Питание грибов паразитов и хищников

Способы питания грибов. Грибы-сапротрофы и грибы-паразиты

Жизнь грибов в природе проходит под воздействием многочисленных факторов внешней среды, особенно разнообразных на суше, где обитает большинство ныне существующих видов грибов. Это химический состав субстрата, температура и влажность воздуха, содержание в нем кислорода и углекислоты, атмосферные осадки, интенсивность солнечной радиации, скорость ветра, взаимодействие с другими организмами - животными, растениями, микроорганизмами, наконец, различные антропогенные воздействия - вытаптывание, сбор грибов, выпас скота и др.

Как уже упоминалось, по характеру питания грибы - гетеротрофы. В отличие от зеленых растений-автотрофов, содержащих хлорофилл, они не способны синтезировать сложные органические вещества из углерода углекислого газа воздуха, используя солнечную энергию, и вынуждены использовать готовые. Поэтому необходимое условие развития гриба - присутствие подходящего субстрата, из которого мицелий мог бы поглощать питательные вещества. В природе грибы находят его или в виде разнообразных органических остатков растительного и животного происхождения, на которых они развиваются как сапротрофы, или в виде живых тканей других организмов, на которых паразитируют. Растворенные в воде вещества поглощаются мицелием осмотическим путем всей его поверхностью или специализированными его частями. Такой способ питания называется диффузионно-осмотическим или осмотрофией.

Грибы встречаются везде, где есть растительные остатки, например опавшие листья, разрушающаяся древесина, остатки животных, и вызывают их разложение и минерализацию, а также образование гумуса. Таким образом, грибы являются редуцентами (т. е. разрушителями), как бактерии и некоторые другие организмы. Сапротрофы обычно относительно мало специализированы в отношении питания. Доступность для них тех или иных органических соединений сложного строения - полисахаридов, белков и др. определяется способностью таких грибов синтезировать и выделять в окружающую среду ферменты, разлагающие эти вещества на более простые компоненты - простые сахара, аминокислоты и др. По этой способности грибы сильно различаются: одни из них способны использовать только простые углеводы, органические кислоты, спирты и др. (их часто называют сахарные грибы), а другие образуют гидролитические ферменты, разлагающие крахмал, целлюлозу, белки, хитин и др., и могут развиваться на субстратах, содержащих эти вещества. Поэтому в процессе разложения растительных остатков, например опада или древесины, наблюдается закономерная смена одних видов грибов другими, получившая название сукцессии (см. гл. 7).

Среди сапротрофов мы иногда встречаем и довольно узко специализированные группы, например кератинофилы, разлагающие очень стойкий белок животного происхождения кератин, и развивающиеся на содержащих его остатках - копытах, рогах, птичьих перьях, волосах и т. п.. Однако специализация этих грибов определяется в основном их малой способностью к конкуренции за питание с другими, более быстро растущими или образующими антибиотики микроорганизмами. Такие грибы уходят от конкуренции, занимая специфические субстраты, недоступные для других организмов.

Большинство микологов считают, что сапротрофный способ питания для грибов первичен, а паразитизм - это один из путей их специализации при уходе от конкуренции. Существует более 10 000 видов грибов-паразйтов, поэтому не удивительно, что эта группа крайне разнообразна по образу жизни. Грибы паразитируют на самых разных организмах - на растениях, начиная от водорослей и кончая цветковыми, на многочисленных беспозвоночных (например, насекомых), позвоночных животных и на человеке, на других грибах и лишайниках. Одни виды паразитов развиваются только на строго определенных хозяевах, часто одного или близких видов, т. е. обладают узкой специализацией, например ржавчинные грибы. Другие, наоборот, могут поражать широкий круг хозяев, относящихся даже к разным семействам растений, а иногда и к разным царствам органического мира. Так, ботритис серый - возбудитель серой плесени поражает ландыш, тюльпаны, пионы, землянику, малину и многие другие растения, а недавно он был обнаружен и на плодовых телах шляпочных грибов; один из вертициллов паразитирует и на насекомых, и на грибах.

Среди грибов есть и факультативные паразиты, развивающиеся обычно сапротрофно, но способные паразитировать на ослабленных растениях или на невегетирующих их частях, например плодах, и факультативные сапротрофы-паразиты, способные к сапротрофному существованию в почве или на растительных остатках. Наконец, существуют обязательные, или облигатные, паразиты, обитающие только на живых организмах. Некоторые, из них, например мучнисторосяные, не способны расти на искусственных питательных средах, другие, например, ржавчинные грибы, могут развиваться на них и даже образуют в этих условиях типичные спороношения - уредоспоры и телейтоспоры.

Развиваясь в организме хозяина, разные паразиты по-разному действуют на него. Одни из них, называемые некротрофами, сначала убивают ткани хозяина своими ферментами или ядовитыми веществами - токсинами, а затем уже питаются ими. Другие, биотрофы, могут питаться только за счет живых тканей хозяина и долго не вызывают их гибели. Однако провести четкую грань между некротрофами и биотрофами невозможно, так как известны грибы, начинающие свое развитие как биотрофы, на живом хозяине, а затем переходящие к некротрофному питанию. Многие микологи предполагают, что к биотрофным паразитам близки по происхождению и так называемые симбиотрофные грибы, живущие в тесной взаимовыгодной связи с зелеными растениями. В таком комплексе гриба с водорослью (в лишайниках) или с корнями высших растений (микоризах) происходит прижизненный обмен веществами, необходимыми обоим симбионтам.

Выбранный для просмотра документ грибы.docx

Тема урока: ГРИБЫ

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогические технологии : проблемное обучение, личностно развивающая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технологии.

Методы и методические приёмы : работа с учебником, работа в рабочей тетради, заполнение таблиц, тестовый контроль, самооценка; диалогический метод, наглядный метод, метод познавательно-проблемного изложения.

Цель урока: сформировать представление о грибах, как особой группе живых организмов.

сформировать представление о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных;

углубить знания о типах питания грибов;

расширить знания о симбиозе на примере некоторых грибов и растений;

систематизировать знания учащихся о жизнедеятельности грибов;

сформировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, гифы, плодовое тело, грибокорень, сапротрофы, паразиты.

продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты)

продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий;

развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

продолжить формирование основ гигиены человека.

формировать интерес к предмету, к живым организмам;

в целях профилактики утомления учащихся на уроке использовать разнообразные виды деятельности, следить за их осанкой;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих;

формировать привычку к здоровому образу жизни.

Комплект мультимедийного оборудования: компьютер, проектор, экран

Литература для учителя и учащихся:

Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014

Технологическая карта урока

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с учителем и

Актуализация и пробное учебное действие

Выберите из представленных на слайде организмов картинки растений и животных. Слайд № 2 . Картинки, с изображением каких организмов вы не выбрали? Что это за организмы?

Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть коробочка с секретом, в ней спрятано то, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке. Для того чтобы узнать что лежит в коробочке, я предлагаю отгадать загадку.

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это. (гриб)

Это грибы . Где встречаются в природе? К какому царству относят данные организмы? -

Почему у них такое название?

Гриб - растение более или менее мясистое, без веток, без листьев, без цвета; (словарь Даль)

Гриб - Особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами (Ожегову)

Гриб - У китайцев символизирует долголетие, бессмертие и упорство. Иногда изображается вместе с журавлями и летучими мышами как символ долголетия и счастья.

Что собой представляют эти живые организмы?

Сформулируем тему урока.

Грибы – это растения или животные? На стр. 57-58 найдите ответ. Слайд (4-5)

Наука, изучающая грибы называется – Микология

Какие свойствами обладают грибы как живые организмы?

(на доске записать) ( слайд 6)

(формулируют цель урока)

Работа в форме диалогового общения.

Высказывают своё мнение в ответе на поставленные вопросы.

Пытаются ответить на поставленные вопросы по данному плану

Поиск информации на стр.57-58 учебника найдите ответ

Запись в тетрадь.

Называют основные жизненные свойства

Анализ объектов, сравнение,

выполнение пробного учебного

затруднения в пробном действии

Коммуникативные: планирование учебного

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Выявление места и причины затруднения.

Расскажите об этих свойствах грибов.

Почему не получается рассказать о грибах по данному плану? Каких знаний не хватает? Что вы хотели бы узнать о них ещё?

Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы

Коммуникативные умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Из каких частей состоит гриб?

Найдите информацию на стр. 58.

- выполним задание 3 Р.Т.

Работают с учебником стр. 58.

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Работа по рабочей тетради

искать самостоятельно средства достижения цели;

определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать пути её достижения

Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей; аргументация своего мнения

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

Реализация построения проекта

- Как грибы растут?

Грибы растут как и растения в течении всей жизни. Какой частью плодового тела растут грибы?

-На стр. 58 найдите эту информацию.

-Грибы имеют несколько способов питания. Какие способы питания вам известны?

-на стр. 58 указаны способы питания грибов. Назовите мне их. ( слайд 9-15)

Выполним № 4 по Р.Т.

-Как могут размножаться грибы? Что вам известно о размножении грибов?

На стр.58 найдите информацию о размножении грибов. ( слайд 16)

Поиск информации на стр. 58

Пытаются ответить на поставленные вопросы.

Самостоятельная работа по Р.Т.

Пытаются ответить на поставленные вопросы.

Поиск информации по учебнику.

Регулятивные: ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение; составлять схемы-опоры, работать с таблицей;

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнёром, учителем.

Закрепление с взаимопроверкой

Мы с вами изучили основные свойства грибов.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, оцените работу друг друга.

Работают индивидуально с тестовыми заданиями.

пошагово сравнивая с эталоном.

Выявляют ошибки, оценивают работу товарища. Обсуждают результат,

устраняют пробелы в знаниях.

построение логической цепи

рассуждений, самостоятельное создание

саморегуляция в ситуации затруднения;

Рефлексия учебной деятельности

на уроке (итог урока)

Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока? Достигли ли цели урока? Что вас поразило больше всего на уроке? Что запомнится надолго? Где пригодятся знания по данной теме?

Дети сравнивают глубину своих знаний о бактериях в начале урока и после изучения темы.

Регулятивные: оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке;

контроль и оценка процесса и

самооценка на основе критерия

адекватное понимание причин

успеха / неуспеха в учебной

Коммуникативные: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация

своего мнения, учет разных

Изучить текст § 13 учебника и ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания № 1,2, с. 37 и №5 с. 39 в рабочей тетради.

Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Подведение итогов урока

Выступление учителя. Анализ деятельности учащихся на уроке.

Подают дневники учителю для выставления отметок

Выбранный для просмотра документ презентация.pptx






















Описание презентации по отдельным слайдам:

Выберите картинки растений и животных 1 2 3 4 5 6 Картинки с изображением каких организмов вы не выбрали?

Тема урока: Грибы

Грибы Гриб – растение или животное? Грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными. Однако имеют некоторые черты сходства с ними. Как и растения, грибы имеют: жесткую клеточную оболочку; неограниченный рост; неподвижны; размножаются спорами; питаются путем всасывания растворенных в воде питательных веществ. Но они не зеленые, нет ни цветков, ни семян.

Грибы Гриб – растение или животное? Как и животные, грибы: не способны синтезировать органические вещества из неорганических; клетки грибов не содержат хлорофилл; в качестве запас­ного питательного вещества накапливают гликоген, а не крахмал; в состав клеточной оболочки входит хитин (как у насекомых), а не целлюлоза; могут синтезировать мочевую кислоту. Но они не передвигаются и не заглатывают пищу.

строение рост питание размножение распространение строение рост питание размножение распространение

Цель урока: Изучить: особенности строения грибов; сходство и отличие грибов с растениями и животными; типы питания и размножения грибов; значение грибов в жизни растений

Шляпка Ножка Грибница МИЦЕЛИЙ Плодовое тело Нити гиф мицелий

Способы питания САПРОТРОФЫ ПАРАЗИТЫ СИМБИОТЫ ХИЩНИКИ

Способы питания САПРОТРОФЫ ПАРАЗИТЫ СИМБИОТЫ ХИЩНИКИ Грибы-сапротрофы питаются отмершими организмами, органическими остатками, пищевыми продуктами, со­зревшими плодами, вызывая их гниение и распад. К сапротрофам относится большинство шляпочных и плесневых грибов, а также дрожжи. Грибы-симбиоты – грибы нити грибницы которых плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его. Грибы дают растениям воду и минеральные вещества, а получают растворимые углеводы. Подберезовик, подосиновик. Хищные грибы, подобно обычным грибам, формируют мицелий, состоящий из тонких грибных нитей. Размножаются они также при помощи спор. Самый популярный почвенный гриб-хищник – вёшенка. Как оказалось, этот съедобный гриб охотится на нематод. Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт. К ним относятся: гриб трутовик, фитофтора, головня, спорынья, грибы-паразиты кожных покровов человека и животных (стригущий лишай, микозы).

Грибы Способ питания. По типу питания грибы похожи на бактерии. Среди них есть сапрофиты, паразиты, симбионты и даже хищники. Грибы-сапрофиты питаются отмершими организмами, органическими остатками, пищевыми продуктами, со­зревшими плодами, вызывая их гниение и распад. Они разлагают перегной на более простые составные части, улучшая структуру почвы. К сапрофитам относится большинство шляпочных и плесневых грибов, а также дрожжи.

Грибы Способ питания. С корнями высших растений грибы образуют симбиотическое семейство – грибокорень, или микоризу. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его. Грибы дают растениям воду и минеральные вещества, а получают растворимые углеводы. Значение микоризы в симбиозе между грибами и растениями нельзя переоценить. Жизнедеятельность грибов и растений при совместном проживании улучшается, два этих вида прекрасно себя чувствуют, помогая друг другу. Грибы-симбионты – пища и лекарство для животных.

Грибы Способ питания. Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт. К ним относятся: гриб трутовик, фитофтора, головня, спорынья, грибы-паразиты кожных покровов человека и животных (стригущий лишай, микозы). Они снижают урожай с/х культур, делают продукты непригодными в пищу, вызывают грибковые заболевания человека и животных Гриб трутовик наносят большой вред лесному хозяйству. Споры трутовиков попадают на раны в коре деревьев, где прорастают в мицелий, который проникает в древесину и питается органическими веществами ее клеток. Через несколько лет после заражения на стволе образуются обычно копытообразные плодовые тела. На нижней стороне плодового тела в мелких трубочках или на складках созревают споры, которые высыпаются и, попав на поврежденные стволы деревьев, заражают их.

Грибы Способ питания. Гриб-паразит фитофтора - один из опаснейших вре­дителей картофеля и томатов. Она поражает ботву и клубни картофеля, плоды томата, отчего они чернеют и отмира­ют. Гриб-паразит спорынья поражает большинство зерновых и дикорастущих злаков, но чаще всего рожь, причиняя огромный ущерб сельскому хозяйству. На колосьях или в метелке образуются черные твердые рожки, развивающиеся вместо зерна. Они различного размера, иногда во много раз превышают нормальные зерна. В колосе или в метелке образуется несколько рожков, чаще 2—5.

Грибы Способ питания. Хищные грибы, подобно обычным грибам, формируют мицелий, состоящий из тонких грибных нитей. Размножаются они также при помощи спор. Однако хищные грибы обладают интереснейшей особенностью, выработавшейся у них в ходе эволюции, - способностью улавливать живых нематод, которые служат грибам дополнительным питанием (нематоды - мелкие почвенные черви, которые вредят клеткам корней, высасывая из них сок). Гифы хищных грибов формируют ловчие петли, в которые нематоды и заползают, после чего гриб затягивает петлю и спокойно поглощает добычу. Самый популярный почвенный гриб-хищник – вёшенка. Как оказалось, этот съедобный гриб охотится на нематод. Ловчий аппарат хищного гриба

Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.) На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • Образовательные: формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками растений и животных
  • Развивающие: выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.
  • Воспитывающие: Вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, воспитывать аккуратность.
  • Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, анализ объектов с выделением существенных признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности, осознание основных моральных норм поведения.
  • Регулятивные: постановка учебной задачи, умение понимать действия при изучении учебного материала, самоконтроль.
  • Коммуникативные: навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем, способы взаимодействия.

Тип урока – изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы:

  • наглядный (использование ЭОР, муляжей, таблиц, карточек)
  • словесный (обсуждение в группах)

Необходимое техническое оборудование: проектор, ПК, муляжи грибов, таблицы “Шляпочные грибы”, рисунки с изображением грибов, карточки с заданиями.

Ход урока

Очень важно не перестать задавать вопросы.
Любопытство не случайно дано человеку.
Альберт Эйнштейн

1. Организационный блок (1 мин).

Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, воспринимаем,
Ни минутки не теряем.
Все сейчас запоминаем!

2. Мотивационный блок (3 мин)

Учитель загадывает загадку, а учащиеся отгадывают

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (гриб)

Сформулируйте тему нашего урока, о чем мы будем говорить. Правильно, о грибах. Итак, как звучит тема нашего урока? Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока. Что нам сегодня предстоит выяснить? Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения.

3. Информационный блок (8 минут)

Когда мы говорим о грибах, что вам представляется в это время? Какие грибы вы знаете? (Дети отвечают). Подосиновики, подберезовики, сыроежки, лисички и т. д. Все правильно, вы назвали шляпочные грибы, но надо сказать, что есть еще и другие. Например, плесень на хлебе, дрожжи, которые мы добавляем в тесто – это тоже грибы. Их изучением занимается специальная наука - микология с греч. микос - гриб .Грибы разнообразны по форме, размерам и функциями, которые они выполняют в окружающей природе. Грибы издавна известны в России. В старину их называли губы за выпуклые губчатые шляпки.

Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом.

В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.

Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают полезными свойствами. Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

Грибы выделяют в отдельное царство, это одна из самых больших групп организмов. Вспомните, к какому надцарству они относятся? (Дети отвечают) Эукариот. Что это значит?

Как вы думаете, почему грибы выделяют в отдельное царство? Почему о грибе говорят: “Это не растение и не животное – это то и другое”? Вам предстоит это выяснить с помощью учебника.

Задание: заполните таблицу

Признаки грибов, сближающие их с растениями Признаки грибов, сближающие их с животными

На выполнение задания учащимся дается около 3 минут. Двое учеников отвечают устно, а остальные дополняют их ответы. Учитель дополняет и исправляет ошибки.

4. Аналитический блок (10 мин).

А сейчас вы разделитесь на 2 группы и будите работать с текстом учебника параграфа 13. Группы получают задания – карточки. Первая – изучает строение грибов и отвечает на вопросы. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название? Чем образовано строение гриба? Выполните задание 3 стр.37-38 в рабочей тетради.

Вторая – изучает питание грибов. Как питаются грибы? На какие группы по способу питания делятся грибы? Свой ответ изобразите в виде схемы или заполните таблицу в рабочей тетради на стр.38-39.

Через 5 минут каждая группа представит свой ответ, а учитель в это время демонстрирует ЭОР.

  • 1 группа – рассказ учащихся. Учитель корректирует, уточняет, задает вопросы.
  • 2 группа – рассказ и демонстрация схемы питания грибов. Учитель корректирует, задает вопросы, демонстрирует свою схему.

Физкультминутка: ученики выполняют упражнения: наклоны, повороты, ходьбу (1 мин).

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли-
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

5. Оценочный блок (10 мин).

1. Что мы сегодня узнали о грибах?

2. Тестовое задание. Выполняют по компьютеру.

1. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

  • способны к фотосинтезу,
  • питаются готовыми органическими веществами,
  • поглощают пищу путем всасывания.

2.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется:

  • мицелий,
  • плодовое тело,
  • микориза

3. Грибы размножаются .

  • спорами
  • семенами
  • частью стебля

4. Грибы выделяют в

  • род
  • семейство
  • царство

5. Плодовое тело шляпочного гриба образовано

  • шляпкой и мицелием
  • ножкой и мицелием
  • шляпкой и ножкой

3. Разгадай кроссворд

1. Вещество, образующее наружные покровы у членистоногих.

2. Нитевидные структуры в один ряд клеток, образующие тело гриба.

3. Способ питания животных клеток.

4. Способ размножения грибов.

5. Запасное питательное вещество клеток грибов.

6. Организмы, питающиеся живой органикой.

7. Организмы, питающиеся органикой мёртвых существ.

8. Способ питания растительных клеток.

9. Запасное питательное вещество у растений.

6. Рефлексия (3 мин).

По результатам урока оцени уровень твоей работы.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7. Домашнее задание(комментирование), выставление оценок за урок.

Параграф 12, индивидуальное задание на выбор:

1) подготовить презентацию “В царстве грибов”

2) сообщение о плесневых грибах

3) сообщение о съедобных и ядовитых грибах с рисунками

4) сказка собственного сочинения по теме урока.

Среди “диких” грибов есть прекрасные охотники! Да, не удивляйтесь, существует целая группа хищных грибов. Это и очень специализированные организмы, и обыкновенные грибы, которые только иногда, в “голодное время”, “промышляют” таким образом. Например, пластинчатый гриб вешенка выделяет вещество, обездвиживающее нематод (небольших круглых червей). Затем гифы вешенки опутывают нематод и переваривают их. Видимо, такая “мясная” добавка служит для типичного древоразрушителя дополнительным источником азота.

А настоящие грибы-хищники проявляют чудеса изобретательности при ловле добычи: протистов, коловраток, мелких насекомых и других животных. Развиваются такие грибы в почве и на растительных остатках, тело жертвы служит не средой обитания, как у паразитов, а только пищей. Часто размеры жертвы превышают размеры хищника!

У грибов-хищников образовались различные ловчие приспособления. Например, клейкие выросты мицелия, клейкие сети из множества колец. Ловля нематод этими сетями напоминает ловлю мух на липкую бумагу. Переваривание пойманной и обездвиженной добычи длится всего около суток.

Интересна история открытия хищных грибов. Михаил Степанович Воронин, будучи в Европе, заехал к известному ботанику Георгу Фрезениусу. Воронин много слышал о нем от своего учителя Антона де Барии, которого Фрезениус учил еще в школьные годы. Несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте, два ученых разговаривали практически на равных, и Воронин, с интересом слушавший рассказы о работе с грибами, паразитирующими на беспозвоночных, попросил разрешения посмотреть препараты. Его внимание привлек гриб артроботрис (Аrthrobotrys), открытый и описанный Фрезениусом. Старый ученый сказал, что в почве он мирно уживается с червями-нематодами. Воронин стал наблюдать, как прорастают споры этого гриба, и заметил, что кроме обычных гиф на отдельных нитях образуются петли – появляясь одна за другой, они образуют целые сети. Такого он еще не встречал! Зарисовав гриб, Михаил Степанович задумался и вспомнил слова Фрезениуса о нематодах. А не мог ли он ошибиться, решив, что гриб и червь мирно уживаются? Воронин дал первое описание гриба-хищника, но окончательно его догадка подтвердилась только в конце XIX в. (Материал взят из экспериментального учебника для VII класса Ю.В. Малеевой.)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции