Микропрепараты для микроскопа сколексы круглых плоских и ленточных червей

Тип Плоские черви - Plathelminthes

Класс Ленточные черви - Cestoda

Вид Бычий солитер - Taeniarhynchus saginatus

Свиной солитер - Taenia solium

Эхинококк - Echinococcus granulosus

Карликовый цепень - Hymenolepis nana

Цель занятия

Выяснить особенности организации ленточных червей в связи с паразитическим образом жизни.

Материал и оборудование

Микроскопы, микропрепараты, раздаточный материал, влажные препараты, препаровальные иглы, таблицы, практикум.

Ход работы

1. Изучить внешнее строение цестод, рассмотрев их на влажных препаратах и микропрепаратах. Найти головку, шейку, проглоттиды (рис.1).

2. Изучить строение полового аппарата цестод. Зарисовать гермафродитный и зрелый членики бычьего цепня (рис.2-3).

3. Рассмотреть на раздаточном материале пузырчатую стадию эхинококка (рис.4).

4. На микропрепаратах рассмотреть и изучить жизненный цикл карликового цепня (рис.5).

Анализ изученного материала

1. Описать, как отразился паразитический образ жизни на строении ленточных червей и дать общую схему их развития.

2. Дать объяснение следующим понятиям: сколекс, стробила, проглоттида, ботрия, онкосфера, финна.


Рис.1. Строение сколексов цестод (по Натали): А-свиной солитер Taenia solium , Б - бычий солитер Taeniarhynchus saginatus , В-широкий лентец Diphyllobothrium latum , Г-паразит ската Mysophyllobothrium , Д- Acanthobothrium , Е- Tetrarhynchus , Ж- гвоздичник Phyllobothrium


Рис.2. Строение гермафродитного членика бычьего солитера Taeniarhynchus saginatus (по Полянскому): 1-семенники,2-семенные протоки, 3-семяпровод, 4-совокупительный орган, 5-половая клоака, 6-влагалище, 7-яичник, 8-желточник, 9-оотип, 10-матка, 11-продольный выделительный канал, 12-поперечный выделительный канал


Рис. 3. Зрелые членики цестод (по Натали): А - бычий солитер Taeniarchynchus saginatus , Б -- свиной соли- тер Taenia solium , В - широкий лен тец Diphyllobothrium latum


Рис.4. Эхинококк Echinococcus granulosus ; А-половозрелая стадия из кишечника собаки, Б-финна в печени человека, В-человек, пораженный эхинококком (по Брауну); 1-матка с яйцами, 2-стенка финны, 3-дочерние пузыри внутри финны


Рис. 5. Жизненный цикл карликового цепня Hymenolepis nana (по Догелю): 1-яйцо, 2-онкосфера в ворсинке кишечника, 3, 4- развитие финны в ворсинке, 5-вывернутая финна в просвете кишки, 6-8 развитие взрослого червя

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности внешнего строения ленточных червей ?

2. Как осуществляется процесс питания и дыхания?

3. Чем представлены органы выделения ?

4. Каков тип нервной системы ?

5. В чем заключаются особенности строения половой системы ?

6. Чем характеризуется жизненный цикл ленточных червей ?

7. Какие меры профилактики стоит проводить, чтобы избежать заражения ими ?

8. Какие личиночные стадии типичны для цестод - паразитов человека ?

9. Какие цестоды утратили в жизненном цикле промежуточного хозяина ?

Литература

1. Догель В. А. Зоология беспозвоночных. М., 1981. С.181-197.

2. Натали В. Ф. Зоология беспозвоночных. М., 1975. С.166-176.

3. Фролова Е. Н. и др. Практикум по зоологии беспозвоночных. М., 1983. С. 88-99 .

Конспект урока для работы по теме "Круглые и плоские черви" в 7 классе.

Скачать:

Вложение Размер
kruglye_chervi_7_kl.rar 23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тип Плоские черви

Цели: раскрыть особенности строения плоских червей на примере свободноживущей белой планарии и паразитических червей сосальщиков и ленточных червей; выделить черты приспособленности к паразитизму; раскрыть отрицательную роль червей-паразитов в животноводстве, медицине; дать необходимые знания для гигиенического воспитания учащихся, раскрыть пути профилактики гельминтозных заболеваний; дать понятие о двусторонней симметрии.

I. Активизация знаний.

1. Фронтальный опрос.

  1. Какие кишечнополостные встречаются в пресных водах?
  2. Какие клетки образуют эктодерму?
  3. Расскажите о строении и значении стрекательных клеток.
  4. Охарактеризуйте строение клеток энтодермы.
  1. Дайте характеристику представителям сцифоидных; их роль в природе.

2. Индивидуальный опрос:

Расскажите об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных,

о роли кишечнополостных в природе и жизни человека;

о кораллах; о медузах; об актиниях.

II. Изучение нового материала.

  1. Вспомнить типы животных, изученных в курсе 7 класса; выстроить смысловую нить, связывающую изученный материал с новым.
  2. Во время объяснения строения белой планарии необходимо выяснить, чем она сходна с кишечнополостными и чем отличается от них.
  3. В процессе беседы по строению планарии следует обратить внимание на вопрос: на сколько симметричных частей можно разделить (мысленно) тело планарии? При затруднении учащихся с ответом произвести этот процесс на рисунке планарии на доске. Так вводится понятие о двусторонней симметрии тела.
  1. Особенности строения плоского червя.

Двусторонняя симметрия тела

Реснички - пл. эпителий – кольцевые мышцы

полость тела – клетками – органы – системы органов:

  1. пищеварительная система: рот – глотка – слепой кишечник
  2. выделительная система: канальцы
  3. нервная система: 2 поперечных ствола – нервные узлы
  4. половая система: гермафродиты, развитие со сменой хозяев

дыхание – вся поверхность тела

тип Плоские черви : классы (9) – Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

Покровный слой и мускулатура образуют кожно-мышечный мешок, заполненный внутри клетками рыхлой ткани, в которой расположены органы, объединенные в системы: пищеварительную, выделительную, нервную, половую. Эти черви - гермафродиты.

Способ движения обусловлен сокращением мышц и мерцанием ресничек (они малы и в лупу не видны, но хорошо видны на микропрепарате под микроскопом). Скольжению способствует ядовитая слизь (поэтому планарии несъедобны). Планарии -хищницы, нападают на личинки комаров, других беспозвоночных.

2. Класс Сосальщики представлен видами, паразитирующими
в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека.

Развитие печеночного сосальщика происходит с чередованием поколений. Цисты сосальщиков прикрепляются к травянистым растениям. Скот, поедая растения, заражается. Могут заразиться и люди, поедая дикий лук или беря в рот травинки. При массовом заражении скота удои молока падают на 25-40 %, и на 15-20 % в хозяйствах, занимающихся мясным животноводством, уменьшается выход мяса; падеж скота составляет 10 %. Основной способ борьбы - смена пастбища в течение лета не менее трех раз. (С помощью таблицы рассмотреть цикл развития сосальщиков.)

3. Ленточные черви - паразиты, утратившие практически все
органы, кроме половых. Прикрепляются с помощью присосок.

4. Значение плоских червей. Профилактика гельминтозов

Необходимо рассказать о мерах борьбы с печеночным сосальщиком.

С промежуточными хозяевами - малым прудовиком - борьба осуществляется химическими препаратами. Лечебные препараты используются в борьбе со взрослой формой этого паразита. Важно проводить профилактическую работу по предупреждению заражений (инвазий).

III. Закрепление изученного.

  1. В чем отличие плоских червей от кишечнополостных?
  2. Какой принцип лежит в основе разделения типа Плоские
    черви на классы?
  3. Какие отделы тела имеет бычий цепень?
  4. Какие приспособления к паразитизму он имеет?

Задание на дом: § 7.

Тема урока: Тип круглые черви

Цели: раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности представителя типа Круглые черви - человеческой аскариды, связанные с ее паразитическим образом жизни; показать вред аскариды, меры профилактики заражений ею; обобщить и систематизировать знания о паразитических червях; углубить понятие о филогении животного мира.

  • учащиеся должны знать особенности внешнего и внутреннего
    строения круглых червей;
  • на рисунке находить и называть круглых червей;
  • знать особенности жизнедеятельности паразитических круглых червей;
  • усвоить цикл развития человеческой аскариды, меры профилактики заражения ею.

I. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

  1. Расскажите о строении и образе жизни свободноживущих плоских червей.
  2. Чем объясняется исчезновение многих систем органов у паразитических червей?
  3. Какой вред наносят сосальщики и цепни человеку и животным?
  4. Почему у бычьего цепня хорошо развиты органы размножения?

5) Чем объяснить отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня?

  1. Почему паразитические черви не перевариваются в кишечнике хозяина?
  2. Чем отличаются ленточные черви от сосальщиков?
  1. Индивидуальный опрос

Тест по данной теме.

II. Изучение нового материала.

  • Что вы знаете об аскаридах, острицах, нематодах?
  • Какую форму имеют эти черви, как они выглядят?

Тело человеческой аскариды состоит из двух слоев. Полость тела заполнена жидкостью под давлением, что обеспечивает постоянную форму тела червя. (Выделить особенности строения червя, связанные с паразитизмом.)

Пл. эпителий – продольные мышцы

Полость тела – жидкость под давлением ( форма) – органы – системы:

  1. п.с. – рот ( 3 губы) – глотка – кишечник – анальное отверстие
  2. половая система: раздельнополы – самка и самец

Рассмотреть характерные особенности строения и образа жизни детской острицы, пути заражения ею и меры предосторожности, направленные на предупреждение заражения яйцами остриц.

Острица, как и аскарида, - кишечный паразит. Форма тела удлиненная, размеры мелкие (длина самки 9-12 мм, самца - 2-5 мм). Тело червя покрыто плотной беловато-розовой оболочкой. В пери од размножения самка выползает из кишечника человека и откладывает на кожу яйца (ежедневно около 1200 яиц), вызывая зуд. Расчесывая место зуда, человек заносит под ногти яйца и вторично заражается острицами.

Обратить внимание на необходимость обследований, в ходе которых выявляются инвазии, а также рассказать о лечении и соблюдении правил личной гигиены.

Конспект урока для работы по теме "Круглые и плоские черви" в 7 классе.

Скачать:

Вложение Размер
kruglye_chervi_7_kl.rar 23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тип Плоские черви

Цели: раскрыть особенности строения плоских червей на примере свободноживущей белой планарии и паразитических червей сосальщиков и ленточных червей; выделить черты приспособленности к паразитизму; раскрыть отрицательную роль червей-паразитов в животноводстве, медицине; дать необходимые знания для гигиенического воспитания учащихся, раскрыть пути профилактики гельминтозных заболеваний; дать понятие о двусторонней симметрии.

I. Активизация знаний.

1. Фронтальный опрос.

  1. Какие кишечнополостные встречаются в пресных водах?
  2. Какие клетки образуют эктодерму?
  3. Расскажите о строении и значении стрекательных клеток.
  4. Охарактеризуйте строение клеток энтодермы.
  1. Дайте характеристику представителям сцифоидных; их роль в природе.

2. Индивидуальный опрос:

Расскажите об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных,

о роли кишечнополостных в природе и жизни человека;

о кораллах; о медузах; об актиниях.

II. Изучение нового материала.

  1. Вспомнить типы животных, изученных в курсе 7 класса; выстроить смысловую нить, связывающую изученный материал с новым.
  2. Во время объяснения строения белой планарии необходимо выяснить, чем она сходна с кишечнополостными и чем отличается от них.
  3. В процессе беседы по строению планарии следует обратить внимание на вопрос: на сколько симметричных частей можно разделить (мысленно) тело планарии? При затруднении учащихся с ответом произвести этот процесс на рисунке планарии на доске. Так вводится понятие о двусторонней симметрии тела.
  1. Особенности строения плоского червя.

Двусторонняя симметрия тела

Реснички - пл. эпителий – кольцевые мышцы

полость тела – клетками – органы – системы органов:

  1. пищеварительная система: рот – глотка – слепой кишечник
  2. выделительная система: канальцы
  3. нервная система: 2 поперечных ствола – нервные узлы
  4. половая система: гермафродиты, развитие со сменой хозяев

дыхание – вся поверхность тела

тип Плоские черви : классы (9) – Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

Покровный слой и мускулатура образуют кожно-мышечный мешок, заполненный внутри клетками рыхлой ткани, в которой расположены органы, объединенные в системы: пищеварительную, выделительную, нервную, половую. Эти черви - гермафродиты.

Способ движения обусловлен сокращением мышц и мерцанием ресничек (они малы и в лупу не видны, но хорошо видны на микропрепарате под микроскопом). Скольжению способствует ядовитая слизь (поэтому планарии несъедобны). Планарии -хищницы, нападают на личинки комаров, других беспозвоночных.

2. Класс Сосальщики представлен видами, паразитирующими
в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека.

Развитие печеночного сосальщика происходит с чередованием поколений. Цисты сосальщиков прикрепляются к травянистым растениям. Скот, поедая растения, заражается. Могут заразиться и люди, поедая дикий лук или беря в рот травинки. При массовом заражении скота удои молока падают на 25-40 %, и на 15-20 % в хозяйствах, занимающихся мясным животноводством, уменьшается выход мяса; падеж скота составляет 10 %. Основной способ борьбы - смена пастбища в течение лета не менее трех раз. (С помощью таблицы рассмотреть цикл развития сосальщиков.)

3. Ленточные черви - паразиты, утратившие практически все
органы, кроме половых. Прикрепляются с помощью присосок.

4. Значение плоских червей. Профилактика гельминтозов

Необходимо рассказать о мерах борьбы с печеночным сосальщиком.

С промежуточными хозяевами - малым прудовиком - борьба осуществляется химическими препаратами. Лечебные препараты используются в борьбе со взрослой формой этого паразита. Важно проводить профилактическую работу по предупреждению заражений (инвазий).

III. Закрепление изученного.

  1. В чем отличие плоских червей от кишечнополостных?
  2. Какой принцип лежит в основе разделения типа Плоские
    черви на классы?
  3. Какие отделы тела имеет бычий цепень?
  4. Какие приспособления к паразитизму он имеет?

Задание на дом: § 7.

Тема урока: Тип круглые черви

Цели: раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности представителя типа Круглые черви - человеческой аскариды, связанные с ее паразитическим образом жизни; показать вред аскариды, меры профилактики заражений ею; обобщить и систематизировать знания о паразитических червях; углубить понятие о филогении животного мира.

  • учащиеся должны знать особенности внешнего и внутреннего
    строения круглых червей;
  • на рисунке находить и называть круглых червей;
  • знать особенности жизнедеятельности паразитических круглых червей;
  • усвоить цикл развития человеческой аскариды, меры профилактики заражения ею.

I. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

  1. Расскажите о строении и образе жизни свободноживущих плоских червей.
  2. Чем объясняется исчезновение многих систем органов у паразитических червей?
  3. Какой вред наносят сосальщики и цепни человеку и животным?
  4. Почему у бычьего цепня хорошо развиты органы размножения?

5) Чем объяснить отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня?

  1. Почему паразитические черви не перевариваются в кишечнике хозяина?
  2. Чем отличаются ленточные черви от сосальщиков?
  1. Индивидуальный опрос

Тест по данной теме.

II. Изучение нового материала.

  • Что вы знаете об аскаридах, острицах, нематодах?
  • Какую форму имеют эти черви, как они выглядят?

Тело человеческой аскариды состоит из двух слоев. Полость тела заполнена жидкостью под давлением, что обеспечивает постоянную форму тела червя. (Выделить особенности строения червя, связанные с паразитизмом.)

Пл. эпителий – продольные мышцы

Полость тела – жидкость под давлением ( форма) – органы – системы:

  1. п.с. – рот ( 3 губы) – глотка – кишечник – анальное отверстие
  2. половая система: раздельнополы – самка и самец

Рассмотреть характерные особенности строения и образа жизни детской острицы, пути заражения ею и меры предосторожности, направленные на предупреждение заражения яйцами остриц.

Острица, как и аскарида, - кишечный паразит. Форма тела удлиненная, размеры мелкие (длина самки 9-12 мм, самца - 2-5 мм). Тело червя покрыто плотной беловато-розовой оболочкой. В пери од размножения самка выползает из кишечника человека и откладывает на кожу яйца (ежедневно около 1200 яиц), вызывая зуд. Расчесывая место зуда, человек заносит под ногти яйца и вторично заражается острицами.

Обратить внимание на необходимость обследований, в ходе которых выявляются инвазии, а также рассказать о лечении и соблюдении правил личной гигиены.

1 Занятие 6 кп Тема: ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (Plathelminthes). Класс Ленточные черви /Cestoidea/ Основные вопросы темы: 1. Общая характеристика класса Ленточные черви. Представители: вооруженный цепень /Taenia solium/, невооруженный цепень /Taeniаrhynchиs saginatиs/, эхинококк /Echinococcus granulosus/, альвеококк /Alveococcus multilocularis/, карликовый цепень / Hymenolepis папа/, широкий лентец / Diphyllobothrium latum/. 2. Морфология и цикл развития названных представителей, пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики цестодозов. Работа 1. Особенности строения представителей класса Ленточные Внешнее строение ленточных гельминтов Передний конец гельминта, с органами фиксации (присосками, крючьями, ботриями) Зона роста гельминта, где образуются новые членики. Остальная часть гельминта, состоящая из разных по степени развития члеников Схема строения ленточных гельминтов Молодые членики с неразвитой половой системой, расположенные в части тела гельминта. Членики, содержащие сформированную половую систему, расположенные в части тела гельминта Членики, в которых осталась только матка, содержащая зрелые яйца, расположенные в части тела гельминта Работа 2. Вооруженный /Taenia solium/ и невооруженный /Taenlarhynchus saginatus/цепни Выполняя первые две работы по данной теме, следует изучать соответствующие препараты параллельно, сравнивая их. Вооруженный цепень /Taenia solium/ Невооруженный цепень /Taenlarhynchus saginatus/

2 а) Под малым увеличением микроскопа рассмотрите готовый микропрепарат сколекса б) Под малым увеличением микроскопа рассмотрите готовый микропрепарат гермафродитной проглоттиды сделайте обозначения сделайте обозначения долей яичника Рассмотрите зрелый членик и посчитайте количество боковых ответвлений матки. а) Под малым увеличением микроскопа рассмотрите готовый микропрепарат сколекса. Запишите отличительные особенности его строения. б) Рассмотрите под малым увеличением микроскопа и под препаровальной лупой окрашенный препарат гермафродитного членика. Запишите отличительные особенности его строения. доли яичника в) Рассмотрите препарат зрелой проглоттиды. Сосчитайте количество боковых ответвлений матки. Зарисуйте зрелую npoглоттиду, обозначьте количество боковых ответвлений матки. пар ответвлений в) обозначьте количество боковых ответвлений матки. пар ответвлений Рассмотрите при большом увеличении микроскопа яйца /онкосферы/ тениид. По внешнему виду яйца вооруженного и невооруженного цепней почти не отличаются. Они имеют шаровидную форму, окружены толстой, радиально исчерченной оболочкой коричневого цвета. Содержимое яйца зернистое, иногда через оболочки просвечивает зародыш с шестью крючьями. Зарисуйте яйца тениид. Работа 3. Жизненные циклы вооруженного /Taenia solium/ и невооруженного /Taenlarhynchus saginatus/ цепней А) Заполните таблицу Вооруженный цепень /Taenia solium/ 1 Невооруженный цепень /Taenlarhynchus saginatus/

3 Название заболевания Основной хозяин Промежуточный хозяин локализация паразита в организме человека путь заражения инвазионная стадия основные меры профилактики Диагностика Б) Составьте схему цикла развития вооруженного цепня. основной хозяин промежуточный хозяин В) Рассмотрите влажный препарат финнозного мяса. Найдите среди мышечных волокон финки, имеющие вид белых пузырьков. Работа 4. Эхинококк / Echinococcus granulosus/ 2

4 А) Рассмотрите демонстрационный препарат цепня эхинококка. Изучите влажный препарат эхинококкого пузыря. Зарисуйте мариту эхинококка и строение финны эхинококка и сделайте обозначения. Сделайте обозначения на схеме Марита Echinococcus granulosus Сделайте обозначения на схеме 1. головка 2. гермафродитный членик 3. зрелый членик Б) Финна эхинококка Эхинококковый пузырь 1.кутикулярная оболочка 2.зародышевая оболочка 3.дочерние пузыри Работа 5. Жизненный цикл эхинококка и альвеококка А) Заполните таблицу Название заболевания Основной хозяин Промежуточный хозяин локализация паразита в организме человека Механизм заражения путь заражения инвазионная стадия основные меры профилактики Диагностика Эхинококк /Echinococcus granulosus/ Б) Составьте схему цикла развития эхинококкоза 3 Альвеококк /Alveococcus multilocularis/

5 основной хозяин промежуточный хозяин Работа 6. Широкий лентец /Diphyllobothrium latum/ А)Рассмотрите влажный препарат Зрелый членик стробилы широкого лентеца. Рассмотрите невооруженным глазом и под лупой микропрепарат зрелого членика. Обратите внимание на ветви матки, благодаря чему она приобретает форму розетки. Зарисуйте и сделайте обозначения на схемах. Сколекс Б) Заполните таблицу Название заболевания локализация паразита в организме человека Окончательный хозяин Первый промежуточный хозяин Второй промежуточный хозяин (резервуар) путь заражения источник инвазии и факторы передачи инвазионная стадия диагностика основные меры профилактики В) Изучите цикл развития широкого лентеца и составьте схему его развития. 4

6 основной хозяин 2. промежуточный хозяин в воде 1. промежуточный хозяин в воде Работа 7. Карликовый цепень / Hymenolepis nаnа/. А) При малом увеличении микроскопа рассмотрите окрашенный тотальный микропрепарат карликового цепня. Обратите внимание на наличие на сколексе присосок и крючьев. Б) Заполните таблицу Название заболевания Основной хозяин Промежуточный хозяин локализация паразита в организме человека механизм передачи путь заражения факторы передачи инвазионная стадия диагностика основные меры профилактики В) Изучите цикл развития карликового цепня и составьте схему его развития. 5

7 Организм хозяина Внешняя среда Работа 8. Заполните таблицу: Разнообразие финн у ленточных червей Название цепня Название финн Строение финн цистицерк Ввернутый сколекс, с 4 присосками и венчиком из крючьев, величиной с рисовое зернышко цистицерк цистицеркоид Эхинококковый пузырь плероцеркоид Ввернутый сколекс, с 4 присосками, величиной с рисовое зернышко Ввернутый грушевидной формы сколекс, с 4 присосками и с хоботком венчика из крючьев. Пузырь наполненный жидкостью, размер от просяного зерна до головки новорожденного ребенка. Стенка пузыря состоит из 2х оболочек. Внутри пузыря сколекс из которого во внутрь отпочковываются дочерни пузыри из них внучатые. Ввернутый сколекс, с 2 ботриями. Работа 9. Проблемно-ситуационные задачи. 1. У больного в процессе обследования при подозрении на опухоль мозга обнаружен гельминтоз - цестодоз. Что именно? Каким методом лабораторной диагностики определили? 2. Больной жалуется на боли в животе, потерю аппетита, слабость и периодически наличие "лапши" / лент белого цвета / в испражнениях. Ваш диагноз? Как подтвердить? 3. У девочки сильно выражена анемия /дефицит витамина В 12 /, слабость. При тщательном обследовании выявлен цестодоз. Какой и как выявлен? 4. У ребенка в течение 2 лет наряду с болями в животе, потерей аппетита, от- 6

8 мечаются приступы типа эпилепсии. Неврологическое обследование патологии не выявило. Поставлен и подтвержден цестодоз. Какой и как? 5. Чем объяснить постоянную аутоинвазию 7-летнего ребенка гименолепидозом? 6. В цикле развития каких плоских гельминтов второй промежуточный хозяин - рыба? 7. У больного подозрение на опухоль печени и легкого /заболел охотник/. При детальном обследовании выявлен цестодоз. Какой и как? 8. Какими гельминтозами можно заразиться при употреблении свинины и говядины? Преподаватель: 7

, MD, University of Virginia School of Medicine

Last full review/revision July 2018 by Richard D. Pearson, MD

Все солитеры (цестоды) проходят через 3 стадии развития – яйца, личинки и взрослые особи. Взрослые особи населяют кишечник дефинитивного хозяина: плотоядных млекопитающих животных. Отдельные взрослые ленточные черви, инфицирующие человека, получили своё название от промежуточного хозяина:

Исключение составляет азиатский солитёр (Taenia asiatica), который во многих отношениях сходен с T. saginata, но заражение им происходит при употреблении свинины и ограничено азиатским регионом.

Яйца, отложенные взрослыми солитерами, живущими в кишечнике дефинитивного хозяина, выделяются с экскрементами в окружающую среду и поглощаются промежуточным хозяином (как правило, другой разновидности), где личинки развиваются, поступают в циркуляцию и инкапсулируются в мышцах или других органах. Когда промежуточного хозяина съедают, паразиты освобождаются от цист и развиваются до взрослых особей (ленточных червей) в кишечнике окончательного хозяина, возобновляя цикл. У некоторых видов цестод (например, T. solium), окончательный хозяин может также выступать промежуточным хозяином; то есть, если проглатывают яйца паразита, а не цисты, из яиц развиваются личинки, которые проникают в кровообращение и образуют цисты в различных тканях.

Взрослые солитеры – мультисегментированные плоские черви, у которых отсутствует пищеварительный тракт и они поглощают питательные вещества непосредственно из тонкой кишки хозяина. В пищеварительном тракте хозяина взрослые солитеры могут стать большими; самый длинный паразит в мире – солитер кита длиной 40 м, разновидность Polygonoporus sp.

У солитеров тело делится на три различаемых части:

Сколекс (головка) функционирует как орган крепления, который примыкает к слизистой оболочке кишечника.

Шея – несегментируемая область с высокой регенеративной способностью. Если при лечении не устранить шею и сколекс, может восстановиться весь червь.

Остальная часть червя состоит из многочисленных проглоттид (сегментов или члеников). Самые близкие к шее проглоттиды не дифференцируются. Поскольку проглоттиды передвигаются нижней/хвостовой частью, у каждой развиваются двуполые половые органы. Отдаленные от центра проглоттиды беременны и содержит в матке яйца.

Размер и морфология варьируют в зависимости от вида и зрелости.

Клинические проявления

Взрослые солитеры так хорошо приспосабливаются к условиям ЖКТ хозяина, что обычно вызывают минимальную симптоматику. Есть некоторые исключения. Тяжелые инфекции, вызванные Hymenolepis nana могут привести к дискомфорту в желудочно- кишечном тракте, диарее и потере веса; Diphyllobothrium latum может явиться причиной дефицита витамина B12 и мегалобластной анемии.

В отличие от взрослых особей ленточных червей, их личинки могут привести к развитию тяжелого и даже смертельного заболевания, когда они развиваются вне кишечника, особенно в головном мозге, также в печени, легких, глазах, мышцах и подкожно-жировой клетчатке. В организме человека T. solium вызывает цистицеркоз, а Echinococcus granulosus и E. multilocularis вызывают эхинококкоз. Личинки Spirometra SPP, Sparganum proliferum, T. multiceps и T. serialis также могут стать причиной инфекционных заболеваний у людей.

Диагностика

Диагностика инфекции, вызванной взрослыми особями ленточных червей, предполагает микроскопическое исследование кала

Для заболевания, вызванного личинками, – визуализация

Инвазия солитерами диагностируется по выявлению яиц или зрелых члеников в стуле. Заболевание, вызванное личиночной стадией паразита, лучше всего выявляется с помощью визуализации (например, КТ и/или МРТ головного мозга). Также помогают в диагностике серологические исследования.

Лечение

Противоглистный препарат празиквантел эффективен при лечении кишечных инфекций, вызванных цестодами. Никлозамид - является альтернативным препаратом, который недоступен в США. Нитазоксанид может быть использован для лечения инфекции, вызванной H. nana.

Некоторые внекишечные инфекции поддаются лечению противоглистными препаратами альбендазолом и/или празиквантелом; другие требуют хирургического вмешательства.

Профилактика

Предотвращение и контроль включают следующее:

Тщательное приготовление свинины, говядины, баранины, мяса дичи и рыбы (при этом рекомендуемые при приготовлении температура и время варьируются)

Длительное замораживание мяса, – в отношении некоторых ленточных червей (например, широкого лентеца)

Регулярная профилактика гельминтозов у собак и кошек

Предотвращение рециркуляции через хозяев (например, собаки едят мертвую дичь или домашний скот)

Сокращение и предотвращение наличия промежуточных хозяев, таких как грызуны, блохи и амбарные вредители

Санитарная обработка отходов человека

Копчение и вяление мяса являются неэффективными мерами для предотвращения инфекции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции