Острица приспособление к среде обитания


Острицы - один из наиболее распространенных кишечных гельминтов.

Острицы - это крошечные паразитические нематоды (2-14 мм), которые живут в кишечнике и откладывают яйца на коже вокруг заднего прохода.

Заболевание чаще всего встречается у детей в возрасте от 5 до 10 лет.

Человек заражается при заглатывании яиц гельминта.

В кишечнике из яиц выходят личинки, которые паразитируют в нижних отделах тонкого, а в толстом кишечнике превращаются во взрослую особь.



В ночное время зрелая самка выходит из заднего прохода и откладывает яйца на коже в складки кожи вокруг заднего прохода, промежности, ягодицах откладывает яйца (от 2 до 15 тыс.).

Если зараженный человек касается предметов домашнего обихода, таких как постельное белье, одежда, сиденье унитаза или игрушки, яйца переносятся на эти предметы.

Яйца также могут переноситься с загрязненных пальцев непосредственно на продукты питания.

Хотя это и редкость, взрослые также могут вдыхать находящиеся в воздухе яйца при встряхивании загрязненного постельного белья, полотенец или одежды.

Возбудитель энтеробиоза устойчив к различным дезинфицирующим средствам. На игрушках, постельных принадлежностях, ковровых покрытиях и других предметах обихода возбудитель энтеробиоза сохраняет жизнеспособность до 21 дня, на объектах окружающей среды - в верхних слоях почвы игровых площадок, песка из песочниц - до 14 дней, в водопроводной и сточной водах - до 7 дней. Устойчивость яиц остриц во внешней среде увеличивается по мере их созревания. При температуре плюс 22-28°С и снижении влажности до 60% яйца остриц сохраняют жизнеспособность до 8 дней.

Кто подвержен риску заражения энтеробиозом?



Острицы поражают людей всех возрастов, энтеробиоз распространен повсеместно.

Наиболее восприимчивы к заражению:

  • дети, посещающие организованные учреждения (особенно детские сады, лагеря)
  • члены семьи или лица, ухаживающие за инфицированными
  • люди, проживающие в общественных учреждениях, таких как общежития
  • люди, не соблюдающие правила личной гигиены, а именно регулярное и тщательное мытье рук перед едой
  • дети, которые имеют привычку сосать пальцы, грызть ногти

Можно ли заразиться острицами от домашних питомцев?

Нет, единственный источник инфекции – человек.

  • Зуд, расчесы, сопровождающие выползание остриц на кожу
  • Расчесывание кожных покровов провоцирует распространение яиц остриц и повторное самозаражение, вследствие которого заболевание может продолжаться длительное время. Яйца могут выжить в течение нескольких часов на руках, под ногтями.
  • Аллергическая реакция, сыпь
  • Раздражение, плаксивость, беспокойный сон
  • Наличие остриц в кале

Некоторые люди с энтеробиозом могут не испытывать никаких симптомов.

Опасность энтеробиоза заключается в том, что острицы, паразитирующие в кишечнике человека, вырабатывают токсины – продукты жизнедеятельности, вызывающие интоксикацию организма. Острицы, паразитируя на слизистой, травмируют ее, что может привести к присоединению вторичной грибковой или бактериальной инфекции

Диагноз ставится на основании лабораторного исследования.

Лечение назначает врач.

Детей, инвазированных острицами, являющихся источниками распространения энтеробиоза, не допускают в дошкольные образовательные учреждения на период лечения и проведения контрольного лабораторного обследования.

Помимо выполнения рекомендаций врача необходимо провести профилактику распространения инфекции и риска повторного самозаражения.

Мытье рук с мылом и теплой водой после посещения туалета, смены подгузников и перед едой - самый эффективный способ предотвращения заражения острицами.



Родителям рекомендовано следить за тем, чтобы дети не грызли ногти.

Соблюдайте правила личной гигиены и меняйте ежедневно нательное белье.

Зараженные люди не должны совместно купаться с другими людьми.

Инфицированные должны избегать принятие ванн. Душ принимать необходимо каждое утро.

Профилактика энтеробиоза включает комплекс мероприятий:

  • выявление больных (паразитоносителей) энтеробиозом
  • лечение выявленных инвазированных лиц и профилактика лиц, находившихся в контакте с инвазированными
  • мониторинг циркуляции возбудителя энтеробиоза в группах повышенного риска заражения

В очаге инфекции проводится дезинвазия:






































Описание презентации по отдельным слайдам:

Наземно-воздушная Обилие воздуха Много света Большие колебания температуры Большие колебания влажности

Водная среда Мало света Мало кислорода Нет резких перепадов температуры Наличие минеральных солей

Почвенная Нет света Мало кислорода Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток

Какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? вши глисты блохи

Тема урока: Организменная среда обитания

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которой обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма.

Характеристика организменной среды обитания 1. Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ. 2. Обилие пищи. 3. Защита от внешних врагов. 4.Защищённость от неблагоприятных внешних факторов. 5. Активное сопротивление организма хозяина.

Обитатели Организмы-паразиты животные растения Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища Кто? Кто? Кто?

Организмы-паразиты растения животные Кто? Кто? Как они приспособились к жизни в данной среде обитания?

Организмы-паразиты внешние паразиты внутренние паразиты животные

Паразитические круглые черви Аскарида Острицы

Приспособления к паразитическому образу жизни: - Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки - Изменяется и упрощается форма тела Высокая плодовитость Отсутствуют органы передвижения и органы чувств

Паразитические ленточные черви

Паразитические ленточные черви

Правила, которые нужно соблюдать! Мыть руки с мылом всегда перед едой, после посещения туалета, после прихода домой с улицы, после общения с домашними животными.

Мыть фрукты и овощи Не пользоваться чужим расческами Ходить в лес только в специальной одежде. После посещения леса внимательно осмотреть себя. Правила, которые нужно соблюдать!

Организмы-паразиты растения животные Кто?

Организмы-паразиты растения животные повилика заразиха раффлезия

Приспособления к паразитическому образу жизни: Присоски Образуют огромное количество семян

Повилика Обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие у растений-хозяев.

Снижается не только урожай, ухудшается качество продукции. Скошенные на сено травы, зараженные повиликой, плохо сохнут, плесневеют, теряют питательность, могут вызвать заболевания животных, а иногда и их гибель. Повилика

Многолетний корневой паразит, не имеет собственной корневой системы. Присасываясь к корню растения-хозяина, питается его соком, что значительно снижается урожайность растения-хозяина. Заразиха

Она живёт внутри корней и питается за счет организма-хозяина (корня лианы).Аромат цветка напоминает смесь запахов тухлых яиц и тухлой рыбы, что привлекает навозных мух, которые ее опыляют. Раффлезия – растение паразит

Раффлезия Это удивительное растение (растет в Малайзии, в джунглях). У него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок ! Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов, диаметр до 1 метра.

Организмы-паразиты растения внешние паразиты внутренние паразиты животные вши блохи клещи клопы чесоточный зудень паразитические черви (острицы, аскариды…) повилика заразиха раффлезия внешние паразиты

Выберите книгу со скидкой:


Подарочный набор "Кисти и краски(4 по цене 2)"

350 руб. 297.00 руб.


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Разделы: Биология

Цели урока:

  • повторение и закрепление знаний о движущих силах эволюции;
  • сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;
  • продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
  • сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

Оборудование:

Таблица “Приспособленность и ее относительный характер”, фотографии, рисунки, коллекции организмов растений и животных, карточки для выполнения тестов, презентация.

1. Повторение изученного материала:

В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы.

а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.
б) Что является поставщиком материала для отбора в популяции?
в) Известно, что наследственная изменчивость, поставляющая материал для отбора, случайна и не направлена. Каким образом естественный отбор приобретает направленный характер?
г) Дайте объяснение с эволюционных позиций следующему выражению: “Отбору подвергаются не отдельные гены, а целостные фенотипы. Фенотип выступает не только объектом отбора, но и выполняет роль передатчика наследственной информации в поколениях”.

По мере постановки вопроса его текст выводится на экран (используется презентация)

2. Учитель подводит беседу к формулировке темы урока.

В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. (Вывод схемы на экран, учащиеся записывают в тетрадь)

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования.

Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? (Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь, вывод на экран слайда)

Приспособленность организмов или адаптации – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?

Значение: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства. (Запись в тетради, вывод на экран слайда)

Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

(На экране фотография слона и формулировка поставленного вопроса)

Предположительные ответы учащихся:

По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.

По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.

По Дарвину: среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.

3. Многообразие адаптаций.

На столах учащихся рисунки, коллекции, иллюстрирующие различные приспособления организмов к окружающей среде. Работа парами или группами. Ученики описывают адаптации, называют их сами или с помощью учителя. На экране данные приспособления появляются по ходу беседы.

1. Морфологические адаптации (изменения строения тела).

  • обтекаемая форма тела у рыб и птиц
  • перепонки между пальцами у водоплавающих животных
  • густой шерстный покров у северных млекопитающих
  • плоское тело у придонных рыб
  • стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах

2. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд).

(Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек).

3. Покровительственная окраска:

развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов (яйца у открыто гнездящихся птиц, кузнечик, камбала). Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску (заяц беляк, русак).

4. Предостерегающая окраска:

Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (муха-журчалка и пчела, тропические ужи и ядовитые змеи; цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению; яйца, откладываемые кукушкой). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл.

6. Физиологические адаптации:

приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.

  • накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)
  • железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря
  • сохранение воды у кактусов
  • быстрый метаморфоз у пустынных амфибий
  • теплолокация, эхолокация
  • состояние частичного или полного анабиоза

7. Поведенческие адаптации:

изменения поведения в тех или иных условиях

  • забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций
  • образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы)
  • отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс)
  • замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)
  • предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма

8. Биохимические адаптации:

связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту отврагов или нападение на других животных

  • яды змей, скорпионов
  • антибиотики грибов и бактерий
  • кристаллы щавелевокислого калия в листьях или колючках растений (кактус, крапива)
  • особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам)

и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячиз источниках, вулканических почвах, условиях вечной мерзлоты.

Относительный характер приспособлений.

Предлагается обратить внимание на таблицу: заяц. Незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Вместе с учащимися приводятся другие примеры: ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи; если кактус обильно поливать – он погибнет.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: любое приспособление целесообразно только в условиях, в которых оно сформировалось. При изменении этих условий адаптации теряют свою ценность или даже приносят вред организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.

При изучении темы мы опирались на учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Оно объяснило механизм возникновения приспособленности организмов к условиям обитания и доказало, что приспособленность всегда носит относительный характер.

4. Закрепление знаний.

на столах учащихся листы с тестами и карточки для ответов.

1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

а) окраска пятнистого оленя и тигра;
б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;
в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;
г) окраска божьих коровок и колорадского жука.

2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:

а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;
б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;
в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;
г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.

3. Явление. Примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

а) предостерегающая окраска;
б) мимикрия;
в) приспособительная окраска;
г) маскировка.

4. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

5. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела.

1. Главный эффект естественного отбора:

а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;
б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;
в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;
г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;

2. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

3. Пример маскировки:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

4. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска у цветка розы;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

5. Пример мимикрии:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

Карточка для ответов:

1 2 3 4 5
а
б
в
г

Домашнее задание:

  1. параграф 47;
  2. заполнить таблицу по параграфу 47:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №209 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Вахитовского района г.Казани

Визитная карточка

У нас учатся: 172 ребенка
У нас учат: 17 педагогов

Жизненный цикл паразита не превышает 2 месяцев и в практике зафиксированы случаи выздоровления без лечения, если исключить самозаражение. Если же происходит самозаражение – заболевание может длиться несколько лет и приводить к тяжёлым осложнениям. Инкубационный период (отсутствие клинических проявлений от момента заражения) -15 дней. Источником является больной человек, который заражает сам себя и окружающих. Путь передачи – фекально-оральный. После сильного зуда в перианальной области часто забывают вымыть руки и под ногтями так и остаются яйца остриц, которые потом попадают на пищу и предметы быта.

Причины заражения острицами:

нарушение санитарного режима, дезинфекционного и режима личной гигиены (особенно привычка брать руки в рот – она обеспечивает самозаражение и длительное течение заболевания).

Симптомы остриц:

Основным проявлением энтеробиоза является ночной зуд в анальной области, и это связано с особенностью жизнедеятельности самок – они выползают ночью в перианальную область и откладывают там яйца (каждая самка откладывает от 5-15 тыс яиц), потом умирают. Самцы погибают сразу после оплодотворения. Отложенные яйца невозможно обнаружить невооружённым глазом и они могут пребывать в окружающей среде до 3 недель, находясь на предметах обихода и представляя риск заражения для окружающих, т.к инвазивными (способными к проникновению в кишечник и созреванию) они становятся через 5 ч с момента рождения.

Диспепсические симптомы: боль в животе, метеоризм, тошнота, нарушение аппетита. Также могут наблюдаться нестабильность со стороны нервной системы (бессонные ночи дают о себе знать) и проявляются раздражительностью. Воспаление женской половой системы (т.к острицы часто могут заползать в область женской промежности и продвигаться дальше, вызывая соответствующие симптомы). Но все признаки относительно нестабильны (кроме зуда в перанальной области), т.к будут зависеть от индивидуальных особенностей иммунной системы каждого в ответ на токсико-аллергическую и механическую реакцию гельминта.

Острицы могут вызывать и кашель, так как случается, что их личинки попадают в нижние отделы дыхательных путей.

Диагностика остриц:

Общий анализ крови (ОАК) - повышены Э (эозинофилы) – ответная аллергическая реакция на внедрение гельминта. Возможно картина крови покажет воспаление, но это будет говорить только о осложнённом течении со стороны ЖКТ.

Основным методом в диагностике является микроскопия перианального соскоба (его делают утром или вечером, до подмывания, с интервалом в 3 дня), это же исследование повторяют через 3 недели для оценки эффективности проводимого лечения. Возможно применение копрологического исследования, но шансы обнаружения остриц будут сведены к минимуму, т.к они находятся в нефиксированном состоянии только на момент отложения яиц, а иначе их можно даже не обнаружить.

Метод липкой ленты тоже практикуется – использование полиэтиленовой ленты на перианальную область, после чего результаты рассматривают под микроскопом прямо на ленте.

Лечение энтеробиоза:

лечение проводят противопаразитарными препаратами, для детей старших возрастов и взрослых лечение практически идентично, но вот есть отдельный контингент, для которых выбор препаратов ограничен – беременные и дети находящиеся на грудном вскармливании. Для беременных и малышей на грудном вскармливании применяют препараты пиперазин, нафтамон, пирвиниум памоат, цветки полыни цитварной. Для всех остальных людей используют стандартные препараты: пиперазин, нафтамон, вермокс (мебендазол), ванквин, адипант. Но их нужно пить с учётом анамнестических данных (отсутствия тех или иных патологий со стороны органов и систем), поскольку у препаратов есть противопоказания. Наиболее удобен в применении Вермокс (можно детям старше года) 1 таблетку 1раз после еды, приём повторить через 4 недели.

Ребенка от остриц нужно лечить только в том случае, если обследование показало, что паразиты действительно есть. Нельзя давать ребенку антигельминтные средства, основываясь только на симптомах. Ведь все противоглистные препараты в той или иной степени токсичны.

В день начала лечения, особенно для малышей, будет целесообразно применение ватных тампонов (смоченных ванилином) в анальную область для уменьшения зуда; также можно мазь с анестезином.

Лечение народными средствами также возможно, если исключаются органические поражения желудлчно-кишечного тракта (иначе это может привести к прободной язве), основной метод – это чеснок. Желательно применение в рацион питания злаковых продуктов, богатых клетчаткой для восстановления моторики кишечника. Применение бифидум/лактобактерий или препарата линекс (в его составе бифидум и лактобактерии более защищены от кислой среды желудка). Дренажная терапия в виде постановки очистительных клизм с отваром ромашки.

Осложнения энтеробиоза:

Тяжесть симптомов и возможность возникновения осложнений будут зависеть от количества заразивших особей гельминтов, от места их прикрепления в кишечнике и от ответной реакции организма (при гипертоническом типе ответной реакции симптомы будут более ярко выражены). К наиболее частым осложнениям относят: со стороны желудка и кишечника - аппендицит, дисбактериоз. Со стороны женской половой системы – вагиниты, эндометриты, сальпингиты.

Профилактика заражения острицами:

соблюдение гигиенических норм (в частности тщательное проглаживание утюгом белья). Периодическое использование в качестве дезинфицирующих средств в квартире 5% раствора карболовой кислоты или 10% раствора Лизола. И на момент лечения противопаразитарный препарат должны принимать все, кто находился с больным в тесном контакте и пользовался предметами быта.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции