Сравнительная характеристика свободноживущих и паразитических плоских червей в

Задание 1. Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика свободноживущих и паразитических плоских червей
Сравниваемый признак Белая планария Печеночный сосальщик Свиной цепень
Место обитания пресные водоемы в организме других животных в организме других животных
Покровы тела ресничный эпителий многослойная плотная оболочка эпителий и кутикула
Органы чувств парные щупальца, развиты хорошо развиты слабо, органы осязания развиты слабо, органы осязания
Питание и пищеварение кишка, рот, глотка питается кровью всасывание пищи через все тело
Формы и размеры тела 1-2 см, двусторонне симметричное листовидное тело, 30 мм, ширина 8-13 мм вытянуто, 3 мм
Дыхание поглощение кислорода и удаление углекислого газа через тело не используют кислородное дыхание не используют кислородное дыхание
Выделение остатки выходят через рот остатки выходят через рот остатки выходят через рот
Нервная система нервые узлы нервые узлы нервые узлы, развита слабо

Задание 2. Выпишите номера характерных признаков животных.

Признаки:

1. На голове имеются четыре присоски.

2. Характерен свободноживущий образ жизни.

4. Тело лишено придатков (щупалец, усиков, присосок).

6. Паразитируют в кишечнике человека.

7. В теле различают головку, шейку, членики.

8. Покровы снбжены многочисленными ресничками.

9. Трехслойное животное.

10. Длина червя достигает 3 м.

11. Длина червя около 3 см.

12. Живет на нижних сторонах камней, в прудах, ручьях.

13. Двусторонне-симметричное животное.

14. Есть брюшная и околоротовая присоски.

15. Имеется пищеварительная система.

16. Пищеварительная система отсутствует.

17. Головка снабжена крючьями.

Белая планария: 2, 3, 5, 8, 9, 12, 15, 18.

Печеночный сосальщик: 4, 9, 11, 14, 15, 18.

Свиной цепень: 1, 6, 7, 10, 16, 17, 18.

Задание 3. Свиного и бычьего цепней иначе называют солитерами, что в переводе с фр. означает "одинокий". Предположите, какая биологическая способность этих плоских червей послуживла причиной такого названия.

Так как они гермафродиты, то и получили они такое название.

Задание 4. Заполните таблицу, вписав в колонки нужные цифры из предложенной информации.

Тип Плоские черви
Общие признаки типа Группа представители группы Признаки группы
Полость тела заполнена паренхимой, трехслойое животное, дыхание отсутствует ленточные черви ремнец, свиной цепень, бычий цепень паразиты
сосальщики печеночный сосальщик, двуустка паразиты
ресничные многоглазка обитают в водоемах

Задание 5. Заполните таблицу.

Пути заражения и меры борьбы с паразитическими плоскими червями
Вид Поражаемые органы человека Пути заражения Меры борьбы и профилактики
Печеночный сосальщик кишечник, кровеносное русло, печень при употреблении воды из мелких водоемов личная гигена, очищение воды
Свиной цепень кишечник утотребление необработанной грязной пищи личняа гигиена, хорошо приготовленная пища

Задание 6. Рассмотрите рисунок и обозначьте стадии развития печеночного сосальщика.

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

  1. Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
  2. Развивающая: развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.

  1. Повторение пройденного материала. Тест.
  2. Изучение нового материала:
    • основные признаки плоских червей-паразитов;
    • печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика;
    • ленточные черви; черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня;
    • приспособления к паразитизму;
    • вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
  3. Закрепление. Сравнение свободноживущих и паразитических плоских червей.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

1) Назовите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.

Пищеварительная система: _______ 3, 5, 8 _______

Выделительная система: _______1, 4 _______

Нервная система: _______6, 9, 10 _______

Половая система: _______2, 7 _______

  1. Разветвленные канальцы.
  2. Семенники.
  3. Ротовое отверстие.
  4. Звездчатые клетки.
  5. Глотка.
  6. Нервные узлы.
  7. Яичники.
  8. Кишка.
  9. Нервные стволы.
  10. Мозговые ганглии.

2) Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные:

А) Для кишечнополостных _______1, 3, 6, 7 _______

Б) Для плоских червей _______2, 4, 5, 1 _______

  1. Тело состоит из двух слоев клеток.
  2. Тело состоит из трех слоев клеток.
  3. Симметрия лучевая.
  4. Симметрия двусторонняя.
  5. Имеется кожно-мускульный мешок.
  6. Нет тканей и органов.
  7. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Б) Тест (письменно).

Выберите верные утверждения:

  1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.
  2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
  3. Среди плоских червей есть паразитические формы.
  4. Плоские черви имеют органы чувств.
  5. У плоских червей появляется кровеносная система.
  6. Плоские черви раздельнополые.
  7. В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие.
  8. Планарии – хищники.
  9. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
  10. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой.

Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.

- Кто такие паразиты? Заглянем в Интернет!

Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

Строение тела

Органы и системы органов Класс Ресничные Класс Сосальщики Класс Ленточные черви Среда обитания. Свободноживущие. Паразитируют в желчных протоках печени и желчном пузыре. Паразитируют в кишечнике человека и животных. Строение тела. Тело плоское, листовидное, 50–70 см. Представляет собой кожно-мускульный мешок, промежутки между органами заполнены паренхимой. Выделяются передний и задний концы. На переднем имеются щупальцевидные выросты. Тело плоское, листовидное, 3–5 см. Имеются присоски, крючья, шипы. Тело лентовидное, от 1 мм до 10–30 м, членистое. Имеется головка с присосками, шейка, членики. Нервная система. Представлена нервными узлами, мозговыми ганглиями, нервными стволами. Отсутствует. Отсутствует. Органы чувств. Кожные реснички, щупальцевидные выросты, светочувствительные глазки. Отсутствует. Отсутствует. Пищеварительная система. Ротовое отверстие – глотка-кишка. Остатки удаляются через ротовое отверстие. Есть кишка. Отсутствует. Выделительная система. Разветвленные канальцы, заканчивающиеся в паренхиме звездчатыми клетками. Хорошо развита. Хорошо развита. Дыхательная система. Дышат всей поверхностью тела. Отсутствует. Отсутствует. Кровеносная система. Отсутствует. Отсутствует. Отсутствует. Половая система. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Образуется огромное количество яиц.

2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.

(Рассказ ученика о цикле развития печеночного сосальщика.)

Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У

сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей – 0,3 мм–7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

Схема развития сосальщика через смену хозяев и чередование поколений

Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение. Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина – позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь.

3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.

(Рассказ ученика о цикле развития бычьего цепня.)

Класс Ленточные черви.

Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.

Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.

4) Приспособления к паразитизму.

(Устная работа.) Информация в Интернете!

  1. Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.
  2. Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.
  3. Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).
  4. Отсутствие дыхательной системы.
  5. Отсутствие нервной системы и органов чувств.
  6. Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.
  7. Стойкие антиферментные свойства.

5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

Работа в Интернете (устная работа).

Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.

Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок. Обильная глистовая инфекция может закрыть общие желчные и кишечные протоки, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.

Понос. Ряд паразитов, особенно протозойные, производят гормоноподобные вещества, ведущие к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям. Таким образом, понос при паразитической инфекции является функцией паразита, а не попыткой организма избавиться от присутствующей в нем инфекции или неправильного питания.

Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам. Проблема может усугубиться при потреблении трудно перевариваемых продуктов типа фасоли или сырых фруктов и овощей.

Гастрокишечный синдром. Паразиты могут раздражать и вызывать воспаление стенок кишечника, что ведет к целому ряду гастрокишечных симптомов и незначительному усвоению жизненно необходимых питательных и особенно жировых веществ. Такое малое усвоение ведет к твердому калу и избытку жира в кале.

Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах. Когда это происходит, человек испытывает боли, которые часто считают следствием артрита. Боли и воспаления суставов и мышц являются также результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, либо иммунной реакцией организма на их присутствие.

Аллергия. Паразиты могут раздражать, а иногда даже и пробивать оболочку кишок, что повышает риск проникновения в них крупных не переваренных молекул. Это может активизировать иммунный отклик организма в виде производства повышенных доз эозинофилов – одного из типов защитных клеток организма. Эозинофилы могут способствовать воспалению тканей организма, что приводит к аллергической реакции.

Проблемная кожа. Кишечные паразиты могут вызывать крапивницу, сыпи, экзему и другие кожные реакции аллергического характера. Язвы кожи, опухоли и болячки, папилломы и дерматиты могут быть результатом присутствия простейших микроорганизмов.

Анемия. Некоторые виды кишечных глистов присасываются к слизистой оболочке кишок и высасывают питательные вещества у хозяина. Находясь в большом количестве, они могут вызвать достаточно большую потерю крови, что приводит к недостатку железа (анемии). Анемию вызывает трихомонада и другие микропаразиты, которые питаются клетками крови. Трихомонада может питаться сперматозоидами, что вызывает импотенцию.

Гранулемы. Это опухолеобразные массы, обволакивающие разрушенные яйца паразитов. Чаще всего они образуются на стенках прямой и толстой кишки, но могут образовываться так же и в легких, печени, брюшной полости и матке.

Нервозность. Отходы обмена веществ и токсические вещества паразитов могут раздражать центральную нервную систему.

Нарушение сна. Частые пробуждения среди ночи, особенно между 2 и 3 часами ночи, тоже могут являться результатом попытки организма избавиться от токсических веществ через печень. Нарушения сна могут быть спровоцированы также ночным выходом некоторых паразитов через задний проход, что приводит к неприятным ощущениям и зуду. Одна из причин геморроя – развитие паразитов (остриц) под слизистой оболочкой прямой кишки.

Скрежетание зубами. Бруксизм – ненормальное скрежетание зубами, сжатие зубов и трение ими часто сопровождают паразитические инфекции. Эти симптомы особенно заметны у спящих детей.

Хроническая усталость. Симптомы хронической усталости включают в себя слабость, жалобы на гриппоподобные симптомы, апатию, депрессию, потерю концентрации внимания и плохую память. Эти симптомы могут быть вызваны паразитами, которые создают анемию, интоксикацию, недостаток питательных веществ в организме.

Иммунные нарушения. Паразиты ослабляют иммунную систему, понижая выделение иммуноглобулина А.

- Как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Беседа с учащимися.

III. Закрепление изученного материала.

Выберите верный ответ

1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:

А) малого прудовика;

Б) крупного и мелкого рогатого скота;

Г) волков и собак.

2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) взрослые паразиты размножаются;

В) сохраняются яйца;

Г) развиваются личинки.

3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) развиваются личинки;

В) личинки питаются;

Г) живут только самки.

4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:

А) крупный рогатый скот;

Б) малый прудовик;

В) волк или собака;

5. Личинки бычьего цепня живут:

А) в пресных водоемах;

Б) в теле свиней и овец;

В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;

Г) в кишечнике собак и кошек.

6. Паразитические плоские черви откладывают яиц:

А) во много раз больше, чем свободноживущие;

Б) столько же, сколько свободноживущие;

В) намного меньше, чем свободноживущие.

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6А.

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

А) Молочно-белой планарии _______2, 4, _______

Б) Печеночного сосальщика _______1, 2, 3, 7 _______

В) Бычьего цепня _______1, 3, 5, 6 _______

  1. Ведут паразитический образ жизни.
  2. Листовидная форма тела.
  3. Имеют присоски, шипы, крючья.
  4. Свободноживущая форма.
  5. Тело лентовидное, поделено на членики.
  6. Паразитирует в кишечнике.
  7. Паразитирует в печени.

Учебник: с. 116–121, задания 67–71 в рабочей тетради.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Планирование занятий по биологии спецкурса для учащихся, поступающих в 9-ый медицинский класс. Занятия проводятся с 8 сентября по 15 апреля (1,5 часа в неделю). Преподаватель Ерыгина О.Г., каб.№100

Особенности живых организмов. Сравнения растительного и животного организмов.

Со­временные подходы в классификации и систематики живых организмов.

П/ц Простейщие. Систематика, общая характеристика, многообразие, значение в природе и жизни человека. Сравнительная характеристика типов простейших. Особенности классов простейших: саркодовых, ресничных, жгутиковых.

Возникновение двустороннесимметричных животных.

Тип кольчатые черви. Систематика, общая характеристика, многообразие в природе и жизни человека. Особенности классов кольчатых червей: малощетинковых и многощетинковых кольчатых червей. Сравнительная характеристика типов червей: плоских, кольчатых, круг­лых (проверка письменной домашней работы у учащихся в тетрадях).

Н/кл рыбы. Систематика, общая характеристика, значение в природе и жизни человека. Особенности классов костных и хрящевых рыб.

Кл. Пресмыкающиеся. Систематика, общая характеристика, значение в природе и жизни человека. Происхождение пресмыкающихся, предковые формы пресмыкающихся. Сравнительная характеристика земноводных и пресмыкающихся. (Проверка письменной домашней работы у учащихся в тетрадях).

Особенности строения, размножения наземных позвоночных.

Кл. Птицы. Систематика, общая характеристика, значение в природе и жизни человека. Происхождение птиц, предковые формы птиц. Особенности развития птиц гнездового и птенцового типов. Сравнительная характеристика пресмыкающихся и птиц.

Кл. Млекопитающие. Систематика, общая характеристика. Происхождение млекопитающих, предковые формы млекопитающих. Значение в природе и жизни человека.

Отряды млекопитающих: сумчатые, насеко­моядные, грызуны, приматы, хищные, китообразные (особенности строения зубов конечностей, пищевая база, степень развития органов чувств, головного мозга и коры больших полушарий, среда обитания, забота о потомстве). Сравнительная характеристика млекопитающих и пресмыкающихся.

Обобщающие уроки. Особенности питания, движения, транспорта веществ, выделения, газообмена, чувствительности, строения нервной системы, размножения в разных группах животных.

Заключительный урок - консультация перед экзаменом.

Основные цели спецкурса по биологии для учащихся, поступающих в 9-ый медицинский класс

При организации работ данного спецкурса учитывается уровень требований, предъявляемый учащимся 8-ых классов при сдаче вступительного экзамена по био­логии в 9-ый медицинский класс.

Курс рассчитан на повторение и закрепление зна­ний, полученных в школе при изучении зоологии в 7-ом классе, но с некоторым углублением и расширением тем, как по зоологии беспозвоночных животных: подцарство простей­ших, тип кишечнополостные, тип плоские черви, тип круглые черви, тип кольчатые черви, тип членистоногие, тип моллюски, так и по зоологии позвоночных животных: класс ланцетники, класс рыбы, класс земноводные, класс пресмыкающиеся, класс птицы, класс млекопитающие.

Особенно уделяется внимание медицинскому значе­нию животных, в частности животным - паразитам человека. Помимо нескольких циклов червей – паразитов человека (бычьего цепня, печеночного сосальщика, аскариды человеческой), учащиеся изучают особенности паразитов человека среди простейших (лямблия, дизентерийная амеба, малярийный паразит, трипаносома); плоских червей (широкий лентец, свиной цепень); круглых червей (острица); клещей.

Чтобы приблизить учащихся к уровню требований, предъявляемых на экзамене, необходимо сочетать устный опрос с письменными, самостоятельными работами, а для повышения уровня самоконтроля и сознательного отношения к обучению к каж­дой теме даются вопросы для самопроверки и закрепления пройденного материала.

Задачи урока: сформировать общее представление о многообразии животного мира.

Контроль знаний: фронтальная беседа о биологии как науке о жизни, разнообразии живых организмов, о признаках живых организмов. Обобщение знаний о единстве живого на Земле. Сходство и различие растений и животных.

Закрепление знаний: беседа о многообразии животных, отличиях животных от растений.

Задачи урока: сформировать понятие о средах жизни и местах обитания животных, раскрыть сложные взаимосвязи и взаимозависимость животных в природе, дать определение цепям питания. Показать влияние деятельности человека на природные сообщества.

Контроль знаний: беседа о многообразии животного мира, выделение сходства и различий животных и растений, признаки жизнедеятельности, характерные для животных, среды обитания животных и их многообразие.

Задачи урока: формировать представления о виде как систематической категории и об основных таксономических единицах животного мира: царство, тип, отряд, семейство, род, вид. Раскрыть значение животных в природе и жизни человека, значение необходимости охраны животного мира.

Контроль знаний: беседа о средах жизни, местах обитания животных, о взаимоотношениях животных друг с другом, с растениями и другими организмами, с факторами неживой природы.

Средства обучения: биографии и портреты Аристотеля, Левенгука (см. 6 кл. п.6), Ковалевского А.О., Мечникова.

Контроль знаний: проверка знаний основных систематических групп животных, классификации животных, роли человека в жизни животных.

Изучение нового материала: ученые-зоологи мира и их вклад в развитие науки, роль экспедиций в изучении мира животных, использование биографий и портретов учёных-зоологов. Значение эволюционного учения в развитии зоологии. Достижения современной зоологической науки.

Задачи урока: сформировать знания о единстве органического мира на основе учения о клетке, отличиях растительной и животной клетки, о взаимосвязи и функции всех тканей организма.

Задачи урока: сформировать знания об органе как части организма, об организме как целостной системе, о взаимосвязи строения и функций систем органов, о регуляции согласованной работы всех органов и систем органов. Обобщить материал по уровням организации животного организма – клеточный организменный.

Задачи урока: сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы, сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных.

Задачи урока: закрепить знания о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточными животными, о роли одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Задачи урока: изучить образ жизни, особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных в связи со средой их обитания.

Контроль знаний: беседа о характерных признаках одноклеточных животных.

Закрепление знаний: беседа о роли кишечнополостных в природе и значении для человека.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего строения свободноживущих и паразитических плоских червей и процессов жизнедеятельности в связи с их образом жизни и средой обитания.

Контроль знаний: беседа о многообразии кишечнополостных и их значении в природе и для человека.

Задачи урока: раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности паразитических плоских червей, сформировать у учащихся знания о циклах развития паразитических плоских червей, раскрыть основы классификации и происхождения современных плоских червей.

Задачи урока: раскрыть особенности строения, процессов жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания.

Контроль знаний: беседа о приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни, особенности строения сосальщиков.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения представителей типа Кольчатые черви, о характерных чертах строения и жизнедеятельности многощетинковых червей, их образе жизни, об эволюции животного мира на примере представителей этого класса.

Задачи урока: рассмотреть строение кольчатых червей, отметить усложнение их строения по сравнению с плоскими и круглыми червями; объяснить особенности процессов жизнедеятельности кольчатых червей.

Закрепление знаний: беседа о связи строения кольчатых червей с их образом жизни, значении в природе.

Задачи урока: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о плоских, круглых и кольчатых червях, мерах профилактики заражения паразитическими червями.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, а также процессов жизнедеятельности и образа жизни моллюсков в связи с обитанием в наземно-воздушной и водной средах.

Изучение нового материала: общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение моллюсков. Общие черты внутреннего строения моллюсков. Различия в строении и функционировании систем кровообращения у кольчатых червей и моллюсков.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков, их многообразии и роли в природе.

Контроль знаний: беседа об общих признаках типа Моллюски, усложнение организации этого типа.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков, их отличии от брюхоногих моллюсков.

Контроль знаний: беседа об основных признаках типа Моллюски и особенностях брюхоногих моллюсков, значении брюхоногих моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека.

Задачи урока: сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего строения ракообразных в связи с их образом жизни и средой обитания, показать многообразие ракообразных.

Контроль знаний: беседа об особенностях внешнего и внутреннего строения, и образа жизни моллюсков, характерных чертах типа Моллюски.

Закрепление знаний: беседа о приспособленности ракообразных к перемещению по дну и плаванию в толще воды, характерные особенности внешнего строения ракообразных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания, раскрыть значение паукообразных в природе и жизни человека.

Контроль знаний: беседа об общих чертах членистоногих животных, об особенностях строения и образа жизни ракообразных.

Закрепление знаний: беседа об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в связи с их образом жизни и средой обитания.

Контроль знаний: беседа о признаках внешнего строения паукообразных, отличающие их от других членистоногих особенности пищеварения паукообразных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых, раскрыть значение насекомых в природе и для человека.

Закрепление знаний: многообразие отрядов насекомых с полным и неполным превращением, их отличительные черты.

Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях медоносной пчелы и тутового шелкопряда, раскрыть практическое значение пчеловодства и шелководства.

Контроль знаний: фронтальный и индивидуальный опрос о различных типах развития насекомых – с полным и неполным превращением, об отличительных чертах отрядов насекомых, сообщения учащихся.

Закрепление знаний: беседа о сложном поведении общественных насекомых, практическое значение пчеловодства и шелководства.

Задачи урока: раскрыть характерные биологические особенности насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений и способы борьбы с ними.

Контроль знаний: фронтальный опрос о значении насекомых в природе и жизни человека.

Закрепление знаний: беседа о насекомых-переносчиках и возбудителях заболеваний человека, меры профилактики болезней передаваемых насекомыми.

Задачи урока: обобщить, систематизировать и проконтролировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности членистоногих животных. Сформулировать выводы об особенностях внешнего строения беспозвоночных разных типов в связи со средой обитания и образом жизни, об особенностях внутреннего строения беспозвоночных разных типов в связи с выполняемыми функциями, об эволюции беспозвоночных животных, их роли в природе и жизни человека.

Закрепление и контроль знаний: обобщающая беседа по общей характеристике типа Членистоногие. Выделение признаков, объединяющих животных в классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и основных черт усложнения внешнего и внутреннего строения членистоногих. Обсуждение признаков организации, объединяющих животных в группу беспозвоночных, основные этапы эволюции органов и систем органов этих животных.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции