Какие особенности строения и образа жизни характерны для представителей типа круглые черви


Внешнее строение

Большинство круглых червей имеют удлинённое веретенообразное тело длиной от долей миллиметра до 1 м.

Кожа, или гиподерма, покрыта кутикулой.

Опорно-двигательный аппарат

Под кожей располагаются продольные мышцы.

Кожа и мускулы образуют кожно мускульный мешок.


Рис. 1. Поперечный разрез аскариды.

Под кожно-мускульным мешком находится полость тела, плотно заполненная полостной жидкостью, за счёт чего приобретает свойства гидроскелета.

Кроме того, первичная полость обеспечивает лучшую, по сравнению с плоскими червями, взаимосвязь тканей организма, т. к. вещества в жидкости перемещаются значительно быстрее, чем в паренхиме.

Пищеварительная система

В отличие от плоских червей, имеет сквозной характер. Появляется задний кишечник с анальным отверстием. Благодаря этому процесс питания становится поэтапным.

Нервная система

Нервная система состоит из окологлоточного кольца и 2 нервных стволов. Органы чувств развиты слабо, глаз нет.

Выделение

Выделительная система круглых червей двух типов:

  • протонефридии;
  • каналы гигантских клеток гиподермы.

Размножение

В отличие от плоских, круглые черви раздельнополы. Половая система имеет вид длинных нитевидных яичников и семенников. Оплодотворение внутреннее. Плодовитость высокая, самки паразитов ежесуточно выделяют десятки и даже сотни тысяч яиц.

Кровеносная система круглых червей не развита.

Как видим, внутреннее строение кольчатых червей имеет свои особенности, существенно отличающие их от плоских. Такие прогрессивные преобразования, повышающие уровень организации организмов, называются ароморфозами. Ароморфозы круглых червей – это:

  • появление раздельнополости;
  • появление заднего отдела кишечника и анального отверстия;
  • образование первичной полости, являющейся гидроскелетом;
  • концентрация нервных клеток с образованием окологлоточного нервного кольца.

Многообразие круглых червей

Тип круглые черви делится на несколько классов, важнейшими из которых являются:

Нематоды – крупнейший класс круглых червей, насчитывает десятки тысяч видов. К ним относятся известные паразиты человека:

  • аскарида человеческая;
  • власоглав;
  • свайник;
  • трихинелла;
  • детская острица;
  • ришта.

Наиболее распространённым паразитом человека является человеческая аскарида. Её взрослые черви живут в кишечнике, а личинки в крови. Яйца с калом выходят во внешнюю среду и могут там сохранять способность к заражению много лет. Заражение происходит через немытые фрукты, овощи, грязные руки, мух и т. д.

Жизненный цикл нематод может проходить:

  • только внутри одного хозяина;
  • со сменой хозяев;
  • в организме человека или животного и в почве или воде.

Нематоды, паразитирующие на животных, приносят большой вред, снижая их продуктивность и повышая смертность.

Один из методов лечения аскаридоза – кислородный. В кишечник больного нагнетается кислород и аскариды погибают, так как не переносят присутствия кислорода.

Нематоды паразитируют и на растениях. Такие виды имеют в глотке стилет для прокалывания тканей растения и высасывания соков. Примерами паразитов растений являются:

  • свекловичная нематода;
  • пшеничная угрица;
  • галловая нематода;
  • стеблевая нематода.

Пшеничная угрица поражает зерно и вызывает болезнь пшеницы, остальные виды паразитируют на овощных культурах.


Рис. 2. Паразитические нематоды.

Коловратки – это мелкие, до 2 мм, черви. Среда обитания – различные водоёмы, чаще пресные. Отличием класса являются реснички, являющиеся органом движения. Насчитывается 1500 видов.


Рис. 3. Фото Gordius aquaticus.

Класс скребни включает 500 видов паразитических червей. Паразитируют как на диких, так и на домашних животных.

Киноринхи – мелкие морские черви, размерами до 1 мм. Обитают на водорослях и в грунте. Класс насчитывает 100 видов.

Значение

В природе круглые черви играют существенную роль как:

  • источник питания для многих животных;
  • почвообразователи.

В верхнем слое почвы на площади 1 кв. м. проживают от сотен тысяч до десятков миллионов почвенных круглых червей. Большинство из них питается органическими остатками и способствует повышению плодородия.

Что мы узнали?

Систематика делит тип на несколько классов, важнейшим из которых являются нематоды. В развитии животного мира круглые черви занимают промежуточное положение между бесполостными плоскими червями и кольчатыми, которые имеют вторичную полость.

Задачи урока: сформировать общее представление о многообразии животного мира.

Контроль знаний: фронтальная беседа о биологии как науке о жизни, разнообразии живых организмов, о признаках живых организмов. Обобщение знаний о единстве живого на Земле. Сходство и различие растений и животных.

Закрепление знаний: беседа о многообразии животных, отличиях животных от растений.

Задачи урока: сформировать понятие о средах жизни и местах обитания животных, раскрыть сложные взаимосвязи и взаимозависимость животных в природе, дать определение цепям питания. Показать влияние деятельности человека на природные сообщества.

Контроль знаний: беседа о многообразии животного мира, выделение сходства и различий животных и растений, признаки жизнедеятельности, характерные для животных, среды обитания животных и их многообразие.

Задачи урока: формировать представления о виде как систематической категории и об основных таксономических единицах животного мира: царство, тип, отряд, семейство, род, вид. Раскрыть значение животных в природе и жизни человека, значение необходимости охраны животного мира.

Контроль знаний: беседа о средах жизни, местах обитания животных, о взаимоотношениях животных друг с другом, с растениями и другими организмами, с факторами неживой природы.

Средства обучения: биографии и портреты Аристотеля, Левенгука (см. 6 кл. п.6), Ковалевского А.О., Мечникова.

Контроль знаний: проверка знаний основных систематических групп животных, классификации животных, роли человека в жизни животных.

Изучение нового материала: ученые-зоологи мира и их вклад в развитие науки, роль экспедиций в изучении мира животных, использование биографий и портретов учёных-зоологов. Значение эволюционного учения в развитии зоологии. Достижения современной зоологической науки.

Задачи урока: сформировать знания о единстве органического мира на основе учения о клетке, отличиях растительной и животной клетки, о взаимосвязи и функции всех тканей организма.

Задачи урока: сформировать знания об органе как части организма, об организме как целостной системе, о взаимосвязи строения и функций систем органов, о регуляции согласованной работы всех органов и систем органов. Обобщить материал по уровням организации животного организма – клеточный организменный.

Задачи урока: сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы, сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей одноклеточных животных.

Задачи урока: закрепить знания о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточными животными, о роли одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Задачи урока: изучить образ жизни, особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных в связи со средой их обитания.

Контроль знаний: беседа о характерных признаках одноклеточных животных.

Закрепление знаний: беседа о роли кишечнополостных в природе и значении для человека.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего строения свободноживущих и паразитических плоских червей и процессов жизнедеятельности в связи с их образом жизни и средой обитания.

Контроль знаний: беседа о многообразии кишечнополостных и их значении в природе и для человека.

Задачи урока: раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности паразитических плоских червей, сформировать у учащихся знания о циклах развития паразитических плоских червей, раскрыть основы классификации и происхождения современных плоских червей.

Задачи урока: раскрыть особенности строения, процессов жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания.

Контроль знаний: беседа о приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни, особенности строения сосальщиков.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения представителей типа Кольчатые черви, о характерных чертах строения и жизнедеятельности многощетинковых червей, их образе жизни, об эволюции животного мира на примере представителей этого класса.

Задачи урока: рассмотреть строение кольчатых червей, отметить усложнение их строения по сравнению с плоскими и круглыми червями; объяснить особенности процессов жизнедеятельности кольчатых червей.

Закрепление знаний: беседа о связи строения кольчатых червей с их образом жизни, значении в природе.

Задачи урока: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о плоских, круглых и кольчатых червях, мерах профилактики заражения паразитическими червями.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, а также процессов жизнедеятельности и образа жизни моллюсков в связи с обитанием в наземно-воздушной и водной средах.

Изучение нового материала: общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение моллюсков. Общие черты внутреннего строения моллюсков. Различия в строении и функционировании систем кровообращения у кольчатых червей и моллюсков.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков, их многообразии и роли в природе.

Контроль знаний: беседа об общих признаках типа Моллюски, усложнение организации этого типа.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков, их отличии от брюхоногих моллюсков.

Контроль знаний: беседа об основных признаках типа Моллюски и особенностях брюхоногих моллюсков, значении брюхоногих моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека.

Задачи урока: сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего строения ракообразных в связи с их образом жизни и средой обитания, показать многообразие ракообразных.

Контроль знаний: беседа об особенностях внешнего и внутреннего строения, и образа жизни моллюсков, характерных чертах типа Моллюски.

Закрепление знаний: беседа о приспособленности ракообразных к перемещению по дну и плаванию в толще воды, характерные особенности внешнего строения ракообразных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания, раскрыть значение паукообразных в природе и жизни человека.

Контроль знаний: беседа об общих чертах членистоногих животных, об особенностях строения и образа жизни ракообразных.

Закрепление знаний: беседа об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в связи с их образом жизни и средой обитания.

Контроль знаний: беседа о признаках внешнего строения паукообразных, отличающие их от других членистоногих особенности пищеварения паукообразных.

Задачи урока: сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых, раскрыть значение насекомых в природе и для человека.

Закрепление знаний: многообразие отрядов насекомых с полным и неполным превращением, их отличительные черты.

Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях медоносной пчелы и тутового шелкопряда, раскрыть практическое значение пчеловодства и шелководства.

Контроль знаний: фронтальный и индивидуальный опрос о различных типах развития насекомых – с полным и неполным превращением, об отличительных чертах отрядов насекомых, сообщения учащихся.

Закрепление знаний: беседа о сложном поведении общественных насекомых, практическое значение пчеловодства и шелководства.

Задачи урока: раскрыть характерные биологические особенности насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений и способы борьбы с ними.

Контроль знаний: фронтальный опрос о значении насекомых в природе и жизни человека.

Закрепление знаний: беседа о насекомых-переносчиках и возбудителях заболеваний человека, меры профилактики болезней передаваемых насекомыми.

Задачи урока: обобщить, систематизировать и проконтролировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности членистоногих животных. Сформулировать выводы об особенностях внешнего строения беспозвоночных разных типов в связи со средой обитания и образом жизни, об особенностях внутреннего строения беспозвоночных разных типов в связи с выполняемыми функциями, об эволюции беспозвоночных животных, их роли в природе и жизни человека.

Закрепление и контроль знаний: обобщающая беседа по общей характеристике типа Членистоногие. Выделение признаков, объединяющих животных в классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и основных черт усложнения внешнего и внутреннего строения членистоногих. Обсуждение признаков организации, объединяющих животных в группу беспозвоночных, основные этапы эволюции органов и систем органов этих животных.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Круглые черви. Особенности организации круглых червей. Свободно живущие и паразитические

1. изучить особенности организации круглых червей на примере Нематоды;

2.рассмотреть многообразие их видов;

3.научиться узнавать представителей типа Плоских червей и Типа Круглых червей на таблицах и рисунках

4.Выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических червей

5. Продолжить формирование навыков логически мыслить , обобщать и делать выводы.

Постановка познавательной задачи (Рассказать о цели урока)

Проверка домашнего задания ( на слайдах задания разного уровня)



Задание№1 (1 уровень сложности)

Какие животные изображены на рисунках?

Назовите особенности строения этих животных

Задание №2 (2 уровень сложности)

Гидра и актиния по своему внешнему виду напоминают растения.

Какие признаки указывают на то, что это животные?

Какой тип питания у этих животных?

наличие этих клеток– одна из наиболее характерных особенностей кишечнополостных. О каких клетках идет речь? Какие функции они выполняют?

Слайд №5 ( Анализ рисунков)



Задание 1 (1 Уровень сложности)

1.Каковы общие признаки типа Плоские черви?

2.Какие системы органов изображены на рисунке 1 и 2?

Задание 2 (2 уровень)

1.Чем сходны планария и гидра?

2.О чем свидетельствует это сходство?

*В чем проявляется усложнение строения планарии по сравнению с гидрой?

Слайд №6 (Работа со схемой)



Задание 1(1 уровень сложности)

Расскажите о жизненном цикле свиного цепня.

Какие меры позволят предотвратить заражение людей и животных этим паразитом?

Задание 2(2 уровень сложности)

Какие особенности строения плоских червей связаны с паразитизмом?

*Какая симметрия у плоских червей? Определите вид симметрии тела у следующих животных:
Бабочка, губка, карась, змея, гидра, стрекоза, актиния, морская звезда, курица, медуза, кошка

Слайд №7 Работа в тетрадях

Заполните таблицу (Повторение )

Слайд №8 Изучение нового материала

Работа с текстом учебника ( Комментированное чтение)

Слайд №9 Признаки круглых червей

Анализ прочитанного (Составление схемы)

Слайд №10 ( Изучение особенностей строения паразитических червей)

внешнее и внутреннее строение аскариды



Слайд №11 Выступление учащегося

Жизненный цикл аскариды

Расскажите о путях заражения аскаридами
Предложите методы профилактики заражения

Слайд №12 Приспособления к паразитизму

Предложить учащимся самостоятельно сделать вывод о приспособлениях круглых червей к паразитизму на основе полученных знаний о плоских и круглых червях

Закрепление изученного материала

Слайд№13 Тестовые задания. Выполняют в тетради: пишут № вопроса и № ответа

Для более эффективного закрепления изученного предлагаю учащимся провести взаимопроверку тестовых заданий

Слайд№14 вопросы для обсуждения

учащимся дается 2-3 минуты для подготовки к ответу

1Какие особенности строения и жизнедеятельности

характерны для круглых червей?

2.Какие прогрессивные изменения произошли у круглых

червей по сравнению с плоскими в ходе эволюции?

3.Какое значение имеет высокая плодовитость

Итог урока (Творческая работа )

Слайд №17 Рефлексия

Предложить учащимся высказать свое мнение об уроке, выбрав один из вариантов ответа и дополнив его:

На этом уроке я узнал что ………

Мне было скучно, потому, что……..

Мне понравилось изучать биологию с помощью компьютера потому, что……….

Мы рассмотрим основные особенности строения и жизнедеятельности круглых червей, познакомимся с основными чертами этого типа и его некоторыми характерными представителями.

Круглые черви и их строение

Мы уже знаем, что плоские черви – черве­об­раз­ные ор­га­низ­мы, у ко­то­рых от­сут­ству­ет по­лость тела. У круг­лых чер­вей име­ет­ся пер­вич­ная по­лость тела.

Пер­вич­ная по­лость тела – по­лость между стен­кой тела и ки­шеч­ни­ком, со­дер­жа­щая внут­рен­ние ор­га­ны. Нельзя путать первичную полость тела с просветом кишечника, так как просвет кишечника – это всего лишь изолированная часть внешней среды (рис. 1). Она ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­сут­стви­ем соб­ствен­ной кле­точ­ной стен­ки.


Рис. 1. Кишечная полость тела и просвет кишечника

Так же как и плос­кие черви, круг­лые черви (или нема­то­ды) – дву­сто­ронне сим­мет­рич­ные трехслойные жи­вот­ные. Нема­то­ды имеют сход­ный облик: удли­нен­ную, ве­ре­те­но­вид­ную форму тела и круг­лое по­пе­реч­ное се­че­ние, длина тела со­став­ля­ет от 80 мкм до 8 м, такую длину имеет па­ра­зит, жи­ву­щий в пла­цен­те ка­ша­ло­та (рис. 2).


Рис. 2. Круглые черви

Круг­лые черви об­ла­да­ют раз­ви­тым кож­но-му­скуль­ным меш­ком. Снаружи тело по­кры­то плот­ной эла­стич­ной ку­ти­ку­лой, вы­де­ля­е­мой на­руж­ным эпи­те­ли­ем (ги­по­дер­мой). Между кож­но-му­скуль­ным меш­ком и кишечником у более или менее круп­ных форм рас­по­ло­же­на пер­вич­ная по­лость тела – псев­до­цель. Первичная по­лость тела за­пол­не­на жид­ко­стью, на­хо­дя­щей­ся под дав­ле­ни­ем и обес­пе­чи­ва­ю­щей по­сто­ян­ство формы тела, то есть работает как гидроскелет. Му­ску­ла­ту­ра рас­по­ла­га­ет­ся вдоль тела че­тырь­мя тя­жа­ми и обеспечивает дви­же­ние червя.

За ис­клю­че­ни­ем неко­то­рых ор­га­нов чувств, нема­то­ды ли­ше­ны жгу­ти­ко­вых кле­ток.

Пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма круг­лых чер­вей по­хо­жа на труб­ку, сквоз­ная, рот окру­жен гу­ба­ми и ведет в му­ску­ли­стую глот­ку (рис. 3).


Рис. 3. Пищеварительная система и рот

Глот­ка имеет слож­ное стро­е­ние и во мно­гих груп­пах хищ­ных и па­ра­зи­ти­че­ских нема­тод несет раз­но­об­раз­ное во­ору­же­ние. На пе­ред­нем конце тела есть ро­то­вое от­вер­стие, ближе к зад­не­му концу тела – аналь­ное.

Вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма нема­тод пред­став­ле­на од­но­кле­точ­ной же­ле­зой и свое­об­раз­ны­ми круп­ны­ми клет­ка­ми, ко­то­рые изо­ли­ру­ют про­дук­ты об­ме­на. Кроме того, вы­де­ле­ние может идти через всю по­верх­ность тела.

Нерв­ная си­сте­ма со­сто­ит из око­ло­гло­точ­но­го нерв­но­го коль­ца и несколь­ких про­доль­ных нер­вов. Име­ют­ся ор­га­ны ме­ха­ни­че­ско­го и хи­ми­че­ско­го чувств, ино­гда при­ми­тив­ные ор­га­ны зре­ния.

В по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве нема­то­ды раз­дель­но­по­лые. Обыч­но самец и самка от­ли­ча­ют­ся по внеш­не­му виду, такое яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся по­ло­вой ди­мор­физм (рис. 4). У сам­цов зад­ний конец тела за­гнут.


Рис. 4. Самец и самка нематод

Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ды­ха­тель­ная и кро­ве­нос­ная си­сте­мы от­сут­ству­ют. По­гло­ще­ние кис­ло­ро­да про­ис­хо­дит через всю по­верх­ность тела, мелким свободно живущим нематодам этого, как правило, хватает. При его недо­стат­ке па­ра­зи­ти­че­ские нема­то­ды могут пе­ре­хо­дить на анаэ­роб­ный обмен.

Раз­ви­тие про­ис­хо­дит без ме­та­мор­фо­за: но­во­рож­ден­ная особь в целом по­хо­жа на взрос­лую (рис. 5).


Рис. 5. Новорожденная нематода

Рас­тут нема­то­ды по­сред­ством линек. Лю­бо­пыт­ной осо­бен­но­стью неко­то­рых круг­лых чер­вей яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ное ко­ли­че­ство кле­ток в теле взрос­лой особи, оди­на­ко­вое для всех пред­ста­ви­те­лей од­но­го вида, то есть у них совсем нет регенерации.

Образ жизни

Пред­ста­ви­те­лей круг­лых чер­вей можно встре­тить во всех сре­дах оби­та­ния. Сво­бод­но­жи­ву­щие виды оби­та­ют в со­ле­ных и прес­ных во­до­е­мах, в почве. Нема­то­ды осво­и­ли для жизни раз­ла­га­ю­щи­е­ся ор­га­ни­че­ские остат­ки (рис. 6).


Рис. 6. Среда обитания круглых червей

Среди круг­лых чер­вей мно­же­ство па­ра­зи­тов рас­те­ний и жи­вот­ных. Па­ра­зи­ти­руя в ор­га­низ­мах жи­вот­ных, нема­то­ды осво­и­ли почти все си­сте­мы внут­рен­них ор­га­нов хо­зя­и­на.

В на­сто­я­щее время опи­са­но около 80 тысяч видов нема­тод, од­на­ко еже­год­но уче­ные опи­сы­ва­ют мно­же­ство новых видов. Воз­мож­но, всего су­ще­ству­ет около мил­ли­о­на видов нема­тод, мы рас­смот­рим для при­ме­ра несколь­ких ха­рак­тер­ных пред­ста­ви­те­лей.

Caenorhabditis elegans

Caenorhabditis elegans – сво­бод­но­жи­ву­щая нема­то­да, чрез­вы­чай­но важ­ная в ка­че­стве мо­дель­но­го ор­га­низ­ма в ис­сле­до­ва­ни­ях по ге­не­ти­ке, фи­зио­ло­гии, био­ло­гии раз­ви­тия (рис. 7).


Рис. 7. Caenorhabditis elegans

Длина ее тела около 1 миллиметра. Ин­те­рес­но, что все черви этого вида – самцы либо гер­ма­фро­ди­ты, самки как таковые отсутствуют. Caenorhabditis elegans имеет одну из самых про­стых нерв­ных си­стем, вклю­ча­ю­щую всего 302 ней­ро­на. В связи с этим Caenorhabditis elegans яв­ля­ет­ся удоб­ным объ­ек­том для изу­че­ния работы нерв­ной си­сте­мы.

Аскариды

Ас­ка­ри­ды – круп­ные, дли­ной до 40 сантиметров па­ра­зи­ти­че­ские круг­лые черви (рис. 8).


Наи­бо­лее часто они оби­та­ют в же­лу­доч­но-ки­шеч­ном трак­те. Од­на­ко ас­ка­ри­ды сво­бод­но пе­ре­дви­га­ют­ся и могут за­полз­ти в раз­лич­ные ор­га­ны, на­при­мер в ор­га­ны ды­ха­тель­ной си­сте­мы. Раз­ви­тие про­те­ка­ет без смены хо­зя­ев. Яйца па­ра­зи­та вы­хо­дят с калом во внеш­нюю среду, где долж­ны про­быть неко­то­рое время для нор­маль­но­го раз­ви­тия. За­ра­зить­ся ас­ка­ри­до­зом можно, съев немы­тые овощи или фрук­ты.

Трихинеллы

Три­хи­нел­лы – смер­тель­но опас­ные па­ра­зи­ты пло­то­яд­ных мле­ко­пи­та­ю­щих, в том числе че­ло­ве­ка (рис. 9).


Рис. 9. Трихинеллы

Пер­вая их, ли­чи­ноч­ная, ста­дия па­ра­зи­ти­ру­ет в мыш­цах, осталь­ные – в про­све­те ки­шеч­ни­ка. Самки чер­вей внед­ря­ют конец тела в ки­шеч­ный эпи­те­лий хо­зя­и­на и рож­да­ют 1–2 тыс. ли­чи­нок, ко­то­рые раз­но­сят­ся с кро­вью по всему организму хо­зя­и­на. Эта стадия может длиться несколько лет.

Для за­мы­ка­ния жиз­нен­но­го цикла три­хи­нел­лы необ­хо­ди­мо, чтобы мышцы хо­зя­и­на съело хищное мле­ко­пи­та­ю­щее. При по­па­да­нии в ки­шеч­ник три­хи­нел­ла вы­сво­бож­да­ет­ся, рас­тет и до­сти­га­ет по­ло­вой зре­ло­сти. Че­ло­век может за­ра­зить­ся, по­едая плохо про­жа­рен­ное мясо – сви­ни­ну и особенно мед­ве­жа­ти­ну (рис. 10).


Рис. 10. Плохо прожаренное мясо – источник заражения трихинеллой

Заключение

Мы познакомились с основными особенностями строения круглых червей, рассмотрели их некоторые разновидности, узнали, что заразиться ими можно, съев немытые овощи и фрукты, а также плохо прожаренную свинину и медвежатину.

Список литературы

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология Животные. 7 класс. – Дрофа, 2011.
  2. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Исаева Т.А., Романов Н.И. Биология,7 класс. – М.: Русское слово, 2013

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. В чем заключаются особенности круглых червей, их образ жизни?
  2. Назовите наиболее известных представителей круглых червей.
  3. Каково основное различие между плоскими и круглыми червями?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.


Тип Кольчатые черви (Annelida). Класс Малощетинковые черви (Oligochaeta)


• Об особенностях строения малощетинковых червей в сравнении с многощетинковыми.

• О роли малощетинковых червей в почвообразовании.


• Какое строение имеет пищеварительная система у плоских и круглых червей?

• Что является опорно-двигательной системой у многощетинковых червей?

Общая характеристика малощетинковых червей

К малощетинковым червям относится 4000–5000 видов. Большинство живёт в почве, например дождевые черви (рис. 62, 1 ), и роль их в почвообразовании огромна: они перемешивают почву и повышают её плодородие. Некоторые виды населяют пресные (рис. 62, 2 ) и солоноватые воды. Здесь черви участвуют в естественном очищении водоёмов и служат пищей рыбам.



Рис. 62. Представители малощетинковых червей: 1 — дождевой червь; 2 — трубочник

Малощетинковые черви в основном питаются отмершими остатками животного и растительного происхождения, органическими частицами, но есть также хищники и паразиты.

Внешнее строение малощетинковых червей

Малощетинковые черви по внешнему строению во многом похожи на многощетинковых, от которых произошли: их тело поделено на множество кольцевидных сегментов. У взрослых особей в передней трети тела появляется утолщение — поясок , необходимый для процесса размножения. На головном конце червя находится рот, на заднем конце тела — анальная лопасть . В покровах много желёз, которые смазывают поверхность тела, облегчая продвижение животного в почве. Длина тела многощетинковых червей колеблется в интервале от 0,5 мм до 3 м.

В отличие от представителей предковой группы, у них на головном конце отсутствуют усики, щупики и щупальца. Параподий также нет, хотя на каждом сегменте тела сохранилось по четыре пары щетинок. Небольшое число щетинок и дало название классу (малощетинковые). Щетинки настолько малы, что, например, у дождевых червей их можно обнаружить только на ощупь, проведя пальцем от задней части червя к передней. Тем не менее эти опорные элементы помогают червям удерживаться в норке и быстро продвигаться вперёд.

Лабораторная работа № 2

Тема: Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость

Цель: изучить внешнее строение дождевого червя, способ его передвижения; провести наблюдения за реакцией червя на раздражение.

Оборудование и материалы

1. Cосуд с дождевыми червями (на влажной пористой бумаге). 2. Бумажная салфетка. 3. Фильтровальная бумага. 4. Лупа. 5. Стекло (примерно 10 × 10 см). 6. Лист плотной бумаги. 7. Пинцет. 8. Кусочек лука.

1. Поместите дождевого червя на стекло. Рассмотрите спинную и брюшную стороны, переднюю и заднюю части, их отличие.

2. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на брюшной стороне дождевого червя. Понаблюдайте, как он ползает по бумаге, и прислушайтесь, есть ли шуршание по мокрому стеклу.

3. Выясните реакцию дождевого червя на различные раздражители: прикоснитесь листочком бумаги; поднесите к передней части его тела свежесрезанный кусочек лука.

4. Зарисуйте дождевого червя, сделайте необходимые обозначения и надписи к рисунку.

5. Сделайте выводы. На основе наблюдений за дождевым червём назовите характерные внешние признаки класса Малощетинковые черви.

Внутреннее строение малощетинковых червей

Внутреннее строение малощетинковых червей также очень схоже со строением многощетинковых червей (рис. 63).

Пищеварительная система у дождевого червя состоит из хорошо выраженных отделов — глотки, пищевода, зоба , мускульного желудка, средней и задней кишки.


Рис. 63. Поперечный разрез тела дождевого червя: 1 — щетинки; 2 — эпителий; 3 — кольцевые мышцы; 4 — продольные мышцы; 5 — кишка; 6 — яичник; 7 — спинной кровеносный сосуд; 8 — кольцевой кровеносный сосуд; 9 — брюшной кровеносный сосуд; 10 — брюшная нервная цепочка; 11 — кутикула; 12 — органы выделения

Дождевой червь заглатывает почву, как бы проедая себе ход и усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве. В пищевод впадают протоки особых желёз. Вещества, выделяемые этими железами, нейтрализуют находящиеся в почве кислоты. Почва, проходя через кишечник малощетинковых червей, становится более рыхлой и содержит больше влаги, необходимой для растений, а органика быстрее преобразуется в доступную для них форму.

Дыхание. Газообмен у малощетинковых червей происходит через всю поверхность тела. После сильного, проливного дождя доступ воздуха в почву затруднён, поэтому дождевые черви массово вылезают на поверхность почвы.

В связи с подземным образом жизни органы чувств у малощетинковых червей развиты слабо. За осязание отвечают чувствительные клетки, расположенные в коже. Здесь же находятся клетки, воспринимающие свет.

Размножение и развитие малощетинковых червей

В отличие от многощетинковых червей, малощетинковые — гермафродиты. Мужская и женская половые системы расположены в нескольких сегментах в передней части тела.

Оплодотворение наружное. В нём участвуют две особи, которые оплодотворяют друг друга (рис. 64).


Рис. 64. Размножение дождевых червей: 1 — спаривание; 2 –3 — образование кокона; 4 — вылупление молодых червей


Хорошо заметное вздутие на передней части тела червя (поясок) содержит клетки, выделяющие слизь, которая, подсыхая, образует муфту. В неё сначала откладываются неоплодотворённые яйцеклетки, а затем туда поступают сперматозоиды. После оплодотворения муфта соскальзывает с тела червя, уплотняется и превращается в яйцевой кокон, где яйца развиваются и из них выходят маленькие черви.

Лабораторная работа № 3

Тема: Внутреннее строение дождевого червя

Цель: изучить внутреннее строение и найти признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией.

Оборудование и материалы

1. Готовый препарат дождевого червя. 2. Микроскоп.

1. Поместите препарат дождевого червя на предметный столик микроскопа и рассмотрите при малом увеличении.

2. Используя учебник, определите, какие органы червя вы различаете под микроскопом.

3. Зарисуйте увиденное под микроскопом, сделайте необходимые обозначения и надписи.

4. Отметьте признаки усложнения организации дождевого червя как представителя типа кольчатых червей в сравнении с представителями плоских и круглых червей.


К типу Кольчатые черви относится ещё один класс — Пиявки (Hirudinea), в котором около 400 видов (рис. 65). Произошли они от малощетинковых кольчатых червей. Пиявки обитают в пресных водах, некоторые — в морях и во влажной почве. В тропиках живут и сухопутные виды. Длина тела представителей различных видов пиявок от нескольких миллиметров до 15 см.


Рис. 65. Различные виды пиявок: 1 — рыбья; 2 — конская; 3 — улитковая; 4 — медицинская; 5 — двуглазая; 6 — ложноконская

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции