У круглых червей в сравнении с плоскими червями является

Тип Черви — это группа многоклеточных животных с вытянутым телом, в котором нет скелета. Черви обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие из них являются паразитами животных, растений и человека. Среди червей встречаются такие мелкие, что их можно обнаружить только с помощью увеличительных приборов. Однако бывают и крупные черви достигающие нескольких метров в длину.

По форме тела червей разделяют на три типа: Плоские, Круглые и Кольчатые. Все черви — трёхслойные животные. Их ткани и органы развиваются из трёх зародышевых слоёв — эктодермы, энтодермы и мезодермы.

Тип Плоские черви объединяет около 12500 видов. По своей организации они выше кишечнополостных, но среди трёхслойных животных являются самыми примитивными. Эти животные могут медленно ползать. Самый характерный признак плоских червей — уплощённое (приплюснутое) тело, в форме длинной ленты.

На рисунке ниже показано строение Плоского червя на примере Планарии.


Тело уплощено в спинно-брюшном направлении, про­странство между органами заполнено особой тканью - паренхимой (полости тела нет)

Кожно-мускульный мешок (кожа, сросшаяся с мус­кульными волокнами)

Глазки в передней части тела, осязательные клетки разбросаны по всему телу

Пищеварительная система слепо замкнута; есть рот --> глотка --> разветвленный кишечник

Всей поверхностью тела

Система канальцев, открывающихся наружу по бокам тела

Размножение плоского червя

Гермафродиты; в семенниках созревают сперматозои­ды, в яичниках - яйцеклетки; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Плоские черви классы

Класс Ресничные Черви

Свободноживу­щие водные жи­вотные, тело которых по­крыто реснич­ками.

Являются паразитами животных и человека, их тело покрыто плотной оболочкой, есть при­соски для прикрепле­ния к телу хозяина

Класс Ленточные черви

Являются также паразитами кишечника животных и человека; имеют длинное члени­стое тело (до 10 м), го­ловку с присосками для прикрепления. Питание происходит всей поверхно­стью тела.

Тип Круглые черви — большая группа животных с длинным, круглым в поперечном разрезе телом, которое заострено на переднем и заднем концах. Для круглых червей характерно наличие свободного пространства внутри тела — первичной полости. В ней расположены внутренние органы, окружённые полостной жидкостью. Омывая клетки организма, она участвует в газообмене и переносе веществ. Тело круглых червей покрыто прочной оболочкой — кутикулой. Данная группа насчитывает около 20 тысяч видов.

На рисунке ниже показано строение Круглого червя на примере Аскариды.



Вытянутое цилиндрическое тело, заостренное с обоих концов, круглое в поперечном сечении, есть полость тела

Брюшная нервная цепочка

Рот (3 жесткие губы) --> глотка --> кишечная трубка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела

Через поверхность тела

Большинство раздельнополы; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Большинство - паразиты: аскарида, острица - паразигы животных; есть паразиты растений и свободноживущие черви (волосатик)

Тип Кольчатые черви — группа животных чьи представители имеют тело, разделённое на членики, напоминающие сложенные друг за другом кольца. Насчитывают около 9 тысяч видов кольчатых червей. Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами у них имеется целом — вторичная полость тела, заполненная жидкостью.



Тело состоит из сегментов, есть полость тела

Кожа; мышцы - продольные и кольцевые

Надглоточный и подглоточный нервные узлы и брюш­ная нервная цепочка, от которой в каждом сегменте отходят нервы

Рот --> глотка --> пищевод --> зоб --> желудок --> кишка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела; у морских есть специальные выросты тела —жабры

В каждом сегменте - пара канальцев, открывающихся наружу выделительными порами

Размножение кольчатых червей

Гермафродит; самка откладывает в кокон яйца, из ко­торых появляются молодые черви

1. Класс Малошетинковые - обитают в основном в почве и пресных водоемах, имеют мелкие щетинки на каждом сегменте (представитель – дождевой червь)

2. Класс Многошетинковые - обитают в морях; имеют по бокам тела парные выросты со щетинками (представитель - нереида, пескожил)

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.


Внешнее строение

Большинство круглых червей имеют удлинённое веретенообразное тело длиной от долей миллиметра до 1 м.

Кожа, или гиподерма, покрыта кутикулой.

Опорно-двигательный аппарат

Под кожей располагаются продольные мышцы.

Кожа и мускулы образуют кожно мускульный мешок.


Рис. 1. Поперечный разрез аскариды.

Под кожно-мускульным мешком находится полость тела, плотно заполненная полостной жидкостью, за счёт чего приобретает свойства гидроскелета.

Кроме того, первичная полость обеспечивает лучшую, по сравнению с плоскими червями, взаимосвязь тканей организма, т. к. вещества в жидкости перемещаются значительно быстрее, чем в паренхиме.

Пищеварительная система

В отличие от плоских червей, имеет сквозной характер. Появляется задний кишечник с анальным отверстием. Благодаря этому процесс питания становится поэтапным.

Нервная система

Нервная система состоит из окологлоточного кольца и 2 нервных стволов. Органы чувств развиты слабо, глаз нет.

Выделение

Выделительная система круглых червей двух типов:

  • протонефридии;
  • каналы гигантских клеток гиподермы.

Размножение

В отличие от плоских, круглые черви раздельнополы. Половая система имеет вид длинных нитевидных яичников и семенников. Оплодотворение внутреннее. Плодовитость высокая, самки паразитов ежесуточно выделяют десятки и даже сотни тысяч яиц.

Кровеносная система круглых червей не развита.

Как видим, внутреннее строение кольчатых червей имеет свои особенности, существенно отличающие их от плоских. Такие прогрессивные преобразования, повышающие уровень организации организмов, называются ароморфозами. Ароморфозы круглых червей – это:

  • появление раздельнополости;
  • появление заднего отдела кишечника и анального отверстия;
  • образование первичной полости, являющейся гидроскелетом;
  • концентрация нервных клеток с образованием окологлоточного нервного кольца.

Многообразие круглых червей

Тип круглые черви делится на несколько классов, важнейшими из которых являются:

Нематоды – крупнейший класс круглых червей, насчитывает десятки тысяч видов. К ним относятся известные паразиты человека:

  • аскарида человеческая;
  • власоглав;
  • свайник;
  • трихинелла;
  • детская острица;
  • ришта.

Наиболее распространённым паразитом человека является человеческая аскарида. Её взрослые черви живут в кишечнике, а личинки в крови. Яйца с калом выходят во внешнюю среду и могут там сохранять способность к заражению много лет. Заражение происходит через немытые фрукты, овощи, грязные руки, мух и т. д.

Жизненный цикл нематод может проходить:

  • только внутри одного хозяина;
  • со сменой хозяев;
  • в организме человека или животного и в почве или воде.

Нематоды, паразитирующие на животных, приносят большой вред, снижая их продуктивность и повышая смертность.

Один из методов лечения аскаридоза – кислородный. В кишечник больного нагнетается кислород и аскариды погибают, так как не переносят присутствия кислорода.

Нематоды паразитируют и на растениях. Такие виды имеют в глотке стилет для прокалывания тканей растения и высасывания соков. Примерами паразитов растений являются:

  • свекловичная нематода;
  • пшеничная угрица;
  • галловая нематода;
  • стеблевая нематода.

Пшеничная угрица поражает зерно и вызывает болезнь пшеницы, остальные виды паразитируют на овощных культурах.


Рис. 2. Паразитические нематоды.

Коловратки – это мелкие, до 2 мм, черви. Среда обитания – различные водоёмы, чаще пресные. Отличием класса являются реснички, являющиеся органом движения. Насчитывается 1500 видов.


Рис. 3. Фото Gordius aquaticus.

Класс скребни включает 500 видов паразитических червей. Паразитируют как на диких, так и на домашних животных.

Киноринхи – мелкие морские черви, размерами до 1 мм. Обитают на водорослях и в грунте. Класс насчитывает 100 видов.

Значение

В природе круглые черви играют существенную роль как:

  • источник питания для многих животных;
  • почвообразователи.

В верхнем слое почвы на площади 1 кв. м. проживают от сотен тысяч до десятков миллионов почвенных круглых червей. Большинство из них питается органическими остатками и способствует повышению плодородия.

Что мы узнали?

Систематика делит тип на несколько классов, важнейшим из которых являются нематоды. В развитии животного мира круглые черви занимают промежуточное положение между бесполостными плоскими червями и кольчатыми, которые имеют вторичную полость.


Тип Кольчатые черви (Annelida). Класс Многощетинковые черви (Pоlychaeta)


• Какие черты усложнения организации появились у кольчатых червей.

• Чем первичная полость отличается от вторичной.


• Какие структуры в теле плоских червей выполняют функцию опоры?

Общая характеристика кольчатых червей

У кольчатых червей появляется кровеносная система . Она замкнутая : кровь в теле течёт только по сосудам.

По сравнению с круглыми червями кольчатые имеют более развитую нервную систему и органы чувств.

Кольчатые черви произошли от животных с нерасчленённым телом, похожих на ныне живущих плоских ресничных червей. К типу Кольчатые черви относятся многощетинковые черви и малощетинковые черви. Малощетинковые произошли от многощетинковых.

Общая характеристика и внешнее строение многощетинковых червей


Рис. 59. Многощетинковые кольчатые черви: 1 — сидячий морской червь; 2 — нереис; 3 — морская мышь; 4 — пескожил

Известно около 7000 видов многощетинковых червей (рис. 59). Большинство из них обитает в морях, немногие живут в пресных водах, в подстилке тропических лесов. В морях многощетинковые черви живут на дне, где ползают среди камней, кораллов, зарослей морской растительности, зарываются в ил. Среди них есть сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда не покидают её. Есть виды, обитающие в толще воды. Встречаются многощетинковые черви главным образом в прибрежной полосе, но иногда на глубине до 8 км. Подвижные черви в основном хищники, а сидячие питаются взвешенными в воде мелкими органическими частичками и планктоном. Червей поедают ракообразные, рыбы, иглокожие, кишечнополостные, птицы. Поэтому некоторых многощетинковых червей специально развели в Каспийском море в качестве корма для рыб.




Рис. 60. Нереис: А — головной отдел; Б — параподия; В — личинка; 1 — щупальце; 2 — щупик; 3 — усики; 4 — глаз; 5 — щетинки

Тело многощетинковых червей вытянутое. Размеры этих животных колеблются от 2 мм до 3 м. Кроме последовательности туловищных сегментов, имеются выраженный головной отдел и анальная лопасть с анальным отверстием. Головной отдел несёт органы осязания и химического чувства — пару щупиков, пару щупалец и усики (рис. 60, А ).

По бокам каждого сегмента тела имеются органы движения — параподии . Каждая параподия снабжена мышцами и укреплена пучком жёстких щетинок (рис. 60, Б ). Щетинки состоят из твёрдого прочного органического вещества — хитина . Червь цепляется органами движения за неровности грунта и ползёт вперёд. Это отличает кольчатых червей от круглых и плоских, двигающихся только за счёт биения ресничек или изгибаний тела.

Внутреннее строение многощетинковых червей

Покровы. Опорно-двигательная система. Тело многощетинковых червей покрыто однослойным эпителием, который выделяет на поверхность тонкую упругую кутикулу, содержащую хитин. У сидячих форм червей выделения эпителия образуют вокруг тела плотный защитный чехол. Под эпителием расположены мышцы — кольцевые и продольные (рис. 61, А ). Они работают попеременно, волны сокращений мускулатуры идут от переднего конца тела назад, и червь продвигается вперёд. Кутикула, эпителий и мышцы формируют кожно-мускульный мешок.



Рис. 61. Поперечный (А ) и продольный ( Б) разрезы тела нереиса (стрелками показано движение крови по сосудам): 1 — параподии; 2 — продольные мышцы; 3 — кольцевые мышцы; 4 — спинной кровеносный сосуд; 5 — кишка; 6 — брюшная нервная цепочка; 7 — брюшной кровеносный сосуд; 8 — ротовое отверстие; 9 — глотка; 10 — надглоточные нервные узлы

Под слоем мышц находится ещё один слой эпителия, которым отграничена вторичная полость тела и образованы перегородки между сегментами.

Пищеварительная система начинается ртом, находящимся в головном отделе на брюшной стороне тела (рис. 61, Б ). За ртом следует мускулистая глотка. У многих хищных червей в ней имеются хитиновые зубцы, служащие для схватывания добычи. За глоткой расположены пищевод и желудок . В кишечнике пища переваривается и всасывается. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие.

Дыхание. Газообмен происходит через всю поверхность тела или на участках параподий, в которых много мелких кровеносных сосудов.

Кровеносная система состоит из двух главных сосудов — спинного и брюшного, соединённых многочисленными перемычками. Сердца у многощетинковых червей нет, и кровь движется по сосудам благодаря сокращениям стенок спинного сосуда.

Нервная система состоит из крупных парных нервных узлов, расположенных в головном отделе, и более мелких нервных узлов, которые лежат в каждом сегменте и соединены в брюшную нервную цепочку . От нервных узлов отходят нервы. Нервные тяжи, которые идут от крупных головных узлов к первой паре узлов брюшной цепочки, как бы охватывают глотку слева и справа. Вместе с головными узлами они образуют структуру, называемую окологлоточным нервным кольцом .

Органы чувств наиболее развиты у активно передвигающихся червей. Помимо органов осязания и химического чувства, расположенных на головном конце, у этих животных имеются глаза и органы равновесия. Кроме того, чувствительные клетки разбросаны по всей поверхности тела.

Выделительная система представлена трубочками, которые расположены парами в каждом сегменте тела. Выделительные трубочки одним концом обращены во вторичную полость тела, а другим концом открываются наружу на поверхности следующего сегмента. На внутреннем конце трубочки имеется широкая воронка, по краю усаженная колеблющимися ресничками. Через неё ненужные продукты жизнедеятельности поступают из целомической жидкости в выделительную систему.

Размножение и развитие многощетинковых червей

Большинство многощетинковых червей раздельнополые. Половые железы развиваются почти в каждом сегменте. Оплодотворение наружное. Зрелые половые клетки из желёз попадают сначала в целом, а потом через трубочки выделительной системы — в воду. Из яйца развивается личинка (см. рис. 60, В ), которая сначала плавает с помощью ресничек, затем оседает на дно и превращается во взрослого червя.

Некоторые виды размножаются и бесполым путём — делением поперёк.

У кольчатых червей имеется вторичная полость тела (целом), заполненная жидкостью, замкнутая кровеносная система и парные органы движения — прообраз настоящих конечностей. Другие системы органов характеризуются более сложным строением, чем у плоских и круглых червей.

Сегменты тела, вторичная полость тела (целм), замкнутая кровеносная система, параподии, хитин, пищевод, желудок, брюшная нервная цепочка, окологлоточное нервное кольцо.


1. Охарактеризуйте строение систем органов, которые появляются у кольчатых червей.

2. Каково строение и значение кожно-мускульного мешка кольчатого червя?

3. Назовите особенности строения кровеносной и нервной систем органов кольчатых червей.

4. Сформулируйте вывод об уровне развития органов чувств у свободноживущих кольчатых червей в сравнении с паразитическими круглыми червями и обоснуйте его.

Задачи урока: сформировать общее представление о многообразии животного мира.

Контроль знаний: фронтальная беседа о биологии как науке о жизни, разнообразии живых организмов, о признаках живых организмов. Обобщение знаний о единстве живого на Земле. Сходство и различие растений и животных.

Закрепление знаний: беседа о многообразии животных, отличиях животных от растений.

Задачи урока: сформировать понятие о средах жизни и местах обитания животных, раскрыть сложные взаимосвязи и взаимозависимость животных в природе, дать определение цепям питания. Показать влияние деятельности человека на природные сообщества.

Контроль знаний: беседа о многообразии животного мира, выделение сходства и различий животных и растений, признаки жизнедеятельности, характерные для животных, среды обитания животных и их многообразие.

Задачи урока: формировать представления о виде как систематической категории и об основных таксономических единицах животного мира: царство, тип, отряд, семейство, род, вид. Раскрыть значение животных в природе и жизни человека, значение необходимости охраны животного мира.

Контроль знаний: беседа о средах жизни, местах обитания животных, о взаимоотношениях животных друг с другом, с растениями и другими организмами, с факторами неживой природы.

Средства обучения: биографии и портреты Аристотеля, Левенгука (см. 6 кл. п.6), Ковалевского А.О., Мечникова.

Контроль знаний: проверка знаний основных систематических групп животных, классификации животных, роли человека в жизни животных.

Изучение нового материала: ученые-зоологи мира и их вклад в развитие науки, роль экспедиций в изучении мира животных, использование биографий и портретов учёных-зоологов. Значение эволюционного учения в развитии зоологии. Достижения современной зоологической науки.

Задачи урока: сформировать знания о единстве органического мира на основе учения о клетке, отличиях растительной и животной клетки, о взаимосвязи и функции всех тканей организма.

Задачи урока: сформировать знания об органе как части организма, об организме как целостной системе, о взаимосвязи строения и функций систем органов, о регуляции согласованной работы всех органов и систем органов. Обобщить материал по уровням организации животного организма – клеточный организменный.

Задачи урока: сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы, сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных.

Задачи урока: закрепить знания о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточными животными, о роли одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Задачи урока: изучить образ жизни, особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных в связи со средой их обитания.

Контроль знаний: беседа о характерных признаках одноклеточных животных.

Закрепление знаний: беседа о роли кишечнополостных в природе и значении для человека.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего строения свободноживущих и паразитических плоских червей и процессов жизнедеятельности в связи с их образом жизни и средой обитания.

Контроль знаний: беседа о многообразии кишечнополостных и их значении в природе и для человека.

Задачи урока: раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности паразитических плоских червей, сформировать у учащихся знания о циклах развития паразитических плоских червей, раскрыть основы классификации и происхождения современных плоских червей.

Задачи урока: раскрыть особенности строения, процессов жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания.

Контроль знаний: беседа о приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни, особенности строения сосальщиков.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения представителей типа Кольчатые черви, о характерных чертах строения и жизнедеятельности многощетинковых червей, их образе жизни, об эволюции животного мира на примере представителей этого класса.

Задачи урока: рассмотреть строение кольчатых червей, отметить усложнение их строения по сравнению с плоскими и круглыми червями; объяснить особенности процессов жизнедеятельности кольчатых червей.

Закрепление знаний: беседа о связи строения кольчатых червей с их образом жизни, значении в природе.

Задачи урока: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о плоских, круглых и кольчатых червях, мерах профилактики заражения паразитическими червями.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, а также процессов жизнедеятельности и образа жизни моллюсков в связи с обитанием в наземно-воздушной и водной средах.

Изучение нового материала: общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение моллюсков. Общие черты внутреннего строения моллюсков. Различия в строении и функционировании систем кровообращения у кольчатых червей и моллюсков.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков, их многообразии и роли в природе.

Контроль знаний: беседа об общих признаках типа Моллюски, усложнение организации этого типа.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков, их отличии от брюхоногих моллюсков.

Контроль знаний: беседа об основных признаках типа Моллюски и особенностях брюхоногих моллюсков, значении брюхоногих моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека.

Задачи урока: сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего строения ракообразных в связи с их образом жизни и средой обитания, показать многообразие ракообразных.

Контроль знаний: беседа об особенностях внешнего и внутреннего строения, и образа жизни моллюсков, характерных чертах типа Моллюски.

Закрепление знаний: беседа о приспособленности ракообразных к перемещению по дну и плаванию в толще воды, характерные особенности внешнего строения ракообразных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания, раскрыть значение паукообразных в природе и жизни человека.

Контроль знаний: беседа об общих чертах членистоногих животных, об особенностях строения и образа жизни ракообразных.

Закрепление знаний: беседа об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в связи с их образом жизни и средой обитания.

Контроль знаний: беседа о признаках внешнего строения паукообразных, отличающие их от других членистоногих особенности пищеварения паукообразных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых, раскрыть значение насекомых в природе и для человека.

Закрепление знаний: многообразие отрядов насекомых с полным и неполным превращением, их отличительные черты.

Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях медоносной пчелы и тутового шелкопряда, раскрыть практическое значение пчеловодства и шелководства.

Контроль знаний: фронтальный и индивидуальный опрос о различных типах развития насекомых – с полным и неполным превращением, об отличительных чертах отрядов насекомых, сообщения учащихся.

Закрепление знаний: беседа о сложном поведении общественных насекомых, практическое значение пчеловодства и шелководства.

Задачи урока: раскрыть характерные биологические особенности насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений и способы борьбы с ними.

Контроль знаний: фронтальный опрос о значении насекомых в природе и жизни человека.

Закрепление знаний: беседа о насекомых-переносчиках и возбудителях заболеваний человека, меры профилактики болезней передаваемых насекомыми.

Задачи урока: обобщить, систематизировать и проконтролировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности членистоногих животных. Сформулировать выводы об особенностях внешнего строения беспозвоночных разных типов в связи со средой обитания и образом жизни, об особенностях внутреннего строения беспозвоночных разных типов в связи с выполняемыми функциями, об эволюции беспозвоночных животных, их роли в природе и жизни человека.

Закрепление и контроль знаний: обобщающая беседа по общей характеристике типа Членистоногие. Выделение признаков, объединяющих животных в классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и основных черт усложнения внешнего и внутреннего строения членистоногих. Обсуждение признаков организации, объединяющих животных в группу беспозвоночных, основные этапы эволюции органов и систем органов этих животных.


по биологии в 7

Контрольная работа по зоологии

«Особенности и сравнительная

Ученик (ца)_______________________________________________ Класс _________

Блок А Выберите правильный вариант ответа

Сколько зародышевых слоев клеток, или листков, образуется в конечном итоге на раннем этапе развития кольчатых червей?

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

Назовите зародышевый слой клеток, с возникновением которого связано появление и развитие плоских, круглых и кольчатых червей.

а) эктодерма б) мезодерма в) энтодерма

Назовите мышцы, которые имеются у плоских червей и отсутствуют у кольчатых.

а) кольцевые б) продольные в) спинно-брюшные

Назовите тип животных, у представителей которого полость тела отсутствует.

а) плоские черви б) круглые черви в) кольчатые черви

Назовите сколько пучков маленьких упругих щетинок расположено в каждом членике дождевого червя.

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

Назовите часть тела дождевого червя, в которой расположены его семенники и яичники.

а) передняя б) средняя в) задняя

Назовите гермафродитного паразитического червя.

а) бычий цепень б) аскарида в) острица

Назовите орган (ы) человека, в котором (ых) обитают острицы

а) желудок б) печень в) кишечник г) скелетные мышцы

Каким хозяином для бычьего цепня является человек?

а) основным б) промежуточным

Назовите участок тела бычьего цепня, где образуются новые членики.

а) головка б) шейка в) средние членики г) концевые членики

1. Обозначьте название типа и класса червей




Тип ______________ Тип ______________ Тип ______________

Класс_____________ Класс_____________ Класс_____________

2. С помощью цифр, данных в списке, укажите признаки характерные для той или иной группы червей (А и Б):

А – плоские черви

Б – круглые черви

1. Двусторонняя симметрия

2. Тело состоит из члеников

3. Тело не имеет члеников

4. Имеются присоски

5. Имеется кожно-мускульный мешок

6. Полость заполнена жидкостью

3. Что произойдет, если пиявки перестанут вырабатывать гирудин ? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

П

ищеварительная система кольчатых червей







Контрольная работа по зоологии

«Особенности и сравнительная

Ученик (ца)_______________________________________________ Класс _________

Блок А Выберите правильный вариант ответа

Назовите физиологическую систему, которая отсутствует у круглых червей.

а) выделительная б) дыхательная в) нервная г) половая

Кровеносная система у кольчатых червей.

а) замкнутая б) незамкнутая

Назовите зародышевый слой клеток, из которого у плоских, круглых и кольчатых червей образуется мускулатура.

а) эктодерма б) мезодерма в) энтодерма

Назовите тип, к которому относят следующих животных: дождевой червь, нереида, пескожил:

а) плоские черви б) круглые черви в) кольчатые черви

Назовите систему органов, которая у бычьего цепня отсутствует.

а) выделительная б) нервная в) пищеварительная г) половая

Назовите тип симметрии, характерная для плоских червей.

а) радиальная (лучевая) б) двусторонняя в) центральная

Что можно сказать о полости тела плоских червей?

а) отсутствует б) имеется

Каким хозяином для свиного цепня обычно является человек?

а) основным б) промежуточным

Бычий цепень гермафродит. Требуется ли для размножения другая особь этого вида?

Есть ли кровеносная система у аскариды

1. Обозначьте название типа и класса червей




Тип ______________ Тип ______________ Тип ______________

Класс_____________ Класс_____________ Класс_____________

2. С помощью цифр, данных в списке, укажите признаки характерные для вида червей (А и Б):

А – бычий цепень

Б – человеческая аскарида

1. Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении

2. Тело членистое и плоское

3. тело удлиненное, в поперечном сечении имеет округлую форму

4. Живет в кишечнике человека

5. Промежуточный хозяин – крупный рогатый скот

6. Промежуточного хозяина нет

7. Имеются присоски с крючочками

8. Имеются ротовое и анальное отверстие

3. С какой целью пиявок покупают в аптеках? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции