Отсутствие органов пищеварения у ленточных червей редукция пальцев у лошади


Задания подобраны из открытого банка заданий ФИПИ

Скачать:

Вложение Размер
ege_formy_dostizheniya_biologicheskogo_progressa.ppt 276.5 КБ

Подписи к слайдам:

ЕГЭ формы достижения биологического прогресса.

Какие признаки называют конвергентными? 1) возникшие у неродственных видов в сходных условиях 2) имеющие общность происхождения 3) возникающие у особей внутри популяции 4) сходные у близкородственных организмов

Гомологичными называют органы, которые развиваются 1) из одинаковых эмбриональных зачатков 2) из образовательной ткани 3) под влиянием аллельных генов 4) в сходных условиях среды обитания

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) развитие жаберного дыхания у рыб и раков Б) обтекаемая форма тела у рыб и китов В) окраска шерсти у серой и чёрной крыс Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц Д) наличие крыльев у птиц и бабочек 1) дивергенция 2) конвергенция

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие. ВИД НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) одуванчик обыкновенный Б) домовая мышь В) латимерия Г) лотос ореховидный Д) австралийская ехидна Е) заяц русак 1) биологический прогресс 2) биологический регресс

Отсутствие органов чувств у паразитических плоских червей по сравнению со свободноживущими – результат их развития по пути 1) ароморфоза 2) общей дегенерации 3) идиоадаптации 4) конвергенции

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) сходное расположение глаз у лягушки, крокодила, бегемота Б) обтекаемая форма тела синего кита и тигровой акулы В) окраска шерсти белого и чёрного медведей Г) разная форма клюва у галапагосских вьюрков Д) наличие крыльев у летучей мыши и птицы 1) дивергенция 2) конвергенция

Голосеменные растения вытеснили древних папоротникообразных благодаря ароморфозу− образованию у них 1) плодов 2) цветков 3) корней 4) семян

Установите соответствие между ароморфозом и классом животных, у которых он впервые появляется в ходе эволюции. АРОМОРФОЗ КЛАСС ЖИВОТНЫХ А) возникновение зародышевых оболочек Б) появление шерстного покрова В) внутреннее оплодотворение Г) возникновение лёгочных пузырьков Д) появление четырёхкамерного сердца 1) Пресмыкающиеся 2) Млекопитающие

АРОМОРФОЗ КЛАСС ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ А) два круга кровообращения Б) диафрагма В) альвеолярное дыхание Г) трёхкамерное сердце Д) рычажные конечности Е) развитие эмбриона в матке 1) Земноводные 2) Млекопитающие

По пути общей дегенерации и идиоадаптации происходила эволюция 1) плоских ресничных червей 2) плоских ленточных червей 3) свободноживущих круглых червей 4) кольчатых малощетинковых червей

Установите соответствие между примером животного и типом приспособления, которое для него характерно. ПРИМЕР ЖИВОТНОГО ТИП ПРИСПОСОБЛЕНИЯ А) морской конёк-тряпичник Б) осовидная муха В) насекомое палочник Г) бабочка шмелевидка Д) гусеница бабочки берёзовой пяденицы Е) муха пчеловидка 1) маскировка 2) мимикрия

Установите соответствие между примером приспособления и его значением в жизни животных. ПРИМЕР ЗНАЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ А) изменение окраски тела Б) наличие стрекательных клеток В) способность впадать в спячку Г) мигрирование в поисках пищи Д) сезонное изменение густоты шерсти Е) наличие игл на спине 1) защита от врагов 2) перенесение неблагоприятных условий

Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса, который иллюстрирует это направление. ПРИМЕР ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) лёгочное дыхание у земноводных Б) семена у голосеменных растений В) длинная шея у жирафа Г) корни-прицепки у плюща Д) усики у гороха Е) половое размножение у растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира, который этот путь иллюстрирует. ПРИМЕР ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ А) отсутствие органов пищеварения у ленточных червей Б) редукция пальцев у лошади В) отсутствие органов зрения у бычьего цепня Г) отсутствие конечностей у змей Д) редукция хорды у взрослой формы асцидии Е) редукция органов зрения у кротов 1) общая дегенерация 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется этим примером. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) плавательные перепонки между пальцами у утки-кряквы Б) развитие волосяного опушения на нижней стороне листа мать-и-мачехи В) молочные железы у млекопитающих Г) мягкий короткий шерстный покров у крота Д) два круга кровообращения у земноводных Е) дифференциация слоевища растений на лист, стебель, корень 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса. ПРИМЕРЫ ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) возникновение приспособлений у придонных рыб к среде обитания Б) появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся В) живорождение и вскармливание потомства молоком у млекопитающих Г) появление нервной системы сетчатого типа у кишечнополостных Д) формирование многообразных видов клювов у вьюрков Е) преобразование передних конечностей в ласты у китообразных 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется данным примером. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) наличие короткого клюва с широким ртом у ласточек и стрижей Б) возникновение многоклеточности у организмов В) появление у организмов полового процесса Г) наличие хорды у бесчерепных Д) образование зелёной окраски у лесного клопа Е) наличие хорошо развитой механической ткани в листьях подорожника 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между признаком и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрирует этот пример. ПРИЗНАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) исчезновение некоторых органов у животных, ведущих сидячий образ жизни Б) длинные тычиночные нити у цветков ржи В) утрата органов пищеварения у цепней Г) редукция нервной системы у рака-паразита саккулины Д) созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника Е) предостерегающая окраска у божьей коровки 1) идиоадаптация 2) общая дегенерация

Отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей – пример 1) биологического регресса 2) общей дегенерации 3) биологического прогресса 4) ароморфоза

Установите соответствие между признаком пресмыкающихся и эволюционным процессом, в результате которого этот признак сформировался. ПРИЗНАК ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС А) неполная перегородка в желудочке сердца Б) покровительственная окраска тела В) яйца с яйцевыми оболочками Г) сухая кожа без желёз Д) ласты у морских черепах Е) редукция конечностей у змей 1 ) ароморфоз 2) идиоадаптация

Из указанного перечня выберите пример морфофизиологического прогресса. 1) наличие волосяного покрова у млекопитающих 2) образование плавательных перепонок у озёрной лягушки 3) разнообразие видов вьюрков на Галапагосских островах 4) наличие воскового налёта на листьях клюквы

Установите соответствие между признаком и путём эволюции, в результате которого он возник. ПРИЗНАК ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ А) приспособления к перекрёстному опылению у покрытосеменных растений Б) различия в строении ротового аппарата у насекомых В) появление семени у голосеменных растений Г) образование зоба у некоторых видов птиц Д) возникновение полового процесса Е) возникновение проводящей ткани у растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и путём биологического прогресса, который иллюстрирует этот пример. ПРИМЕР ПУТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) переход от размножения спорами к размножению семенами Б) возникновение укороченного видоизменённого побега – цветка В) образование многообразных приспособлений к опылению у покрытосеменных Г) формирование тканей и органов у моховидных Д) появление многообразия сочных и сухих плодов у цветковых Е) преобразование листьев в ловчий аппарат у насекомоядных растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрирует этот пример. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) альвеолярные лёгкие у млекопитающих Б) уменьшение количества пальцев у лошадей В) большое количество мелких цветков в соцветии одуванчика Г) двойное оплодотворение у цветковых растений Д) восковой налёт на хвоинках у голосеменных Е) узкие длинные крылья у ласточек и стрижей 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Установите соответствие между приспособленностью организмов к среде обитания и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС А) ласты кита и роющие конечности крота Б) крылья птицы и крылья бабочки В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы Г) разные формы клюва у вьюрков Д) крылья летучей мыши и крылья совы 1) дивергенция 2) конвергенция

Элементарной единицей эволюции считают 1) популяцию 2) семейство 3) вид 4) организм

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Ароморфоз - направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных. 1) возникновение двусторонней симметрии тела 2) появление многоклеточности 3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином 4) расчленение тела на множество сегментов

Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.

Выберите признак, характеризующий виды-двойники. 1) не обладают морфологическим сходством 2) могут скрещиваться между собой 3) репродуктивно изолированы друг от друга 4) формируют на общей территории одну популяцию

Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам? 1) листья-иголки у хвойных 2) млечные железы у млекопитающих 3) корнеплоды у свёклы 4) половое размножение 5) ткани у растений 6) стебель соломина у злаков

Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует 1) дрейфу генов 2) проявлению мутаций 3) приспособленности видов 4) фенотипической однородности популяций

К чему привели идиоадаптации в классе Птицы? 1) общему подъёму организации 2) увеличению числа популяций и видов 3) широкому распространению 4) упрощению организации 5) возникновению частных приспособлений к условиям среды 6) понижению плодовитости

Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела. ЖИВОТНОЕ ТИП ОКРАСКИ А) медоносная пчела Б) речной окунь В) божья коровка Г) колорадский жук Д) белая куропатка Е) заяц-беляк 1) покровительственная 2) предупреждающая

Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных. 1) возникновение лёгких 2) образование головного и спинного мозга 3) образование хорды 4) возникновение четырёхкамерного сердца

Покровительственная окраска и форма тела животных сформировались в процессе 1) онтогенеза 2) изоляции 3) миграции 4) эволюции

Мимикрия – это результат 1) усложнения развития организмов 2) приспособления к паразитическому образу жизни 3) отбора сходных мутаций у различных видов 4) повышения уровня организации живого

Разнообразие формы листьев у разных растений возникло в результате 1) модификационной изменчивости 2) действия антропогенных факторов 3) действия движущих сил эволюции 4) проявления законов наследственности

Приспособленность растений к опылению насекомыми – это 1) мутационная изменчивость 2) модификационная изменчивость 3) направление эволюции 4) результат эволюции

Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам? 1) сильное развитие половой системы у паразитических червей 2) появление кровеносной системы у кольчатых червей 3) возникновение теплокровности у млекопитающих 4) расположение пальцев у дятлов – два вперед и два назад 5) развитие сосущего ротового аппарата у насекомых 6) появление четырёхкамерного сердца у птиц

Верны ли следующие суждения о направлениях эволюции? А. Упрощение в строении животных, связанные с паразитическим образом жизни, относят к биологическому регрессу. Б. Возникновение класса Насекомые, сопровождавшееся повышением общего уровня их организации, – пример ароморфоза. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) число горбов у одногорбого и двугорбого верблюдов Б) ласты пингвина и тюленя В) длинные задние конечности страуса и кенгуру Г) окраска шерстного покрова зайца-беляка и зайца-русака Д) копательные конечности у крота и насекомого медведки 1) дивергенция 2) конвергенция

Мухи-пчеловидки внешним видом похожи на пчёл. Какую форму приспособления иллюстрирует данный пример? 1) маскировку 2) мимикрию 3) сезонную окраску 4) расчленяющую окраску

Появление тёмноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей берёзовой пяденицы в результате наследственной изменчивости называют 1) подражательным сходством 2) предупредительной окраской 3) индустриальным меланизмом 4) мимикрией

Выберите пример ароморфоза. 1) появление корневой системы у древних папоротников 2) формирование разнообразных листьев у растений 3) формирование различий в строении цветков у растений 4) образование нектарников в цветках

Результатом эволюции является 1) изоляция 2) борьба за существование 3) естественный отбор 4) приспособленность организмов

Какие функции выполняют органы крота и медведки, обозначенные на рисунке буквами А и Б? Как называют такие органы и какой эволюционный процесс обусловил их появление? Ответ поясните.

Короткие крылья или их отсутствие у насекомых, обитающих на островах с сильными ветрами, – пример 1) общей дегенерации 2) идиоадаптации 3) биологического регресса 4) конвергенции

Почему популяцию считают элементарной единицей эволюции? 1) особи связаны пищевыми цепями и сетями питания 2) она состоит из отдельных взаимодействующих особей 3) это наименьшая единица вида, изменяющаяся во времени 4) в ней происходит круговорот веществ и преобразование энергии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по общей биологии в рамках компетентно- ориентированных технологий( кейс -метод) в 10 классепо теме " Биологический прогресс и пути его достижения" позволит педагогу найти индивидуальный.

Это биологический диктант для повторения темы "Кровь, Кровообращение".

Насекомые -самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой частью экосистем суши и пресных вод. Каковы же причины .

используется на предметной неделе.

Фрагменты нестандартных форм работ на уроках природоведения, географии, биологии и русского языка.

Вопросы взяты из открытого банка заданий ЕГЭ по биологии 2014 г.

Урок биологии 11 класс "Пути достижения биологического прогресса".

Разделы: Биология

Класс: 11

Цель урока: Активизация познавательной активности учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса по основным понятиям темы: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация.

Развивающие:

  • продолжить развитие умений правильно определять направления и пути эволюции;
  • определять гомологичные и аналогичные органы;
  • продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и направлениями и результатами эволюции.

Воспитательные:

  • формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.

Тип урока: обобщающий.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (рассуждение, беседа);
  • практические (работа с тестами, рисунками, текстами, таблицами, карточками);
  • репродуктивные (воспроизведение полученных знаний);
  • частично-поисковые (установление причинно-следственных связей)

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная беседа;
  • наглядные;
  • работа в группах;
  • практические;
  • словесные.

Оборудование:

  • карточки с заданиями
  • проектор
  • презентация

Структура урока

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы работаем группами, на столах у каждой группы находится кейсы с заданиями к уроку, лист самоконтроля. Выберите, пожалуйста, куратора своей группы, который будет заполнять лист самоконтроля.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску, на ней размещены понятия, о которых пойдёт сегодня речь. Весь урок вы будете работать с тем запасом знаний, который вы получили при изучении данной темы.

С какой темой связаны данные понятия? (Макроэволюция)

Как вы думаете, какие основные задачи нашего урока (учащиеся высказывают своё мнение)

Вами будут выполнены различные задания, а оценка будет выведена по результатам всего урока. Будьте внимательны к каждому моменту урока, это вам поможет при подготовке к контрольной работе и решению материалом ЕГЭ.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Аристотеля:

Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?

1. Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию.

(Биологический прогресс)

Дайте характеристику биологическому прогрессу?

  • высокая численность
  • широкий ареал
  • большое количество подчиненных групп

Вывод: биологический прогресс - это результат успеха в борьбе за существование.

2. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах

(Биологический регресс)

Дайте характеристику биологического регресса?

  • уменьшение численности.
  • сокращение ареала.
  • снижение числа систематических групп более низкого ранга.

Вывод: биологический регресс - отсутствие необходимого уровня приспособленности.

3. Чем опасен биологический регресс? (Приводит к вымиранию живых организмов)

4. Может ли деятельность человека способствовать биологическому регрессу? Какие примеры вы можете привести?

Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаётся Красная книга, охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие — (1) биологический прогресс либо (2) биологический регресс:
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный

2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп — (1) Биологический прогресс либо (2) Биологический регресс — и их признаками.
А) Многообразие видов.
Б) Ограниченный ареал.
В) Небольшое число видов.
Г) Широкие экологические адаптации.
Д) Широкий ареал.
Е) Уменьшение числа популяций.

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биологический прогресс характеризуется
1) увеличением количества популяций и подвидов
2) повышением приспособленности к условиям среды
3) сужением ареалов
4) увеличением числа особей
5) редукцией органов
6) популяционными волнами

4.


5. Задание 5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.

Задание 6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.

Проверка выполнения заданий

Мы повторили направления эволюционного процесса. Какими путями достигается биологический прогресс. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо разгадать кроссворд.

А. редукция органов зрения у крота

Б. наличие присосок у сосальщика

В. возникновение теплокровности

Г. возникновение четырехкамерного сердца

Д. утрата пищеварительной системы цепнем

Е. уплощенное тело камбалы

2.Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:

Примеры

Пути эволюции

1) ячеистые легкие у рептилий

2) голый хвост у бобра

3) отсутствие корней у повилики

В) Общая дегенерация

4) молочные железы у млекопитающих

5) отсутствие кровеносной системы у цепней

6) отсутствие потовых желез у собак


1. Укажите признаки общей дегенерации у животных
1) общий подъем организации
2) снижение интенсивности жизнедеятельности
3) понижение уровня организации
4) исчезновение органов пищеварения при паразитизме
5) приспособления частного характера
6) упрощение нервной системы в связи с сидячим образом жизни

2. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы? 1) общему подъёму организации
2) увеличению числа популяций и видов
3) широкому распространению
4) упрощению организации
5) возникновению частных приспособлений к условиям среды
6) понижению плодовитости

3. К ароморфозам относят:
1) образование клубней у картофеля
2) появление семян у голосеменных
3) появление обтекаемой формы тела у дельфина
4) появление тканей и органов у растений
5) появление цветка у покрытосеменных
6) образование прицепок у плода череды

1. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений.
1) фотосинтез
2) образование семян
3) появление вегетативных органов
4) возникновение цветка и плода
5) возникновение многоклеточности

2. Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы.
1) образование диффузной нервной системы
2) развитие коры мозга
3) возникновение переднего мозга
4) стволовая нервная система
5) узловая нервная система

3. Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:
1) Специализация тканей и органов
2) Появление многоклеточности
3) Внутриутробное развитие зародыша
4) Двусторонняя симметрия тела
5) Внутреннее оплодотворение
6) Теплокровность

1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Самый многочисленный класс беспозвоночных животных — Насекомые. (2)В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3)У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4)Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5)Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6)Продолжительность жизни на взрослой стадии развития у насекомых колеблется от нескольких часов до нескольких десятков лет.

3. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы

(1) Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2) Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3) Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4) У земноводных сформировались приспособления к жизни в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5) Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6) У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. (1) Большой вклад в исследование макроэволюции внес А.Н.Северцов, он сформулировал понятие биологического прогресса, регресса, установил основные направления и пути эволюции. (2) Биологический прогресс – эволюционный успех в развитии систематической группы, приводящий к увеличению числа входящих в нее видов, расширению их ареалов, повышению численности особей, совершенствованию приспособленности. (3) Биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и регрессом. (4) Идиоадаптации – это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации. (5) Общая дегенерация – это упрощение организации организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов. (6) Примером общей дегенерации может служить утрата пищеварительной системы бычьим цепнем, редукция конечностей у гадюки

Пояснение

3. Биологический прогресс достигается: ароморфозом, идиоадаптацией, общей дегенерацией.
5. Идиоадаптация - это частные приспособления к условиям среды.
6. Редукция конечностей у гадюки - это идиоадаптация.

2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

Пояснение

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения.

2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы.

5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.

3. Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров.


Пояснение

1) Идиоадаптация - одно из главных направлений эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.

2) Возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.

3) Пример идиоадаптации:

  • это формирование разнообразной формы тела у рыб;
  • приспособление цветка к опылению пчелами, или ветром;
  • появление ластообразной конечности у китов.

Мы повторили пути биологического прогресса, каковы же причины биологического регресса? (Абиотические факторы, деятельность человека)

Вывод: Биологический прогресс и пути его достижения способствуют процветанию вида, биологический регресс приводит к сокращению биологического разнообразия и нарушению равновесия в природе.

  1. Из чего складывается весь процесс эволюции?
  2. Что является главной движущей силой эволюционного процесса?
  3. Можно ли запрограммировать естественный отбор?
  4. Можно ли запрограммировать эволюционный процесс?

Вывод: эволюция незапрограммированный процесс, она достигается процессами микроэволюции и макроэволюции, в основе которых действуют одни и те же механизмы: изменчивость борьба за существование, естественный отбор и главный результат этих процессов увеличение живых организмов и их усложнение.

Кураторы команд сдают листы самоконтроля учителю, на основании которых выставляются оценки за урок.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (помещают туда разноцветные стикеры)

  • На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
  • Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
  • Мясорубка – информацию переработаю.
  • Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

6. Домашнее задание

  1. Повторить все понятия данной темы, подготовиться к контрольной работе.
  2. Творческое задание. Найти в дополнительной литературе примеры животных территории Советского района находящихся в состоянии биологического регресса.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции

1. Признак животного