Пусть говорят программа о паразитах

Nav view search

УДК 070(069)
ББК 76.01


Богачёв Максим Игоревич

Стажёр-исследователь
Научно-учебной лаборатории исследований в
области бизнес-коммуникаций
Национального исследовательского университета
Высшая школа экономики
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ключевые слова: коммуникативистика, методы воздействия, телевидение, А. Малахов, ток-шоу.

METHODS OF INFLUENCE ON AUDIENCE BY ANDREI MALAHOV IN TV SHEDULE “PUST GOVORYAT”

M.I. Bogachev
Scientific-Educational Laboratory for business-communication NRU HSE

Abstract: The article was devoted the analysis methods of influence on audience by Andrei Malahov in TV schedule “Pust Govoryat”. Several issues were analyzed in the paper. The author analyzed methods of influence by Andrei Malahov and interpreted causes of success this talk show.
Key words: communication science, methods of influence, TV, Andrei Malahov, talk show.

Введение

Образ коммуникатора
Транслируемый с экрана образ коммуникатора есть не что иное, как тщательно проработанный прототип публичной персоны. Прочтения телезрителями этого образа, его восприятия формируют имидж публичной персоны. Таким образом, имидж не столько отображает суть человека, его личность и индивидуальность, сколько проецирует ожидаемые целевой аудиторией черты и стереотипы. Следование стереотипам, удовлетворение ожиданий аудитории формирует у актора, в нашем случае телеведущего, репутационный буфер – доверие, интерес и лояльность зрителей, что в телевизионном дискурсе означает - рейтинг. Иными словами, коммуникатор строит свое поведение и коммуникацию со зрителем, исходя из запросов последнего.

Возраст. Реальный возраст А. Малахова 41 год, однако, позиционирует себя данный коммуникатор как человек в возрасте до 40 лет, что также оказывает влияние на восприятие аудитории.

Профессия. Малахов позиционирует себя исключительно в качестве телеведущего. В передаче он выступает преимущественно как нейтральное лицо, не принимая на себя роли - ученого, политика, эксперта и т.д. Данная позиция приближает его к аудитории. Статус обывателя позволяет Малахову иметь мнение и делать заявления по всем обсуждаемым в программе вопросам, ибо позиционируемая некомпетентность парадоксальным образом легитимизирует право пространного рассуждения о всех человеческих проблемах.

Эмоциональность. Эмоциональный фон на передаче крайне высокий. Он поддерживается не только накалом страстей в студии, но и реакциями телеведущего. А. Малахов своим поведением с одной стороны подсказывает аудитории, как на ситуацию можно и нужно реагировать, с другой, демонстрирует свою близость к аудитории, естественность и открытость. Примечательно, что сдержанность в лексических формулировках компенсируется эмоциональными реакциями телеведущего.

Опираясь на исследования массовой коммуникации Голдхабера и Маклюэна , можно отметить, что Малахов представляет собой смесь из героя и антигероя. С одной стороны, он тот, кем зрители хотели бы быть: успешный, красивый, стильный, квалифицированный, недосягаемый телеведущий. А с другой – подчеркнуто ординарный персонаж, привлекающий своей жизненностью - искренностью, эмоциональностью, открытостью.

А. Малахов активно использует невербальные средства коммуникации, благодаря которым он оказывает значительное воздействие на аудиторию и в студии, и у телеэкранов. Телеведущий предстает уверенным, сильным и харизматичным человеком с невероятным самообладанием и сохраняет этот образ, несмотря на накаляющуюся с каждой минутой атмосферу в студии. Используя сильный голос и ярко выраженную мимику, он демонстрирует свой темперамент и эмоции, показывает свою человечность и сопричастность к происходящему, однако Малахов сохраняет равновесие - он не мельтешит руками, не суетится, не выказывает волнения, выглядит уверенным. При этом телеведущий находится в постоянном движении. Он крайне динамичен. Однако, беспрестанно передвигаясь по студии и общаясь с разными экспертами и гостями программы, Малахов достаточно редко попадает в кадр. Он не успевает примелькаться (это безусловно заслуга телеоператоров, но тем не менее). Факт наличия ограниченного количества микрофонов и монопольное право телеведущего предоставлять слово любому, приближая к нему свободный микрофон, одновременно подчеркивает важность ведущего, но вместе с тем заставляет его постоянно двигаться по студии. Камера при этом либо запечатлевает крупным планом лицо очередного оратора, либо издалека отображает студию, по которой статно передвигается ведущий.

До последней минуты Малахов остается модератором дискуссии, но не бесчувственным - он умеет сочувствовать и переживать, что эксплицитно отображено в ходе ток-шоу. Он блестяще играет свою роль – ведет дискуссию, гнет свою линию, добивается от героев того, чего он хочет, но при этом остается нейтральным сторонним наблюдателем, переживающим за всех сразу. А. Малахову в ходе диспута удается находиться в пограничном состоянии над дискуссией – он одновременно и над и в ней, и нейтральный руководитель, и неравнодушный зритель, проявляющий неподдельный интерес к обсуждаемой проблеме.

В речи А. Малахова можно наблюдать много непродолжительных пауз, природа которых (искусственны они или естественны) нам доподлинно не известна, однако они создают эффект спонтанной речи, как будто фразы придумываются на ходу. Нарастающий темп речи, сопровождающийся сменой интонации, добавляют ощущение спонтанной речи, что также усиливает эффект погруженности телеведущего в процесс дискуссии.

Зрители заранее позитивно и эксплицитно настроены по отношению к Малахову, который даже при внутреннем отвращении и негодовании к происходящему и обсуждаемому в студии (что всплывает на подсознательном уровне, например, в жестах и взгляде), сохраняет самообладание и проецирует на аудиторию заинтересованность и сопричастность к окружающей действительности.

См.: Психология массовой коммуникации: коммуникатор, аудитория, сообщение, каналы, эффекты и эффективность: хрестоматия / составитель В.П. Васильева; под ред. канд. филол. наук К.В. Киуру. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 265 с.

В работе использованы материалы, подготовленные студентами факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ: Г. Дарземановой, Р. Карпинской, Е. Кольцовой, В.Лебедевой, И.Рыковой.

Список литературы:

Приложение:

Таблица №1. Невербальные средства воздействия, используемые А. Малаховым

Приемы


Типы коммуникаций
  1. Темп речи – увеличивается от начала программы к концу.
  2. Тембр голоса достаточно низкий. Говорит строго, напористо, иногда резко.
  3. Громкость речи высокая.
  1. Тактильно контактирует с героями - берет их за руки, прикасается, особенно – когда герой подавлен, плачет, и ведущий старается его успокоить.
  1. Исходная точка – возвышение в центре студии.
  2. Постоянно передвигается по студии – подходит к экспертам, к героям.
  3. Подсаживается к героям в ходе разговора, сокращает с ними дистанцию до минимально возможной.
  4. В отдельных случаях, задавая вопрос, на который никак не может получить ответ, подходит к людям и нависает над ними, акцентирует внимание на том, что именно он хочет получить ответ и разобраться.

Таблица №2. Вербальные средства воздействия, используемые А. Малаховым

Приемы

Лингвистические средства

Экстралингвистические средства


Виды коммуникаций
  1. Эмоциональное напряжение за счет пауз.
  2. Темп речи меняется в зависимости от более медленного в начале до быстрого к кульминации программы.
  3. Интонация нарастает от повествовательной до восклицательной, к концу – спадает.
  4. Ощущение спонтанной речи.

Таблица №3. Анализ образа А. Малахова на предмет степени вызываемого им доверия

Наиболее значимые критерии недоверия

+ сила, активность, оптимизм (веселость), смелость
+- искренность, честность
+ терпимость, справедливость
+- ум, образованность, авторитетность
дополнительные свойства оцениваемого человека:
+ открытость
+ организованность
+- вежливость
+ стабильность
+ находчивость
+- сдержанность
+ участливость
- неболтливость
- неагрессивность
- скромность
+ надежность (поддержка)
+ предсказуемость

- лживый
+ хитрый
- несправедливый
- ненадежный
+ агрессивный
+ болтливый
- принадлежащий к враждебной социальной группе
+ конфликтующий с окружающими
+- невежливый
- скрытный
- неопрятный
- глупый
- безответственный
- непредсказуемый
- неорганизованный
- зависимый от других
+ любопытный

(9 +, 2 -, 5 +-)

(11 -, 5 +, 1 +-)

Дополнительная информация

12.03.2020. Вышла новая статья 32 номера

10.03.2020. Старт конкурсов EdCrunch Award 2020

Итоги мониторинга деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи

Мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно нравственному воспитанию детей и молодежи

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции


Наиболее значимые критерии доверия