У круглых червей впервые появляется вторичная полость тела

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Полости тела: первичная и вторичная, функции полости тела, представители.

Изучение нового материала

Полости тела. Полостью тела беспозвоночных и позвоночных животных называют пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами. Впервые полость тела возникает у круг­лых червей. Полость тела круглых червей называют первичной, она заполнена полостной жидкостью, которая не только поддерживает и сохраняет форму тела, но и выполняет функцию транспортировки питательных веществ в организме, в ней также накапливаются не­нужные продукты жизнедеятельности. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.


Полость тела кольчатых червей так же, как и у круглых, про­стирается от переднего конца тела до заднего. У кольчатых она поде­лена поперечными перегородками на отдельные сегменты, а каждый сегмент, в свою очередь, поделен еще на две половины. В каждом сегменте имеется полость тела, заполненная полостной жидкостью, но в отличие от первичной она отграничена от внутренних органов и от стенок тела оболочкой, состоящей из слоя эпителиаль­ных клеток (рис. 155). Такая полость, в которой пищеварительная, выделительная, нервная, кровеносная системы и внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью и отделены от нее стенка-

ЧТО ТАКОЕ ПОЛОСТЬ ТЕЛА?

Полость тела – замкнутое пространство, сообщается с внешней средой только через поры выделительной и половой систем. Полость тела может занимать значительный объем (например, у многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей), а может быть представлена очень узкими щелевидными промежутками между органами (например, у мелких круглых червей). Она заполнена полостной жидкостью, которая является одним из компонентов внутренней среды организма и омывает располагающиеся в полости тела внутренние органы. В полостной жидкости могут находиться клетки, участвующие в газообмене, выделении, иммунных реакциях и т.п., но они не образуют плотной ткани и свободно плавают в полостной жидкости.


Чем отличается первичная полость тела от вторичной (целома)?

Первичная полость тела (в англоязычных руководствах её обычно называют псевдоцель)не имеет собственной непрерывной стенки из мезодермальных клеток. Все клетки, граничащие с первичной полостью, отделены от неё базальными пластинками.

Локомоция, полости тела

Формирование полости тела в онтогенезе

На стадии бластулы у зародыша образуется внутренняя полость – бластоцель. В ходе гаструляции из одного слоя клеток бластулы формируются два слоя клеток (два зародышевых листка) – эктодерма и энтодерма. При этом образуются два внеклеточных пространства:

1) полость первичного кишечника (архентерона) не имеет отношения к полости тела;

2) бластоцель превращается в пространство между эктодермой и энтодермой – это и есть первичная полость тела, возникшая на самых ранних стадиях эмбриогенеза. У взрослого животного она будет находиться между стенкой кишечника и стенкой тела.

Позже тем или иным путем от энтодермы обособляются клетки мезодермы.

Животных, у которых мезодермальные клетки заполняют всё пространство между кишечником и покровами, называют паренхиматозными (ацеломатными - "бесполостными").

У других животных мезодерма дает начало части внутренних органов и слою мышечных клеток, которые входят в состав стенки тела (мускулатура кожно-мускульного мешка), но полостей в самой мезодерме не образуется. Таких животных принято называть первичнополостными.

У целомических животных возникают замкнутые пузырьки, стенки которых состоят из мезодермальных клеток, – это и есть зачатки целома. Целомические пузырьки растут, постепенно вытесняя первичную полость тела и занимая её место. Именно поэтому целом называют вторичной полостью тела. Число и способ образования целомических пузырьков различаются у животных из разных таксонов.

Функции полости тела

К функциям целома можно отнести:

1. Функциональное разделение стенок тела и пищеварительного тракта. Благодаря наличию целома, например, сокращение соматической мускулатуры не сказывается на работе пищеварительной системы.

3. Участие целомической жидкости в транспорте питательных веществ, продуктов обмена, растворенных газов. Целомическая жидкость находится в постоянном движении, что обеспечивает транспорт веществ – не только диффузионный, но и конвективный. Целом выполняет функцию газообмена. У целого ряда животных имеются целомические жабры или другие выросты тела, в которые заходит целомическая полость. Через тонкую стенку таких выростов идет газообмен между внешней средой (водой) и целомической жидкостью (морские звёзды, мшанки, брахиоподы и другие). В целомической жидкости могут находиться дыхательные пигменты (как растворенные в целомической жидкости, так и в клетках).

4. Целом принимает участие в осморегуляции, временном накоплении и выделениипродуктов метаболизма

5. Половая функция. Гонады (половые железы) имеют целомическое происхождение. Гаметы дифференцируются из целомической мезодермы (целотелия) и созревают в целоме. Гидростатический скелет, а также связанное с наличием целома развитие транспортной (кровеносной и самой целомической) и выделительной систем позволяет целомическим животным достигать сравнительно крупных размеров.

Хордовые животные имеют отличительные черты внутри вида, что связано с их образом жизни и средой обитания, а также адаптацией к ней. Помимо признаков отличия от других организмов, у хордовых есть и черты сходства с другими животными. Эти черты сходства:

Двусторонняя симметрия, которая присуща плоским червям, насекомым и другим организмам.

Целом (иначе вторичная полость тела), в которой находятся внутренние органы. Вторичная полость появляется у кольчатых червей.

Имеют вторичный рот, который формируется на стадии гаструлы путем прорыва стенки.

Метамерное расположение органов (сегментное), четко выражено на стадии зародыша и у примитивных хордовых, у взрослых животных прослеживается в строении мышц и оси позвоночника. За счет этого тип хордовые обнаруживает признаки сходства с кольчатыми червями и насекомыми.

Наличие систем органов – кровеносной, дыхательной, нервной, пищеварительной, выделительной, половой.

Таким образом, тип хордовые объединяет животных, для которых характерна двусторонняя симметрия и целом, наличие жаберных щелей на ранних этапах развития и появление внутреннего скелета – хорды, над которым располагается нервная трубка. Под хордой находится пищеварительная трубка.

Общие признаки хордовых животных

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М. Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

При изучении нового материала вы должны:

а) усвоить материал о строении тела трехслойных животных, о полости тела и ее функциях, знать название слоев зародышевых листков и значение мезодермы;
б) уметь сравнивать первичную и вторичную полости тела, отличать трехслойных животных от двуслойных, составлять конспект в виде таблиц и схем, ориентироваться в конспекте, объективно оценивать свой труд и труд товарищей.

Методические рекомендации

Учебный текст

УЭ-0. Повторение материала о типе Кишечнополостные

Выполни задание в тетради.

Выбери правильный ответ.

Проверь себя. Сравни свои ответы с эталоном у учителя.

1. Животные типа Кишечнополостные:

А – представляют собой колонии клеток;
Б – примитивные многоклеточные;
В – высокоорганизованные многоклеточные.

2. Стенка тела кишечнополостных состоит из:

А – одного слоя клеток;
Б – трех слоев клеток;
В – двух слоев клеток.

3. Клетки энтодермы выполняют функции:

А – двигательную;
Б – пищеварительную;
В – двигательную и пищеварительную.

4. Пищеварение у кишечнополостных происходит:

А – только в кишечной полости;
Б – только в клетках энтодермы;
В – в кишечной полости и в клетках энтодермы.

5. Наружный слой клеток называется:

А – мезодерма;
Б – энтодерма;
В – эктодерма.

6. Движение гидры осуществляется за счет сокращения:

А – мышечных клеток;
Б – кожно-мускульных клеток;
В – кожно-мускульных и пищеварительных клеток.

7. Лучевая симметрия:

А – характерна для подвижных животных;
Б – характерна для малоподвижных животных;
В – не зависит от подвижности.

8. Регенерация – это:

А – ответ на раздражение;
Б – восстановление утраченных частей тела;
В – захват пищевых частиц.

УЭ-1. Двусторонняя симметрия

Внимательно прочти текст. Обрати внимание на причины появления двусторонней симметрии и на то, как меняется расположение органов чувств на теле животных.

В тетрадь запиши номер УЭ и его название.

В словарь запиши определение органа и системы органов.

Цель: знать, для животных с каким способом передвижения характерна двусторонняя симметрия, уметь узнавать двусторонне-симметричных животных и объяснять причины существования такого типа симметрии

Двусторонняя симметрия характерна для подвижных животных. Органы тела лежат симметрично относительно плоскости, разделяющей тело на правую и левую половины. В связи с подвижным образом жизни обособляются передний и задний концы тела. На переднем конце сосредоточены органы чувств (зрения, обоняния, слуха и др.)
Трехслойные животные имеют органы (часть тела, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции). Органы объединены в системы органов (группа органов, выполняющих общие функции). Благодаря появлению органов и систем органов процессы жизнедеятельности усложнились.

Прочти учебный текст.

В тетрадь запиши название УЭ.

В словарь запиши определение полости тела.

Обрати внимание на отличие первичной полости тела от вторичной.

  • Обрати внимание, что у плоских червей нет полости тела.
  • Цель: получить представления о первичной и вторичной полостях тела, паренхиме и их функциях

    Полость тела – это пространство между стенками тела и внутренними органами. Различают вторичную и первичную полости тела. Первичная впервые появляется у круглых червей. У остальных типов животных имеется вторичная полость тела – целом. В отличие от первичной вторичная полость тела имеет свои собственные стенки, ограничивающие ее от мышц. Полость заполнена жидкостью. Полость тела выполняет следующие функции.

    1. Опорную, т.к. сокращение мускулов стенки тела возможно только при наличии внутренней опоры на жидкость. Давление изнутри обеспечивает напряжение тела – тургор. Полостную жидкость червей можно считать гидроскелетом.

    2. Равномерное распределение питательных веществ, продуктов выделения, кислорода.

    3. Поддерживает постоянный состав веществ в организме.

    4. У некоторых животных с полостью тела связана половая функция.

    У плоских червей полости тела нет. Пространство между органами заполнено рыхлой соединительной тканью – паренхимой. Функции паренхимы: опорная, запасающая, участвуют в обмене веществ и пищеварении, регенерации.

    УЭ-3. Составление конспекта

    Запиши главную мысль УЭ-1

    Цель: учиться выделять главное, делать краткие записи, закрепить материал УЭ-1, УЭ-2

    УЭ-4. Проверка конспекта

    Сверь свой конспект с конспектами товарищей, а затем с эталоном у учителя.
    Исправь или дополни материал и оцени свой труд по пятибалльной системе.

    Цель: скорректировать и оценить свой конспект

    В конспекте должны быть краткие записи самого главного.

    УЭ-5. Кожно-мускульный мешок

    Запомни и запиши составные части кожно-мускульного мешка и их функции.

    Обрати внимание на то, что кожно-мускульный мешок характерен только для червей.

  • Запиши названия зародышевых листков.
  • Цель: изучить строение кожно-мускульного мешка в связи с выполняемыми функциями

    У всех типов червей имеется кожно-мускульный мешок. Это стенка тела, образованная кожным эпителием, образованным из эктодермы, и слоями мышц. Слои мышц расходятся в разных направлениях, что обеспечивает разнообразные движения животных. Под эпителием идет слой кольцевых мышц, под ним – слой продольных мышц, глубже – слой косых мышц. У некоторых червей развиты не все слои мышц.
    Мышечные слои развиваются из третьего зародышевого слоя – мезодермы. Он образуется между эктодермой и энтодермой во время развития зародыша.
    Животные, у которых три зародышевых слоя, называются трехслойными. Из каждого зародышевого слоя формируются те или иные органы.

    УЭ-6. Закрепление материала

    Не глядя в конспект, ответь на вопросы.

    Уровень А – правильный ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом.

    Уровень В – правильный ответ на каждый вопрос оценивается 2 баллами.

    Уровень С – правильный ответ на каждый вопрос оценивается 3 баллами.

    Учащиеся, работающие на уровне В, отвечают на вопросы уровней А, В, работающие на уровне С – отвечают на вопросы уровней А, В, С.

    Цель: закрепить и осмыслить учебный материал УЭ-5, проверить степень усвоения материала

    1. Из какого зародышевого слоя развиваются мышцы?
    2. Каких животных называют трехслойными?
    3. Из каких слоев состоит кожно-мускульный мешок?
    4. Какие функции выполняет кожно-мускульный мешок?

    1. Как изменится форма червя, если сократятся кольцевые мышцы; продольные?
    2. Почему трехслойные животные имеют органы чувств на переднем конце тела?

    1. Почему появление мезодермы можно считать чертой более высокой организации?
    2. Обоснуй свое утверждение.

    Прочитай учебный текст, устно вставь пропущенные слова, осмысли его. Обрати внимание на то, какую роль сыграло появление мезодермы в процессе эволюции.

    Обсудите в парах правильность вставленных слов. За эту работу оценки не выставляются.

    Цель: обобщить знания по модулю 1

    К двуслойным животным относятся губки и кишечнополостные. Это неподвижные или малоподвижные животные.
    Большинство животных трехслойны. Третий зародышевый слой, ____________, закладывается во время зародышевого развития между эктодермой и энтодермой. Из _____________ формируются клетки, которые образуют мышцы. Наличие хорошо развитых мышц обеспечило подвижность животных. В результате появилась ____________ симметрия, обособился передний конец тела, на нем сосредоточились органы ______________ . Они связывают организм с внешней средой.

    Выбери посильный для себя уровень.

    Выпиши номера правильных, по твоему мнению, суждений.

    Сверь свои ответы с эталоном.

    Оцени их по следующей шкале.

    Цель: проверить основные знания по модулю 1

    1. У подвижных животных лучевая симметрия.
    2. У подвижных животных органы чувств находятся на переднем конце тела.
    3. Полость тела отсутствует у плоских червей.
    4. Полость тела выполняет роль гидроскелета.
    5. Третий зародышевый слой назван мезодермой.
    6. Мышцы развиваются из мезодермы.
    7. Кожно-мускульный мешок характерен для всех червей.
    8. В состав кожно-мускульного мешка входят кожа и несколько слоев мышц.
    9. У гидры есть мышечные клетки.
    10. У всех животных пространство между органами заполнено рыхлой тканью.

    1. Вторичная полость отличается от первичной своей выстилкой.
    2. У круглых червей между кожно-мускульным мешком и внутренними органами имеется выстилка полости тела.
    3. Целомическая жидкость непосредственно соприкасается с внутренними органами.
    4. В кожно-мускульном мешке всех червей три слоя мышц.

    УЭ-9. Оценка знаний по модулю 1

    Поставь оценку за урок. Для этого подсчитай общий балл за урок: суммируй все баллы УЭ-0, 4, 6, 8:

    Цель: оценить знания по модулю 1, определить уровень, на котором изучен материал

    определения понятий мезодерма, кожно-мускульный мешок, орган, система органов, паренхима, целом, двусторонняя симметрия;

    строение кожно-мускульного мешка и его функции;

    функции полости тела и паренхимы.

    обосновывать связь строения кожно-мускульного мешка с его функциями;

    объяснять причины появления двусторонней симметрии;

    знать причины обособления органов чувств на переднем конце тела.

    находить черты высокой организации у трехслойных животных и уметь их обосновать;

    устанавливать причинно-следственные связи.

    При изучении нового материала вы должны:

    а) усвоить знания о белой планарии как представителе типа Плоские черви класса Ресничные;
    б) уметь: обосновывать принадлежность белой планарии к типу плоских червей и классу ресничных червей, исходя из знаний о внешнем и внутреннем строении; сравнивать планарию с гидрой; связывать строение систем органов с выполняемыми ими функциями; составлять конспект; ориентироваться в конспекте и учебнике; объективно оценивать свой труд и труд товарищей; определять уровень, на котором изучен материал.

    Методические рекомендации

    Учебный текст

    Прочитай задания теста.

    Выбери в каждом задании один правильный ответ.

    Ответы запиши в тетради.

    Проверь правильность ответов у учителя. Выстави себе оценку.

    Цель: чтобы успешно изучить новый материал, повторите и проверьте знания по предыдущим темам

    1. Для подвижных животных характерна:

    А – лучевая симметрия;
    Б – двусторонняя симметрия;
    В – отсутствие какой-либо симметрии.

    2. Паренхима выполняет функции:

    А – защитную;
    Б – двигательную;
    В – запасающую.

    3. Выделительная система:

    А – переваривает пищу;
    Б – удаляет жидкие продукты жизнедеятельности;
    В – удаляет непереваренные остатки пищи.

    4. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая:

    А – мускулатурой;
    Б – всеми системами органов;
    В – любыми органами через нервную систему.

    5. Непереваренные остатки пищи:

    А – всасываются в кровь;
    Б – удаляются из организма органами выделения;
    В – удаляются органами пищеварения.

    6. Полости тела нет у:

    А – плоских червей;
    Б – круглых червей;
    В – всех животных.

    7. Орган – это часть тела:

    А – имеющая определенное строение;
    Б – выполняющая определенную функцию;
    В – имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.

    8. Кожно-мускульный мешок образован:

    А – кожным эпителием;
    Б – мышцами;
    В – кожным эпителием и мышцами.

    9. Полость тела – это:

    А – кишечная полость;
    Б – пространство между стенкой тела и кишечником;
    В – полость кишечной трубки.

    10. Целом в отличие от первичной полости:

    А – имеет собственную выстилку;
    Б – не имеет собственной выстилки;
    В – расположен в кишечной полости.

    11. Кожно-мускульный мешок характерен только для:


    Внешнее строение

    Большинство круглых червей имеют удлинённое веретенообразное тело длиной от долей миллиметра до 1 м.

    Кожа, или гиподерма, покрыта кутикулой.

    Опорно-двигательный аппарат

    Под кожей располагаются продольные мышцы.

    Кожа и мускулы образуют кожно мускульный мешок.


    Рис. 1. Поперечный разрез аскариды.

    Под кожно-мускульным мешком находится полость тела, плотно заполненная полостной жидкостью, за счёт чего приобретает свойства гидроскелета.

    Кроме того, первичная полость обеспечивает лучшую, по сравнению с плоскими червями, взаимосвязь тканей организма, т. к. вещества в жидкости перемещаются значительно быстрее, чем в паренхиме.

    Пищеварительная система

    В отличие от плоских червей, имеет сквозной характер. Появляется задний кишечник с анальным отверстием. Благодаря этому процесс питания становится поэтапным.

    Нервная система

    Нервная система состоит из окологлоточного кольца и 2 нервных стволов. Органы чувств развиты слабо, глаз нет.

    Выделение

    Выделительная система круглых червей двух типов:

    • протонефридии;
    • каналы гигантских клеток гиподермы.

    Размножение

    В отличие от плоских, круглые черви раздельнополы. Половая система имеет вид длинных нитевидных яичников и семенников. Оплодотворение внутреннее. Плодовитость высокая, самки паразитов ежесуточно выделяют десятки и даже сотни тысяч яиц.

    Кровеносная система круглых червей не развита.

    Как видим, внутреннее строение кольчатых червей имеет свои особенности, существенно отличающие их от плоских. Такие прогрессивные преобразования, повышающие уровень организации организмов, называются ароморфозами. Ароморфозы круглых червей – это:

    • появление раздельнополости;
    • появление заднего отдела кишечника и анального отверстия;
    • образование первичной полости, являющейся гидроскелетом;
    • концентрация нервных клеток с образованием окологлоточного нервного кольца.

    Многообразие круглых червей

    Тип круглые черви делится на несколько классов, важнейшими из которых являются:

    Нематоды – крупнейший класс круглых червей, насчитывает десятки тысяч видов. К ним относятся известные паразиты человека:

    • аскарида человеческая;
    • власоглав;
    • свайник;
    • трихинелла;
    • детская острица;
    • ришта.

    Наиболее распространённым паразитом человека является человеческая аскарида. Её взрослые черви живут в кишечнике, а личинки в крови. Яйца с калом выходят во внешнюю среду и могут там сохранять способность к заражению много лет. Заражение происходит через немытые фрукты, овощи, грязные руки, мух и т. д.

    Жизненный цикл нематод может проходить:

    • только внутри одного хозяина;
    • со сменой хозяев;
    • в организме человека или животного и в почве или воде.

    Нематоды, паразитирующие на животных, приносят большой вред, снижая их продуктивность и повышая смертность.

    Один из методов лечения аскаридоза – кислородный. В кишечник больного нагнетается кислород и аскариды погибают, так как не переносят присутствия кислорода.

    Нематоды паразитируют и на растениях. Такие виды имеют в глотке стилет для прокалывания тканей растения и высасывания соков. Примерами паразитов растений являются:

    • свекловичная нематода;
    • пшеничная угрица;
    • галловая нематода;
    • стеблевая нематода.

    Пшеничная угрица поражает зерно и вызывает болезнь пшеницы, остальные виды паразитируют на овощных культурах.


    Рис. 2. Паразитические нематоды.

    Коловратки – это мелкие, до 2 мм, черви. Среда обитания – различные водоёмы, чаще пресные. Отличием класса являются реснички, являющиеся органом движения. Насчитывается 1500 видов.


    Рис. 3. Фото Gordius aquaticus.

    Класс скребни включает 500 видов паразитических червей. Паразитируют как на диких, так и на домашних животных.

    Киноринхи – мелкие морские черви, размерами до 1 мм. Обитают на водорослях и в грунте. Класс насчитывает 100 видов.

    Значение

    В природе круглые черви играют существенную роль как:

    • источник питания для многих животных;
    • почвообразователи.

    В верхнем слое почвы на площади 1 кв. м. проживают от сотен тысяч до десятков миллионов почвенных круглых червей. Большинство из них питается органическими остатками и способствует повышению плодородия.

    Что мы узнали?

    Систематика делит тип на несколько классов, важнейшим из которых являются нематоды. В развитии животного мира круглые черви занимают промежуточное положение между бесполостными плоскими червями и кольчатыми, которые имеют вторичную полость.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции