Сходство планарии белой и аскариды

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.


Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

1. В приведенном списке организмов подчеркните те, которые от­носятся к типу Плоские черви:

аскарида человеческая, дождевой червь, печеночный сосальщик , бычий цепень , планария молочная .

2. Среди плоских червей есть:

только свободноживущие, только паразитические, свободноживущие и паразитические формы (нужное подчеркните).

3. Дополните предложения.

Кожно-мускульный мешок планарий состоит из эпителия и мышц трех видов: кольцевых, продольных, косых.

Впервые у плоских червей появилась билатеральная сим­метрия тела.

Пространство между кожно-мускульным мешком и внутренни­ми органами заполнено паренхимой .

Выделительная система плоских червей протонефридиального типа.

4. Распределите представителей типа Плоские черви по классам.

А. Ресничные черви
Б. Сосальщики
В. Ленточные черви
  1. Бычий цепень
  2. Белая планария
  3. Свиной цепень
  4. Печёночный сосальщик
  5. Морская планария

А — 2, 5
Б — 4
В — 1, 3

5. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения стадий развития печеночного сосальщика.


Цикл развития печеночного сосальщика

  1. циста
  2. взрослый червь
  3. яйцо
  4. личинка
  5. личинка в прудовике
  6. подвижная личинка

6. Отметьте признаки, характерные для всех видов плоских червей: планарии, печеночного сосальщика, бычьего цепня.

А. Плоские черви
Б. Планарии
В. Печёночный сосальщик
Г. Бычий цепень
  1. Свободный образ жизни
  2. Паразитирует в кишечнике человека
  3. На голове имеется четыре присоски
  4. Тело листовидной формы
  5. Покровы снабжены многочисленны­ми ресничками
  6. Двусторонне-симметричные жи­вотные
  7. Есть брюшная и околоротовая при­соски
  8. В теле различают головку, шейку, членики
  9. Есть пищеварительная система

А — 6
Б — 4, 1, 5, 9
В — 7, 9
Г — 8, 3, 2

7. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения отдельных стадий в цикле развития бычьего цепня. Стрелками укажите последова­тельность стадий.

  1. личинка
  2. финна
  3. яйца
  4. взрослый червь

Цикл развития бычьего цепня


8. Для плоских паразитических червей характерны две особенности: смена хозяев и чередование поколений, заключающееся в том, что происходит размножение не только взрослых форм, но и ли­чинок. Как можно объяснить появление таких приспособлений, выработанных в процессе эволюции, у этих организмов?

Такое приспособление появилось для увеличения плодовитости, что необходимо в связи со сложным циклом развития.

Все системы просто устарели, но нет кровной и дыхательной системы.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Кожный покров планарии образован:

  • а) одним слоем покровных клеток, несущих реснички;
  • б) слоем покровных клеток, не имеющих ресничек;
  • в) несколькими слоями покровных клеток;
  • г) двуслойной кожей.

2. Какие слои мышц расположены под кожными покровами белой планарии?

  • а) Кольцевые, продольные, косые;
  • б) только продольные;
  • в) кольцевые, продольные;
  • г) только кольцевые.

3. Переваривание пищи у планарии происходит в:

  • а) глотке;
  • б) слепозамкнутом сильно разветвленном кишечнике;
  • в) печени;
  • г) а + б.

4. Пищеварение у белой планарии:

  • а) полостное;
  • б) внутриклеточное;
  • в) полостное и внутриклеточное;
  • г) внеполостное и внутриклеточное.

5. Органами выделения у белой планарии являются:

  • а) протонефридии;
  • б) метанефридии;
  • в) почки;
  • г) мальпигиевы сосуды.

6. Печеночный сосальщик может заразить нового хозяина только в том случае, если:

  • а) яйца попадут в воду;
  • б) в водоеме будет обитать малый прудовик;
  • в) покоящиеся личинки будут проглочены новым хозяином;
  • г) а + б + в.

7. Основной хозяин — это организм:

  • а) в котором обитает личиночная стадия паразита или проис­ходит его бесполое размножение;
  • б) в котором паразит достигает половой зрелости или происходит его половое размножение;
  • в) в котором происходит большая часть цикла развития паразита;
  • г) которому паразит приносит наибольший вред.

8. Основным хозяином бычьего цепня может(-гут) быть:

9. Травинки из прибрежных зон водоемов нельзя брать в рот по­тому, что на них могут быть:

  • а) возбудители малярии;
  • б) яйца остриц;
  • в) неподвижные личинки печеночного сосальщика;
  • г) финны бычьего цепня.

10. Приспособлением плоских червей к паразитическому образу жизни является(-ются):

  • а) большая плодовитость;
  • б) смена хозяев;
  • в) наличие специальных органов прикрепления (присосок, крючков);
  • г) анаэробное дыхание;
  • д) а + б + в + г.

11. Отметьте признак, не характерный для представителей типа Плоские черви:

  • а) обособление головного отдела тела;
  • б) возникновение двусторонней симметрии тела;
  • в) наличие опорно-двигательной, пищеварительной, выдели­тельной, нервной и
  • половой систем органов;
  • г) появление мышечной, соединительной и нервной тканей;
  • д) гермафродитизм;
  • е) высокая регенерационная способность;
  • ж) раздельнополость.

Ответ


Я искала В ЧЕМ СХОДСТВО БЕЛОЙ ПЛАНАРИИ И ПЕЧЕНОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА. НАШЛА! 1) белой планарии 3) печеночного сосальщика. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.

К ресничным червям относят свободно- живущих морских или пресноводных червей (молочная планария, черная плана- рия, многоглазка), а также наземных. Кто является промежуточным хозяином у печеночного сосальщика?

Особенности строения и размножения белой планарии. Белая планария встречается в пресноводных водоемах или аквариумах, класс По внешнему виду имеет сходство с печеночным сосальщиком или кошачьей двуусткой.

Белая планария. Печеночный сосальщик. Свиной цепень. Место обитания. Задание 3. Свиного и бычьего цепней иначе называют солитерами, что в переводе с фр. означает "одинокий".

Особенности строения молочной планарии и печеночного сосальщика. 1. Особенности строения и биологии молочной планарии. Молочная (белая) планария — типичный представитель класса Ресничных червей. В чем сходство белой планарии и печеночного сосальщика- ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШЕ НЕТ!

перечислите пожалуйста сходства и отличия между плавниками дельфина и морской черепахи )). Сравниваемый I Белая планария I Печеночный сосальщик I Cвиной цепень I Признак I I I I

строение. Как уже говорилось ранее, специфичная форма тела белой планарии схожа с такими опасными для человека плоскими червями-паразитами, как возбудители описторхоза и печеночного сосальщика.

2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. В чем заключается сходство плоских, круглых и кольчатых червей.

← →  1. Чем сходен по строению печеночный сосальщик с планарией и чем отличается от нее?

имеет кожно – мускульный мешок типичного строения. Полость тела отсутствует.

У свободноживущего плоского червя белой планарии, в отличие от печёночного сосальщика имеет, но спрашивают отличие, а двусторонняя симметрия — сходство.

Развитие Сосальщиков рассмотрим на примере печёночного сосальщика. Оно более сложное, чем у планарии, и происходит со сменой хозяев и с чередованием поколений.

Почему белую планарию и печеночного сосальщика объединяют в тип плоские черви ?

Перечмслите их общие признаки. Ответ оставил Гость.

Особенность строения планарии в сравнении с сосальщиками. Назовите структуру, которая имеется у белой планарии, но отсутствует у взрослых особей печеночного сосальщика.

Планария. Печёночные сосальщики — плоские черви класса дигенетических сосальщиков, паразитирующие в печени и желчных путях теплокровных.

Печеночный сосальщик, как и планария, гермафродит. Его яйца выходят из печени в кишечник хозяина и далее, с калом, наружу. В чем сходство белой планарии и печеночного сосальщика- 100 ПРОЦЕНТОВ!

3. Чем отличается бычий цепень от печеночного сосальщика?

В чем их сходство?

Белая планария встречается в пресноводных водоемах или аквариумах, класс ресничные черви. Это микроорганизмы типа плоские черви. По внешнему виду имеет сходство с печеночным сосальщиком или кошачьей

1. Чем сходен по строению печеночный сосальщик с планарией и чем отличается от нее?

2. Каков образ жизни печеночного сосальщика?

8) -. 9) Турбоплярий( речничные черви), белая планария.

Белая планария 1. Свободноживущая, не имеет аппарата фиксации 2. Нет кутикулярного слоя 3. Эпителий ресничный, кишечник разветвленный 4. Есть ограны чувств 5. Жизненный цикл без смены хозяев печеночный сосальщик 1

Ресничные черви — белая планария. Сосальщики — печеночный сосальщик. Печеночный сосальщик. Бычий цепень. 1. Яйцо сосальщика развивается в воде. 1. Яйца цепня выводятся с фекалиями окончательного хозяина.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Часть А. Выберите один правильный ответ:

У плоских червей симметрия тела :

А) отсутствует В) двусторонняя

Б) лучевая Г) у свободноживущих двусторонняя, у паразитов – лучевая.

2. Органы, участвующие в захвате пищи и её переваривании, образуют систему:

А) нервную; Б) выделительную; В) пищеварительную; Г) половую.

3. Какой плоский червь НЕ является паразитом:

А) печеночный сосальщик; В) белая планария;

Б) бычий цепень; Г) широкий лентец.

4. Мужские половые клетки – это:

А) сперматозоиды; Б) яйцеклетки; В) семенники; Г) яичники.

5. Окончательные хозяева эхинококка :

А) коровы, яки, зебры; В) свиньи, верблюды, человек;

Б) рыбы разных видов; Г) собаки, волки, шакалы, лисицы.

6. Почему аскариды не перевариваются в кишечнике человека?

А) они отличаются огромной плодовитостью;

Б) они могут жить в бескислородной среде;

В) они быстро двигаются в направлении противоположном движению пищи;

Г) их тело покрыто оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

7. Кровеносная система в процессе исторического развития появляется у:

А) круглых червей; В) кольчатых червей;

Б) плоских червей; Г) кишечнополостных

8. В какой тип объединяют животных, имеющих удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

А) плоские черви; В) моллюски;

Б) круглые черви; Г) кольчатые черви.

9. Имеются доказательства происхождения кольчатых червей от:

А) кишечнополостных; В) круглых червей;

Б) плоских червей; Г) простейших.

10. Какая система органов отсутствует у ленточных червей?

А) пищеварительная; В) половая;

Б) кожно-мускульный мешок; Г) выделительная.

Запишите системы органов белой планарии и их функции, заполнив таблицу:

Название систем органов

Прочитайте текст, вставьте в текст пропущенные слова.Текст переписывать не нужно, запишите только необходимые слова через запятую.

Свободноживущие плоские черви как двусторонние симметричные животные ведут __________ образ жизни. У них есть _______________ и задний концы тела. На ___________ конце расположены_________________, _____________________, органы защиты или нападения.

Часть С. Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

Какие меры профилактики необходимы для того, чтобы исключить заражение личинками печеночного сосальщика?

Часть А .Выберите один правильный ответ:

Свободноживущие плоские черви вступают с другими животными в отношения :

А) паразита и хозяина; В) взаимовыгодные;

Б) хищника и жертвы; Г) конкурентные.

2. Органы, участвующие в восприятии раздражений окружающей среды,составляют систему:

А) нервную; Б) выделительную; В) пищеварительную; Г) половую.

3. Какой червь относится к плоским?

А) нереида; Б) кошачья двуустка; В) аскарида; Г) дождевой червь.

4. Женские половые клетки – это:

А) сперматозоиды; Б) яйцеклетки; В) семенники; Г) яичники.

5. Личинки бычьего цепня живут:

А) в пресных водоёмах; В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;

Б) в теле свиней и овец; Г) в кишечнике собак и кошек.

6. На корнях свеклы, лука и ли других растений можно обнаружить:

А) круглых червей; В) кольчатых червей;

Б) плоских червей; Г) моллюсков.

7. Первыми трёхслойными животными являются:

А) кишечнополостные; В) плоские черви;

Б) инфузории; Г) кольчатые черви.

8. Впервые полость тела появляется у червей, относящихся к группе:

А) круглые; Б) кольчатые; В) плоские.

9. Целлом (вторичная полость тела) впервые появляется у представителей типа:

А) Моллюски; Б) Кольчатые черви; В) Круглые черви; Г) Плоские черви.

10. Какая система органов хорошо развита у ленточных червей?

А) пищеварительная; В) половая;

Б) кожно-мускульный мешок; Г) выделительная.

Запишите системы органов человеческой аскариды и их функции, заполнив таблицу:

Название систем органов

Прочитайте текст, вставьте в текст пропущенные слова.Текст переписывать не нужно, запишите только необходимые слова через запятую.

Бычий цепень паразитирует в кишечнике_____________, а его личинки развиваются в организме_____________. Тело червя состоит из маленькой головки и длинного лентовидного ___________. На голвке располагаются ______, с помощью которых паразит прикрепляется к стенкам кишечника хозяина. Тело состоит из многочисленных _____________. Рост червя и увеличение числа члеников продолжается всю жизнь.

Часть С. Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

Каков цикл развития печеночного сосальщика? Опишите.

Задачи урока: сформировать общее представление о многообразии животного мира.

Контроль знаний: фронтальная беседа о биологии как науке о жизни, разнообразии живых организмов, о признаках живых организмов. Обобщение знаний о единстве живого на Земле. Сходство и различие растений и животных.

Закрепление знаний: беседа о многообразии животных, отличиях животных от растений.

Задачи урока: сформировать понятие о средах жизни и местах обитания животных, раскрыть сложные взаимосвязи и взаимозависимость животных в природе, дать определение цепям питания. Показать влияние деятельности человека на природные сообщества.

Контроль знаний: беседа о многообразии животного мира, выделение сходства и различий животных и растений, признаки жизнедеятельности, характерные для животных, среды обитания животных и их многообразие.

Задачи урока: формировать представления о виде как систематической категории и об основных таксономических единицах животного мира: царство, тип, отряд, семейство, род, вид. Раскрыть значение животных в природе и жизни человека, значение необходимости охраны животного мира.

Контроль знаний: беседа о средах жизни, местах обитания животных, о взаимоотношениях животных друг с другом, с растениями и другими организмами, с факторами неживой природы.

Средства обучения: биографии и портреты Аристотеля, Левенгука (см. 6 кл. п.6), Ковалевского А.О., Мечникова.

Контроль знаний: проверка знаний основных систематических групп животных, классификации животных, роли человека в жизни животных.

Изучение нового материала: ученые-зоологи мира и их вклад в развитие науки, роль экспедиций в изучении мира животных, использование биографий и портретов учёных-зоологов. Значение эволюционного учения в развитии зоологии. Достижения современной зоологической науки.

Задачи урока: сформировать знания о единстве органического мира на основе учения о клетке, отличиях растительной и животной клетки, о взаимосвязи и функции всех тканей организма.

Задачи урока: сформировать знания об органе как части организма, об организме как целостной системе, о взаимосвязи строения и функций систем органов, о регуляции согласованной работы всех органов и систем органов. Обобщить материал по уровням организации животного организма – клеточный организменный.

Задачи урока: сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы, сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных.

Задачи урока: закрепить знания о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточными животными, о роли одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Задачи урока: изучить образ жизни, особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных в связи со средой их обитания.

Контроль знаний: беседа о характерных признаках одноклеточных животных.

Закрепление знаний: беседа о роли кишечнополостных в природе и значении для человека.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего строения свободноживущих и паразитических плоских червей и процессов жизнедеятельности в связи с их образом жизни и средой обитания.

Контроль знаний: беседа о многообразии кишечнополостных и их значении в природе и для человека.

Задачи урока: раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности паразитических плоских червей, сформировать у учащихся знания о циклах развития паразитических плоских червей, раскрыть основы классификации и происхождения современных плоских червей.

Задачи урока: раскрыть особенности строения, процессов жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания.

Контроль знаний: беседа о приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни, особенности строения сосальщиков.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения представителей типа Кольчатые черви, о характерных чертах строения и жизнедеятельности многощетинковых червей, их образе жизни, об эволюции животного мира на примере представителей этого класса.

Задачи урока: рассмотреть строение кольчатых червей, отметить усложнение их строения по сравнению с плоскими и круглыми червями; объяснить особенности процессов жизнедеятельности кольчатых червей.

Закрепление знаний: беседа о связи строения кольчатых червей с их образом жизни, значении в природе.

Задачи урока: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о плоских, круглых и кольчатых червях, мерах профилактики заражения паразитическими червями.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, а также процессов жизнедеятельности и образа жизни моллюсков в связи с обитанием в наземно-воздушной и водной средах.

Изучение нового материала: общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение моллюсков. Общие черты внутреннего строения моллюсков. Различия в строении и функционировании систем кровообращения у кольчатых червей и моллюсков.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков, их многообразии и роли в природе.

Контроль знаний: беседа об общих признаках типа Моллюски, усложнение организации этого типа.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков, их отличии от брюхоногих моллюсков.

Контроль знаний: беседа об основных признаках типа Моллюски и особенностях брюхоногих моллюсков, значении брюхоногих моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека.

Задачи урока: сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего строения ракообразных в связи с их образом жизни и средой обитания, показать многообразие ракообразных.

Контроль знаний: беседа об особенностях внешнего и внутреннего строения, и образа жизни моллюсков, характерных чертах типа Моллюски.

Закрепление знаний: беседа о приспособленности ракообразных к перемещению по дну и плаванию в толще воды, характерные особенности внешнего строения ракообразных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания, раскрыть значение паукообразных в природе и жизни человека.

Контроль знаний: беседа об общих чертах членистоногих животных, об особенностях строения и образа жизни ракообразных.

Закрепление знаний: беседа об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в связи с их образом жизни и средой обитания.

Контроль знаний: беседа о признаках внешнего строения паукообразных, отличающие их от других членистоногих особенности пищеварения паукообразных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых, раскрыть значение насекомых в природе и для человека.

Закрепление знаний: многообразие отрядов насекомых с полным и неполным превращением, их отличительные черты.

Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях медоносной пчелы и тутового шелкопряда, раскрыть практическое значение пчеловодства и шелководства.

Контроль знаний: фронтальный и индивидуальный опрос о различных типах развития насекомых – с полным и неполным превращением, об отличительных чертах отрядов насекомых, сообщения учащихся.

Закрепление знаний: беседа о сложном поведении общественных насекомых, практическое значение пчеловодства и шелководства.

Задачи урока: раскрыть характерные биологические особенности насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений и способы борьбы с ними.

Контроль знаний: фронтальный опрос о значении насекомых в природе и жизни человека.

Закрепление знаний: беседа о насекомых-переносчиках и возбудителях заболеваний человека, меры профилактики болезней передаваемых насекомыми.

Задачи урока: обобщить, систематизировать и проконтролировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности членистоногих животных. Сформулировать выводы об особенностях внешнего строения беспозвоночных разных типов в связи со средой обитания и образом жизни, об особенностях внутреннего строения беспозвоночных разных типов в связи с выполняемыми функциями, об эволюции беспозвоночных животных, их роли в природе и жизни человека.

Закрепление и контроль знаний: обобщающая беседа по общей характеристике типа Членистоногие. Выделение признаков, объединяющих животных в классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и основных черт усложнения внешнего и внутреннего строения членистоногих. Обсуждение признаков организации, объединяющих животных в группу беспозвоночных, основные этапы эволюции органов и систем органов этих животных.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции