Печеночный сосальщик и бычий цепень меры профилактики

Загвоздкина Светлана Владимировна, МБУ сш № 41, г.о.Тольятти
Презентация 1.
Презентация 2.

Цели урока:
Образовательные:

  1. Активизация учебно-позновательной и практической деятельности учащихся, интереса к предмету
  2. Развитие воображения, логического мышления, памяти
  3. Развитие коммуникабельности, умение общаться, умение сотрудничества и взаимопомощи

  1. Воспитывать интерес к познанию живой природы
  2. Воспитывать толерантное отношение к чужому мнению и уважительное отношение к членам своей команды

Тип урока: закрепление и обобщение ранее полученных знаний

Методы: работа в группах в системе ЛОО, дискуссия, просмотр презентаций уч-ся, практическая работа

Возраст: учащиеся 7 класса

Продолжительность: 1 час


Ход урока:
1. Организационный момент
Сегодня мы с вами представляем научно-исследовательский институт гельминтологии им. К.И.Скрябина, и вы его сотрудники. Основная задача этого института: профилактика гельминтозов. В институте несколько научных лабораторий, и именно вы являетесь представителями этих научных кафедр. Я - ваш научный руководитель (представляю группы учащихся и их руководителей)

Основные тезисы карточки-иструктажа:

  • Запиши свое мнение (решение) на своей карточке
  • Вынеси это решение на мини-совет
  • Выработайте на мини-совете общее решение и представьте его на общий научный совет для дальнейшего разрешения этой задачи
  • Запиши в тетрадь решения научного совета института

3. Закрепление и обобщение изученного ранее материала о червях-паразитах

Из приведенного перечня различных червей выпишите номера, которыми обозначены черви-паразиты:

  1. Дождевой червь
  2. Печеночный сосальщик
  3. Человеческая аскарида
  4. Белая планария
  5. Бычий цепень
  6. Острица

Черви паразиты – это гельминты.
Сделайте вывод: гельминтоз – это …..
Запись в тетради: Гельминтоз – это заболевание, вызванное червями паразитами

  • Биологию конкретного червя
  • Пути заражения
  • Меры профилактики

4. Практическая работа
Третье задание
Итак, мы с вами выработали общую тактику по профилактике гельминтозов. Нам же с вами предстоит конкретизировать эти меры борьбы против конкретных червей паразитов, а именно человеческой аскариды, острицы, бычьего цепня и печеночного сосальщика. На ваш мини-совет представлен список этих мер профилактики.
Конкретизируйте, какая мера, против какого червя здесь представлена, опираясь на знание биологии этих червей.
Содержание карточки:

  1. Внимательно прочитайте меры профилактики с различными гельминтами:
  2. Не есть сырое, плохо проваренное или прожаренное мясо.
  3. Не пить сырую воду, взятую из водоема.
  4. Есть немытые сырые фрукты и овощи
  5. Не есть щавель, дикий лук, не жевать травинки с сырых лугов.
  6. Смена пастбищ.
  7. Систематически мыть руки перед едой.
  8. Защищать продукты питания от мух.
  9. Не грызть ногти.

Ответ запиши в таблицу:

Название червя Меры профилактики
Аскарида
Бычий цепень
Печеночный сосальщик
Острица

Работа в группах и представление на общий совет, сопоставление и выработка общего решения.
Правильный ответ:

Название червя Меры профилактики
Аскарида 3,6, 7
Бычий цепень 1
Печеночный сосальщик 2,4, 5
Острица 6, 8

Подводится итог урока, где учащиеся проводят самооценку, делают соответствующие записи в тетради:

  • Что такое гельминтоз
  • Что нужно знать для профилактики гельминтозов
  • Меры профилактики против аскариды, острицы, бычьего цепня и печеночного сосальщика

Цели урока: обобщать и систематизировать знания о паразитических чер­вях; на примере сосальщика и бычьего цепня раскрыть особенности индиви­дуального развития червей; познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Рассмотрите на рисунке поперечный разрез плоского червя (б) и фрагменты попе­речного среза тела планарии (а). Что обозначено на рисунках цифрами 1-8? Дайте определение терминам: кожно-мускульный мешок, паренхима.


Рассмотрите на рисунке строение органов выделения планарии. Каким образом происходит выведение из организма плоских червей конечных продуктов в обмене веществ? Что обозначено цифрами 1—2?



Рассмотрите на рисунках строение органов пищеварения сосальщиков и планарии. Каковы признаки сходства и различия в их строении? С чем связаны эти различия? Что обозначено на рисунке цифрами 1 —6? У каких червей отсутствует совсем пище­варительная система? С чем это связано?

Известно, что все представители класса сосальщиков и класса ленточных червей ведут паразитический образ жизни. У всех паразитических червей име­ются многочисленные и сложные приспособления к существованию в самых разнообразных условиях (они обитают в пищеварительном тракте человека и животных, печени, поджелудочной железе, в тканях легких, в трахее, в почках, в кровеносных сосудах и т.д.). приспособления эти проявляются и в строении тела паразитов, и в их своеобразных циклах развития, характеризующихся чрезвычайной сложностью. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Рассмотрим особенности размножения и развития ленточных червей на примере бычьего цепня и сосальщиков — на примере печеночного сосальщика.

Класс Сосальщики объединяет около 4900 видов червей, живущих во внутр­енних органах беспозвоночных и позвоночных животных, а иногда и человека. Длина их колеблется от нескольких миллиметров до 8 см, форма тела чаще все­го листовидная. Обычно имеются две присоски: одна окружает рот, а другая на­ходится на брюшной стороне тела. Они служат для закрепления паразита в организме хозяина. Тело сосальщиков покрыто сложноустроенной оболочкой, которая предотвращает переваривание паразита пищеварительными соками хозяина. Под оболочкой располагаются слои кольцевой и продольной мускул­атуры. Сосальщики сравнительно малоподвижны. В пищеварительной системе выделяются: рот в середине передней присоски, мускулистая глотка (эти отде­лы образуют сосательный аппарат) и слепо заканчивающаяся ветвящаяся киш­ка. Выделительная система состоит из множества ветвящихся каналов, впадающих в непарный канал, который на заднем конце тела открывается вы­делительным отверстием. Нервная система включает пару нервных узлов, рас­положенных по бокам глотки. От них к ротовой присоске отходят нервы, а назад — три пары продольных нервных стволов, которые соединены между со­бой нервными перетяжками. Дыхание происходит в бескислородной среде и осуществляется по типу брожения, при котором образуются ядовитые для хо­зяина кислоты: валериановая, масляная и др.

Печеночный сосальщик паразитирует в желчных протоках печени овец, крупного рогатого скота, а иногда и в печени человека. Тело сплющено в спинно-брюшном направлении, листовидное, длиной до 5 см. Передняя часть тела широкая, резко суживающаяся к ротовой присоске. Задняя его часть суживается постепенно. Жизненный цикл сосальщиков сложный, свя­занный со сменой хозяев и чередованием поколений. Половозрелая особь жи­вет в теле окончательного хозяина, а личинка паразитирует в теле промежуточного хозяина (рис. 69, 71).

О Используя рис. 69, 71, стр. 50—51, назовите окончательных и промежу­точных хозяев в циклах развития плоских червей.

Оплодотворенные яйца печеночного сосальщика попадают в желчные протоки, из них — в кишечник хозяина, а оттуда вместе с фекалиями выходят из организма. Для дальнейшего развития яйцам необходимо попасть в воду, где из них выходят микроскопические личинки (мирацидии). В них находятся зародышевые клетки, которые могут развиваться без оплодотворения. Для продолжения жизненного цикла личинка находит промежуточного хозяи­на — малого прудовика, внедряется в него и превращается в бесформенный неподвижный мешок (спороцисту ), из зародышевых клеток которой появля­ется следующее поколение личинок (редии). Развитие нескольких поколений личинок из неоплодотворенных яйцеклеток приводит к увеличению их числа. В результате из промежуточного хозяина выходит гораздо больше личинок, чем попало в него мирацидиев. Личинки, покидающие прудовика ( церкарыи ), некоторое время свободно плавают в воде, затем оседают на водные растения, покрываются оболочкой и превращаются в цисты (адолескарии, которые яв­ляются заразными). Если эта циста проглатывается животными, а иногда и че­ловеком, то в кишечнике хозяина оболочка растворяется и паразит проникает в печень, где и достигает половозрелого состояния. Созревание происходит на 67-й день или несколько позже с момента заражения.

Человек может заразиться при употреблении для питья воды из мелких во­доемов, где обитает малый прудовик, или когда он берет в рот траву, сорван­ную на болотистых местах. В глубоких водоемах, в быстротекущих ручьях и в воде, сильно загрязненной гниющими веществами, прудовик жить не может, а где нет прудовика, там и не может распространяться заболевание, вызванное паразитом.

В связи с огромным ущербом, приносимым фасциолезом животноводству, особенно овцеводству, много внимания должно уделяться разработке и осу­ществлению мер борьбы с этой болезнью.

О Зная, как протекает развитие паразита, предложите меры борьбы с бо­лезнью и меры предохранения животных от заражения паразитом.

— В сложнейших превращениях сосапьщика, его путешествиях от хозяина к хозяину, ярко проявились черты паразитов. Итак, каков же биологи­ческий смысл происходящего?

Переходим к изучению размножения и развития ленточных червей на при­мере бычьего цепня. (Этот вопрос учащиеся рассматривают самостоятельно, используя материал §17, стр. 50—51).

О Назовите черты приспособляемости бычьего цепня к паразитическому образу жизни. Изучите, используя материал учебника цикл развития бычьего цепня. Ответьте на вопрос: Чем развитие бычьего цепня отли­чается от развития печеночного сосальщика?

После самостоятельной работы по изучению нового материала подводятся итоги: заслушивается рассказ о бычьем цепне, его строении, приспособлен­ности к паразитическому образу жизни, цикле развития. Отвечающий ис-

Среди ленточных червей опасными паразитами человека и животных так­же являются свиной цепень, эхинококк, широкий лентец.

Установите соответствие между отдельными мерами профилактики и конкретными паразитами.

А) не есть сырое, плохо проваренное или прожаренное мясо

Б) не пить сырую воду из водоёмов, не есть щавель, дикий лук с сырых лугов

В) не есть немытые сырые фрукты и овощи

Г) защищать продукты питания от мух

Д) не грызть ногти

2) печеночный сосальщик

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПАРАЗИТЫ
А Б В Г Д

Личинки бычьего цепня находятся в мышцах животных и попадают в основного хозяина с непрожаренным мясом. Яйца аскариды попадают в организм человека с немытыми овощами и фруктами, а также их переносят на лапках мухи. Сосальщик проходит стадию развития в воде, поэтому может попасть в основного хозяина через сырую воду.

Если грызть ногти, то можно и аскаридоз заработать.

Алеся, по Вашей же ссылке - на первом месте - стоит мытье овощей и фруктов

(Как же люди заражаются аскаридой? Аскаридоз передается исключительно от больного человека к человеку. Заражение происходит при несоблюдении правил гигиены, через плохо мытые фрукты, овощи, зелень, при питье некипяченой воды. Поэтому помните, не стоит пробовать фрукты на рынке – вы не знаете, какими руками были собраны дары природы. Опасно есть немытые овощи, особенно купленные у частников, т.к. в народе бытует привычка удобрять огороды человеческими экскрементами. Старайтесь побороть привычку грызть ногти. Не забывайте беречь пищу от насекомых (тараканов, мух).

НО, в профилактике энтеробиоза (острицы) - на первом месте - НЕ ГРЫЗТЬ НОГТИ.

Яйца остриц попадают в окружающую среду от зараженного ребенка (реже от взрослого) обычно в ночное время, когда самки гельминтов выползают из анального отверстия и откладывают яйца на перианальных складках кожи, после чего погибают. На теле ребенка яйца созревают до заразной стадии за несколько часов и уже утром ребенок может заразить сам себя или окружающих его людей. С тела яйца остриц попадают на нательное и постельное белье и другие предметы окружающей среды, а в результате расчесывания перианальной области -на руки.

Для профилактики заражения энтеробиозом необходимо выполнять следующие правила:

- строго соблюдать правила личной гигиены;

- должны быть коротко острижены ногти и при каждом мытье рук подногтевые пространства тщательно очищать;

- отучать детей от привычки брать в рот пальцы, игрушки, посторонние предметы;

- ежедневно менять нательное белье;

- постельное белье ежедневно проглаживать горячим утюгом и не вытряхивать его в комнате;

- часто менять постельное белье, стирать при температуре не ниже 60С;

Острица тоже может переноситься мухами, и ее яйца тоже могут находится на немытых фруктах и овощах.

яйца аскарид могут попасть под ногти человека, когда тот чешет свою "попу" руками.

Согласны, но тем не менее есть ситуации (задания), в которых необходимо дать ответ "по учебнику". В данном случае представлены паразиты, которые имеют специфические и не специфические (общие) меры профилактики.

Здравствуйте! У Вас задание № 10418 противоречит этому, в нём написано что не пить сырую воду - можно щзаразиться аскаридой, а здесь печеночный сосальщик, а не аскарида!!

Через воду можно заразиться аскаридой, если яйца смывами попадут в водоем.

Но здесь тот же вариант, как с острицей. По вероятности заражения выбираем.

И да, лично я, тоже считаю данное задание некорректным.


ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ЧЕРВИ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМИ

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о паразитических червях; на примере печеночного сосальщика, бычьего цепня и человеческой аскариды раскрыть особенности индивидуального развития червей; познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями паразитами.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о паразитических червях; на примере печеночного сосальщика, бычьего цепня и человеческой аскариды раскрыть особенности индивидуального развития червей; познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями паразитами.

I .Организационный момент.

Давайте вспомним основные характерные черты изученных нами представителей класса Плоские и Круглые черви. Для этого попробуйте справиться с тестами:

Выберите верное утверждение.

1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.

2. Среди плоских червей есть паразитические формы.

3.Имеется полость тела.

4. Свободноживущие черви имеют органы чувств.

5.Тело плоских червей представляет собой кожно-мускульный мешок, покрытый эпителием, покрывает мышечный слой. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

6.Плоские черви раздельнополые.

7. Ленточные черви являются свободноживущими формами.

Какие органы относятся к системам?

Б. Система канальцев

B. Звездчатые клетки

Д. Выделительные отверстия Е. Кишка

Ж. Мозговые узлы (ганглии)

З. Нервные стволы

1.Гельминтология – это наука, изучающая:

A. Живые организмы

Б. Внутреннее строение животных

B. Условия окружающей среды

Г. Червей, главным образом, паразитических

2. Выделительная система плоских червей:

A. Переваривает пищу

Б. Удаляет жидкие, вредные для организма продукты жизнедеятельности

B. Удаляет твердые непереваренные остатки

Г. Переносит кислород и углекислый газ

Выберите верное утверждение

1.Плоские черви обладают двусторонней симметрией.

2. Плоские черви имеют органы чувств.

3. Размеры плоских червей изменяются от 4,5 см до 90 см

4.Уплоских червей появляется кровеносная система.

5.Пищеварительная система представлена мускулистой глоткой с ротовым отверстием и кишкой. Пищеварительная система есть у всех представителей плоских червей.

6.У ленточных червей отсутствует кишечник, питание происходит путем диффузии всей поверхностью тела.

7. Тело представляет собой кожно-мускульный мешок

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

A. Молочно-белой планарии

Б. Печеночного сосальщика

B. Бычьего цепня

1. Ведут паразитический образ жизни 2. Листовидная форма тела3. Имеют присоски, шипы, крючья 4. Свободноживущая форма 5. Регенерация 6. Тело лентовидное, поделено на членики 7. Паразитирует в кишечнике 8. Паразитирует в печени

Выберите правильный ответ

A. Рыхлая соединительная ткань

Б. Наружный слой стенки тела

B. Внутренний слой стенки тела

Г. Органы чувств

2. К паразитам относятся:

A. Белая планария

B. Свиной цепень

Г. Печеночный сосальщик

II . Актуализация знаний.

Самостоятельная работа учащихся

- Найдите по лабиринту соответствующие друг другу пары рисунков (приложение)

Взаимопроверка (устный опрос)

- Какие отношения связывают организмы? (Паразитизм)

-Что такое паразитизм?

(Взаимодействие живых организмов, при котором одни питаются живыми тканями и клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.Один организм называют паразитом, другой – хозяином.)

- Ребята, что бы вы хотели узнать о паразитических червях? (учащиеся самостоятельно формулируют вопросы)

- Какой вред наносят? Почему опасны?

- Как черви стали паразитами?

- Как защитить свой организм?

- Целью урока являются ответы на поставленные вами вопросы. На них нам поможет ответить основы науки, название которой скрыто на доске. За хорошую работу на уроке вы не только получите оценки, но и карточки с буквами, из которых в конце урока мы составим название науки, которая изучает паразитических червей и связанные с ними заболевания – инвазии.

VI . Изучение нового материала.

-Как плоские черви стали паразитами? (Ответы детей)

-Черви освоили огромные пищевые ресурсы океанического дна древней Земли. Но развитие жизни на этом не остановилось: появились и более сложные животные, потеснившие червей. Теперь их разнообразие в морях и пресноводных водоемах не так велико. Огромное большинство червей, особенно плоских, сменило водную среду обитания на паразитический образ жизни.

-Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим жизненный цикл некоторых червей.

1. Промежуточный хозяин

2. Окончательный хозяин

Корова, овца, человек

3. Пораженный орган

4. Пути заражения

Поедание непроваренной говядины

Сырая вода, немытые овощи

Самопроверка и коррекция заполненных таблиц.

-Почему паразиты опасны?

продукты неполного разложения вредны для хозяина, отравляют организм и приводят к истощению, головным болям, снижению работоспособности, памяти;

от паразитов трудно избавиться, ведь присоски и крючья не расслабляются даже после гибели;

полностью от паразитов избавиться невозможно, т.к. они способны поддерживать своё существование в природных очагах без участия человека.

-Как защитить свой организм?

- Наилучший способ защититься – знать источники заражения и всегда соблюдать гигиенические правила.

- Составим памятку, работая по таблице:

Памятка по профилактике глистных инвазий

не пить сырую воду и не брать в рот травинки;

мыть овощи и фрукты кипяченой водой;

- Несложные правила помогут избежать серьезных проблем.

Вывод: мы ответили на вопросы, которые поставили для себя в начале урока.

V . Закрепление материала.

- А теперь давайте узнаем имя человека, который вместе с учениками предложил и разработал множество способов борьбы с паразитическими червями (работа с ребусом из приложения)

Самопроверка (сравнить с правильными ответами, представленными на презентации: сосальщик, эхинококк, аскариды, яйца, стробила, острицы, финна).

-Сейчас я предлагаю выйти тем, кто заработал карточки и составим слово, означающее название науки о паразитических червях

- Молодцы, хорошо работали на уроке, были активны.

VI . Домашнее задание.

- Что нового для себя узнали на уроке?

- Что особенно удивило?

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

1. Промежуточный хозяин

2. Окончательный хозяин

3. Пораженный орган

4. Пути заражения




Краткие сведения о паразите:



Гельминтозы – группа болезней, вызываемых паразитическими червями – гельминтами. У человека зарегистрировано паразитирование свыше 250 видов гельминтов, которые относятся преимущественно к двум типам червей: круглые черви – и плоские черви. В зависимости от особенностей биологии и путей их распространения различают 3 группы гельминтов: геогельминты, биогельминты и контактные гельминты.

Наиболее распространенными являются нематодозы геогельминтозы. По официальным данным ВОЗ, в мире аскаридозом ежегодно поражается около 1,2 млрд человек, анкилостомидозами более 900 млн, трихоцефалезом до 700 млн. В.П.Сергиев (1998) считает, что в настоящее время распространенность гельминтозов среди жителей различных континентов Земли мало чем отличается от оценки ситуации, данной Ле Ришем еще в 60-х годах: на каждого жителя Африки приходится в среднем более 2 видов гельминтов, в Азии и Латинской Америке более 1 вида, в Европе поражен каждый третий житель. В нашей стране в конце 20-х годов началась научно обоснованная борьба с гельминтозами, которая привела к значительному снижению заболеваемости населения. В последние годы вновь наблюдается тенденция к увеличению пораженности некоторыми гельминтозами, прежде всего нематодозами (энтеробиозом и аскаридозом), растет число больных токсокарозом, трихинеллезом; не улучшается эпидемическая обстановка в очагах распространения гельминтозов описторхоза, дифиллоботриоза, тениидозов, эхинококкозов.

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

  1. Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
  2. Развивающая: развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.

  1. Повторение пройденного материала. Тест.
  2. Изучение нового материала:
    • основные признаки плоских червей-паразитов;
    • печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика;
    • ленточные черви; черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня;
    • приспособления к паразитизму;
    • вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
  3. Закрепление. Сравнение свободноживущих и паразитических плоских червей.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

1) Назовите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.

Пищеварительная система: _______ 3, 5, 8 _______

Выделительная система: _______1, 4 _______

Нервная система: _______6, 9, 10 _______

Половая система: _______2, 7 _______

  1. Разветвленные канальцы.
  2. Семенники.
  3. Ротовое отверстие.
  4. Звездчатые клетки.
  5. Глотка.
  6. Нервные узлы.
  7. Яичники.
  8. Кишка.
  9. Нервные стволы.
  10. Мозговые ганглии.

2) Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные:

А) Для кишечнополостных _______1, 3, 6, 7 _______

Б) Для плоских червей _______2, 4, 5, 1 _______

  1. Тело состоит из двух слоев клеток.
  2. Тело состоит из трех слоев клеток.
  3. Симметрия лучевая.
  4. Симметрия двусторонняя.
  5. Имеется кожно-мускульный мешок.
  6. Нет тканей и органов.
  7. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Б) Тест (письменно).

Выберите верные утверждения:

  1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.
  2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
  3. Среди плоских червей есть паразитические формы.
  4. Плоские черви имеют органы чувств.
  5. У плоских червей появляется кровеносная система.
  6. Плоские черви раздельнополые.
  7. В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие.
  8. Планарии – хищники.
  9. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
  10. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой.

Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.

- Кто такие паразиты? Заглянем в Интернет!

Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

Строение тела

Органы и системы органов Класс Ресничные Класс Сосальщики Класс Ленточные черви Среда обитания. Свободноживущие. Паразитируют в желчных протоках печени и желчном пузыре. Паразитируют в кишечнике человека и животных. Строение тела. Тело плоское, листовидное, 50–70 см. Представляет собой кожно-мускульный мешок, промежутки между органами заполнены паренхимой. Выделяются передний и задний концы. На переднем имеются щупальцевидные выросты. Тело плоское, листовидное, 3–5 см. Имеются присоски, крючья, шипы. Тело лентовидное, от 1 мм до 10–30 м, членистое. Имеется головка с присосками, шейка, членики. Нервная система. Представлена нервными узлами, мозговыми ганглиями, нервными стволами. Отсутствует. Отсутствует. Органы чувств. Кожные реснички, щупальцевидные выросты, светочувствительные глазки. Отсутствует. Отсутствует. Пищеварительная система. Ротовое отверстие – глотка-кишка. Остатки удаляются через ротовое отверстие. Есть кишка. Отсутствует. Выделительная система. Разветвленные канальцы, заканчивающиеся в паренхиме звездчатыми клетками. Хорошо развита. Хорошо развита. Дыхательная система. Дышат всей поверхностью тела. Отсутствует. Отсутствует. Кровеносная система. Отсутствует. Отсутствует. Отсутствует. Половая система. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Образуется огромное количество яиц.

2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.

(Рассказ ученика о цикле развития печеночного сосальщика.)

Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У

сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей – 0,3 мм–7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

Схема развития сосальщика через смену хозяев и чередование поколений

Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение. Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина – позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь.

3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.

(Рассказ ученика о цикле развития бычьего цепня.)

Класс Ленточные черви.

Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.

Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.

4) Приспособления к паразитизму.

(Устная работа.) Информация в Интернете!

  1. Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.
  2. Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.
  3. Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).
  4. Отсутствие дыхательной системы.
  5. Отсутствие нервной системы и органов чувств.
  6. Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.
  7. Стойкие антиферментные свойства.

5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

Работа в Интернете (устная работа).

Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.

Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок. Обильная глистовая инфекция может закрыть общие желчные и кишечные протоки, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.

Понос. Ряд паразитов, особенно протозойные, производят гормоноподобные вещества, ведущие к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям. Таким образом, понос при паразитической инфекции является функцией паразита, а не попыткой организма избавиться от присутствующей в нем инфекции или неправильного питания.

Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам. Проблема может усугубиться при потреблении трудно перевариваемых продуктов типа фасоли или сырых фруктов и овощей.

Гастрокишечный синдром. Паразиты могут раздражать и вызывать воспаление стенок кишечника, что ведет к целому ряду гастрокишечных симптомов и незначительному усвоению жизненно необходимых питательных и особенно жировых веществ. Такое малое усвоение ведет к твердому калу и избытку жира в кале.

Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах. Когда это происходит, человек испытывает боли, которые часто считают следствием артрита. Боли и воспаления суставов и мышц являются также результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, либо иммунной реакцией организма на их присутствие.

Аллергия. Паразиты могут раздражать, а иногда даже и пробивать оболочку кишок, что повышает риск проникновения в них крупных не переваренных молекул. Это может активизировать иммунный отклик организма в виде производства повышенных доз эозинофилов – одного из типов защитных клеток организма. Эозинофилы могут способствовать воспалению тканей организма, что приводит к аллергической реакции.

Проблемная кожа. Кишечные паразиты могут вызывать крапивницу, сыпи, экзему и другие кожные реакции аллергического характера. Язвы кожи, опухоли и болячки, папилломы и дерматиты могут быть результатом присутствия простейших микроорганизмов.

Анемия. Некоторые виды кишечных глистов присасываются к слизистой оболочке кишок и высасывают питательные вещества у хозяина. Находясь в большом количестве, они могут вызвать достаточно большую потерю крови, что приводит к недостатку железа (анемии). Анемию вызывает трихомонада и другие микропаразиты, которые питаются клетками крови. Трихомонада может питаться сперматозоидами, что вызывает импотенцию.

Гранулемы. Это опухолеобразные массы, обволакивающие разрушенные яйца паразитов. Чаще всего они образуются на стенках прямой и толстой кишки, но могут образовываться так же и в легких, печени, брюшной полости и матке.

Нервозность. Отходы обмена веществ и токсические вещества паразитов могут раздражать центральную нервную систему.

Нарушение сна. Частые пробуждения среди ночи, особенно между 2 и 3 часами ночи, тоже могут являться результатом попытки организма избавиться от токсических веществ через печень. Нарушения сна могут быть спровоцированы также ночным выходом некоторых паразитов через задний проход, что приводит к неприятным ощущениям и зуду. Одна из причин геморроя – развитие паразитов (остриц) под слизистой оболочкой прямой кишки.

Скрежетание зубами. Бруксизм – ненормальное скрежетание зубами, сжатие зубов и трение ими часто сопровождают паразитические инфекции. Эти симптомы особенно заметны у спящих детей.

Хроническая усталость. Симптомы хронической усталости включают в себя слабость, жалобы на гриппоподобные симптомы, апатию, депрессию, потерю концентрации внимания и плохую память. Эти симптомы могут быть вызваны паразитами, которые создают анемию, интоксикацию, недостаток питательных веществ в организме.

Иммунные нарушения. Паразиты ослабляют иммунную систему, понижая выделение иммуноглобулина А.

- Как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Беседа с учащимися.

III. Закрепление изученного материала.

Выберите верный ответ

1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:

А) малого прудовика;

Б) крупного и мелкого рогатого скота;

Г) волков и собак.

2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) взрослые паразиты размножаются;

В) сохраняются яйца;

Г) развиваются личинки.

3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) развиваются личинки;

В) личинки питаются;

Г) живут только самки.

4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:

А) крупный рогатый скот;

Б) малый прудовик;

В) волк или собака;

5. Личинки бычьего цепня живут:

А) в пресных водоемах;

Б) в теле свиней и овец;

В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;

Г) в кишечнике собак и кошек.

6. Паразитические плоские черви откладывают яиц:

А) во много раз больше, чем свободноживущие;

Б) столько же, сколько свободноживущие;

В) намного меньше, чем свободноживущие.

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6А.

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

А) Молочно-белой планарии _______2, 4, _______

Б) Печеночного сосальщика _______1, 2, 3, 7 _______

В) Бычьего цепня _______1, 3, 5, 6 _______

  1. Ведут паразитический образ жизни.
  2. Листовидная форма тела.
  3. Имеют присоски, шипы, крючья.
  4. Свободноживущая форма.
  5. Тело лентовидное, поделено на членики.
  6. Паразитирует в кишечнике.
  7. Паразитирует в печени.

Учебник: с. 116–121, задания 67–71 в рабочей тетради.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции