Тип круглые черви биология сонин 7 класс








Описание презентации по отдельным слайдам:

Тип Круглые черви Ученик 7класса:Кеваев Дмитрий Учитель : Сафонова Ольга Викторовна

Тип Круглые черви или нематоды Они живут в разных средах : морских и пресных водах , в сырой земле и листовом опаде. Паразитические виды обитают внутри других животных и человека. Нематод насчитывается около 20 тысяч видов.

Острица- возбужитель энтибириоза Длина остриц 10-13 мм. Хвост — шиловидный. Обитают в толстой кишке. После оплодотворения самки выползают из прямой кишки и своими движениями вызывают сильный зуд. Почесывание зудящих мест вызывает раздавливание самок остриц. Яйца из них прилипают к коже вокруг заднего прохода, к белью, к рукам. Через 4-6 часов после выхода самки из кишечника личинка в яйце острицы завершает свое развитие и в случае проглатывания способна вызвать новое заражение.

Аскарида человеческая : жизненный цикл. Половозрелая аскарида может откладывать более 200 000 яиц. Размеры оплодотворенных яиц — 50—70х40—50 мкм. Они имеют овальную, шарообразную или грушевидную форму, покрыты многослойной оболочкой, которая надежно защищает зародыш от неблагоприятных факторов, в частности, пигментированная наружная оболочка поглощает ультрафиолетовые лучи, губительные для зародыша. Развитие яиц до инвазионной стадии происходит в окружающей среде, преимущественно в почве, при определенных физико-химических условиях (наличие кислорода, температуры воздуха в пределах +12. + 37 °С и достаточная влажность почвы). При температуре +24 °С яйца могут созревать до стадии инвазионной личинки в течение 12—16 дней, а при более низкой температуре этот процесс затягивается до нескольких месяцев. Губительно действует на яйца высыхание, быстро они погибают в сухом песке, но влажный песок — идеальная среда для сохранения и созревания яиц. При благоприятных условиях яйца сохраняют свою инвазион-ность в почве до 10—12 лет. Они достаточно устойчивы к низким температурам, хорошо переносят замораживание.

Выберите книгу со скидкой:


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.


На крыльях счастья. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Подробное решение Раздел стр. 119 по биологии для учащихся 7 класса, авторов В.Б. Захаров, Н.И. Сонин 2016

1. Охарактеризуйте особенности строения аскариды. Что такое кутикула? В чём её значение?

Аскарида паразитирует в тонком отделе кишечника человека. Тело её может достигать 40 см; самцы меньше самок. Снаружи аскарида покрыта сложно устроенной многослойной кутикулой, выделяемой покровом тела и представляющей собой своеобразный наружный скелет, который создаёт опору для мускулатуры. Важна и защитная роль кутикулы: она предохраняет аскариду от механических повреждений и ядовитых веществ. Под кутикулой и покровами расположен мышечный слой.

2. Какова роль полости тела у аскариды?

Полость тела играет важную роль в обменных процессах. Через неё происходит транспорт веществ, усвоенных из пищи, от кишечника к мускулатуре и половой системе; частично осуществляется и вынос продуктов обмена к органам выделения. Таким образом, жидкость, заполняющая полость тела, берёт на себя функцию внутренней среды организма, подобно крови.

3. Как устроена нервная система нематод?

Нервная система образована окологлоточным нервным кольцом, окружающим переднюю часть пищевода. От кольца вперёд отходят несколько коротких веточек; назад направляются шесть стволов, причём два из них, проходящих по срединным спинной и брюшной линиям, мощнее остальных. Оба главных нервных ствола соединяются между собой многочисленными перемычками, которые имеют вид тонких полуколец, опоясывающих тело.

4. Какие отделы составляют пищеварительную систему круглых червей? В чём, по вашему мнению, заключается биологическое значение возникновения задней кишки и анального отверстия?

Пищеварительная система представлена прямой трубкой, начинающейся ртом и заканчивающейся анальным отверстием. Она состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего. Пищеварительная система начинается ротовым отверстием. Кишечник образует прямую трубку, тянущуюся через всё тело, заканчивающуюся анальным отверстием. Появление заднего отдела кишечника и анального отверстия обеспечивает движение пищи в одном направлении и лучшее ее усвоение.

5. Опишите развитие аскариды. Какие физические факторы среды обусловливают развитие личинки в окружающей среде?

Яйца аскариды, которых она производит огромное количество, покрыты тремя оболочками, предохраняющими их от действия даже сильнейших ядов. Попадая с фекалиями в окружающую среду, яйца развиваются, и под их оболочкой образуется личинка. С немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами яйца оказываются в кишечнике человека, где из них выходят личинки, которые внедряются в стенки кишечника и проникают в кровь. С током крови они попадают в печень, сердце и по лёгочным артериям — в лёгкие. Здесь личинки пробуравливают стенки капилляров, проникая в просвет альвеол. Далее они проходят в бронхи, трахею, вызывая воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем. С мокротой личинки попадают в ротовую полость и вторично заглатываются. В кишечнике развивается взрослая аскарида. Таким образом, цикл её развития протекает без смены хозяев.

6. Как можно заразиться аскаридами? Какова география распространения аскаридоза?

Заразится аскаридами можно с немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами и фруктами. Распространены аскариды повсеместно.

7. Какие гигиенические меры нужно соблюдать, чтобы предотвратить заболевание аскаридозом? Почему?

Необходимо соблюдать правила личной гигиены: чистые руки, чистая вода, чисто вымытые и хорошо проваренные продукты. Не есть немытые фрукты и овощи. После игры с домашними питомцами обязательно мыть руки.

8. Как вы думаете, почему у паразитических нематод дыхательная и кровеносная системы отсутствуют, а половая хорошо развита?

Поскольку паразитические нематоды живут в теле хозяина, в без воздушной среде, дыхательная и кровеносная системы им не нужны, так как все питательные вещества они получают за счет хозяина. Главная функция у нематод – размножение, поэтому очень развита половая система.

9. Составьте развёрнутый план параграфа.

- общая характеристика типа Круглые черви (Нематоды);

- строение нервной системы;

- органы чувств Нематод;

- строение пищеварительной системы;

- органы выделения Нематод;

- строение дыхательной и кровеносной системы;

Мы рассмотрим основные особенности строения и жизнедеятельности круглых червей, познакомимся с основными чертами этого типа и его некоторыми характерными представителями.

Круглые черви и их строение

Мы уже знаем, что плоские черви – черве­об­раз­ные ор­га­низ­мы, у ко­то­рых от­сут­ству­ет по­лость тела. У круг­лых чер­вей име­ет­ся пер­вич­ная по­лость тела.

Пер­вич­ная по­лость тела – по­лость между стен­кой тела и ки­шеч­ни­ком, со­дер­жа­щая внут­рен­ние ор­га­ны. Нельзя путать первичную полость тела с просветом кишечника, так как просвет кишечника – это всего лишь изолированная часть внешней среды (рис. 1). Она ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­сут­стви­ем соб­ствен­ной кле­точ­ной стен­ки.


Рис. 1. Кишечная полость тела и просвет кишечника

Так же как и плос­кие черви, круг­лые черви (или нема­то­ды) – дву­сто­ронне сим­мет­рич­ные трехслойные жи­вот­ные. Нема­то­ды имеют сход­ный облик: удли­нен­ную, ве­ре­те­но­вид­ную форму тела и круг­лое по­пе­реч­ное се­че­ние, длина тела со­став­ля­ет от 80 мкм до 8 м, такую длину имеет па­ра­зит, жи­ву­щий в пла­цен­те ка­ша­ло­та (рис. 2).


Рис. 2. Круглые черви

Круг­лые черви об­ла­да­ют раз­ви­тым кож­но-му­скуль­ным меш­ком. Снаружи тело по­кры­то плот­ной эла­стич­ной ку­ти­ку­лой, вы­де­ля­е­мой на­руж­ным эпи­те­ли­ем (ги­по­дер­мой). Между кож­но-му­скуль­ным меш­ком и кишечником у более или менее круп­ных форм рас­по­ло­же­на пер­вич­ная по­лость тела – псев­до­цель. Первичная по­лость тела за­пол­не­на жид­ко­стью, на­хо­дя­щей­ся под дав­ле­ни­ем и обес­пе­чи­ва­ю­щей по­сто­ян­ство формы тела, то есть работает как гидроскелет. Му­ску­ла­ту­ра рас­по­ла­га­ет­ся вдоль тела че­тырь­мя тя­жа­ми и обеспечивает дви­же­ние червя.

За ис­клю­че­ни­ем неко­то­рых ор­га­нов чувств, нема­то­ды ли­ше­ны жгу­ти­ко­вых кле­ток.

Пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма круг­лых чер­вей по­хо­жа на труб­ку, сквоз­ная, рот окру­жен гу­ба­ми и ведет в му­ску­ли­стую глот­ку (рис. 3).


Рис. 3. Пищеварительная система и рот

Глот­ка имеет слож­ное стро­е­ние и во мно­гих груп­пах хищ­ных и па­ра­зи­ти­че­ских нема­тод несет раз­но­об­раз­ное во­ору­же­ние. На пе­ред­нем конце тела есть ро­то­вое от­вер­стие, ближе к зад­не­му концу тела – аналь­ное.

Вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма нема­тод пред­став­ле­на од­но­кле­точ­ной же­ле­зой и свое­об­раз­ны­ми круп­ны­ми клет­ка­ми, ко­то­рые изо­ли­ру­ют про­дук­ты об­ме­на. Кроме того, вы­де­ле­ние может идти через всю по­верх­ность тела.

Нерв­ная си­сте­ма со­сто­ит из око­ло­гло­точ­но­го нерв­но­го коль­ца и несколь­ких про­доль­ных нер­вов. Име­ют­ся ор­га­ны ме­ха­ни­че­ско­го и хи­ми­че­ско­го чувств, ино­гда при­ми­тив­ные ор­га­ны зре­ния.

В по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве нема­то­ды раз­дель­но­по­лые. Обыч­но самец и самка от­ли­ча­ют­ся по внеш­не­му виду, такое яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся по­ло­вой ди­мор­физм (рис. 4). У сам­цов зад­ний конец тела за­гнут.


Рис. 4. Самец и самка нематод

Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ды­ха­тель­ная и кро­ве­нос­ная си­сте­мы от­сут­ству­ют. По­гло­ще­ние кис­ло­ро­да про­ис­хо­дит через всю по­верх­ность тела, мелким свободно живущим нематодам этого, как правило, хватает. При его недо­стат­ке па­ра­зи­ти­че­ские нема­то­ды могут пе­ре­хо­дить на анаэ­роб­ный обмен.

Раз­ви­тие про­ис­хо­дит без ме­та­мор­фо­за: но­во­рож­ден­ная особь в целом по­хо­жа на взрос­лую (рис. 5).


Рис. 5. Новорожденная нематода

Рас­тут нема­то­ды по­сред­ством линек. Лю­бо­пыт­ной осо­бен­но­стью неко­то­рых круг­лых чер­вей яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ное ко­ли­че­ство кле­ток в теле взрос­лой особи, оди­на­ко­вое для всех пред­ста­ви­те­лей од­но­го вида, то есть у них совсем нет регенерации.

Образ жизни

Пред­ста­ви­те­лей круг­лых чер­вей можно встре­тить во всех сре­дах оби­та­ния. Сво­бод­но­жи­ву­щие виды оби­та­ют в со­ле­ных и прес­ных во­до­е­мах, в почве. Нема­то­ды осво­и­ли для жизни раз­ла­га­ю­щи­е­ся ор­га­ни­че­ские остат­ки (рис. 6).


Рис. 6. Среда обитания круглых червей

Среди круг­лых чер­вей мно­же­ство па­ра­зи­тов рас­те­ний и жи­вот­ных. Па­ра­зи­ти­руя в ор­га­низ­мах жи­вот­ных, нема­то­ды осво­и­ли почти все си­сте­мы внут­рен­них ор­га­нов хо­зя­и­на.

В на­сто­я­щее время опи­са­но около 80 тысяч видов нема­тод, од­на­ко еже­год­но уче­ные опи­сы­ва­ют мно­же­ство новых видов. Воз­мож­но, всего су­ще­ству­ет около мил­ли­о­на видов нема­тод, мы рас­смот­рим для при­ме­ра несколь­ких ха­рак­тер­ных пред­ста­ви­те­лей.

Caenorhabditis elegans

Caenorhabditis elegans – сво­бод­но­жи­ву­щая нема­то­да, чрез­вы­чай­но важ­ная в ка­че­стве мо­дель­но­го ор­га­низ­ма в ис­сле­до­ва­ни­ях по ге­не­ти­ке, фи­зио­ло­гии, био­ло­гии раз­ви­тия (рис. 7).


Рис. 7. Caenorhabditis elegans

Длина ее тела около 1 миллиметра. Ин­те­рес­но, что все черви этого вида – самцы либо гер­ма­фро­ди­ты, самки как таковые отсутствуют. Caenorhabditis elegans имеет одну из самых про­стых нерв­ных си­стем, вклю­ча­ю­щую всего 302 ней­ро­на. В связи с этим Caenorhabditis elegans яв­ля­ет­ся удоб­ным объ­ек­том для изу­че­ния работы нерв­ной си­сте­мы.

Аскариды

Ас­ка­ри­ды – круп­ные, дли­ной до 40 сантиметров па­ра­зи­ти­че­ские круг­лые черви (рис. 8).


Наи­бо­лее часто они оби­та­ют в же­лу­доч­но-ки­шеч­ном трак­те. Од­на­ко ас­ка­ри­ды сво­бод­но пе­ре­дви­га­ют­ся и могут за­полз­ти в раз­лич­ные ор­га­ны, на­при­мер в ор­га­ны ды­ха­тель­ной си­сте­мы. Раз­ви­тие про­те­ка­ет без смены хо­зя­ев. Яйца па­ра­зи­та вы­хо­дят с калом во внеш­нюю среду, где долж­ны про­быть неко­то­рое время для нор­маль­но­го раз­ви­тия. За­ра­зить­ся ас­ка­ри­до­зом можно, съев немы­тые овощи или фрук­ты.

Трихинеллы

Три­хи­нел­лы – смер­тель­но опас­ные па­ра­зи­ты пло­то­яд­ных мле­ко­пи­та­ю­щих, в том числе че­ло­ве­ка (рис. 9).


Рис. 9. Трихинеллы

Пер­вая их, ли­чи­ноч­ная, ста­дия па­ра­зи­ти­ру­ет в мыш­цах, осталь­ные – в про­све­те ки­шеч­ни­ка. Самки чер­вей внед­ря­ют конец тела в ки­шеч­ный эпи­те­лий хо­зя­и­на и рож­да­ют 1–2 тыс. ли­чи­нок, ко­то­рые раз­но­сят­ся с кро­вью по всему организму хо­зя­и­на. Эта стадия может длиться несколько лет.

Для за­мы­ка­ния жиз­нен­но­го цикла три­хи­нел­лы необ­хо­ди­мо, чтобы мышцы хо­зя­и­на съело хищное мле­ко­пи­та­ю­щее. При по­па­да­нии в ки­шеч­ник три­хи­нел­ла вы­сво­бож­да­ет­ся, рас­тет и до­сти­га­ет по­ло­вой зре­ло­сти. Че­ло­век может за­ра­зить­ся, по­едая плохо про­жа­рен­ное мясо – сви­ни­ну и особенно мед­ве­жа­ти­ну (рис. 10).


Рис. 10. Плохо прожаренное мясо – источник заражения трихинеллой

Заключение

Мы познакомились с основными особенностями строения круглых червей, рассмотрели их некоторые разновидности, узнали, что заразиться ими можно, съев немытые овощи и фрукты, а также плохо прожаренную свинину и медвежатину.

Список литературы

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология Животные. 7 класс. – Дрофа, 2011.
  2. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Исаева Т.А., Романов Н.И. Биология,7 класс. – М.: Русское слово, 2013

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. В чем заключаются особенности круглых червей, их образ жизни?
  2. Назовите наиболее известных представителей круглых червей.
  3. Каково основное различие между плоскими и круглыми червями?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока: выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Раскрыть особенности организации круглых червей, как более сложноорганизованных по сравнению с плоскими червями.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений узнавать на таблицах, рисунках представителей изучаемых объектов, сравнивать червей разных типов;
  2. Продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
  3. Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
  4. Использовать биологические знания для развития научного мировоззрения.

Воспитательные:

  1. Познакомиться с мерами профилактики гельминтозов, осуществлять гигиеническое воспитание;
  2. Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения.

Методические приемы: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Оборудование урока: CD-ROM “Навигатор 7 класс”.

1. Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), проектор, экран.

Литература: учебник-навигатор: Н.И.Сонин, В.Б. Захаров “Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. Часть 2.”

I. Проверка знаний.

II. Изучение нового материала:

  1. Строение круглых червей – работа с учебником
  2. Строение аскариды (диск —> обучающее задание —> строение акариды).
  3. Цикл развития аскариды (диск —> аскарида человеческая —> цикл развития аскариды) 4.Интеллектуальная разминка – “Черный ящик”.
  4. Меры профилактики гельминтозов
  5. Многообразие круглых червей – мини-сообщения (диск —> текст —> Тип Круглые черви)

1. Распределить паразитов по месту обитания (Диск —> Проверочные задания —> Круглые черви паразиты)

IV. Домашнее задание.

V. Рефлексия: составление текста – миниатюры на тему: “Как мне повезло …”, “Как мне не повезло…”

– Давайте вместе с вами попробуем сформулировать цель урока.

Что нам необходимо узнать, чтобы сформировать представление о круглых червях?

(После того, как сформулировали цель, познакомились с планом работы)

1. Работают параллельно 2 группы:

1 группа – индивидуально уч-ся на компьютере проходят лабиринт по теме “Плоские черви”.

2 группа – устно, фронтально работа по терминам.

  1. Паразиты – организмы, которые питаются за счет других организмов, ничего не давая им взамен.
  2. Эндопаразиты – организмы, обитающие в полостях тела, тканях или клетках.
  3. Экзопаразиты – наружные паразиты.
  4. Цикл развития– совокупность всех фаз индивидуального роста и развития особи, в результате которого она достигает характерной величины и зрелости, делается способной дать начало новому организму.
  5. Основной хозяин– организм, в теле которого паразит размножается половым путем.
  6. Промежуточный хозяин– организм, в теле которого паразит проходит определенные стадии развития.
  7. Гельминты– общее название паразитических червей.
  8. Гельминтозы– паразитарные болезни Ж, Р, Чел, вызванные гельминтами.

2.Обучающее задание 2 “Жизненный цикл печеночного сосальщика”.

3.Проверочное задание 2 “Многообразие плоских червей”.

– Ребята о чем вам говорит название класса Круглые черви?

– Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Число видов приближается к 1 млн. Эта группа произошла от древних плоских червей. Основная группа круглых червей представлена классом нематод. К ним относятся многие паразиты человека и животных, а так же растений. Кроме этого, огромное число видов нематод – свободноживущие обитатели морей, пресных водоемов, почвы.

1. Строение круглых червей.

– Изучение новой темы начнем с рассмотрения особенностей строения Круглых червей. Возвращаемся к нашей таблице, работаем с учебником, по вариантам, каждый ищет и записывает ответ только на свой вопрос

1 группа стр. 52-53.

Форма тела. Кожно-мускульный мешок. Полость тела.

2 группа стр. 53-54.

Нервная система. Пищеварительная система. (Приспособления к паразитированию в пищеварительной системе – устно)

3 группа стр. 55.

Половая система. Развитие. (Половой диморфизм – устно).

4 группа стр. 54.

Выделительная система. Дыхательная система. Кровеносная система.

(Органы чувств устно).

5 группа стр 55 рисунок .

Внутреннее строение аскариды.

6 группа стр.55-57, используя таблицу на стр 58.

Цикл развития аскариды (записать на доске).

Работа с диском, социализация (каждая группа представляет свои результаты, учитель демонстрируя слайды комментирует ответы учащихся). Приложение 1 “Сравнительная характеристика плоских и круглых червей”.

  1. Форма тела – слайд “Строение круглых червей”.
  2. Кожно-мускульный мешок – слайд “Строение круглых червей”. “Поперечный срез круглого червя на уровне глотки”.
  3. Полость тела – слайд “Строение круглых червей” —> “Поперечный срез круглого червя на уровне глотки”.
  4. Нервная система – слайд “Нервная система и органы чувств”.
  5. Пищеварительная система – слайд “Пищеварительная система”.
  6. Выделительная система – слайд “Выделительная система”.
  7. Половая система – слайд “Половая система” + слайд “Аскарида человеческая” (о половом диморфизме).
  8. Развитие.
  9. Дыхательная система.
  10. Кровеносная система.

Сделаем в вывод: в чем, с вашей точки зрения, черты усложнения круглых червей, по сравнению с плоскими? ( полость тела, окологлоточное нервное кольцо, пищеварительная система сквозного типа, раздельнополые)

2. Строение аскариды (диск —> Обучающее задание)

– По таблице определить части тела аскариды (из 5 группы)

3. Цикл развития аскариды (диск —> аскарида человеческая —> цикл развития аскариды)

4. Интеллектуальная разминка

– У меня в руках так называемый “Черный ящик” в нем находится предмет, имеющий отношение к нашему уроку. Я бы хотела, чтобы после наводящих вопросов, вы бы отгадали, что это такое.

История создания этого насчитывает сотни лет и окутана тайнами и легендами. По имеющимся данным это изготовлялось ещё в древнем Шумере и Вавилоне (около 2800 г. до н.э.).

С самого раннего детства это настолько прочно входит в нашу жизнь, что сложно представить – что бы мы делали без этого?!

Но были времена, когда это не было известно человечеству. Так, древние греки вместо него использовали мелкий песок, специально привезенный с берегов Нила, а древние египтяне использовали пасту из пчелиного воска, растворенную в воде.

Когда ремеслу изготовления этого научились в Англии, король Генрих IV даже издал закон, который запрещал людям, занимавшимся изготовлением этого ночевать под одной крышей с другими ремесленниками: способ изготовления держался в строжайшей тайне.

Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло тебя наконец бы отмыло!

5. Меры профилактики гельминтозов

Какое отношение к нашему уроку имеет предмет, находящийся в таинственной коробочке?

– А что в первую очередь нужно знать о паразите, что бы правильно определить меры профилактики (цикл развития паразита и соответственно пути заражения).

– Посмотрите на слайд, что мы с вами не указали?

  1. Сырые овощи перед едой обдавать крутым кипятком.
  2. Не пить сырой воды из рек и озер.
  3. Мыть руки (после улицы, туалета, перед едой).
  4. Борьба с мухами.
  5. Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты.

6. Многообразие круглых червей – мини-сообщения (диск —>текст —>Тип Круглые черви)

  1. Слайд “Острица”.
  2. Слайд “Трихинелла”.
  3. Слайд “Нитчатка или филярия”.
  4. Диск, текст “Свайник великан”.
  5. Диск, текст “Власоглав” – рисунка нет.

1. Распределить паразитов по месту обитания (Диск —> Проверочные задания —> Круглые черви паразиты).

Стр 52– 57 (заполнить недостающие колонки в таблице).

Диск Тип Круглые черви, текст “Почвенные нематоды”, “Коловратки” – сообщения “Лабиринт” – пройти.

Составить текст-миниатюру от имени червя-паразита на тему:

“Как мне повезло” от имени червя паразита

“Как мне не повезло” от имени червя паразита

Закончите любое из предложений

  • Я всегда буду… Я не буду… Сегодня я понял… Сегодня я задумался…

  • Внешнее строение

    Большинство круглых червей имеют удлинённое веретенообразное тело длиной от долей миллиметра до 1 м.

    Кожа, или гиподерма, покрыта кутикулой.

    Опорно-двигательный аппарат

    Под кожей располагаются продольные мышцы.

    Кожа и мускулы образуют кожно мускульный мешок.


    Рис. 1. Поперечный разрез аскариды.

    Под кожно-мускульным мешком находится полость тела, плотно заполненная полостной жидкостью, за счёт чего приобретает свойства гидроскелета.

    Кроме того, первичная полость обеспечивает лучшую, по сравнению с плоскими червями, взаимосвязь тканей организма, т. к. вещества в жидкости перемещаются значительно быстрее, чем в паренхиме.

    Пищеварительная система

    В отличие от плоских червей, имеет сквозной характер. Появляется задний кишечник с анальным отверстием. Благодаря этому процесс питания становится поэтапным.

    Нервная система

    Нервная система состоит из окологлоточного кольца и 2 нервных стволов. Органы чувств развиты слабо, глаз нет.

    Выделение

    Выделительная система круглых червей двух типов:

    • протонефридии;
    • каналы гигантских клеток гиподермы.

    Размножение

    В отличие от плоских, круглые черви раздельнополы. Половая система имеет вид длинных нитевидных яичников и семенников. Оплодотворение внутреннее. Плодовитость высокая, самки паразитов ежесуточно выделяют десятки и даже сотни тысяч яиц.

    Кровеносная система круглых червей не развита.

    Как видим, внутреннее строение кольчатых червей имеет свои особенности, существенно отличающие их от плоских. Такие прогрессивные преобразования, повышающие уровень организации организмов, называются ароморфозами. Ароморфозы круглых червей – это:

    • появление раздельнополости;
    • появление заднего отдела кишечника и анального отверстия;
    • образование первичной полости, являющейся гидроскелетом;
    • концентрация нервных клеток с образованием окологлоточного нервного кольца.

    Многообразие круглых червей

    Тип круглые черви делится на несколько классов, важнейшими из которых являются:

    Нематоды – крупнейший класс круглых червей, насчитывает десятки тысяч видов. К ним относятся известные паразиты человека:

    • аскарида человеческая;
    • власоглав;
    • свайник;
    • трихинелла;
    • детская острица;
    • ришта.

    Наиболее распространённым паразитом человека является человеческая аскарида. Её взрослые черви живут в кишечнике, а личинки в крови. Яйца с калом выходят во внешнюю среду и могут там сохранять способность к заражению много лет. Заражение происходит через немытые фрукты, овощи, грязные руки, мух и т. д.

    Жизненный цикл нематод может проходить:

    • только внутри одного хозяина;
    • со сменой хозяев;
    • в организме человека или животного и в почве или воде.

    Нематоды, паразитирующие на животных, приносят большой вред, снижая их продуктивность и повышая смертность.

    Один из методов лечения аскаридоза – кислородный. В кишечник больного нагнетается кислород и аскариды погибают, так как не переносят присутствия кислорода.

    Нематоды паразитируют и на растениях. Такие виды имеют в глотке стилет для прокалывания тканей растения и высасывания соков. Примерами паразитов растений являются:

    • свекловичная нематода;
    • пшеничная угрица;
    • галловая нематода;
    • стеблевая нематода.

    Пшеничная угрица поражает зерно и вызывает болезнь пшеницы, остальные виды паразитируют на овощных культурах.


    Рис. 2. Паразитические нематоды.

    Коловратки – это мелкие, до 2 мм, черви. Среда обитания – различные водоёмы, чаще пресные. Отличием класса являются реснички, являющиеся органом движения. Насчитывается 1500 видов.


    Рис. 3. Фото Gordius aquaticus.

    Класс скребни включает 500 видов паразитических червей. Паразитируют как на диких, так и на домашних животных.

    Киноринхи – мелкие морские черви, размерами до 1 мм. Обитают на водорослях и в грунте. Класс насчитывает 100 видов.

    Значение

    В природе круглые черви играют существенную роль как:

    • источник питания для многих животных;
    • почвообразователи.

    В верхнем слое почвы на площади 1 кв. м. проживают от сотен тысяч до десятков миллионов почвенных круглых червей. Большинство из них питается органическими остатками и способствует повышению плодородия.

    Что мы узнали?

    Систематика делит тип на несколько классов, важнейшим из которых являются нематоды. В развитии животного мира круглые черви занимают промежуточное положение между бесполостными плоскими червями и кольчатыми, которые имеют вторичную полость.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции