Кожно мускульный мешок у бычьего цепня

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (PLATHELMINTHES)

Класс Ленточные черви (Cestoda)

Бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его личинки развиваются в организме крупного рогатого скота.

Как все плоские черви, бычий цепень имеет двустороннюю симметрию. Развивается из 3 зародышевых листков: эктодермы, энтодермы и мезодермы.

Тело цепня состоит из маленькой головки (сколекса), короткой шейки и длинного лентовидного тела (рис. 103). На головке находятся 4 круглые, мускулистые присоски. С помощью присосок паразит прикрепляется к стенкам кишечника.

Тело длиной 4-10 метров состоит из многочисленных члеников (проглоттид). Их бывает около 1 тыс. Рост червя и увеличение числа члеников происходит всю его жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. В средней части тела находятся гермафродитные членики. Задняя часть тела червя состоит из зрелых члеников. Эти членики сильно вытянуты, видна разветвленная матка, имеющая 17 - 35 разветвлений с каждой стороны от продольного ствола. Тело червя покрыто кожно-мускульным мешком. Он состоит из эпителия и трех слоев мышц.

Тело плоских червей не имеет полости; пространство между органами заполнено паренхимой.

Пищеварительная система отсутствует. Паразит живет в тонкой кишке у человека, где находится переваренная пища. Эту пищу червь всасывает всей поверхностью тела.

Выделение осуществляется с помощью протонефридиалъной системы. Она состоит из многочисленных клеток звездчатой формы, расположенных по всей паренхиме, и системы отходящих от них разветвленных канальцев. Канальцы соединяются между собой, образуют два боковых канала, тянущихся вдоль всего тела



гельминта. В каждом членике боковые каналы соединены поперечными каналами. Боковые каналы открываются наружу выделительными порами. На внутренней поверхности каждой звездчатой клетки в просвет канальца отходит пучок ресничек. Звездчатые клетки вбирают из паренхимы жидкие продукты диссимиляции. Колебания ресничек способствуют продвижению жидкости в канальцы и далее по каналам к выделительным порам (рис. 104).

Протонефридиалъная система удаляет из организма продукты диссимиляции и регулирует осмотическое давление.

Кровеносной и дыхательной системы нет.

Нервная система состоит из парного головного нервного ганглия и двух боковых стволов, проходящих вдоль тела, соединенных поперечными перемычками.

Бычий цепень - гермафродит.

Членики, расположенные ближе к головке, не имеют половой системы.

По мере роста в члениках появляется сначала мужская, затем женская половая система. В средней части тела обе системы развиты хорошо. Мужская система состоит из семенников, семявыносящих канальцев, семяпровода, семяизвергателъного канала и

копулятивного органа. Семяпровод направляется к половой клоаке (полость, куда открываются протоки мужской и женской половых систем) и там открывается мужским половым отверстием. Женская половая система имеет яичник, разделенный на две доли, яйцевод, впадающий в оотип. В оотип поступает содержимое желточников, от него отходят неразветвленная слепо замкнутая матка, влагалище, которое открывается в половую клоаку рядом с мужским половым отверстием. В задних зрелых члениках цепня хорошо видна только разветвленная матка, заполненная яйцами. Внутри оболочки яиц формируется шестикрючный зародыш (онкосфера).

Развитие бычьего цепня происходит со сменой хозяина. Это - биогельминт. Членики с яйцами выходят с фекалиями наружу. За 1 сут из зараженного человека выделяется около 5 млн яиц. Для дальнейшего развития яйца должны попасть в организм промежуточного хозяина - крупного рогатого скота (рис. 105).

Крупный рогатый скот может проглотить яйца с травой. В кишечнике животного из яиц выходят личинки с 6 крючьями - онкосферы, которые попадают в кровеносную систему, разносятся по организму хозяина и попадают в мышцы. В мышцах онкосфера превращается в следующую личиночную стадию - финну (цистицерк). Финна имеет вид пузырька, заполненного жидкостью, внутрь которого ввернута головка. В недостаточно


прожаренном или проваренном мясе финны сохраняются живыми. Если человек, который является окончательным хозяином, съест такое мясо, то в его кишечнике головка цепня выворачивается из пузырька и с помощью присосок прикрепляется к стенке кишечника. Пузырек переваривается. От шейки начинают расти и отпочковываться членики. Заболевание, вызванное паразитированием бычьего цепня у человека, называется тениаринхоз.

Продукты диссимиляции паразита, попав в кишечник человека, всасываются, вызывая кишечные расстройства и развитие малокровия.

Для того чтобы не заболеть тениаринхозом, надо хорошо термически обрабатывать мясо крупного рогатого скота.

Вопросы для самоконтроля

  1. Где паразитирует бычий цепень у человека?
  2. У кого происходит развитие личинки?
  3. Какое строение имеет бычий цепень?
  4. За счет чего происходит рост червя?
  5. Чем покрыто тело бычьего цепня?
  6. Какое строение имеет выделительная система червя?
  7. Какое строение имеет нервная система червя?
  8. Какие системы органов у бычьего цепня отсутствуют?
  9. Какое строение имеет половая система бычьего цепня?
  10. Кто является промежуточным хозяином в цикле развития бычьего цепня?
  11. Как называется личинка, которая развивается в яйце, и какое строение она имеет?
  12. Как происходит заражение крупного рогатого скота?
  13. Что происходит с онкосферой в организме крупного рогатого скота?
  14. Как называется личинка, которая находится в мышцах крупного рогатого скота, и какое она имеет строение?
  15. Кто является окончательным хозяином в цикле развития бычьего цепня?
  16. Как человек заражается тениаринхозом?
  17. Что надо делать человеку, чтобы не заболеть тениаринхозом?

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.


Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

1. В приведенном списке организмов подчеркните те, которые от­носятся к типу Плоские черви:

аскарида человеческая, дождевой червь, печеночный сосальщик , бычий цепень , планария молочная .

2. Среди плоских червей есть:

только свободноживущие, только паразитические, свободноживущие и паразитические формы (нужное подчеркните).

3. Дополните предложения.

Кожно-мускульный мешок планарий состоит из эпителия и мышц трех видов: кольцевых, продольных, косых.

Впервые у плоских червей появилась билатеральная сим­метрия тела.

Пространство между кожно-мускульным мешком и внутренни­ми органами заполнено паренхимой .

Выделительная система плоских червей протонефридиального типа.

4. Распределите представителей типа Плоские черви по классам.

А. Ресничные черви
Б. Сосальщики
В. Ленточные черви
  1. Бычий цепень
  2. Белая планария
  3. Свиной цепень
  4. Печёночный сосальщик
  5. Морская планария

А — 2, 5
Б — 4
В — 1, 3

5. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения стадий развития печеночного сосальщика.


Цикл развития печеночного сосальщика

  1. циста
  2. взрослый червь
  3. яйцо
  4. личинка
  5. личинка в прудовике
  6. подвижная личинка

6. Отметьте признаки, характерные для всех видов плоских червей: планарии, печеночного сосальщика, бычьего цепня.

А. Плоские черви
Б. Планарии
В. Печёночный сосальщик
Г. Бычий цепень
  1. Свободный образ жизни
  2. Паразитирует в кишечнике человека
  3. На голове имеется четыре присоски
  4. Тело листовидной формы
  5. Покровы снабжены многочисленны­ми ресничками
  6. Двусторонне-симметричные жи­вотные
  7. Есть брюшная и околоротовая при­соски
  8. В теле различают головку, шейку, членики
  9. Есть пищеварительная система

А — 6
Б — 4, 1, 5, 9
В — 7, 9
Г — 8, 3, 2

7. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения отдельных стадий в цикле развития бычьего цепня. Стрелками укажите последова­тельность стадий.

  1. личинка
  2. финна
  3. яйца
  4. взрослый червь

Цикл развития бычьего цепня


8. Для плоских паразитических червей характерны две особенности: смена хозяев и чередование поколений, заключающееся в том, что происходит размножение не только взрослых форм, но и ли­чинок. Как можно объяснить появление таких приспособлений, выработанных в процессе эволюции, у этих организмов?

Такое приспособление появилось для увеличения плодовитости, что необходимо в связи со сложным циклом развития.

Все системы просто устарели, но нет кровной и дыхательной системы.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Кожный покров планарии образован:

  • а) одним слоем покровных клеток, несущих реснички;
  • б) слоем покровных клеток, не имеющих ресничек;
  • в) несколькими слоями покровных клеток;
  • г) двуслойной кожей.

2. Какие слои мышц расположены под кожными покровами белой планарии?

  • а) Кольцевые, продольные, косые;
  • б) только продольные;
  • в) кольцевые, продольные;
  • г) только кольцевые.

3. Переваривание пищи у планарии происходит в:

  • а) глотке;
  • б) слепозамкнутом сильно разветвленном кишечнике;
  • в) печени;
  • г) а + б.

4. Пищеварение у белой планарии:

  • а) полостное;
  • б) внутриклеточное;
  • в) полостное и внутриклеточное;
  • г) внеполостное и внутриклеточное.

5. Органами выделения у белой планарии являются:

  • а) протонефридии;
  • б) метанефридии;
  • в) почки;
  • г) мальпигиевы сосуды.

6. Печеночный сосальщик может заразить нового хозяина только в том случае, если:

  • а) яйца попадут в воду;
  • б) в водоеме будет обитать малый прудовик;
  • в) покоящиеся личинки будут проглочены новым хозяином;
  • г) а + б + в.

7. Основной хозяин — это организм:

  • а) в котором обитает личиночная стадия паразита или проис­ходит его бесполое размножение;
  • б) в котором паразит достигает половой зрелости или происходит его половое размножение;
  • в) в котором происходит большая часть цикла развития паразита;
  • г) которому паразит приносит наибольший вред.

8. Основным хозяином бычьего цепня может(-гут) быть:

9. Травинки из прибрежных зон водоемов нельзя брать в рот по­тому, что на них могут быть:

  • а) возбудители малярии;
  • б) яйца остриц;
  • в) неподвижные личинки печеночного сосальщика;
  • г) финны бычьего цепня.

10. Приспособлением плоских червей к паразитическому образу жизни является(-ются):

  • а) большая плодовитость;
  • б) смена хозяев;
  • в) наличие специальных органов прикрепления (присосок, крючков);
  • г) анаэробное дыхание;
  • д) а + б + в + г.

11. Отметьте признак, не характерный для представителей типа Плоские черви:

  • а) обособление головного отдела тела;
  • б) возникновение двусторонней симметрии тела;
  • в) наличие опорно-двигательной, пищеварительной, выдели­тельной, нервной и
  • половой систем органов;
  • г) появление мышечной, соединительной и нервной тканей;
  • д) гермафродитизм;
  • е) высокая регенерационная способность;
  • ж) раздельнополость.


Тест по биологии 7 класс по теме " Плоские черви"

Скачать:

Вложение Размер
test_po_biologii_7_klass_ploskie_chervi.docx 59.48 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос № 1 Характерен свободноживущий образ жизни

бычий цепень
белая планария
печеночный сосальщик

Вопрос № 2 Имеет хорошо развитую пищеварительную систему

бычий цепень
белая планария
печеночный сосальщик

Вопрос № 3 Пищеварительная система отсутствует

печеночный сосальщик
бычий цепень
белая планария

Вопрос № 4 Пищеварительная система развита слабо

печеночный сосальщик
бычий цепень
белая планария

Вопрос № 5 Есть глаза

печеночный сосальщик
бычий цепень
белая планария

Вопрос № 6 Хищник

белая планария
печеночный сосальщик
бычий цепень

Вопрос № 7 Имеется брюшная и ротовая присоска

бычий цепень
печеночный сосальщик
белая планария

Вопрос № 8 Головка снабжена крючьями

белая планария
бычий цепень
печеночный сосальщик

Вопрос № 9 На голове имеется 4 присоски

печеночный сосальщик
белая планария
бычий цепень

Вопрос № 10 Длина червя до 15 м

бычий цепень
белая планария
печеночный сосальщик

Вопрос № 11 Покровы снабжены многочисленными ресничками

печеночный сосальщик
белая планария
бычий цепень

Вопрос № 12 Паразитирует в кишечнике человека

печеночный сосальщик
белая планария
бычий цепень

Вопрос № 13 В цикле развития имеется два промежуточных хозяина - рачок-циклоп и окунь

печеночный сосальщик
белая планария
бычий цепень

Вопрос № 14 Имеет промежуточного хозяина - моллюск малый прудовик

белая планария
бычий цепень,
печеночный сосальщик

Вопрос № 15 В теле различают головку, шейку, членики

печенечный сосальщик
белая планария
бычий цепень

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ 7 класс

1.Выберите верное утверждение.

1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.

2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.

3. Среди плоских червей есть паразитические формы.

4. Тело представляет собой кожно-мускульный мешок.

5. Имеется полость тела.

6. Плоские черви имеют органы чувств.

7. Свободноживущие черви на переднем конце имеют щупальцевидные выросты, несущие органы чувств.

8. Размеры плоских червей изменяются от 4,5 см до 90 см.

9. Тело плоских червей представляет собой кожно-мускульный мешок, покрытый эпителием, покрывает мышечный слой. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

10. У плоских червей появляется кровеносная система.

11. Плоские черви раздельнополые.

12. Пищеварительная система представлена мускулистой глоткой с ротовым отверстием, обычно в центре брюшной стороны тела и кишкой. Пищеварительная система есть у всех представителей плоских червей.

13. Ленточные черви являются свободноживущими формами.

14. У ленточных червей отсутствует кишечник, питание происходит путем диффузии всей поверхностью тела.

Какие органы относятся к системам?

Б. Система канальцев

B. Звездчатые клетки

Д. Выделительные отверстия

Ж. Мозговые узлы (ганглии)

3. Нервные стволы

3. Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

A. Молочно-белой планарии

Б. Печеночного сосальщика

B. Бычьего цепня

1. Ведут паразитический образ жизни

2. Листовидная форма тела

3. Имеют присоски, шипы, крючья

4. Свободноживущая форма

6. Тело лентовидное, поделено на членики

7. Паразитирует в кишечнике

8. Паразитирует в печени

1. Промежуточный хозяин

2. Основной хозяин

3. Крупный рогатый скот

8. Печеночный сосальщик

5.Выберите правильный ответ.

1. Гельминтология – это наука, изучающая:

A. Живые организмы

Б. Внутреннее строение животных

B. Условия окружающей среды

Г. Червей, главным образом, паразитических

2. Выделительная система плоских червей:

A. Переваривает пищу

Б. Удаляет жидкие, вредные для организма продукты жизнедеятельности

B. Удаляет твердые непереваренные остатки

Г. Переносит кислород и углекислый газ

3. Паренхима – это:

A. Рыхлая соединительная ткань

Б. Наружный слой стенки тела

B. Внутренний слой стенки тела

Г. Органы чувств

4. К паразитам относятся:

A. Белая планария

B. Свиной цепень

Г. Печеночный сосальщик

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для проверки качества знаний, усвоение материала по данной теме.

Тест предназначен для промежуточного контроля знаний по теме "Плоские черви" и составлен из части А(6 заданий с выбором 1ответа), части В (2 задания на выбор трех ответов из 6; 1 задание на установлен.

6 вариантов карточек-заданий по теме.

Проверочная работа включает три типа заданий и может быть использована как при проверке домашнего задания, так и при обобщении учебного материала по теме "Черви".

Тест по биологии (7 класс) по теме "Кольчатые черви" для системы тестирования PROClass предназначен для проведения текущего контроля.

Тест по биологии (7 класс) по теме "Плоские черви" для системы тестирования PROClass предназначен для проведения текущего контроля знаний.

конспект урока в формате ФГОСраздаточный материал к урокупрезентация к уроку.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции