим. Если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.

Слайд №6 (Анимация – трюк птички Тари, которая чистит зубы крокодилу.)

Мутуализм - отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Интересные случаи взаимопомощи у растений отмечаются в полупустынях Америки, где в естественных условиях растут кактусы. Кактусы обладают особым типом фотосинтеза – они днем фотосинтезируют при закрытых устьицах, чтобы не испарять воду, а ночью запасают углекислый газ. Такая экономия воды ведет к перегреву кактусов. Молодые кактусы на открытом солнце погибают. Спасают их растения – няни из семейства губоцветных, которые притеняют молодые растения. При увеличении осадков и более прохладном климате - в сухих горных лесах, в услугах растений – нянь они не нуждаются.

Слайд №7

Протокооперация - отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.

Слайд №8

Полезновредные отношения – паразитизм и хищничество.

Хищничество - способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), называемых хищниками, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных - жертв. Хищники первого порядка нападают на "мирных" травоядных животных, второго - на более слабых хищников. Способность "переключаться" с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.

Паразитизм - форма взаимоотношений организмов разных видов, при которой один их них (паразит) использует другого в качестве источника пищи и среды обитания, возлагая на него регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой.

По характеру связей со своим местообитанием различают несколько видов паразитов:

  • Эктопаразиты - питаются телом хозяина, находясь на его поверхности.
  • Эндопаразиты - внутренние паразиты, живущие внутри тела хозяина и питающиеся его соками и тканями.

По степени зависимости от хозяина:

  • Факультативные паразиты - способны жить и размножаться самостоятельно, независимо от хозяина, но ведущие паразитический образ жизни в случае снижения жизнестойкости
  • Облигатные паразиты - абсолютно неспособные жить и размножаться вне своего хозяина (полные паразиты).

Учащиеся приводят примеры:

  • блохи, клещи, вши; мучнистая роса – эктопаразиты;
  • клещи, пиявки, веслоногие ракообразные в жабрах рыб, глисты - эндопаразиты;

Слайд №9

Вреднонейтральные отношения – аменсализм.

Аменсализм - отношения, при которых один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Остановить слайд №9 и провести физкультминутку (дети должны представить себя в лесу, под звуки пения птиц, выполнить упражнения), в это время звучит пение птиц в лесу (звуковой файл).

Слайд №10, 11

Взаимовредные отношения - конкуренция (межвидовая и внутривидовая).

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.

Работа в малых группах: из предложенного списка составить пары, которые в природе конкурируют между собой (названия организмов можно использовать только один раз): ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, американская норка, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, европейская норка, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая.

Слайд №12

Полезнонейтральные отношения – комменсализм (квартиранство, нахлебничество, сотрапезничество).

Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны. При сотрапезничестве комменсальные отношения возникают на базе пищевых связей. Квартиранство (синойкия) - пространственное сожительство, полезное для одного и безразличное для другого. Поверхностное размещение мелких животных на крупных - эпиойкия, а размещение мелких организмов внутри крупных - эндойкия. При форезии мелкие слабоподвижные животные (комменсалы) используют крупных животных для расселения, прикрепляясь к их телу.

Квартиранство - отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Сотрапезничество - отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

Нахлебничество - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Учащиеся после просмотра должны назвать тип взаимодействия между бездомными собаками и крысами.

Слайд №13

Видеоролик о комменсализме – (колибри и клещ).

Комменсализм (квартиранство – колибри – транспортное средство для клещей, а с другой стороны - о конкуренции – клещи являются конкурентами колибри и еще о мутуалистических отношениях – клещи питаются нектаром строго определенных цветов)

В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют в тетради таблицу:

Типы биотических взаимодействий.

Тип взаимодействия

Вид 1

Вид 2

Характер взаимодействия

Примеры

Ни одна популяция не оказывает никакого воздействия на другую

а) Оба вида испытывают угнетение

б) Подавление особей внутри одного вида

а) Серая крыса - чёрная крыса

б) Самоизреживание у растений

Один вид испытывает угнетение, другой - безразличен

а) Один вид использует остатки пищи другого

б) Использование разных частей одного ресурса

в) Один вид использует другой в качестве жилья или убежища

а) Рыба - прилипала-акула

б) Копытные - сурки

в) Кольчатый червь-рак-отшельник

Один вид живет за счет другого, поселяясь внутри или на поверхности его тела

Хищник убивает жертву и съедает ее

Взаимовыгодное, но необязательное сотрудничество двух популяций

Пчелы - луговые травы

Выгодное и обязательное сотрудничество

Буйволовы птицы- носороги

Тесное обязательное взаимовыгодное сотрудничество

IV. Закрепление

Слайд№15, 16 (работают по принципу триггеров).

Слайд№17 (триггеры – при нажатии на кнопку появляется ответ (кнопка №1,2)

Слайд№18 - подбери пары (при нажатии на тип биотического взаимодействия в левой колонке, появляется стрелка, ведущая к правильному ответу в правой колонке).

Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары:

Примеры растений и животных










  • Экономика природопользования
  • Закономерности и принципы природопользования
  • Экономический механизм природопользования
  • Рациональное и нерациональное природопользование
  • Экологический риск
  • История развития экологии как науки
  • Предмет, объект и задачи экологии
  • Основы экологии

Экологические факторы — это комплекс окружающих условий, воздействующих на живые организмы. Различают факторы неживой природы — абиотические (климатические, эдафические, орографические, гидрографические, химические, пирогенные), факторы живой природы — биотические (фитогенные и зоогенные) и факторы антропогенные (воздействие человеческой деятельности). К лимитирующим относятся любые факторы, ограничивающие рост и развитие организмов. Приспособление организма к среде обитания называется адаптацией. Внешний облик организма, отражающий его приспособленность к условиям среды, называется жизненной формой.

Понятие об экологических факторах среды, их классификация

Отдельные компоненты среды обитания, воздействующие на живые организмы, на которые они реагируют приспособительными реакциями (адаптациями), называются факторами среды, или экологическими факторами. Иначе говоря, комплекс окружающих условий, влияющих на жизнедеятельность организмов, носит название экологические факторы среды.

Все экологические факторы делят на группы:

1. Абиотические факторы включают компоненты и явления неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы. Среди множества абиотических факторов главную роль играют:

  • климатические (солнечная радиация, свет и световой режим, температура, влажность, атмосферные осадки, ветер, атмосферное давление и др.);
  • эдафические (механическая структура и химический состав почвы, влагоемкость, водный, воздушный и тепловой режим почвы, кислотность, влажность, газовый состав, уровень грунтовых вод и др.);
  • орографические (рельеф, экспозиция склона, крутизна склона, перепад высот, высота над уровнем моря);
  • гидрографические (прозрачность воды, текучесть, проточность, температура, кислотность, газовый состав, содержание минеральных и органических веществ и др.);
  • химические (газовый состав атмосферы, солевой состав воды);
  • пирогенные (воздействие огня).

2. Биотические факторы — совокупность взаимоотношений живых организмов, а также их взаимовлияний на среду обитания. Действие биотических факторов может быть не только непосредственным, но и косвенным, выражаясь в корректировке абиотических факторов (например, изменение состава почвы, микроклимата под пологом леса и т.д.). К биотическим факторам относятся:

  • фитогенные (влияние растений друг на друга и на окружающую среду);
  • зоогенные (влияние животных друг на друга и на окружающую среду).

3. Антропогенные факторы отражают интенсивное влияние человека (непосредственно) или человеческой деятельности (опосредованно) на окружающую среду и живые организмы. К таким факторам относятся все формы деятельности человека и человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания и других видов и непосредственно сказываются на их жизни. Каждый живой организм испытывает влияние неживой природы, организмов других видов, в том числе человека, и в свою очередь оказывает воздействие на каждую из этих составляющих.

Влияние антропогенных факторов в природе может быть как сознательным, так и случайным, или неосознанным. Человек, распахивая целинные и залежные земли, создает сельскохозяйственные угодья, выводит высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям формы, расселяет одни виды и уничтожает другие. Эти воздействия (сознательные) часто носят отрицательный характер, например необдуманное расселение многих животных, растений, микроорганизмов, хищническое уничтожение целого ряда видов, загрязнение среды и др.

К случайным относятся воздействия, которые происходят в природе под влиянием деятельности человека, но не были заранее предусмотрены и запланированы им: распространение вредителей, паразитов, случайный завоз различных организмов с грузом, непредвиденные последствия, вызванные сознательными действиями в природе, например осушением болот, постройкой плотин, распашкой целины и др.

Биотические факторы среды проявляются через взаимоотношения организмов, входящих в одно сообщество. В природе многие виды тесно взаимосвязаны, их отношения друг с другом как компонентами окружающей среды могут носить чрезвычайно сложный характер. Что касается связей между сообществом и окружающей неорганической средой, то они всегда являются двусторонними, обоюдными. Так, характер леса зависит от соответствующего типа почв, но сама почва в значительной мере формируется под влиянием леса. Подобно этому температура, влажность и освещенность в лесу определяются растительностью, но сформировавшиеся климатические условия в свою очередь влияют на сообщество обитающих в лесу организмов.

Воздействие экологических факторов на организм

Воздействие среды обитания воспринимается организмами через посредство факторов среды, называемых экологическими. Следует отметить, что экологическим фактором является только изменяющийся элемент окружающей среды, вызывающий у организмов при своем повторном изменении ответные приспособительные эколого-физиологические реакции, наследственно закрепляющиеся в процессе эволюции. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные (рис. 1).

Абиотическими факторами называют всю совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений. Среди них различают: физические, химические и эдафические.

Физические факторы - те, источником которых служит физическое состояние или явление (механическое, волновое и др.). Например, температура.

Химические факторы — те, которые происходят от химического состава среды. Например, соленость воды, содержание кислорода и т.п.

Эдафические (или почвенные) факторы представляют собой совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, для которых они являются средой обитания, так и на корневую систему растений. Например, влияние биогенных элементов, влажности, структуры почвы, содержание гумуса и т.п. на рост и развитие растений.

Биотические факторы - совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других (внутривидовые и межвидовые взаимодействия), а также на неживую среду обитания. Пример: внутривидовая конкуренция за места гнездований, за площадь расселения в округе; межвидовые взаимодействия — нейтрализм, конкуренция, паразитизм, хищничество и др. Примером воздействия биотических факторов на неживую природу может служить особый лесной микроклимат или микросреда, где по сравнению с открытым местообитанием создается свой режим температур и влажности: зимой здесь теплее, летом — прохладнее и более влажно.


Рис. 1. Схема воздействия среды обитания (окружающей среды) на организм

Антропогенные факторы — факторы деятельности человека, воздействующие на окружающую природную среду (загрязнение атмосферы и гидросферы, эрозия почв, уничтожение лесов и т.п.).

Лимитирующими (ограничивающими) экологическими факторами называют такие факторы, которые ограничивают развитие организмов из-за недостатка или избытка питательных веществ по сравнению с потребностью (оптимальным содержанием).

Так, при выращивании растений при различных температурах точка, при которой наблюдается максимальный рост, и будет оптимумом. Весь интервал температур, от минимальной до максимальной, при которых еще возможен рост, называют диапазоном устойчивости (выносливости), или толерантности. Ограничивающие его точки, т.е. максимальная и минимальная пригодные для жизни температуры, — пределы устойчивости. Между зоной оптимума и пределами устойчивости по мере приближения к последним растение испытывает все нарастающий стресс, т.е. речь идет о стрессовых зонах, или зонах угнетения, в рамках диапазона устойчивости (рис. 2). По мере удаления от оптимума вниз и вверх по шкале не только усиливается стресс, но по достижении пределов устойчивости организма происходит его гибель.


Рис. 2. Зависимость действия экологического фактора от его интенсивности

Таким образом, для каждого вида растений или животных существуют оптимум, стрессовые зоны и пределы устойчивости (или выносливости) в отношении каждого фактора среды обитания. При значении фактора, близкого к пределам выносливости, организм обычно может существовать лишь непродолжительное время. В более узком интервале условий возможно длительное существование и рост особей. Еще в более узком диапазоне происходит размножение, и вид может существовать неограниченно долго. Обычно где-то в средней части диапазона устойчивости имеются условия, наиболее благоприятные для жизнедеятельности, роста и размножения. Эти условия называют оптимальными, в которых особи данного вида оказываются наиболее приспособленными, т.е. оставляют наибольшее число потомков. На практике выявить такие условия сложно, поэтому оптимум обычно определяют отдельные показатели жизнедеятельности (скорость роста, выживаемость и т.п.).

Адаптация состоит в приспособлении организма к условиям среды обитания.

Способность к адаптациям — одно из основных свойств жизни вообще, обеспечивающее возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации проявляются на разных уровнях — от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Все приспособления организмов к существованию в различных условиях выработались исторически. В результате сформировались специфические для каждой географической зоны группировки растений и животных.

Адаптации могут быть морфологическими, когда меняется строение организма вплоть до образования нового вида, и физиологическими, когда происходят изменения в функционировании организма. К морфологическим адаптациям близко примыкает приспособительная окраска животных, способность менять ее в зависимости от освещенности (камбала, хамелеон и др.).

Широко известны примеры физиологической адаптации — зимняя спячка животных, сезонные перелеты птиц.

Весьма важными для организмов являются поведенческие адаптации. Например, инстинктивное поведение определяет действие насекомых и низших позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и др. Такое поведение генетически запрограммировано и передается по наследству (врожденное поведение). Сюда относится: способ построения гнезда у птиц, спаривание, выращивание потомства и др.

Существует также и приобретенное повеление, полученное индивидом в процессе его жизни. Обучение (или научение) - главный способ передачи приобретенного поведения от одного поколения к другому.

Способность индивида управлять своими познавательными способностями, чтобы выжить при неожиданных изменениях среды обитания, является интеллектом. Роль научения и интеллекта в поведении возрастает с совершенствованием нервной системы — увеличением коры головного мозга. Для человека — это определяющий механизм эволюции. Свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды обозначается понятием экологическая мистичность вида.

Совместное действие экологических факторов на организм

В комплексном влиянии среды воздействие различных факторов для организмов неравноценно. Их можно подразделить на главные, сопутствующие и второстепенные. Ведущие факторы различны для разных организмов, если даже они живут в одном месте. В роли ведущего фактора на разных этапах жизни организма могут выступать то одни, то другие элементы среды. Например, в жизни многих культурных растений, таких, как злаки, в период прорастания ведущим фактором является температура, в период колошения и цветения — почвенная влага, в период созревания — количество питательных веществ и влажность воздуха. Роль ведущего фактора в разное время года может меняться.

Ведущий фактор может быть неодинаков у одних и тех же видов, живущих в разных физико-географических условиях.

Понятие о ведущих факторах нельзя смешивать с понятием о лимитирующих факторах. Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении (недостаток или избыток) оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется лимитирующим. Действие лимитирующего фактора будет проявляться и в том случае, когда другие факторы среды благоприятны или даже оптимальны. Лимитирующими могут выступать как ведущие, так и второстепенные экологические факторы.

Закон минимума Либиха относится ко всем влияющим на организм абиотическим и биотическим факторам. Это может быть, например, конкуренция со стороны другого вида, присутствие хищника и паразита. Сформулированный закон действует как в отношении растений, так и животных.

Лимитирующим фактором может быть не только недостаток, на что указывал Либих, но и избыток таких факторов, как, например, тепло, свет и вода. Как отмечалось ранее, организмы характеризуются экологическим минимумом и максимумом. Диапазон между этими двумя величинами принято называть пределами устойчивости, или толерантности.

В общем виде всю сложность влияния экологических факторов на организм отражает закон толерантности В. Шелфорда: отсутствие или невозможность процветания определяется недостатком или, наоборот, избытком любого из ряда факторов, уровень которых может оказаться близким к пределам, переносимым данным организмом (1913 г.). Эти два предела называют пределами толерантности.


Рис. 3. Влияние загрязняющего атмосферный воздух вещества на организм человека. Макс — максимальная жизненная активность; Доп — допустимая жизненная активность; Опт — оптимальная (не влияющая на жизненную активность) концентрация вредного вещества; ПДК — предельно допустимая концентрация вещества, существенно не изменяющая жизненную активность; Лет — летальная концентрация

Концентрация влияющего фактора (вредного вещества) на рис. 5.2 обозначена символом С. При значениях концентрации С = Слет человек погибнет, но необратимые изменения в его организме произойдут при значительно меньших значениях С = Спдк. Следовательно, диапазон толерантности ограничивается именно значением Спдк= Слим. Отсюда, Спдк необходимо определить экспериментально для каждого загрязняющего или любого вредного химического соединения и не допускать превышения его Сплк в конкретной среде обитания (жизненной среде).

В охране окружающей среды важны именно верхние пределы устойчивости организма к вредным веществам.

Таким образом, фактическая концентрация загрязняющего вещества Сфакт не должна превышать Спдкфакт ≤ Спдк = Слим).

Ценность концепции лимитирующих факторов (Слим) состоит в том, что она дает экологу отправную точку при исследовании сложных ситуаций. Если для организма характерен широкий диапазон толерантности к фактору, отличающемуся относительным постоянством, и он присутствует в среде в умеренных количествах, то такой фактор вряд ли является лимитирующим. Наоборот, если известно, что тот или иной организм обладает узким диапазоном толерантности к какому-то изменчивому фактору, то именно этот фактор и заслуживает внимательного изучения, так как он может быть лимитирующим.

Разделы: Биология

Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в очень малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самом скромном доспехе.
Н. Рерих.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  • Образовательная: Показать многообразие биотических взаимоотношений и взаимозависимость организмов в биоценозе.
  • Развивающая: Работать над формированием познавательного интереса к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов.
  • Воспитательная: Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе.

Ключевые биологические понятия урока: внутривидовая и межвидовая конкуренция, мутуализм, протокооперация, комменсализм, хищничество, паразитизм, антагонизм, аменсализм.

Ход урока

Ни один живой организм на нашей планете не может существовать изолированно, сам по себе.

Организмы образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию.

Совокупность взаимоотношений между организмами – биотические факторы среды.

Цель урока: Выяснить влияние основных биотических факторов друг на друга. Раскрыть причины различных взаимоотношений между организмами. Учиться распознавать типы взаимоотношений и приводить конкретные примеры.

4.1. Рассказ учителя.

  • факторы, характеризующие отдельную популяцию (численность, возрастную структуру, соотношение полов, среднюю продолжительность жизни организмов, их плодовитость, динамику численности популяции);
  • физиологические факторы, характеризующие образ жизни, поведение организмов; ритмы суточной и сезонной активности.

  • полезные или позитивные – симбиоз;
  • вредные или негативные – антибиоз;
  • безразличные – нейтрализм.

4.2. Характеристика взаимоотношений.

(Рассказ учителя можно чередовать сообщениями заранее подготовленных учеников . Объяснение сопровождать показом иллюстративного материала. Запись терминов на доске).

Симбиоз – форма взаимоотношений, при которых организмы или один из них извлекает пользу от взаимодействия.
Некоторые клеточные структуры эукариот (митохондрии, хлоропласты, центриоли) возникли в результате серии симбиозов.

  • Мутуализм (+ +) – сожительство с обоюдной пользой для симбионтов, иногда с элементами паразитирования.
    Примеры мутуализма: лишайник = гриб + водоросль; микориза (грибокорень); клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений; термиты и, живущие у них в кишечнике, жгутиконосцы.
  • Протокооперация (+ +) – взаимосвязь, выгодная для обоих организмов, но не обязательная.
    Примеры: рак-отшельник и актиния; совместные облавы бакланов и пеликанов на рыбу; мурены и креветки, очищающие их от паразитов.
  • Комменсализм (+ 0) – взаимосвязь, при которой один организм получает какое-либо преимущество, не принося заметного вреда другому.
  • Сотрапезничество – взаимоотношение, при котором организмы делят друг с другом пищу. Находясь примерно в одних условиях, они потребляют разные пищевые ресурсы.
    Например, птицы лысухи, ныряя за водорослями, взмучивают ил, в котором много мелких организмов для сазана.
  • Нахлебничество – взаимоотношение, при котором организмы доедают пищу, оставленную другими.
    Примеры: белый медведь и песцы, чайки; лев и гиены, шакалы; акула и рыба-лоцман.
  • Квартирантство – взаимосвязь, при которой для некоторых организмов тела животных других видов или их местообитания служат убежищами.
    Примеры: буревестник и гаттерия, эпифиты на дереве, в теле голотурии находят убежище разнообразные виды мелких животных.

Антибиоз – форма взаимоотношений, при которой оба взаимодействующих организма или один из них испытывают отрицательное влияние.

  • Хищничество (+ -) – взаимосвязь, при которой один организм поедает другого, умерщвляя его (жертву).
    Естественный отбор увеличивает эффективность средств поиска и ловли добычи хищниками. Жертвы совершенствуют средства защиты.
    Хищничество встречается не только у животных, но и у растений(семейство росянковых) и грибов.
  • Паразитизм (+ -) – взаимосвязь, при которой организмы (паразиты) могут использовать другой вид (хозяина) не только как место обитания, но и как постоянный источник питания.
    Увеличивает возможность вида(паразита) выжить в борьбе за существование.
    Зараженные паразитами организмы менее продуктивны, раньше умирают. Происходит регуляция плотности популяций хозяев. Особенно важно для популяций крупных хищников, у которых нет врагов (волк в лесу), или там, где нет хищников (караси в озере, где из-за недостатка в воде кислорода не могут жить другие рыбы).
    ФормыПримеры
    временный паразитизмслепень, комар, блоха, муха жигалка
    стационарный паразитизммалярийный плазмодий, дизентерийная амеба, печеночный сосальщик, аскарида
    Эктопаразиты (как правило, временные) располагаются на покровах тела.
    Эндопаразиты (чаще постоянные) обитают в полостях и тканях тела.

– Гнездовой паразитизм? Приведите примеры.
Растения-паразиты: повилика на крапиве, заразиха на подсолнечнике.
Грибы-паразиты: фитофтора на картофеле,головня и спорынья на злаковых.

Полупаразитизм – взаимосвязь, при которой организм одного вида получает некоторые питательные вещества от хозяина,в то же время и сам способен образовывать органические вещества.
Примеры: растения омела, марьянник паразитируют на других растениях, одновременно осуществляя фотосинтез.

  • Промежуточное положение между хищниками и паразитами занимают паразитоиды.
    Например, наездники. Взрослые насекомые ведут свободный образ жизни, но яйца откладывают в тело личинки другого насекомого. Вышедшие из яиц личинки питаются тканями хозяина и по мере роста полностью съедают его.
  • Человек широко использует биологический метод борьбы с вредителями. Ввозит, акклиматизирует, создает условия для естественного увеличения численности, дополнительно разводит в лабораторных условиях полезных насекомых.

    • Антагонизм (- -) – взаимоотношение, при котором присутствие одного вида исключает пребывание другого вида.
      Например, медуза аурелия и инфузория-туфелька.
    • Конкуренция (+ -)- взаимосвязь, возникающая между видами, обладающими сходными потребностями в пище, в пространстве и иных условиях жизни.
      Примеры: культурные растения и сорняки на грядке; воробьи и синицы – за места гнездования.
    • Каннибализм – частный случай внутривидовой конкуренции. Наблюдается при переуплотнении среды и недостатке пищи.
      Примеры: пауки, акулы.
      К каннибализму более склонны самки. Каракурты, богомолы часто съедают самцов после спаривания. Самки млекопитающих (кенгуру) также иногда съедают своих детенышей.
      Жуки мучные хрущаки поедают отложенные яйца при высокой плотности популяции.
    • Аменсализм (0 -) – взаимоотношение, безразличное для одного вида, но угнетающе действующее на другого.
      Организмы способны подавлять конкурентов с помощью химических веществ.
      Примеры: корни осины тормозят рост дуба; дуб угнетает чернику; плесневый гриб пеницилл препятствует росту бактерий путем выработки антибиотиков.

    Нейтрализм (0 0) – форма взаимоотношений,при которой совместно обитающие на одной территории организмы не связаны друг с другом непосредственно.
    Формируя биоценоз, зависят от состояния сообщества в целом.
    Примеры: стрекоза и муравей; волк и дождевой червь; лось и филин.

    – Можно ли рассматривать отсутствие каких-либо реальных контактов между особями или популяциями двух видов одним из типов их экологического взаимодействия? Что такое нейтрализм?

    – Взаимодействия могут не проявляться достаточно явно. . .

    – Ученым, в некоторых случаях, может просто не хватать знаний для выявления этих взаимодействий. . .

    – В природе истинный нейтрализм редок. . .

    – Нейтрализм- альтернативная взаимодействию форма существования видов. . .

    Решение: Увеличение количества старых дев в данной местности / увеличение количества кошек, которых заводят старые девы / уменьшение количества мышей / увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши / повышение урожайности клевера / увеличение удоя у коров в данной местности.

    Выполнение самостоятельной работы (задание в презентации).

    – Используя знания о животных и растениях нашей местности, дополните своими примерами.

    хищничество паразитизм конкуренция нейтрализм мутуализм комменсализм

    В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.

    Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.

    Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции