Термины по круглым червям


Общая характеристика типа Круглые черви

Тип Круглые черви объединяет животных, имеющие круглое в поперечном сечении тело, часто оно нитевидно вытянуто. В настоящее время известно более 20 тыс. видов круглых червей, обитающих на дне морей, в пресных водоемах, почве, а также ведущих паразитический образ жизни. Тип делится на несколько классов, наиболее многочисленный среди них класс Нематоды.

Внешнее строение. Форма тела веретеновидная или нитевидная, круглая в поперечном сечении. Тело цельное, несегментированное, снаружи покрыто кутикулой.

Полость тела. Первичнополостные животные. Внутри кожно-мускульного мешка развивается первичная полость тела, межклеточная жидкость замещает паренхиму. Внутренние органы находятся в этой первичной полости тела.

Пищеварительная система состоит из трех отделов: передний, средний и задний отделы кишечника. Передний отдел и задняя кишка имеют эктодермальное происхождение, а средний отдел — энтодермального. Появляется анальное отверстие и пища начинает двигаться в одном направлении.

Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца, окружающего глотку, и отходящих вперед и назад 6 нервных стволов, из которых спинной и брюшной развиты наиболее сильно.

Размножение. Преимущественно раздельнополые организмы, развитие прямое.

Филогения. Появление круглых червей сопровождалось следующими ароморфозами: 1. Образовалась первичная полость, схизоцель, которая сформировалась путем замещения паренхимы жидкостью. Жидкость находится под большим давлением и является гидроскелетом, выполняя опорную функцию; участвует в обмене веществ внутри организма, транспортируя различные вещества; 2. Появилась задняя кишка и заднепроходное отверстие, что позволило сделать процесс пищеварения поэтапным; 3. Произошла дальнейшая концентрация нервных клеток, образуется 6 нервных стволов и формируется окологлоточное нервное кольцо; 4. Произошло разделение полов, что обеспечило комбинативную изменчивость и генетическое разнообразие потомков.

Строение и жизнедеятельность нематод


Рис.118. Поперечный срез через тела аскариды:
1 — кутикула; 2 — гиподерма; 3 — спинной нервный тяж; 4 — ядра мускульных клеток; 5 — боковой валик гиподермы с выделительным каналом; 6 — брюшной нервный тяж; 7 — яичники; 8 — схизоцель; 9 — кишечник.

Форма тела и кожно-мускульный мешок. Тело цельное, несегментированное, веретеновидное или нитевидное, круглое в поперечном сечении, снаружи покрыто кутикулой. Кутикула обычно достигает большой толщины и прочности, во время роста червей она периодически сбрасывается, затем возобновляется. Под кутикулой находится гиподерма, которая представляет собой продукт слияния клеток.


Рис. 117. Схема строения самки (А) и самца (Б) нематоды:
1 — влагалище; 2 — брюшной нервный тяж; 3 — матка; 4 — анус; 5 — нервное кольцо; 6 — глотка; 7 — яичник; 8 — дорсальный нервный тяж; 9 — рот; 10 — выделительный канал; 11 — семенник; 12 — спикулы, хитиноидные щетинки, вводящиеся во влагалище самки при копуляции; 13 — клоака.

Пищеварительная система (рис. 117) начинается на переднем конце тела ротовым отверстием, которое окружено губами. Состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего. Передний отдел обычно разделяется на ротовую полость, глотку и пищевод. Пищеварение происходит в средней части кишки. Задняя кишка заканчивается анальным отверстием.

Органы дыхания отсутствуют. У свободноживущих и паразитов растений газообмен происходит через покровы тела. У паразитов животных дыхание анаэробное.

Кровеносная система отсутствует, транспортную функцию выполняет полостная жидкость.

Выделительная система своеобразна (рис. 119). Имеется шейная железа, представленная одной или двумя секреторными клеткой, расположенной снизу передней части тела. От них отходят один или два канала, проходящие в боковых валиках гиподермы. Сзади они слепо замкнуты, спереди соединяются в выводной проток, открывающийся выделительной порой. На стенках выделительных каналов в передней части тела находятся четыре крупные фагоцитарные клетки. Они захватывают и накапливают в цитоплазме остаточные продукты обмена.

Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца, окружающего глотку и пищевод и отходящих вперед и назад 6 нервных стволов. Из них спинной и брюшной наиболее развиты, такая нервная система –ортогон, лестничного типа. Нервная система образована небольшим числом нервных клеток, что свидетельствует о ее примитивности. Органы чувств развиты слабо. Имеются органы осязания, органы химического чувства.


Рис. 119. Выделительная система круглых червей:
1 — двуклеточная шейная железа; 2 —одноклеточная шейная железа; 3 — фагоцитарные клетки.

Органы размножения имеют трубчатое строение. Мужские половые органы имеют форму непарной трубки, тонкая часть которой является семенником, средняя часть — семяпроводом, наиболее толстый отдел — семяизвергательным каналом, открывающимся в конечный отдел кишечника — клоаку. У самки парные яичники продолжаются в яйцеводы, которые, расширяясь, переходят в две матки, открывающиеся в непарное влагалище, заканчивающееся половым отверстием на брюшной стороне тела. Оплодотворение яиц происходит в матке.

Аскарида человеческая. К нематодам относят аскариду человеческую (Ascaris lumbricoides), паразитирующую в тонком кишечнике. Это крупный гельминт: самки — до 40 см, самцы — до 25 см. У самок задний конец прямой, у самцов — заострен и загнут на брюшную сторону. Самка аскариды откладывает более 200 000 яиц в сутки. Яйцам аскариды нужно попасть во внешнюю среду, для развития личинок внутри яйца необходим кислород, определенная влажность, достаточно высокая температура.

Яйца покрыты несколькими защитными оболочками и способны сохранять жизнеспособность до 10 лет. При благоприятных условиях в течение 15 — 20 суток в яйце формируется личинка. Такое яйцо называется инвазионным. Заражение людей происходит при употреблении овощей и фруктов, загрязненных яйцами аскариды. Развитие аскариды происходит без смены хозяев. В тонком кишечнике личинки освобождаются от оболочки, пробивают упругим телом слизистую кишечника и попадают в кровь. С током крови они попадают в сердце, а оттуда — в легкие. В альвеолах легких они некоторое время находятся в среде, богатой кислородом. Из легочной ткани они проникают в бронхи, из них — в трахею, а затем — в глотку и вторично проглатываются. Миграция личинок продолжается 9 — 12 суток. За это время личинки растут, несколько раз линяют. Попав вторично в кишечник, личинки в течение 3 месяцев растут и превращаются в половозрелых особей. Продолжительность жизни аскарид около 1 года.

Аскарида — опасный паразит человека. Она отравляет организм человека ядовитыми продуктами своего метаболизма и, проникая в различные органы и полости, механически повреждает их. Большое их количество может вызвать закупорку кишечника.

Острица человеческая. К круглым червям относят также человеческую острицу (Enterobius vermicularis), паразитирующую в нижних отделах тонкого и в толстом кишечнике. Взрослые черви имеют небольшие размеры, самки — до 12 мм, самцы — до 5 мм. Самки откладывают яйца на коже около анального отверстия, вызывая зуд. Оказавшись под ногтями, яйца легко могут попасть в рот ребенка. Инвазионными они становятся уже через 4 — 6 часов. В тонком кишечнике из них выходят личинки, которые мигрируют в начальные отделы толстого кишечника и через 2 недели достигают половой зрелости.

Среди паразитов растений наиболее известны свекловичная, луковая, картофельная, пшеничная и другие нематоды. Они угнетают рост, снижают урожайность сельскохозяйственных культур, а в случае их сильного поражения вызывают и их гибель.

Широкое распространение и большой вред, наносимый паразитическими организмами, в том числе и червями, привели к появлению специальной науки — паразитологии. В задачи паразитологии входит изучение биологии, распространения паразитических организмов и на этой основе разработка мер борьбы с ними, профилактические мероприятия. Большой вклад в развитие паразитологии внес академик К. И. Скрябин, под руководством которого изучался видовой состав, биология паразитических червей, были разработаны санитарные мероприятия по ликвидации наиболее опасных глистных заболеваний. К ним относятся очистка воды, ветеринарно-санитарный контроль за качеством мяса, очистка населенных пунктов, недопущение использования в качестве удобрений необезвреженных фекалий. Большой положительный эффект дают систематические медосмотры, особенно в детских учреждениях. Ведется большая разъяснительная работа среди населения о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены.

Ключевые термины и понятия

1. Первичная полость тела, схизоцель, псевдоцель. 2. Шейная железа. 3. Фагоцитарные клетки. 4. Клоака. 5. Инвазионные яйца. 6. Гиподерма.

Основные вопросы для повторения

  1. Кожно-мускульный мешок круглых червей.
  2. Полость тела круглых червей.
  3. Чем отличается пищеварительная система круглых и плоских червей.
  4. Особенности выделительной системы круглых червей.
  5. Особенности нервной системы круглых червей.
  6. Происхождение круглых червей.
  7. Развитие аскариды человеческой.
  8. Развитие острицы.

4.6.5. Тип Первичнополостные, или Круглые черви

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе:а скарида, гельминтозы, нематоды, нервные стволы, окологлоточное нервное кольцо, острица.

Круглые черви произошли, вероятно, от какой-то группы плоских червей. В тип входят как свободноживущие, так и паразитические формы. Это двусторонне-симметричные животные, обладающие, как и плоские черви, несегментированным телом, кожно-мускульным мешком, двусторонней симметрией тела. Их появление сопровождалось следующими ароморфозами:

– возникновением первичной полости тела;

– прогрессивным развитием нервной системы – формированием ганглиев, окологлоточного нервного кольца, спинного и брюшного нервных стволов и соединений между стволами;

– появлением заднего отдела кишечника и анального отверстия, что обеспечило поэтапность и непрерывность пищеварения;

– появление выделительного отверстия, которым заканчиваются два боковых выделительных канала;

– появлением четырех мышечных тяжей, что позволило червям изгибаться при ползании;

– возникновением раздельнополой репродуктивной системы и внутреннего оплодотворения.

Детская острица – небольшой червь, паразитирующий в кишечнике человека. Вызываемое заболевание – энтеробиоз. Ребенок часто берет в рот немытые руки. На руках, под ногтями могут оказаться яйца остриц, которые оказываются в кишечнике. Личинки вылупляются в тонкой кишке, мигрируют к заднему проходу и выходят для откладывания яиц на кожу. Зуд в анальном отверстии заставляет расчесывать кожу. Затем происходит самозаражение, т.к. яйца остриц при расчесывании кожи вновь оказываются под ногтями.

Профилактика гельминтозов. Гельминтозы – заболевания, вызванные паразитическим червями. Проявляются в слабости, тошноте, болях в животе, поносах, запорах и т.д. Черви выделяют токсичные продукты собственного обмена, повреждают стенки кишечника, закупоривают просветы кишечника. Профилактика связана с соблюдением правил личной и общественной гигиены, выявлением, изоляцией и лечением больных, ветеринарными и экологическими мероприятиями.

А1. У круглых червей

1) двусторонняя симметрия и трехслойное строение тела

2) лучевая симметрия и трехслойное строение тела

3) двуслойное строение тела и двусторонняя симметрия

4) двуслойное строение тела и радиальная симметрия

А2. Крупнейшим ароморфозом в эволюции круглых червей стало появление

1) первичной полости тела 3) кишечной полости

2) вторичной полости тела 4) паренхимы

А3. В легких человека паразитирует

1) личинка острицы 3) личинка аскариды

2) взрослая острица 4) взрослая аскарида

А4. Приспособлением к паразитическому образу жизни у

1) раздельнополость 3) сквозной кишечник

2) плотная кутикула 4) смена хозяев

А5. Для развития личинок аскариды требуется

1) кислород 3) соединения азота

2) углекислый газ 4) отсутствие воздуха

А6. Заражение острицами может произойти при

1) отравлении свининой

2) купании в стоячем водоеме

3) сосании грязных пальцев рук

4) употреблении несвежих молочно-кислых продуктов

А7. Острицы откладывают яйца

1) в кишечнике человека 3) в крови

2) в желудке 4) на коже

А8. Острицы трудно поддаются выведению потому, что

1) человек многократно самозаражается

2) невозможно идеально вымыть руки

3) яйца остриц устойчивы к лекарствам

4) острицы очень плодовиты

А9. Кишечник у аскарид

слепо замкнут 3) имеет анальное отверстие

ветвистый 4) отсутствует

А10. У паразитических червей в процессе обмена веществ используются запасы

1) целлюлозы 3) крахмала

2) гликогена 4) белков

А11. Для взрослой аскариды характерно

1) кислородное дыхание

2) бескислородное дыхание

3) отсутствие дыхания

4) ни один из ответов не верен

Часть В

В1. Выберите из предложенного списка представителей круглых червей

1) эхинококк 4) аскарида

2) луковая нематода 5) картофельная нематода

3) дождевой червь 6) пиявка

В2. Установите соответствие между признаком животного и его названием


ВЗ. Установите правильную последовательность заражения человека аскаридозом

1) развитие личинки в печени

2) попадание яйца в кишечник

3) вторичное попадание личинки в глотку и кишечник

4) развитие личинки в легких

5) развитие взрослого червя в кишечнике

Часть С

С1. Почему рекомендуют гладить одежду и постельное белье, с целью профилактики энтеробиоза?

С2. Почему появление первичной полости тела считается крупным ароморфозом?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Круглые черви Круглые черви или нематоды (Nematodes) – класс червей. Семейство волосатиковых (Gordiidae) представляет ряд весьма существенных отличий в строении нервной системы, органов пищеварения, полости тела и особенно полового аппарата, почему часто рассматривается, как

Черви Апорректода ХандлиршиАскаридыАфродита пестраяВолосатикиДравида ГиляроваПиявка медицинскаяПланарииСосальщики печеночныеФеретима ХильгендорфаХетоптерус разноногийЦепень бычийЧерви кольчатыеЧерви кольчатые почвенныеЧерви круглыеЧерви

Дождевые черви Дождевые черви в истории образования земной коры играли гораздо более важную роль, нежели это может показаться на первый взгляд. Вследствие роющей деятельности червей поверхностный слой почвы находится в постоянном движении. В результате этого

Круглые числа всегда лгут Слова английского писателя и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709— 1784).Иносказательно: сомнение в истинности какой-либо информации, подкрепленной подозрительно круглыми

Урок видеоканал по теме: "Плоские", " Круглые", "Кольчатые" черви.

Тип урока: контрольно – обобщающий с использованием ИКТ.

Образовательная: повторить и обобщить знания по теме о строение и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей, установить их взаимосвязь со средой обитания, закрепить систематические понятия о типе и классе.

Развивающая: развитие умений учащихся сравнивать, обобщать, систематизировать учебный материал по изученным типам животных, работать с тестами.

Воспитательная: гигиеническое воспитание учащихся, путем усвоения знаний о мерах борьбы с паразитическими организмами для сохранения здоровья.

Оборудование: таблицы, рисунки для оформления кабинета, плакат головоломка – загадка, тесты для учащихся, компьютер, слайды.

Базовые понятие и термины: двусторонняя симметрия, кутикула, почкование, фрагментация, половой диморфизм, сегмент, финка, гиподерма, параподии, представители свободно живущих и паразитических червей, приспособления к паразитизму, борьба с паразитическими червями.

Личностная значимость изучаемого для школьника: повышение интереса к типам животных, не соблюдение правил личной гигиены приводит к заболеваниям, дождевые черви приносят огромную пользу их надо беречь.

Ожидаемей результат: учащиеся углубляют знания, должны приобрести навыки самостоятельного мышления, умение работать с дополнительной литературой, пользоваться Интернет ресурсами, развитие творческих способностей.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный.

Структура и содержание урока.

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя на работу, организация внимания учащихся) - 1мин.

Прозвенел опять звонок

Мы начнем сейчас урок

Будем знанья получать

Громко четко отвечать

Наступила время нашего видеоканала сегодня в программе.

3. Ответь на вопросы.

4. Прямое включение из Академии наук (рассказ учителя)

II. Учитель: Разминка. Игра "морской бой " по теме " Плоские ", " Круглые", " Кольчатые" черви. Для проведения игры на магнитную доску прикрепляется плакат на нем игровое поле – термины. Игровое поле закрыто картинками. Учащиеся называют буквы и цифру (А2). Учитель открывает картинку и читает термин на который учащийся должен ответить. - 3 мин.

III. Посмотрите внимательно на доску. В этой головоломке зашифрована загадка, которую вам надо отгадать.- 1 мин

Б Б Е Е З З Р Н У О К, Г,

Н П А О Б Л Р З Ю Е Х Т Е

Ответ: Без рук, без ног не брюхе ползет (червь).

А теперь следующая рубрика.

Давайте повторим, мы знаем огромное количество червей. Докажите, что червей много.

( Презентация) - 3 мин.

А) Движение этих червей напоминает медленное и

плавное скольжение по поверхности, различных предметов,

погруженных воду. Способ движения отразился в их названии.

Что это за червь? ( Планарии).

Б) На дне моря этот червь сооружает маленький песчаный

вулкан с кратером, из которого выбрасывается струйка песка.

Как он называется? (Пескожил)

В) Свое название этот кольчатый червь получил за то,

что его применяют в медицине для кровопускания.

Как он называется? (Медицинская пиявка). .

Г) Они известны под названием солитеры, что в переводе с французского означает

Д) Название этого червя происходит от атмосферного явления.

Е) Круглый червь, паразит кишечника многих животных и человека.

Ж) Внимательно присмотритесь, и вы прочитаете на рисунке о значении морских червей, которые появились в конце 30 г начале 90 – х годов в Каспийском море.

Н Е Б Р Е С И Д Ь Ы К У О Р Ф М Д Ц

Ответ: Нереиды корм для рыб

З) Об этом черве рассказывают небылицы. Будто бы он представляет собой оживший в воде конский волос, выпавший при купании лошадей из их хвоста. Он способен впиваться в кожу человека и проникать внутрь тела. На самом же деле этот червь не опасен для человека. Как он называется? (Волосатик)

Молодцы! Хорошо червей мы с вами знаем.

Любой видеоканал необходится без вопросов и заданий. Вас ждет следующая рубрика.

А ну- ка, ответь на вопрос. - 3 мин

Давайте разберемся в строении.

1. Два червя относятся к одному типу. Один червь свободноживущий, другой паразит.

Кто, по- вашему мнению, устроен сложнее и почему?

2. Какие черви плоские, круглые или кольчатые имеют более сложное строение. Ответ обоснуйте.

3. Почему белую планарию и печеночного сосальщика объединяют в один тип – плоские черви? Перечислите их общие признаки.

Большое спасибо за интересные ответы.

А теперь прямое включение из Академии наук (учитель)

Кроме червей, которые играют положительную роль. Есть и большое разнообразие паразитических червей. 5 мин



1. Перечислите, каких вы знаете паразитических червей.

2. Какие у них имеются приспособления к паразитизму (таблички на доске)







3. А сейчас прошу прерваться на рекламу.

Ребята, представьте, вы – доктор- гельминтолог. Вам предложили выступить перед

младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете


детям, как беречь себя от заражения паразитическими червями? (листовки)



- Обработка пищи высокими или низкими температурами.

- Соблюдение правил личной гигиены.

- Систематические медицинские осмотры.

- Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.
– Тщательно проваривать и прожаривать пищу
– Не брать в природе растения в рот.

Поучительная картинка (Признаки паразитических инфекций) - 1мин

IV. Предлагаю проверить свои знания в тестах по вариантам к каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный (тест) - 4 мин.

V. Сегодня мы собрались на Пресс – Конференцию " Дождевые черви и экология".

Дождевых червей видели все, но многие ли знают, что их деятельность важна для нашего благополучия и здоровья? Несмотря на большое количество публикаций о пользе дождевых червей, многие до сих пор считают, что они достойны лишь презрения.

Разобраться в значении и экологии дождевых червей нам помогут приглашенные на конференцию специалисты (доклады учащихся). Приложение 4. (Презентация) - 12мин.

1. Научный сотрудник.

Как мы сегодня слышали, черви приносят огромную пользу (стих) - 1мин

Например: « Кольчатым червям за огромный

Учитель: Изменилось ли ваше отношение к дождевым червям.

VI. Подведение итогов. Учитель Удовлетворены ли вы результатом своей работы на уроке? 1мин

На солнышке да, нет, незнаю.

VII. Выполнить одно домашнее задание по выбору.

1. Составить кроссворд.

2. Это интересно.

4. Подготовить презентацию.


Выберите книгу со скидкой:


Подарочный набор "Кисти и краски(4 по цене 2)"

350 руб. 297.00 руб.


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




Многие ученики считают биологию предметом не интересным и невостребованным жизнью. На уроках у детей появляется низкая мотивация и познавательная активность в обучении. Читать, слушать, учителя направлено лишь на воспроизведение информации, а не на ее анализ, понимание и применение.

Используя информационные технологии в учебном процессе, учитель стимулирует и активизирует развитие учащихся, облегчает процесс учебы, создает атмосферу доверия, учит учиться. Учитель обеспечивает эмоциональный настрой к работе, так как положительные эмоции повышают познавательную активность. Сотрудничество учителя и учащихся обеспечивают на уроке активную учебную деятельность класса.

Тип урока: контрольно – обобщающий с использованием ИКТ.

  • Образовательная: повторить и обобщить знания по теме о строение и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей, установить их взаимосвязь со средой обитания, закрепить систематические понятия о типе и классе.
  • Развивающая: развитие умений учащихся сравнивать, обобщать, систематизировать учебный материал по изученным типам животных, работать с тестами.
  • Воспитательная: гигиеническое воспитание учащихся, путем усвоения знаний о мерах борьбы с паразитическими организмами для сохранения здоровья.

Оборудование: таблицы, рисунки для оформления кабинета, плакат головоломка – загадка, тесты для учащихся, компьютер, слайды.Базовые понятие и термины: двусторонняя симметрия, кутикула, почкование, фрагментация, половой диморфизм, сегмент, финка, гиподерма, параподии, представители свободно живущих и паразитических червей, приспособления к паразитизму, борьба с паразитическими червями.

Личностная значимость изучаемого для школьника: повышение интереса к типам животных, не соблюдение правил личной гигиены приводит к заболеваниям, дождевые черви приносят огромную пользу их надо беречь.

Ожидаемей результат: учащиеся углубляют знания, должны приобрести навыки самостоятельного мышления, умение работать с дополнительной литературой, пользоваться Интернет ресурсами, развитие творческих способностей.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный.

Структура и содержание урока.

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя на работу, организация внимания учащихся) - 1мин.

Для проведения игры на магнитную доску прикрепляется плакат на нем игровое поле – термины. Игровое поле закрыто картинками. Учащиеся называют буквы и цифру (А2).

Учитель открывает картинку и читает термин на который учащийся должен ответить. - 3 мин.А теперь следующая рубрика.Давайте повторим, мы знаем огромное количество червей. Докажите, что червей много.

Дождевых червей видели все, но многие ли знают, что их деятельность важна для нашего благополучия и здоровья? Несмотря на большое количество публикаций о пользе дождевых червей, многие до сих пор считают, что они достойны лишь презрения.Разобраться в значении и экологии дождевых червей нам помогут приглашенные на конференцию специалисты (доклады учащихся). Приложение 4. (Презентация) - 12мин.

  1. Научный сотрудник.
  2. Химик.
  3. Эволюционист.
  4. Бионик.
  5. Биотехнолог.

VI. Подведение итогов.

Учитель Удовлетворены ли вы результатом своей работы на уроке? 1мин

На солнышке да, нет, незнаю.

VII. Выполнить одно домашнее задание по выбору.

  1. Составить кроссворд.
  2. Это интересно.
  3. Ребусы.
  4. Подготовить презентацию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции