Многообразие паразитических червей их приспособленность к жизни в организме

Разделы: Биология

Цель урока: изучение многообразия червей – паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики.

Сегодняшний урок является продолжением изучения животных, которые принадлежат к типу Плоские черви и типу Круглые черви. Вспомним то, что вы уже знаете об этих животных (фронтальная беседа при закрытых учебниках и тетрадях, ответы с места).

  1. Почему животных этих двух типов называют черви?
  2. Почему один тип червей называют Плоские черви?
  3. Почему другой тип червей называют Круглые черви?
  4. Назовите представителей Плоских червей, на примере которых изучались общие характерные признаки этих червей.
  5. Назовите представителей Круглых червей, на примере которых изучались общие характерные признаки этих червей.
  6. Какой образ жизни ведёт Печёночный сосальщик и Аскарида?
  7. Что означает – паразитический образ жизни?
  8. Какие приспособления к паразитизму имеют эти черви: Печёночный сосальщик, Аскарида?

Оказывается это не единственные черви паразиты. Наш урок будет посвящён изучению многообразия червей – паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики.

Изучив особенности червей паразитов легко определить меры борьбы и профилактики. Попробуем сделать это и мы с вами.

Люди, заразившись любым червём паразитом, испытывают разного рода недомогания и, конечно, за помощью идут к врачу. Из беседы врача и пациента многое можно узнать: о путях заражения, о лабораторной диагностике, о мерах профилактики. Это то, что указано в таблице, которую нам предстоит заполнить в тетради.

В жизни каждый из нас может быть случайным свидетелем бесед врача и пациента, но не каждый может сделать правильные выводы по увиденному и услышанному. Сегодняшний урок даст вам возможность: 1) проверить свою внимательность к людям, их внешнему облику, разговору, 2)выделить главное и заполнить таблицу в тетради:

Название червя паразита. Нахождение в организме. Патогенное действие. Промежуточный хозяин. Основной хозяин. Пути заражения. Лабораторная диагностика. Профилактика.

Перед вами будет разыграно несколько сцен, где актёрами будут ваши одноклассники и я – ваш учитель биологии. Вы же до конца урока будите в роли случайных свидетелей, которые делают для себя вывод и заполняют таблицу. В конце урока у шести случайных свидетелей будут взяты тетради для проверки таблицы.

Игровые инсценировки.

Врач: Входите, присаживайтесь. Внимательно слушаю – на что жалуетесь?

Больной: Боли в животе – правое подреберье (показывает). Что это доктор?

Врач: Никогда не болели болезнями печени?

Врач: Как давно эти боли появились?

Больной: Через две недели после отпуска.

Врач: А где Вы отдыхали?

Больной: В красивейших местах на берегу реки Иртыш.

Врач: Ну, если на реке отдыхали, то, наверное, и рыбу ловили?

Больной: Да! Правда, всё лещ и плотва попадались… Уху варили и сушили.

Врач: А жарить, что, негде было?

Больной: Да жарил один разок, но у меня не очень получается – до конца не прожариваю – еле съешь такую рыбу.

Врач: Теперь многое становится ясным. Вот вам направление - сдайте анализ кала и с результатом опять на приём.

Больной: Здравствуйте! Вот результаты анализов.

Врач: Так я и думала! Вы заражены Кошачьим сосальщиком – это плоский червь размером 4 – 13 мм, который поселяется в тканях печени. А заразились Вы им через рыбу – ту не прожаренную, а если будите есть плохо просушенную и проваренную рыбу – то тогда можете заразиться повторно.

Больной: А что же теперь делать?

Врач: Придётся пройти курс лечения. Вот Вам рецепт на приобретения лекарств.

Врач: Входите, внимательно слушаю Вас. На что жалуетесь?

Больной: (тяжело дыша и часто кашляя) Как видите – одышка, кашель с мокротой, боли в груди. Вроде не простывал негде, и отпуск весь на солнышке, на берегу Амура…Хорошо было: раки, квас…

Врач: Вот про раков по подробней расскажите. Как Вы их ели?

Больной: Да прям из воды за клешню, в подсолённый кипяток на минутку опустишь, и всё…

Врач: Да они не успевали провариваться…

Больной: Может быть.… Но на свежем воздухе всё съелось.

Врач: Вот эта спешка, скорей всего Вам и навредила. Надо проверить это. Вот Вам направление на анализ кала и анализ мокроты.

Больной: Здравствуйте! Вот результаты анализов…

Врач: Этих результатов и следовало ожидать. Вы заразились Лёгочным сосальщиком – это плоский червь размером 1,5 см которые попадают в организм при поедании не проваренных ракообразных, на их жабрах могут поселяться личинки этого червя.

Больной: Так значит должен болеть живот, а у меня болит грудная клетка.

Врач: Личинка только сначала попадает в кишечник, а потом пробуравливается в сосуды и стоком крови направляется в лёгкие, где и превращается в червя. От этого и кашель, и отдышка. В следующий раз варите дольше раков и крабов, а пока придётся лечиться, принимать лекарство.

Больной: (заходит, слегка качаясь, держась за живот и рот – как будто его сейчас вырвет) Доктор помогите мне!

Врач: Хорошо, хорошо! Только скажите, что Вас беспокоит?

Больной: Голова кружится, слабость, чувство голода всегда преследует, а съем что, так тошнить начинает, а то и рвота открывается.

Врач: Что Вы ели и едите всё время?

Больной: Всё самое свежее – родственники стараются.

Врач: А за месяц до этих симптомов – рацион питания не менялся?

Больной: Да! Только раз нас пригласили на шашлыки к знакомым на дачу. Они купили свинины у себя во дворе – с машины, какой - то дачник привёз по дешевле. Шашлыков получилось.… Только последняя порция не дошла до готовности, так как пошёл дождик, но ничего, хоть и не жевалось, я целиком глотал – не попадать же добру.

Врач: Вот Вас жадность и сгубила, ведь в сыром мясе могут находиться финны свиного цепня – это личиночная стадия плоского ленточного червя. Скорей всего вы их и съели, так как с машин, обычно, торгуют непроверенным в ветеринарной службе мясом. А теперь, видимо, у Вас в кишечнике 3-х метровый червь. А может и не один. Он и поглощает вашу пищу – ваш энергозапас всей поверхностью тела, а Вы слабеете…

Больной: Что же делать?

Врач: Придётся лечь в больницу, там сделают анализ кала для подтверждения диагноза, и там же Вас будут лечить от свиного цепня и от истощения. Кстати, так же, через не прожаренное и не проваренное мясо, только говядины можно заразиться 10-ти метровым Бычьим цепнем. Так что готовьте в следующий раз мясо как следует.

Медсестра: Доктор! Нам привезли ослабленного больного – бледный.… Говорит, что черные точки перед глазами бегают.

Врач: Похоже на малокровие…

Медсестра: Говорит, тошнит и живот болит…

Врач: Тут не только малокровие.… Сейчас посмотрим – пусть зайдёт в кабинет (пауза). Присаживайтесь. Что ж Вы себя до такого состояния довели?

Больной: Сам не знаю. Вроде в достатке живу, в еде себе не отказываю: и тебе мясо, и тебе рыба, и тебе икра…

Врач: Покупаете всё это в магазине?

Больной: Мясо – да, а вот рыбу сам ловил, пока здоровый был. На спиннинг окунька и налимчика, а где и щучка попадалась.

Врач: А что Вы с пойманной рыбой делаете?

Больной: И уху варю, и жарю…

Врач: Хорошо прожаривали?

Больной: Да! Я только икру щучью не жарил, а солил. Получилось вкусно – малосольная, объеденье.

Врач: Ну, если малосольную икру ели, что сами делали, то придётся Вам обследование пройти в больнице. Нужно взять у Вас анализ кала на наличие яиц Широкого лентеца.

Больной: Как же это, доктор?

Врач: В сыром мясе и, особенно в икре хищных рыб, о которых вы говорили, могут содержаться личинки Широкого лентеца – это плоский ленточный червь длиной 10, а то и более метров. Съев не проваренное или не прожаренное мясо, или икру человек заражается лентецом, который поселяется в кишечнике и поглощает большую часть питательных веществ всем своим телом, от этого и малокровие, а от продуктов жизнедеятельности – тошнота и боли в животе. Будьте в следующий раз бдительнее.

В кабинет входит женщина и ребёнок.

Врач: Здравствуйте! Что случилось с Вашим малышом?

Мать ребёнка: Да вот, стал какой-то капризный, в детском саду в тихий час не может заснуть, да и ночью всё ворочается, жалуется, что попа чешется, хотя ополаскиваемся каждый день.

Врач: А руки он часто в рот берёт? Не замечали? Или может ногти грызёт?

Мать ребёнка: Хлебом не корми – всё руки в рот тянет! И ногти грызёт – нечего подстригать!

Врач: Всё ясно. Этому беспокойству одна причина – круглый червь – Острица. Он не большой, всего 5 мм. Поселяется в кишечнике, а для откладывания яиц он выползает из кишечника наружу, что и вызывает зуд. Продолжительность жизни Острицы всего один месяц, но ребёнок себя заражает вновь и вновь, если грызёт ногти, берёт грязные руки в рот. Поэтому достаточно избавиться от дурных привычек, и все возникшие проблемы в здоровье будут исчезать. А чтоб быстро выгнать уже поселившихся остриц – придётся пройти курс лечения. Вот рецепт.

Бывают и такие случаи, где врач уже помочь не может. Об одном таком случае расскажет случайный свидетель.

У меня был друг, который очень любил животных. Он не мог пройти просто так мимо бродячей собаки, чтоб не погладить её, почесать за ухом, дать кусок хлеба. А за его доброту и любовь собаки дружелюбно махали хвостом и облизывали его лицо. Сейчас он умер, а в заключении о смерти написано, что причиной смерти стала личиночная стадия ленточного червя Эхинококка, которая развивалась в головном мозге как опухоль. Если б он только знал, что на шерсти бродячих собак могут быть яйца такого опасного червя как эхинококк, он бы мыл руки после общения с неизвестными собаками и был бы жив. Как горько это осознавать!

В заключение собираются 6 тетрадей, сверяются и уточняются данные колонок таблицы с ответами учащихся.

Среди червей имеется большое количество (более 260 видов) паразитических форм, которые принадлежат к подтипам плоских и круглых червей. Для развития па­разитических червей обязательно нужен хозяин, организм которого является постоян­ным или временным местообитанием паразита и одновременно служит источником его питания. Хозяева паразитов делятся на промежуточных (в них гельминт проходит личиночные стадии) и окончательных (в них, и только в них гельминт становится по­ловозрелым).

По строению и форме глисты подразделяются на две группы; круглые глисты (тип нематоды) и плоские (тип плоские черви). Плоские глисты делятся на цестод (лен­точных червей) и сосальщиков. У этих червей развился целый ряд приспособлений к обитанию в пищеварительном тракте организма-хозяина. Сверху они покрыты плот­ной оболочкой, которая защищает от действия пищеварительных ферментов. У них часто есть специальные органы прикрепления (крючки, присоски). для них характерна чрезвычайно высокая плодовитость; цикл развития у них, как правило, происходит со сменой хозяина.

Упрощение строения этих червей выражается в том, что у них очень слабо развита нервная система, исчезают некоторые органы чувств, может отсутство­вать пищеварительная система и т.д.

Сосальщики отличаются плоской листовидной формой тела и имеют одну или две присоски. Эти глисты бывают как очень маленьких размеров (1-3 мм), так и довольно крупных (более 10 см). Ленточные черви обладают удлиненным телом, похожим на ленту, состоящим из головки, шейки и отдельных члеников. эти паразиты достигают длины более 10 м. Число члеников этих глистов колеблется от 12 до 1000. Нематоды имеют удлиненное тело нитевидной формы и круглое поперечное сечение. Длина не­матод колеблется от 1 мм до 1 м. Изредка встречаются особи и гораздо большей длины (8-10 м).

Процесс развития и роста паразитических червей протекает по-разному. Некоторые паразитируют и в личиночной стадии, и во взрослой, не меняя хозяина (власоглавы, острицы, аскариды, карликовые цепни и др.). Другие черви личиночную стадию про­водят в одном хозяине, а во взрослом состоянии живут в другом (бычий и свиной цеп­ни, эхинококк и др.). Некоторые паразиты имеют еще более сложный жизненный цикл, меняя на его протяжении трех хозяев (лентец широкий). Как правило, взрослые особи червей живут в кишечнике, но есть и такие паразиты, которые обитают в мышцах, сердце, печени, мозгу, почках, глазах и крови человека.

Эти паразиты наносят сильный вред здоровью животных и человека. Они пьют кровь и тканевые соки, поглощают из кишечника питательные вещества, которые должны были дать питание организму человека. Но это еще самый малый вред, наносимый паразитами. При питании черви выделяют в организме хозяина ядовитыe вещества, которые мгновенно всасываются в кровь, разносятся по тканям хозяина, воз­действуя на его нервную систему и другие жизненно важные органы.

По способу заражения паразитические черви подразделяются на две группы. К первой группе относятся паразиты (власоглавы, острицы, аскариды), которыми можно заразиться через почву, воду, овощи и другие предметы. Яйца этих червей часто пе­реносят мухи. Во вторую группу входят черви (трихинеллы, трематоды), заражение которыми может произойти через мясо животных и рыбу.

Основные меры профилактики: очистка воды, ветеринарно-санитарный контроль мяса и рыбы, санитарный контроль за применением в качестве удобрений фекалий, соблюдение правил личной гигиены; строго соблюдать правила личной гигиены при содержании домашних животных и уходе за ними; обязательно мыть руки после соприкосновения. Необходимо также уничтожать переносчиков (например, мух, которые могут переносить яйца аскарид), проводить просветительскую работу.

3. Раскройте роль углеводов в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль в организме. Почему людям пожилого возраста не рекомендуется употреблять много пищи, содержащей углеводы?

Углеводы, являясь основным компонентом пищи человека, поставляют большую часть энергии, необходимой для жизнедеятельности. В организме взрослого человека более половины энергии образуется за счет углеводов. Глюкоза особенно необходима для нормальной работы мозга. Снижение содержания глюкозы в плазме крови с 0,1 до 0,05% приводит к быстрой потере сознания, судорогам и гибели человека. Кроме того, углеводы входят в состав нуклеиновых кислот, в состав веществ, определяющих группы крови и т.д. Некоторые углеводы и/или их производные входят в состав клеточных мембран, участвуя в формировании рецепторов, обеспечивая узнавание клеток друг друга.

Источниками углеводов в питании служат главным образом продукты раститель­ного происхождения - хлеб, крупы, картофель, овощи, фрукты, ягоды.

Из продуктов животного происхождения только в молоке имеются углеводы - молочный сахар. Пи­щевые продукты содержат различные углеводы: так, крупы, картофель содержат крах­мал, сложное вещество, не растворимое в воде, но расщепляющееся под действием пищеварительных соков. Во фруктах, ягодах и некоторых овощах углеводы содержатся в виде различных сахаров - фруктовый сахар, свекловичный сахар и др. Эти вещества растворим в воде. И крахмалы, и сахара - хорошо усваиваются организмом. Разница заключается в том, что растворимые в воде сахара быстро всасываются в кровь, в то время как крахмал должен предварительно растопиться в пищеварительном канале на более простые соединения.

При полном распаде глюкозы в клетке в результaте сложной цепи ферментaтив­ных реакций образуются углекислый газ (СО2) и вода (Н2О). Этот процесс окисления сопровождается образованием энергетической молекулы АТФ. Углекислый газ пере­носится в легкие и выдыхается во внешнюю атмосферу. Вода выводится через почки с мочой и частично с потом. Расщепление 1г глюкозы до СО2,и Н2О сопровождается выделением 17,6 кДж энергии. Взрослому человеку необходимо получать с пищей не менее 150 г углеводов в сутки, оптимально - 500г в сутки.

Энергетические затраты с возрастом снижаются. Поэтому пожилым людям не реко­мендуется употреблять в пишу много моносахаридов, которые могут превращаться в жиры. А вот пища, содержащая полисахариды, полезна, так как она стимулирует рабо­ту кишечника, противодействует развитию склероза. Полезны грибы, капуста, свекла, зеленый горошек, морковь, петрушка, лук.

1. Дыхание — один из признаков живых организмов. Роль кислорода в энергетическом обмене. Образование конечных продуктов в результате жизнедеятельности, их удаление из организма. Перечислите основные правила гигиены дыхания.

Для жизнедеятельности организма необходима энергия. Универсальным источником энергии в клетках служит АТФ. Ее синтез происходит за счет окисления органических веществ. Необходимый для этого кислород поступает в организм в процессе дыхания. Кислород значительно увеличивает эффективность энергетического обмена (при распаде глюкозы почти в 20 раз).

В результате окисления органических веществ образуются конечные продукты обмена: углекислый газ, вода, мочевина (у млекопитающих). Удаление углекислого газа происходит в основном через дыхательную систему, воды и мочевины — через выделительную.

Дышать нужно через нос, в этом случае воздух в носовой полости согревается, увлажняется, очищается от пыли и вредных микроорганизмов.

Воздух должен быть свежим, для этого помещения регулярно проветривают. Для борьбы с пылью необходимо своевременно проводить уборку помещений.

Пыльные работы, а также распыление ядохимикатов или красок проводить обязательно с использованием респиратора.

Большой вред дыхательной системе приносит курение, в том числе пассивное, при нахождении в помещении, где накурено.

2. Многообразие паразитических червей, их приспособленность к жизни в организме хозяина. Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы не заразиться червями-паразитами?

Паразитический образ жизни характерен для многих представителей классов плоских и круглых червей. Они поселяются как в животных, в человеке, так и в растениях. Размеры колеблются от 1 мм у нематод, паразитирующих в растениях, до 8 м у нематоды, живущей в организме кита кашалота, 4–10 м у бычьего цепня, паразитирующего в кишечнике человека. Могут поражать пищеварительную систему (ленточные черви, печеночный сосальщик, аскариды, острицы), легкие (эхинококк), лимфатическую систему (филярия), мышцы (трихинелла). Большой вред организму хозяина приносит не только потребление паразитами питательных веществ, нарушение целостности органов, но и выделение большого количества токсичных продуктов обмена.

У червей, живущих в пищеварительном тракте, как правило, имеются органы прикрепления: крючки, присоски. Плотная кутикула предохраняет паразитов от воздействия пищеварительных соков. Распространен гермафродитизм. Образуется очень большое количество яиц (что компенсирует вероятность для потомства глистов не обрести в процессе развития нового хозяина). У многих гельминтов имеются промежуточные хозяева, сложный цикл развития.

Заражение чаще происходит через желудочно-кишечный тракт при проглатывании яиц гельминтов с водой, землей, рыбой, мясом, внутренними органами пораженных животных. Чтобы не заразиться гельминтами, воду из открытых водоемов нужно обязательно кипятить, тщательно проваривать, прожаривать рыбу и мясо, не использовать в пищу финнозное мясо, сало, тщательно мыть овощи и фрукты, обдавать кипятком. Использовать человеческие фекалии в качестве удобрений только путем приготовления компоста, где образующаяся высокая температура убивает гельминтов. После посещения туалета, общения с домашними животными обязательно мыть руки. Не допускать бесконтрольного поедания собаками органов забитых животных. Проглаживать нижнее белье, особенно детское, горячим утюгом, что уничтожает кроме прочего яйца остриц.

3. Раскройте роль углеводов в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль в организме. Почему людям пожилого возраста не рекомендуется употреблять много пищи, содержащей углеводы?

Углеводы содержатся, главным образом, в мучных и сладких блюдах, картофеле, фруктах, меде. В пищеварительном тракте углеводы расщепляются до простых сахаров: крахмал до глюкозы, сахароза до глюкозы и фруктозы, — после чего всасываются в кровь. В организме функции углеводов структурная, запасающая (гликоген в печени и мышцах), но главная — энергетическая. Углеводы играют наибольшую роль в возмещении энергетических затрат у человека. В процессе окисления углеводов образуются углекислый газ и вода.

Энергозатраты у людей пожилого возраста снижены, поэтому им не требуется много углеводов. Кроме того, избыточное потребление сладкого может способствовать развитию сахарного диабета.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними

Гутова Светлана Сергеевна


город Саки-2016/2017 учебный год

Обобщающий урок по теме:

Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними

-обобщить, закрепить, систематизировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения животных типов Плоские и Круглые черви;

-знать общую характеристику типов Плоские и Круглые черви, а также их отличительные особенности;

-называть особенности строения паразитических червей в связи с переходом к паразитическому образу жизни; особенности жизненных циклов гельминтов и пути заражения ими человека;

- называть способы борьбы с паразитическими червями и основные пути дегельминтизации, а также профилактические меры против заражения гельминтами.

урок закрепления систематизации и обобщения знаний

Вводное слово учителя: приветствие учащихся, сообщение темы, цели, данного урока.

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с простейшими трёхслойными животными, обладающими двусторонней симметрией - Плоскими и Круглыми червями. Мы выяснили, что животные типов Плоские и Круглые черви - это в большинстве своём паразитические животные, вызывающие тяжёлые заболевания человека, животных и даже растений. Поэтому изучение их строения, поведения, размножения, развития и взаимосвязь этих процессов с образом жизни имеет большое значение для знания способов их уничтожения и мер профилактики.

На сегодняшнем уроке у меня есть два помощника - консультанта (заранее выбираются учителем из учащихся класса), которые будут внимательно следить за вашей работой на уроке - и помогут мне подвести общие итоги урока.

Актуализация опорных знаний.

Данный этап урока проводится учителем совместно с учащимися. Форма работы класса - фронтальный опрос. На данном этапе урока учителю помогают заранее выбранные им консультанты, они фиксируют все ответы учащихся в специальной ведомости. Этап актуализации опорных знаний проводится в виде кроссворда (приложение 1), который заранее вычерчивается учителем на доске и включает в себя повторение основных понятий, изученных в данной теме.

Задания для кроссворда

Симметрия плоских червей (двусторонняя)

Кем являются плоские и круглые черви по способу питания (паразиты)

Организмы, в теле которых происходит образование мужских и женских гамет (гермафродиты)

Головка бычьего (свиного) цепней (сколекс)

Внутренний слой тела плоских, круглых червей (энтодерма)

Тело бычьего цепня (стробила)

Дыхание в кислородной среде (аэробное)

Средний слой тела плоских, круглых червей (мезодерма)

Некоторые плоские черви (например, белая планария) могут восстанавливать своё тело из 1/300 оставшейся части его. Как называется такая способность к восстановлению утраченных органов и тканей (регенерация)

Органы, в которых происходит созревание мужских гамет (семенники)

Органы выделения плоских червей (протонефридии)

Где переваривается пища у печёночного сосальщика? (кишечник)

Личинка бычьего (свиного) цепней, находящаяся в их мышцах (финна)

Личинка бычьего цепня, паразитирующая в желудке КРС (онкосфера)

Чем снабжена онкосфера для прикрепления к стенкам желудка (крючки)

Хвостатая личинка печёночного сосальщика (церкария)

Наружный слой тела плоских, круглых червей (эктодерма)

Один из органов пищеварительной системы круглых червей (у них появляется впервые) (пищевод)

Единственный класс в типе Плоские черви, лишённый паразитов (Ресничные)

4. Нервные узлы (ганглии)

5.Органы, в которых происходит созревание женских половых клеток (яичники)

6. Личинка печёночного сосальщика, покрытая ресничками (в тот период, когда внедряется в тело малого прудовика) (мирацидий)

7. Органы прикрепления бычьего (свиного) цепней к стенкам кишечника человека (присоски)

8. Кто по типу дыхания бычий цепень (анаэроб)

9. С каким из животных класса Нематоды мы познакомились (аскарида)

10. Через какое отверстие (у неё появляется впервые в царстве Животные) происходит выделение непереваренных остатков пищи у аскарид (анальное)

11. Членики ленточных червей (проглоттиды)

После такой небольшой разминки давайте с вами повторим основные черты классов Сосальщики, Ленточные черви, Ресничные черви, Круглые черви, а также - общие черты животных типа Плоские черви.

Перед каждым учащимся - карточки для программированного опроса (Приложение 2).

В- трехслойные животные

Г- обитает в водоеме

Е- пищеварительная система отсутствует

Ж- тело членистое

З- кровеносная и дыхательная системы отсутствуют

И- дыхание анаэробное

К- симметрия двусторонняя

4)Выступления учащихся с докладами

На предыдущих уроках мы познакомились только с некоторыми паразитическими плоскими и круглыми червями, а их - гораздо больше. Чтобы расширить свои знания о них, прослушайте, пожалуйста, следующие доклады :

6) Тестовые задания (приложение 8)

7) Подведение итогов урока

а) Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились лишь с некоторыми паразитическими плоскими и круглыми червями , а на самом деле их гораздо больше. Общее количество видов нематод, целиком перешедших к паразитическому существованию, составляет более 2,5 тысяч; если к этому количеству присоединить ещё паразитические виды плоских червей - сосальщиков (около 3000 видов) и лентецов (около 1800 видов), то перед нами будет уже не менее 7000 различных видов глистов, или гельминтов: этим общим именем (от греческого хельмис - червь, глист) называют всех паразитических червей независимо от их принадлежности к той или иной систематической группе. Из них на долю человеческого рода приходится около 150 видов, которые почти поровну подразделяются между типами Плоских и Круглых червей.

Ещё большее количество гельминтов оказывается паразитами наших домашних животных, либо приводящих их к гибели, либо понижающими их продуктивность, поэтому знание особенностей внешнего и внутреннего строения гельминтов, знание циклов их развития и особенностей размножения играет важную роль в профилактике гельминтозных заболеваний.

а) Какие приспособления выработались у паразитических червей в связи с их образом жизни? (слайд 21)

отсутствие пищеварительной, дыхательной систем, слабое развитие нервной системы;

сложно устроена система органов размножения, высокая плодовитость, яйца с защитной оболочкой.

б) А теперь давайте обсудим с вами вопрос о том, какие меры борьбы с гельминтами нам известны? (слайд 22)

плоские черви: бычий и свиной цепень, кошачья двуустка, лентец, эхинококк => не есть сырое, плохо проваренное либо прожаренное мясо;

круглые черви: аскарида человеческая => не употреблять в пищу немытые фрукты, овощи, мыть руки перед едой.

Наука, изучающая особенности строения, образа жизни и способы борьбы с паразитическими червями, называется гельминтологией. (слайд 23)

Одним из основоположников гельминтологии в нашей стране был академик АН СССР К. И. Скрябин , который разработал и внедрил в медицинскую и ветеринарную практику методы борьбы с гельминтами. Комплекс мероприятий, направленный на излечение больного от гельминтов и на предохранение внешней среды от загрязнения заразным материалом, по предложению К. И. Скрябина, назван дегельминтизацией.

сообщение одного из учащихся класса об основных путях дегельминтизации (приложение 9)- слайд 24

в) стихотворение (приложение 10)- слайды 25, 26

г) отчёт консультантов о работе учащихся, оценивание учащихся, общая оценка деятельности класса на уроке.

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.


Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции