Какова особенность дыхательного процесса у бычьего цепня

Покров. Наружный слой тела — эктодерма, состоящая из покровных, стрекательных, кожно-мышечных, нервных клеток. Под эктодермой находится неклеточная мезоглея. Полость тела отсутствует.

Пищеварительная система. Представлена кишечной полостью, начинающейся ротовым отверстием и замкнутой на заднем конце. Полость выстлана энтодермой, клетки которой способны к фагоцитозу. Пищеварение как полостное, так и внутриклеточное (пищеварительные вакуоли). Непереваренные остатки выбрасываются через рот.

Дыхание. Кислород, растворенный в воде, поглощается всей поверхностью тела.

Выделение. Конечные продукты диссимиляции выводятся через эктодерму.

Нервная система. Имеет вид звездчатых нервных клеток, соединенных своими отростками. Активно реагирует на пищу и раздражения.

Органы чувств. He развиты. Осязание всей поверхностью, особенно чувствительны щупальца (чувствительные волоски), выбрасывающие стрекательные нити, убивающие добычу.

Размножение. Преобладает бесполое — почкование. Животные обоеполые (гермафродиты), в эктодерме развиваются яйцеклетки и сперматозоиды. Оплодотворение перекрестное, осуществляется чужими сперматозоидами, плавающими в воде.

Развитие. Из зиготы образуется двухслойная личинка с зачатком кишечной полости — планула, которая передвигается в воде и зимует на дне водоема. Взрослые гидры осенью погибают.

Регенерация хорошо развита.

Первые двухслойные древние животные, имеющие радиальную симметрию, кишечную (гастральную) полость и ротовое отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы (бентос) и плавающие (планктон), что особенно хорошо выражено у медуз. Хищники, питающиеся мелкими рачками, мальками рыб, водными насекомыми. Значительную роль в биологии южных морей играют коралловые полипы, образующие рифы и атоллы, которые служат убежищами и нерестилищами для рыб; в то же время они создают опасность для кораблей. Крупные медузы употребляются в пищу людьми, но они же наносят серьезные ожоги купающимся. Известняк рифов используют для украшений и как строительный материал. Однако, разрушая рифы, человек уменьшает рыбные богатства.

Наиболее известные рифы в южных морях — вдоль берегов Австралии, у Зондских островов, в Полинезии.

151
ТЕМА. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

Общая характеристика типа. Класс ресничные черви. Белая планария — представитель свободноживущих червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация. Класс ленточные черви. Бычий цепень. Паразитический образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Цикл развития и смена хозяев. Меры по предупреждению заражения.

Задание 28. Повторить учебный материал. Ответить на вопросы для самоконтроля. Выполнить контрольную работу № 30. Проанализировать конспект.

Вопросы для самоконтроля

По каким признакам выделен тип плоские черви?

Чем отличается симметрия тела плоских червей от симметрии тела кишечнополостных?

На какие классы делят тип плоские черви?

Каких животных называют паразитическими?

Кто считается окончательным и кто — промежуточным хозяином в цикле развития паразитических животных?

Каковы признаки более высокой организации (ароморфоз) у планарий по сравнению с кишечнополостными?

Какими клетками представлена мезодерма у плоских червей; почему их называют паренхиматозными червями?

Каковы признаки дегенерации у паразитических червей? Какие признаки приспособления к паразитизму (идиоадапта-ции) характерны для бычьего цепня?

Какова особенность дыхательного процесса у бычьего цепня? Какие отрицательные воздействия оказывает бычий цепень на организм человека?

На каком этапе жизненного цикла целесообразнее проводить борьбу с бычьим цепнем?

Каков цикл развития у печеночного сосальщика?

Какую роль в жизни сосальщика играет улитка прудовик малый?

Почему плоских червей называют гермафродитными животными?

Как объяснить большую плодовитость паразитических червей? Какие существуют меры борьбы с паразитическими червями?

Контрольная работа № 30

1. Какая симметрия характерна для тела плоских червей (радиальная, двусторонняя)?

152
2. Из какого зародышевого листка плоских червей образуется паренхима (эктодерма, мезодерма, энтодерма)?

3. Какова роль паренхимы в теле плоских червей (защита, движение, запасание воды и питательных веществ)?

4. Какая полость тела имеется у плоских червей (первичная, вторичная)?

5. Как выводятся из организма планарии продукты метаболизма (поверхность тела, рот, анальное отверстие)?

6. Какие органы выделения имеются у бычьего цепня (выделительные трубочки, почка, кожа; органы выделения отсутствуют)?

7. Что служит источником заражения человека бычьим цепнем (яйца, финна, личинка)?

8. Что служит источником заражения животного бычьим цепнем (яйца, финна, личинка)?

9. Как объяснить отсутствие пищеварительных органов у паразитических ленточных червей (ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация)?

Общая характеристика типа. Класс Ресничные черви. Белая планария — представитель свободноживущих червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация. Класс Ленточные черви. Бычий цепень. Паразитический образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Цикл развития и смена хозяев. Меры по предупреждению заражения.

• Повторить учебный материал.

• Ответить на вопросы для самоконтроля.

• Выполнить контрольную работу № 39.

• Проанализировать конспект, таблицу 83, схемы 49, 50.

• Изучить рисунки 71,72.

Вопросы для самоконтроля

• По каким признакам выделен тип плоские черви?

• Чем отличается симметрия тела плоских червей от симметрии тела кишечнополостных?

• На какие классы делят тип плоские черви?

• Каких животных называют паразитическими?

• Кто считается окончательным и, кто — промежуточным хозяином в цикле развития паразитических животных?

• Каковы признаки более высокой организации (ароморфоз) у планарий по сравнению с кишечнополостными?

• Какими клетками представлена мезодерма у плоских червей; почему их называют паренхиматозными червями?

• Каковы признаки дегенерации у паразитических червей?

• Какие признаки приспособления к паразитизму (идиоадаптации) характерны для бычьего цепня?

• Какова особенность дыхательного процесса у бычьего цепня?

• Какие отрицательные воздействия оказывает бычий цепень на организм человека?

• На каком этапе жизненного цикла целесообразнее проводить борьбу с бычьим цепнем?

• Каков цикл развития у печеночного сосальщика?

• Какую роль в жизни сосальщика играет улитка прудовик малый?

• Почему плоских червей называют гермафродитными животными?

• Как объяснить большую плодовитость паразитических червей?

• Какие существуют меры борьбы с паразитическими червями?

Контрольная работа № 39

1. Какая симметрия характерна для тела плоских червей (радиальная, двусторонняя)?

2. Из какого зародышевого листка плоских червей образуется паренхима (эктодерма, мезодерма, энтодерма)?

3. Какова роль паренхимы в теле плоских червей (защита, движение, запасание воды и питательных веществ)?

4. Какая полость тела имеется у плоских червей (первичная, вторичная, не выражена)?

5. Как выводятся из организма планарии конечные продукты пищеварения (поверхность тела, рот, анальное отверстие)?

6. Какие органы выделения имеются у бычьего цепня (выделительные трубочки, почка, кожа; органы выделения отсутствуют)?

7. Что служит источником заражения человека бычьим цепнем (яйца, финна, личинка)?

8. Что служит источником заражения животного бычьим цепнем (яйца, финна, личинка)?

9. Как объяснить отсутствие пищеварительных органов у паразитических ленточных червей (ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация)?

10. Какой этап диссимиляции является конечным у паразитических червей (подготовительный, бескислородный, кислородный)?

11. Какие части тела имеются у финны (головка с четырьмя присосками, шея, членики тела)?

12. На какой стадии развития бычьего цепня образуются три пары крючков (финна, личинка, взрослый цепень)?

13. Какого типа нервная система у бычьего цепня (диффузная, нервная цепочка, нервные стволы, нервная трубка)?

Класс Ресничные черви. Белая планария

Строение тела. Свободноплавающие с помощью ресничек водные животные. Симметрия двусторонняя. Тело листовидное, уплощенное, длиной до 2 см. Имеется передний и задний концы тела, спинная и брюшная стороны. Тело трехслойное: эктодерма, мезодерма и энтодерма.

Покров. Ресничный эпителий, образованный эктодермой, к которому прикреплены мышцы — продольные, кольцевые и косые, вместе образующие кожно-мускульный мешок. Мышцы образуются из мезодермы.

Полость тела. Отсутствует. Пространство между энтодермой и эктодермой заполнено паренхимой. Паренхима служит прокладкой между всеми внутренними органами.

Пищеварительная система. Рот на брюшной стороне тела; глотка свободно выбрасывается наружу; кишка с тремя ответвлениями. Пищеварение внутриклеточное, частично в полости кишечника. Кишечник слепо замкнут. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот. Хищное животное.

Дыхание. Кожное; поглощает кислород, растворенный в воде.

Выделительная система. Две выделительные трубочки с многочисленными ответвлениями заканчиваются выделительными порами. По ним движется полостная жидкость и выводятся конечные продукты жизнедеятельности. Элементарная единица выделительной системы протонефридии.

Нервная система. Головной нервный узел, от которого отходят два основных нервных ствола с многочисленными нервами.

Органы чувств. Два глаза на переднем конце тела, осязательные головные лопасти.

Размножение. Половое. Гермафродит. Имеются два яичника и 200-300 семенников. Оплодотворение внутреннее, перекрестное.

Развитие. Оплодотворенные яйца откладываются в плотной оболочке — коконе, где развиваются маленькие планарии. Через разрыв в стенке они выходят наружу.

Регенерация. Хорошо развита.


Рис. 71. Плоский червь на поперечном срезе:

1 — половые клетки, 2 — энтодерма, 3 — эктодерма, 4 — продольные и косые мышцы, 5 — кольцевые мышцы, 6 — паренхима, 7 — продольные нервные стволы,

8 — половое отверстие, 9 — выделительная пора, 10 — протонефридий, 11 — полость кишки


Рис. 72. Белая планария:

1 — внешний вид планарии (увеличена), 2 — пищеварительная система, 3 — нервная система, 4 — половая система,

5 — выделительная система, 6 — протонефридий с пламенной клеткой (в центре пучок ресничек)

Класс Ленточные черви. Бычий цепень

Строение тела. Тело трехслойное, лентовидной формы, членистое. Симметрия двусторонняя. Голова с четырьмя присосками, узкая шейка и членики тела (до нескольких тысяч). Длина червя 4-10 м. Цвет бело-желтый.

Покров. Кожа с кутикулой, к которым прицеплены продольные и кольцевые мышцы, вместе образующие кожно-мускульный мешок.

Полость тела. Отсутствует, она заполнена паренхимой.

Пищеварительная система. Отсутствует в связи с паразитизмом в кишечнике хозяина — человека или животного. Цепень всасывает переваренную пищу всей поверхностью тела.

Дыхательная система. Отсутствует, так как среда обитания — кишечник человека или животного, где нет кислорода. Конечный этап расщепления органических веществ бескислородный.

Выделительная система. Выделительные трубочки, соединяющиеся в два канала, открываются наружу на последнем членике. Через протонефридии выводятся жирные кислоты, мочевина, соли мочевой кислоты (ядовитые для человека).

Нервная система. Менее развита, чем у планарии. Головной нервный узел, от которого отходят два нервных ствола и нервы.

Органы чувств. Отдельные осязательные и хемочувствительные клетки.

Размножение. Половое. Гермафродит. В каждом членике семенники, яичники и матка, в которой развиваются оплодотворенные яйца. Оплодотворение или между члениками, или самооплодотворение. Оплодотворенные яйца выводятся наружу с последним члеником цепня.

Развитие: яйцо (на траве) — желудок животного — личинка — кишечник — кровь — мышцы — финна (в мясе) — желудок человека — кишечник — цепень (см. схему 49).

К теме: РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

  1. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле.
  2. Создание культурных растений человеком. Достижения советских ученых в выведении новых сортов растений.
  3. Какая эра следует за звездной эрой?
  4. Назовите эры в хронологическом порядке.
  5. На какие периоды делят палеозойскую эру?
  6. Назовите периоды мезозойской эры.
  7. В какую эру возникли на Земле живые организмы?
  8. Как питались первые живые организмы?
  9. Какие организмы являются общими предками растений и животных?
  10. Когда возникли первые автотрофные организмы?
  11. Какие организмы господствовали в протерозое и стимулировали развитие животного мира в морях?
  12. В каком периоде палеозойской эры растения вышли на сушу? Какие это были растения?
  13. Какие растения господствовали в каменноугольном периоде и благодаря чему этот период получил свое название?
  14. Почему семенные растения победили в борьбе за существование?
  15. В какой эре и каком периоде появились на Земле покрытосеменные растения?
  16. Какую роль (положительную и отрицательную) оказывает человек на дальнейшее развитие растительного мира?
  17. Какие мероприятия проводятся в нашей стране по охране редких и исчезающих видов растений?
  18. Что такое Красная книга флоры СССР?

Ц А Р С Т В О Ж И В О Т Н Ы Е

К теме: ЗООЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ

  1. Зоология - наука о животных.
  2. Значение животных в природе и жизни человека.
  3. Сходство и отличие животных и растений.
  4. Классификация животных.

К теме: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

  1. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов.
  2. Оплодотворение.
  3. Развитие зародыша у животных.
  4. Дробление. Стадии бластулы и гаструлы.
  5. Зародышевые листки.
  6. Закладка и взаимодействие частей развивающегося зародыша.
  7. Вредное влияние алкоголя и курения на развитие организма человека.
  8. Что развивается из зиготы?
  9. Чем характеризуется процесс дробления?
  10. Какой набор хромосом у зиготы, у бластомеров?
  11. Как образуется бластула?
  12. Какие организмы всю жизнь живут на стадии бластулы?
  13. Как формируется гаструла?
  14. Где образуется первичное ротовое отверстие?
  15. Что такое первичная полость тела?
  16. Почему гастральная полость называется кишечной?
  17. Как называются зародышевые листки у гаструлы?
  18. Какие животные всю жизнь живут на стадии гаструлы?
  19. Где закладывается и как называется третий зародышевый листок?
  20. Чем обусловлено появление вторичной полости тела?
  21. Какие системы органов формируются из эктодермы, энтодермы и мезодермы?
  22. Из каких зародышевых листков закладываются хорда и нервная трубка?
  23. Каковы различия на ранних этапах развития зародыша у животных?
  24. Как с позиции биогенетического закона Мюллера - Геккеля объяснить тот факт, что все многоклеточные организмы проходят стадию бластулы, гаструлы?
  25. В какой последовательности закладываются системы органов в процессе онтогенеза?
  26. В какой последовательности появлялись органы животных в процессе эволюции?

СИСТЕМАТИКА БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

К теме: ТИП ПРОСТЕЙШИЕ

  1. Общая характеристика типа.
  2. Класс корненожки. Амеба обыкновенная. Среда обитания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Инцистирование.
  3. Класс жгутиковые. Эвглена зеленая - одноклеточный организм с признаками животного и растения.
  4. Класс инфузории. Инфузория туфелька. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Раздражимость.
  5. Многообразие и значение простейших.
  6. Малярийный паразит - возбудитель малярии. Ликвидация малярии как массового заболевания в СССР.
  7. По каким признакам выделен тип простейших?
  8. Чем различаются классы типа простейших между собой?
  9. Какие органеллы характерны для клеток различных простейших?
  10. Что называют фагоцитозом и пиноцитозом?
  11. Какие признаки характерны для простейших как животных организмов?
  12. Почему простейших считают самыми примитивными животными?
  13. На какой стадии индивидуального развития особей живут простейшие на протяжении всей жизни?
  14. В каких условиях среды обитают представители простейших?
  15. Как осуществляется осморегуляция у простейших?
  16. У каких простейших существует половой процесс и какое это имеет значение?
  17. Какие реакции на раздражители наблюдаются у простейших?
  18. В каком состоянии переживают простейшие неблагоприятные условия?
  19. Что такое инцистирование?

К теме: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

  1. Общая характеристика типа.
  2. Пресноводный полип - гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлексы. Регенерация.
  3. Размножение вегетативное и половое.
  4. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение.
  5. По каким признакам выделен тип кишечнополостные?
  6. На какой стадии индивидуального развития особи живут кишечнополостные весь жизненный цикл?
  7. Сравните строение гаструлы со строением тела гидры.
  8. Какую полость тела называют кишечной?
  9. Какие слои выделяют в теле гидры?
  10. Какие клетки дифференцируются в эктодерме, в энтодерме?
  11. Какая симметрия характерна для тела кишечнополостных и с чем это связано?
  12. Имеются ли у кишечнополостных системы органов?
  13. Как поступает пища и выбрасываются конечные продукты пищеварения у гидры?
  14. Как у гермафродитной гидры происходит оплодотворение?
  15. На какой стадии гидра переносит зиму?
  16. Чем различается передвижение гидры и медузы?
  17. Какие кишечнополостные образуют колонии и почему появилась такая форма жизни?

К теме: ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

  1. Общая характеристика типа.
  2. Класс ресничные черви. Белая планария - представитель свободноживущих червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация.
  3. Класс ленточные черви. Бычий цепень. Паразитический образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Цикл развития и смена хозяев. Меры по предупреждению заражения.
  4. По каким признакам выделен тип плоские черви?
  5. Чем отличается симметрия тела плоских червей от симметрии тела кишечнополостных?
  6. На какие классы делят тип плоские черви?
  7. Каких животных называют паразитическими?
  8. Кто считается окончательным и кто - промежуточным хозяином в цикле развития паразитических животных?
  9. Каковы признаки более высокой организации (ароморфоз) у планарий по сравнению с кишечнополостными?
  10. Какими клетками представлена мезодерма у плоских червей; почему их называют паренхиматозными червями?
  11. Каковы признаки дегенерации у паразитических червей?
  12. Какие признаки приспособления к паразитизму (идиоадаптации) характерны для бычьего цепня?
  13. Какова особенность дыхательного процесса у бычьего цепня?
  14. Какие отрицательные воздействия оказывает бычий цепень на организм человека?
  15. На каком этапе жизненного цикла целесообразнее проводить борьбу с бычьим цепнем?
  16. Каков цикл развития у печеночного сосальщика?
  17. Какую роль в жизни сосальщика играет улитка прудовик малый?
  18. Почему плоских червей называют гермафродитными животными?
  19. Как объяснить большую плодовитость паразитических червей?
  20. Какие существуют меры борьбы с паразитическими червями?

К теме: ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ

  1. Общая характеристика типа.
  2. Человеческая аскарида. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Вред аскариды. Меры предупреждения заражения.
  3. Острица. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.
  4. Какое биологическое значение имеет подразделение тела червей на головной и хвостовой концы?
  5. Что образуется из мезодермы у круглых червей?
  6. Почему паразитические черви не расщепляются пищеварительными соками хозяина?
  7. Чем заполнена полость тела у круглых червей?
  8. Какие системы органов ограничивают первичную полость тела (протоцель) у аскариды?
  9. Какие признаки более высокой организации характерны для круглых червей по сравнению с плоскими червями?
  10. Что такое пищеварительная трубка и у каких животных она впервые появляется?
  11. Чем отличается кишечная полость (гастральная) от первичной полости тела?
  12. На какой стадии развития аскарида нуждается в кислороде?
  13. Каковы меры борьбы с паразитическими круглыми червями?
  14. Какие вредители сельскохозяйственных растений являются представителями типа круглых червей?

К теме: ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

  1. Общая характеристика типа.
  2. Класс малощетинковые. Дождевые черви. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение.
  3. Значение дождевых червей в почвообразовании.
  4. Каково происхождение вторичной полости тела?
  5. Какие ткани образуются из мезодермы у кольчатых червей?
  6. Из чего состоит кожно-мускульный мешок у дождевого червя?
  7. Как разносится кислород по телу кольчатых червей?
  8. Какого цвета кровь у дождевого червя и почему?
  9. Какие функции выполняет кровь?
  10. Что такое замкнутая кровеносная система?
  11. Каково строение кровеносной системы и как по ней циркулирует кровь у дождевого червя?
  12. Какое строение тела называют метамерным - членистым?
  13. Какие структуры повторяются в каждом членике дождевого червя?
  14. С чем связана высокая способность к регенерации у дождевого червя?
  15. Каково строение пищеварительной трубки у кольчатых червей?
  16. Как происходит процесс дыхания у малощетинковых и у многощетинковых червей?
  17. Где расположены половые органы у червя?
  18. Как происходит процесс обмена семенной жидкостью у дождевых червей?
  19. Как осуществляется оплвдотворение у гермафродитного червя?
  20. Какие признаки более высокой организации имеются у кольчатых червей пэ сравнению с плоскими и круглыми червями?
  21. Какого типа нервная система развита у дождевого червя и есть ли у него органы чувств?
  22. В каких органах выделения очищается кровь у кольчатых червей?
  23. Какова роль кольчатых червей в почвообразовательном процессе?
  24. Какие особенности многощетинковых червей являются признаками более высокой их организации?

К теме: ТИП МОЛЛЮСКИ

  1. Общая характеристика типа.
  2. Класс брюхоногие. Большой прудовик. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности. Морские и наземные брюхоногие, их значение.
  3. Класс двустворчатые. Беззубка. Образ жизни и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности. Морские двустворчатые. Значение двустворчатых моллюсков.
  4. Какие признаки отличают тип моллюсков от других типов животных?
  5. На какой стадии развития моллюска заметно его сходство с кольчатым червем?
  6. На какие классы подразделяют тип моллюсков?
  7. Какие признаки характерны для класса брюхоногих?
  8. Чем отличаются двустворчатые моллюски от брюхоногих?
  9. Какие особенности характерны для класса головоногих?
  10. Из каких веществ и слоев состоит раковина моллюсков?
  11. Что такое мантия и мантийная полость у моллюсков?
  12. Как устроено сердце у представителей разных классов моллюсков?
  13. Как движется кровь у животного с незамкнутой кровеносной системой?
  14. Какую роль играют сифоны у двустворчатых моллюсков?
  15. Какой орган дыхания появляется у моллюсков впервые?
  16. Какая пищеварительная железа появляется у моллюсков впервые?
  17. Что служит у моллюсков органом выделения?
  18. Чем отличается нервная система беззубки от нервной системы прудовика?
  19. Каковы признаки более высокой организации брюхоногих моллюсков?
  20. Как размножается беззубка?
  21. У каких моллюсков из класса брюхоногих и двустворчатых редуцируется раковина?
  22. Какие моллюски имеют промысловое значение?
  23. Какой представитель типа моллюсков является промежуточным хозяином паразитических червей?
  24. Какие моллюски являются вредителями грибов, сельскохозяйственных растений?
  25. Какова роль моллюсков в биологической очистке водоемов?

К теме: ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

  1. Общая характеристика типа. Класс ракообразные.
  2. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.
  3. Класс паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение.
  4. Класс насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Процесс жизнедеятельности. Размножение. Типы развития.
  5. Отряды насекомых с полным превращением.
  6. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство.
  7. Двукрылые. Комнатная муха, оводы.
  8. Перепончатокрылые. Медоносная пчела и муравьи. Инстинкт. Наездники.
  9. Биологический способ борьбы с вредителями.
  10. Отряд насекомых с неполным превращением.
  11. Прямокрылые. Перелетная саранча - опасный вредитель сельского хозяйства.
  12. Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их видового многообразия.

Ракообразные

  1. Из каких частей состоит тело рака?
  2. Сколько пар ходильных ног у рака?
  3. Какие функции выполняют различные конечности рака?
  4. В каком направлении рак движется на суше, в воде?
  5. Как происходит линька у рака?
  6. Из каких веществ состоит панцирь рака?
  7. Обладает ли рак способностью к регенерации?
  8. Имеется ли у ракообразных кожно-мускульный мешок?
  9. Чем питаются раки?
  10. Как устроена пищеварительная система у раков?
  11. Чем характеризуется система кровообращения и дыхания у рака?
  12. Где расположена и какую функцию выполняет зеленая железа?
  13. Какого типа нервная система у рака?
  14. Как устроены глаза рака?
  15. Где расположен и как функционирует орган равновесия у рака?
  16. Где вынашивается новорожденное потомство рака?
  17. Почему циклопов и дафний относят к низшим ракообразным?
  18. Какую роль в биоценозе водоемов играют ракообразные?
  19. Какие промысловые ракообразные вам известны?

Паукообразные

  1. Чем отличаются паукообразные от ракообразных по строению тела?
  2. Где обитают паукообразные?
  3. Когда появились на Земле пауки?
  4. В чем особенность образа жизни паука-крестовика?
  5. Какие приспособления имеются в организме паука для ловли добычи?
  6. Какую роль играет ядовитый сок паука?
  7. Что такое внеорганизменное пищеварение?
  8. Какую роль в природе играют пауки?
  9. Какую форму имеет сердце паука и где оно расположено?
  10. Как движется кровь по телу паука?
  11. Чем представлены органы дыхания у паука?
  12. Что называют "мозгом" у паука?
  13. Сколько и какие глаза имеет паук?
  14. Сколько лет живут самки и самцы паука-крестовика?
  15. Где выводятся паучата?
  16. Чем отличаются клещи от пауков?
  17. Каково значение клещей в природе?
  18. Что вызывает энцефалит у человека?
  19. Кто является возбудителем чесотки?
  20. Какие меры предосторожности необходимы для защиты от поражения клещом?
  21. Что нужно предпринять в случае проникновения клеща под кожу?
  22. В чем проявляется вред паразитических клещей для сельскохозяйственных растений, запасов зерна, пчел, домашней птицы и других животных?
  23. Какие ядовитые паукообразные обитают в пустынной зоне?

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.


1. метод рекомбинантных плазмид

2. соматическая гибридизация

3. выращивание клеток и тканей на питательных средах

4. межвидовая гибридизация растений

5. испытание производителя по потомству

Какое число аминокислот зашифровано в участке гена, содержащего 129 нуклеотидных остатков?

1. состоят из триплетов микротрубочек

2. участвуют в процессе биосинтеза белка

3. формируют веретено деления

4. образованы белком и РНК

5. состоят из двух субъединиц

Установите соответствие между свойством или функцией органических веществ и их видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СВОЙСТВО ИЛИ ФУНКЦИЯ

А. растворимы в воде

В. составляют основу клеточных мембран

Г. состоят из остатков глицерина и жирных кислот

Д. образуются в результате расщепления крахмала

Сколько типов гамет образует особь, гетерозиготная по одному гену?

1. случайная встреча гамет при оплодотворении

2. спирализация хромосом

3. репликация ДНК в интерфазе

4. рекомбинация генов при кроссинговере

5. независимое расхождение хромосом в мейозе

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


А. внутренние слизистые покровы

В. тканевая жидкость

Д. эпителий альвеол

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких животных относят к классу пресмыкающихся?

1. обыкновенная гадюка

2. прудовая лягушка

3. обыкновенный тритон

4. нильский крокодил

6. живородящая ящерица

Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Г. камчатский краб

Д. черноморская креветка

Е. постельный клоп

Установите последовательность расположения систематических категорий, используемых при классификации растений, начиная с наибольшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

3. фиалка трехцветная

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сердечная мышца человека характеризуется

1. наличием поперечной исчерченности

2. обилием межклеточного вещества

3. самопроизвольными ритмичными сокращениями

4. наличием веретеновидных клеток

5. многочисленными соединениями между клетками

6. отсутствием ядер в клетках

Установите соответствие между железой и типом секреции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите последовательность движения крови по сосудам большого круга кровообращения. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. воротная вена печени

3. желудочная артерия

4. левый желудочек

5. правое предсердие

6. нижняя полая вена

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит

1. редукция органов чувств у ленточных червей

2. редукция задних конечностей у кита

3. отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4. отсутствие конечностей у змеи

5. отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6. потеря страусом способности к полету

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. рыжий таракан

1. биологический прогресс

2. биологический регресс

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса — дубраве

1. короткие пищевые цепи

2. устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3. начальное звено цепи питания представлено растениями

4. популяционный состав животных не изменяется во времени

5. источник первичной энергии — солнечный свет

6. в почве отсутствуют редуценты

Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. гибель деревьев при лесном пожаре

Б. распространение семян растений птицами

В. понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных

Г. санитарная вырубка леса

Д. использование паразитами питательных веществ организма хозяина

Е. затопление растений луга при разливе реки

Определите последовательность процессов, обеспечивающих биосинтез белка. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. образование пептидных связей между аминокислотами

2. присоединение антикодона тРНК к комплементарному кодону иРНК

3. синтез молекул иРНК на ДНК

4. перемещение иРНК в цитоплазме и ее расположение на рибосоме

5. доставка с помощью тРНК аминокислот к рибосоме

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Органоид клетки Число мембран органоида Функция
(А) одномембранный расщепление органических веществ клетки
рибосома (Б) биосинтез белка
хлоропласт двумемранный (В)

1. комплекс Гольджи

2. синтез углеводов

4. гидролиз крахмала


1. действует в условиях долго не меняющейся среды

2. обеспечивает закрепление нового продукта организмов

3. сохраняет особи с полезными отклонениями

4. сохраняет особи с нормой реакции, установившейся на длительное время

Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Горные гуси никогда не садятся на воду, но при этом имеют плавательные перепонки. Объясните почему.

1) плавательные перепонки горных гусей — это рудимент (сравнительно-анатомическое доказательство эволюции органического мира);

2) этот пример иллюстрирует относительность приспособлений у живых организмов, т. е. приспособления полезные в одной среде (в одних условиях) оказываются бесполезными и даже вредными в других.

К какому классу относится изображённое на рисунке животное? Ответ обоснуйте. Каковы особенности строения опорно-двигательной и дыхательной систем изображённого животного?


1. класс — Птицы; обоснование: высокоорганизованные животные, приспособленные к полёту, их передние конечности видоизменены в крылья; тело имеет обтекаемую форму и покрыто перьями;

2. особенности опорно-двигательной системы: скелет лёгкий и прочный; кости тонкие, полые, заполнены воздухом; часть костей срослась; челюсти без зубов; хорошо развиты мышцы шеи, межрёберные и большие грудные мышцы (у летающих птиц);

3. особенности дыхательной системы: лёгкие многоячеистые (губчатые), соединены с воздушными мешками; дыхание двойное — кислород поступает в кровь при вдохе и выдохе.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

I. К прокариотам относятся бактерии, наследственная информация которых отделена мембраной от цитоплазмы. 2. ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы. 3. В состав клеточной стенки входит муреин. 4. В бактериальных клетках отсутствуют митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи. 5. При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор. 6. По способу питания бактерии являются авто- и гетеротрофами

ошибки допущены в предложениях:

1) 1— наследственная информация не отделена у прокариот мембраной от цитоплазмы;

2) 2 — ДНК у прокариот представлена одной молекулой кольцевой формы;

3) 5 — споры служат для перенесения неблагоприятных условий среды и расселения, а не для размножения.

Амёба обыкновенная и эвглена зелёная — представители подцарства Простейшие. В чём состоит различие этих организмов? Укажите не менее четырёх признаков. Ответ поясните.

1) форма тела: у амёбы — непостоянная, у эвглены — постоянная;

2) органоиды движения: у амёбы — ложноножки, у эвглены — жгутик;

3) способ питания: у амёбы — гетеротрофный, у эвглены — миксотрофный (фотосинтез + гетеротрофный);

4) пищеварительная вакуоль: у амёбы образуется при фагоцитозе с помощью ложноножек, у эвглены — не образуется;

5) реакция на раздражение: у амёбы — отрицательный таксис на свет, а у эвглены — положительный.

Птицы — теплокровные животные с высоким уровнем обмена веществ. Но большинство птиц умеренных широт являются перелётными. По каким причинам птицы умеренных широт совершают перелёты? Укажите не менее трёх причин.

1) в зимнее время отсутствует корм для насекомоядных птиц;

2) растения на зиму впадают в состояние зимнего покоя, следовательно, растительноядные птицы также лишены возможности питаться;

3) ледовый покров на водоёмах лишает водоплавающих и около- водных птиц мест добычи пищи.

Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок из 520 аминокислот? Какую он имеет длину (расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0,34 нм)? Какое время понадобится для синтеза этого белка, если скорость передвижения рибосомы по иРНК составляет 6 триплетов в секунду?

Схема решения задачи включает:

1) одну аминокислоту кодирует тройка нуклеотидов — число нуклеотидов в двух цепях: 520 х 3 х 2 = 3120;

2) длина гена: 1560 х 0,34 = 530,4 нм (определяется по одной цепи, так как цепи располагаются параллельно);

3) время синтеза: 520 : 6 = 86,7 с (520 — количество триплетов).

У человека один из видов близорукости наследуется по аутосомно-доминантному типу, а отсутствие потовых желез — как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Женщина с нормальным зрением и нормальным развитием потовых желез, у отца которой потовые железы отсутствуют, выходит замуж за мужчину, страдающего близорукостью и с нормально развитыми потовыми железами, отец которого не имел этих аномалий. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Составьте схему решения задачи. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?



3) в данном случае проявляются: закон независимого наследования признаков и сцепленного с полом наследования.

(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции