Паразитическим червям характерная огромная плодовитость

Цели урока: изучить внешнее строение и образ жизни свободноживущих и паразитических плоских червей; рассмотреть черты приспособленности к среде обитания и классификацию плоских червей; совершенствовать умения рассматривать животных на таблицах, рисунках, составлять общую характе­ристику типа, работать с учебником.

— Задумано слово. Какое?

Что еще объединяет этих животных и чем черви отличаются друг от друга

— вот вопросы, на которые нам нужно найти ответы на ближайших уроках.

IV. Изучение нового материала

Ресничные черви, или Турбеллярии (4700 видов) Сосальщики (4900 видов) Ленточные черви (3400 видов)

Самые низкоорганизованные черви — низшие турбеллярии — по многим особенностям строения и физиологии близки к кишечнополостным, а выс­шие — кольчатые черви — столь же близки к членистоногим (к ним относятся насекомые, ракообразные, пауки). Знакомство начнем с просто устроенных червей. Таковыми, как было сказано выше, являются представители плоских червей.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Вместе с учителем определяют цель и задачи этого этапа урока.

Характерные признаки червей отражены в их названиях. Какие? (Внима­ние учащихся обращается на таблицы).

• Плоские черви имеют сильно уплощенное тело.

• Ресничные черви имеют реснички, покрывающие тело.

• Ленточные черви имеют лентовидное тело.

Плоские черви, в зависимости от их образа жизни, можно поделить на две группы: свободноживущие и паразитические. Группу свобод ножи вущих об­разуют представители класса Ресничные черви, а классы Сосальщики и Лен­точные представлены только паразитическими червями. Чем же характеризуются свободноживущие и паразитические черви?

О Прослушав рассказ учителя, заполните таблицу (см. таблицу в конце

Прежде всего обращает на себя внимание действительно плоское тело. Лег­ко заметить и следующее, что через тело планарии можно провести одну вооб­ражаемую ось, которая будет делить его на две зеркально отражающие друг друга части. (Здесь учитель использует изготовленную из картона модель тела планарии; сгибая модель посередине, демонстрирует учащимся полное соот­ветствие левой половины тела правой). У животных с двусторонней симметри­ей различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока — в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих луче­вой симметрией. Двустороннюю симметрию тела имеют все активно передви­гающиеся животные. Она позволяет им двигаться прямолинейно, сохраняя равновесие, с одинаковой легкостью поворачиваться вправо и влево. На перед­нем (поступательном) конце тела двустороннне-симметричных животных рас­положены рот, органы защиты и нападения, органы чувств. Органы чувств, именно они помогают вовремя заметить других животных — и врагов, и добы­чу — и вовремя среагировать на тех и других. У ресничных червей имеется осо­бый орган равновесия, который позволяет животному ориентироваться в пространстве. Переверните ресничного червя. И он тотчас перевернется брюш­ной стороной вниз. Этим организмам присущи развитые органы обоняния (хи­мические органы) и органы восприятия света (фоторецепторы). Химические органы представлены обонятельными ямками по бокам головы, тогда как фо­торецепторы представлены глазками, расположенными на переднем крае тела. Наконец, можно отметить еще один признак свободного существования рес­ничных червей, а именно покровы их тела окрашены в различные цвета — зеле­ный, желтый, розовый, светло- и темнокоричневый, почти черный, красный,, фиолетовый, синевато-серый и др.

Ресничные черви — хищники. Они нападают на мелких животных, напри­мер, мелких рачков, и высасывают их, или даже рвут нежное тельце рачков на части, или глотают целиком. Живут они в различных средах. Известны морс­кие ресничные черви, пресноводные и наконец, почвенные.

Замечательной чертой биологии планарий надо считать оригинальную ре­акцию на наступление неблагоприятных условий — повышение температуры воды, недостаток кислорода и т.п. В подобных случаях планарии способны распадаться на куски, регенерировать при наступлении благоприятных усло­вий в целых животных с полной и типичной организацией. Этот процесс из­вестен под названием самокалечения, или автотомии. Многие формы даже в обычных условиях способны делиться на части, что можно рассматривать как особую форму размножения — фрагментацию. Опыты показали, что у плана­рии даже 1/279 часть тела сохраняет способность к восстановлению полной организации со всеми присущими планариям органами.

Подведем итоги и сформулируем выводы о признаках свободноживущих червей.

45" Водная, наземная и почвенная среды обитания.

& Двусторонняя симметрия тела.

& Наличие органов движения.

jsS Наличие органов чувств.

& Разнообразие в форме и окраске тела.

— В отличие от свободноживущих плоских червей паразитические плос­кие черви живут в различных органах животных и человека, населяя тем самым внутренние среды организмов. Нам известно, что внутренняя среда организмов — среда, характеризующаяся рядом свойств. Что это за свойства?

Эти условия и обусловливают развитие характерных признаков у парази­тических червей. Это отсутствие органов передвижения — ресничек; отсутст­вие органов чувств — зрения, слуха, органов, связанных с поиском пищи; наличие сложноустроенной оболочки (тегумента), которая предотвращает пе­реваривание паразита пищеварительными соками хозяина; наличие специ­альных органов закрепления в теле хозяина (присосок — у сосальщиков, присосок и крючочков — у ленточных). Дыхание этих животных происходит в бескислородной среде и осуществляется по типу брожения, при котором об­разуются ядовитые для хозяина кислоты: валерьяновая, масляная, янтарная.

Пищеварительная система у ленточных червей редуцирована. Питаются они путем всасывания всей поверхностью тела готовых питательных веществ из тонкого кишечника хозяина. Так питаются, например, бычий и свиной цеп­ни — представители ленточных. А печеночный сосальщик, обитая в печени, питается кровью и клетками этого органа. Он имеет рот, глотку, кишечник.

С паразитическим образом жизни связано и то, что все черви-паразиты, за очень немногим исключением, гермафродиты, т. е. обоеполые организ­мы. Оплодотворение у них внутреннее, перекрестное, т. е. две особи взаим­но оплодотворяют друг друга. Это повышает жизнеспособность потомства и обеспечивает его большее многообразие. Таким образом, паразитизм ведет к узкой специализации паразитов, а их эволюция направлена к усилению при­способлений к паразитическому образу жизни.

Черты приспособленности к среде обитания паразитических червей:

& Специальные органы закрепления — присоски, крючочки.

jss Плотный наружный покров.

jsS Сложное развитие со сменой хозяев.

jss Высокая плодовитость.

jss Дыхание в бескислородной среде.

По итогам работы на уроке заполняется таблица.

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.


Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

Контрольная работа по биологии тема: Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.
Вариант 1.
Часть 1. Выберите один правильный ответ:
1. У плоских червей симметрия тела:А) отсутствует В) двусторонняя
Б) лучевая Г) у свободноживущих двусторонняя, у паразитов – лучевая.
2. Органы, участвующие в захвате пищи и её переваривании, образуют систему:
А) нервную; Б) выделительную; В) пищеварительную; Г) половую.
3. Какой плоский червь НЕ является паразитом:
А) печеночный сосальщик; В) белая планария;
Б) бычий цепень; Г) широкий лентец.
4. Мужские половые клетки – это:
А) сперматозоиды; Б) яйцеклетки; В) семенники; Г) яичники.
5. Окончательные хозяева эхинококка:
А) коровы, яки, зебры; В) свиньи, верблюды, человек;
Б) рыбы разных видов; Г) собаки, волки, шакалы, лисицы.
6. Почему аскариды не перевариваются в кишечнике человека?
А) они отличаются огромной плодовитостью;
Б) они могут жить в бескислородной среде;
В) они быстро двигаются в направлении противоположном движению пищи;
Г) их тело покрыто оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.
7. Кровеносная система в процессе исторического развития появляется у:
А) круглых червей; В) кольчатых червей;
Б) плоских червей; Г) кишечнополостных
8. В какой тип объединяют животных, имеющих удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?
А) плоские черви; В) моллюски;
Б) круглые черви; Г) кольчатые черви.
9. Имеются доказательства происхождения кольчатых червей от:
А) кишечнополостных; В) круглых червей;
Б) плоских червей; Г) простейших.
10. Какая система органов отсутствует у ленточных червей?
А) пищеварительная; В) половая;
Б) кожно-мускульный мешок; Г) выделительная.
Часть 2. Выберите три верных ответа из предложенных.
11. Какие признаки появились у кольчатых червей по сравнению с плоскими?
А) крупные скопления нервных клеток в передней части тела
Б) замкнутая кровеносная система
В) паренхима между внутренними органами
Г) кожно-мускульный мешок
Д) полость тела, разделенная перегородками на сегменты
Е) пищеварительная, нервная, выделительная системы органов
12. Какие особенности плоских червей-паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?
А) органы прикрепления
Б) большая плодовитость
В) паренхима
Г) развитая нервная система
Д) уплощенная форма тела
Е) покровы, на которые не действует пищеварительный сок
13. Установите соответствие между признаком червей и типом, для которого он характерен.
Признак Тип
А) тело нечленистое, удлиненное, округлое в поперечном сечении
Б) имеют брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо
В) развита кровеносная система
Г) полость тела выстлана одним слоем покровных клеток
Д) мускулатура образована одним слоем продольных волокон 1. Круглые черви
2. Кольчатые черви
14. К каждой картинке подберите название червя из предложенных.

Рисунок А Рисунок Б Рисунок В Рисунок Г
1 —дождевой червь; 2 — медицинская пиявка; 3 – бычий цепень; 4 – аскарида
15. Выпишите буквы с правильными утверждениями
А) У плоских червей впервые появляется кровеносная система
Б) Паразитическим червям характерная огромная плодовитость
В) Белая планария обитает в кишечнике человека
Г) У дождевого червя нет анального отверстия
Д) Печеночный сосальщик может попасть в организм при проглатывании воды из пресного водоема.
16. Прочитайте текст, вставьте в текст пропущенные слова. Текст переписывать не нужно, запишите только необходимые слова через запятую.
Свободноживущие плоские черви как двусторонние симметричные животные ведут __________ образ жизни. У них есть _______________ и задний концы тела. На ___________ конце расположены_________________, _____________________, органы защиты или нападения.
17. Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
Какие меры профилактики необходимы для того, чтобы исключить заражение личинками печеночного сосальщика?
Контрольная работа по биологии тема: Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.


Контрольная работа по биологии тема:

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.

Вариант 1.

Часть 1. Выберите один правильный ответ:

1. У плоских червей симметрия тела:

2. Органы, участвующие в захвате пищи и её переваривании, образуют систему:

3. Какой плоский червь НЕ является паразитом:

В) белая планария;

4. Мужские половые клетки – это:

А) сперматозоиды;

5. Окончательные хозяева эхинококка:

Г) собаки, волки, шакалы, лисицы.

6. Почему аскариды не перевариваются в кишечнике человека?

Г) их тело покрыто оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

7. Кровеносная система в процессе исторического развития появляется у:

В) кольчатых червей;

8. В какой тип объединяют животных, имеющих удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

Г) кольчатые черви.

9. Имеются доказательства происхождения кольчатых червей от:

Б) плоских червей;

10. Какая система органов отсутствует у ленточных червей?

Часть 2. Выберите три верных ответа из предложенных.

11. Какие признаки появились у кольчатых червей по сравнению с плоскими?

А) крупные скопления нервных клеток в передней части тела

Б) замкнутая кровеносная система

Д) полость тела, разделенная перегородками на сегменты

12. Какие особенности плоских червей-паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?

А) органы прикрепления

Б) большая плодовитость

Е) покровы, на которые не действует пищеварительный сок

13. Установите соответствие между признаком червей и типом, для которого он характерен.

2. Кольчатые черви

Б) имеют брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо

В) развита кровеносная система

Г) полость тела выстлана одним слоем покровных клеток

1. Круглые черви

А) тело нечленистое, удлиненное, округлое в поперечном сечении

Д) мускулатура образована одним слоем продольных волокон

14. К каждой картинке подберите название червя из предложенных.

15. Выпишите буквы с правильными утверждениями

Б) Паразитическим червям характерная огромная плодовитость

Д) Печеночный сосальщик может попасть в организм при проглатывании воды из пресного водоема.

16. Прочитайте текст, вставьте в текст пропущенные слова. Текст переписывать не нужно, запишите только необходимые слова через запятую.

Свободноживущие плоские черви как двусторонние симметричные животные ведут ПОДВИЖНЫЙ образ жизни.

У них есть ПЕРЕДНИЙ и задний концы тела. На ПЕРЕДНЕМ конце расположены РОТ, ОРГАНЫ ЧУВСТВ органы защиты или нападения.

17. Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

Какие меры профилактики необходимы для того, чтобы исключить заражение личинками печеночного сосальщика?

  • не пить сырую воду
  • покупать мясо в местах, где есть санитарный контроль
  • мясо хорошо проваривать или прожаривать
  • не есть сырое мясо
  • регулярно проводить осмотры и анализы у крупного рогатого скота
  • регулярно проходить осмотры и сдавать анализы на яйца глистов самому

1. В приведенном списке организмов подчеркните те, которые от­носятся к типу Плоские черви:

аскарида человеческая, дождевой червь, печеночный сосальщик , бычий цепень , планария молочная .

2. Среди плоских червей есть:

только свободноживущие, только паразитические, свободноживущие и паразитические формы (нужное подчеркните).

3. Дополните предложения.

Кожно-мускульный мешок планарий состоит из эпителия и мышц трех видов: кольцевых, продольных, косых.

Впервые у плоских червей появилась билатеральная сим­метрия тела.

Пространство между кожно-мускульным мешком и внутренни­ми органами заполнено паренхимой .

Выделительная система плоских червей протонефридиального типа.

4. Распределите представителей типа Плоские черви по классам.

А. Ресничные черви
Б. Сосальщики
В. Ленточные черви
  1. Бычий цепень
  2. Белая планария
  3. Свиной цепень
  4. Печёночный сосальщик
  5. Морская планария

А — 2, 5
Б — 4
В — 1, 3

5. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения стадий развития печеночного сосальщика.


Цикл развития печеночного сосальщика

  1. циста
  2. взрослый червь
  3. яйцо
  4. личинка
  5. личинка в прудовике
  6. подвижная личинка

6. Отметьте признаки, характерные для всех видов плоских червей: планарии, печеночного сосальщика, бычьего цепня.

А. Плоские черви
Б. Планарии
В. Печёночный сосальщик
Г. Бычий цепень
  1. Свободный образ жизни
  2. Паразитирует в кишечнике человека
  3. На голове имеется четыре присоски
  4. Тело листовидной формы
  5. Покровы снабжены многочисленны­ми ресничками
  6. Двусторонне-симметричные жи­вотные
  7. Есть брюшная и околоротовая при­соски
  8. В теле различают головку, шейку, членики
  9. Есть пищеварительная система

А — 6
Б — 4, 1, 5, 9
В — 7, 9
Г — 8, 3, 2

7. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения отдельных стадий в цикле развития бычьего цепня. Стрелками укажите последова­тельность стадий.

  1. личинка
  2. финна
  3. яйца
  4. взрослый червь

Цикл развития бычьего цепня


8. Для плоских паразитических червей характерны две особенности: смена хозяев и чередование поколений, заключающееся в том, что происходит размножение не только взрослых форм, но и ли­чинок. Как можно объяснить появление таких приспособлений, выработанных в процессе эволюции, у этих организмов?

Такое приспособление появилось для увеличения плодовитости, что необходимо в связи со сложным циклом развития.

Все системы просто устарели, но нет кровной и дыхательной системы.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Кожный покров планарии образован:

  • а) одним слоем покровных клеток, несущих реснички;
  • б) слоем покровных клеток, не имеющих ресничек;
  • в) несколькими слоями покровных клеток;
  • г) двуслойной кожей.

2. Какие слои мышц расположены под кожными покровами белой планарии?

  • а) Кольцевые, продольные, косые;
  • б) только продольные;
  • в) кольцевые, продольные;
  • г) только кольцевые.

3. Переваривание пищи у планарии происходит в:

  • а) глотке;
  • б) слепозамкнутом сильно разветвленном кишечнике;
  • в) печени;
  • г) а + б.

4. Пищеварение у белой планарии:

  • а) полостное;
  • б) внутриклеточное;
  • в) полостное и внутриклеточное;
  • г) внеполостное и внутриклеточное.

5. Органами выделения у белой планарии являются:

  • а) протонефридии;
  • б) метанефридии;
  • в) почки;
  • г) мальпигиевы сосуды.

6. Печеночный сосальщик может заразить нового хозяина только в том случае, если:

  • а) яйца попадут в воду;
  • б) в водоеме будет обитать малый прудовик;
  • в) покоящиеся личинки будут проглочены новым хозяином;
  • г) а + б + в.

7. Основной хозяин — это организм:

  • а) в котором обитает личиночная стадия паразита или проис­ходит его бесполое размножение;
  • б) в котором паразит достигает половой зрелости или происходит его половое размножение;
  • в) в котором происходит большая часть цикла развития паразита;
  • г) которому паразит приносит наибольший вред.

8. Основным хозяином бычьего цепня может(-гут) быть:

9. Травинки из прибрежных зон водоемов нельзя брать в рот по­тому, что на них могут быть:

  • а) возбудители малярии;
  • б) яйца остриц;
  • в) неподвижные личинки печеночного сосальщика;
  • г) финны бычьего цепня.

10. Приспособлением плоских червей к паразитическому образу жизни является(-ются):

  • а) большая плодовитость;
  • б) смена хозяев;
  • в) наличие специальных органов прикрепления (присосок, крючков);
  • г) анаэробное дыхание;
  • д) а + б + в + г.

11. Отметьте признак, не характерный для представителей типа Плоские черви:

  • а) обособление головного отдела тела;
  • б) возникновение двусторонней симметрии тела;
  • в) наличие опорно-двигательной, пищеварительной, выдели­тельной, нервной и
  • половой систем органов;
  • г) появление мышечной, соединительной и нервной тканей;
  • д) гермафродитизм;
  • е) высокая регенерационная способность;
  • ж) раздельнополость.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции