Как у самца круглых червей называются образования которые

Тип круглые черви

А1. Что представляет собой кишечник круглых червей?

1) замкнутый круг

2) прямую трубку

3) разветвленную сеть

4) мускульный мешочек

А2. Какие железы есть у круглых червей?

А3. Как у самца круглых червей называются образования, которые перемещают сперматозоиды?

1) щетинистые зубки

3) кутикулярные иголочки

А4. Где у круглых червей находится выделительное отверстие?

1) в хвостовой части

2) на спинной стороне

3) на брюшной стороне

4) в передней части

В1. От кого произошли круглые черви?

С1. Опишите нервную систему круглых червей.

Выберите книгу со скидкой:


Подарочный набор "Кисти и краски(4 по цене 2)"

350 руб. 297.00 руб.


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




Тип круглые черви
Вариант 2
А1. Что представляет собой кишечник круглых червей?
1) замкнутый круг
2) прямую трубку
3) разветвленную сеть
4) мускульный мешочек
А2. Какие железы есть у круглых червей?
1) сальные
2) потовые
3) пахучие
4) хвостовые
А3. Как у самца круглых червей называются образования, которые перемещают сперматозоиды?
1) щетинистые зубки
2) хоботки
3) кутикулярные иголочки
4) присоски
А4. Где у круглых червей находится выделительное отверстие?
1) в хвостовой части
2) на спинной стороне
3) на брюшной стороне
4) в передней части
В1. От кого произошли круглые черви?
С1. Опишите нервную систему круглых червей.

  • Миниахметова Ирина ВалентиновнаНаписать 0 31.01.2015

Номер материала: 353154

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    31.01.2015 1924
    31.01.2015 1625
    31.01.2015 1066
    31.01.2015 1513
    31.01.2015 9894
    31.01.2015 926
    31.01.2015 1258

Не нашли то что искали?


Внешнее строение

Большинство круглых червей имеют удлинённое веретенообразное тело длиной от долей миллиметра до 1 м.

Кожа, или гиподерма, покрыта кутикулой.

Опорно-двигательный аппарат

Под кожей располагаются продольные мышцы.

Кожа и мускулы образуют кожно мускульный мешок.


Рис. 1. Поперечный разрез аскариды.

Под кожно-мускульным мешком находится полость тела, плотно заполненная полостной жидкостью, за счёт чего приобретает свойства гидроскелета.

Кроме того, первичная полость обеспечивает лучшую, по сравнению с плоскими червями, взаимосвязь тканей организма, т. к. вещества в жидкости перемещаются значительно быстрее, чем в паренхиме.

Пищеварительная система

В отличие от плоских червей, имеет сквозной характер. Появляется задний кишечник с анальным отверстием. Благодаря этому процесс питания становится поэтапным.

Нервная система

Нервная система состоит из окологлоточного кольца и 2 нервных стволов. Органы чувств развиты слабо, глаз нет.

Выделение

Выделительная система круглых червей двух типов:

  • протонефридии;
  • каналы гигантских клеток гиподермы.

Размножение

В отличие от плоских, круглые черви раздельнополы. Половая система имеет вид длинных нитевидных яичников и семенников. Оплодотворение внутреннее. Плодовитость высокая, самки паразитов ежесуточно выделяют десятки и даже сотни тысяч яиц.

Кровеносная система круглых червей не развита.

Как видим, внутреннее строение кольчатых червей имеет свои особенности, существенно отличающие их от плоских. Такие прогрессивные преобразования, повышающие уровень организации организмов, называются ароморфозами. Ароморфозы круглых червей – это:

  • появление раздельнополости;
  • появление заднего отдела кишечника и анального отверстия;
  • образование первичной полости, являющейся гидроскелетом;
  • концентрация нервных клеток с образованием окологлоточного нервного кольца.

Многообразие круглых червей

Тип круглые черви делится на несколько классов, важнейшими из которых являются:

Нематоды – крупнейший класс круглых червей, насчитывает десятки тысяч видов. К ним относятся известные паразиты человека:

  • аскарида человеческая;
  • власоглав;
  • свайник;
  • трихинелла;
  • детская острица;
  • ришта.

Наиболее распространённым паразитом человека является человеческая аскарида. Её взрослые черви живут в кишечнике, а личинки в крови. Яйца с калом выходят во внешнюю среду и могут там сохранять способность к заражению много лет. Заражение происходит через немытые фрукты, овощи, грязные руки, мух и т. д.

Жизненный цикл нематод может проходить:

  • только внутри одного хозяина;
  • со сменой хозяев;
  • в организме человека или животного и в почве или воде.

Нематоды, паразитирующие на животных, приносят большой вред, снижая их продуктивность и повышая смертность.

Один из методов лечения аскаридоза – кислородный. В кишечник больного нагнетается кислород и аскариды погибают, так как не переносят присутствия кислорода.

Нематоды паразитируют и на растениях. Такие виды имеют в глотке стилет для прокалывания тканей растения и высасывания соков. Примерами паразитов растений являются:

  • свекловичная нематода;
  • пшеничная угрица;
  • галловая нематода;
  • стеблевая нематода.

Пшеничная угрица поражает зерно и вызывает болезнь пшеницы, остальные виды паразитируют на овощных культурах.


Рис. 2. Паразитические нематоды.

Коловратки – это мелкие, до 2 мм, черви. Среда обитания – различные водоёмы, чаще пресные. Отличием класса являются реснички, являющиеся органом движения. Насчитывается 1500 видов.


Рис. 3. Фото Gordius aquaticus.

Класс скребни включает 500 видов паразитических червей. Паразитируют как на диких, так и на домашних животных.

Киноринхи – мелкие морские черви, размерами до 1 мм. Обитают на водорослях и в грунте. Класс насчитывает 100 видов.

Значение

В природе круглые черви играют существенную роль как:

  • источник питания для многих животных;
  • почвообразователи.

В верхнем слое почвы на площади 1 кв. м. проживают от сотен тысяч до десятков миллионов почвенных круглых червей. Большинство из них питается органическими остатками и способствует повышению плодородия.

Что мы узнали?

Систематика делит тип на несколько классов, важнейшим из которых являются нематоды. В развитии животного мира круглые черви занимают промежуточное положение между бесполостными плоскими червями и кольчатыми, которые имеют вторичную полость.

Разделы: Биология

Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Изучить представителей данного типа.

Эпиграф к уроку: “Кто предупрежден – тот вооружен”.

Задачи обучения.

    Раскрыть особенности организации круглых червей, их многообразие.
  1. Рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Развитие мышления посредством решения проблемных задач; умение сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, делать выводы, работать с учебником, дополнительной информацией.

Задачи воспитания: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; умение работать в коллективе; прививать правила, навыки гигиены.

Формы работы:

  • общеклассная,
  • индивидуальная,
  • групповая.
  • Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

    Организация деятельности на уроке: повторение, изучение нового материала, закрепление.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), задания для работы в группах; тестовые задания; электронное издание “Биология 6-11 класс”. Республиканский мультимедиа центр; учебник: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, М.: “Дрофа”, 2009; книга для чтения по зоологии”. А.С. Молис.

    I. Организационный момент.

    II. Проверка знаний.

    Ребята, какой тип животных вы изучили на последнем уроке? (Тип плоские черви). Давайте вспомним вместе с вами, что представляют из себя животные этого типа. Я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать, вставляя пропущенные слова. (Предполагаемые ответы учащихся выделены курсивом)

    Тип Плоские черви.
    Вы уже изучили
    И много нового для себя открыли
    Симметрия их тела,
    Скажите без промедления, имеет:
    Двусторонне – симметричное строение.

    На несколько слоев разделено их тело:
    Экто-, энто- и мезодерма
    Классов немного в типе
    Легко их перечесть,
    Ведь червей плоских
    Всего три класса есть
    Первый класс Ресничные

    А где они живут? И какой образ жизни эти черви ведут?

    Второй класс Сосальщики
    Исключительно паразитический весь
    У них для прикрепления
    Специальные органы есть?
    (Присоски, крючья, шипы)

    Третий класс Ленточные
    Живут внутри других
    Поэтому многие органы отсутствуют у них
    Их тело приспособлено к такому существованию
    Нет у них кишечника, органов дыхания
    Кровеносной системы

    Вот еще хотелось, заметить в заключение
    У многих червей – паразитов развитие идет…
    С превращением и со сменой хозяина

    III. Переход к изучению нового материала.

    Какой тип животных в систематике расположен после типа “Плоские черви”? (Круглые черви)

    Эпиграфом к нашему уроку я взяла латинскую пословицу “Кто предупрежден – тот вооружен”. И в конце урока вы сами ответите на вопрос: “Почему к данной теме подходит это высказывание.

    IV. Изучение нового материала.

    А как вы думаете, почему их так называют? Круглые? С чем их можно сравнить? (Заслушиваются ответы детей, и подводиться итог: тело в поперечном сечении круглое)

    - Что мы должны узнать об этих животных? (Познакомиться с их строением, многообразием, особенностями развития)

    С чего начинается изучение любого типа? (С составления общей характеристики). Давайте вместе с вами составим характеристику Круглых червей. А для этого мы разделимся по вариантам. Каждый вариант должен найти в тексте учебника на стр. 119-123, сведения о…

    1 вариант – о среде обитания Круглых червей

    2 вариант – о строении нервной системы

    3 вариант – об органах чувств

    4 вариант – о пищеварительной системе

    5 вариант – об органах выделения

    6 вариант – о половой системе

    (Работа детей с учебником)

    Составление общей характеристики круглых червей. (Каждый вариант отвечает на вопросы поставленные учителем)

    1. Численность круглых червей чуть больше? (20.000 видов)

    2. Среда обитания? Где они встречаются? (В воде – коловратки, в почве, паразиты в организме животных, растений, грибов)

    (В словари учащиеся записывают термин “фитонематоды”)

    Обратите внимание на рисунки учебника, где изображены представители круглых червей.

    3. Строение. (Работа с учебником)

    - Форма тела? (Веретеновидная)

    - Рот на переднем конце тела, на брюшной стороне анальное отверстие, половое отверстие у самок.

    - Снаружи тело покрыто? (Многослойной кутикулой – плотной оболочкой).

    Какова ее роль? (Защита). Особенно она необходима паразитическим формам. Почему? (Чтобы не быть переваренным)

    - Под кутикулой расположен слой продольных мышечных волокон. Как вы считаете, как круглые черви будут передвигаться? (Изгибая свое тело, не могут укорачивать и удлинять)

    - Под слоем кожно-мускульного мешка у червей располагается полость тела.

    Первичная – схизоцель. Она заполнена жидкостью, которая выполняет роль внутренней среды. (учащиеся записывают в словарики новый термин)

    4. Строение нервной системы? (Она образованна окологлоточным нервным кольцом и 6 нервными стволами с перемычками, спиной и брюшной стволы – мощнее)

    5. Органы чувств. Развиты слабо, есть органы осязания, химического чувства, примитивные глаза.

    6. Пищеварительная система: рот – глотка – кищка – анальное отверстие, у некоторых губы, кутикулярные зубы, скелет.

    7. Органы выделения. (Одноклеточные кожные железы)

    8. Половая система. Раздельнополые, самки крупнее, чем самцы – такое явление называется половым диморфизмом. А как вы думаете, почему самка крупнее самцов? (Так как в теле самки развиваются яйца)

    (Запись термина в словари)

    Упражнение на развитие неречевого слуха “Изобразите слова” с помощью мимики, пантомимы (ползать, шуршать, шелестеть, журчать, трещать, скрипеть, булькать).

    В чем проявляется усложнение в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями?

    1. Появляется первичная полость тела.

    2. Пищеварительная система сложнее, появляется анальное отверстие.

    3. Нервная система – окологлоточное нервное кольцо, 6 нервных стволов

    Запишите эти отличия в рабочей тетради в задании № 74 (кратко).

    Просмотр фрагмента “Жизненный цикл паразитических червей (аскариды).

    (Диск “Электронное издание. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр”)

    - Обратите внимание на развитие аскариды. Есть ли у аскариды промежуточный хозяин?

    Обсуждение просмотренного фрагмента.

    Такие паразитические черви как аскарида, называются гельминтами. А в народе? (Глистами) Чем опасна аскарида? (Вызывает расстройство пищеварения, отравляет организм, может вызывать разрывы внутренних органов, воспаление легких)

    Заболевания вызываемое аскаридами так и называется – аскаридозом. Длина тела самки до 40 см, самцов 15-25 см. Специальных органов прикрепления у аскариды нет. А как же они удерживаются в кишечнике и не выносятся вместе с пищей? (Все время движутся навстречу пище)

    Работа с рисунком учебника

    Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 123.

    Давайте еще раз повторим, как происходит заражение человека аскаридозом. Яйца с находящимися в них личинками попадают в организм человека. Каким образом? (С пищей, водой)

    Яйца попадают в кишечник, из них выходит личинка. Куда она попадает? (В кровь – в печень – в сердце – в легкие – в рот – в кишечник)

    Развитие идет без смены хозяев.

    А сейчас я предлагаю провести ученый совет. Сейчас вы будете работать в группах по 4 -5 человек. Вы получите вопросы, на которые нужно подготовить устный ответ. Для ответа на вопросы воспользуйтесь дополнительной литературой, Интернет-ресурсами (если нет возможности выйти в интернет с помощью компьютера, можно воспользоваться сотовыми телефонами; дополнительную литературу подготовить заранее и раздать их группам). Время работы групп 2-3 минуты.

    Каждая группа – это ученые.

    2-я группа - врачи

    3-я группа - врачи

    4-я группа - историки

    5-я группа - гигиенисты

    Задание для 1 группы (математики)

    Подсчитайте, сколько яиц отложит самка аскариды, если известно, что в сутки она выделяет около 200 тысяч, а живет около года? Какое значение имеет такая плодовитость?

    Задание для 2 группы (врачи)

    Как человек заражается трихинеллой? Какую опасность представляют эти паразитические черви?

    Задание для 3 группы (врачи)

    Что представляет из себя острица? Почему ими часто болеют дети?

    Задание для 4 группы (историки)

    Какой вклад в развитие гельминтологии внес Константин Иванович Скрябин?

    Задания для 5 группы

    Предложите меры предотвращения заражения гельминтами.

    После работы группы предоставляют свои выступления.

    Примерное содержание выступления

    (73 млн.) (300 тыс. острица)

    Какое значение имеет такая плодовитость? (Возможность продолжить существование)

    Трихинелла – маленький, но очень опасный паразит.

    Длина самки около 3 мм., самцы вдвое меньше. Основным хозяином трихинеллы являются крысы. От крыс могут получить трихинеллу и свиньи (они всеядны и также поедают мертвых крыс).

    Если мясо свиньи с заключенными в нем личинками будет съедено человеком в непроваренном или в недожаренном виде, человек заболевает трихинеллезом. Из яиц в кишечнике выходят личинки, через день они становятся половозрелыми и рождают 80-100 тысяч яиц в стенках кишечника. Они попадают в кровь, затем в мышцы, здесь они покрываются капсулой и в таком состоянии могут сохраняться многие годы. (До 14 лет) Во время миграции личинок по организму человеку у заболевшего повышается температура, появляются судороги лица, ног, нередко приводящие к смертельному исходу.

    У многих народностей религия запрещает употреблять свиное мясо в пищу, и одна из главных причин, это и есть трихинеллез. Для предупреждения заражения трихинеллезом свиное мясо подвергается особому ветеринарному осмотру в лабораториях.

    Острицы – мелкие паразиты до 1 см, которые паразитируют в толстой и слепой кишке человека, вызывая заболевание энтеробиоз. По форме тела и по строению острица напоминает аскарид, но в сильно уменьшенном виде. Тело у них заканчивается заостренным хвостиком (отсюда их название). Самки острицы по ночам выходят через анус наружу, и откладывают яйца до 10-12 тысяч, вызывая при этом зуд. У детей (которые часто заражаются этими паразитами) зуд влечет за собой расчесы. Под ногтями остаются яйца, они легко могут попасть в рот ребенка, и поэтому происходит заражение. Яйца остриц могут переносить мухи, тараканы, поэтому чтобы не заразиться необходимо соблюдать правила личной гигиены и вести борьбу с мухами.

    Константин Иванович Скрябин (1878–1972 г.р.). Выдающийся советский гельминтолог (ученый, изучавший паразитических червей). Изучению он посвятил всю свою жизнь. Написал более 600 научных работ. Организовал около 200 экспедиций, по выявлению очагов червей – паразитов. Открыл и описал 180 новых видов паразитических червей. Разработал методы борьбы и предохранения от заражения.

    1. Сырые овощи перед едой обдавать кипятком.

    2. Не пить воду из рек, озер.

    3. Мыть руки перед едой, после посещения туалета, не грызть ногти.

    4. Вести борьбу с мухами.

    V. Закрепление и применение знаний.

    Выполнение тестовой работы по вариантам.

    Проверка выполнения работы (учащиеся проверяют свои ответы с эталоном)

    Если ваши ответы полностью совпадают с ответами на доске, значит, вы набрали 5 баллов, и тему урока усвоили прекрасно. Можете смело поставить себе “отлично”. Если есть расхождения в 1 балл – “хорошо”. Если ваши ответы не совпадают с ответами на доске на 2-3 балла, значит, вам нужно еще раз внимательно прочитать дома параграф.

    VI. Подведение итогов.

    Итак, о чем новом вы сегодня узнали на уроке, на заседании ученого совета. (О строении, многообразии, размножении паразитических червей. О мерах по предупреждению заражения гельминтами). Вспомните наш эпиграф урока и поясните его. “Кто предупрежден – тот вооружен” Почему? (Нужно знать о паразитических червях, чтобы не заразиться ими)

    VII. Домашнее задание: статья в учебнике по изученной теме, дополнительно

    1. Нарисуйте схему заражения человека аскаридозом.

    2. В словариках запишите объяснения к терминам.

    3. Составьте кроссворд на тему "Тип круглые черви”.

    Дополнительная литература: “Книга для чтения по зоологии” А.С. Молис.

    Тип “Круглые черви”

    Выберите номера правильных утверждений.

    1 .В пищеварительной системе круглых червей имеется анальное отверстие.

    2. Дыхание круглых червей осуществляется через жабры.

    3. Человеческая аскарида паразитирует в тонком кишечнике человека.

    4. Мухи не способствуют распространению и заражению аскаридами.

    5. Аскариды гермафродиты.

    6. Плотная оболочка на теле аскариды выполняет защитную функцию.

    7. Все круглые черви - паразиты.

    8. Личинки аскариды внедряются в стенки кишечника и проникают в кровь.

    9. Под кутикулой у круглых червей располагаются кольцевые и продольные мышцы.

    10. Болезни, вызываемые паразитическими червями, называются гельминтозами.

    Выберите номера правильных утверждений.

    1. Заразиться аскаридозом можно употребив в пищу мясо свинины или говядины.

    2. Аскариды раздельнополые животные.

    3. Внутри кожно - мускульного мешка у нематод находится обширная полость тела.

    4. Все нематоды имеют кровеносную систему.

    5. Органы чувств у круглых червей развиты слабо.

    6. Аскариды не имеют пищеварительной системы.

    7. Встречаются нематоды - паразиты растений.

    8. Аскариды имеют основного и промежуточного хозяина.

    9. У аскариды есть специальные органы прикрепления.

    10. Внешние различия между особями разного пола называются половым диморфизмом.

    Мы рассмотрим основные особенности строения и жизнедеятельности круглых червей, познакомимся с основными чертами этого типа и его некоторыми характерными представителями.

    Круглые черви и их строение

    Мы уже знаем, что плоские черви – черве­об­раз­ные ор­га­низ­мы, у ко­то­рых от­сут­ству­ет по­лость тела. У круг­лых чер­вей име­ет­ся пер­вич­ная по­лость тела.

    Пер­вич­ная по­лость тела – по­лость между стен­кой тела и ки­шеч­ни­ком, со­дер­жа­щая внут­рен­ние ор­га­ны. Нельзя путать первичную полость тела с просветом кишечника, так как просвет кишечника – это всего лишь изолированная часть внешней среды (рис. 1). Она ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­сут­стви­ем соб­ствен­ной кле­точ­ной стен­ки.


    Рис. 1. Кишечная полость тела и просвет кишечника

    Так же как и плос­кие черви, круг­лые черви (или нема­то­ды) – дву­сто­ронне сим­мет­рич­ные трехслойные жи­вот­ные. Нема­то­ды имеют сход­ный облик: удли­нен­ную, ве­ре­те­но­вид­ную форму тела и круг­лое по­пе­реч­ное се­че­ние, длина тела со­став­ля­ет от 80 мкм до 8 м, такую длину имеет па­ра­зит, жи­ву­щий в пла­цен­те ка­ша­ло­та (рис. 2).


    Рис. 2. Круглые черви

    Круг­лые черви об­ла­да­ют раз­ви­тым кож­но-му­скуль­ным меш­ком. Снаружи тело по­кры­то плот­ной эла­стич­ной ку­ти­ку­лой, вы­де­ля­е­мой на­руж­ным эпи­те­ли­ем (ги­по­дер­мой). Между кож­но-му­скуль­ным меш­ком и кишечником у более или менее круп­ных форм рас­по­ло­же­на пер­вич­ная по­лость тела – псев­до­цель. Первичная по­лость тела за­пол­не­на жид­ко­стью, на­хо­дя­щей­ся под дав­ле­ни­ем и обес­пе­чи­ва­ю­щей по­сто­ян­ство формы тела, то есть работает как гидроскелет. Му­ску­ла­ту­ра рас­по­ла­га­ет­ся вдоль тела че­тырь­мя тя­жа­ми и обеспечивает дви­же­ние червя.

    За ис­клю­че­ни­ем неко­то­рых ор­га­нов чувств, нема­то­ды ли­ше­ны жгу­ти­ко­вых кле­ток.

    Пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма круг­лых чер­вей по­хо­жа на труб­ку, сквоз­ная, рот окру­жен гу­ба­ми и ведет в му­ску­ли­стую глот­ку (рис. 3).


    Рис. 3. Пищеварительная система и рот

    Глот­ка имеет слож­ное стро­е­ние и во мно­гих груп­пах хищ­ных и па­ра­зи­ти­че­ских нема­тод несет раз­но­об­раз­ное во­ору­же­ние. На пе­ред­нем конце тела есть ро­то­вое от­вер­стие, ближе к зад­не­му концу тела – аналь­ное.

    Вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма нема­тод пред­став­ле­на од­но­кле­точ­ной же­ле­зой и свое­об­раз­ны­ми круп­ны­ми клет­ка­ми, ко­то­рые изо­ли­ру­ют про­дук­ты об­ме­на. Кроме того, вы­де­ле­ние может идти через всю по­верх­ность тела.

    Нерв­ная си­сте­ма со­сто­ит из око­ло­гло­точ­но­го нерв­но­го коль­ца и несколь­ких про­доль­ных нер­вов. Име­ют­ся ор­га­ны ме­ха­ни­че­ско­го и хи­ми­че­ско­го чувств, ино­гда при­ми­тив­ные ор­га­ны зре­ния.

    В по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве нема­то­ды раз­дель­но­по­лые. Обыч­но самец и самка от­ли­ча­ют­ся по внеш­не­му виду, такое яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся по­ло­вой ди­мор­физм (рис. 4). У сам­цов зад­ний конец тела за­гнут.


    Рис. 4. Самец и самка нематод

    Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ды­ха­тель­ная и кро­ве­нос­ная си­сте­мы от­сут­ству­ют. По­гло­ще­ние кис­ло­ро­да про­ис­хо­дит через всю по­верх­ность тела, мелким свободно живущим нематодам этого, как правило, хватает. При его недо­стат­ке па­ра­зи­ти­че­ские нема­то­ды могут пе­ре­хо­дить на анаэ­роб­ный обмен.

    Раз­ви­тие про­ис­хо­дит без ме­та­мор­фо­за: но­во­рож­ден­ная особь в целом по­хо­жа на взрос­лую (рис. 5).


    Рис. 5. Новорожденная нематода

    Рас­тут нема­то­ды по­сред­ством линек. Лю­бо­пыт­ной осо­бен­но­стью неко­то­рых круг­лых чер­вей яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ное ко­ли­че­ство кле­ток в теле взрос­лой особи, оди­на­ко­вое для всех пред­ста­ви­те­лей од­но­го вида, то есть у них совсем нет регенерации.

    Образ жизни

    Пред­ста­ви­те­лей круг­лых чер­вей можно встре­тить во всех сре­дах оби­та­ния. Сво­бод­но­жи­ву­щие виды оби­та­ют в со­ле­ных и прес­ных во­до­е­мах, в почве. Нема­то­ды осво­и­ли для жизни раз­ла­га­ю­щи­е­ся ор­га­ни­че­ские остат­ки (рис. 6).


    Рис. 6. Среда обитания круглых червей

    Среди круг­лых чер­вей мно­же­ство па­ра­зи­тов рас­те­ний и жи­вот­ных. Па­ра­зи­ти­руя в ор­га­низ­мах жи­вот­ных, нема­то­ды осво­и­ли почти все си­сте­мы внут­рен­них ор­га­нов хо­зя­и­на.

    В на­сто­я­щее время опи­са­но около 80 тысяч видов нема­тод, од­на­ко еже­год­но уче­ные опи­сы­ва­ют мно­же­ство новых видов. Воз­мож­но, всего су­ще­ству­ет около мил­ли­о­на видов нема­тод, мы рас­смот­рим для при­ме­ра несколь­ких ха­рак­тер­ных пред­ста­ви­те­лей.

    Caenorhabditis elegans

    Caenorhabditis elegans – сво­бод­но­жи­ву­щая нема­то­да, чрез­вы­чай­но важ­ная в ка­че­стве мо­дель­но­го ор­га­низ­ма в ис­сле­до­ва­ни­ях по ге­не­ти­ке, фи­зио­ло­гии, био­ло­гии раз­ви­тия (рис. 7).


    Рис. 7. Caenorhabditis elegans

    Длина ее тела около 1 миллиметра. Ин­те­рес­но, что все черви этого вида – самцы либо гер­ма­фро­ди­ты, самки как таковые отсутствуют. Caenorhabditis elegans имеет одну из самых про­стых нерв­ных си­стем, вклю­ча­ю­щую всего 302 ней­ро­на. В связи с этим Caenorhabditis elegans яв­ля­ет­ся удоб­ным объ­ек­том для изу­че­ния работы нерв­ной си­сте­мы.

    Аскариды

    Ас­ка­ри­ды – круп­ные, дли­ной до 40 сантиметров па­ра­зи­ти­че­ские круг­лые черви (рис. 8).


    Наи­бо­лее часто они оби­та­ют в же­лу­доч­но-ки­шеч­ном трак­те. Од­на­ко ас­ка­ри­ды сво­бод­но пе­ре­дви­га­ют­ся и могут за­полз­ти в раз­лич­ные ор­га­ны, на­при­мер в ор­га­ны ды­ха­тель­ной си­сте­мы. Раз­ви­тие про­те­ка­ет без смены хо­зя­ев. Яйца па­ра­зи­та вы­хо­дят с калом во внеш­нюю среду, где долж­ны про­быть неко­то­рое время для нор­маль­но­го раз­ви­тия. За­ра­зить­ся ас­ка­ри­до­зом можно, съев немы­тые овощи или фрук­ты.

    Трихинеллы

    Три­хи­нел­лы – смер­тель­но опас­ные па­ра­зи­ты пло­то­яд­ных мле­ко­пи­та­ю­щих, в том числе че­ло­ве­ка (рис. 9).


    Рис. 9. Трихинеллы

    Пер­вая их, ли­чи­ноч­ная, ста­дия па­ра­зи­ти­ру­ет в мыш­цах, осталь­ные – в про­све­те ки­шеч­ни­ка. Самки чер­вей внед­ря­ют конец тела в ки­шеч­ный эпи­те­лий хо­зя­и­на и рож­да­ют 1–2 тыс. ли­чи­нок, ко­то­рые раз­но­сят­ся с кро­вью по всему организму хо­зя­и­на. Эта стадия может длиться несколько лет.

    Для за­мы­ка­ния жиз­нен­но­го цикла три­хи­нел­лы необ­хо­ди­мо, чтобы мышцы хо­зя­и­на съело хищное мле­ко­пи­та­ю­щее. При по­па­да­нии в ки­шеч­ник три­хи­нел­ла вы­сво­бож­да­ет­ся, рас­тет и до­сти­га­ет по­ло­вой зре­ло­сти. Че­ло­век может за­ра­зить­ся, по­едая плохо про­жа­рен­ное мясо – сви­ни­ну и особенно мед­ве­жа­ти­ну (рис. 10).


    Рис. 10. Плохо прожаренное мясо – источник заражения трихинеллой

    Заключение

    Мы познакомились с основными особенностями строения круглых червей, рассмотрели их некоторые разновидности, узнали, что заразиться ими можно, съев немытые овощи и фрукты, а также плохо прожаренную свинину и медвежатину.

    Список литературы

    1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология Животные. 7 класс. – Дрофа, 2011.
    2. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.
    3. Исаева Т.А., Романов Н.И. Биология,7 класс. – М.: Русское слово, 2013

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    Домашнее задание

    1. В чем заключаются особенности круглых червей, их образ жизни?
    2. Назовите наиболее известных представителей круглых червей.
    3. Каково основное различие между плоскими и круглыми червями?

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции