Корова и бычий цепень тип взаимоотношений

Класс: 9

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе.

Задачи: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы; формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, иллюстрации с изображениями различных типов взаимодействий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слайд №2, №3 (ответы на вопросы появляются по щелчку на вопрос).

III. Изучение нового материала.

Далее учитель говорит о том, что в природе взаимоотношения очень разнообразны, со многими учащиеся уже знакомы. Взаимодействия принято обозначать с помощью знаков: 0; +; -.

Слайд №4 - обозначения.

Учащиеся получают на столы картинки различных пар организмов с изображениями разных биотических взаимодействий.

Учитель предлагает назвать известные для них взаимодействия. В процессе изучения нового материала, учащиеся обращаются к изображениям, подтверждая, тот или иной тип взаимодействия.

Учащиеся (работа в малых группах) называют те взаимодействия, которые для них хорошо знакомы - хищничество, паразитизм, симбиоз, конкуренция.

Учитель должен сообщить ребятам о том, что, кроме 5 названных взаимодействий, существует еще один тип – нейтрализм(0;0) - межвидовое взаимодействие биотических факторов. Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно.

Учащиеся приводят примеры нейтральных отношений.

Учащиеся записывают обозначения в тетрадь:

Слайд №5

Взаимовыгодные отношения - отношения, при которых оба организма получают выгоду (Симбиоз, мутуализм, протокооперация).

Симбиоз – тесные неразделимые взаимовыгодные отношения, при которых два организма образуют неразделимое единое целое.

На слайде представлены: внешний вид лишайника, а также строение лишайника в разрезе (гифы грибов и водоросли).

Центральной Америке у одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стебле акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу, муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение - кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, они осветляют полг и обеспечивают для своей акации световой режим. Если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.

Слайд №6 (Анимация – трюк птички Тари, которая чистит зубы крокодилу.)

Мутуализм - отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Интересные случаи взаимопомощи у растений отмечаются в полупустынях Америки, где в естественных условиях растут кактусы. Кактусы обладают особым типом фотосинтеза – они днем фотосинтезируют при закрытых устьицах, чтобы не испарять воду, а ночью запасают углекислый газ. Такая экономия воды ведет к перегреву кактусов. Молодые кактусы на открытом солнце погибают. Спасают их растения – няни из семейства губоцветных, которые притеняют молодые растения. При увеличении осадков и более прохладном климате - в сухих горных лесах, в услугах растений – нянь они не нуждаются.

Слайд №7

Протокооперация - отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.

Слайд №8

Полезновредные отношения – паразитизм и хищничество.

Хищничество - способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), называемых хищниками, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных - жертв. Хищники первого порядка нападают на "мирных" травоядных животных, второго - на более слабых хищников. Способность "переключаться" с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.

Паразитизм - форма взаимоотношений организмов разных видов, при которой один их них (паразит) использует другого в качестве источника пищи и среды обитания, возлагая на него регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой.

По характеру связей со своим местообитанием различают несколько видов паразитов:

  • Эктопаразиты - питаются телом хозяина, находясь на его поверхности.
  • Эндопаразиты - внутренние паразиты, живущие внутри тела хозяина и питающиеся его соками и тканями.

По степени зависимости от хозяина:

  • Факультативные паразиты - способны жить и размножаться самостоятельно, независимо от хозяина, но ведущие паразитический образ жизни в случае снижения жизнестойкости
  • Облигатные паразиты - абсолютно неспособные жить и размножаться вне своего хозяина (полные паразиты).

Учащиеся приводят примеры:

  • блохи, клещи, вши; мучнистая роса – эктопаразиты;
  • клещи, пиявки, веслоногие ракообразные в жабрах рыб, глисты - эндопаразиты;

Слайд №9

Вреднонейтральные отношения – аменсализм.

Аменсализм - отношения, при которых один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Остановить слайд №9 и провести физкультминутку (дети должны представить себя в лесу, под звуки пения птиц, выполнить упражнения), в это время звучит пение птиц в лесу (звуковой файл).

Слайд №10, 11

Взаимовредные отношения - конкуренция (межвидовая и внутривидовая).

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.

Работа в малых группах: из предложенного списка составить пары, которые в природе конкурируют между собой (названия организмов можно использовать только один раз): ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, американская норка, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, европейская норка, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая.

Слайд №12

Полезнонейтральные отношения – комменсализм (квартиранство, нахлебничество, сотрапезничество).

Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны. При сотрапезничестве комменсальные отношения возникают на базе пищевых связей. Квартиранство (синойкия) - пространственное сожительство, полезное для одного и безразличное для другого. Поверхностное размещение мелких животных на крупных - эпиойкия, а размещение мелких организмов внутри крупных - эндойкия. При форезии мелкие слабоподвижные животные (комменсалы) используют крупных животных для расселения, прикрепляясь к их телу.

Квартиранство - отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Сотрапезничество - отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

Нахлебничество - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Учащиеся после просмотра должны назвать тип взаимодействия между бездомными собаками и крысами.

Слайд №13

Видеоролик о комменсализме – (колибри и клещ).

Комменсализм (квартиранство – колибри – транспортное средство для клещей, а с другой стороны - о конкуренции – клещи являются конкурентами колибри и еще о мутуалистических отношениях – клещи питаются нектаром строго определенных цветов)

В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют в тетради таблицу:

Типы биотических взаимодействий.

Тип взаимодействия

Вид 1

Вид 2

Характер взаимодействия

Примеры

Ни одна популяция не оказывает никакого воздействия на другую

а) Оба вида испытывают угнетение

б) Подавление особей внутри одного вида

а) Серая крыса - чёрная крыса

б) Самоизреживание у растений

Один вид испытывает угнетение, другой - безразличен

а) Один вид использует остатки пищи другого

б) Использование разных частей одного ресурса

в) Один вид использует другой в качестве жилья или убежища

а) Рыба - прилипала-акула

б) Копытные - сурки

в) Кольчатый червь-рак-отшельник

Один вид живет за счет другого, поселяясь внутри или на поверхности его тела

Хищник убивает жертву и съедает ее

Взаимовыгодное, но необязательное сотрудничество двух популяций

Пчелы - луговые травы

Выгодное и обязательное сотрудничество

Буйволовы птицы- носороги

Тесное обязательное взаимовыгодное сотрудничество

IV. Закрепление

Слайд№15, 16 (работают по принципу триггеров).

Слайд№17 (триггеры – при нажатии на кнопку появляется ответ (кнопка №1,2)

Слайд№18 - подбери пары (при нажатии на тип биотического взаимодействия в левой колонке, появляется стрелка, ведущая к правильному ответу в правой колонке).

Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары:

Примеры растений и животных

1. Какой экологический фактор ограничивает распространение растений на большую глубину?

1. Соленость воды

2. Недостаток света

3. Атмосферное давление

4. Недостаток минеральных веществ

Объяснение: во всех царствах есть более или менее приспособленные к экстремальным условиям среды организмы, но для каждой группы есть основные факторы, без которых она жить не сможет. Для растений таким фактором является солнечный свет (так как растения – фототрофы и без света не смогут построить органические вещества для своей жизнедеятельности). Правильный ответ – 2.

2. Влажность среды, необходимая для жизни организмов, - это фактор

Объяснение: влажность среды относится к факторам неживой среды, такие факторы называются абиотическими. Правильный ответ - 2.

3. Что служит ограничивающим фактором для растений степной зоны?

1. Недостаток влаги

2. Высокая температура

3. Недостаток минеральных веществ

4. Повышенное ультрафиолетовое излучение

Объяснение: в степной зоне очень низкая влажность и очень высокое испарение, поэтому у растений степной зоны имеется недостаток влаги. Правильный ответ - 1.

4. Какой из приведенных примеров иллюстрирует конкурентные отношения между организмами?

2. Дуб - белый гриб

3. Корова - бычий цепень

Объяснение: конкуренция - борьба за один и тот же источник питания (в данном случае). Белка питается различными орехами, семенами, плодами и т.д., но еще и насекомыми, птичьими яйцами и даже небольшими птицами и лягушками, такой же рацион и у дятла - они являются конкурентами. У дуба и белого гриба тип взаимоотношений - симбиоз, у коровы и бычьего цепня - паразитизм, у ужа и лягушки - хищничество. Правильный ответ - 1.

5. В какой тип отношений вступают сосна и подосиновик?

3. Хищник - жертва

Объяснение: между корнями деревьев и гифами грибов в лесах возникает симбиоз. Взаимодействие именно между грибов и деревом называется микориза. Микориза - это симбиоз гиф гриба и корней дерева, при этом дерево получает минеральные вещества, которые получаются при распаде органики в процессе обмена веществ гриба, а гриб потребляет готовые органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза в растении. Правильный ответ - 1.

6. Какой из приведенных примеров иллюстрирует отношения хищник-жертва?

1. Рак-отшельник - актиния

2. Шмель - клевер

3. Синица - гусеница

Объяснение: рак-отшельник и актиния живут во взаимовыгодных отношениях, ка и шмель с клевером. Синица ест гусеницу (такие отношения называются хищничеством - хищник-жертва), белка и дятел имеют сходный рацион питания, поэтому между ними тип взаимоотношений - межвидовая конкуренция. Правильный ответ - 3.

7. Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит

1. Микориза корней деревьев и гиф шляпочных грибов

2. Обитание кожного клеща на шерсти собаки

3. Подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц

4. Образование финны плоского червя в теле быка

Объяснение: симбиоз - отношения организмов, при которых оба организма получают только плюсы. Например, лишайники - симбиоз гриба и водоросли, таким образом осуществляется круговорот: водоросль производит органические вещества, а гриб - гетеротроф их разлагает до неорганических веществ. Еще одним вариантом симбиоза является взаимодействие корней дерева и гиф гриба, при этом дерево поставляет грибу органические вещества, а гриб расщепляет их до неорганических, таким образом осуществляется круговорот веществ. Правильный ответ - 1.

8. Как называют взаимоотношения собаки и пастбищного клеща?

Объяснение: пастбищный клещ является эктопаразитом собаки, поэтому их взаимоотношения называются паразитизмом. Правильный ответ - 4.

9. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?

1. Уменьшение скорости обмена веществ

2. Увеличение интенсивности фотосинтеза

3. Уменьшение интенсивности дыхания

4. Усиление испарения воды

Объяснение: основной энергодающий процесс в организме - дыхание. Часть получившейся энергии расходуется в тепло, поэтому, для охлаждения организма, нужно уменьшить интенсивность дыхания. Правильный ответ - 3.

10. Взаимные влияния организмов одного или разных видов друг на друга относят к факторам

Объяснение: взаимодействия организмов, влияние их друг на друга - биотические факторы, факторы живой природы. Правильный ответ - 2.

11. Как называют тип отношений между грибом-трутовиком и березой, на которой он обитает?

Объяснение: гриб-трутовик паразитирует на деревьях, не вступая с ними в симбиоз (такие отношения не называются микоризой). Правильный ответ – 4.

12. Отношения каких организмов служат примером симбиоза?

1. Клеща и собаки

2. Сосны и масленка

3. Щуки и карася

4. Растения росянки и насекомого

Объяснение: разберем каждую пару. Клещ паразитирует на собаке, между сосной и масленком симбиоз, который называется микориза (симбиоз гиф гриба и корней дерева), щука может съесть маленьких карасей - хищничество, росянка - хищное растение и ловит насекомых, то есть - хищничество. Правильный ответ - 2.

13. Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам

Объяснение: подкармливание осуществляется человеком, а воздействие человека называется антропогенным фактором. Правильный ответ – 2.

14. Все виды деятельности человека относят к факторам

Объяснение: биотические факторы - факторы живой природы, абиотические - неживой, антропогенные - факторы, связанные с деятельностью человека. Правильный ответ - 3.

15. У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие

1. Проявляется постоянство

2. Имеет случайный характер

3. Зависит от климатических условий

4. Имеет ритмичный характер

Объяснение: большинство растений и животных сталкиваются с людьми очень редко и такие встречи имеют случайный характер. Приспособления к антропогенным факторам есть только у домашних животных, так как они были выведены специально для жизни рядом с человеком. Правильный ответ - 2.

16. Высокая численность волков может быть ограничивающим фактором для

Объяснение: высокая численность будет ограничивающим фактором для организмов, которые являются пищей для волков. Таковыми являются зайцы-русаки. Правильный ответ - 1.

Задания для самостоятельного решения

1. Сигналом к осеннему перелету птиц в средней полосе России служит

1. Понижение температуры воздуха

2. Увеличение количества осадков

3. Наступление первых заморозков

4. Сокращение длины светового дня

Правильный ответ - 4.

2. Какой фактор лежит в основе сезонных изменений в жизни птиц?

1. Увеличение численности хищников

2. Нарушение биотических связей

3. Изменение температуры

4. Изменение длины светового дня

Правильный ответ - 4.

3. Отношения каких организмов служат примером конкуренции?

1. Волка и кабана

3. Пчелы и жука-короеда

4. Актинии и рака-отшельника

Правильный ответ - 2.

4. Самая низкая биомасса продуцентов характерна для

1. Лугов и болот

2. Смешанных и хвойных лесов

3. Тропических дождевых лесов

4. Тундры и пустыни

Правильный ответ - 4.

5. Взаимное влияние организмов одного или разных видов относят к факторам

Правильный ответ - 1.

6. Внешним сигналом, вызывающим наступление листопада у растений центральной полосы, служит

1. Накопление вредных веществ в листьях

2. Увеличение количества осадков

3. Сокращение длины светового дня

4. Уменьшение питательных веществ в почве

Правильный ответ - 3.

7. Минеральные вещества, используемые растениями в процессе почвенного питания, относят к группе факторов

Правильный ответ - 4.

8. К абиотическим факторам относят

1. Изменение температуры воздуха в течение сезона

2. Влияние растений на жизнь животных

3. Осушение заболоченных территорий

4. Конкуренцию растений за поглощение света

Правильный ответ -1.

9. Главный фактор, вызывающий листопад у растений, - изменение

1. Состава почвенного покрова

3. Продолжительности светового дня

Правильный ответ - 3.

10. Взаимные влияния организмов одного или разных видов друг на друга относят к факторам

Правильный ответ - 2.

11. Отношения каких организмов служат примером симбиоза?

1. Клеща и собаки

2. Сосны и масленка

3. Щуки и карася

4. Растения росянки и насекомого

Правильный ответ - 2.

12. Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам

Правильный ответ - 2.

13. Все виды деятельности человека относят к факторам

Правильный ответ - 3.

14. Какой фактор ограничивает жизнь растений на больших глубинах?

1. Питательные вещества

Правильный ответ - 3.

15. Недостаток какого экологического фактора вызывает появление светло-зеленых листьев у растений?

2. Углекислого газа

Правильный ответ - 3.

16. Каков характер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах?

1. Хищник - жертва

2. Паразит - хозяин

Правильный ответ - 3.

17. Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между

1. Особями разных видов

2. Популяциями разных видов

3. Личинками и взрослыми формами

4. Взрослыми особями вида

Правильный ответ - 3.

18. В окрестностях ряда городов происходит массовая гибель сосен из-за того, что в этих районах

1. Проявляется климатическая неустойчивость

2. Почва малоплодородна

3. Не проводится подкормка деревьев минеральными веществами

4. Воздух и почва сильно загрязнены промышленными отходами

Правильный ответ - 4.

19. Укажите абиотический фактор, необходимый для жизни растений.

1. Наличие углекислого газа в атмосфере

2. Внесение человеком минеральных удобрений

3. Наличие в экосистеме консументов

4. Конкуренция между соснами за свет

Правильный ответ - 1.

20. Взаимовыгодное существование бобовых растений и клубеньковых бактерий представляет собой

Правильный ответ - 3.

21. Как называют тип отношений между грибом-трутовиком и березой, на которой он обитает?

Правильный ответ - 1.

22. Интенсивность любого экологического фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности, называют

Правильный ответ - 3.

23. Какие взаимоотношения в биоценозе степи характерны для диких копытных животных разных видов?

Правильный ответ - 2.

24. Ограничивающим называют фактор, при наличии которого в популяции

1. Организмы нормально функционируют

2. Повышается приспособленность особей

3. Возникает экологическая изоляция

4. Существование вида становится невозможным

Правильный ответ - 4.

25. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?

1. Высокая температура

2. Недостаток влаги

3. Отсутствие перегноя

4. Ультрафиолетовые лучи

Правильный ответ - 2.

26. К абиотическим факторам относят

1. Подрывание кабанами корней

2. Обильный снегопад

3. Растительный опад

4. Нашествие саранчи

Правильный ответ - 2.

27. Антропогенными называют факторы

1. Связанные с деятельностью человека

2. Абиотического характера

3. Обусловленные историческими изменениями земной коры

4. Определяющие функционирование биогеоценозов

Правильный ответ - 1.

28. К антропогенным факторам, вызывающим сокращение численности популяции окуня в водоеме, относят

1. Образование ледяного покрова на поверхности водоема

2. Увеличение численности мальков других видов рыб

3. Загрязнение водоема сточными водами

4. Понижение температуры воды

Правильный ответ - 3.

29. Воздействие человека на жизнь любой экосистемы - пример фактора

Правильный ответ - 4.

30. Экологические факторы, характеризующие отношения в биогеоценозе между особями разных популяций, называют

Правильный ответ - 2.

31. Какой пример иллюстрирует проявление в природной среде биотического фактора?

1. Загрязнение водоемов, расположенных рядом с агроценозами

2. Поедание личинками божьей коровки яблоневой тли

3. Вымерзание проростков пшеницы при весенних заморозках

4. Понижение уровня грунтовых вод при длительной засухе

Правильный ответ - 2.

32. Согласно учению В. И. Вернадского о биосфере, известняки, каменный уголь образовались в результате

1. Оседания космической пыли

2. Деятельности живых организмов

3. Вулканической деятельности

4. Горообразовательных процессов

Правильный ответ - 2.

33. Какой фактор является ограничивающим для зерноядных птиц зимой в тайге?

1. Интенсивность освещения

2. Перепады атмосферного давления

3. Отсутствие насекомых

4. Высота снежного покрова

Правильный ответ - 4.

34. Одноклеточные зеленые водоросли вступают в симбиоз в лишайнике с

Правильный ответ - 4.

35. Рыхление почвы под кроной плодовых деревьев - это воздействие на растение фактора

Правильный ответ - 1.

36. Факторы, значение которых выходит за пределы выносливости организмов, называются

Правильный ответ - 4.

37. У покрытосеменных растений, обитающих в водной среде, по сравнению с наземными

1. Хорошо развиты ткани

2. Интенсивнее протекает фотосинтез

3. Слабо развита корневая система

4. Устьица расположены на нижней стороне листа

Взаимополезные отношения способствуют формированию устойчивых сообществ. Примерами таких отношений служат связи цветковых растений и их опылителей - мелких птиц, насекомых, летучих мышей.

Интересен пример взаимополезных отношений между муравьями и тлями Муравьи "разводят" тлей: охраняют их, переносят на самые нежные, молодые листочки, соком которых тли питаются. Но такая забота небескорыстна. Муравьи "доят" тлей: поглаживают их брюшко тлей, стимулируя выделение сладкой сиропообразной жидкости, которую очень любят.

Формы взаимополезных отношений очень разнообразны. Наиболее известен симбиоз - тесное физическое взаимовыгодное сожительство организмов разных видов . Классический пример симбиоза - лишайник, тело которого состоит из гриба и клеток водорослей Бобовые образуют симбиозы с клубеньковыми азотфиксирующими бактериями, которые формируются на их корнях и необходимы для азотного питания растений. Своеобразный симбиоз - микоризу - образуют некоторые виды деревьев и грибов. Любители собирать грибы знают, что подосиновики растут под осинами, подберезовики - под березами и т. п. Растения снабжают грибы органическими веществами, а грибы способствуют минеральному питанию растений.

Человек в своей практической деятельности должен учитывать эти сложившиеся отношения. Например, ошибочным было введение в подкормку сельскохозяйственных животных антибиотиков. Зоотехники, пытавшиеся сберечь их от инфекционных заболеваний, не учли, что антибиотики опасны для полезной микрофлоры пищеварительного тракта, благодаря которой растительноядные животные способны переваривать клетчатку, в их кишечнике синтезируются некоторые очень сложные незаменимые вещества, например, витамины. Применение антибиотиков повлекло за собой снижение массы тела животных, надоев молока у коров.

Полезно-нейтральные отношения выгодны одному партнеру и, как правило, безразличны для другого. Примером их может служить квартирантство - использование тела или построек (нор, гнезд) одних животных другими без вреда для хозяина . Так, в норах степных грызунов обитает, спасаясь от жары, огромное число мелких членистоногих - пауков, клещей, многоножек. Мальки рыб прячутся от хищников под зонтиками крупных медуз или между иглами морских ежей.

Интересные примеры квартирантства наблюдали работники Воронежского государственного заповедника, основным объектом охраны которого являются бобры. Хатки бобров превращались иногда в настоящие крепости: в них устраивали свои гнезда шершни, поселялись гадюки. В бобровых хатках было обнаружено более 10 видов пресмыкающихся, около 25 видов насекомых и клещей.

Другая форма полезно-нейтральных связей - нахлебничество . Птицы-падальщики поедают неиспользованные остатки "со стола" львов. Рядом с крупными морскими животными (акулами, дельфинами, черепахами) часто обитают небольшие рыбы-лоцманы, которые доедают остатки пищи сопровождаемых животных.

Разновидностью полезно-нейтральных отношений является расселение особей одних видов за счет других . Например, плоды многих растений имеют различные приспособления (выросты в виде крючков, липкую жидкость и др.) для прикрепления к шерсти животных, перьевому покрову птиц. Животные, передвигаясь на большие расстояния, способствуют широкому распространению таких растений. Например, мелкие клещи в качестве живого транспорта используют многих насекомых (мух, жуков).

Полезно-вредные отношения. Один из примеров такого типа отношений - хищничество . Это способ добывания пищи, при котором одни организмы ловят, умерщвляют и поедают другие организмы . Хищничество встречается среди всех типов животных, иногда среди грибов, насекомоядных растений.

Пластинчатый гриб вешенка, живущий на гниющих деревьях, выделяет особое вещество, обездвиживающее небольших круглых червей нематод. Затем гифы гриба опутывают этих червей и проникают в них. Некоторые микроскопические грибы выделяют на поверхность гиф липкое вещество, к которому приклеиваются мелкие насекомые и другие животные. После этого гифы образуют своеобразные петли, сжимающиеся, как аркан.

Венерина мухоловка и росянка не являются "чистыми" хищниками. Они способны образовывать органические вещества в процессе фотосинтеза. Мелкие насекомые, ставшие жертвами их охоты, - это дополнение к основному питанию этих растений.

Большинство хищников питаются не только особями одного какого-либо предпочитаемого вида, а охотятся на ту добычу, которая в данные момент наиболее доступна и многочисленна. Это позволяет им не быть зависимым от численности популяции какого-то одного вида. Так, добычей змей могут быть птицы и их яйца, лягушки, мелкие млекопитающие.

В отношениях "хищник-жертва" происходит постоянное совершенствование обеих сторон - и хищников, и жертв: выживают те "жертвы", которые лучше бегают или летают, имеют более чуткие органы слуха и зрения, более развитую нервную систему. Среди "хищников" больше шансов прокормиться, следовательно, выжить и дать потомство будут иметь те, кто обладает большей силой и выносливостью.

Многие организмы могут использовать особей других видов не только как источник питания, но и как место обитания . Такая форма связей получила название паразитизма или отношений "паразит - хозяин". Известно несколько десятков тысяч видов паразитических форм. Из них около 500 видов - паразиты человека, которые могут поражать практически все органы.

Паразитизм может быть временным, если организмом-хозяином пользуются короткое время, лишь для питания (например, постельный клоп, комары, блохи). Примерами постоянного паразитизма служат поселения в организме-хозяине представителей простейших (малярийного плазмодия, дизентерийной амебы), разных паразитических червей (аскариды, острицы, сосальщиков), представителей типа членистоногих (вшей и чесоточного зудня).

Переход к паразитическому образу жизни часто приводит к упрощению организации: у животных-паразитов отсутствуют органы зрения и слуха, упрощается строение нервной и пищеварительной систем, но хорошо развиты органы прикрепления к хозяину (присоски, крючки, коготки), большой продуктивности достигает половая система. Например, свиной цепень за сутки может образовывать до 5 млн. яиц.

Среди насекомых известны случаи, когда в качестве хозяина используются не только взрослые особи, но также яйца и гусеницы. Наездник и мелкобрюх, например, откладывают свои яйца в тело гусеницы капустной белянки, ткани которой служат пищей его будущему потомству.

В природе встречаются организмы, паразитирующие не только на животных, но и на растениях. Наиболее известны паразитические грибы и бактерии. Грибы рода Фитофтора, например, поражают такие культурные растения, как картофель, томаты, перец. Большой урон сельскому хозяйству причиняют головневые, ржавчинные, мучнисто-росяные грибы, поражающие зерновые и другие культуры.

Среди цветковых растений есть как паразиты - утратившие способность к фотосинтезу (повилика), так и полупаразиты - содержащие хлорофилл и использующие растение-хозяина как источник раствора минеральных солей (омела).

Отношения "паразит-хозяин" регулируют численность популяций хозяев, что особенно важно для популяций крупных хищников, у которых почти нет врагов (щука, орел, волк, медведь).

На знаниях этих закономерностей основаны биологические методы защиты культурных растений, которые человек использует в своей практике. Так, наездников разводят в лабораториях и эффективно снижают с их помощью численность насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур.

Биологические методы борьбы человек использует с древности. Еще 1000 лет назад аравийские садоводы для защиты финиковых пальм от вредного вида муравьев привозили из горных лесов колонии хищных лесных муравьев и пускали их "в атаку" на муравьев-вредителей. Китайские садоводы в древности использовали муравьев для борьбы с мандариновой листоверткой. Чтобы муравьям было легче передвигаться с одного дерева на другое, китайцы соединяли соседние деревья "мостиками" из бамбуковых палочек.

Химическая обработка сельскохозяйственных растений снижает численность их вредителей в 3-15 раз. Но медики и экологи уже давно указывают на опасность применения химических методов. Химические вещества, накапливаясь в сельскохозяйственных продуктах, в том числе молоке, приносят огромный вред здоровью человека, потребляющему такую продукцию. Таким образом, применение химических средств, хотя и дает сначала высокий экономический эффект в борьбе с вредителями, затем приводит к нежелательным результатам. По этой причине биологические методы защиты полезных человеку растений и животных, позволяющие сократить применение ядохимикатов, вызывают все больший интерес в мировой практике сельского хозяйства.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции