Технологическая карта по биологии грибы паразиты

2 Основные понятия к учебной проблеме Метапредметные: умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; Грибы-паразиты, головня, спорынья, трутовик, фитофтора, рак картофеля, чёрная гниль, мучнистая роса. Межпредметные связи ОБЖ, ИЗО. Ресурсы: основные дополнительные 1. Учебник биология 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник 2. Поурочные разработки по биологии 5 класс. (тексты с дополнительной информацией) 3. Интернет ресурсы (картинки, физминутка) Формы урока Ф-фронтальная, И индивидуальная, П- парная Технология Развивающие, информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения

3 Дидактическая структура урока Деятельность учеников Организационный Готовятся к момент работе в Время: 1 мин. группе. Основные этапы: Формирование групп. Деятельность учителя Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся. Делит учащихся на группы. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Формируют группы. Готовят школьные принадлежности, необходимые при выполнении заданий. Планируемые результаты Предметные УУД Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Цель создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Актуализация знаний 8 минут 1.Учащиеся слушают учителя 2.Формулируют следит за тему и цели выполнением урока заданий. 3.Выполняют задания учителя. 4. Выполняют тесты 1.Рассказ учителя 2.Учитель Вводная беседа Проблемный вопрос: - На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты). - Какую из этих групп мы изучили? (сапрофиты). Что осталось неизученным? (грибы-паразиты). - Определите тему урока (тема: грибы-паразиты). (слайд 1). - Определите цель урока с помощью вопросов: с чем? (познакомиться с грибамипаразитами), что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека), как? (как происходит заражение), какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать). (слайд 2). Познавательные: Умение выделять грибы по типу питания. Коммуникативные Умение работать в группе, правильно формулировать свои высказывания. Регулятивные: Умение выполнять учебное задание в соответствии с планом. - Прочитайте тему. Знакомо ли вам слово паразиты? Вспомните, какие

6 грибами-паразитами? Закрепление нового материала Время:12 мин. Этапы: 1.Выступление групп. 2.Выполнение упражнений в рабочей тетради 3.Работа с текстом Выступление групп перед классом. В процессе выступления выполняют 55 в рабочей тетради. Учащиеся работают с текстом. Исправляют ошибки. Учитель помогает группам. Выступить перед классом Выполнить упражнения 55 Умение находить ответы на вопросы Познавательные: умение выделить особенности грибовпаразитов. Коммуникативные Умение правильно формулировать свои высказывания Регулятивные: Умение выполнять учебное задание в соответствии с планом. Выводят итоговый балл за урок Выставляет оценку за урок Рефлексия Время:3мин. Отвечают на вопрос учителя Задает вопрос. Меня сегодня удивило.. Знания о грибах-паразитах важны, потому что. Эти знания я могу использовать в.. Выяснить, как учащиеся оценивают свою работу на уроке. Записывают в дневниках Мне хотелось бы посоветовать своему товарищу по парте.

8 Проверка домашнего задания 1.Оболочка клеток большинства грибов содержит: А)целлюлозу б) муреин в) глюкозу г) хитин 2.Какой из перечисленных грибов является ядовитым? Д)вешенка р) желчный з) трюфель ж)груздь 3. По способу питания грибы похожи на животных, так, как: к) способны к фотосинтезу л)сами производят органические вещества м)поглощают пищу путём всасывания и) питаются готовыми органическими веществами 4.Белый пушистый налёт на хлебе это гриб. А.) пеницилл б) мукор в) трутовик г)фитофтора 5.Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком: К)трутовик л)мукор м)фитофтора н)дрожжи 6.Дрожжи размножаются: О)спорами п) мицелием и) почкованием 7.Пеницилл относится к: У) грибам-паразитам ф) шляпочным грибам х)дрожжевым грибам ц) плесневым грибам 8.Симбиоз- это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором: А) выгодно обоим Б) не выгодно обоим В)выгодно одному из организмов ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ Ф.И.О. Проверка домашнего задания Работа в парах Оценка учителя Итоговая оценка


Технологическая карта урока биологии

Тема урока: Грибы

Цели по содержанию:

обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.

развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.

воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.

Планируемые результаты учебного занятия :

Знать – характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных, определения: симбиоз, микориза, споры

Уметь – отличать ядовиты грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения

Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

Познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение.

Информационно-технологические ресурсы : учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку, видеосюжет о грибах, коллекция грибов, микроскоп, микропрепарат плесневых грибов, живой объект – гриб мукор

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС

ЮДИЧЕВА Е.Н. учитель биологии

Технологическая карта урока биологии

Тема урока: Грибы

Цели по содержанию:

обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.

развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.

воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.

Планируемые результаты учебного занятия :

Знать – характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных, определения: симбиоз, микориза, споры

Уметь – отличать ядовиты грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения

Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

Познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение.

Информационно-технологические ресурсы : учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку, видеосюжет о грибах, коллекция грибов, микроскоп, микропрепарат плесневых грибов, живой объект – гриб мукор

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы в виде показа презентации о грибах (плесени, дрожжах, шляпочных грибах) с интересными фактами.

Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность,Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

этап актуализации и пробного учебного действия;

Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство?

Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

этап выявления места и причины затруднения;

Предлагает спланировать работу на уроке.

Формулируют тему урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке

Умение ставить цель, планировать деятельность

этап построения проекта выхода из затруднения;

Организует деятельность учащихся:

В учебнике на стр. изучите материал о царстве грибов, изучите схемы, иллюстрации в учебнике.

Организует работу учащихся с микроскопом, раздаёт живой объект (плесень).

Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся, помогает с приготовлением микропрепарата..

Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике.

Готовят микропрепарат плесневого гриба и рассматривают его в микроскоп.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.

этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Ответьте на вопросы в конце параграфа.

Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение).

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

Тест по теме “Царство Грибы”

1. Грибы – широко распространены в почве. (воде,живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических,резиновых изделий).

2. У грибов запасным питательным веществом является. (гликоген), а у растений. (крахмал).

3. Наука, изучающая грибы называется. (микология).

4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются. (гифами), а в сумме эти нити составляют. (мицеллий) гриба, или его грибницу.

5. Дрожжевой гриб размножается путем. (почкования).

6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат. (хлорофилла).

7. Пеницилл используют в медицине для получения. (пенициллина).

8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из. и. (шляпки и пенька).

9. Грибы размножаются тремя способами. (вегетативным,бесполым, половым).

10. По способу питания грибы можно разделить на две группы. (сапрофиты и паразиты).

11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха. (влага, тепло).

12. Взаимовыгодная связь двух организмов:гриба и дерева называют. (симбиоз).

13. В борьбе с паразитическими грибами используют. (ядохимикаты).

14. Грибы применяют.

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые “рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.

3. Задача для “мозгового штурма”. Известно,что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез,рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое“доброжелательное соседство” грибов и деревьев.

4. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?

5. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета.Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?

Пусть в нашем журнале будет страница, с помощью которой другие ученики смогут проверить свои знания по этой теме – тест, который я предлагаю и вам.

При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и устранить недостатки

Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.

При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение).

этап включения в систему знаний и повторения;

Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового (приложение 1 или 3 ) и повышенного (приложение 2 ) уровня сложности.

Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку ( по предложенным ключам)

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1.Раздаёт учащимся лист самооценки (приложение 5) для заполнения

2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся.

Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки




Словарь юного миколога

1. Гриб – ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей.

2. Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержит хлорофилл,плотно прилегающие нити образуют плодовое тело гриба. Главная часть каждого гриба, на ней развивается плодовые тела.

3. Грибокорень плотно оплетенный корень дерева нитями грибницы, грибница может даже врастать в корень дерева.

4. Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба.

5. Головня – гриб паразит, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожими на обуглившие головешки.

6. Дрожжи – микроскопические грибы,размножаются почкованием, живут в питательной среде, богатой сахаром.

7. Микология – наука, изучающая грибы.

8. Микориза – иначе грибокорень.

9. Мицелий – иначе грибница.

10. Мукор – плесневый гриб, тело состоит из одной сильно разросшийся клетки.

11. Паразиты – организмы питающиеся органическими веществами живых организмов.

12. Пеницилл – плесневый гриб, разводят для получения лекарства.

13. Пенициллин – продукт жизнедеятельности плесневого гриба, обладает бактерицидным свойством.

14. Плодовое тело – образовано шляпкой и ножкой, характерно для шляпочных грибов.

15. Сапротрофы – организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

16. Симбиоз – взаимовыгодная связь двух организмов – гриба и дерева.

17. Спора – специализированная клетка,используется грибами для размножения.

18. Спорынья – гриб паразит, превращает зерновки в черно-фиолетовые рожки, может вызвать тяжелое отравление, попав в организм человека с пищей

19. Трутовик – гриб паразит, сокращает жизнь деревьев, плодовые тела многолетние.

20. Хитин – вещество входит в состав клеточной стенки грибов.

1. Какова была цель урока? ____________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________

3. Правильно или с ошибкой? __________________________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________





КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

Период с _______________ по _______________

Разработка урока биологии в 5 классе по теме "Грибы-паразиты" по УМК В.В.Пасечника. Урок открытия новых знаний. Обучающиеся через организацию групповой работы знакомятся с грибами-паразитами,вредом, который они наносят, и мерами борьбы с ними.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную группу грибов. Какую? Вы позже назовете сами. Удачи вам и новых открытий!

1. Раздает некоторым обучащимся индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

2. Для того, чтобы мы были готовы к усвоению новых знаний, давайте вспомним: - Какое царство живых организмов вы изучаете? (грибы)- Сколько видов грибов насчитывается в настоящее время? (около 100 тыс)- Какая наука занимается изучением грибов? (микология)

3. Проведем терминологическую разминку, дайте определение следующим понятиям:

Обучающиеся выполняют задания по индивидуальным карточкам разного уровня сложности.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

4. Составьте логическую схему из следующих слов: Грибы, пеницилл, подберезовик, дрожжи, пенек, мукор, шляпочные грибы, шляпка, плесневые грибы.

Учащиеся составляют логические схемы.

Сдают работы по карточкам.

Постановка учебной проблемы

Формулирование проблемы, планирование учебной деятельности

Грибов - паразитов очень много. Они портят урожай, разрушают постройки, вызывают заболевания человека.

Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока. (Что изучить?).

1.Познакомиться с грибами-паразитами;

2.Выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека:

3.Выяснить как происходит заражение и какие меры борьбы с ними нужно использовать.

Открытие нового знания

Грибы паразитируют на многих живых организмах. Исключения не составляют и организмы человека и животных. Когда человек болеет что с ним происходит? Как определить, что он болен? Верно, сначала болезнь определяем по внешним признакам. И у грибковых заболеваний растений есть свои признаки, которые вы должны знать. Сегодня мы будем работать в группах.

Организация работы в группах. (Приложение №2) и заполнения таблицы ( приложение 3).

Отвечают, что по симптомам, признакам болезни.

Работают в группах, заполняют таблицы.

Пришло время физкультминутки

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

И в лукошко набери!

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

Представители каждой группы рассказывает о выполненном задании. Остальные группы слушают и заполняют таблицу.

Учитель рассказывает о других грибах- паразитах и сопровождает свой рассказ презентацией.

Самый опасный разрушитель построек из дерева – домовой или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении выделяет воду ( до 10 ведер на кубометр дерева), и любое строение он быстро превращает в труху.

Грибы-паразиты могут поражать человека и животных. Микозы – заболевания, вызываемые грибами-паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний. Если вы у себя обнаружите симптомы этих заболеваний, срочно обращайтесь к врачу.

Вносят дополнения в таблицу

Применение нового знания

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Продолжим работу в группах. (Приложение 4).

Проверка выполненных заданий.

Выполняют задания в группах.

Отчеты по выполненному заданию в группах.

Мы можем сегодня поработать с нашим словарем юного миколога?

Какие сегодня мы запишем новые понятия?

Дайте определения этим понятиям.

Называют и дают определения следующим понятиям:

Рефлексия учебной деятельности и эмоционального настроения

На экране вы видите неоконченные предложения. Продолжите их.

Сегодня на уроке:

Сегодня на уроке узнал…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Я смогу применить знания для…

Мое настроение……

Продолжают предложения, анализируют пользу, полученных знаний.

П.16 , прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить новые понятия в словаре юного миколога

Записывают домашние задания в дневники


Полный текст материала Технологическая карта урока биологии по теме "Грибы-паразиты"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

--> 07.02.2017 0 4260 395

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Беловского района, Курской области.

учитель географии и биологии

Лукьянова Ирина Михайловна

на участие в районном конкурсе профессионального мастерства педагогов общеобразовательных организаций

1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Лукьянова Ирина Михайловна

2. Год, месяц день рождения

Федеральный телефонный код города 8(47149) 3-91-28

4. Должность учитель географии и биологии

5. Педагогический стаж работы 25 лет

6. Преподаваемый предмет биология и география

7. Класс проведения урока 5 класс

8. Домашний адрес автора (полностью) 307917 Курская область, Беловскийрайон, село Вишнево, улица Киреевка дом 8

Сотовый телефон 8-920-266-79-50

Федеральный телефонный код города 8(47149) 3-91-28

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения

Сасин Пётр Иванович

телефон для связи 8 920 266 28 37

Подпись руководителя образовательного учреждения _______П.И.Сасин

М. П. Дата заполнения: 15. 12. 2016 г.

Пояснительная записка к уроку биологии в 5 классе

Направление: естественно- математический цикл

Тема, класс: Грибы – паразиты. 5 класс

Характеристика класса: в 5 классе 10 учащихся. Все дети воспитываются в полных, благополучных семьях, двое - в многодетных.

Дети разного уровня подготовки. Ребята умеют работать с текстом, в парах, группах, активно взаимодействуют во фронтальной работе, умеют самостоятельно добывать знания из разных источников информации, работать с биологическим оборудованием. На уроке биологии дети активно включаются в творческую деятельность. Умеют оценивать свою работу и работу одноклассников.

Программа: программа основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы.

Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.

Количество часов: 34 учебных часа в год, 1 учебный час в неделю.

Цель урока: познакомить учащихся с грибами – паразитами растений; выявить их роль в жизни природы и человека; развивать умение сравнивать разные виды грибов между собой.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебные таблицы, раздаточный материал, гербарий.

Формы работы: самостоятельная, групповая, фронтальная работа.

Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей и учетом возрастных особенностей данного класса.

Методы и приемы: словесный (диалог, дискуссия), наглядный, практический, проблемный.

Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ.

Структура, содержание и методы привели к формированию УУД: дети познакомились с особенностями строения и размножения грибов-паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними, научились оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности его сохранения, научились выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с разными источниками информации и выполнять задание учителя.

Тема урока: Грибы – паразиты.

Цели урока: познакомить учащихся с грибами паразитами растений; выявить их роль в жизни природы и человека; развивать умение сравнивать разные виды грибов между собой.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомиться с особенностями строения и размножения грибов-паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними.

Личностные: формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы.

Метапредметные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу (П); умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа (Р); умение работать в составе творческих групп (К).

Оборудование: презентация, учебная таблица, раздаточный материал.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

2. Проверка домашнего задания

Задает вопросы учащимся, выполняют тест.

Какие плесневые грибы могут быть причиной порчи продуктов?

Какое строение имеет мукор?

Расскажите о строении пеницилла.

Какое строение имеют клетки дрожжей?

Как человек использует дрожжи?

1. Грибы относятся к растениям

2. Гифами называют

1) шляпку;
2) ножку;
3) плодовое тело;
4) грибницу.

3. В клетках грибов содержатся хлоропласты.

4. Белый пушистый налет на хлебе – то гриб …

5. Споры у шляпочных грибов образуются

1) на кончиках некоторых нитей грибницы;
2) в шляпке.

6. Плодовое тело шляпочных грибов образовано

1) плотно упакованными нитями грибницы;
2) клетками специальной ткани.

7. Грибы питаются.

1) минеральными веществами почвы;
2) разлагающимися органическими остатками в лесной подстилке;
3) органическими веществами из тела живых растений или животных.

8. Плесневые грибы.

1) имеют плодовое тело;
2) имеют только грибницу.

9. Споры плесневых грибов образуются.

1) в шляпке;
2) на кончиках некоторых нитей грибницы.

10. Дрожжи размножаются:

2. Работа с тестом.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. После беседы все учащиеся выполняют тест

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.

Демонстрация яблока с пятнами парши. Встречались ли вам такие фрукты, почему они имеют такой вид? Найдите ответ на вопрос в учебнике (параграф 16).

Нет живых организмов, на которых бы не паразитировали грибы. Исключение не составляют растения и организмы человека и животных. Тема сегодняшнего урока: Грибы – паразиты.

Выдвигает тему проблемы, сообщает тему урока

Записывают тему себе в тетрадь

Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые процессы. Развитие умения построения логической цепи рассуждения

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

4. Изучение нового материала

Знакомство с грибами-паразитами:

хлеб, полученный из зерна, пораженного головней, имеет низкие вкусовые и кондиционные качества. Зерно же, зараженное спорыньей, ядовито и не может использоваться ни человеком, ни животными, так как вызывает тяжелые отравления. В то же время, спорынью используют для получения медицинских препаратов.

Хлебная ржавчина может полностью уничтожить урожай.
Мучнистая роса поражает злаки, овощные и ягодные культуры (смородину, землянику, крыжовник), ухудшает вкус плодов.
Парша растений (есть и парша животных) снижает вкусовые качества, ухудшает внешний вид плодов.
Фитофтора поражает клубни картофеля (особенно при хранении), стебли и плоды томатов.
Приносит огромные убытки. С целью профилактики поражения фитофторой перед закладкой картофеля на хранение необходимо просушить клубни на солнце в
течение 2-3 часов.
Черная ножка, или олъпидий капустный поражает рассаду, молодые огородные растения, комнатные растения.

Гриб-трутовик, плодовое тело которого имеет вид деревянистого копытообразного нароста на стволах деревьев, – опасный вредитель леса, вызывающий разрушение древесины. Гифы трутовика пронизывают весь ствол от корней до макушки. Когда дерево погибает, трутовик продолжает жить на мертвой древесине. Он разрушает дома, шпалы, деревянные мосты. Чаще всего заражаются спорами трутовиков деревья, у которых повреждена кора и тем самым открывается доступ спорам гриба.
Самый опасный разрушитель построек из дерева – домовой, или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении древесины выделяет воду (до 10 ведер на кубометр дерева), поэтому серая пленка его мицелия всегда покрыта каплями воды и любое строение он быстро превращает в труху.

Учитель рассказывает о грибах паразитах, используя презентацию.

Выполняют задание 55 стр. 35 в рабочей тетради.

Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые процессы. Развитие умения построения логической цепи рассуждения

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражнения:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались, Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

6. Закрепление изученного материала.

Какие организмы называют паразитами?

Перечислите название грибов – паразитов растений?

Какой вред они приносят?

Учитель задает вопросы.

Устные ответы учащихся.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

7. Домашнее задание.

Параграф 16 стр.81-85, задание 56 стр. 36 в тетради.

Учитель задает домашнее задание.

Ученики записывают домашнее задание.

Ребята призадумайтесь и ответьте: что важного и значимого для вас вы уносите с сегодняшнего урока.

Выразите свое отношение к уроку, ответив на вопросы:

- Чему я научился на уроке?

-Каких целей добился?

- Чему можно было научиться ещё?

-Что удалось лучше, что хуже?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

Учитель задает вопрос.

Устные ответы учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: знакомство учащихся с грибами – паразитами растений, выявление их роли в природе, развитие умения сравнивать разные виды грибов между собой.

Познакомить учащихся с особенностями строения грибов - паразитов и их многообразием.

Познакомить учащихся с разнообразием форм грибов - паразитов.

Сформировать представление о вреде, приносимом грибами – паразитами растениям.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомиться с особенностями строения и размножения грибов-паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними.

Личностные: формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы.

Метапредметные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу (П); умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа (Р); умение работать в составе творческих групп (К).

Исходя из характеристики класса, мною были выбраны следующие формы и методы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, работа в паре, обсуждение поставленных вопросов и проблем.

Методы: словесный, частично – поисковый, наблюдение, информационно –обобщающий, стимулирующее оценивание, иллюстративный, рефлексивной деятельности.

Основные этапы урока:

Организационный этап; этап проверки домашнего задания; этап актуализации знаний, изучение нового материала, закрепление нового материала, рефлексия.

Дидактическая задача организационного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап включал в себя взаимные приветствия, фиксацию отсутствующих, проверку подготовленности учащихся к уроку. Этот этап очень важен, но он должен быть кратковременен. Я постаралась, чтобы он был по-настоящему мобилизующим. Ребята быстро включились в работу, так как осуществление этого этапа проводится систематически.

Задачей проверки домашнего задания было установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранение в ходе проверки неточностей, допущенных при выполнении домашнего задания. Биология –это понятийный предмет. И я стараюсь с самого первого урока прививать правильный навык в работе с понятийным материалом. На предыдущем уроке я с ребятами уделила достаточно времени этому вопросу, поэтому задание не вызвало трудности у большинства учащихся. Опрос осуществлялся фронтально, тест выполнялся индивидуально каждым учащимся. Но были и те, кто плохо справился с заданием. Это убеждает в необходимости систематически работать в этом направлении.

Этап изучения нового материала включал в себя открытие нового через решение проблемы о возникновении пятен на яблоке.

Ребята работали в паре, осуществляя взаимопроверку. Выясняя особенности строения грибов - паразитов, ребята работали с текстом учебника, просматривали презентацию и заполняли таблицу в рабочей тетради.

Давая новый материал, я стараюсь дать конкретную информацию, которой нет в учебнике. Я всегда это отмечаю. На уроке я использовала термины: головня, спорынья, гриб-трутовик. Ребята нравится опережающая информация, они с удовольствием соотносили виды грибов с терминами.

Этап закрепления изученного материала. На этом этапе мной было предложено учащимся устно ответить на 4 вопроса. Ответы на эти вопросы были получены быстро и без особого труда.

Один из принципов современного обучения – принцип активности и сознательности. Ученик будет активным, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие оказывается осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды является рефлексия. На этом этапе ребята оценивали свою работу на уроке, что им удалось сделать, чего не добились, и удалось ли реализовать те цели, которые были поставлены перед изучением нового материала.

Активность учащихся была достаточно высокой.

Смена видов деятельности, физкультминутка не позволили вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом, был учтен здоровьесберегающий компонент. Темп урока был оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся. Считаю, что урок достиг цели, результативен, так как учащиеся правильно выполнили задание. Задачи урока реализованы в полном объеме.

Урок Лукьяновой И. М., учителя биологии Вишневской СОШ, проходил в форме открытого урока, на котором присутствовали преподаватели данной школы.

Урок прошел на высоком профессиональном и методическом уровне. Учителем учтены новые требования к современному уроку по ФГОС.
Все этапы урока были выдержаны, логически связаны и сопровождались мультимедийной презентацией, созданной учителем.

Совместная с детьми формулировка целей и задач позволила мотивировать их познавательную активность, а разнообразие видов деятельности обеспечило занятость всех учеников. Ведущей формой деятельности учащихся на уроке являлась самостоятельная образовательная деятельность, которая оценивалась по участию в групповой и индивидуальной работе.

Учитель умело использовал различные методические приемы: слушание, обсуждение проблем, отчет групп о результатах своей деятельности, применяя мультимедийную презентацию, дополнительный познавательный материал, тестирование.

Все выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, целям и задачам урока, возрастным особенностям и учебным возможностям класса.

На уроке был выдержан высокий темп работы. Сочетая различные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, учитель развивал умение учащихся работать в группе и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения; формировал основные навыки исследовательской деятельности.

В течение урока отмечалась комфортная психологическая обстановка: царила атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Дети были раскрепощены, свободно общались с учителем и друг с другом. Присутствовал оздоровительный момент: физкультминутка.

Цель урока была достигнута полностью, что подтвердили результаты контрольных ответов учащихся.

Зам. директора по УВР Вишневской СОШ ______ (Бабичева Н.И.)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции