Сколько зародышевых слоев у круглых червей

У кольчатых червей выражена цефализация, т.е. обособление и формирование головного отдела на переднем конце тела путем слияния передних сегментов с одновременным увеличением относительной массы мозгового ганглия.

Кольчатые черви являются первыми животными со вторичной полостью тела (целомом). Напоминаем, что первичная полость тела представляет собой остаток бластоцеля, т.е. пространства, которое возникло в ходе эмбрионального развития между эктодермой и энтодермой кишки. В отличие от нее, вторичная полость появляется непосредственно в мезодерме, из которой и образуется большинство тканей и органов, и выстлана специальным однослойным плоским эпителием - мезотелием. У плоских червей мезодерма покрывает изнутри стенку тела (мышечная часть кожномускульного мешка) и снаружи - расположенные в целоме органы пищеварительной системы (все оболочки их стенок, кроме эпителия). Таким образом, целом, в отличие от первичной полости тела (псевдо- целя), разделяет не наружный и внутренний зародышевые листки - эктодерму и энтодерму, а различные структуры среднего зародышевого листка - мезодермы. Следует отметить, что вторичная полость у кольчатых червей не едина, а разделена на множество парных целомических мешков, количество которых соответствует количеству сегментов тела - в каждом сегменте имеется свой целомический мешок. При этом целомические мешки разных сегментов отделены друг от друга тонкими перегородками - септами, а пара мешков в одном сегменте соприкасаются своими стенками над и под кишкой, образуя в этих местах двухслойную перегородку. Эта перегородка не только разделяет целомические мешки, но и поддерживает кишку, охватывая ее со всех сторон, а также подвешивает ее, образуя верхнюю и нижнюю брыжейки (мезентерии - рис. 335). Между листками брыжеек к кишке подходят кровеносные сосуды и нервы.



Целом заполнен жидкостью, поэтому он создает опору для кожно-мускульного мешка, выполняя функцию гидроскелета. Кроме того, целом осуществляет выделительную функцию, там диффузно транспортируются вещества и созревают гаметы.

Пищеварительная система состоит из передней, средней и задней кишки. Как и у круглых червей, пищеварительный тракт кольчецов сквозной - он начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным. Каждому отделу тракта свойственна функциональная специализация. В отличие от круглых червей, стенка кишки у кольчецов образована не одним слоем клеток, а несколькими, причем все слои (за исключением самого внутреннего - эпителия) сформированы из мезодермальных зачатков.

Как и у представителей выше описанных типов, у кольчатых червей отсутствует дыхательная система, поэтому газообмен осуществляется через всю поверхность тела. Причем у некоторых кольчецов (многощетинковых) для большей эффективности процесса имеются выросты тела, которые можно расценивать как аналоги примитивных жабр. Однако транспорт веществ между тканями и органами внутри организма у кольчатых червей осуществляется не путем обычной диффузии через тканевую жидкость (как было раньше), а с помощью постоянно циркулирующей жидкости - крови. Иными словами, кольчатые черви обладают кровеносной системой. Она состоит из полых трубок - сосудов, которые пронизывают все тело животного и образуют сплетения во всех его тканях. Возникновение кровеносных сосудов ученые связывают с появлением вторичной полости тела, при этом остатки первичной полости трансформируются в сосуды. Поскольку обе полости отделены друг от друга, кровеносная система у кольчатых червей замкнутая.

Обычно кровеносная система состоит из двух больших сосудов: брюшного и спинного, которые проходят под и над кишкой, соответственно. Оба сосуда сообщаются между собой, прежде всего посредством кольцевых сосудов, которые имеются в каждом сегменте тела (иногда их там может быть по несколько). У кольчатых червей отсутствует сердце, поэтому перемещение крови по сосудам осуществляется за счет периодической пульсации стенок спинного сосуда. При этом кровь по спинному сосуду движется по направлению к переднему концу тела, в брюшном сосуде ток крови имеет противоположное направление. У некоторых кольчатых червей (малощетинковых), кроме спинного сосуда, также могут сокращаться и некоторые кольцевые сосуды.

У кольчатых червей кровь переносит по организму питательные вещества, которые поступают в нее от органов пищеварения, и кислород, поступивший через покровы тела. При этом следует помнить, что дыхательный пигмент, обратимо связывающий кислород, у них (впрочем, как и у всех беспозвоночных) содержится не в особых специализированных клетках, а попросту растворен в плазме крови. Забегая вперед, укажем, что у позвоночных животных дыхательный пигмент (гемоглобин) находится в эритроцитах крови. У разных кольчецов кислород связывают различные типы пигментов (некоторые из них по строению близки к гемоглобину и имеют красную окраску, у других кровь становится зеленоватой из-за пигмента хлорокруарина и др.).

У небольшого количества видов кольчецов кровеносная система отсутствует, однако у некоторых из них дыхательный пигмент все-таки при этом имеется - он растворен в тканевой жидкости, которая приобретает цвет этого пигмента.

Выделительная система представлена метанефридиями, которые попарно располагаются в каждом сегменте тела. В отличие от протонефридиев, которые образуют сеть соединенных между собой трубочек, пронизывающих все тело животного, метанефридии представляют собой короткие, не связанные между собой трубочки. Каждая из таких трубочек начинается во вторичной полости отверстием (часто в виде воронки), а заканчивается отверстием на поверхности тела. Иными словами, метанефридий можно охарактеризовать как канал, соединяющий целом с окружающей средой, поэтому его относят к целомодуктам. Продукты распада поступают в целомическую жидкость, заполняющую вторичную полость тела, и постепенно в ней накапливаются. Через метанефридии жидкие продукты обмена удаляются из тела червя в окружающую среду. Обычно в каждом сегменте располагаются по паре метанефридиев.

Органы чувств представлены осязательными структурами, глазами (не у всех) и обонятельными ямками.

Среди кольчатых червей имеются как раздельнополые, так и гермафродитные формы, при этом считается, что гермафродитизм возник вторично от раздельнополых предков. У разных представителей этого типа развитие идет прямо (т.е. из яйца выходит вполне оформленный миниатюрный червь) или с метаморфозом, в последнем случае образуется плавающая личинка - трохофора, совершенно непохожая на взрослую особь.

В типе кольчатых червей выделяют два подтипа: беспоясковые и поясковые, которые насчитывают в общей сложности около 10 000 видов. Эволюционисты считают, что филогенетически кольчатые черви происходят от низших червей. Исходную группу составляют многощетинковые, от которых в процессе перехода к пресноводному образу жизни произошли малощетинковые, а от них, в свою очередь, произошли пиявки, ведущие паразитический образ жизни. Филогенетическое значение кольчатых червей велико, поскольку, по мнению большинства систематиков, от них произошли два самых многочисленных типа беспозвоночных - членистоногие и моллюски.

Тип Черви — это группа многоклеточных животных с вытянутым телом, в котором нет скелета. Черви обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие из них являются паразитами животных, растений и человека. Среди червей встречаются такие мелкие, что их можно обнаружить только с помощью увеличительных приборов. Однако бывают и крупные черви достигающие нескольких метров в длину.

По форме тела червей разделяют на три типа: Плоские, Круглые и Кольчатые. Все черви — трёхслойные животные. Их ткани и органы развиваются из трёх зародышевых слоёв — эктодермы, энтодермы и мезодермы.

Тип Плоские черви объединяет около 12500 видов. По своей организации они выше кишечнополостных, но среди трёхслойных животных являются самыми примитивными. Эти животные могут медленно ползать. Самый характерный признак плоских червей — уплощённое (приплюснутое) тело, в форме длинной ленты.

На рисунке ниже показано строение Плоского червя на примере Планарии.


Тело уплощено в спинно-брюшном направлении, про­странство между органами заполнено особой тканью - паренхимой (полости тела нет)

Кожно-мускульный мешок (кожа, сросшаяся с мус­кульными волокнами)

Глазки в передней части тела, осязательные клетки разбросаны по всему телу

Пищеварительная система слепо замкнута; есть рот --> глотка --> разветвленный кишечник

Всей поверхностью тела

Система канальцев, открывающихся наружу по бокам тела

Размножение плоского червя

Гермафродиты; в семенниках созревают сперматозои­ды, в яичниках - яйцеклетки; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Плоские черви классы

Класс Ресничные Черви

Свободноживу­щие водные жи­вотные, тело которых по­крыто реснич­ками.

Являются паразитами животных и человека, их тело покрыто плотной оболочкой, есть при­соски для прикрепле­ния к телу хозяина

Класс Ленточные черви

Являются также паразитами кишечника животных и человека; имеют длинное члени­стое тело (до 10 м), го­ловку с присосками для прикрепления. Питание происходит всей поверхно­стью тела.

Тип Круглые черви — большая группа животных с длинным, круглым в поперечном разрезе телом, которое заострено на переднем и заднем концах. Для круглых червей характерно наличие свободного пространства внутри тела — первичной полости. В ней расположены внутренние органы, окружённые полостной жидкостью. Омывая клетки организма, она участвует в газообмене и переносе веществ. Тело круглых червей покрыто прочной оболочкой — кутикулой. Данная группа насчитывает около 20 тысяч видов.

На рисунке ниже показано строение Круглого червя на примере Аскариды.



Вытянутое цилиндрическое тело, заостренное с обоих концов, круглое в поперечном сечении, есть полость тела

Брюшная нервная цепочка

Рот (3 жесткие губы) --> глотка --> кишечная трубка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела

Через поверхность тела

Большинство раздельнополы; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Большинство - паразиты: аскарида, острица - паразигы животных; есть паразиты растений и свободноживущие черви (волосатик)

Тип Кольчатые черви — группа животных чьи представители имеют тело, разделённое на членики, напоминающие сложенные друг за другом кольца. Насчитывают около 9 тысяч видов кольчатых червей. Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами у них имеется целом — вторичная полость тела, заполненная жидкостью.



Тело состоит из сегментов, есть полость тела

Кожа; мышцы - продольные и кольцевые

Надглоточный и подглоточный нервные узлы и брюш­ная нервная цепочка, от которой в каждом сегменте отходят нервы

Рот --> глотка --> пищевод --> зоб --> желудок --> кишка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела; у морских есть специальные выросты тела —жабры

В каждом сегменте - пара канальцев, открывающихся наружу выделительными порами

Размножение кольчатых червей

Гермафродит; самка откладывает в кокон яйца, из ко­торых появляются молодые черви

1. Класс Малошетинковые - обитают в основном в почве и пресных водоемах, имеют мелкие щетинки на каждом сегменте (представитель – дождевой червь)

2. Класс Многошетинковые - обитают в морях; имеют по бокам тела парные выросты со щетинками (представитель - нереида, пескожил)

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Учебный текст

УЭ-0. Повторение материала о типе Кишечнополостные

Выполни задание в тетради.

Выбери правильный ответ.

Проверь себя. Сравни свои ответы с эталоном у учителя.

1. Животные типа Кишечнополостные:

А – представляют собой колонии клеток;
Б – примитивные многоклеточные;
В – высокоорганизованные многоклеточные.

2. Стенка тела кишечнополостных состоит из:

А – одного слоя клеток;
Б – трех слоев клеток;
В – двух слоев клеток.

3. Клетки энтодермы выполняют функции:

А – двигательную;
Б – пищеварительную;
В – двигательную и пищеварительную.

4. Пищеварение у кишечнополостных происходит:

А – только в кишечной полости;
Б – только в клетках энтодермы;
В – в кишечной полости и в клетках энтодермы.

5. Наружный слой клеток называется:

А – мезодерма;
Б – энтодерма;
В – эктодерма.

6. Движение гидры осуществляется за счет сокращения:

А – мышечных клеток;
Б – кожно-мускульных клеток;
В – кожно-мускульных и пищеварительных клеток.

7. Лучевая симметрия:

А – характерна для подвижных животных;
Б – характерна для малоподвижных животных;
В – не зависит от подвижности.

8. Регенерация – это:

А – ответ на раздражение;
Б – восстановление утраченных частей тела;
В – захват пищевых частиц.

УЭ-1. Двусторонняя симметрия

Внимательно прочти текст. Обрати внимание на причины появления двусторонней симметрии и на то, как меняется расположение органов чувств на теле животных.

В тетрадь запиши номер УЭ и его название.

В словарь запиши определение органа и системы органов.

Цель: знать, для животных с каким способом передвижения характерна двусторонняя симметрия, уметь узнавать двусторонне-симметричных животных и объяснять причины существования такого типа симметрии

Двусторонняя симметрия характерна для подвижных животных. Органы тела лежат симметрично относительно плоскости, разделяющей тело на правую и левую половины. В связи с подвижным образом жизни обособляются передний и задний концы тела. На переднем конце сосредоточены органы чувств (зрения, обоняния, слуха и др.)
Трехслойные животные имеют органы (часть тела, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции). Органы объединены в системы органов (группа органов, выполняющих общие функции). Благодаря появлению органов и систем органов процессы жизнедеятельности усложнились.

Прочти учебный текст.

В тетрадь запиши название УЭ.

В словарь запиши определение полости тела.

Обрати внимание на отличие первичной полости тела от вторичной.

  • Обрати внимание, что у плоских червей нет полости тела.
  • Цель: получить представления о первичной и вторичной полостях тела, паренхиме и их функциях

    Полость тела – это пространство между стенками тела и внутренними органами. Различают вторичную и первичную полости тела. Первичная впервые появляется у круглых червей. У остальных типов животных имеется вторичная полость тела – целом. В отличие от первичной вторичная полость тела имеет свои собственные стенки, ограничивающие ее от мышц. Полость заполнена жидкостью. Полость тела выполняет следующие функции.

    1. Опорную, т.к. сокращение мускулов стенки тела возможно только при наличии внутренней опоры на жидкость. Давление изнутри обеспечивает напряжение тела – тургор. Полостную жидкость червей можно считать гидроскелетом.

    2. Равномерное распределение питательных веществ, продуктов выделения, кислорода.

    3. Поддерживает постоянный состав веществ в организме.

    4. У некоторых животных с полостью тела связана половая функция.

    У плоских червей полости тела нет. Пространство между органами заполнено рыхлой соединительной тканью – паренхимой. Функции паренхимы: опорная, запасающая, участвуют в обмене веществ и пищеварении, регенерации.

    УЭ-3. Составление конспекта

    Запиши главную мысль УЭ-1

    Цель: учиться выделять главное, делать краткие записи, закрепить материал УЭ-1, УЭ-2

    УЭ-4. Проверка конспекта

    Сверь свой конспект с конспектами товарищей, а затем с эталоном у учителя.
    Исправь или дополни материал и оцени свой труд по пятибалльной системе.

    Цель: скорректировать и оценить свой конспект

    В конспекте должны быть краткие записи самого главного.

    УЭ-5. Кожно-мускульный мешок

    Запомни и запиши составные части кожно-мускульного мешка и их функции.

    Обрати внимание на то, что кожно-мускульный мешок характерен только для червей.

  • Запиши названия зародышевых листков.
  • Цель: изучить строение кожно-мускульного мешка в связи с выполняемыми функциями

    У всех типов червей имеется кожно-мускульный мешок. Это стенка тела, образованная кожным эпителием, образованным из эктодермы, и слоями мышц. Слои мышц расходятся в разных направлениях, что обеспечивает разнообразные движения животных. Под эпителием идет слой кольцевых мышц, под ним – слой продольных мышц, глубже – слой косых мышц. У некоторых червей развиты не все слои мышц.
    Мышечные слои развиваются из третьего зародышевого слоя – мезодермы. Он образуется между эктодермой и энтодермой во время развития зародыша.
    Животные, у которых три зародышевых слоя, называются трехслойными. Из каждого зародышевого слоя формируются те или иные органы.

    УЭ-6. Закрепление материала

    Не глядя в конспект, ответь на вопросы.

    Уровень А – правильный ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом.

    Уровень В – правильный ответ на каждый вопрос оценивается 2 баллами.

    Уровень С – правильный ответ на каждый вопрос оценивается 3 баллами.

    Учащиеся, работающие на уровне В, отвечают на вопросы уровней А, В, работающие на уровне С – отвечают на вопросы уровней А, В, С.

    Цель: закрепить и осмыслить учебный материал УЭ-5, проверить степень усвоения материала

    1. Из какого зародышевого слоя развиваются мышцы?
    2. Каких животных называют трехслойными?
    3. Из каких слоев состоит кожно-мускульный мешок?
    4. Какие функции выполняет кожно-мускульный мешок?

    1. Как изменится форма червя, если сократятся кольцевые мышцы; продольные?
    2. Почему трехслойные животные имеют органы чувств на переднем конце тела?

    1. Почему появление мезодермы можно считать чертой более высокой организации?
    2. Обоснуй свое утверждение.

    Прочитай учебный текст, устно вставь пропущенные слова, осмысли его. Обрати внимание на то, какую роль сыграло появление мезодермы в процессе эволюции.

    Обсудите в парах правильность вставленных слов. За эту работу оценки не выставляются.

    Цель: обобщить знания по модулю 1

    К двуслойным животным относятся губки и кишечнополостные. Это неподвижные или малоподвижные животные.
    Большинство животных трехслойны. Третий зародышевый слой, ____________, закладывается во время зародышевого развития между эктодермой и энтодермой. Из _____________ формируются клетки, которые образуют мышцы. Наличие хорошо развитых мышц обеспечило подвижность животных. В результате появилась ____________ симметрия, обособился передний конец тела, на нем сосредоточились органы ______________ . Они связывают организм с внешней средой.

    Выбери посильный для себя уровень.

    Выпиши номера правильных, по твоему мнению, суждений.

    Сверь свои ответы с эталоном.

    Оцени их по следующей шкале.

    Цель: проверить основные знания по модулю 1

    1. У подвижных животных лучевая симметрия.
    2. У подвижных животных органы чувств находятся на переднем конце тела.
    3. Полость тела отсутствует у плоских червей.
    4. Полость тела выполняет роль гидроскелета.
    5. Третий зародышевый слой назван мезодермой.
    6. Мышцы развиваются из мезодермы.
    7. Кожно-мускульный мешок характерен для всех червей.
    8. В состав кожно-мускульного мешка входят кожа и несколько слоев мышц.
    9. У гидры есть мышечные клетки.
    10. У всех животных пространство между органами заполнено рыхлой тканью.

    1. Вторичная полость отличается от первичной своей выстилкой.
    2. У круглых червей между кожно-мускульным мешком и внутренними органами имеется выстилка полости тела.
    3. Целомическая жидкость непосредственно соприкасается с внутренними органами.
    4. В кожно-мускульном мешке всех червей три слоя мышц.

    УЭ-9. Оценка знаний по модулю 1

    Поставь оценку за урок. Для этого подсчитай общий балл за урок: суммируй все баллы УЭ-0, 4, 6, 8:

    Цель: оценить знания по модулю 1, определить уровень, на котором изучен материал

    определения понятий мезодерма, кожно-мускульный мешок, орган, система органов, паренхима, целом, двусторонняя симметрия;

    строение кожно-мускульного мешка и его функции;

    функции полости тела и паренхимы.

    обосновывать связь строения кожно-мускульного мешка с его функциями;

    объяснять причины появления двусторонней симметрии;

    знать причины обособления органов чувств на переднем конце тела.

    находить черты высокой организации у трехслойных животных и уметь их обосновать;

    устанавливать причинно-следственные связи.

    При изучении нового материала вы должны:

    а) усвоить знания о белой планарии как представителе типа Плоские черви класса Ресничные;
    б) уметь: обосновывать принадлежность белой планарии к типу плоских червей и классу ресничных червей, исходя из знаний о внешнем и внутреннем строении; сравнивать планарию с гидрой; связывать строение систем органов с выполняемыми ими функциями; составлять конспект; ориентироваться в конспекте и учебнике; объективно оценивать свой труд и труд товарищей; определять уровень, на котором изучен материал.

    Методические рекомендации

    Учебный текст

    Прочитай задания теста.

    Выбери в каждом задании один правильный ответ.

    Ответы запиши в тетради.

    Проверь правильность ответов у учителя. Выстави себе оценку.

    Цель: чтобы успешно изучить новый материал, повторите и проверьте знания по предыдущим темам

    1. Для подвижных животных характерна:

    А – лучевая симметрия;
    Б – двусторонняя симметрия;
    В – отсутствие какой-либо симметрии.

    2. Паренхима выполняет функции:

    А – защитную;
    Б – двигательную;
    В – запасающую.

    3. Выделительная система:

    А – переваривает пищу;
    Б – удаляет жидкие продукты жизнедеятельности;
    В – удаляет непереваренные остатки пищи.

    4. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая:

    А – мускулатурой;
    Б – всеми системами органов;
    В – любыми органами через нервную систему.

    5. Непереваренные остатки пищи:

    А – всасываются в кровь;
    Б – удаляются из организма органами выделения;
    В – удаляются органами пищеварения.

    6. Полости тела нет у:

    А – плоских червей;
    Б – круглых червей;
    В – всех животных.

    7. Орган – это часть тела:

    А – имеющая определенное строение;
    Б – выполняющая определенную функцию;
    В – имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.

    8. Кожно-мускульный мешок образован:

    А – кожным эпителием;
    Б – мышцами;
    В – кожным эпителием и мышцами.

    9. Полость тела – это:

    А – кишечная полость;
    Б – пространство между стенкой тела и кишечником;
    В – полость кишечной трубки.

    10. Целом в отличие от первичной полости:

    А – имеет собственную выстилку;
    Б – не имеет собственной выстилки;
    В – расположен в кишечной полости.

    11. Кожно-мускульный мешок характерен только для:

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции


    по биологии в 7

    Контрольная работа по зоологии

    «Особенности и сравнительная

    Ученик (ца)_______________________________________________ Класс _________

    Блок А Выберите правильный вариант ответа

    Сколько зародышевых слоев клеток, или листков, образуется в конечном итоге на раннем этапе развития кольчатых червей?

    а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

    Назовите зародышевый слой клеток, с возникновением которого связано появление и развитие плоских, круглых и кольчатых червей.

    а) эктодерма б) мезодерма в) энтодерма

    Назовите мышцы, которые имеются у плоских червей и отсутствуют у кольчатых.

    а) кольцевые б) продольные в) спинно-брюшные

    Назовите тип животных, у представителей которого полость тела отсутствует.

    а) плоские черви б) круглые черви в) кольчатые черви

    Назовите сколько пучков маленьких упругих щетинок расположено в каждом членике дождевого червя.

    а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

    Назовите часть тела дождевого червя, в которой расположены его семенники и яичники.

    а) передняя б) средняя в) задняя

    Назовите гермафродитного паразитического червя.

    а) бычий цепень б) аскарида в) острица

    Назовите орган (ы) человека, в котором (ых) обитают острицы

    а) желудок б) печень в) кишечник г) скелетные мышцы

    Каким хозяином для бычьего цепня является человек?

    а) основным б) промежуточным

    Назовите участок тела бычьего цепня, где образуются новые членики.

    а) головка б) шейка в) средние членики г) концевые членики

    1. Обозначьте название типа и класса червей




    Тип ______________ Тип ______________ Тип ______________

    Класс_____________ Класс_____________ Класс_____________

    2. С помощью цифр, данных в списке, укажите признаки характерные для той или иной группы червей (А и Б):

    А – плоские черви

    Б – круглые черви

    1. Двусторонняя симметрия

    2. Тело состоит из члеников

    3. Тело не имеет члеников

    4. Имеются присоски

    5. Имеется кожно-мускульный мешок

    6. Полость заполнена жидкостью

    3. Что произойдет, если пиявки перестанут вырабатывать гирудин ? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    П

    ищеварительная система кольчатых червей







    Контрольная работа по зоологии

    «Особенности и сравнительная

    Ученик (ца)_______________________________________________ Класс _________

    Блок А Выберите правильный вариант ответа

    Назовите физиологическую систему, которая отсутствует у круглых червей.

    а) выделительная б) дыхательная в) нервная г) половая

    Кровеносная система у кольчатых червей.

    а) замкнутая б) незамкнутая

    Назовите зародышевый слой клеток, из которого у плоских, круглых и кольчатых червей образуется мускулатура.

    а) эктодерма б) мезодерма в) энтодерма

    Назовите тип, к которому относят следующих животных: дождевой червь, нереида, пескожил:

    а) плоские черви б) круглые черви в) кольчатые черви

    Назовите систему органов, которая у бычьего цепня отсутствует.

    а) выделительная б) нервная в) пищеварительная г) половая

    Назовите тип симметрии, характерная для плоских червей.

    а) радиальная (лучевая) б) двусторонняя в) центральная

    Что можно сказать о полости тела плоских червей?

    а) отсутствует б) имеется

    Каким хозяином для свиного цепня обычно является человек?

    а) основным б) промежуточным

    Бычий цепень гермафродит. Требуется ли для размножения другая особь этого вида?

    Есть ли кровеносная система у аскариды

    1. Обозначьте название типа и класса червей




    Тип ______________ Тип ______________ Тип ______________

    Класс_____________ Класс_____________ Класс_____________

    2. С помощью цифр, данных в списке, укажите признаки характерные для вида червей (А и Б):

    А – бычий цепень

    Б – человеческая аскарида

    1. Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении

    2. Тело членистое и плоское

    3. тело удлиненное, в поперечном сечении имеет округлую форму

    4. Живет в кишечнике человека

    5. Промежуточный хозяин – крупный рогатый скот

    6. Промежуточного хозяина нет

    7. Имеются присоски с крючочками

    8. Имеются ротовое и анальное отверстие

    3. С какой целью пиявок покупают в аптеках? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    При изучении нового материала вы должны:

    а) усвоить материал о строении тела трехслойных животных, о полости тела и ее функциях, знать название слоев зародышевых листков и значение мезодермы;
    б) уметь сравнивать первичную и вторичную полости тела, отличать трехслойных животных от двуслойных, составлять конспект в виде таблиц и схем, ориентироваться в конспекте, объективно оценивать свой труд и труд товарищей.

    Методические рекомендации