Ты что паразит у нас патронов с 57 года нет

Авторы сценария Лэнс Мунжиа, Джеффри Фэлкон
Режиссер Лэнс Мунжиа
Оператор Кристиан Бернье
В ролях: Джеффри Фэлкон, Джастин Макгвайр
HSX Films, Palm Pictures, Overseas group
США
1998


Все началось с того, что фанаты MTV разнесли слух о неких странных клипах. В них чудной дядька в очках крушил самурайским мечом сперва каких-то космонавтов, а потом всю Красную Армию, причем занимался этим под русскую народную песню "Догорай, моя лучина" в рок-аранжировке. Примерно в то же время завсегдатаи Сети принесли весть о том, что киношные сайты забиты статьями о фильме с чудовищным названием Six-String Samurai. Труднопроизносимое кино именовалось в них "адреналинным шедевром" и "фильмом XXI века".

Так началось знакомство российских киноманов с "Шестиструнным самураем" -- сенсацией фестивалей в Санденсе и Сламденсе 1998 года, фильмом, которому, возможно, суждено войти в историю как примеру первого удачного синтеза восточного и западного жанровых канонов.

Не будет преувеличением сказать, что в 90-е годы главной задачей американского приключенческого кино было решение проблем органичного сочетания Востока и Запада. Неистовая энергетика гонконгских боевиков и мрачная стильность японских самурайских фильмов будоражили воображение режиссеров и требовали своего места в жанровой структуре Голливуда. Проблема решалась в основном путем адаптации азиатской стилистики к канонам типового экшена. Занимались этим ведущие мастера с обеих сторон: от Джона Ву до Ричарда Доннера, от Джеки Чана до Жан-Клода Ван Дамма. Получалось не очень. Неповоротливые (по китайским меркам) американские актеры безнадежно "теряли лицо" в сценах действия, а азиатские классики, в свою очередь, приводили американские съемочные группы в ужас своим откровенным неумением выбирать для фильма добротный драматургический материал. Наиболее ярким примером неудачного евро-азиатского боевика оказался "Взрыватель" гонконгского классика Цуй Харка, соединивший в себе недостатки обеих школ. Бездарность сценария этого фильма могла сравниться лишь с чудесами неповоротливости, которые демонстрировал на экране "бельгийский мускул" Ван Дамм, и даже виртуозно выстроенная хореография поединков не спасала положение.

И уж совсем никто не ожидал, что разрубить этот узел смогут не опытные и увенчанные лаврами профи, а никому не известные новички -- двадцатишестилетний студент киношколы, дебютирующий в режиссуре, и бывший каскадер, дебютирующий на актерском поприще.

Лэнс Мунжиа и Джеффри Фэлкон сами написали сценарий и сняли практически на собственные деньги малобюджетную ленту, воплотившую их представления о том, как нужно делать "очень американский фильм с сильным азиатским влиянием" (по терминологии Мунжиа). Бесшабашное и экстравагантное зрелище, которое родилось в результате, с трудом поддается жанровым определениям -- тот, кто захотел бы доскональной точности, вынужден был бы написать что-то вроде "футуристический вестерн-роуд-муви-хоррор-сказка с кун-фу и рок-н-роллом". Здесь Акира Куросава встречается с MTV, "Волшебник из страны Оз" -- с "Безумным Максом", а Джеки Чан -- с Элвисом.

Итак, в 1957 году были сброшены бомбы. И Россия захватила то, что раньше было Америкой. Последним бастионом свободы стал Потерянный Вегас (Lost Vegas). И Элвис был избран королем.

Это только присказка, то, что идет на титрах под кадры атомных грибов и гитарные переборы, в которых отдаленно угадываются мотивы "Дубинушки". Далее выясняется, что Элвис мудро правил сорок лет, а потом умер, и теперь рок-музыканты со всей бывшей Америки устремились в Потерянный Вегас, чтобы занять вакантное место. Один из них -- Бадди, неустрашимый герой с внешностью поп-звезды 50-х Бадди Холли и пластикой опытного мастера боевых искусств. За спиной он носит шестиструнную гитару 1957 года выпуска, а в ней (привет, "Музыкант"!) самурайский меч, и в зависимости от ситуации Бадди пользуется тем или другим, но мечом намного чаще.

Создавая свою американо-азиатскую фантазию, режиссер, сценарист и продюсер Мунжиа и исполнитель главной роли, сценарист, продюсер, постановщик боев и художник по костюмам Фэлкон отталкивались от того, что знали и любили. Мунжиа, с детства обожавший "Волшебника из страны Оз" и фильмы с кун-фу, был также фанатом рок-н-ролла, а Фэлкон был одним из немногих западных людей, кто досконально знал принципы азиатского боевика изнутри. Проведя почти всю жизнь в Юго-Восточной Азии, он по личному приглашению Джеки Чана десять лет проработал каскадером в гонконгских фильмах и сумел постичь балетную пластику азиатских трюкачей.

Параллель с "Музыкантом" не случайна. Первоначально на главную роль Мунжиа планировал пригласить Карлоса Гальярдо -- актера и продюсера родригесовского шедевра. Фэлкону отводилась должность соавтора сценария и постановщика боев. Но Гальярдо, уже дав предварительное согласие, неожиданно отказался. Оставшись без звезды, Лэнс Мунжиа не придумал ничего лучшего, как предложить главную роль Джеффри Фэлкону (что, кстати, существенно сокращало расходы). Впервые оказавшись на экране в качестве не дублера, а главного исполнителя, Фэлкон не растерялся и продемонстрировал образцовую гонконгскую манеру игры, выразив чувства своего героя более через пластический рисунок, нежели через слова и мимику, и тем подтвердив характеристику, данную ему его китайским учителем: "Он только снаружи белый, а внутри он -- желтый". За это новоиспеченный актер был удостоен сравнения с Тосиро Мифунэ и Хамфри Богартом, а один из самодеятельных интернетовских рецензентов так вдохновился, что потребовал пригласить Фэлкона на главную роль во второй эпизод "Звездных войн". Впрочем, тот же рецензент утверждал, что снимать этот эпизод должен Мунжиа.

Путь героя лежит через знаменитую Долину Смерти в Неваде и населен кровожадными индейцами, одичавшими лидершами футбольных болельщиков, конкурирующими музыкантами и добропорядочными каннибалами. Из всех них только командирши болельщиков могут рассчитывать остаться в живых, остальные безжалостно уничтожаются в поставленных и исполненных Фэлконом "танцах смерти". Имеются еще "шпинатные монстры" -- что-то из детства режиссера Мунжиа, -- а также мальчик, которого авторы фильма, будучи уважающими себя фанами самурайского кино, смотревшими "Убийцу Сегуна" и "Кровавый путь массажиста Ичи", не могли не дать в напарники герою. Ибо настоящий самурай должен быть еще и сэнсеем, учителем. Самурай и мальчик идут по пыльной асфальтовой дороге под палящим солнцем, и по пятам за ними следует Смерть со свитой в облике хэви-металлической группы.

В свое время Годар, отправляя Эдди Константена в призрачный город Альфавиль,сделал его корреспондентом газеты "Фигаро-Правда", намекая то ли на то, что мир уже стал единым, то ли на одинаковый уровень "правдивости" обоих изданий. Мунжиа и Фэлкон, похоже, заставили Россию оккупировать Америку с одной только целью: скрестить в саундтреке рок-н-ролл с русскими романсами. Симбиоз этот отражает и список тех, кто саундтрек создавал: стопроцентный американец, обитатель Голливуда Брайан Тайлер и выступающая в Калифорнии русская группа "Красные Элвисы" (Red Elvises), одна из песен которой так и называется -- "Соединенные Штаты России". Под другую, именующуюся "Корчи черные" и представляющую собой фантазию о том, как Том Уэйтс мог бы исполнить знаменитый романс, Джеффри Фэлкон эффектно вытанцовывает цыганочку в одной из схваток с дикарями. Но венчает музыкальную дорожку "Догорай, моя лучина", звучащая в эпической сцене сражения героя с Красной Армией. Фундаментальная вина наших военных, по фильму, заключена в том, что они не любят рок-н-ролл, а следовательно, являются никчемными недотепами, не имеющими права на существование во вселенной Мунжиа -- Фэлкона. Что они незамедлительно и доказывают. "Почему ты его просто не пристрелишь?" -- спрашивает русский лейтенант русского же генерала, устав воевать с неистребимым самураем. "Ты что, забыл? -- возмущается генерал. -- У нас патронов нет с пятьдесят седьмого года!"

Диалогов в этом фильме не много, но те, что есть, обречены стать культовыми не только из-за своей брутальности (мини-шедевры типа rock n'rolling ourselves to death или if you were me, you'd be good-looking 1 не уступают репликам из фильмов Серджо Леоне), но и благодаря своей "вживленности" в саундтрек. Еще меньше в фильме денег -- хотя это и не бросается в глаза. Редчайший образец забытого ныне киноподвижничества: чтобы снять эту картину, Джеффри Фэлкон продал свою фирму по изготовлению игрушек в Гонконге, а Лэнс Мунжиа занял деньги у всех своих знакомых и до сих пор не может расплатиться с долгами. Подобный энтузиазм как обязательное условие рождения всякой "новой волны" в данном случае приводит к схожим результатам: даже если "Шестиструнный самурай" не положит начало "волне" в американском независимом кино (хотя все говорит о том, что это произойдет), то уж точно поднимет эксперименты по созданию западно-восточного экшена на качественно новый уровень.

1 "Урок-н-роллиться вусмерть", "если бы ты был мною -- сошел бы за красавчика" (англ.).

сборы в США премьера (мир)

15 сентября 1998

Международный кинофестиваль в Торонто

Если вам понравился этот , не пропустите. развернуть ↓ Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 ) *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию.
  • Все:30
  • Положительные:25
  • Отрицательные:3
  • Процент:87.9%
  • Нейтральные:2


Посмотрел сегодня этот замечательный фильм о котором раньше ничего не слышал. И могу наверняка сказать, что не зря потратил на это полтора часа.

С самого начала фильм может показаться абсолютно абсурдным. Кажется что в нем какой-то безумный сюжет, странные декорации и не вписывающаяся ни в какие рамки предыстория. В нем нет дорогостоящих спецэффектов, костюмов, современных трюков. Но уже через 15 минут просмотра этот фильм не отпускает зрителя до самых титров.

На фоне постапокалиптической пустыни показывают классическую, как ни странно, японскую историю. В ней одинокий самурай движется к своей цели, преследуемый врагами. Находится в этой истории и место дружбе между главным героем и мальчиком-дикарем.

Весь фильм звучат самые разные музыкальные темы, от рок-н-ролла 60х до русских народных песен. Все это создает очень необычную и незабываемую атмосферу.

Явно видно, что снималось кино не из стремления к кассовым сборам, как большинство сегодняшних фильмов, а из любви к самой идее. Это и есть главная причина по которой его нужно увидеть хотя бы раз.


Слуш, как смерть?

Великолепно! Давно хотел посмотреть что-то простое и душевное. Эти прилагательные как нельзя подходят к этой картине.

Жаль, что после такой классной актерской игры Джеффри Фэлкона (Бадди) и Джастина МакГуайра (Ребенок) их не пригласили сниматься в хорошее кино. Однако в этом фильме они главные герои с большой буквы! Мир фаллаута, Безумного Макса в который ввинтили музыкальный сюжет. Невольно задумываешься, а можно ли такие фильмы снять у нас? В России. Что нужно для пост-апокалипсиса? Много-МНОГО песка. Пустыня, именно она дает понять, каким же человек может быть маленьким и одиноким, забери у него сотни многоэтажек, магазины, автомобили, оставив лишь три главных критерия настоящей дороговизны — человечность характер и навыки.

Великолепные кадры для тех лет. Смокинг главного героя заслуживает отдельных символов. В 98-ом брюки и пиджаки были более свободными, а значит, как сейчас может показаться — немодными, однако на протяжении всего фильма этот наряд протагонист носит весьма стильно.

Операторы потрудились на славу, сцены битв заставляют тебя активно следить за каждым движением меча. Удары руками, ногами, увороты все это не дает тебе почувствовать себя обманутым, исключения только сцены со стрелами. Хочется, конечно, крови, порезов, расчленений, но это уже избалованность зрителя нового поколения, который привык все это видеть на экранах. В этом же фильме до глубины души трогает цинизм главного героя на начальном этапе. А это бьет похлеще, чем нехватка реалистичных кадров убийств.

Смерть — антагонист по образу и подобию Слеша (Ганс&Розес и много других проектов) не оставил меня равнодушным. Вечная гитарная битва тяжелого звука с чистым. Куда же без нее!


Читайте только после просмотра фильма(!)

Про нереалистичность картины:

Картина на самом деле довольно реалистична, потому что как видим в постапокалиптическом мире убийства и каннибализм норма. Патронов практически ни у кого нет. И то что город который остался не тронутым это Лас-Вегас, тоже реально, потому что по нему действительно вряд ли бы стали стрелять ядерным оружием, поскольку это город развлечений и не является стратегической целью для ОМП. А то что Элвис там стал королём, так а кто современный губернатор калифорнии? А то что пригласили на пост главы города всех желающих рокенрольщиков, так во первых может у них сохранилась демократия, а во вторых мы тоже к себе варягов княжить звали в начале становления нашей государственности. А то что есть всякие боулинг каманды с ножами в кеглях, то вполне вероятно что люди снова начали обращаться к культам, одним из которых действительно мог стать боулинг, ведь он очень популярен в Штатах.

На счёт бессмысленности картины:

Мораль: дело человека который ставит своей целью личное процветание обречено на погибель в принципе, потому что со смертью данного человека умирает и его идея. А вот дело человека который ставит своей целью процветание для группы людей, будет живо пока это дело будет жить в сердцах этих людей. И так же для установления милосердия и как следствие выживании идеи, необходим слабый человек, которому необходимо помогать (в данном случае это был мальчик).

На самом деле в этой картине показан христианский смысл жизни от части.



Шестиструнный самурай — это трэш и стёб. Очень странное и ни на что не похожее заводное кино. Оно напоминает компьютерную аркаду, когда персонаж по ходу своего приключения сталкивается сначала со слабаками, а потом со всё более сильными и изощрёнными противниками, в финале встречаясь с самым главным и самым сильным боссом. Или ты его, или он тебя — третьего в играх не дано. А в шестиструнном самурае получился третий вариант. Вроде бы и ты его, но не так, как мог себе представить. В общем, хэппи энд будет.

Разговоров в фильме мало, но их все можно легко растаскивать на цитаты:

- Ты кто?
- Я? Смерть
- Клёво! Ты за мной?
- На твоём месте я бы сматывался!
- На моём месте ты был бы посимпатичнее!

Кино дешёвое, но делали его от души и с большим желанием. Поэтому экономия средств пошла ему только на пользу. Получилось создать подходящую унылую атмосферу безжизненных пространств Америки. В то же время на протяжение всего фильма играет заводной рок-н-ролл, часто сваливающийся в русские народные мотивы. Горючая смесь получается взрывоопасная.

Не курите рядом с этим фильмом!



Здесь Русский дух — здесь Русью пахнет.

Да! Забыл главное. Музыка! Да еще какая музыка. Большинство саундтреков (если не все) написаны русской группой The Red Elvises (Красные Элвисы). Никогда раньше я не встречал такого оригинального и полнейшего синхрона русских песен с игрой на экране американских актеров. Вот значит где Русские захватили Америку!

В заключении, скажу только одно слово, дающее оценку всему фильму:

-Шик! (и щелк двумя пальцами)


Вегасу нужен новый король

- Круто! Ты за мной?

Вообще, прозрачная аллегория — столкновение эпохи рок-н-ролла с эпохой хэви-метала. Одинокий путник, невольно воспитывающий странного мальчонку, представляет старый добрый рок-н-ролл. Смерть, идущая следом — новое течение хэви-метала. И смерть Короля Элвиса ознаменует поражение р-н-р. А смерть Бадди — утрату последней надежды

Но Шестиструнный самурай — не Бадди. Это сам рок-н-ролл, который не может умереть, пока есть хоть один последователь. И маленький мальчик становится новым Бадди, становится новым Королём.

Хотите сильных эмоций?
Представьте, что вы купили фильм на ДВД. Удобно расположитесь в кресле, посмотрите фильм, отдайтесь чувствам. Видимо на такой эффект он и рассчитан.


Да здравствует король!

Альтернативная реальность. В 1957 году СССР внезапно нападает на Америку, превращая несколькими ядерными ударами почти всю страну в выжженную пустыню, практически непригодную для жизни. Последним оплотом свободы Америки, которая теперь носит гордое название Королевство Элвиса, стал город Лост Вегас, где Элвиса провозгласили королем. Но вот по радио передают сообщение: Элвис умер, и теперь Вегасу нужен новый король. И каждый музыкант, кто виртуозно владеет гитарой, имеет полное право стать этим самым королем. Главный герой Бадди, вооруженный самурайским мечом и шестиструнной гитарой, держит путь в Лост Вегас, по дороге играючи расправляясь с кучей противников.

Универсальными фразами из диалога премьер-министра с пенсионерами блогеры рекомендуют отвечать коллекторам и налоговой

Но крымчане дали понять премьер-министру, что их интересуют не только вопросы культуры, но и пенсии. Судя по всему, Медведев случайно встретился со стихийной толпой местных жителей возле реставрационно-выставочного центра подводной археологии, где проходило совещание. Разговор был на повышенных тонах, но премьер старался держаться невозмутимо.

Первым, в полночь, обнародовал видеозапись разговора с Медведевым оппозиционер Алексей Навальный. В настоящее время видео набрало почти 100 тыс. просмотров.

Жительница: Неправильно индексацию нам рассчитывают!

Медведев: Неправильно?

Жительница: Обижают нас! Не дают 4 процентов даже! Что ж такое — 8 тысяч?

Медведев: Пенсиями будем заниматься по стране. Но мы не можем сделать только в одном месте.

Жительница: Но вы же сказали, что индексация будет.

Медведев: Ее нигде нет. Мы вообще не принимали. Просто денег нет сейчас. Найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья.





Алексей Мухин — российский политолог, генеральный директор центра политической информации

— Конечно, премьер неудачно выразился с точки зрения политтехнологий, и за это обязательно нужно будет теперь нести ответственность. Тем более он лидер партии, которая входит в избирательную кампанию, и подобного рода неосторожные выражения будут использованы против него его оппонентами. Причем, как говорится, по полной — это уже очевидно. Поглядите на бурную реакцию в соцсетях.

Я не думаю, что это была специально организованная провокация. В конце концов, Дмитрий Анатольевич волен говорить то, что он говорит. И это даже не ошибка протокола — ответственность полностью лежит на Медведеве! Возможно, он просто решил осложнить сам себе избирательную кампанию, чтобы затем с честью из нее выйти. Есть такой способ — выманивание противника в чистое поле для открытого поединка, а для этого противника нужно спровоцировать.


Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Ошибкой протокола это точно нельзя назвать, потому что протокол за такие вещи не отвечает. Даже если аудитория подбирается специально для общения, то нет чисто технологической возможности прощупать ее на предмет возможных вопросов. Это неустоявшиеся форматы, и во многом там все происходит спонтанно. Вероятность того, что вопрос был спонтанным, я думаю, составляет более 50 процентов.


Тема волнует значительную часть пенсионеров России, не только Крыма. Цены выросли, а индексация пенсий далека. Просто после присоединения Крыма к России доходы большинства жителей не возросли или возросли незначительно. Значительно они выросли только у военных и госслужащих, а вот цены на товары, продукты сравнялись с российскими, хотя раньше были ниже.

Медведев оказался в ситуации, когда из двух зол нужно было выбирать меньшее, потому что как глава правительства он не мог пообещать существенного повышения пенсий. С фактической точки зрения он проиграл в этой истории, а со стратегической — выиграет.

На прошедшей неделе на мировых рынках продолжилось повышение спроса на "риск", чему способствовал поток позитивной информации, прежде всего, из Европы. За последние дни европейцам удалось закрыть вопрос о выделении очередного транша финансовой помощи Греции, договориться о создании европейского Банковского союза, первым шагом к работе которого станет придание ЕЦБ надзорных функций в начале 2014 г. Ранее главам стран ЕС удалось договориться о бюджете Евросоюза на 2013 г. Все эти достижения являются важными мерами в борьбе с европейским финансовым кризисом и должны получить свое продолжение в виде "дорожной карты" действий, которые в перспективе 5-7 лет приведут к созданию в регионе Экономического и монетарного союза и которые лидеры стран ЕС должны утвердить в течение следующего года.

Позитивные новости из ЕС привели к существенному улучшению ситуации на долговых и фондовых рынках региона. Продолжила снижаться стоимость CDS на корпоративные и суверенные облигации европейских эмитентов. В частности, индекс iTraxx Europe, отслеживающий динамику кредитных дефолтных свопов на обязательства 125 компаний ЕС, имеющих инвестиционный рейтинг, упал до минимального уровня за последние 9 месяцев (Рис. 1). Отметим также, что наметившийся прогресс в борьбе с финансовым кризисом в ЕС способствовал росту различных индексов делового и экономического доверия в регионе. В частности, индекс PMI Composite, который отвечает за совокупный выпуск в промышленности и сфере услуг Еврозоны, в декабре вырос до максимального значения с марта текущего года, хотя пока и остается ниже пороговой отметки 50 пунктов. Это позволяет надеяться на то, что наблюдающийся в последние несколько кварталов тренд снижения экономической активности в зоне евро может быть сломлен уже в ближайшие месяцы.

Макроэкономическая информация из других регионов также носила по большей части конструктивный характер. ФРС США на своем последнем заседании в этом году одобрила новую программу выкупа госбумаг взамен завершающейся операции "твист". Кроме того, Федрезерв и еще четыре мировых ЦБ из "большой пятерки" договорились о продлении программы взаимного кредитования посредством своп-линий еще на один год - до 1 февраля 2014 г. Продолжила радовать статистика из Китая, где вышли сильные данные по промпроизводству и розничным продажам. При этом индекс PMI в производственном секторе КНР в декабре вырос до 14-месячного максимума, что говорит о возможном ускорении экономики Поднебесной в ближайшие кварталы. Данные из Японии были традиционно слабые, однако инвесторы в последние недели не обращают на них внимание в ожидании усиления мер стимулирования от японского правительства и ЦБ после парламентских выборов, которые пройдут в это воскресенье.

Между тем, давление на рынки по-прежнему оказывали опасения инвесторов, связанные с "фискальным обрывом" в США. В частности, об отсутствии прогресса в переговорах относительно способов решения данной проблемы в четверг после встречи с Б. Обамой сообщил глава Палаты представителей американского Конгресса республиканец Д. Бонер. При этом ранее ряд американских законодателей ранее заявили о том, что вопрос, скорее всего, не будет решен до рождественских праздников. В то же время, наблюдаемая в последние дни достаточно вялая реакция рынков на неудачи в переговорном процессе, на наш взгляд, говорит о том, что у американцев крепнет уверенность, что политики в итоге придут к компромиссу. Мы считаем, что республиканцам, чтобы не растерять своих избирателей, все же придется пойти на уступки демократам, возможно, в обмен на некоторое смягчение позиции Б. Обамы в вопросе сокращения социальных расходов. Ну а достигнуто соглашение будет, вероятно, в самый последний момент, как и в прошлом году на переговорах по повышению лимита госдолга.

В понедельник Банк России на своем очередном заседании оставил без изменения ставку рефинансирования на уровне 8.25%, а также процентные ставки по другим операциям ЦБ. В то же время с 11 декабря на 0.25% до 4.5% была повышена ставка по депозитным операциям на фиксированных условиях, а ставка по рублевой части сделок "валютный своп" была снижена на 0.25% до 6.5%. Повышение ставки по депозитам было ожидаемо и призвано сузить диапазон основных процентных ставок с целью снижения волатильности ставок денежного рынка. В то же время снижение ставки по свопам можно трактовать как некоторое смягчение денежной политики в том смысле, что участникам денежного рынка будет теперь дешевле привлекать рублевую ликвидность под залог валюты.

Оценка ЦБ РФ состояния российской экономики не претерпела существенных изменений. Отмечается продолжение охлаждения экономической активности, что выражается в дальнейшем замедлении темпов роста промпроизводства и розничной торговли. В то же время регулятор подчеркивает, что индикаторы настроений субъектов экономики остаются позитивными, а состояние рынка труда наряду с динамикой кредитования создает условия для поддержания внутреннего спроса. По оценкам Банка России, совокупный выпуск остается вблизи своего потенциального уровня.

Темпы роста банковского кредитования, по мнению ЦБ РФ, стабилизируются, однако с учетом сохранения их достаточно высоких уровней риски существенного замедления экономического роста, связанные с ужесточением денежно-кредитных условий, оцениваются как незначительные. Кроме того, отмечается стабилизация темпов роста цен в последние месяцы по широкому кругу товаров и услуг при замедлении роста цен на непродовольственные товары. Значимое давление на инфляцию со стороны совокупного спроса, по оценке Банка России, в настоящее время отсутствует.

С учетом текущих внутренних и внешних макроэкономических тенденций складывающийся уровень ставок денежного рынка рассматривается Банком России как приемлемый на ближайшее время. Это, на наш взгляд, указывает на то, что в ближайшие месяцы основные ставки меняться, скорее всего, не будут. Следующее заседание совета директоров Банка России, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, предполагается провести в первой половине января 2013 года.

К концу текущей недели индексы волатильности стабилизировались на уровнях, благоприятных для инвестиций в "риск", цены "рисковых" активов в основном выросли. Данные макроэкономической информации в целом отразили определенное улучшение экономической ситуации в ведущих странах. Финансово-политическая информация, поступающая на рынок, в основном свидетельствовала о продолжении снижения внешнеполитических рисков для инвесторов. Мы ожидаем продолжения роста на российском рынке акций в ближайшие дни, а также ожидаем улучшения динамики котировок российских акций и в перспективе нескольких недель. На наш взгляд, поток позитивных новостей последних дней способствует формированию "отложенного спроса" на фондовых рынках, который может быть реализован, когда разрешится неопределенность в отношении "фискального обрыва" в США. Поэтому мы продолжаем позитивно оценивать перспективы динамики котировок акций первого и второго эшелонов рынка в среднесрочном периоде.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Современная эпоха в истории стрелкового огнестрельного оружия — это эпоха унитарного патрона. Само понятие патрона существовало и ранее, но тогда патрон был просто набором для зарядки ружья, и при употреблении его надо было распаковывать, отдельно высыпать из него порох в ствол, отдельно заталкивать пулю. Новизна же унитарного патрона заключалась в том, что он заряжался в оружие целиком, и прочные, но гибкие медные стенки его гильзы закрывали собой все щели, через которые пороховые газы могли вырваться в морду стрелка (технический термин для этого эффекта — обтюрация). Это позволило совершить настоящую революцию в мире стрелкового оружия.

Содержание

Унитарный патрон, кто ты? [ править ]

Унитарный патрон состоит из гильзы, капсюля, пороховой навески и пули. Перед стрельбой патрон входит в заднюю часть ствола — патронник, или казённик. При выстреле курок или боёк (не путать со спусковым крючком) бьет по патрону сзади, накалывает капсюль, там происходит маленький взрыв, который воспламеняет порох. Если бы не гильза, горячие пороховые газы прорвались бы через промежутки в казённике и ударили бы в рожу стрелку, но благодаря гильзе этого не происходит. Затем гильза извлекается или выбрасывается (вручную, механически мускульной силой стрелка, или автоматически за счет энергии пороха), и входит новая.

Унитарные патроны делятся на пистолетные, винтовочные, промежуточные и гладкоствольные.

Устройство патрона [ править ]


Главное отличие современного унитарного патрона от всех предыдущих — металлическая гильза, способная сохранять форму и предотвращать прорыв пороховых газов через казенник. В принципе, унитарными были и патроны к игольчатым винтовкам середины XIX века (систем Дрейзе, Шасспо), но пороховой заряд, завернутый в бумажку — это ненадежно и примитивно.

Стандартным материалом для изготовления гильз является латунь — медно-цинковый сплав, отличающийся высокой устойчивостью к коррозии. Вторым по времени изобретения и как бы не первым по распространенности — сталь, обработанная специальным лаком [2] . Современные гильзы могут изготавливаться и из пластика (и такие гильзы могут быть частично сгораемыми — привет тем самым бумажным гильзам игольчатых винтовок).

По форме гильзы бывают:

Дымный порох — классика (селитра, сера, уголь, смешать, не взбалтывать). Может быть изготовлен в любых условиях, были бы ингридиенты. Недостатки — маломощный, боится воды, много дыма при стрельбе (а значит — никакой скрытности и никакой прицельной стрельбы больше одного-двух раз подряд), продуктами сгорания загрязняется ствол и механизм. Достоинства — за счёт полностью химически стабильных компонентов незыблем и вечен, может пролежать много лет и всё равно выстрелит. Также загорается намного легче и горит быстрее, чем бездымный. Применялся в самых первых образцах боевых патронов, и до сих пор используется в охотничьем оружии.

  • Слегка не так. Скорость горения определяется размером зерна пороха, чем мельче зерно, тем быстрее горение. Но всё равно пистолетный и винтовочный пороха горят с убывающим по времени давлением, так как площадь поверхности горения по мере сгорания зёрен уменьшается, а объём за счёт движения пули по стволу возрастает. Пороха с постоянным и даже нарастающим давлением тоже существуют, достигается это за счёт сложной формы зёрен со многими отверстиями и даже покрытием части зерна огнезащитным материалом. Но применяются они исключительно в артиллерии — делать настолько мелкие макароны с дырочками, чтобы их можно было насыпать в винтовочную гильзу, слишком сложно и дорого.



Отдельно следует упомянуть главную составляющую унитарного патрона — пулю. Итак, пули бывают:

Следует заметить, что пуля может одновременно иметь несколько вышеописанных свойств, например: БЗТ (бронебойно-зажигательная трассирующая), ПЗ (пристрелочно-зажигательная, не путать с чисто зажигательной ЗП. Служит для корректировки и может поджигать горючие вещества. При попадании даёт вспышку и облако дыма. По сути — это разрывная пуля. Применять по людям как-бы нельзя, но…), МДЗ (мгновенного действия зажигательная. Применяется для стрельбы по самолётам. По сути — тоже разрывная пуля) и т.д. Существовали и экзотические виды пуль, например, бронебойно-химические. Предназначались для противотанковых ружей. Чтобы компенсировать слабое заброневое действие, снаряжались небольшим зарядов ОВ раздражающего действия (CN или CS). Ввиду малой эффективности на вооружение приняты не были.

По форме пули также различаются:

Так как ружья обладают гораздо большим калибром, чем остальные виды стрелкового оружия, то и в плане поражающего элемента (не обязательно пули, кстати) и его начинки у них более широкие рамки. Ружья могут снаряжаться следующими видами боеприпасов:

Принципы действия оружия [ править ]

По принципу зарядки:

По принципу автоматики:

  • Отдача затвора (blowback) — пороховые газы давят на гильзу, она на затвор.
    • Свободный затвор — затвору ничего не мешает двигаться, кроме массы затвора и возвратной пружины. Большинство пистолет-пулемётов.
    • Полусвободный затвор — какая-то деталь тормозит затвор. Например, роликовый затвор (H&K MP5), затвор Блиша (пистолет-пулемёт Томпсона).
  • Отдача ствола — ствол, соединённый с затвором, движется назад. В определённой точке они расцепляются.
    • Короткий ход ствола — ствол останавливается, а затвор без ствола уходит как минимум на длину патрона. Пулемёт Максима, пистолет Браунинга.
    • Длинный ход ствола — ствол и затвор проходят сходное расстояние, но по разным траекториям (и потому затвор открывается). Некоторые автоматические пушки.
  • Движение ствола вперёд - использование энергии врезания пули в нарезы, под действием которой ствол движется вперёд, затвор остаётся неподвижным. При движении ствола назад он насаживается патронником на новый патрон. Пистолеты "Рот-Штайр" (Австро-Венгрия) и "Хино-Комура" (Япония).
  • Отвод пороховых газов — пороховые газы отводятся через газовую трубу и толкают газовый поршень. Большинство современных автоматов, СВД, Desert Eagle.
    • Короткий ход поршня — газовый поршень толкает затворную группу, которая дальше откатывается по инерции, без его участия. СВД.
    • Длинный ход поршня — газовый поршень доводит затворную группу до задней точки. Калашников.
    • Беспоршневая система — газового поршня вообще нет, пороховые газы напрямую толкают затворную раму. M16.
  • Внешний подвод энергии — используется обычно на самолётах. Или в пулемёте Гатлинга, где ту же функцию исполнял стрелок, крутивший ручку.

История [ править ]

Лефоше вскоре предложил свой вариант. В его унитарном патроне (картонная гильза с медным донцем) присутствовала шпилька — металлический штырёк, одним концом упиравшийся в капсюль, а вторым выступавший за край гильзы. Шпилька передавала удар, позволяя производить выстрел, не нарушая целостности патрона. Впоследствии гильзу вполне можно было перезарядить. Система Лефоше применялась в дирринджерах и пеппербоксах, а затем, стараниями его сына Евгения и Бенджамина Ульé, в штуцерах. Главным недостатком этой системы была уязвимость патрона, причём как в подсумке, так и в заряженном виде: случайный удар по выступающей наружу шпильке приводил к выстрелу. Это помешало принять ружья этой конструкции на вооружение армии (они предлагались и французской, и российской, и были отвергнуты по одним и тем же причинам [5] ), зато револьверы были приняты куда более благосклонно, поступив на вооружение армий нескольких стран. Ну а в охотничьем оружии система получила широкое распространение, предложенная Лефоше линейка калибров используется до сих пор. Вытеснена шпилечная система была с появлением надёжных патронов центрального боя [6] .

А в 1824 году фон Дрейзе создал своё первое, ещё дульнозарядное ружьё с единым патроном. За следующие 10 лет он осознал важность казнозарядной системы и разработал игольчатое ружьё имени себя с продольно-скользящим затвором. Его особенностью было то, что капсюль располагался в глубине патрона, у основания пули, и чтобы достать его, нужна была игла — длинный и тонкий ударник. Зато после этого бумажная часть патрона отчасти сгорала, отчасти вылетала из ствола, и практически не мешала заряжанию. С этими ружьями пруссаки раздолбали вдребезги и пополам австрийцев при Садове, а потом встретились с французами.

Винтовка Шасспо, разработанная под впечатлением от винтовки Дрейзе и стремительно принятая на вооружение под впечатлением от австро-прусской войны, также использовала бумажные патроны, но отличалась вдвое большей эффективной дальностью стрельбы, более высокой скорострельностью и надёжностью. Однако в последующей франко-прусской войне всё решили артиллерия и организация, которые у пруссаков были существенно лучше.

Наконец, переломные дробовики воцарились раз и навсегда, упокоив своих дедушек — тромблоны и бландербассы, и доныне остаются классикой гладкоствольного оружия для охоты и самообороны.

Кроме того, все эти патроны (кроме итальянского) имели два типа пуль — устаревшие с полукруглой головкой и современные остроконечные, отличавшиеся по баллистическим характеристикам. А ещё во всех странах имелись в запасе винтовки старых образцов…

Настоящее решение было вскоре найдено: отвести часть энергии отдачи или давления пороховых газов, и использовать эту энергию для взвода и досылки следующего патрона. Так появилось самозарядное и автоматическое оружие.

Основной вехой, позволившей разрабатывать надёжные автоматические системы, стал повсеместный переход на бездымный порох. Дело в том, что параметры горения дымного пороха очень сильно меняются в зависимости от срока и условий хранения: со временем, даже в запечатанной гильзе, он слипается во всё более крупные зёрна, которые горят медленнее и дают меньше энергии. В результате рассчитать импульс отдачи у такого патрона практически невозможно, так что внешне неразличимые патроны будут то убивать автоматику, перевзводя её с излишней силой, то недовзводить систему. И только с появлением более предсказуемого бездымного пороха на основе нитроцеллюлозы стало возможно проектировать стабильно работающие системы самовзвода. К тому же продукты сгорания дымного пороха забивали гарью любую автоматику вне зависимости от конструкции за несколько выстрелов.

Первым появился пулемёт. Самые первые пулемёты работали на том же принципе, что и современные авиационные многоствольные пушки — энергия для перезаряжания подводилась извне. Сейчас это электродвигатель, а тогда это был Ванька-стрелок, крутивший ручку от кофемолки (точнее, мясорубки), как на ранних картечницах. Такие пулемёты были только станковыми, тяжёлыми и неудобными, а вращение ручки сильно отвлекало стрелка и сбивало прицел. Понятно, что о ручном пулемёте такой конструкции до изобретения компактных источников энергии не могло быть и речи. Чуть позже появился уже настоящий пулемёт, по принципу действия похожий на современные, который использовал энергию пороха для того, чтобы лупить длинными очередями. Самой популярной системой раннего пулемёта была система Максима, использовавшаяся во многих странах, в том числе и в России. Первые пулемёты с использованием энергии пороха по инерции тоже были исключительно станковыми, но чуть позже конструкторы допёрли, что такая конструкция не нуждается во многих рудиментах, доставшихся пулемёту от артиллерии (например, лафете), и появились первые ручные пулемёты.

Самозарядная винтовка не сразу стала популярной и не спешила вытеснять магазинную. Известны целых три конструктора, разрабатывавших подобные конструкции ещё для патронов с дымным порохом: мексиканец Мануэль Мондрагон, австриец Фердинанд Манлихер и датчанин Вильхельм Мадсен. Во всех случаях перезаряжание производилось на действии отдачи, поскольку создать сколько-нибудь эффективную газовую автоматику для дымного пороха было просто невозможно. Только через двадцать лет Мондрагон запатентовал систему с газовым поршнем, и таким образом честь стать первой страной, использовавшей в бою самозарядную винтовку с газовым блоком, выпала Мексике. Впрочем, из-за низкого качества боеприпасов и уязвимости к грязи успеха винтовка не достигла [12] .

Сказать по правде, самозарядная винтовка была лишь краткой остановкой на пути к современному оружию пехоты: автомату, или штурмовой винтовке, то есть полностью автоматической винтовке под промежуточный патрон. Один из первых автоматов был сконструирован в 1915 году русским оружейником Фёдоровым [13] , но был запредельно сложен в производстве, требователен к обслуживанию и не получил широкой популярности [14] .

Активно создавались и автоматические винтовки, предназначенные уже исключительно для стрельбы с рук; но все они оказывались чрезмерно сложными, дорогими, тяжёлыми и ненадёжными. Как минимум одной из причин этого была чрезмерная мощность винтовочных патронов; так что оружейники во всех странах задумались о промежуточных патронах (то есть послабее винтовочных, но сильнее пистолетных). Но серьёзных шагов в этом направлении не предпринималось как минимум до Второй мировой.

Как это ни парадоксально, но автомат Шмайссера реально существовал. Только это был вовсе не МР-40. Это был автомат StG-44 конструкции немецкого оружейника Шмайссера — первый автомат, полностью подпадающей под это определение, включая промежуточный патрон. Однако концепция его применения отличалась от современной — предполагалось вооружать StG-44 двух бойцов в отделении, которые должны были заменять пулемет в случае его вывода из строя противником.

Был еще BAR — автоматическая винтовка Браунинга, но она использовала не промежуточный, а полноценный винтовочный патрон, поэтому обладала сильной отдачей и была неудобна в стрельбе. По-хорошему, BAR представлял собой скорее ручной пулмет, чем автомат. Тем же недостатком обладало семейство самозарядных винтовок с возможностью ведения автоматического огня: советская АВС-36, американская М14, бельгийская FN FAL.

В США пошли несколько другим путем, приняв на вооружение штурмовую винтовку М14, патрон к которой был больше похож на винтовочный, чем на автоматный. Этот патрон 7,62х51 американцы в итоге продавили как стандартный для всех стран НАТО — под него были созданы бельгийская автоматическая винтовка FN FAL, германская G3 и некоторые другие образцы. Впоследствии Юджин Стоунер, конструктор знаменитой М16, решил оптимизировать промежуточный патрон. Оказалось, что его калибр можно уменьшить до 5-6 мм [19] , и это не особенно повредит боевым качествам, зато позволит носить больше боеприпасов. М16 была создана под калибр 5,56 мм (.223), а вскоре и автомат Калашникова обновили под аналогичный патрон калибра 5,45 мм (АК74).

Современность [ править ]

Итак, подведем итоги. Все перечисленные выше виды стрелкового оружия сохранились до наших дней, выпускаются и используются. Но как и для чего? Перечислим их ещё раз.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции