Особенности круглых червей биология 7 класс

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока: выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Раскрыть особенности организации круглых червей, как более сложноорганизованных по сравнению с плоскими червями.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений узнавать на таблицах, рисунках представителей изучаемых объектов, сравнивать червей разных типов;
  2. Продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
  3. Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
  4. Использовать биологические знания для развития научного мировоззрения.

Воспитательные:

  1. Познакомиться с мерами профилактики гельминтозов, осуществлять гигиеническое воспитание;
  2. Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения.

Методические приемы: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Оборудование урока: CD-ROM “Навигатор 7 класс”.

1. Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), проектор, экран.

Литература: учебник-навигатор: Н.И.Сонин, В.Б. Захаров “Биология. Многообразие живых организмов 7 класс. Часть 2.”

I. Проверка знаний.

II. Изучение нового материала:

  1. Строение круглых червей – работа с учебником
  2. Строение аскариды (диск —> обучающее задание —> строение акариды).
  3. Цикл развития аскариды (диск —> аскарида человеческая —> цикл развития аскариды) 4.Интеллектуальная разминка – “Черный ящик”.
  4. Меры профилактики гельминтозов
  5. Многообразие круглых червей – мини-сообщения (диск —> текст —> Тип Круглые черви)

1. Распределить паразитов по месту обитания (Диск —> Проверочные задания —> Круглые черви паразиты)

IV. Домашнее задание.

V. Рефлексия: составление текста – миниатюры на тему: “Как мне повезло …”, “Как мне не повезло…”

– Давайте вместе с вами попробуем сформулировать цель урока.

Что нам необходимо узнать, чтобы сформировать представление о круглых червях?

(После того, как сформулировали цель, познакомились с планом работы)

1. Работают параллельно 2 группы:

1 группа – индивидуально уч-ся на компьютере проходят лабиринт по теме “Плоские черви”.

2 группа – устно, фронтально работа по терминам.

  1. Паразиты – организмы, которые питаются за счет других организмов, ничего не давая им взамен.
  2. Эндопаразиты – организмы, обитающие в полостях тела, тканях или клетках.
  3. Экзопаразиты – наружные паразиты.
  4. Цикл развития– совокупность всех фаз индивидуального роста и развития особи, в результате которого она достигает характерной величины и зрелости, делается способной дать начало новому организму.
  5. Основной хозяин– организм, в теле которого паразит размножается половым путем.
  6. Промежуточный хозяин– организм, в теле которого паразит проходит определенные стадии развития.
  7. Гельминты– общее название паразитических червей.
  8. Гельминтозы– паразитарные болезни Ж, Р, Чел, вызванные гельминтами.

2.Обучающее задание 2 “Жизненный цикл печеночного сосальщика”.

3.Проверочное задание 2 “Многообразие плоских червей”.

– Ребята о чем вам говорит название класса Круглые черви?

– Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Число видов приближается к 1 млн. Эта группа произошла от древних плоских червей. Основная группа круглых червей представлена классом нематод. К ним относятся многие паразиты человека и животных, а так же растений. Кроме этого, огромное число видов нематод – свободноживущие обитатели морей, пресных водоемов, почвы.

1. Строение круглых червей.

– Изучение новой темы начнем с рассмотрения особенностей строения Круглых червей. Возвращаемся к нашей таблице, работаем с учебником, по вариантам, каждый ищет и записывает ответ только на свой вопрос

1 группа стр. 52-53.

Форма тела. Кожно-мускульный мешок. Полость тела.

2 группа стр. 53-54.

Нервная система. Пищеварительная система. (Приспособления к паразитированию в пищеварительной системе – устно)

3 группа стр. 55.

Половая система. Развитие. (Половой диморфизм – устно).

4 группа стр. 54.

Выделительная система. Дыхательная система. Кровеносная система.

(Органы чувств устно).

5 группа стр 55 рисунок .

Внутреннее строение аскариды.

6 группа стр.55-57, используя таблицу на стр 58.

Цикл развития аскариды (записать на доске).

Работа с диском, социализация (каждая группа представляет свои результаты, учитель демонстрируя слайды комментирует ответы учащихся). Приложение 1 “Сравнительная характеристика плоских и круглых червей”.

  1. Форма тела – слайд “Строение круглых червей”.
  2. Кожно-мускульный мешок – слайд “Строение круглых червей”. “Поперечный срез круглого червя на уровне глотки”.
  3. Полость тела – слайд “Строение круглых червей” —> “Поперечный срез круглого червя на уровне глотки”.
  4. Нервная система – слайд “Нервная система и органы чувств”.
  5. Пищеварительная система – слайд “Пищеварительная система”.
  6. Выделительная система – слайд “Выделительная система”.
  7. Половая система – слайд “Половая система” + слайд “Аскарида человеческая” (о половом диморфизме).
  8. Развитие.
  9. Дыхательная система.
  10. Кровеносная система.

Сделаем в вывод: в чем, с вашей точки зрения, черты усложнения круглых червей, по сравнению с плоскими? ( полость тела, окологлоточное нервное кольцо, пищеварительная система сквозного типа, раздельнополые)

2. Строение аскариды (диск —> Обучающее задание)

– По таблице определить части тела аскариды (из 5 группы)

3. Цикл развития аскариды (диск —> аскарида человеческая —> цикл развития аскариды)

4. Интеллектуальная разминка

– У меня в руках так называемый “Черный ящик” в нем находится предмет, имеющий отношение к нашему уроку. Я бы хотела, чтобы после наводящих вопросов, вы бы отгадали, что это такое.

История создания этого насчитывает сотни лет и окутана тайнами и легендами. По имеющимся данным это изготовлялось ещё в древнем Шумере и Вавилоне (около 2800 г. до н.э.).

С самого раннего детства это настолько прочно входит в нашу жизнь, что сложно представить – что бы мы делали без этого?!

Но были времена, когда это не было известно человечеству. Так, древние греки вместо него использовали мелкий песок, специально привезенный с берегов Нила, а древние египтяне использовали пасту из пчелиного воска, растворенную в воде.

Когда ремеслу изготовления этого научились в Англии, король Генрих IV даже издал закон, который запрещал людям, занимавшимся изготовлением этого ночевать под одной крышей с другими ремесленниками: способ изготовления держался в строжайшей тайне.

Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло тебя наконец бы отмыло!

5. Меры профилактики гельминтозов

Какое отношение к нашему уроку имеет предмет, находящийся в таинственной коробочке?

– А что в первую очередь нужно знать о паразите, что бы правильно определить меры профилактики (цикл развития паразита и соответственно пути заражения).

– Посмотрите на слайд, что мы с вами не указали?

  1. Сырые овощи перед едой обдавать крутым кипятком.
  2. Не пить сырой воды из рек и озер.
  3. Мыть руки (после улицы, туалета, перед едой).
  4. Борьба с мухами.
  5. Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты.

6. Многообразие круглых червей – мини-сообщения (диск —>текст —>Тип Круглые черви)

  1. Слайд “Острица”.
  2. Слайд “Трихинелла”.
  3. Слайд “Нитчатка или филярия”.
  4. Диск, текст “Свайник великан”.
  5. Диск, текст “Власоглав” – рисунка нет.

1. Распределить паразитов по месту обитания (Диск —> Проверочные задания —> Круглые черви паразиты).

Стр 52– 57 (заполнить недостающие колонки в таблице).

Диск Тип Круглые черви, текст “Почвенные нематоды”, “Коловратки” – сообщения “Лабиринт” – пройти.

Составить текст-миниатюру от имени червя-паразита на тему:

“Как мне повезло” от имени червя паразита

“Как мне не повезло” от имени червя паразита

Закончите любое из предложений

  • Я всегда буду… Я не буду… Сегодня я понял… Сегодня я задумался…

  • Общее описание

    В мире насчитывается более 24 тысяч видов нематод. По многообразию круглые черви уступают только насекомым.

    Внешняя характеристика типа Круглые черви:

    • округлое тонкое тело диаметром до 10 мм;
    • длина зависит от среды обитания и может варьировать от 0,3 мм до 8 м;
    • заострённые концы тела;
    • у самцов один край тела загнут вниз.


    Рис. 1. Внешний вид нематод.

    Нематоды ведут свободноживущий или паразитический образ жизни. Встречаются в почвах, водоёмах, морях. Известны паразиты человека (острица, аскарида, власоглав) и сельскохозяйственных культур (нематоды картофеля, лука, пшеницы).

    Структура тела

    Характерная особенность круглых червей – нечленистое симметричное полостное тело. На поперечном сечении тело округлое. Пространство между внутренними органами и покровами тела называется первичной полостью, схизоцелью или гемоцелью. Полость заполнена жидкостью (гидролимфой), которая омывает органы и, находясь под давлением, придаёт телу форму, т.е. является гидроскелетом.

    Кожно-мускульный мешок – единая система покровных тканей – состоит из трёх слоёв:

    • кутикула– внешняя защитная оболочка;
    • гиподерма– ткань, образованная клетками кожи;
    • мышцы– продольные ленты мускульных клеток.


    Рис. 2. Поперечное сечение круглых червей.

    Кутикула нематод состоит из прочного коллагена, который выделяет гиподерма. По мере роста червя кутикула периодически сбрасывается как чехол. От гиподермы отходят четыре валика – спинной, брюшной, боковые, – выполняющие функцию хорд и содержащие каналы. Валики делят мышцы на четыре тяжа.

    Системы органов примитивные. В таблице описаны, какие черты строения характерны для круглых червей.

    Системы органов

    Описание

    Лестничного типа или ортогон. От нервного кольца (кругового ганглия), окружающего глотку, отходят продольные нервные стволы, соединённые нервными перемычками (комиссурами). Нервные стволы проходят через валики гиподермы. Сенсиллы – примитивные кожные органы чувств – позволяют нематодам осязать, чувствовать запах, вкус. Некоторые виды имеют светочувствительный глазок

    Сквозная пищеварительная трубка начинается ротовым и заканчивается анальным отверстием. Трубка поделена на три отдела:

    – передний – рот, глотка, пищевод;

    – средний, отвечающий за пищеварение;

    Нематоды – первые животные, у которых появились анальное отверстие и задняя кишка

    Три варианта системы:

    – протонефридии – органы выделения, состоящие из фильтрующей клетки и боковых каналов, открывающихся наружу под глоткой;

    – шейная железа – видоизменённые клетки кожи с выделительными каналами или одна гигантская клетка, изолирующая вредные вещества от полости;

    – отсутствие системы, выделение через поры тела

    Раздельнополые животные с выраженным половым диморфизмом. Некоторые виды – гермафродиты. Оплодотворение внутреннее. Самец имеет спикулы, отходящие от клоаки, которые впрыскивают спермии в половые пути самки. К внутренним мужским половым органам относятся семенник и семяпровод, заканчивающийся семяизвергательным каналом и совокупительным аппаратом. Половая система самки состоит из парных органов – яичников, яйцеводов, матки. Открывающееся наружу влагалище всегда одно


    Рис. 3. Внутреннее строение нематод.

    Дыхательная и кровеносная система отсутствуют. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела. Паразитические виды являются анаэробами, способными обходиться без атмосферного кислорода. Питательные вещества транспортирует полостная жидкость.

    Что мы узнали?

    Круглые черви или нематоды имеют полостное трёхслойное тело, заполненное гидролимфой, и нервную, пищеварительную, выделительную, половую системы органов. У нематод впервые появилась трубчатая система пищеварения, заканчивающая задним отделом и открывающаяся наружу.

    Мы рассмотрим основные особенности строения и жизнедеятельности круглых червей, познакомимся с основными чертами этого типа и его некоторыми характерными представителями.

    Круглые черви и их строение

    Мы уже знаем, что плоские черви – черве­об­раз­ные ор­га­низ­мы, у ко­то­рых от­сут­ству­ет по­лость тела. У круг­лых чер­вей име­ет­ся пер­вич­ная по­лость тела.

    Пер­вич­ная по­лость тела – по­лость между стен­кой тела и ки­шеч­ни­ком, со­дер­жа­щая внут­рен­ние ор­га­ны. Нельзя путать первичную полость тела с просветом кишечника, так как просвет кишечника – это всего лишь изолированная часть внешней среды (рис. 1). Она ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­сут­стви­ем соб­ствен­ной кле­точ­ной стен­ки.


    Рис. 1. Кишечная полость тела и просвет кишечника

    Так же как и плос­кие черви, круг­лые черви (или нема­то­ды) – дву­сто­ронне сим­мет­рич­ные трехслойные жи­вот­ные. Нема­то­ды имеют сход­ный облик: удли­нен­ную, ве­ре­те­но­вид­ную форму тела и круг­лое по­пе­реч­ное се­че­ние, длина тела со­став­ля­ет от 80 мкм до 8 м, такую длину имеет па­ра­зит, жи­ву­щий в пла­цен­те ка­ша­ло­та (рис. 2).


    Рис. 2. Круглые черви

    Круг­лые черви об­ла­да­ют раз­ви­тым кож­но-му­скуль­ным меш­ком. Снаружи тело по­кры­то плот­ной эла­стич­ной ку­ти­ку­лой, вы­де­ля­е­мой на­руж­ным эпи­те­ли­ем (ги­по­дер­мой). Между кож­но-му­скуль­ным меш­ком и кишечником у более или менее круп­ных форм рас­по­ло­же­на пер­вич­ная по­лость тела – псев­до­цель. Первичная по­лость тела за­пол­не­на жид­ко­стью, на­хо­дя­щей­ся под дав­ле­ни­ем и обес­пе­чи­ва­ю­щей по­сто­ян­ство формы тела, то есть работает как гидроскелет. Му­ску­ла­ту­ра рас­по­ла­га­ет­ся вдоль тела че­тырь­мя тя­жа­ми и обеспечивает дви­же­ние червя.

    За ис­клю­че­ни­ем неко­то­рых ор­га­нов чувств, нема­то­ды ли­ше­ны жгу­ти­ко­вых кле­ток.

    Пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма круг­лых чер­вей по­хо­жа на труб­ку, сквоз­ная, рот окру­жен гу­ба­ми и ведет в му­ску­ли­стую глот­ку (рис. 3).


    Рис. 3. Пищеварительная система и рот

    Глот­ка имеет слож­ное стро­е­ние и во мно­гих груп­пах хищ­ных и па­ра­зи­ти­че­ских нема­тод несет раз­но­об­раз­ное во­ору­же­ние. На пе­ред­нем конце тела есть ро­то­вое от­вер­стие, ближе к зад­не­му концу тела – аналь­ное.

    Вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма нема­тод пред­став­ле­на од­но­кле­точ­ной же­ле­зой и свое­об­раз­ны­ми круп­ны­ми клет­ка­ми, ко­то­рые изо­ли­ру­ют про­дук­ты об­ме­на. Кроме того, вы­де­ле­ние может идти через всю по­верх­ность тела.

    Нерв­ная си­сте­ма со­сто­ит из око­ло­гло­точ­но­го нерв­но­го коль­ца и несколь­ких про­доль­ных нер­вов. Име­ют­ся ор­га­ны ме­ха­ни­че­ско­го и хи­ми­че­ско­го чувств, ино­гда при­ми­тив­ные ор­га­ны зре­ния.

    В по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве нема­то­ды раз­дель­но­по­лые. Обыч­но самец и самка от­ли­ча­ют­ся по внеш­не­му виду, такое яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся по­ло­вой ди­мор­физм (рис. 4). У сам­цов зад­ний конец тела за­гнут.


    Рис. 4. Самец и самка нематод

    Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ды­ха­тель­ная и кро­ве­нос­ная си­сте­мы от­сут­ству­ют. По­гло­ще­ние кис­ло­ро­да про­ис­хо­дит через всю по­верх­ность тела, мелким свободно живущим нематодам этого, как правило, хватает. При его недо­стат­ке па­ра­зи­ти­че­ские нема­то­ды могут пе­ре­хо­дить на анаэ­роб­ный обмен.

    Раз­ви­тие про­ис­хо­дит без ме­та­мор­фо­за: но­во­рож­ден­ная особь в целом по­хо­жа на взрос­лую (рис. 5).


    Рис. 5. Новорожденная нематода

    Рас­тут нема­то­ды по­сред­ством линек. Лю­бо­пыт­ной осо­бен­но­стью неко­то­рых круг­лых чер­вей яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ное ко­ли­че­ство кле­ток в теле взрос­лой особи, оди­на­ко­вое для всех пред­ста­ви­те­лей од­но­го вида, то есть у них совсем нет регенерации.

    Образ жизни

    Пред­ста­ви­те­лей круг­лых чер­вей можно встре­тить во всех сре­дах оби­та­ния. Сво­бод­но­жи­ву­щие виды оби­та­ют в со­ле­ных и прес­ных во­до­е­мах, в почве. Нема­то­ды осво­и­ли для жизни раз­ла­га­ю­щи­е­ся ор­га­ни­че­ские остат­ки (рис. 6).


    Рис. 6. Среда обитания круглых червей

    Среди круг­лых чер­вей мно­же­ство па­ра­зи­тов рас­те­ний и жи­вот­ных. Па­ра­зи­ти­руя в ор­га­низ­мах жи­вот­ных, нема­то­ды осво­и­ли почти все си­сте­мы внут­рен­них ор­га­нов хо­зя­и­на.

    В на­сто­я­щее время опи­са­но около 80 тысяч видов нема­тод, од­на­ко еже­год­но уче­ные опи­сы­ва­ют мно­же­ство новых видов. Воз­мож­но, всего су­ще­ству­ет около мил­ли­о­на видов нема­тод, мы рас­смот­рим для при­ме­ра несколь­ких ха­рак­тер­ных пред­ста­ви­те­лей.

    Caenorhabditis elegans

    Caenorhabditis elegans – сво­бод­но­жи­ву­щая нема­то­да, чрез­вы­чай­но важ­ная в ка­че­стве мо­дель­но­го ор­га­низ­ма в ис­сле­до­ва­ни­ях по ге­не­ти­ке, фи­зио­ло­гии, био­ло­гии раз­ви­тия (рис. 7).


    Рис. 7. Caenorhabditis elegans

    Длина ее тела около 1 миллиметра. Ин­те­рес­но, что все черви этого вида – самцы либо гер­ма­фро­ди­ты, самки как таковые отсутствуют. Caenorhabditis elegans имеет одну из самых про­стых нерв­ных си­стем, вклю­ча­ю­щую всего 302 ней­ро­на. В связи с этим Caenorhabditis elegans яв­ля­ет­ся удоб­ным объ­ек­том для изу­че­ния работы нерв­ной си­сте­мы.

    Аскариды

    Ас­ка­ри­ды – круп­ные, дли­ной до 40 сантиметров па­ра­зи­ти­че­ские круг­лые черви (рис. 8).


    Наи­бо­лее часто они оби­та­ют в же­лу­доч­но-ки­шеч­ном трак­те. Од­на­ко ас­ка­ри­ды сво­бод­но пе­ре­дви­га­ют­ся и могут за­полз­ти в раз­лич­ные ор­га­ны, на­при­мер в ор­га­ны ды­ха­тель­ной си­сте­мы. Раз­ви­тие про­те­ка­ет без смены хо­зя­ев. Яйца па­ра­зи­та вы­хо­дят с калом во внеш­нюю среду, где долж­ны про­быть неко­то­рое время для нор­маль­но­го раз­ви­тия. За­ра­зить­ся ас­ка­ри­до­зом можно, съев немы­тые овощи или фрук­ты.

    Трихинеллы

    Три­хи­нел­лы – смер­тель­но опас­ные па­ра­зи­ты пло­то­яд­ных мле­ко­пи­та­ю­щих, в том числе че­ло­ве­ка (рис. 9).


    Рис. 9. Трихинеллы

    Пер­вая их, ли­чи­ноч­ная, ста­дия па­ра­зи­ти­ру­ет в мыш­цах, осталь­ные – в про­све­те ки­шеч­ни­ка. Самки чер­вей внед­ря­ют конец тела в ки­шеч­ный эпи­те­лий хо­зя­и­на и рож­да­ют 1–2 тыс. ли­чи­нок, ко­то­рые раз­но­сят­ся с кро­вью по всему организму хо­зя­и­на. Эта стадия может длиться несколько лет.

    Для за­мы­ка­ния жиз­нен­но­го цикла три­хи­нел­лы необ­хо­ди­мо, чтобы мышцы хо­зя­и­на съело хищное мле­ко­пи­та­ю­щее. При по­па­да­нии в ки­шеч­ник три­хи­нел­ла вы­сво­бож­да­ет­ся, рас­тет и до­сти­га­ет по­ло­вой зре­ло­сти. Че­ло­век может за­ра­зить­ся, по­едая плохо про­жа­рен­ное мясо – сви­ни­ну и особенно мед­ве­жа­ти­ну (рис. 10).


    Рис. 10. Плохо прожаренное мясо – источник заражения трихинеллой

    Заключение

    Мы познакомились с основными особенностями строения круглых червей, рассмотрели их некоторые разновидности, узнали, что заразиться ими можно, съев немытые овощи и фрукты, а также плохо прожаренную свинину и медвежатину.

    Список литературы

    1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология Животные. 7 класс. – Дрофа, 2011.
    2. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.
    3. Исаева Т.А., Романов Н.И. Биология,7 класс. – М.: Русское слово, 2013

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    Домашнее задание

    1. В чем заключаются особенности круглых червей, их образ жизни?
    2. Назовите наиболее известных представителей круглых червей.
    3. Каково основное различие между плоскими и круглыми червями?

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.


    Данная разработка урока биологии соответствует требованиям и стандартам ГОСО, служит методическим пособием для проведения урока биологии в 7 классе. Цели и задачи урока ориентированны на формирование знаний особенностей строения и жизнедеятельности Типа Круглые черви.

    Цель урока: обобщить и систематизировать знания о паразитических червях;
    на примере аскариды раскрыть особенности индивидуального развития червей;
    познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами.

    Цель и ожидаемые результаты:

    Должны знать, понимать : понятие системы органов, общую характеристику типа круглые черви, классификацию типа круглые черви, особенности строения.

    Применять: Определять отличительные особенности между типом плоские и круглые черви.

    Анализировать: представителей типов плоских и круглых червей

    Активные методы и формы обучения

    Ф.И. участника группы

    Знание темы прошлого урока ( участие в разминке)

    Ораторские способности (выступления, задаваемые вопросы, ответы)

    Работа в группе (активность)

    Умение слушать и слышать

    Оценивание по 5-ти бальной системе ( в итоге выводится средний бал)

    Ф.И. участника группы

    Знание темы (понятие системы органов, общей характеристики типа плоских червей, классификации типа плоские черви, особенности строения.)

    Ораторские способности (выступления, задаваемые вопросы, ответы)

    Работа в группе (активность)

    Умение слушать и слышать

    Оценивание по 5-ти бальной системе ( в итоге выводится средний бал)

    МОЕ МНЕНИЕ

    Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

    Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

    Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

    7 класс Биология

    Цель урока: обобщать и систематизировать знания о паразитических червях;
    на примере сосальщика и бычьего цепня раскрыть особенности индивидуального развития червей;
    познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами.

    Цель и ожидаемые результаты:

    Должны знать, понимать : понятие системы органов, общую характеристику типа круглые черви, классификацию типа круглые черви, особенности строения.

    Применять: Определять отличительные особенности между типом плоские и круглые черви.

    Анализировать: представителей типов плоских и круглых червей


    Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал.
    Тип урока: комбинированный.
    Форма работы : групповая

    Активные методы и формы обучения

    Распределение по группам ( на рабочих местах лежат листы с фамилиями участников группы, 4 группа –сильные учащиеся класса)

    Проверка знаний ( задание на слайдах 2-11)

    Запись темы в тетрадь.

    Изучение новой темы :

    Совместное обсуждение и постановка целей урока.

    Обсуждение критериев оценивания. Сегодня на уроке мы с вами работаем , используя листы самооценивания.

    Работа в группах.

    - Распределение ролей – 1 мин

    - Работа с учебным материалом учебника, дополнительной литературой – 5 мин

    - Оформление кластера по теме – 15 мин

    - Защита творческой работы - 2 мин.

    - Заполнение оценочного листа – 2 мин

    Закрепление слайд 14-15

    Записываем домашнее задание – параграф 39, ответить на вопрос В (1), С (1) стр 151

    Оценивание: Ребята, а сейчас –оцените свою работу на уроке- дайте себе объективную оценку. Заполнение листов самооценивания.

    Раздаточный материал для групп

    (количество видов, образ жизни, местообитание, классификация)

    Прочитать учебный материал на стр 149-151.

    Большинство круглых червей — внутренние паразиты, живущие в теле человека и самых разнообразных животных; некоторые виды паразитируют в растительных организмах (например, в корнях свеклы); немало среди круглых червей и очень мелких свободноживущих форм, обитающих на дне водоемов или в сырой почве.

    Основная группа круглых червей представлена классом нематод. К ним относятся многие паразиты человека и животных, а также растений. Кроме того, огромное число видов нематод — свободноживущие обитатели морей, пресных вод и почвы. В школьной программе уделено большое внимание знакомству с нематодами — паразитами человека. Наиболее распространенными паразитами человека среди нематод являются человеческая аскарида, острица, власоглав и трихинелла.

    Тип круглые, или первичнополостные, черви

    Класс 1. Брюхоресничные

    Класс 2. Собственно круглые черви, или нематоды

    Класс 3. Волосатиковые

    Класс 4. Коловратки

    Нематоды. Наиболее распространенный класс. Большинство ведет паразитический образ жизни.

    Волосатики. Взрослые особи обычно живут в мелких пресных водоёмах, не питаются - дегенерация пищеварительной системы у них зашла так далеко, что червь неспособен заглатывать пищу — его глотка представляет собой плотный комок клеток. Во время размножения свиваются в клубки. Присутствие волосатиков в водоёме может считаться признаком чистой, не загрязнённой воды.

    Коловратки. В основном это пресноводные обитатели, но также они водятся в море и влажных почвах. Подавляющее большинство коловраток свободноживущие, но есть и прикреплённые формы. Имеют микроскопические размеры.

    Форма и строение тела. Аскариды , живущие в человеке, — довольно крупные черви грязно-розового цвета. Они раздельнополы; самцы меньше самок и имеют длину 15—25 см, задний конец тела у них загнут крючком . У самки задний конец тела не искривлен и длина доходит до 40 и даже до 45 см.

    Тело аскариды одето плотной кутикулой, составляющей наружный слой ее кожно-мускульного мешка.

    Движения ее несложны: живая аскарида (особенно если ее положить в воду, подогретую до температуры нашего тела) изгибает свое тело, но не может вытянуть его в длину, как это делают дождевые черви, так как мускулатура у нее состоит только из четырех продольных мышечных лент: когда та или другая из них сокращается, тело аскариды изгибается в сторону этой мышцы (ср. далее с мускулатурой дождевого червя

    На переднем, или головном, конце тела аскариды находится рот, окруженный тремя губами, которые снабжены микроскопически мелкими зубчиками; это приспособление позволяет аскариде прикрепляться к слизистой оболочке, выстилающей стенки кишечника ее хозяина . Рот ведет в кишечник аскариды, представляющий совершенно прямую трубку. Паразит окружен пищей, которая уже переработана пищеварительными соками хозяина, и ему остается только ее заглатывать (эту функцию выполняет мускулистая глотка) и сразу же усваивать.

    Пространство между кишечником и кожно-мускульным мешком заполнено у аскариды водянистой жидкостью. Сюда выделяются из клеток тела продукты распада, образующиеся в процессе их жизнедеятельности. Сюда же попадают и питательные вещества, поступающие через стенки кишечника, а отсюда их получают и прилегающие клетки тела.

    Избыток воды и жидкие продукты распада выводятся из тела через выделительную систему — через два очень тонких канала, которые тянутся вдоль боковых стенок тела и оканчиваются на переднем конце одним общим отверстием.

    Аскарида живет в бескислородной среде. За счет обильной пищи, получаемой аскаридой, образуется большое количество гликогена, или животного крахмала, составляющего приблизительно третью часть от общей массы сухого вещества ее тела. Процесс распада гликогена дает внутренним паразитам ту энергию, которая необходима для жизнедеятельности организма. Органы размножения, напротив, очень объемисты, как мы уже видели на примере сосальщиков и ленточных червей. Паразитические виды могут сохраняться только при очень большой плодовитости. Самка аскариды за один день выделяет до 234—245 тыс. яиц, а общее число приносимых ею яиц выражается уже десятками миллионов (по приблизительным расчетам, жизнь самки продолжается не менее 200 дней).

    Прочитать учебный материал на стр 149-151.

    Острицы — это те маленькие белые черви, которые паразитируют в кишечнике человека и, появляясь в заднем проходе, вызывают очень неприятный раздражающий зуд. В большом количестве находятся они и в испражнениях зараженных ими людей. Особенно часто острицы встречаются у детей.

    По форме тела и по строению острицы напоминают аскарид, но только в сильно уменьшенном виде Самцы вдвое меньше самок, и задняя часть тела у них изогнута спиралью. В живом состоянии наружу выходят только самки; они достигают 10 мм длины, и тело у них сзади заканчивается заостренным хвостиком (от которого червячки и получили свое название).

    Тело у острицы полупрозрачно, а если самку рассмотреть в сильную лупу на просвет, у нее видна сильно раздутая матка, набитая огромным количеством яичек (до 10—12 тыс.).

    К числу нематод, паразитирующих в кишечнике человека, принадлежит также власоглав

    Название этого гельминта уже характеризует его внешний вид. Вытянутое тело власоглава, достигающее в длину 35—40 мм, сильно утоньшается в своей передней части: этим тонким, как волос, головным концом червь глубоко внедряется в слизистую оболочку слепой кишки и поэтому прочно держится на месте и с трудом поддается изгнанию.

    Трихинелла — очень маленький червячок: взрослая самка достигает 3 мм длины, самцы — вдвое меньше. Личинки трихинелл попадают в кишечник нового хозяина, когда он поедает зараженное этим паразитом мясо Здесь они уже на другой день достигают зрелости. Самцы вскоре погибают, а оплодотворенные самки внедряются в стенки кишечника и здесь рождают 80 000—100 000 микроскопически мелких личинок.

    Ришта — возбудитель драгункулеза. Заболевание широко распространено в странах с тропическим

    и субтропическим климатом (в Ираке, Индии, экваториальной Африке и др.). Раньше встречалось только в Средней Азии.

    Паразит имеет нитевидную форму, длина самки — от 30 до 150 см при толщине 1—1,7 мм, самец — только до 2 смдлиной.

    Жизненный цикл паразита связан со сменой хозяев и водной средой. Окончательный хозяин — человек, а также обезьяна, иногда — собака и другие дикие и домашние млекопитающие. Промежуточный хозяин — рачки-циклопы. У человека паразит локализуется в подкожной жировой клетчатке преимущественно нижних конечностей. Описаны случаи нахождения ришт под серозной оболочкой желудка, пищевода, мозговыми оболочками. Самки ришты живородящие. Над передним концом тела самки образуется огромный пузырь, заполненный серозной жидкостью. При этом возникает нарыв, человек ощущает сильнейший зуд. Он проходит при соприкосновении кожи с водой. При опускании ног в воду пузырь лопается, из него выходит огромное количество живых личинок.

    Нематоды часто паразитируют на растениях. Южная галловая нематода – обычный корневой паразит огурцов, томатов и др. На корнях растения нематоды вызывают образование опухолей – галлов. Потери урожая от галловых нематод достигают 60%. Свекловичная нематода вредит сахарной свекле. В тонких корешках поселяются самки, закупоривая проводящие пучки, что приводит к нарушению корневого питания. Урожайность растений падает в 2–3 раза. Стеблевая нематода картофеля распространена повсеместно. Черви длиной 1 мм развиваются в тканях клубня, превращая его в коричневую труху (сухая гниль). Наибольший ущерб эта нематода наносит картофелю в овощехранилищах (может погибнуть 80% хранящегося картофеля). Пшеничная угрица вызывает опасную болезнь пшеницы и некоторых других злаков. Вместо нормального зерна в колосе пораженного растения образуются галлы, содержащие до 15–17 тыс. личинок нематод, находящихся в состоянии анабиоза. В таком высушенном состоянии эта нематода очень жизнеспособна и не погибает до 20 лет

    Изучить дополнительный материал. Найти черты сходства и различия плоских и круглых червей

    Тип Плоские черви

    Тип Плоские черви делится на три класса: Ресничные черви, Сосальщики и Ленточные черви. Описано около 12 000 видов плоских червей. Часть из них живет в морях, пресных водоемах и во влажной почве, но большинство ведут паразитический образ жизни.

    Характеристика плоских червей:

    Тело уплощенное в спинно- брюшном направлении, с двусторонней симметрией,

    Трехслойные животные (органы формируются из трех слоев клеток – эктодермы, энтодермы и мезодермы).

    Эпителий и мускулатура формируют кожно-мускульный мешок, в котором имеются кольцевые, продольные, диагональные мышцы.

    Имеют системы органов (у свободноживущих форм 4 системы органов - пищеварительная, выделительная, нервная, половая).

    Полость тела отсутствует, пространство внутри кожно-мускульного мешка, в котором находятся пищеварительные, выделительные и половые органы заполнено рыхлой соединительной тканью - паренхимой.

    Кишечник разветвленный замкнутый, анального отверстия нет.

    Для паразитических форм (ленточных червей и сосальщиков) характерно наличие приспособлений в виде присосок, крючочков. У них наблюдается упрощение строения (например, у ленточных червей отсутствуют органы чувств и пищеварительная система), сложный цикл развития со сменой хозяев, интенсивное размножение.

    Пищеварительная система состоит из рта, который ведет в мощную глотку. Из глотки пища переходит в пищевод, а затем в кишечник, ветви которого заканчиваются слепо.
    Выделительнаясистема представлена протонефридиями, куда из паренхимы поступают ненужные вещества и выделяются наружу через поры.

    Нервная система состоит из парных нервных узлов и идущих от него нервных стволов, соединенных кольцевыми перемычками. Органы чувств наиболее хорошо развиты у свободноживущих червей, которые имеют органы равновесия, глаза и рецепторы для восприятия механических и химических раздражений.

    Половая система состоит из семенников и яичников и различных придаточных образований, обеспечивающих процесс оплодотворения.

    Тип Круглые черви

    В настоящее время известно более 20 тыс. видов круглых червей, обитающих на дне морей, в пресных водоемах, почве, а также ведущих паразитический образ жизни. Тип делится на несколько классов, наиболее многочисленный среди них класс Нематоды.

    Характеристика круглых червей:

    Тело круглое в поперечном сечении, заостренное с концов.

    Покров - кожно- мускульный мешок.

    Могут только изгибаться, т.к. мышцы только продольные.

    Тело упругое, плотное, покрытое кутикулой.

    Имеют анальное отверстие.

    Имеется первичная полость тела, заполненная жидкостью.

    Органы дыхания отсутствуют. У свободноживущих и паразитов растений газообмен происходит через покровы тела. У паразитов животных дыхание анаэробное.

    Имеют 4 системы органов (пищеварительную, нервную, половую, выделительную)

    Обитают в воде, почве, внутри организмов

    Задание 2. Какие признаки строения и жизнедеятельности круглых червей являются приспособлениями к паразитическому образу жизни?

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции