Паразиты в художественной литературе


Конкурсная работа ученика 6 класса, ставшая призером на районной конференции школьников "Юные дарования"

Скачать:

Вложение Размер
e.permyakov._slova-parazity.doc 152 КБ

Предварительный просмотр:

Секция русского языка и литературы

6 класса Пермяковым Эдуардом.

учитель русского языка и литературы

Ширямова Татьяна Николаевна.

1.Слова - паразиты и причины их употребления……………………………………………………… …………4

2. Классификация речевых паразитов………………………………………………………..…………….5

3. Слова – паразиты в художественной литературе…………………………………………………………………….6

5.Способы избавления от слов – паразитов……………………………………………….………..……………9

Список использованной литературы……………………………………………………..…………….11

Вы. это самое. того.

Когда вы говорите,

То значит, это. как его.

Ну, в общем, не тяните.

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

Этот класс слов мало изучен. В литературе нет точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.

Цель исследования : доказать, что в речи учащихся школы достаточно часто употребляются слова-паразиты и определить причины их употребления и способы борьбы с ними.

  • изучение теоретического материала о словах-паразитах,
  • наблюдения за речью учащихся и учителей на уроках и в неформальной обстановке;
  • анкетирование и устный опрос учащихся.
  • анализ полученных результатов.

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано никем до меня не было.

1. Слова-паразиты и причины их употребления

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.

Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

Проанализировав различную литературу, можно сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.

Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:

  • недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
  • намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
  • быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
  • мода на некоторые слова.

2. Классификация речевых паразитов.

Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, отмечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин.

Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.

Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.

Слова - паразиты могут быть разными частями речи.

Слова - паразиты как части речи

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Конечно, наверное, вероятно, кажется

  1. Слова – паразиты в художественной литературе

В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно.

В результате анализа диалогов участников и слов автора я пришел к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.

Много слов-паразитов в произведениях А.Чехова, Н.Гоголя и других авторов.

В анкетировании принимали участие 18 учеников 5-9 классов.

В исследовании принимали участие 18 учеников 5-9 классов.

Я сделал вывод, что в лексике людей некоторые слова-паразиты появляются в результате подражания друг другу, и если исключить пример для подражания, проблема отпадёт сама собой.

Значит, одним из способов борьбы со словами-паразитами можно назвать контроль над своей речью.

Понаблюдав за остальными ребятами в классе, и записывая слова – паразиты, которые они произносили на уроках в течение двух дней, я пришел к выводу, что слабоуспевающие учащиеся употребляют слова- паразиты гораздо чаще, чем сильные ученики.

Способы борьбы со словами-паразитами:

  • 50% учащихся ответили следить за речью;
  • 35%-читать художественную литературу;
  • 15%-затруднились ответить.

Из результатов исследования следует, что:

5.Способы избавления от слов - паразитов

• Переход на более высокий уровень обобщения (генерализация).

Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).

Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.

Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления.

Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов следует рекомендовать школьникам:

  • если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;
  • больше читать художественную литературу;
  • внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);
  • делать паузы, чтобы собраться с мыслями;
  • заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами,

В ходе данного исследования было выявлено, что 92% учеников достаточно часто употребляют слова-паразиты, 68 % школьников даже не замечают их в своей речи.

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Давайте беречь наш язык!

ученица 9 класса

Станчина Людмила Ивановна

учитель русского языка и литературы

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВ- ПАРАЗИТОВ …………….. …………………………………………..………5

1.1. Причина появления слов-паразитов……………………………………..6

1.2. Классификация речевых паразитов……………………………. 7

1.3. Слова – паразиты в художественной литературе………………………..9

1.4. Анализ некоторых слов-паразитов……………………………………. 11

1.5. Как слова-паразиты характеризуют человека …………………………14

1.6. Плюсы и минусы употребления в речи слов-паразитов……………….16

ГЛАВА II . ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ- ПАРАЗИТОВ ….…………………………………………….……….18

2.1. Результаты социологического исследования проблемы ………………………………………………………………………18

2.2. Пути решения проблемы употребления в речи слов-паразитов……. 21

Гипотеза исследования : большинство учащихся нашей школы употребляют слова-паразиты и чаще всего не замечают их в своей речи. Цель : привлечь внимание учащихся школы к своей речи

- установить, какие слова называются паразитами;

- выявить наличие в речи учащихся Кулясовского филиала МБОУ СОШ с. Р. Камешкир слов-паразитов и определить наиболее употребляемые;

- изучить литературу, Интернет-ресурсы по теме исследования;

- провести исследование употребления слов-паразитов и проанализировать собранный материал;

- выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Объект исследования : распространение и употребление слов-паразитов в речи учащихся 5-9 классов школы.

Предмет исследования : употребление слов-паразитов учащимися школы.

изучение литературы по проблеме;

анализ, сравнение и обобщение полученной информации;

наглядное представление информации в виде таблиц и диаграмм.

Практическая значимость: исследовательская работа может привлечь внимание школьников, родителей, учителей к данной проблеме. Возможно, кто-то задумается, станет контролировать свою речь. Также в данном исследовании представлены рекомендации по искоренению из речи слов-паразитов

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Однако существуют и лингвистические паразиты. Они живут особой жизнью, не обращая внимания на мнение окружающих их слов и фраз, бесцеремонно внедряясь в речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. В лингвистике они получили название слов-паразитов.

Для них характерны избыточность, несовпадение со словарным значением, повышенная частотность в тексте, интонационное выделение, сочетание с паузами, сочетание с затруднением в речи. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д.

1.2. Классификация речевых паразитов.

Слова - паразиты могут быть разными частями речи.

Частицы- ну, вот, типа, так, просто;

Вводные единицы- вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать;

Местоимения, местоименные наречия- это, это самое, как его, там;

Переход из одной части речи в другую- блин, черт;

Модальные слова- конечно, наверное, вероятно, кажется.

В их роли часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частица, местоимения, междометия (ну, вот, это, как его и др.) , служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания .Но употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в паразитический словесный материал: Э-э-э, главной, п о н и м а е т е ли, основной чертой его, т а к с к а з а т ь, характера является, з н а ч и т, э т о , его любовь, с а м и п о н и м а е т е, к людям.

О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.

1.4. Слова – паразиты в художественной литературе.

В литературном произведении автор умышленно использует слова-паразиты. Они нужны для создания речевого портрета героя. Но вместе с тем, в литературном произведении отражается речь человека, жившего в то или иное время. По речи литературного героя можно судить о речи людей того времени, в котором происходит действие произведения. А в результате анализа диалогов участников и слов автора я пришла к выводу,

что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении (ПРИЛОЖЕНИЕ1)

ТРЕТЬЯ ГРУППА. Это люди, редко прислушивающиеся к своей речи.


Данный проект помогает задуматься над тем, как мы говорим.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Дьяконовская средняя общеобразовательная школа

Урюпинского муниципального района Волгоградской области

VIII районная конференция

проектных и исследовательских

Слова-паразиты в речи учащихся и

жителей нашего села

обучающаяся 6 класса

МКОУ Дьконовской СОШ

Рузаева Мария Владимировна

Учитель русского языка и

Введение ______________________________________________________3 - 4

1. Теоретическая часть.

1. 1. Слова-паразиты и причины их употребления._____________________5-6

1. 2. Классификация речевых паразитов.______________________________7

1.3. Способы борьбы со словами паразитами в научной литературе______ 8-9

1.4. Вывод по первой главе.__________________________________________10

2. Практическая часть

2.1. .Слова – паразиты в художественной литературе.____________________11

2.2. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников ______12-15

2.3. . Исследование слов-паразитов в речи жителей нашего села ____________16-18

2. 4. Как избавиться от вредной привычки _____________________________ 19 -20

2.5. Вывод по II главе. ______________________________________________21

Заключение ______________________________________________________ 22- 23

Вы. это самое. того.

Когда вы говорите,

То значит, это. как его.

Ну, в общем, не тяните.

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

Слово – это удивительный феномен. Оно способно вызвать улыбку у самого мрачного по натуре человека и наоборот, повергнуть в уныние непобедимого, казалось бы, весельчака. Слово может возвысить, очистить душу человека, унизить, оскорбить. Из слов составляются гимны, поднимающие народы на борьбу, из слов же составляются пасквили, возводящие хулу на самые дорогие для нас истины. Сила слова безгранична, если наша речь наполнена смыслом.

Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся школы и жителей села слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.

установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются;

выяснить, что знают учащиеся школы и жители села о словах-паразитах, об их функции в речи человека;

выявить наличие в речи учащихся и жителей села слов-паразитов;

определить наиболее употребляемые слова-паразиты;

выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.

Объект исследования – речь учащихся школы и жителей села.

изучение теоретического материала о словах-паразитах,

наблюдения за речью учащихся на уроках и жителей села в неформальной обстановке;

анкетирование и устный опрос учащихся и жителей села.

Гипотеза: верно ли, что большинство школьников и взрослых употребляют в своей речи слова – паразиты по разным причинам.

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано никем до меня не было.

1. Теоретическая часть

1.1. Слова-паразиты и причины их употребления

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и др. произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.

Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов- паразитов увеличивается.

Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

В течение месяца я просматривала популярные передачи на центральных каналах телевидения, художественную литературу и отслеживала употребление в речи слов – сорняков разными людьми. В результате выяснилось, что сегодня очень прочно осели в речи такие слова: как бы, короче, на самом деле и др. Что же касается речи моих сверстников, то она перенасыщена ими.

Из наблюдений над речью учащихся 6-8 классов:

Таким образом, анализируя различные литературные источники, можно сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.

1.2. Классификация речевых паразитов

Обнаружить слова-паразиты в собственной речи очень сложно, ведь тем они и коварны, что для самого человека незаметны.


    Главная
  • Список секций
  • Русский язык и литература
  • СЛОВА – ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ




СЛОВА – ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ МОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ


І. Введение__________________________________________________3 – 4

ІІ. Основная часть____________________________________________4 – 10

Теоретическое содержание исследования

Определение термина _____________________­_________4-5

Причины употребления ______________________________5

Список литературных слов- паразитов ________________6

4)Как слова-паразиты характеризуют человека_____________6

5)Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы_________________________________________________6

6)Слова-паразиты в художественной литературе____________7

2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся

6 класса МБОУ СОШ с. Максютово ____________________7-8

3.Способы избавления от слов-паразитов __________________9

ІІІ. Заключение _____________________________________________10

Введение

По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (сорняками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен.

Объект исследования: речь учащихся 6 класса МБОУ СОШ с.Максютово

Предмет исследования: употребление слов-паразитов

Цель исследования: доказать, что учащиеся моего класса достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.

Задачи исследования:

Определить, что такое слова-паразиты;

Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов;

Методы исследования:

1.Изучение теоретического материала о словах-паразитах;

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;

4. Анализ полученных результатов

Новизна работы заключается в представлении некоторыхрекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи

II. Основная часть

1.Теоретическое содержание исследования

Определение термина

Красивая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают частицы.

2) Причины употребления

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся 6 класса, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:

Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

Мода на некоторые слова

3) Список литературных слов-паразитов


    Главная
  • Список секций
  • Русский язык и литература
  • СЛОВА-ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, УЧИТЕЛЕЙ НАШЕЙ ШКОЛЫ




СЛОВА-ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, УЧИТЕЛЕЙ НАШЕЙ ШКОЛЫ


Введение

Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся и учителей ООШ№9 слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.

1.установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются;

2.выяснить, что знают учащиеся и учителя школы словах-паразитах, об их функции в речи человека;

3.определить наиболее употребляемые слова-паразиты;

4.выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

5.дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.

Объект исследования – речь учащихся и учителей ООШ№9

Предмет исследования- слова-паразиты речи учащихся и учителей ООШ№9.

изучение теоретического материала о словах-паразитах,

наблюдения за речью учащихся на уроках и неформальной обстановке;

наблюдение за речью учителей;

устный опрос учащихся данной школы.

База исследования - речь учащихся и учителей ФМБОУ ООШ№9.

Гипотеза- слова-паразиты негативно влияют на восприятие речи собеседника.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала по данной теме. Практическая направленность: предложенные материалы можно использовать при подготовке к урокам русского языка, литературы, истории, обществознания, а также при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Глава I. Классификация слов-паразитов и причины их употребления

I.1. Слова-паразиты и причины их употребления

Литературный язык предполагает соблюдение языковых норм. Но наша речь должна быть ещё и чистой : соблюдать не только языковые нормы, но этические, нравственные.

Иногда человек хочет протянуть время, не может ответить на заданный вопрос, он произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие, выигрывая для себя время.

Бывают случаи , когда человек волнуется, забывает произносимый текст, тогда появляются слова-паразиты. Это получается как бы неосознанно.

I.2. Классификация речевых паразитов

Слова - паразиты могут быть разными частями речи.

Слова - паразиты как части речи

Группа

Слова – паразиты

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Конечно, наверное, вероятно, кажется

I.3. Способы борьбы со словами - паразитами в научной литературе

______________________________________________________________

Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация), упрощение (сокращение) текста.Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).

Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.

Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления. Появлются ненужные в данном случае жесты.

Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов рекомендуют школьникам:

- если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем

излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;

- больше читать художественную литературу;

- внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);

- делать паузы, чтобы собраться с мыслями;

- заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами.

Вывод по главе I

Проанализировав различную литературу, мы сделали вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает. Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:

1. Недостаточный словарный запас ( говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. Мода на некоторые слова.

Глава II. Слова-паразиты в литературе и в нашей речи

II.1.Слова – паразиты в художественной литературе

В результате анализа диалогов участников и слов автора мы пришли к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.

II.2.Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников

В анкетировании принимали участие ученики 5-9 классов(108человек) ООШ№9

Что подростки (100%) употребляют в своей речи слова - паразиты;

- (25%) учащихся стараются бороться со словами паразитами; (75%) не борются. (Приложение 1)

- способы борьбы со словами-паразитами: (50%) учащихся ответили следить за речью; (35%)-читать художественную литературу; (15%)-затруднились ответить. (Приложение№3)

II.2.Исследование употребления слов – паразитов в речи учителей нашей школы

Мы решили выяснить, как слова- паразиты используют в своей речи учителя нашей школы ,наблюдали на уроках за речью наших преподавателей и сделали вывод, что большинство учителей используют в своей речи слова –паразиты.

Учителя признались, что употребляют в своей речи слова-паразиты (56%), все отрицательно относятся к их употреблению в речи(100%) (Приложение 4)

К сожалению, даже признав , что в речи есть слова паразиты не все учителя стараются с ними бороться.(Приложение 6)

II.3. Как избавиться от вредной привычки?

Значит, одним из способов борьбы со словами паразитами можно назвать контроль над своей речью

Понаблюдав за остальными ребятами в классе, и записывая слова – паразиты, которые они произносили на уроках в течение двух дней, мы пришли к выводу, что слабоуспевающие учащиеся употребляют слова- паразиты гораздо чаще, чем сильные ученики .

Вывод по главе II

Заключение

Список литературы

1.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 744.

2.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007

5.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

6.Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1

7.Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.

8.Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1994. С. 14, 17.

9.Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приаргунская средняя общеобразовательная школа

п. Приаргунск, Забайкальский край.

Исследовательская работа

(Слова-паразиты в речи школьников и взрослых Приаргунья)

Палий Алена, ученица 7Б класса МБОУ Приаргунская СОШ.

Руководитель – Лаптева М.М., учитель русского языка и литературы МБОУ Приаргунская СОШ.

Аннотация

Как с этим бороться?

Цель исследования: изучение распространения слов – паразитов в речи подростков МОУ Приаргунской СОШ и их родителей.

Задачи исследования:


изучить лингвистическую литературу по теме исследования, проанализировать материал;


выявить степень распространенности слов- паразитов среди подростков, взрослых, составить

Методы исследования : изучение литературы по теме исследования, анкетирование, рейтинг, анализ, сравнение, классификация, систематизация, описательный метод.

В процессе наблюдения получены данные:

3. В речи школьников лидирующую позицию занимает слово как бы (84 %), примерно

одинаковый уровень у слов короче (73 %), но, ну (82%), типа (65 %).

4. Примечателен следующий момент: в речи учащихся 6 В класса имеет место быть слово у нас, ставшее сорняком. 70 % учащихся данного класса употребляют его в совсем не свойственном для него значении.

Российская Федерация, Забайкальский край, п. Приаргунск,

МОУ Приаргунская средняя общеобразовательная школа, 7 Б класс.

План исследования

1. Подготовительный этап (ноябрь-декабрь)
Подбор литературы.


Изучение теоретического материала.


Подготовка анкетирования.

2. Практический (первая половина января)
Проведение анкетирования.


Обработка и анализ результатов, оформление результатов в таблицы, диаграммы.

3. Обобщающий (вторая половина января)
Наработка рекомендаций.


Корректирование и оформление исследовательской работы.

2. Слова-паразиты и причины их употребления.………………….3-5

3. Классификация речевых паразитов……………..……………….5-6

4. Исследование употребления слов-паразитов в речи

современных подростков и взрослых.……….…………………6-10

6. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами………………11

7. Список использованной литературы………………..……………11

Вы. это самое. того.

Когда вы говорите, То значит, это. как его.

Ну, в общем, не тяните. Вот, между прочим, так сказать, Что мне хотелось вам сказать.

А. Шибаев

I. Введение

Слово – это удивительный феномен. Оно способно вызвать улыбку у самого мрачного по натуре человека и наоборот, повергнуть в уныние непобедимого, казалось бы, весельчака. Слово может возвысить, очистить душу человека, унизить, оскорбить. Из слов составляются гимны, поднимающие народы на борьбу, из слов же составляются пасквили, возводящие хулу на самые дорогие для нас истины. Сила слова безгранична, если наша речь наполнена смыслом.

Всем мы знаем, что встречают по одежке, а провожают по уму, но при этом обычно забываем, что выразителем нашего интеллекта, прежде всего, является наша речь. Как часто мы не задумываемся над тем, ЧТО и КАК мы говорим! А ведь от этого во многом зависит и впечатление, которое мы производим на собеседников, и их последующее отношение к нам

Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.

Известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тысяч слов, А.С. Пушкина – 21 тысяч, Н.В. Гоголя – 10 тысяч, а героини произведения И.Ильфа и Е.Петрова Эллочки-"Людоедки" всего лишь 30 слов (Хо-хо! Парниша! Блеск! Мрак! Жуть!).

Слова-паразиты – это слова-связки, прочно закрепившиеся в лексиконе человека, вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, сам человек, имеющий в своей речи слова – паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.

II. Причины употребления слов-паразитов

Почему же употребление слов данной категории так популярно? Что заставляет нас использовать так часто в своей речи?

Причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы.

1) недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное

2) намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; 3) быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; 4) мода на некоторые слова.

В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты:

вроде, типа, как бы и др. произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.

Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов- паразитов увеличивается.

Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода.

Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

В течение месяца я просматривала популярные передачи на центральных каналах телевидения и отслеживала употребление в речи сорняков известными телеведущими, популярными артистами, певцами и другими известными людьми. В результате выяснилось, что сегодня очень прочно осели в речи такие слова: как бы, короче, на самом деле и др. Что же касается речи моих сверстников, то она перенасыщена ими.

Из наблюдений над речью учащихся 6-7 классов:


Но… и народ как бы начал бунтовать, но… и это как бы люди направились но в города. (Илья К.)


Ну… это хлеба как бы не хватало, ну… осиротели ну… луга там, пашни… (Настя К.)

Таким образом, анализируя различные литературные источники, можно сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.

III. Классификация слов-паразитов.

Наблюдения за речью окружающих позволили классифицировать слова данной категории.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции