Митохондрии в эпителиальных клетках кишечника аскариды


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Активный транспорт имеет место в том случае, когда перенос осуществляется против градиента концентрации. Такой перенос требует затраты энергии клеткой. Активный транспорт служит для накопления веществ внутри клетки.

При этом их внутриклеточная концентрация выше, чем внеклеточная. Источником энергии часто является АТФ. Для активного транспорта кроме источника энергии необходимо участие мембранных белков. Одна из активных транспортных систем в клетке животных отвечает за перенос ионов Na+ и K+ через клеточную мембрану. Эта система называется Na+ — K+ — насос. Она отвечает за поддержание состава внутриклеточной среды, в которой концентрация К+ выше, чем Na+ (Рис.28).


Рис.28. Механизм активного транспорта

Градиент концентрации калия и натрия поддерживается путем переноса К+ внутрь клетки, а Na+ наружу. Оба транспорта происходят против градиента концентрации. Такое распределение ионов определяет содержание воды в клетках, возбудимость нервных клеток и клеток мышц и другие свойства нормальных клеток. Na+ ,K+ —насос представляет собой белок — транспортную АТФ—азу. Молекула этого фермента является олигомером и пронизывает мембрану. За полный цикл работы насоса из клетки в межклеточное вещество переносится три иона Na+, а в обратном направлении — два иона К+. При этом используется энергия молекулы АТР. Существуют транспортные системы для переноса ионов кальция (Са2+ — АТФ—азы), протонные насосы (Н+ — АТФ—азы) и др. Симпорт это активный перенос вещества через мембрану, осуществляемый за счет энергии градиента концентрации другого вещества. Транспортная АТФ—аза в этом случае имеет центры связывания для обоих веществ. Антипорт — это перемещение вещества против градиента своей концентрации. При этом другое вещество движется в противоположном направлении по градиенту своей концентрации. Симпорт и антипорт могут происходить при всасывании аминокислот из кишечника и реабсорбции глюкозы из первичной мочи. При этом используется энергия градиента концентрации ионов Na+, создаваемого Na+, K+—АТФ—азой.

Эндоцитоз. Многие крупные молекулы (например, биополимеры), которые не могут пройти через клеточную мембрану ни пассивным, ни активным способом, попадают в клетку путем эндоцитоза (Рис.29).

Эндоцитоз подразделяется на фагоцитоз (поглощение крупных частиц – бактерий, фрагментов других клеток) и пиноцитоз (захват макромолекулярных соединений). Буквально слово “пиноцитоз” означает “питье клетки”. Сначала биополимер оседает на поверхности клеточной мембраны, а потом втягивается внутрь клетки с образованием пузырька, содержащего эту молекулу. Затем пузырьки отделяются от внутренней поверхности клеточной мембраны и перемещаются вглубь клетки, где поглощаются лизосомами или получают от них ферменты. Под действием ферментов биополимер расщепляется до более простых соединений.


Рис.29. Эндоцитоз: А - фагоцитоз; Б - пиноцитоз; В - эндоцитоз, опосредованный рецепторами.

Сначала биополимер оседает на поверхности клеточной мембраны, а потом втягивается внутрь клетки с образованием пузырька, содержащего эту молекулу. Затем пузырьки отделяются от внутренней поверхности клеточной мембраны и перемещаются вглубь клетки, где поглощаются лизосомами или получают от них ферменты. Под действием ферментов биополимер расщепляется до более простых соединений.

Эндоцитоз, опосредованный рецепторами. Поглощаемый субстрат предварительно специфически связывается с поверхностными рецепторами плазмолеммы.

Аналогичным образом, только в обратном порядке, осуществляется экзоцитоз – выделение продуктов (полисахаридов, белков и других веществ), синтезируемых клеткой, во внешнюю среду (Рис.30).

Различают: секрецию, экскрецию и рекрецию. Секреция — это процесс выделения химических соединений из клетки. В отличие от собственно выделения, при секреции у вещества может быть определённая функция (оно может не быть отходами жизнедеятельности). Экскреция — процесс освобождения организма от конечных продуктов метаболизма — экскрементов. Рекреция — это перенос твёрдых частиц через клетку: включает фагоцитоз и экскрецию.


Рис.30. Экзоцитоз: А - секреция; Б - экскреция; В - рекреция.

Практическая работа № 9

Строение двумембранных органелл

Цель: изучить микроскопическое и ультрамикроскопическое строение двумембранных органелл.

1. Рассмотрите схему и микрофотографию митохондрий (Рис.31). Сделайте рисунок и подпишите: наружную митохондриальную мембрану; внутреннюю митохондриальную мембрану; кристы; матрикс.


Рис.31. А – схема; Б – электронная микрофотография среза митохондрии печеночной клетки:

1- наружная мембрана;

2 – внутренняя мембрана;

4 – митохондриальный матрикс.

2. Рассмотрите митохондрии на микропрепаратах:

Главную массу клеток составляют многоугольные печеночные клетки, тесно прилегающие друг к другу и образующие тяжи - так называемые "печеночные балки". В каждой клетке отчетливо видно одно или два круглых ядра. Между тяжами находятся широкие кровеносные капилляры" пустые или наполненные овальными красными кровяными клетками (эритроцитами) с хорошо заметными ядрами.

Зарисуйте, укажите увеличение, тип окрашивания, подпишите митохондрии.

Рис.32. Хондриосомы (митохондрии) в клетках печени амфибии.


При малом увеличении найдите поперечные и косые срезы почечных канальцев. Они имеют вид трубочек с просветом внутри.

При большом увеличении рассмотрите строение одного канальца. Обратите внимание, что стенка его состоит из одного слоя тесно расположенных высоких клеток со слабовыраженными границами. В клетках найдите округлые ядра желтого цвета с темно-малинового цвета ядрышком. В окружающей ядро светлой цитоплазме рассмотрите митохондрии, имеющие вид нитей и зерен малинового цвета. Определите, в какой части клеток больше митохондрий и отобразите это на рисунке.

Зарисуйте один срез почечного канальца. На рисунке обозначьте: ядро клетки; ядрышко; митохондрии; апикальную поверхность клетки; базальную поверхность клетки; просвет канальца. Укажите увеличение, тип окрашивания.


Рис.33. Хондриосомы (митохондрии) в клетках канальцев почки (схема).

На малом увеличении микроскопа, найдите базальный конец клеток кишечного эпителия, граничащий с соединительной тканью, и апикальный конец, направленный к просвету кишечника. На апикальном конце видна толстая кутикула. Ближе к базальному концу лежит овальное ядро. Преимущественно в апикальной части клеток можно увидеть митохондрии, окрашенные в черный цвет. Они имеют вид коротких извитых нитей или палочек.

Зарисуйте, укажите увеличение, тип окрашивания, подпишите митохондрии.


Рис.34. Хондриосомы (митохондрии) в эпителиальных клетках кишечника аскариды.

3. Зарисуйте схему образования митохондрий (Рис.35).

Рис. 35. Схема образования митохондрий.


4. Рассмотрите схему пластид (Рис.36). Сделайте рисунок и подпишите: наружную мембрану хлоропласта; внутреннюю мембрану хлоропласта; строму; тилакоиды стромы (ламеллы); тилакоиды граны; грану.



Рис. 36. Схема строения хлоропласта (а), лейкопласта (б), амилопласта (в), хромопласта (г): 1 – внешняя мембрана; 2 – внутренняя мембрана; 3 – матрикс (строма); 4 – ламеллы стромы; 5 – грана; 6 –тилакоид; 7 – крахмальное зерно; 8 – липидная капля с пигментами.

Практическая работа № 10

Строение одномембранных органелл.

Цель: изучить микроскопическое и ультрамикроскопическое строение одномембранных органелл.

1. Изучите микроскопическое и ультрамикроскопическое строение эндоплазматического ретикулума (ЭР).

а) Рассмотрите и зарисуйте трехмерную модель, а также микрофотографию гранулярного и агранулярного ЭР (Рис. 37-38).


Рис. 37. Трехмерная модель ЭР: А - шероховатый (гранулярный) ЭР; Б – гладкий (агранулярный) ЭР.



Рис. 38. Электронные микрофотографии шероховатого (гранулярного) (А) и гладкого (агранулярного) (Б) эндоплазматического ретикулума.

Лабораторное занятие № 3. Цитология: жизненный цикл клетки и её химический состав; плазмолемма, цитоплазма и её компоненты

Микропрепараты:

1. Митохондрии в призматических (цилиндрических) эпителиоцитах кишечника аскариды. Окраска: по Альтману.

2. Пластинчатый комплекс Гольджи в шаровидных нейроцитах спинального ганглия. Осмирование.

При малом увеличении в препарате видно много клеток округлой формы, цитоплазма которых окрашена в серовато-зелёный цвет. При большом увеличении рассмотреть эти клетки. Ядра в них окрашены значительно светлее, чем цитоплазма, вследствие того, что хроматин в них диспергирован (эухроматин). В ядрах чётко контурируются ядрышки. Вокруг ядер или над одним из их полюсов различаются сетчатые структуры сероватого цвета, представляющие собой комплекс Гольджи. Зарисовать при большом увеличении микроскопа 2-3 клетки и обозначить учебные элементы.

3. Жировые включения в гепатоцитах. Сафранин и осмирование.

4. Включения гликогена в гепатоцитах. Гем-н и кармин Беста.

При малом и большом увеличении изучить тинкториальные свойства ядер и цитоплазмы гепатоцитов. Ядра окрашиваются гематоксилином, а включения гликогена, локализующиеся в цитоплазме в виде глыбок различной формы и величины избирательно окрашиваются кармином в ярко красный цвет. Зарисовать при большом увеличении микроскопа 2-3 клетки и обозначить учебные элементы.

5. Секреторные включения в овоидных гландулоцитах эпидермиса аксолотля. Г.-э.

При малом увеличении найти по одному из краёв препарата эпителиальный покров, отличающийся от других тканевых структур наличием плотно прилежащих друг к другу овоидной формы клеток, цитоплазма которых содержит включения секрета в виде округлых гранул, окрашенных эозином в ярко красный цвет. Ядра овальной формы располагаются в центре клеток и окрашены в синий цвет.

Зарисовать при большом увеличении микроскопа 2-3 клетки и обозначить учебные элементы.

6. Пигментные включения в меланоцитах кожи головастика. Неокрашенный микропрепарат. Обратить внимание на форму меланоцитов, наличие в них многочисленных отростков. На фоне коричневого пигмента меланина в центре некоторых клеток видны светлые пузырьковидные неокрашенные ядра. Зарисовать при большом увеличении микроскопа 1 клетку и обозначить учебные элементы.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы. Сделать обозначения в рисунках.

1. Схема ультрамикроскопического строения клетки

(по Ю. И.Афанасьеву с соавт., 1999)

2. Схема ультраструктуры клеточной оболочки (по Т. Г.Боровой и Р. К.Данилову с изменениями)

3. Ультраструктура реснички в продольном и поперечном сечении (схема)


Обозначить Структуры клетки, окрасив их в следующие цвета:

1 – митохондрии (красным); 2 – ГЭС (синим);

3 - пластинчатый комплекс (жёлтым);

4 - микроворсинки; 5 - центросома (зелёным);

6 – полисомы; ядро; 7 – ядро;

8 – лизосомы; 9 – остаточное тельце;

10 - пиноцитозные пузырьки;

11 – плазмолемма; 12 – гиалоплазма;

13 – выведение гранул секрета;

14 – микрофиламенты; 15 – полудесмосома. .


____ – заряженные головки билипидного слоя;

____ – незаряженные хвосты липидных молекул;

____ – молекулы интегрального белка;

____ – молекулы полуинтегрального белка;

____ - полисахаридные молекулы гликокаликса;

____ - гидрофобная часть мембраны;

____ – поверхностные (периферические) белковые молекулы.


1 – ресничка в продольном разрезе;

2 – ресничка в поперечном разрезе;

4 - базальное тельце;

5 – дуплеты микротрубочек;

6 – триплеты микротрубочек;

9 – комплекс Гольджи;

10 – гранулярная ЭПС.

Микропрепарат 1. Митохондрии в призматических эпителиоцитах кишечника

Аскариды. Окраска: по Альтману.

Микропрепарат 2. Пластинчатый комплекс Гольджи в нейроцитах спинального

Ганглия. Осмирование.

Микропрепарат 3. Жировые включения в гепатоцитах.

Сафранин и осмирование.

1 - ядро с ядрышком; 2 - митохондрии.

Обозначить: 1 - ядро с ядрышком;

2 - пластинчатый комплекс.

1 – ядро; 2 – жировые включения.

Микропрепарат 4. Включения гликогена в гепатоцитах.

Гематоксилин и кармин Беста.

Микропрепарат 5. Секреторные

Кафедра Клеточной Биологии и Гистологии МГУ


Занятие №1. Световая микроскопия.

Занятие №2. Электронная микроскопия.

Фото. Трансмиссионная электронная микроскопия (ТЭМ).

  1. Фото срезы
  2. Фото напыление для ТЭМ
  3. Фото Круговое напыление

Фото. Сканирующая электронная микроскопия

  1. Пиноцитоз
  2. Эпителий яйцевода человека

Занятие №3. Клетки про-, эукариот.

  1. ЭМ Холерный вибрион (Vibrio cholerae)
  2. ЭМ Corynebacterium
  3. ЭМ Halobacterium salinarum
  4. ЭМ Cromatium minitissium, cмотреть
  5. ЭМ Rhodopseusonoma, смотреть
  6. ЭМ Дрожжевая клетка Saccharomyces cerevisae, cмотреть
  7. СМ Цилиндрический эпителий кишки аскариды
  8. СМ Мотонейроны спинного мозга собаки
  9. СМ Гладкомышечные клетки мочевого пузыря
  10. СМ Поперечно-полосатые мышечные волокна языка кошки (симпласт)
  11. СМ Многоядерные клетки зоны асептического воспаления, мышь

Занятие №4. Клеточное ядро.

  1. СМ Клетки культуры СПЭВ
  2. Фото Клетки культуры HeLa. Флуоресцентная окраска на ДНК с помощью DAPI
  3. СМ Культура клеток MCF7 (+BrdU) и НаСаТ
  4. ЭМ Ядро из эмбриональной печени цыпленка
  5. ЭМ Ядро опухолевой клетки
  6. ЭМ Плазмоцит
  7. ЭМ Хромонемные ядра растительных клеток
  8. СМ Мегакариоциты костного мозга (полиплоидия)
  9. СМ Политенные интерфазные хромосомы в гигантских ядрах Бальбиани
  10. ЭМ Хромосомы из ядер Бальбиани

Занятие №5. Строение хроматина и митотических хромосом.

  1. ФОТО Митозы в клетках культуры пневмоцитов тритона.
  2. ФОТО Кариотип человека Зарисовать: мета-, субмета-, телоцентрики. Рассказать как приготовляют препараты
  3. ФОТО Дифференциальные окраски хромосом человека (G, Q, C, R окраски)
  4. СМ Хромосомы человека (по Гимза - G окраска). Найти на препарате 3-4 хромосомы, сравнить их с фото дифференциальной окраски хромосом человека по Гимза (G окраска), определить их номера.
  5. ЭМ Петли ДНК, отходящие от осевого скэффолда
  6. ЭМ Хромосомные фибриллы ядер тритона (позитивный контраст. Смотреть уранил ацетат)
  7. ЭМ Нуклеосомные фибриллы хроматина
  8. ЭМ Нуклеосомы, линкеры (негативный контраст)
  9. ЭМ Нативные 30 нм фибриллы хроматина (негативный контраст)
  10. ЭМ Анафаза, хромосомы. (Рисовать по желанию).
  11. ЭМ Элементы хромонемы (100 – 200 нм) по периферии хромосом
  12. ФОТО Хромосомные территории, метод Fish.

Занятие №6. Ядрышко и ядерная оболочка.

1. СМ Ядрышки в ядрах культуры СПЭВ

2. ЭМ А.Выделенные рибосомы. Метод напыления.

Б. Выделенные рибосомы. Метод негативного контрастирования

3. ЭМ Ультраструктура ядрышка: фибриллярные центры, перифибриллярный компонент, гранулярный компонент

4. ЭМ Рибосомальные гены в диссоциированных ядрышках ооцита

5. ЭМ Флуоресцентное окрашивание ядра и ядрышковых компонентов

А. DAPI – окраска ДНК

Б. Окрашивание антителами к фибрилларину

В. Окрашивание антителами к В23

Г. Суммарное изображение - Рисовать

6. ЭМ Перихромосомный материал

А. Общий вид метафазной пластинки

7. ЭМ Ядерные поры (NPC) – тангенциальный срез

Ядерные поры (NPC) – поперечный срез

Ядерные поры (NPC) – метод замораживания- скалывания

Занятие №7. Коллоквиум 1

Занятие №8. Плазматическая мембрана.

  1. ЭМ Вставочные пластинки (плотное соединение)
  2. ЭМ Щеточная каемка + гликокаликс
  3. ЭМ Пиноцитоз в эндотелиальных клетках (нарисовать 4 стадии)
  4. ЭМ Эндоцитоз в эндотелиальных клетках
  5. ЭМ Подвижность активного края плазматической мембраны (раффлы) – не рисовать
  6. СМ Кишка аскариды: щеточная каемка, вставочные пластинки
  7. ЭМ Межклеточные соединения в кишечном эпителии: плотное соединение, десмосома
  8. ЭМ Вставочные пластинки
  9. ЭМ Вставочные пластинки (плотное соединение). Скол
  10. СМ Кожа пальца – шиповатый слой (десмосомы)
  11. ЭМ Десмосомы
  12. ЭМ Щелевой контакт.
  13. Схема межклеточных соединений

Занятие №9. Вакуолярная система.

1. СМ Поджелудочная железа, окрашенная по Маллори

2. ЭМ Участок ацинарной клетки поджелудочной железы летучей мыши (по желанию)

3. ЭМ Гранулярный ЭПР в клетках печени

4. ЭМ Выделенная полирибосома

5. ЭМ Участок цитоплазмы гепатоцита крысы. Переход гранулярного ретикулума в гладкий

6. СМ Гликоген в клетках печени

7. ЭМ Гликоген в клетках печени

8. ЭМ Липидные включения в гладком ЭПР, пероксисомы

9. ЭМ Саркоплазматический ретикулум. Поперечно-полосатое мышечное волокно

10. СМ Аппарат Гольджи в клетках спинального ганглия

11. ЭМ Аппарат Гольджи в печени крысы. Участок цитоплазмы между гладким ЭПР и аппаратом Гольджи

12. ЭМ Тиамин-пирофосфатазная реакция в аппарате Гольджи

13. ЭМ А. Лизосомы в клетках печени. Б. Лизосомы в клетках культуры под воздействием .

Занятие №10. Митохондрии.

  1. фото Окрашивание митохондрий флуоресцентным красителем Родамином 123 в клетках культуры
  2. СМ СДГ в клетках культуры СПЭВ
  3. ЭМ Продольный срез митохондрии в клетках поджелудочной железы летучей мыши
  4. ЭМ Грибовидные тельца
  5. ЭМ Митохондрии в клетках печени
  6. ЭМ Митохондрии в сердечной мышце. А. Ортодоксальная митохондрия. Б. Набухшая митохондрия
  7. ЭМ Митохондриальный ретикулум в скелетной мышце: поперечный и продольный срез
  8. СМ Пигментные клетки
  9. ЭМ Пигментные клетки
  10. СМ Жир в клетках печени
  11. ЭМ Жир в клетках печени

Занятие №11. Пластиды.

  1. ЭМ Хлоропласт
  2. ЭМ Граны и тилакоиды хлоропласта, первичный крахмал
  3. ЭМ Ультраструктура гран и тилакоидов. Грибовидные тельца - АТФ-синтетаза - обращены в стромальное пространство
  4. ЭМ Хроматофор эвглены
  5. ЭМ Лейкопласт
  6. ЭМ Амилопласт, вторичные отложения крахмала
  7. ЭМ Хромопласт: а) липофанероз - распад гран и стромы; б) распад мембранных компонентов и накопление липидных капель с пигментами (каротиноиды)

Занятие №12. Цитоскелет.

  1. ЭМ Элементы цитоскелета на ультратонком срезе
  2. ЭМ Пучки актиновых филаментов - стресс фибриллы
  3. Фл Фокальный контакт
  4. Фл Стресс фибриллы: актин + миозин немышечный
  5. ЭМ Саркомеры в поперечно-полосатой мышце
  6. ЭМ Промежуточные филаменты. А) Кератин в кератиноците. Б) ПрФ в околоядерной зоне
  7. Фл Промежуточные филаменты. А) Кератин. Б) Виментин
  8. ЭМ Микротрубочки: продольный срез
  9. Фл Двойное окрашивание фибробласта: α-тубулин и актин
  10. Фл Удвоение центросомы. Двойное окрашивание: α-тубулин, γ-тубулин
  11. ЭМ Клеточный центр в интерфазе - центросома
  12. ЭМ Репликация центриолей. Центросома
  13. ЭМ Реснитчатый эпителий
  14. ЭМ Поперечный срез реснички
  15. Схема Поперечный срез реснички
  16. ЭМ Отрастание аксонемы от базального тельца
  17. ЭМ Реснитчатый эпителий

Занятие №13. Митоз.

  1. СМ СПЭВ - фазы митоза
  2. СМ Цитастер в аскариде
  3. Фл Двойное окрашивание: α-тубулин, γ-тубулин
  4. ЭМ Центросома в митозе. Полюс веретена деления
  5. ЭМ Кинетохор
  6. Фл Митоз в животной клетке
  7. ЭМ Цитокинез в животной клетке
  8. Фл Митоз в растительной клетке
  9. Фото Фрагмопласт
  10. СМ Митоз в корневой системе лука (все фазы митоза)
  11. Фото Митозы в эндосперме пшеницы. Метафаза, анафаза, телофаза, фрагмопласт
  12. Фото Митозы в клетках культуры пневмоцитов тритона.

Занятие №14. Мейоз.

  1. СМ Мейоз в семенных канальцая саранчовых
  2. Фото Стадии мейоза. A. Метафазная пластинка при делении сперматоцита. B-F. Профаза первого мейотического деления. B. Лептотена. C. Зиготена. D. Пахитена. E. Ранний диакинез. F. Поздний диакинез
  3. Схема Стадии мейоза
  4. Фото Стадии диакинеза в первом делении мейоза. Хиазмы
  5. Фото Зиготена. Пахитена
  6. ЭМ Синаптонемный комплекс. Кузнечик
  7. Фото Синаптонемный комплекс. Мышь
  8. Фото Синаптонемный комплекс. Рожь
  9. Схема Синаптонемный комплекс
  10. Схема Синапс, десинапс хромосом
  11. СМ Амплифицированные ядрышки в ооцитах

Занятие №15. Апоптоз.

  1. СМ Апоптоз в культуре СПЭВ. Ранняя стадия. Поздняя стадия
  2. ЭМ Некроз опухолевой клетки мыши при ишемии. Кариорексис, деградация цитоплазматических структур
  3. ЭМ Деградация митохондрий в некротической клетке
  4. ЭМ Общая картина апоптотических клеток лимфомы при тепловом шоке
  5. ЭМ Апоптоз клеток в культуре ткани. Фрагментация ядра, периферическая конденсация хроматина, образование цитоплазматических выростов (blebbing), (апоптотические тельца)
  6. ЭМ Апоптоз в культуре мышечной миеломы NS-1
  7. ЭМ Блеббинг апоптотической клетки
  8. Фл Выявление каспазы-3
  9. Фл TUNEL
  10. Фл Выход цитохрома с из митохондрий
  11. Фл Аннексин V и пропидий иодид

Рассмотреть и зарисовать

Препарат№6 Митохондрии в клетках печени амфибии

Препарат №7. Митохондрии в клетках канальцев почки.

Препарат №8 Митохондрии в эпителии кишечника аскариды.

Препарат №8. Митохондрии в клетках канальцев почки. По Альтману.

Митохондрии в клетках канальцев почки. Окраска по Альтману,х 400. 1 — клетки мочевого канальца, содержащие в цитоплазме митохондрии; 2 — ядро клетки с ядрышком; 3 — просвет канальца.
Препарат представляет собой срез канальцев почки. Канальцы имеют вид кругов или овалов в связи с различным направлением среза. Хондриосомы в клетке окрашены в черный или красный цвет в зависимости от красителя (гематоксилин и кислый фуксин соответствен-но). Клетки канальца содержат хондриосомы различной формы. Одни имеют зернистые хондриосомы, другие – в виде палочек с закругленными концами.

Препарат №7.Митохондрии в эпителии кишечника аскариды. Окраска по методу Альтмана.
На малом увеличении найдите участок , в котором четко выражены клеточные стенки. На большом увеличении в клетке хорошо видно ядро с ядрышками, лежащими в базальной части клетки. Митохондрии окрашены в красный цвет и лежат по всей длине клетки в виде зернышек и цепочек.
Митохондрии в эпителиальных клетках кишечника аскариды. Окраска по Альтману. х 400. 1 — митохондрии (в виде зернышек); 2 — митохондрии (в виде цепочек).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1.Зарисуйте в альбоме строение митохондрии, используя учебные электроннограммы, и назовите функциональное значение структур.

2. Зарисуйте схему строения внутренней мембраны митохондрий

3.На лабораторном занятии изучите демонстрационные препараты и электроннограммы.

Ситуационные задачи

1.Под электронным микроскопом в клетках обнаружена деструкция митохондрий. Какие процессы в клетках будут нарушены?

2.В некоторых клетках нормального органа имеются участки цитоплазмы, от­граниченные от остальной части мембраной и содержащие резко измененные митохондрии и фрагменты цитоплазматической сети. Можно ли клетки, содержащие эти
структуры считать "здоровыми"? При участи каких органелл и каким образом возникли эти участки? Дайте оценку этому явлению с точки зрения физиологии клетки.

3. Клетку обработали веществом, блокирующем процесс фосфорилирования
нуклеотидов в митохондриях. Какой процесс жизнедеятельности клетки будет нарушен­?

Демонстрационные препараты.

1.Хлоропласты в листе герани (тотальный препарат)

Электроннограммы:5.5 - 5.9, 5.10-5.13, 5.19-5.21, 5.27, 5.29, 5.30, 5.37, 5.38.

Термины: митохондрии, хондром, трубчатые и параллельные кристы, матрикс митохондрий, перимитохондриальное пространство, ферменты матрикса, ферменты дыхательной цепи, грибовидные тела или АТФ-сомы (F0-фактор и F1 = головка), кольцевая ДНК; хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, амилопласты, липопласты, протеопласты, протопластиды, пластом, ламеллы, строма, граны, тилакоиды, матрикс хлоропластов, квантосомы, сопрягающие мембраны, мезосомы.

Лабораторная работа №5

Немембранные компоненты клетки

Цель занятия.

После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен знать:

1. ультраструктуру и функции рибосом,

2. роль цитоскелета в жизнедеятельности клетки, его структуру.

3. Классификацию включений по типу попадания в клетку.

Приборы и материалы. Демонстрационный микроскоп Nikon Eclipse 50i, микроскоп Биолан, постоянные препараты

План изучения темы

1.2. Виды рибосом

свободные и мембрансвязанные

молекулярная организация субъединиц рибосом

ультраструктура рибосом. Субъединицы рибосом про- и эукариот, митохондрий и пластид.

функциональные центры рибосом.

2. Цитоскелет и его производные

2.1. Микрофиламенты и их производные

2.2. Промежуточные филаменты

2.2.1. Специфичность для различных типов клеток

2.3. Микротрубочки и их производные

2.3.3. Реснички и жгутики

Вопросы для контроля.

1. Какие структуры клетки обеспечивают поступление веществ в клетку?

2. Опишите структуру рибосомы и назовите функции.

3. Опишите строение центриолей.

4. Что такое включения и каково их значение?

5. Приведите классификацию включений.

6. Опишите структуры цитоскелета.

7. Укажите функциональную роль цитоскелета.

Учебное пособие "Мир клетки". Модуль 6 Практическая часть к теме "Основные принципы строения эукариотической клетки".

1. Грибы нельзя относить к царству растений, т.к. в их клетках отсутствуют

2. Гетеротрофный способ питания, отсутствие плотной оболочки и хлоропластов, наличие ядра в клетке – признаки организма царства

3. Изучением строения и функций клетки занимается наука

5. О единстве органического мира свидетельствует

клеточное строение организмов

взаимосвязь организма и среды

приспособленность организмов к среде

6. Для изучения места расположения органоидов в клетке используют метод

7. В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются

гормоны и витамина

вода и углекислый газ

белки, жиры и углеводы

8. Бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому их относят к группе организмов

9. В клетках гетеротрофов в отличие от автотрофов отсутствуют

10. Внутренняя полужидкая среда клетки, пронизанная мельчайшими нитями и трубочками, в которой расположены органоиды и ядро - это

11. Органоиды, состоящие из особого вида нуклеиновых кислот, расположенные на гранулярной эндоплазматической сети и участвующие в биосинтезе белка, - это

12. Органоид, ограниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий множество ферментов, которые расщепляют сложные органические вещества до простых, мономеров –

13. Отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка, называют

14. Из одной молекулы нуклеиновой кислоты в соединении с белками состоит

15. В клетках всех организмов происходят процессы питания, дыхания, поэтому ее называют единицей

16. Всю совокупность химических реакций в клетке называют

17. Ускоряют химические реакции в клетке

18. Клетка – единица развития всех организмов, так как

все клетки имеют одинаковый химический состав

из клеток состоят ткани и органы

клетки имеют сходное строение

благодаря делению и дифференциации клеток формируются ткани

19. Эукариотические животные клетки отличает

отсутствие изолированного ядра

наличие локализованного ядра

наличие локализованного ядра и митохондрий

наличие локализованного ядра, митохондрий и центриолей.

Ионы в клетку поступают

с помощью ферментов клеточной оболочки

пассивным путем ( разница концентрации)

с помощью пиноцитоза

с помощью ферментов под действием разницы концентраций

21. Крупные органические молекулы в клетку поступают

с помощью ферментов клеточной оболочки

пассивным путем (разница концентрации)

с помощью пиноцитоза

с помощью ферментов под действием разницы концентраций

22. Сборка гемоглобина в клетках происходит

2
3. На рисунке изображено

24 На рисунке изображена молекула.

25 На рисунке изображена рибосома, об этом свидетельствуют входящие в её состав

м
ногочисленные кристы

цистерны и полости

большая и малая субъединицы

2

6 Органеллы и ядро располагаются в.



2
7. На рисунке изображена молекула, входящая в состав многих структур клетки. Это молекула

28 На рисунке изображён хлоропласт, который можно узнать по наличию в нём

к
рист

полостей и цистерн

29 Функцию синтеза белков выполняет

рибосомы на гранулярной ЭПС

30. Функцию синтеза АТФ выполняет

рибосомы на гранулярной ЭПС

31 Функцию сборки и дозревания секрета выполняет

рибосомы на гранулярной ЭПС

32. КЛЕТОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ



В. Фагоцитарная вакуоль

К. Вырост цитоплазмы

Ответы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7….8….9….10……11…….12…….

рекомендацииК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Рис 46 Общая морфология клетки

1 – ядра печеночных клеток;

3 – пикнотические ядра

* Найдите на препарате пикнотически измененные ядра, сравните характер хроматина пикнотических ядер.

Рис 47 Хондриосомы в клетках эпителия кишечника аскариды

1 – базальная мембрана;

2 – ядра; 3 - митохондрии (темные точки)

4 – пикнотические пузырьки;

5 – зона микроворсинок


В центральной части клетки обратите внимание на мелкие яркие пузырьки разного диаметра. Какие это органоиды? Какую функцию выполняют? Зарисуйте 3 - 4 клетки, обозначив на рисунке ядро, митохондрии, лизосомы, микроворсинки, базальную мембрану.



Рис.48 Аппарат Гольджи в клетках спинального ганглия котенка

1 – комплекс Гольджи;

2 – ядро; 3 - ядрышко


Определите тип аппарата Гольджи - диффузный или пластинчатый. Зарисуйте 2 - 3 клетки, обозначив ядро, ядрышко и комплекс Гольджи.

Рис. 49 Включения жира в клетках печени аксолотля

1 – жировые включения; 2 – ядра.

Рис. 50 Включения гликогена в клетках печени аксолотля

1 – пикнотические ядра; 2 – ядра печеночных клеток; 3 – цитоплазма печеночных клеток; 4 – включение гликогена

Рис. 51 Амитоз в клетках мочевого пузыря мыши

Рис. 52 Митоз в клетках корешка лука

1 – конец профазы; 2 - начало телофазы; 3 – анафаза; 4 – метафаза;

5 – завершение телофазы

практические задания и ситуативные задачи для проверки знаний и умений

В клетках хорошо развита гранулярная ЭПС и комплекс Гольджи. Какова основная функция этих клеток?

В клетках печени идет активный синтез гликогена и белков. Какие структуры должны быть наиболее развиты в этих клетках?

Нейтрофильный лейкоцит имеет псевдоподии (ложноножки) и большое количество лизосом. С каким процессом связано развитие этих структур?

При электронной микроскопии была обнаружена в клетках деструкция митохондрий. Какие процессы в клетках нарушены?

Клетки каемчатого эпителия имеют множество выростов цитоплазматической мембраны верхней части клетки и большое количество митохондрий. Какой процесс осуществляют эти клетки? Что необходимо для данного процесса?

Атлас сканирующей электронной микроскопии клеток, тканей и органов. /Под. ред. Волоковой, В.А. Шахламова, А.А. Миронова – М.: Медицина, 1987

О.В. Быков В.Л. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека). – СПб.: СОТИС, 1998.

Джавец Э., Мельник ДЖ.Л., Эйдельберг Э.Руководство по медицинской микробиологии: – М.: Медицина, 1982

Леви А., Сикевиц Ф. Структура и функции клетки. – М.: Мир, 1971.

Международная гистологическая номенклатура / Под. ред. В.В.Семченко, Р.П. Самусева, М.В.Моисеева и З.Л. Колосовой. – Омск: Омская медицинская академия, 1999

Меркулов Г.А. Курс патологогистологической техники. – Изд-во Медицина, Ленинградское отделение, 1969.

Рейва П., Эверт Р., Айкхрн С. Современная ботаника: в 2-х т. Т.1.: - М., Мир, 1990

Ченцов Ю.С. Общая цитология. – М.: Изд-во МГУ, 1995

Хэм А., Кормак Д. Гистология: - М., Мир, 1982 –Т.1.

Шлегель Г. Общая микробиология:- М., Мир, 1987

Щелкунов С.И. Клеточная теория и учение о тканях. – Медгиз, Ленинградское отделение, 1958.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции