Приспособления бычьего цепня к закреплению в мышцах хозяина


План-конспект открытого урока по биологии 7 класс

Сысоева Е.А. учитель биологии и химии

Тема: Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Цель: изучить особенности организации и цикл развития паразитических плоских червей на примере бычьего цепня.

Познакомиться с особенностями строения, размножения представителей класса Ленточных червей.

Выявить черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня, упрощения Ленточных червей в связи с паразитическим образом жизни.

Продолжить формирование умений анализировать, обосновывать вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

Тип урока: комбинированный, частично-поисковый, с элементами исследования.

Оснащенность урока: таблицы с изображением цикла развития бычьего цепня, влажный препарат стробилы червя. Учитывая, что в учебнике по данному материалу есть только рисунок и почти никакой информации, каждому учащемуся предоставляется раздаточное пособие к уроку.

Термины урока: паразит, основной (окончательный) хозяин, промежуточный хозяин, жизненный цикл, финна, цисты, стробила, проглоттида, онкосфера, сколекс, невооруженный цепень, дегельминтизация, гельминтология, солитер.

Актуализация опорных знаний.

Каковы общие признаки типа плоские черви?

Чем сходны планария и гидра? В чем проявляется усложнение строения белой планарии по сравнению с гидрой?

Изучение нового материала.

Срок жизни бычьего цепня в кишечнике человека, если не предпринимать никаких мер по дегельминтизации, составляет 18-20 лет. За год цепень продуцирует

600 миллионов яиц, за всю жизнь

11 миллиардов! В одной зрелой проглоттиде (вы позже узнаете, что это такое) бычьего солитера может быть до 175.000 яиц, а за одни сутки с фекалиями человека может быть выделено до 4.900.000 яиц.

Примечание: эту информацию можно вывесить и оставить на протяжении всего урока.

Ученик: ленточные черви паразитируют в самых разнообразных животных. Промежуточными хозяевами для них бывают и черви, и моллюски, и мелкие рачки, и насекомые, и травоядные или всядные млекопитающие, а хозяевами окончательными – те существа, которые поедают этих промежуточных хозяев: рыбы, птицы, хищные млекопитающие и человек. Многообразие и распространенность лентецов, то есть процветание этой группы, говорит о том, что эти организмы оказываются хорошо приспособленными к тем условиям, в которых им приходится существовать.

Учениками производится в запись в тетради таксономии бычьего цепня. Затем, изучая предложенный материал, выписывают новые термины и понятия.

Приложение. Строение и жизненный цикл бычьего цепня

Обсуждение особенностей строения бычьего цепня, черт организации и краткая запись в тетрадях. Используя словарь терминов, даем определения понятиям.

Словарь терминов: паразит, основной (окончательный) хозяин, промежуточный хозяин, жизненный цикл, финна, цисты, стробила, проглоттида, онкосфера, сколекс, невооруженный цепень, дегельминтизация, гельминтология, солитер.

окончательный хозяин, в котором обитает половозрелая стадия паразита

хозяин, в организме которого паразит проходит личиночные стадии развития

последовательность стадий в развитии организма

личинка ленточных червей, паразитирует в промежуточном хозяине, развивается из онкосферы, имеет вид пузыря с ввернутой головкой гельминта

овальное яйцо с зародышем, шестикрючная личинка ленточных червей

временная форма существования, характеризующаяся наличием защитной оболочки, которая образуется в неблагоприятных условиях или в определенные моменты их жизненного цикла, а также сама эта оболочка.

тело ленточных червей, состоящее из члеников

отдельные членики (метамеры), составляющие вместе с головкой (сколексом), тело (стробилу) ленточных червей

головная часть, передний отдел тела ленточных червей (цестод), на котором располагаются органы фиксации, при помощи которых эти паразиты прикрепляются к стенкам кишечника хозяина

называется так потому, что его головка имеет только 4 присоски в качестве органов прикрепления, а крючья, т.е. вооружение, отсутствуют

комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды от инвазионного материала (яиц, личинок) и оздоровление животных и населения от гельминтов

наука о паразитических червях и заболеваниях, вызываемых ими у человека и животных, — гельминтозах

другое название ленточного червя

Обсуждение особенностей жизненного цикла бычьего цепня.

Попавшие на траву членики проглатываются травоядными животными вместе с пищей (травой) и попадают в кишечник, где при переваривании членика освобождается зародыш. Через кишечную стенку он попадает в кровеносный сосуд и током крови заносится в исчерченную мышечную ткань животного, где оседает, через 2—3 мес превращаясь в следующую личиночную стадию — цистицерк (финна). Финна имеет вид пузырька диаметром до 10 мм, в котором плавает сколекс. В таком виде в мышцах животного гельминт сохраняет жизнеспособность до 3 лет. Дальнейшее развитие паразита до половозрелой стадии наступает в кишечнике человека, куда он попадает с недостаточно термически обработанным мясом животного.

Об устойчивости паразита и о необходимости соблюдать правильный режим термической обработки пищи свидетельствует тот факт, что при прожаривании кусочков мяса по 50 г (обычно при приготовлении шашлыка) цистицерки сохраняют жизнеспособность, даже в кусочках по 10 г они погибают лишь через 10—12 мин.

4.Закрепление изученного материала.

Указать на схеме основные этапы развития бычьего цепня.



Сравнить строение и цикл развития бычьего и свиного цепней. Примерный ответ учащегося.

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

  1. Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
  2. Развивающая: развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.

  1. Повторение пройденного материала. Тест.
  2. Изучение нового материала:
    • основные признаки плоских червей-паразитов;
    • печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика;
    • ленточные черви; черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня;
    • приспособления к паразитизму;
    • вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
  3. Закрепление. Сравнение свободноживущих и паразитических плоских червей.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

1) Назовите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.

Пищеварительная система: _______ 3, 5, 8 _______

Выделительная система: _______1, 4 _______

Нервная система: _______6, 9, 10 _______

Половая система: _______2, 7 _______

  1. Разветвленные канальцы.
  2. Семенники.
  3. Ротовое отверстие.
  4. Звездчатые клетки.
  5. Глотка.
  6. Нервные узлы.
  7. Яичники.
  8. Кишка.
  9. Нервные стволы.
  10. Мозговые ганглии.

2) Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные:

А) Для кишечнополостных _______1, 3, 6, 7 _______

Б) Для плоских червей _______2, 4, 5, 1 _______

  1. Тело состоит из двух слоев клеток.
  2. Тело состоит из трех слоев клеток.
  3. Симметрия лучевая.
  4. Симметрия двусторонняя.
  5. Имеется кожно-мускульный мешок.
  6. Нет тканей и органов.
  7. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Б) Тест (письменно).

Выберите верные утверждения:

  1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.
  2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
  3. Среди плоских червей есть паразитические формы.
  4. Плоские черви имеют органы чувств.
  5. У плоских червей появляется кровеносная система.
  6. Плоские черви раздельнополые.
  7. В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие.
  8. Планарии – хищники.
  9. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
  10. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой.

Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.

- Кто такие паразиты? Заглянем в Интернет!

Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

Строение тела

Органы и системы органов Класс Ресничные Класс Сосальщики Класс Ленточные черви Среда обитания. Свободноживущие. Паразитируют в желчных протоках печени и желчном пузыре. Паразитируют в кишечнике человека и животных. Строение тела. Тело плоское, листовидное, 50–70 см. Представляет собой кожно-мускульный мешок, промежутки между органами заполнены паренхимой. Выделяются передний и задний концы. На переднем имеются щупальцевидные выросты. Тело плоское, листовидное, 3–5 см. Имеются присоски, крючья, шипы. Тело лентовидное, от 1 мм до 10–30 м, членистое. Имеется головка с присосками, шейка, членики. Нервная система. Представлена нервными узлами, мозговыми ганглиями, нервными стволами. Отсутствует. Отсутствует. Органы чувств. Кожные реснички, щупальцевидные выросты, светочувствительные глазки. Отсутствует. Отсутствует. Пищеварительная система. Ротовое отверстие – глотка-кишка. Остатки удаляются через ротовое отверстие. Есть кишка. Отсутствует. Выделительная система. Разветвленные канальцы, заканчивающиеся в паренхиме звездчатыми клетками. Хорошо развита. Хорошо развита. Дыхательная система. Дышат всей поверхностью тела. Отсутствует. Отсутствует. Кровеносная система. Отсутствует. Отсутствует. Отсутствует. Половая система. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Образуется огромное количество яиц.

2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.

(Рассказ ученика о цикле развития печеночного сосальщика.)

Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У

сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей – 0,3 мм–7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

Схема развития сосальщика через смену хозяев и чередование поколений

Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение. Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина – позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь.

3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.

(Рассказ ученика о цикле развития бычьего цепня.)

Класс Ленточные черви.

Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.

Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.

4) Приспособления к паразитизму.

(Устная работа.) Информация в Интернете!

  1. Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.
  2. Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.
  3. Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).
  4. Отсутствие дыхательной системы.
  5. Отсутствие нервной системы и органов чувств.
  6. Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.
  7. Стойкие антиферментные свойства.

5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

Работа в Интернете (устная работа).

Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.

Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок. Обильная глистовая инфекция может закрыть общие желчные и кишечные протоки, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.

Понос. Ряд паразитов, особенно протозойные, производят гормоноподобные вещества, ведущие к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям. Таким образом, понос при паразитической инфекции является функцией паразита, а не попыткой организма избавиться от присутствующей в нем инфекции или неправильного питания.

Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам. Проблема может усугубиться при потреблении трудно перевариваемых продуктов типа фасоли или сырых фруктов и овощей.

Гастрокишечный синдром. Паразиты могут раздражать и вызывать воспаление стенок кишечника, что ведет к целому ряду гастрокишечных симптомов и незначительному усвоению жизненно необходимых питательных и особенно жировых веществ. Такое малое усвоение ведет к твердому калу и избытку жира в кале.

Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах. Когда это происходит, человек испытывает боли, которые часто считают следствием артрита. Боли и воспаления суставов и мышц являются также результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, либо иммунной реакцией организма на их присутствие.

Аллергия. Паразиты могут раздражать, а иногда даже и пробивать оболочку кишок, что повышает риск проникновения в них крупных не переваренных молекул. Это может активизировать иммунный отклик организма в виде производства повышенных доз эозинофилов – одного из типов защитных клеток организма. Эозинофилы могут способствовать воспалению тканей организма, что приводит к аллергической реакции.

Проблемная кожа. Кишечные паразиты могут вызывать крапивницу, сыпи, экзему и другие кожные реакции аллергического характера. Язвы кожи, опухоли и болячки, папилломы и дерматиты могут быть результатом присутствия простейших микроорганизмов.

Анемия. Некоторые виды кишечных глистов присасываются к слизистой оболочке кишок и высасывают питательные вещества у хозяина. Находясь в большом количестве, они могут вызвать достаточно большую потерю крови, что приводит к недостатку железа (анемии). Анемию вызывает трихомонада и другие микропаразиты, которые питаются клетками крови. Трихомонада может питаться сперматозоидами, что вызывает импотенцию.

Гранулемы. Это опухолеобразные массы, обволакивающие разрушенные яйца паразитов. Чаще всего они образуются на стенках прямой и толстой кишки, но могут образовываться так же и в легких, печени, брюшной полости и матке.

Нервозность. Отходы обмена веществ и токсические вещества паразитов могут раздражать центральную нервную систему.

Нарушение сна. Частые пробуждения среди ночи, особенно между 2 и 3 часами ночи, тоже могут являться результатом попытки организма избавиться от токсических веществ через печень. Нарушения сна могут быть спровоцированы также ночным выходом некоторых паразитов через задний проход, что приводит к неприятным ощущениям и зуду. Одна из причин геморроя – развитие паразитов (остриц) под слизистой оболочкой прямой кишки.

Скрежетание зубами. Бруксизм – ненормальное скрежетание зубами, сжатие зубов и трение ими часто сопровождают паразитические инфекции. Эти симптомы особенно заметны у спящих детей.

Хроническая усталость. Симптомы хронической усталости включают в себя слабость, жалобы на гриппоподобные симптомы, апатию, депрессию, потерю концентрации внимания и плохую память. Эти симптомы могут быть вызваны паразитами, которые создают анемию, интоксикацию, недостаток питательных веществ в организме.

Иммунные нарушения. Паразиты ослабляют иммунную систему, понижая выделение иммуноглобулина А.

- Как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Беседа с учащимися.

III. Закрепление изученного материала.

Выберите верный ответ

1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:

А) малого прудовика;

Б) крупного и мелкого рогатого скота;

Г) волков и собак.

2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) взрослые паразиты размножаются;

В) сохраняются яйца;

Г) развиваются личинки.

3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) развиваются личинки;

В) личинки питаются;

Г) живут только самки.

4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:

А) крупный рогатый скот;

Б) малый прудовик;

В) волк или собака;

5. Личинки бычьего цепня живут:

А) в пресных водоемах;

Б) в теле свиней и овец;

В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;

Г) в кишечнике собак и кошек.

6. Паразитические плоские черви откладывают яиц:

А) во много раз больше, чем свободноживущие;

Б) столько же, сколько свободноживущие;

В) намного меньше, чем свободноживущие.

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6А.

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

А) Молочно-белой планарии _______2, 4, _______

Б) Печеночного сосальщика _______1, 2, 3, 7 _______

В) Бычьего цепня _______1, 3, 5, 6 _______

  1. Ведут паразитический образ жизни.
  2. Листовидная форма тела.
  3. Имеют присоски, шипы, крючья.
  4. Свободноживущая форма.
  5. Тело лентовидное, поделено на членики.
  6. Паразитирует в кишечнике.
  7. Паразитирует в печени.

Учебник: с. 116–121, задания 67–71 в рабочей тетради.

Ленточные черви — это класс, принадлежащий типу Плоские черви. Насчитывают более 3,5 тысяч видов ленточных червей. Все они паразиты, чей жизненный цикл включает обычно двух хозяев. Половозрелые особи обычно паразитируют в кишечнике позвоночных животных. Личиночные стадии живут в различных органах и тканях (мышцах, соединительной ткани, мозге и др.) животных.

Тело червей похоже на ленту. У подавляющего большинства видов в нем выделяют головку (сколекс), шейку и стробилу, состоящую из множества отдельных члеников (проглоттид). Длина тела ленточных червей и количество члеников сильно колеблется от вида к виду. Так, у эхинококков всего несколько члеников, в то время как у бычьего цепня их может быть больше тысячи. Кроме того количество члеников зависит от возраста червя, обилия или недостатка пищи. Длина тела от менее сантиметра до почти 20 метров. Есть виды ленточных червей, не имеющие членистого строения тела.

Образование новых члеников происходит в районе шейки, т. е. здесь находится зона роста червя. Ближе к заднему концу ленточного червя находятся наиболее зрелые проглоттиды, наполненные яйцами. Концевые членики постепенно отделяются от тела и выходят наружу обычно с испражнениями.

У ленточных червей есть различные приспособления к закреплению в кишечнике хозяина. Это могут быть присоски, крючья, ботрии (функционируют как прищепки), хоботки с крючьями и др. Находятся они в головной части червя. Таким образом, паразит закрепляется в кишечнике своей передней частью. Однако питается он всем телом, всасывая питательные вещества через поверхность.

Тело ленточных червей покрыто тегументом. Его образует внешний цитоплазматический слой клеток, погруженных в мышечную ткань. С внешней стороны у тегумента образуется множество волосков (микротрихий), которые всасывают пищу. Также тегумент защищает паразита от пищеварительных соков хозяина.

Для ленточных червей, также как и для всех плоских червей, характерны кожно-мускульный мешок (с покровами срастаются поперечные, продольные, спино-брюшные мышцы), заполненные паренхимой полости тела, протонефридии (органы выделения), отсутствие органов дыхания, нервная система, состоящая из головных ганглиев и отходящих от них продольных тяжей.

Отличительной особенностью ленточных червей являет отсутствие пищеварительной системы. В процессе эволюции она была редуцирована. Паразит находится в тонком кишечнике хозяина, где пища и так уже переварена.

Женская часть половой системы ленточного червя состоит из яичника, яйцевода, желточников, тельца Мелиса, матки, влагалища, семяприемника.

Мужская часть половой системы ленточного червя состоит из многочисленных семенников и семявыводящих канальцев, семяпровода, семяизвергательного канала с копулятивным органом.

Влагалище и семяизвергательный канал открываются в половую клоаку членика, представляющую собой углубление в теле червя.

Оплодотворение может происходить как внутри одного члениками, между разными члениками одного червя, так и между разными особями (когда в кишечнике хозяина живет не один паразит).

После оплодотворения зигота окружается желточными клетками (от желточников) и скорлупой (от тельца Мелиса). Далее получившееся яйцо перемещается в матку. У одних видов матка открывается наружу, у других — она замкнута. В первом случае яйца постепенно покидают матку, во втором — накапливаются в ней, в результате чего матка увеличивается, в ней развивается множество ответвлений. Количество яиц в зрелом членике может достигать несколько тысяч. За исключением матки, остальные части половой системы редуцируются.

Жизненный цикл ленточных червей

В матке членика в яйце формируется личинка онкосфера. Она имеет округлую форму с шестью крючками, состоящими из хитина.

Когда яйцо попадает в пищеварительную систему промежуточного хозяина (например, коровы или свиньи), онкосфера выходит из скорлупы, внедряется в стенку кишечника и через него попадает в кровеносное русло, которое разносит личинки по всему телу. Онкосферы оседают в различных тканях (чаще всего в мышцах) и превращаются во вторую личиночную стадию ленточных червей, которую называют финной.

В простейшем случае финна представляет собой пузырек с жидкостью, стенка которого в одном месте вогнута во внутрь. В этой выемке развивается головка будущего ленточного червя. Такая финна называется цистицерк. У других типов финн может быть множество впячиваний с головками или внутри содержаться пузыри следующего порядка с головками. Финны обычно достаточно крупные, размером от рисового зернышка до грецкого ореха.

Окончательный хозяин заражается ленточным червем, когда поедает промежуточного хозяина, содержащего финны. Под воздействием желчи печени из финны выворачивается головка червя и прикрепляется к стенке кишечника. Сама финна растворяется, а у паразита начинают в районе шейки отшнуровываться и расти членики.

Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.


Цикл развития бычьего цепня

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела , которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции