Профилактическая деятельность медицинской сестры в профилактике гельминтозов


Паразитарные заболевания, которые вызываются различными видами паразитических червей (гельминтами), назваются гельминтозы. Это очень большая группа заболеваний, которые имеют похожие клинические симптомы и подходы к лечению.

К биогельминтозам относятся описторхоз, тениаринхоз, тениоз, эхинококкоз, альвеококкоз, дифиллоботриоз, трихинеллез.
К геогельминтозам относятся аскаридоз, трихоцефалез, анкилостомидозы.
Контагиозные гельминтозы - инвазии, при которых яйца и личинки гельминтов выделяются из организма человека зрелыми или почти зрелыми и являются заразными для человека (без развития в промежуточном хозяине или во внешней среде). К контагиозным гельминтозам относятся гименолепидоз и энтеробиоз.

Описторхоз - инвазия, вызываемая Opisthorchis felineus (кошачьей или сибирской двуусткой).
Кошачья двуустка паразитирует в желчных и панкреатических ходах, в желчном пузыре, вызывая явления холангита и дискинезии желчных путей. Помимо человека, половозрелые гельминты паразитируют у кошек, собак, свиней и некоторых других животных, которые наряду с человеком являются источниками инфекции и выделяют с фекалиями яйца. Для дальнейшего развития паразита необходимо попадание яиц в водоемы, где их могут проглотить моллюски из рода битиний. В организме этих моллюсков из яиц примерно через 2 мес появляются личинки. Затем личинки выходят в воду и активно внедряются в тело второго промежуточного хозяина - карповых рыб (язь, плотва, сазан, лещ и др.), где проникают в подкожный слой, сохраняющиеся в течение всей жизни рыб. Человек (и другие окончательные хозяева) заражается, употребляя в пищу рыбу, содержащую жизнеспособных метацеркариев. В организме человека двуустки паразитируют годами.

Дифиллоботриоз вызывается паразитированием в тонком кишечнике Diphyllobothrium latum - широкого лентеца, относящегося к классу ленточных червей. Основным окончательным хозяином является человек. Из организма окончательного хозяина с калом в огромном количестве (несколько миллионов в день) выделяются яйца лентеца, которые для дальнейшего развития должны попасть в воду. Здесь примерно через две недели в яйцах развиваются личинки, заглатываемые рачком циклопом, в организме которого они переходят во вторую личиночную стадию. Следующий этап развития гельминтов проходит в организме рыб, питающихся циклопами (окунь, ерш, налим, форель, щука и др.). Заражение окончательного хозяина происходит при употреблении в пищу рыбы, содержащей жизнеспособные плероцеркоиды. Часто они обнаруживаются в икре зараженных рыб. Плероцеркоиды в кишечнике окончательного хозяина примерно через 2 мес превращаются в половозрелого гельминта, В организме человека широкий лентец может жить до 10 лет.

Тениаринхоз - инвазия, обусловленная Taeniarhynchus saginatus - бычьим или невооруженным цепнем из класса ленточных червей. Окончательным хозяином гельминта является человек, промежуточным - крупный рогатый скот. Половозрелый паразит обитает в тонком кишечнике, присасываясь к слизистой оболочке кишечника специальными присосками, имеющимися на головке (сколексе). Дальнейшее развитие гельминта происходит при попадании (обычно с кормом) онкосфер в организм крупного рогатого скота, где они оседают в межмышечной соединительной ткани и превращаются в пузырьковидные личинки - финны, или цистицерки. Финны сохраняют жизнеспособность 1-2 года.Человек (окончательный хозяин) заражается при употреблении в пищу мяса, содержащего жизнеспособных цистицерков. Примерно через 3 месяца после заражения в кишечнике окончательного хозяина вырастает жизнеспособный гельминт, который паразитирует у человека десятилетиями.

Эхинококкоз - инвазия, обусловленная Echinococcus granulosus - мелким ленточным червем, при которой человек и ряд животных являются промежуточными хозяевами, а собаки - окончательными. В организме окончательного хозяина гельминт паразитирует в кишечнике. Заражается шерсть собак, шерсть овец (если заражены пастушьи собаки), трава, ягоды и другие объекты внешней среды. В организме промежуточного хозяина онкосферы из кишечника проникают в кровь и затем в различные органы (печень, легкие), где развивается личинка. Личинка растет медленно - через 5 мес ее диаметр не превышает 2 см. Однако постепенно образуется двухслойный пузырь диаметром до нескольких десятков сантиметров. Большие пузыри сдавливают окружающие ткани.

Энтеробиоз - антропонозный контагиозный гельминтоз, обусловленный Enterobius vermicularis - острицей, относящейся к классу нематод (круглых червей).
Гельминты паразитируют в нижнем отделе тонкого кишечника и в толстом кишечнике. Оплодотворенные самки ночью выползают из анального отверстия и откладывают яйца (до 12 ООО) в складках перианальной области.

Аскаридоз - инвазия, обусловленная круглыми раздельнополыми червями Ascaris lumbricoides - аскаридой человеческой. Аскариды паразитируют в тонком кишечнике. Наиболее частый путь заражения человека - употребление зараженных овощей и ягод, на которые яйца попадают из почвы. Из созревших яиц, попавших в кишечник, выходят личинки в вены кишечника, печень, нижнюю полую вену, в правое сердце и малый круг кровообращения. Из сосудов легких личинки выходят в альвеолы и по системе бронхов и трахее проникают в глотку, заглатываются и через желудок вновь попадают в кишечник, где превращаются в половозрелых особей.

Проявления гельминтозов: течение инвазии может быть бессимптомным, иногда отмечаются диспепсические явления, общая слабость, головные боли, снижение работоспособности. У 2-3% инвазированных развивается анемия, аллергические проявления в виде сыпи, кашля, снижается иммунитет.

Мероприятия по борьбе с гельминтозами: Существенную роль играет ветеринарный надзор за мясом и рыбными продуктами и пищевой надзор за приготовлением пищи из мяса, рыбы, овощей. Туши, в которых обнаружены трихины, утилизируют или сжигают. Зараженное финнами мясо подлежит обеззараживанию путем проваривания, замораживания или засолки. Заражению способствует употребление строганины, малопосоленой щучьей икры, недожаренной рыбы, мяса с кровью. Профилактика основана на упорядочении собаководства: запрещают скармливать собакам необработанные отходы с боен, необходима дегельминтизация собак, вылов бездомных животных, ограничение контакта детей с собаками, соблюдение правил личной гигиены.

Профилактика паразитарных заболеваний у детей и взрослых:
Желательно объяснить ребенку необходимость регулярного выполнения таких действий:
- мытье рук после возвращения с улицы и перед едой; особенное внимание уделять чистоте и аккуратности ногтей;
- после опорожнения кишечника подмывать промежность с мылом;
- ежедневно промывать наружные половые органы и менять нательное белье;
- пользоваться только личными предметами гигиены.

Родители должны обеспечить:
- смену постельного белья 1 раз в неделю;
- стирку и проглаживание нательного и постельного белья;
- прекращение привычки у ребенка грызть ногти, карандаши, ручки, другие предметы, класть в рот пальцы, трогать область ануса;
- готовить блюда из тщательно промытых овощей, фруктов, зелени, с соблюдением требований термического воздействия;
- не давать ребенку пить воду из сомнительного источника, только кипяченую или фильтрованную;
- ежедневно поддерживать чистоту в доме, проводить влажную уборку;
- следить за здоровьем домашних питомцев.

Взрослым: если ваше рабочее место за столом, тогда регулярно протирайте его дезинфицирующими средствами; это же касается аксессуаров ПК – мыши и клавиатуры. Ученые выяснили, что мобильные телефоны очень загрязняются, поэтому после их использования также желательно поддерживать гигиену рук.

Необходимость проведения медикаментозной профилактики определяет врач-педиатр, врач - терапевт или врач-инфекционист.

В соответствии с п.11.3 Комплексного плана мероприятий по профилактике паразитарных заболеваний, снижению интенсивности очагов описторхоза, дифиллоботриоза, эхинококкоза, тениаринхоза, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015 - 2020гг., приказом главного врача от 14.04.2015г. №225-п "О проведении конференции по вопросам профилактики, диагностики, клиники и лечения паразитарных заболеваний" в Губкинской городской больнице 21.04.2015г. для медицинского персонала проведена конференция, информацию представила заведующая инфекционным отделением - врач-инфекционист Л. Г. Калашникова.

РФ, с. Кинель – Черкассы

РФ, с. Кинель – Черкассы


В настоящее время проблемой современной медицины является тенденция роста количества больных, инфицируемых различными паразитами.

К группе паразитарных болезней относятся протозоозы, вызываемые патогенными простейшими и гельминтозы (глистные инвазии). Среди последних наиболее распространены аскаридоз и энтеробиоз, а среди протозоозов – лямблиоз.

Паразитарные болезни имеют определенные особенности:

  1. многолетнее присутствие возбудителя в организме больного из – за частых повторных заражений;
  2. задержка физического и психического развития детей;
  3. снижение успеваемости учащихся;
  4. ухудшение социальной активности лиц трудоспособного возраста.

Таким образом, актуальность темы исследования связана со значительным распространениемданной группы инфекционных болезней и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию профилактической работы в рассматриваемой области.

Неоспорима роль медсестры в профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний. Ведь большую часть времени она находится в контакте с пациентом. Рассмотрим роль сестринского персонала в профилактике протозоозов и паразитозов на разных участках работы.

Участковая медицинская сестра осуществляет профессиональную деятельность среди пациентов вместе с врачом на прикрепленной территории. Основными обязанностями являются оценка гигиенического состояния наблюдаемых на дому пациентов, обучение их самих и их родственников эффективному уходу.

Медицинская сестра должна популяризировать важность соблюдения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек. Убеждать лиц, относящихся к декретированному контингенту проходить периодическое профилактическое плановое обследование. При этом акцентировать внимание населения, что только так можно избежать рецидива заболевания или заражения окружающих.

Сестринский персонал активно участвует в диспансерном наблюдении за переболевшими лицами. Диспансеризация наряду с оценкой клинических данных, включает анализ динамики результатов лабораторных исследований, а также комплекс реабилитационных мероприятий. Сроки диспансерного наблюдения за переболевшими гельминтозами и кратность лабораторного обследования зависят от вида паразита.

На плечи медицинских работников среднего звена детских садов и школ ложится огромная ответственность за здоровье детей. Основными обязанностями медсестры детского образовательного учреждения в профилактике гельминтозов и протозоозов является:

  1. контроль соблюдения санитарно – эпидемиологических требований в образовательных организациях;
  2. беседы с детьми о личной гигиене;
  3. выявление заболевших детей и подростков, а при необходимости их изоляция, информирование родителей, транспортировка в медицинское учреждение;
  4. участие в организации обследования эпидемиологически значимых контингентов: дети и персонал образовательных организаций;
  5. анализ состояния здоровья детей по заданным критериям.

При необходимости пациентов с данной патологией госпитализируют в инфекционные отделения. Функциональные обязанности медсестры стационара включают не только выполнение технологий оказания простых медицинских услуг и заполнение документации, но и проведение санитарного просвещения пациентов. Сестринский персонал доступно и грамотно обозначает все способы профилактики гельминтозов, протозоозов и паразитоносительства. При этом использует устные и печатные методы пропаганды. Это и беседы в палатах непосредственно с пациентами, и советы родственникам, и выпуск стенгазет, памяток.

Особая значимость придается роли медицинских работников среднего звена в профилактике протозойно – паразитарных заболеваний как внутрибольничных инфекций, которая связана с соблюдением санитарно – эпидемиологического режима.

Таким образом, медицинская сестра всегда должна помнить и повторять пациентам, что болезнь легче предупредить, чем лечить.

Для оценки деятельности медицинских сестер в вопросах профилактики паразитарных заболеваний, в частности гельминтозов как наиболее распространенных, был проведен опрос пациентов поликлиники.

В результате анкетирования из 50 опрошенных человек 86% составили женщины, 14%-мужчины. 92% всех опрошенных – пациенты трудоспособного возраста.

В ходе анкетирования установлено, что обследования с целью исключения гельминтозов проходит или декретированный контингент, или пациент по направлению лечащего врача, или в связи с беременностью, или в связи с подозрением на глистную инвазию. По собственной инициативе никто не обращался.

40% участников опроса составили сотрудники общепита, 30% – сотрудники детских дошкольных учреждений, 8% - сотрудники здравоохранения, 22% - прочие.

Профилактические мероприятия против глистных заболеваний проводят 70% из всех опрошенных, т.е. вероятность распространения гельминтозов снижается. Основными предупредительными мероприятиями участники опроса выбрали соблюдение правил личной гигиены и прохождение регулярных медицинских осмотров (60%), 14% отметили соблюдение гигиены жилья, а остальные указали, что самостоятельно принимают противоглистные средства.

Практическим выходом данного исследования является разработка памятки для населения по профилактике гельминтозов и протозоозов.

Рекомендации по профилактике паразитозов для населения включают:

1. соблюдение правил личной гигиены;

2. кипячение питьевой воды;

3. разделывание на отдельных столах, отдельными ножами пищевых продуктов;

4. использование достаточной термической обработки рыбы и мяса;

5. исключение из рациона приёма сырой рыбы, мяса;

6. соблюдение правил хранения пищевых продуктов;

7. уничтожение мух, тараканов и других насекомых в помещениях, недопущение загрязнения продуктов ими;

8. соблюдение чистоты в помещениях;

9. регулярное обследование на гельминтозы (1-2 раза в год, при наличии факторов риска).




















Описание презентации по отдельным слайдам:

Мотивацией к изучению данной темы является получение знаний по проведению медицинской сестрой профилактической работы по предупреждению заражения гельминтами детей, по проведению взятие патологического материала для исследования и осуществления ухода за больными детьми.

Овладеть сестринским процессом при гельминтозах. Решение тестовых заданий стартового контроля Повторение теоретических данных (опорный конспект) Отработка манипуляций: а)проведение бесед по профилактике гельминтозов, б)взятие соскоба на энтеробиоз, г)взятие кала на яйца глистов. Решение тестового контроля итогового уровня Работа в малых группах (решение контрольных ситуационных задач) Подведение итогов

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 12. Медицинская сестра должна организовывать рабочее место: с соблюдением требований охраны труда; производственной санитарии; по правилам инфекционной безопасности; по правилам противопожарной безопасности; ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства; ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

№ п/п Этап занятия Время (мин.) Методы Деятельность преподавателя Деятельность студента 1. Организационный момент. 3 - Заполняет журнал, сообщает студентам тему и цели занятия. Записывают в тетради тему и цели занятия. 2. Мотивация учебной деятельности. 5 Проблемный Мотивирует к учебной деятельности, проводит контроль исходного уровня знаний. Отвечают на вопросы 3. Изложение нового материала. 30 Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично - поисковый Объясняет студентам новый материал, сопровождая объяснение демонстрацией изображений, таблиц и схем. Записывают в тетради новый материал, зарисовывают схемы и таблицы, анализируют ситуации, предложенные преподавателем в качестве примера. 4. Самостоятельная работа под контролем преподавателя. 30 Частично-поисковый Раздает ситуационные задачи студентам, наблюдает за работой, корректирует ее. Решают ситуационные задачи, результат оформляют в тетради. 5. Контроль выполнения практической работы. 15 Комбинированный Контролирует выполнение практической работы. Разъясняет индивидуальные ошибки. Выставляет оценки за занятие, комментирует их. Демонстрируют преподавателю тетради с заполненными картами заданиями, отвечают на дополнительные вопросы преподавателя. 7. Рефлексия. 5 Проблемный Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, оценить степень достижения целей. Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей. 8. Итоги занятия. 2 - Дает задание на дом. Записывают задание на дом. Общее время занятия (мин.) 90

Вопрос №1 Ведущий причиной распространения паразитарных заболеваний является: а) низкая санитарно-гигиеническая культура населения б) наличие дискинезий желчевыводящих путей в) наличие дисбактериоза кишечника г) отсутствие диспансеризации

1. Общая характеристика гельминтозов. К классу нематод относятся круглые черви: острица, аскарида, власоглав, трихинелла. 1.1. Энтеробиоз Этиология: (см. рисунок) Эпидемиология: источник болезни – больной энтеробиозом. Механизм передачи – фекально-оральный, путь передачи – контактно бытовой. Заражение происходит при проглатывании зрелых яиц остриц при несоблюдении правил личной гигиены.Часто может происходить аутоинвазия в результате загрязнения рук при зуде кожи в перианальной области. Клинические симптомы: зуд в перианальной области, беспокойный сон, снижение аппетита, явления дерматита в области заднего прохода вследствие расчёсов. Диагностика: проведение соскоба с перианальных складок метод Рабиновича). Медикаментозное лечение: антигельминтными препаратами – пирантел, вермокс, декарис, мебендазол.

1.2. Аскаридоз Аскаридоз является наиболее частым геогельминтозом. Этиология: возбудитель аскаридоза – круглый гельминт. Самка имеет прямое тело длиной 25-40 см и 3-6мм в толщину, а у самца – длина тела 15-25 см, толщина 2-4 мм. Эпидемиология: источником болезни является человек, в тонком кишечнике которого паразитируют аскариды. Механизм заражения фекально-оральный. Цикл развития аскариды: I фаза – миграционная. II фаза – кишечная. Клинические симптомы миграционной фазы: недомогание, кашель с незначительным количеством мокроты, температура тела может быть субфебрильной, возможны аллергические проявления: крапивница, зуд кожи. Клинические симптомы : утомляемость, изменение аппетита, тошнота, рвота, непостоянные боли в животе, чередование запоров и поносов, ночные страхи. Диагностика: взятие кала на яйца гельминтов после дефекации. Медикаментозное лечение: основное лечение – применение антигельминтных препаратов: тиабендазол (минтезол), пирантел, вермокс.

1.3. Трихоцефаллез Трихоцефаллез относится к геогельминтам, широко распространен в районах с жарким теплым климатом. Этиология: власоглав мелкий круглый червь длиной 3-5 см Взрослые паразиты обитают в слепой и ободочной кишке глубоко внедрившись в слизистую передним концом тела. Эпидемиология: источником является больной человек, механизм заражения фекально-оральный: при употреблении воды, немытых овощей, фруктов. Клинические симптомы: раздражительность, головная боль, повышенная утомляемость, нарушение сна, обмороки, снижение аппетита, тошнота, слюнотечение, непостоянные боли в животе в области пупка и в правой половине живота, нарушения стула. Диагностика: исследование фекалий. Забор кала производится после дефекации из трех разных мест в специальный контейнер.

№ п/п Алгоритм взятия соскоба на энтеробиоз Этапы: Исходный балл 1. Приготовить оснащение: -предметные стекла (2 шт.)-50% р-р глицерина-пипетка -деревянная палочка-бланк-направление-стеклограф-резиновые перчатки -крафт-бумага, резиновое кольцо. 1 2. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения исследования. 1 3. Написать стеклографом номер на предметном стекле в соответствии с номером направления. Капнуть пипеткой на предметное стекло каплю глицерина. Обязательное условие: перед проведение исследования ребенка не подмывать, с целью предупреждения механического удаления яиц гельминтов с перианальных складок. 1 4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. 1 5. Уложить ребенка на левый бок, верхнюю ногу согнуть в коленном суставе и отвести вверх. 1 6. Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка и зафиксировать его. 1 7. Смочить отточенный в виде лопаточки конец палочки в капле глицерина на предметном стекле. 1 8. * Провести соскоб с перианальных складок и нижнего отдела прямой кишки. 1 9. Сделать мазок палочкой по предметному стеклу в капле глицерина (или положить в нее спичку). 1 10. На первое стекло положить второе предметное стекло, соединив их резиновым кольцом и завернуть в крафт-бумагу 1 11. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 1 12. Снять перчатки и погрузить их в дезинфицирующий раствор. Вымыть и осушить руки 1 13. Оформить направление в лабораторию. 1 14. Сделать отметку в журнале выполнения процедур. 1 15. Доставить взятый материал в контейнере с направлением в лабораторию в течение 2 часов. 1 Итог 15

Вопрос №1 Жалобы детей при энтеробиозе а) Боли в животе, тошнота, диарея б) Головная боль, гипертензия, отёки В)Зуд в перианальной области, беспокойный сон ночью г)Боли в животе, частое мочеиспускание

Порядок выполнения практической работы: Ознакомиться и сделать конспект с методической разработки по практической части. Разбиться на группы по 2-3 человека. Внимательно прочитать условия задания. Распределите обязанности таким образом, чтобы каждый из вас поочередно выполнял все задания. Выполнить последовательно задания, записать результаты в карту. Сделать необходимые выводы. Доложить о выполненных заданиях преподавателю и получить итоговую оценку.

Инвазия – проникновение в организм паразитов с последующим их взаимодействием с организмом хозяина. Контагиозность – заразительность. Нематоды – круглые черви. Нематодозы – заболевания, вызванные круглыми червями. Геогельминты – паразитические черви, выделяющие незрелые яйца, которые созревают во внешней среде, чаще в почве. Контагиозные гельминты – заражение происходит контактным путём, через предметы обихода, грязные руки. Биогельминты - весь цикл развития их проходит в живых организмах, имеют промежуточного хозяина ( иногда 2-3) Острицы – нематоды, относящиеся к группе контагиозных гельминтов. Энтеробиоз – заболевание, вызванное аскаридами. Аскариды – нематоды, относящиеся к геогельминтам. Аскаридоз – заболевание, вызванное аскаридами. Власоглав – класс нематод, относится к группе геогельминтов. Трихоцефаллёз – заболевание, вызванное власоглавом. Трихинеллы – нематоды, относящиеся к биогельминтам Трихинеллёз - заболевание, вызванное трихинеллами. Дератизация – комплексные меры по уничтожению грызунов.

  1. Концепция развития здравоохранения в РФ на 2010-2020 годы.

Современное состояние сестринского дела в РФ. Стратегия развития сестринского дела. Основные направления модернизации здравоохранения и роли специалистов со средним медицинским образованием в их реализации. Программа развития сестринского дела в РФ на 2010-2020 годы. Концепция развития здравоохранения в РФ на 2010-2020 годы.

14.Неотложная доврачебная помощь при острых отравлениях, экстремальных воздействиях (тепловой удар, общее охлаждение, отморожения, ожоги, электротравма, удушение, утопление). 15.Неотложная доврачебная помощь при травмах и травматическом шоке, кровотечениях и геморрагическом шоке.

  1. Неотложная доврачебная помощь при неотложных состояниях и острых заболеваниях (острая коронарная, сердечная, сосудистая, дыхательная недостаточность, гипертонический криз, судорожный синдром, острые аллергические реакции).
  2. Фармацевтическое обеспечение здравоохранения. Обеспечение населения лекарственными средствами в амбулаторных условиях. Требования к выписке лекарственных средств. Основные группы лекарственных препаратов.
  3. Санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения. Сбор, хранение, утилизация медицинских отходов.
  4. Обработка изделий медицинского назначения.
  5. Профилактика вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции.
  6. Национальная концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Профилактика ИСМП.
  7. Технологии простых медицинских услуг.
  8. Острый, хронический бронхит и пневмония: причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и нструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике.
  9. Туберкулез: причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, профилактике. Работа в очаге.

25.Лекарственная и пищевая аллергия: поллинозы, анафилактический шок, отек Квинке, крапивница. Причины, клинические проявления, Тактика медицинской сестры. Неотложная доврачебная помощь.

  1. Бронхиальная астма: причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при приступе бронхиальной астмы и астматическом статусе.
  2. Артериальная гипертензия: причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях.
  3. Атеросклероз: причины, клинические проявления, осложнения.

Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике.

  1. Ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда: причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях.
  2. Острый и хронический гастрит: причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях.
  3. Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки: причины,

клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях.

  1. Болезни печени (гепатит, цирроз печени): причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях.
  2. Болезни желчевыводящих путей и поджелудочной железы (холециститы, острые и хронические панкреатиты): причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях.
  3. Острый и хронический гломерулонефрит, пиелонефрит: причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях.
  4. Сахарный диабет, диффузный токсический зоб, гипотиреоз, эндемический зоб: причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях.
  5. Болезни крови (анемии, лейкозы, геморрагические диатезы): причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях.
  6. Особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста.
  7. Осложнения язвенной болезни желудка (прободение, кровотечение, пенетрация, малигнизация) Стеноз привратника. Острый и хронический аппендицит. Непроходимость кишечника. Ущемление грыжи. Причины, клинические проявления, осложнения.

Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры.

  1. Травмы черепа, позвоночника, костей таза, органов грудной клетки, живота, мочеполовых органов. Тактика медицинской сестры на догоспитальном этапе.
  2. Эпидемиология инфекционных болезней. Иммунопрофилактика.
  3. Кишечные инфекции (брюшной тиф, паратифы, дизентерия, вирусные гепатиты А и В): причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях на догоспитальном этапе.
  4. Гельминтозы (аскаридоз, трихоцефалез, энтеробиоз, трихинеллез, нематозы, цестодозы): причины, клинические проявления. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике.
  5. Сальмонеллез, пищевые токсикоинфекции, ботулизм, бруцеллез: причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике.
  6. Кровяные инфекции (сыпной тиф, малярия, туляремия, чума, туляремия): причины, клинические проявления, осложнения.

Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях на догоспитальном этапе.

  1. Инфекции дыхательных путей (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, ангины): причины, клинические проявления, осложнения. Организация ухода за пациентом. Роль медицинской сестры в подготовке к лабораторным и инструментальным исследованиям, лечении, диспансерном наблюдении, профилактике. Тактика медицинской сестры при неотложных состояниях на догоспитальном этапе.
  2. Заболевания кожи (чесотка): причины, клинические проявления. Тактика медицинской сестры на догоспитальном этапе.
  3. Венерические заболевания (сифилис, гонорея): причины, клинические проявления, осложнения. Тактика медицинской сестры.
  4. Роль сестринского персонала в профилактике и раннем выявлении онкологических заболеваний.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции