Приспособления глистов к организменной среде обитания






































Описание презентации по отдельным слайдам:

Наземно-воздушная Обилие воздуха Много света Большие колебания температуры Большие колебания влажности

Водная среда Мало света Мало кислорода Нет резких перепадов температуры Наличие минеральных солей

Почвенная Нет света Мало кислорода Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток

Какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? вши глисты блохи

Тема урока: Организменная среда обитания

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которой обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма.

Характеристика организменной среды обитания 1. Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ. 2. Обилие пищи. 3. Защита от внешних врагов. 4.Защищённость от неблагоприятных внешних факторов. 5. Активное сопротивление организма хозяина.

Обитатели Организмы-паразиты животные растения Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища Кто? Кто? Кто?

Организмы-паразиты растения животные Кто? Кто? Как они приспособились к жизни в данной среде обитания?

Организмы-паразиты внешние паразиты внутренние паразиты животные

Паразитические круглые черви Аскарида Острицы

Приспособления к паразитическому образу жизни: - Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки - Изменяется и упрощается форма тела Высокая плодовитость Отсутствуют органы передвижения и органы чувств

Паразитические ленточные черви

Паразитические ленточные черви

Правила, которые нужно соблюдать! Мыть руки с мылом всегда перед едой, после посещения туалета, после прихода домой с улицы, после общения с домашними животными.

Мыть фрукты и овощи Не пользоваться чужим расческами Ходить в лес только в специальной одежде. После посещения леса внимательно осмотреть себя. Правила, которые нужно соблюдать!

Организмы-паразиты растения животные Кто?

Организмы-паразиты растения животные повилика заразиха раффлезия

Приспособления к паразитическому образу жизни: Присоски Образуют огромное количество семян

Повилика Обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие у растений-хозяев.

Снижается не только урожай, ухудшается качество продукции. Скошенные на сено травы, зараженные повиликой, плохо сохнут, плесневеют, теряют питательность, могут вызвать заболевания животных, а иногда и их гибель. Повилика

Многолетний корневой паразит, не имеет собственной корневой системы. Присасываясь к корню растения-хозяина, питается его соком, что значительно снижается урожайность растения-хозяина. Заразиха

Она живёт внутри корней и питается за счет организма-хозяина (корня лианы).Аромат цветка напоминает смесь запахов тухлых яиц и тухлой рыбы, что привлекает навозных мух, которые ее опыляют. Раффлезия – растение паразит

Раффлезия Это удивительное растение (растет в Малайзии, в джунглях). У него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок ! Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов, диаметр до 1 метра.

Организмы-паразиты растения внешние паразиты внутренние паразиты животные вши блохи клещи клопы чесоточный зудень паразитические черви (острицы, аскариды…) повилика заразиха раффлезия внешние паразиты

Выберите книгу со скидкой:


Подарочный набор "Кисти и краски(4 по цене 2)"

350 руб. 297.00 руб.


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Урок биологии в 5 классе

Цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.

углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;

раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

развивать самостоятельную деятельность;

умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

научить выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

формирование умения работать в коллективе;

уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Планируемые образовательные результаты:

личностные: объяснять характерные признаки организменной среды;

метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте;

предметные: приводить примеры обитателей организменной среды, объяснять особенности условий существования организмов в данной среде.

Оборудование : компьютер, проектор, учебная презентация, тетрадь-тренажер №1

1. Организация класса

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-7

- Ребята, назовите известные вам среды обитания (слайд 3)

- Посмотрите на слайд и определите, какие среды обитания занимают эти животные?

(слайд 4) . Охарактеризуйте каждую из сред (слайд 4-7)

Работа над новым материалом

Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)

- Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? (слайд 8)

- Что вам известно об этой среде обитания? Что хотели бы узнать? Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ. (Вопросы фиксируются на доске).

Основные особенности среды.

Приспособленность организмов в данной среде.

- Ребята, сформулируйте тему и задачи урока (запись темы урока в тетрадях) (слайд 9)

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма (слайд 10)

- Каковы же особенности данной среды обитания ? (слайд 11)

- Где и как узнать! ( слайд12)

3.2. Самостоятельная работа учащихся (с последующей проверкой) (слайд 13)

- Какие особенности организменной среды обитания, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?

4 . Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой).

( Обитатели организменной среды, их приспособленность к паразитизму )

- Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их

приспособления к жизни в данной среде (слайд14-15)

- Для того, чтобы подробнее познакомиться с обитателями организменной среды и их

приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в парах по рядам.

1 и 3 ряд - организмы-паразиты животные

2 ряд - организмы-паразиты растения

- Для работы используйте учебник - стр.28-29, информационные листы, в которых даётся дополнительный материал и указана форма отчёта (приложение 2-3 )

В тетради записываете краткие выводы.

5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания).

Выступление представителей от каждой группы сопровождается показом слайдов16-33,

6. Применения новых знаний (слайд34)

Характеристика условий обитания

Примеры приспособленности организмов к обитанию в данной среде

(с последующей проверкой)

1. учебник – с.28-29

2. тетрадь-тренажёр №1 ,с.33

6.2. Подведения итогов работы (проведение самооценки)

- Поставьте себе оценку за проделанную работу.

7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд35)

§ 9, с.28-29; повторить § 7-8

Творческое задание (по выбору)

Составить 1-2 задачи на определение среды обитания, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела.

Что нового вы для себя открыли?

Что больше всего вам понравилось на уроке?

Вы удовлетворены полученными знаниями?

Спасибо за внимание! ( слайд36)

1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм.

5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,

2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.

Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-33с.

3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.

Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-39с.
































Описание презентации по отдельным слайдам:

Наземно-воздушная Обилие воздуха Много света Большие колебания температуры Большие колебания влажности

Водная среда Мало света Мало кислорода Перепады температуры Наличие минеральных солей

Почвенная Нет света Мало кислорода Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток

Какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? вши глисты блохи

Тема урока: Организменная среда обитания

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которой обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма.

Особенности организменной среды обитания

Характеристика организменной среды обитания 1. Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ. 2. Обилие пищи. 3. Защита от внешних врагов. 4. Защищённость от неблагоприятных внешних факторов. 5. Активное сопротивление организма хозяина.

Обитатели Организмы-паразиты Симбионты Кто? Кто?

Организмы-паразиты внешние паразиты внутренние паразиты животные

Паразитические круглые черви Аскарида Острицы

Приспособления к паразитическому образу жизни: - Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки - Изменяется и упрощается форма тела Высокая плодовитость Отсутствуют органы передвижения и органы чувств

Паразитические ленточные черви

Паразитические ленточные черви

Как уберечь себя от паразитов?

Правила, которые нужно соблюдать! Мыть руки с мылом всегда перед едой, после посещения туалета, после прихода домой с улицы, после общения с домашними животными.

Правила, которые нужно соблюдать! Мыть фрукты и овощи Не пользоваться чужим расческами Ходить в лес только в специальной одежде. После посещения леса внимательно осмотреть себя.

Организмы-паразиты растения животные повилика заразиха раффлезия

Приспособления к паразитическому образу жизни: Присоски Образуют огромное количество семян

Повилика Обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие у растений-хозяев.

Снижается не только урожай, ухудшается качество продукции. Скошенные на сено травы, зараженные повиликой, плохо сохнут, плесневеют, теряют питательность, могут вызвать заболевания животных, а иногда и их гибель. Повилика

Многолетний корневой паразит, не имеет собственной корневой системы. Присасываясь к корню растения-хозяина, питается его соком, что значительно снижается урожайность растения-хозяина. Заразиха

Она живёт внутри корней и питается за счет организма-хозяина (корня лианы). Аромат цветка напоминает смесь запахов тухлых яиц и тухлой рыбы, что привлекает навозных мух, которые ее опыляют. Раффлезия – растение паразит

Раффлезия Это удивительное растение (растет в Малайзии, в джунглях). У него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок! Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов, диаметр до 1 метра.

Организмы-паразиты растения внешние паразиты внутренние паразиты животные вши блохи клещи клопы чесоточный зудень паразитические черви (острицы, аскариды…) повилика заразиха раффлезия внешние паразиты

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".


Важнейшее свойство любого организма — это способность поддерживать в течение всей жизни постоянство условий внутренней среды, отличающихся от условий внешней среды. Например, у птиц и млекопитающих температура тела, состав крови остаются относительно постоянными, несмотря на действие внешних факторов. Поэтому организмы, использующие другие виды организмов в качестве среды обитания, попадают в относительно постоянные условия температуры, влажности, содержания минеральных и органических веществ. Таким образом, цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.


обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.

Скачать:

Вложение Размер
organizmennaya_sreda_obitaniya.docx 26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.

  • углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;
  • раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

  • развивать самостоятельную деятельность;
  • умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
  • научить выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

  • формирование умения работать в коллективе;
  • уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: объяснять характерные признаки организменной среды;
  • метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте;
  • предметные: приводить примеры обитателей организменной среды, объяснять особенности условий существования организмов в данной среде.

Оборудование : компьютер, проектор, учебная презентация, тетрадь-тренажер №1

психологический настрой учащихся, проверка готовности к уроку. Приветствует учащихся.

Здравствуйте! В это прекрасное утро, мне бы хотелось вам сказать доброе здравствуйте! Присаживайтесь пожалуйста.

Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу. Посмотрите на меня, я улыбаюсь вам и пусть эта улыбка согревает теплом вас в течение всего нашего урока. Договорились? Хорошо. Мы начинаем.

Меня зовут Баланова Александра Викторовна! Я учитель Новокулундинской средней школы.

По словам Жака Пиаже " Понять что -либо значит открыть вновь". И вас сегодня ждут новые открытия. Вы готовы получить новые знания и делать новые открытия в месте со мной на уроке.

II Актуализация знаний

К сожалению пока я ехала к вам в моей сумке перемешались картинки с изображением живых организмов и сред их обитания, мне теперь нужна ваша помощь, что бы разобраться в каких средах обитают эти организмы.

Поможете мне разобраться?

А для этого мы будем использовать знания полученные ранее. (слайд 1)

- Что такое среда обитания?

Ответ детей: среда обитания включает компоненты живой и неживой природы, по разному влияющие на организмы.

- Ребята, назовите известные вам среды обитания( ответы прикрепляются на доске при помощи магнитов) Ответ детей: вода, наземно - воздушная, почва.

- Охарактеризуйте каждую из сред

Ответ детей: Характеристика : Дефицит кислорода

1) каждая среда жизни обладает характерными для неё условиями.

2) организмы, обитающие в разных средах, имеют приспособления к этим условиям.

3) организмы заняли все пригодные для жизни места на планете.

Хорошо со средами обитания мы разобрались, теперь предлагаю распределить следующие живые организмы по средам. (карточки с изображением живых организмов, магниты)

Ответ детей: вода -рыба, кит, назено -воздушная - страус, гепард, колибри, снегирь, цветы. почва - крот, черви, личинки.

Ребята на доске остались ещё картинки с живыми организмами которые не обитают ни в одной из вами перечисленных сред.. Давайте прослушаем стихотворение и определим в какой среде они обитают.

Послушайте стих (слайд 2)

«Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той – блошинка-крошка,

В блошинку же вонзает зуб сердито

О каком явлении написал Джонатан Свифт?

- Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты, бактерии? (слайд 3)

Ответ детей: организменную

- Что вам известно об этой среде обитания?

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Кто из вас сможет самостоятельно сформулировать тему урока?

Ответы детей: Организменная среда жизни

Я ещё раз сформулирую тему нашего урока Тема нашего урока Организменная среда жизни (слайд 4)

Что хотели бы узнать? Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ. (Вопросы фиксируются на доске).

  1. Основные особенности среды.
  2. Обитатели.
  3. Приспособленность организмов в данной среде.

II. Изучение нового материала

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма

- Каковы же особенности данной среды обитания ?

- Где и как узнать!

Прочитайте текст на с. 28 и дайте характеристику организменной среды ( ответы детей ).

1.Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ;

3.Защита от внешних врагов;

4.Защищённость от неблагоприятных внешних факторов;

5.Активное сопротивление организма хозяина .

Итак! Мы должны выяснить, какие организмы обитают в организменной среде и их приспособленность к обитанию в этой среде. а вы знаете кто же такие паразиты и что такое паразитизм?

Паразит — организм, который использует другой организм либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, нанося при этом вред хозяину. Выделяют паразитов растений, животных, человека.

Паразитизм — форма межвидовых взаимоотношений двух организмов, при которых один использует другого либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, при этом паразитирующий организм наносит вред организму-хозяину. Встречается у всех форм, начиная с вирусов, бактерий и заканчивая высшими растениями и многоклеточными животными. Паразиты бывают внутренние и внешние.

Составим схему у вас на листочках.

Повилика — паразит растений; блоха, лентец —паразит животных; палочка, вошь, аскарида —паразиты человека.

Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их приспособления к жизни в данной среде.

Для того чтобы подробнее познакомиться с обитателями организменной среды и их приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в группах.

1-группа — животные-паразиты и их приспособления к организменной среде.

2- группа — растения-паразиты и их приспособления к организменной среде.

3- группа — характеристика организменной среды.

􀁹 Для работы используйте учебник — с. 28–29, информационные листы, в которых даётся дополнительный материал и указана форма

отчёта ( приложение 2–3 ).

приступаем к рабоете.

Прошу отвечать 1 ю группу.

  • Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки
  • Изменяется и упрощается форма тела
  • Высокая плодовитость
  • Отсутствуют органы передвижения и органы чувств (слайды 12)

Вы наверное уже устали , давайте чуточку отдохнем. А для этого прошу всех встать. Внимание на экран, повторяем все движения вместе.

Как же уберечься от внутренних и внешних паразитов??

не обходимо соблюдать следующие правила слайды14-15

Приспособления к паразитическому образу жизни: ( слайд20 ).

  • Присоски
  • Образуют огромное количество семян

Давайте проверим что у вас получилось в схемах( слайд22-23 ).

III. Закрепление изученного

скажите пожалуйста о чем мы сегодня говорили?

7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд24)

§ 9, с.28-29; повторить § 7-8

8. Рефлексия ( слайд25 ).

  • Что нового вы для себя открыли?
  • Что больше всего вам понравилось на уроке?
  • Вы удовлетворены полученными знаниями?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции