Роль грибов и паразитов в природном сообществе

Разделы: Биология

Класс: 5

Структура урока

Цель урока: формирование представлений о различных типах отношений между организмами и приспособлениях к совместному обитанию в природном сообществе.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные. Метапредметные. Личностные.
Выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов в сообществах, условий влияющих на эти отношения и приспособления организмов для длительного и устойчивого существования в сообществе. Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Решаемые учебные проблемы. Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Основное содержание учебного материала. Взаимодействие организмов в природном сообществе. Основные типы отношений. Условия формирующие эти отношения. Приспособления организмов обеспечивающие длительное и устойчивое существование сообщества.
I. Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя.

2. Задает вопросы:

– О представителях, каких царств идет речь в данном рассказе?
– Как связаны животные, растения в природном сообществе?
– Организмы, каких царств не упомянуты в данном тексте?
– Какую роль выполняют растения, животные, грибы, бактерии в природном сообществе?
– Как называются биологические науки, изучающие растения, животных, грибы, бактерии?
– Возможно ли длительное существование природного сообщества при отсутствии в нем представителей какого-либо царства? Почему?
– Найдите в тексте примеры конкурентных отношений, хищника – жертвы, паразит– хозяин, взаимовыгодных отношений.
– С какими трудностями сталкиваются организмы, вступая в отношения, друг с другом?
– Какие взаимные приспособления формируются у хищников и жертв, в природном сообществе?

3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Деятельность учащихся.

Читают текст, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, роль растений, животных, грибов, бактерий в природном сообществе. Отмечают связи между различными организмами в природном сообществе (лесном), называют науки ботанику, зоологию, микологию, бактериологию. Предлагают варианты взаимоотношений между организмами в природном сообществе не отраженные в тексте, используя личностный опыт, называют виды взаимоотношений организмов, возникающие в природном сообществе.

Определяют ключевые слова урока: конкурентные отношения, отношения хищник – жертва, паразит– хозяин, взаимовыгодные отношения.

2. Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

2. Задает вопросы:

– При каких условиях возникают конкурентные отношения между организмами.
– Какие изменения в отношениях между хищниками мы часто наблюдаем при их содержании в домашних условиях, по сравнению с отношениями в природном сообществе?
– Можно ли считать избегание конкурентных отношений между хищными животными обитающих совместно в домашних условиях результатом вмешательства человека? Почему? Какие условия изменяет человек для избегания конкуренции этих животных (рисунок 2)?
– Можно ли назвать взаимоотношения человек – собака, человек – кошка взаимовыгодными?

3. Учитель демонстрирует рисунок 3.

– Я предполагаю, что отношения паразит-хозяин существуют только в естественных природных сообществах. Среди живых организмов, обитающих на одной территории с человеком, эти отношения не встречаются. Так ли это?
– Что необходимо знать об отношениях паразит-хозяин, чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу?
– Где найти эти знания?
– Какие меры профилактики и гигиены нужно соблюдать, чтобы избежать заражения паразитами? Почему вы так думаете?
– Какую роль в природном сообществе играют паразиты?

Деятельность учащихся.

Рассматривают рисунки, вспоминаем за обладание какими ресурсами организмы вступают в конкурентные отношения, высказывают мнение об изменении человеком условий приводящих к снижению конкуренции между организмами живущими рядом с ним, предполагают степень доступности необходимых ресурсов в разных условиях. Приводят примеры взаимовыгодных отношений в естественных и искусственно созданных природных сообществах.

Вспоминают виды паразитов и условия необходимые для их жизни, способы заражения. приводят примеры заболеваний вызванные паразитами, предполагают, что на рисунке 3 для человека может сложиться ситуация при которой произойдет заражение паразитами, высказывают мнение об отрицательной и положительной роли паразитов в природном сообществе. Высказывают своё мнение о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

3. Целеполагание.

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя.

1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Какие приспособления приобрели живые организмы, вступая в различные типы отношений для длительного существования?”

2. Предлагает учащимся обсудить возникающие вопросы о том, что мы не знаем о приспособлениях организмов при отношениях: конкурентных, хищник – жертва, паразит – хозяин, взаимовыгодных. Ответы заносим в таблицу.

– Какое строение более выгодное для растений при конкурентных отношениях в сосновом лесу?
– Какие приспособления имеют паразиты для прикрепления к телу хозяина?
– Какие приспособления имеют хищники и жертвы? Значение наличия когтей, хищных, зубов, расположение глаз, затаивание, устрашающие позы и т. д.

3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, корректирует и обобщает мнения.

Деятельность учащихся Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют таблицу.

Высказывают предположения.

4. Планирование.

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

Деятельность учителя

1. Формирует группы.
2. Раздает текст (материал Приложения 2).
3. Раздает инструкции к групповой работе.

Деятельность учащихся

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция (общая часть для всех групп)

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
2. Прочитайте текст.
3. Составьте план текста.

– Сформулируйте и запишите определение “Конкуренция – это…”.

Пользуясь описанием конкурентных отношений, предложите схему конкурирующих организмов и ресурсы за которые они вступают в борьбу.

– Охарактеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают хищники. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для жертв.

– Составьте таблицу взаимовыгодных отношений между растениями и животными.

Значение паразитов в природном сообществе.

– Охарактеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают жертвы. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для хищников.

5. Открытие нового знания.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя.

1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира оценить вклад товарищей по команде в процессе выполнения задания.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

– Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.
– Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
– Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового.

Деятельность учащихся.

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение творческих заданий, их дополнение; рефлексия деятельности в группе.

6. Применение нового знания.

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания.

1. Сравнить типы отношений организмов в природных сообществах. Найти черты сходства и различия.

2. Предложите варианты, как может использовать полученные знания об отношениях организмов в природных сообществах человек, используя их в повседневной жизни.

3. Подводит итог по достижению цели урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, давших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся.

7. Рефлексия.

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Повторяет тему и задачи урока, соотносит с планом работы, записанным на доске, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: повторяют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, дают оценку всему учебному процессу. Определяют степень своего продвижения к цели.

  1. Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5–6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г. С. 34–36.
  2. Сладков Н.Н. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 2. Очерки, рассказы. – Л.: Дет. лит., 1988. С. 122.
  3. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий // справочник заместителя директора школы. – 2012. – № 9. С. 34–38.

Живые организмы не могут существовать разобщенно, они всегда находятся во взаимодействии. Такое сосуществование порождает целые сообщества, в число которых входят бактерии, грибы, различные растения и животные. Подобные объединения никогда не возникают случайно, главным фактором их образования являются географическое расположение и климатические условия.

Под термином природное сообщество часто подразумевается биогеоценоз или экосистему. Отличительным его свойством является круговорот веществ. Простые организмы создают органические вещества, чтобы другие их потребляли. Третьи разлагают вещества на соли, воду и углекислый газ, которые снова поглощаются растениями. Такой поток энергии является отличительной особенностью каждого природного сообщества.

Виды природных сообществ

В основе сообществ лежат различные природные процессы. Растения и животные занимают одну и ту же территорию на протяжении долгого времени. На Земле существует огромное количество естественных сообществ, перечислить их все не представляется возможным. Крупнейшие из них существенно отличаются друг от друга. О многообразии сообществ судят по составу растительности.

Некоторые примеры природных сообществ включают лес, степь, луг, поле, сад, болото, озеро или реку.

Биогеоценозы с господством древесных растений называются лесами. В зависимости от того, какая древесная порода преобладает, различают еловые, березовые, дубовые, сосновые и другие леса. Под пологом деревьев растут кустарники и высокие травы. Присутствуют низкорослые растения, мхи и лишайники. В подстилке обитают бактерии и насекомые. Лес является домом для множества животных как травоядных, так и хищных. В кронах деревьев вьют гнезда птицы.

В степи, в отличие от леса, очень мало деревьев. Сообщество представляет собой равнину, покрытую невысокой травой с тонкими листьями. Степь характеризуется засушливым летом и малоснежной зимой. Животные преимущественно ведут ночной образ жизни. Большинство птиц улетает на зиму.

На лугах господствует разнотравье. В период цветения растения привлекают огромное количество насекомых-опылителей. Жуки, саранча и гусеницы поедают сочную зелень. В почве находятся микроорганизмы, которые перерабатывают органические останки, делая ее плодороднее. Мир животных представлен небольшими грызунами, на которых охотятся хищные птицы.

В состав водного сообщества входят грибы, бактерии, фитопланктон, зоопланктон, птицы и рыбы. Водоемы отличаются высокой плотностью жидкости, слабым насыщением кислорода, незначительным колебанием температур.

Пищевые связи и роли в природном сообществе

Пищевую цепь составляют различные организмы, большинство из которых является едой для других. Важная роль отведена растениям, которые выступают основным звеном цепи. За выработку органических веществ отвечают бактерии и водоросли. Следующим звеном являются первичные консументы: моллюски, насекомые, паразиты растений, травоядные животные. Вторичными консументами называют плотоядных животных и паразитов. Чем выше уровень цепи, тем крупнее животное.

Не менее важная группа, редуценты, питающиеся остатками растений и животных. К ним относят грибы и бактерии. В теории пищевые цепи представляют собой довольно простые отношения. В действительности все гораздо сложнее. Крупные животные могут питаться различными организмами, зачастую находящимися в других цепях. Таким образом, цепи переплетаются, образуя сложные пищевые сети.

Все элементы живой и неживой природы тесно связаны между собой. Если убрать из цепочки хотя бы одно звено, пострадают все участники. Негативным воздействием считается заражение паразитами, человеческое вмешательство или природные катаклизмы.

Структура природного сообщества

Структура природного сообщества — это движение веществ от одних организмов к другим, а затем, вновь в окружающую среду. Солнечная энергия и неорганические вещества являются источником питания для автотрофов. Так называют живые организмы, синтезирующие органику, основу любого природного сообщества. Следующим звеном являются гетеротрофы. Это бактерии, грибы и животные, которые потребляют созданные автотрофами органические вещества. Еще одним участником являются бактерии и грибы, разлагающие органику на неорганические соединения.

Влияние человека на природные сообщества

Численность некоторых организмов в сообществах может меняться по вине природных катастроф. На восстановление баланса уходит некоторое время, после чего биогеоценоз продолжает свое существование. С развитием человеческой цивилизации все изменилось в худшую сторону. Чем выше становилась численность населения, тем масштабней влияния на экосистемы.

Земледелие, которое постоянно требует новых территорий, разрушило многие экосистемы. Ради распашки новых участков человек вырубает, выжигает и выкорчевывает леса. В результате таких действий произошла резкая смена видового состава животных и растений.

Чтобы уменьшить стоимость производства, стали использоваться химикаты на основе меди и серы. Применение этих препаратов имело масштабные последствия. Уничтожению подверглись не только вредители, но и полезные животные, которым отведена большая роль в природном сообществе.

Негативное действие оказывает прокладка новых дорог, и транспорт в целом. Загрязненный воздух уничтожает растительный мир. Двуокись серы накапливается в листьях, в результате чего они желтеют и усыхают. Территории около автодорог загрязняются продуктами эксплуатации автомобилей. Окислы азота, попадая в атмосферу, превращаются в азотную кислоту. Она угнетает растения и приводит к деградации лесных массивов.

Возведение новых гидроэлектростанций полностью меняет состав водных биогеоценозов. Разрушительное действие несет осушение болот: животный мир кардинально меняется при колебании грунтовых вод.

Охрана природных сообществ на сегодняшний день имеет планетарное значение. Важным шагом к сохранению экосистем является создание заповедных зон и национальных парков. На охраняемых территориях полностью запрещено вмешательство человека в природу.

Информация

Добавить в ЗАКЛАДКИ
Поделиться:

Грибы сапротрофы

Эти формы встречаются в наземных сообществах повсюду, но их особенно много в самых верхних слоях почвы (включая подстилку). Процесс разложения растительных остатков, на который расходуется значительная доля респираторной активности сообщества, во многих наземных экосистемах осуществляется рядом последовательно функционирующих микроорганизмов (Кононова, 1961).[ . ]

Сапротрофы — организмы, питающиеся мертвым органическим веществом или экскрементами животных. К ним относятся бактерии, ахтиномицеты, грибы, а также сапрофиты (паразитические цветковые растения и некоторые водоросли). Среди животных сапротрофами (сапрофагами) являются жуки-мертвоеды, навозники, дождевые черви, гиены, грифы, вороны и др. Сапротрофы играют значительную роль в круговороте веществ, выполняя функцию редуцентов.[ . ]

Сапротрофы — гетеротрофные организмы, использующие в качестве пищи органические вещества мертвых тел или выделения (экскременты) животных. К ним принадлежат сапротрофные бактерии, грибы, растения (сапрофиты), животные (сапрофаги). Среди них встречаются детритофаги (питаются детритом), некрофаги (питаются трупами животных), копрофаги (питаются экскрементами) и др.[ . ]

Грибы насчитывающее около 100 тыс. видов. Грибы являются гетеротрофами. Грибы-паразиты вызывают такие заболевания растений, как головня, спорынья, ржавчина, мучнистая роса. Грибы-сапро-фиты играют важную роль в круговороте веществ в природе, минерализуя органические остатки отмерших растений и животных. Вместе со многими бактериями они являются редуцентами.[ . ]

Среди сапротрофов бактерии и грибы, населяющие водоем, имеют, вероятно, одинаково важное значение. Они осуществляют жизненно необходимую функцию, разлагая органическое вещество и восстанавливая «го до неорганических форм, которые снова могут быть использованы продуцентами. В незагрязненных лимнических зонах они менее многочисленны. Распределение и активность микроорганизмов в водной среде обсуждаются в гл. 19.[ . ]

Среди аурикуляриевых грибов встречаются как сапротрофы, так и паразиты на растениях, насекомых и других грибах.[ . ]

Большинство гетеробазидиальных грибов — сапротрофы на гниющей древесине, но встречаются и паразиты. Сравнительно многие ге-теробазидиальные грибы паразитируют на плодовых телах других грибов.[ . ]

Многие виды являются сапротрофами, но встречаются п представители, паразитирующие на других грибах.[ . ]

Паразитизм среди них — явление исключительное, но эти исключения имеют определенное значение в хозяйственном отношении.[ . ]

Растет большими группами на мертвых стволах, пнях и хворосте таких лиственных пород, как осина, береза, липа, ивы, тополя, ильмовые, дуб и др. Плодовые тела могут появляться начиная с весны (отсюда название гриба) до поздней осени. В ряде стран Европы, Северной Америки, а также в России вешенку разводят в культуре из мицелия, выращенного в лабораторных условиях.[ . ]

Это семейство объединяет немногочисленную группу гелоциевых грибов, характеризующихся сравнительно крупными булавовидными или лопатовидными плодовыми телами. За редким исключением, они почти всегда — напочвенные сапротрофы; плодовые тела их могут достигать 10 см высоты и 2 см в диаметре. Плодовые тела геоглоссовых имеют хорошо развитую ножку, и по строению они являются модифицированными апотециями, у которых выпуклый диск вырос в вытянутую верхнюю часть плодового тела и гименин покрывает наружную поверхность образовавшейся таким образом шляпки (рис. 112).[ . ]

Гетеротрофные организмы потребляют только готовые органические вещества. К ним относятся все животные и человек, грибы и др. Гетеротрофы, потребляющие мертвую органику, называются сапротрофами (например, грибы), а способные жить и развиваться в живых организмах за счет живых тканей, — паразитами (например, клещи). Организмы вступают между собой в сложные трофические взаимодействия, тем самым выполняя важнейшие экологические функции в биотических сообществах.[ . ]

Гетеротрофные организмы потребляют только готовые органические вещества. К ним относятся все животные и человек, грибы и др. Гетеротрофы, потребляющие мертвую органику, называются сапротрофами (например, грибы), а способные жить и развиваться в живых организмах за счет живых тканей, — паразитами (например, клещи). Организмы вступают между собой в сложные трофические взаимодействия, тем самым выполняя важнейшие экологические функции в биотических сообществах.[ . ]

Вторая группа организмов - консументы, или гетеротрофные организмы, осуществляют процесс разложения органических веществ. Эти организмы используют органические вещества в качестве источника питательного материала и энергии. Фа-готрофы питаются непосредственно растительными и живыми организмами. К ним относятся все крупные животные. Сапротрофы используют для питания органические вещества мёртвых остатков. К ним относятся в основном бактерии и грибы.[ . ]

Биоценозы можно рассматривать как закономерные системы взаимозависимых двух групп организмов — автотрофов и гетеротрофов. Гетеротрофы не могут существовать без автотрофов, поскольку получают от них энергию. Однако и автотрофы не могут существовать в отсутствие гетеротрофов, точнее, в отсутствие сапротрофов — организмов, использующих энергию отмерших органов растений, а также энергию, содержащуюся в экскрементах и трупах животных. В результате жизнедеятельности сапротрофов происходит минерализация так называемого мертвого органического вещества. Минерализация в основном происходит в результате деятельности бактерий, грибов и актиномицетов. Однако роль животных в этом процессе также очень велика. Размельчая растительные остатки, поедая их и выделяя как экскременты, а также создавая в почве более благоприятные условия для деятельности сапротрофиых микроорганизмов, они ускоряют процесс минерализации отмерших органов растений. Без этого процесса, ведущего к поступлению в почву доступных форм минерального питания, растения-автотрофы быстро использовали бы наличные запасы доступных форм макро- и микроэлементов и не смогли бы жить; биогеоценозы превратились бы в кладбища, переполненные трупами растений и животных.[ . ]

Метаболизм системы осуществляется за счет солнечной энергии, а интенсивность метаболизма н относительная стабильность прудовой системы зависят от интенсивности поступления веществ с атмосферными осадками и стоком из водосборного бассейна.[ . ]

Разложение включает как абиотические, так и биотические процессы. Однако обычно мертвые растения и животные разлагаются гетеротрофными микроорганизмами и сапрофагами. Такое разложение есть способ, посредством которого бактерии и грибы получают для себя пищу. Разложение, следовательно, происходит благодаря энергетическим превращениям в организмах и между ними. Этот процесс абсолютно необходим для жизни, так как без него все питательные вещества оказались бы связанными в мертвых телах и никакая новая жизнь не могла бы возникать. В бактериальных клетках и мицелии грибов имеются наборы ферментов, необходимых для осуществления специфических химических реакций. Эти ферменты выделяются в мертвое вещество; некоторые из продуктов его разложения поглощаются разлагающими организмами, для которых они служат пищей, другие остаются в среде; кроме того, некоторые продукты выводятся из клеток. Ни один вид сапротрофов не может осуществить полное разложение мертвого тела. Однако гетеротрофное население биосферы состоит из большого числа видов, которые, действуя совместно, производят полное разложение. Различные части растений и животных разрушаются с неодинаковой скоростью. Жиры, сахара и белки разлагаются быстро, а целлюлоза и лигнин растений, хитин, волосы и кости животных разрушаются очень медленно. Отметим, что около 25% сухого веса трав разложилось за месяц, а остальные 75% разлагались медленнее. Через 10 мес. еще оставалось 40% первоначальной массы трав. Остатки же крабов исчезли к этому времени полностью.[ . ]

Мир бактерий велик, их видовой состав разнообразен. Некоторые из них ведут симбиотический образ жизни. К ним относят клубеньковые бактерии, находящиеся в симбиозе с бобовыми травами. Клубеньковые бактерии усваивают атмосферный азот и превращают его в азотсодержащие органические соединения. В то же время они находятся в экологической зависимости от бобовых, обеспечивающих их энергией. С отмирающими клубеньками и корнями бобовых растений азотсодержащие органические вещества поступают в почву и обогащают ее азотом. В некоторых травяных фитоценозах, в том числе в почвах, богатых азотом, бобовые отсутствуют. И, несмотря на это, азотфиксация там происходит. Азотфиксация атмосферного азота бактериями — не единственный источник обогащения почв азотсодержащими соединениями. В пастбищных БГЦ почва обогащается азотом экскрементов пасущихся сельскохозяйственных животных. Разложение и минерализацию фекалий осуществляет особая группа бактерий-копротрофов. Вследствие обогащения почв азотсодержащими веществами фекалий животных численность почвенных микроорганизмов на пастбищах обычно выше, чем на сенокосах. Бактерии-фитопаразиты на травянистую растительность влияют меньше, чем патогенные грибы.[ . ]

Урок№13 Тема урока. Роль грибов и бактерий в природном сообществе.

Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях.

1. Деятельностная: формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в процессе изучения роли грибов и бактерий в природном сообществе.

Предметные . Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере.

Метапредметные. Строить логические цепи рассуждений. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий при объяснении круговорота веществ и составлении пищевых цепей.

Личностные : Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Тип урока : Комбинированный.

Средства обучения : учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Актуализация знаний. Здравствуйте ребята. На доске предложены следующие задания:

Найти соответствие. а)Растения разрушители б)Грибы потребители в)Животные производители г)Бактерии

Биологический диктант- Используем карточки 2-х цветов. Да— зеленая.

Нет- красная. Оцениваем друг друга в парах . (6 вопросов. За правильный ответ-1балл.)5-6 отв.-5 б.;4-отв.-4б.;3-отв-3б. и т.д.

1.Эти животные обитают в воздушно –наземной среде, приспособились жить


В сухом климате. Отв .- ДА. 2.Эти животные приспособились жить в водной среде и хорошо плавают?

Отв. НЕТ.

3.Густая шерсть и жир под кожей позволяют животным приспособиться переносить холодную воду? Отв.- ДА. (

4.Этому растению корни необходимы только для укрепления в песках?

Отв .-НЕТ .

5.Эти растения имеют очень большие листья ,чтобы испарять воду, поэтому растут в степях? Отв .- НЕТ.

6.Эти животные приспособились жить в водной среде, благодаря изменившимся конечностям хорошо плавают.Отв . ДА.

Выставляют друг другу оценку в тетрадь.

На доске изображения разных сообществ (леса, тундры, пустыни, водоема)

Какова роль растений, животных , грибов и бактерий в сообществе?

Какую цель мы можем сформулировать?

Какова роль растений, животных ,грибов и бактерий в цепи питания? В каком сообществе более длинные цепи? Кто составит самую длинную цепь питания?

Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют цель работы на уроке и учитель мотивирует обучающих.

Изучение нового материала.

Какова роль бактерий и грибов в пищевых цепях.? В сообществе?

Составить пищевые цепи.

Проекция на экран рисунок № 1.Используем ИКТ.


На магнитной доске картинки: Растения , мышь, лисица, сова, бабочка. певчая птица, хищная птица, бактерии грибы.

1н ученик у доски. Составить пищевую цепь. Анализируют учащиеся.

Работа в тетрадях группами . (4 группы) Составить пищевые цепи. На выполнения работы 5 минут. Представитель группы озвучивает пищевые цепи и анализирует. Вывод. Все цепи заканчиваются одинаково . КАК? - Редуценты , это грибы и бактерии которые разрушают отмершие тела растений, животных.

Учитель подводит итог: Методом диалога с классом. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют цель работы на уроке .

Какова роль грибов и бактерий в сообществе? Какова роль грибов и бактерий в пищевой цепи питания?

- Какое влияние оказывают микроорганизмы и грибы на растения? Роль грибов в природе? Рис.№ 2.


Роль грибов в природе.

А). Потребляют органические вещества.

Б). Участвуют в образовании плодородного слоя земли

В). Разрушают остатки растений и животных

Г).Паразитируют на растениях и животных.

Работа группами . Рис.№3. Проекция на экран. (ИКТ)

Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

Закрепление, личный контроль знаний и коррекция происходит при защите составленного рассказа – ассоциации , посредством взаимосвязи изображений, каждой из 4 групп.

.Рефлексия. Представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Ромашка крепится на доску. На каждом лепестке-вопрос.

Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понятно? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?

Домашнее задание. п. 11.стр.32-33.

1 придумать рассказ, например, “жизнь организма в новой среде обитания”
2 творческое задание: представьте, что бактерии и грибы могут говорить. О каких проблемах они рассказали бы людям и о чем бы нас попросили?

Ответ представьте в виде мини-сочинения, придумайте заголовок.

Записывают, обсуждают и выбирают домашнее задание.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции