Есть ли у круглых червей анальное отверстие

Тип круглые черви эволюционно происходит от плоских червей - круглые черви также трехслойные, обладают несегментированным телом, билатеральной (двусторонней) симметрией, кожно-мускульным мешком. Возникновение круглых червей сопровождается рядом крупных ароморфозов, которые мы непременно с вами обсудим.

Представители типа: аскарида, острица, ришта, трихинелла.


  • Первичная полость тела

У круглых червей впервые возникает полость тела! Отсюда важное наименование, применимое к типу круглые черви - первичнополостные.

Только представьте - у плоских червей пространства внутри тела не было, все заполняла клеточная масса - паренхима (мезенхима). У круглых червей появилось пространство между органами, заполненное межклеточной жидкостью.

Первичная полость тела, которая характерна для этого типа, по-другому называется - протоцеле, схизоцель, псевдоцель. Эта полость, как мы уже с вами убедились, заполнена межклеточной жидкостью - именно поэтому тело круглых червей на поперечно срезе всегда округлое (в отличие от тела плоских червей, которое "плоское").


У круглых червей нервная система более развита по сравнению с предшествующими, изученными нами типами. Головные нервные узлы (ганглии) соединены друг с другом множеством перемычек, образуя окологлоточное нервное кольцо. От него отходят спинной и брюшной нервные стволы, соединенные поперечными перемычками - комиссурами.


Пищеварительная система претерпевает резкие изменения: появляется задний отдел кишечника и впервые - анальное отверстие. Как вы помните, кишечнополостные и плоские черви из-за его отсутствия были вынуждены выделять непереваренные остатки пищи через рот - это эволюционно осталось позади. Теперь у пищеварительной системы появляется возможность функционировать непрерывно.


Продольная мускулатура дифференцируется (делится) на четыре мышечных тяжа: брюшной, спинной и два боковых. Благодаря такому строению становится возможным змеевидное движение.

Мужские половые органы находятся у мужских организмов, а женские - у женских. Это создает основу для комбинативного разнообразия потомства.

Обратите внимание (картинка ниже) - как хорошо у аскариды выражен половой диморфизм - это свойство имеется и у многих других представителей круглых червей. Половой диморфизм (от греч. di - две и morphe - формы) - внешние признаки различия между мужской и женской особью.


  • Покровы тела и опорно-двигательная система

Покровные ткани кожно-мускульного мешка круглых червей представлены многослойной кутикулой и гиподермой. Кутикула (от лат. cuticula - кожица) - производное клеток однослойного покровного эпителия гиподермы. Представляет собой своеобразный "каркас" для мускулатуры. Важнейшая функция кутикулы - защита червя от переваривания ферментами кишечника, что дает возможность паразиту жить долгие годы в организме-хозяине.

Под кутикулой расположена гиподерма. Гиподерма имеет 4 протяженных утолщения, тянущихся вдоль всего тела - 4 гиподермальных валика: спинной, два боковых и брюшной. Под гиподермой располагаются тяжи продольных мышц.

Внутри кожно-мускульного мешка расположена первичная полость тела (псевдоцель), где помещаются все внутренние органы. Протоцель заполнена жидкостью под давлением и выполняет роль гидроскелета - опорную функцию. Первичная полость тела выполняет также функцию транспортную (распределительную) - переносит вещества от кишечника к рабочим органам, в том числе - мышцам.


Начинается ротовой полостью, далее продолжается в пищевод, затем в переднюю, среднюю и заднюю кишку с анальным отверстием, открывающимся с брюшной стороны на заднем конце тела. Сквозная пищеварительная система обеспечивает возможность непрерывного питания.

Дыхание осуществляется всей поверхностью тела, у паразитов - анаэробное (бескислородное) дыхание.

Жидкие продукты обмена веществ удаляются через органы выделения - видоизмененные протонефридии (без мерцательного "пламени", которое было у плоских червей). По бокам тела имеются экскреторные боковые каналы, которые в передней части тела соединяются в общий выводной проток. Этот проток заканчивается порой на головном конце тела с брюшной стороны.

Помимо этого в коже имеется много мелких эпидермальных желез, связанных с экскреторными боковыми каналами. Функцией выделения обладают также особые клетки - фагоцитарные. Они накапливают в себе продукты обмена веществ и инородные тела, попавшие в полость тела. Фактически они не выделяют, а накапливают эти вещества, таким образом, удаляют их из организма.


Нервная система круглых червей стволового (лестничного) типа, также называемая - ортогон. Состоит из окологлоточного нервного кольца, от которого отходят нервные стволы, из которых наиболее выделяются брюшной и спинной. Стволы соединены друг с другом поперечными тяжами - комиссурами.

Строение окологлоточного нервного кольца отражает единство всей его структуры - по сути это один большой круговой ганглий (нервный узел).


Круглые черви раздельнополы. Развитие, как правило, непрямое, без метаморфоза - молодая особь похожа на взрослую, только меньше ее в размерах. У части паразитических форм присутствует стадия инвазионной личинки.

Женские половые органы представлены влагалищем, яичником, яйцеводом и маткой. Возможен парный набор женских половых органов, но влагалище всегда одно.

Мужская половая система состоит из семенников с семяпроводами, и единственного семяизвергательного канала. Спермии круглых червей (спермий отличается от сперматозоида отсутствием жгутика) имеют разнообразное строение и отличаются амебоидной подвижностью.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

1. Из приведенного списка животных подчеркните представителей типа Круглые черви:

трихинелла , власоглав , дождевой червь, детская острица , чело­веческая аскарида , белая планария.

2. Средой обитания круглых червей является:

только организм человека и животных, только организм расте­ний, только почва, только вода, все перечисленные среды (нужное подчеркните).

3. Отметьте признаки, характерные для представителей типа Круглые черви:

  • а) тело не сегментировано;
  • б) тело сегментировано;
  • в) наличие полости тела, заполненной жидкостью;
  • г) наличие сквозной пищеварительной системы;
  • д) раздельнополость; семенники и яичники простейшего строения;
  • е) наличие продольных мышечных волокон.

4. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения.


  1. рот
  2. глотка
  3. средний отдел кишечника
  4. яичники
  5. анальное отверстие
  6. задний отдел кишечника

Какое животное представлено на рисунке?

Является ли это животное гермафродитом? Почему?

Не является. Для неё характерен половой диморфизм.

Имеет ли оно полость тела?

5. Выберите неверное утверждение (нужную букву обведите круж­ком).

  • а) Кожно-мускульный мешок нематод представлен многослой­ной кутикулой и одним слоем продольных мышц.
  • б) Жидкость, заполняющая полость круглых червей, находится под давлением, что создает опору для мышечного слоя (гид­роскелет).
  • в) Нервная система нематод диффузного типа.
  • г) Развитие человеческой аскариды происходит без смены хозяев.

6. Выберите основные приспособления червей к паразитизму:

  • а) сегментация тела;
  • б) плотная кутикула;
  • в) длинное тело;
  • г) наличие органов прикрепления;
  • д) наличие органов чувств;
  • е) наличие пищеварительной системы;
  • ж) способность к бескислородному дыханию;
  • з) раздельнополость;
  • и) высокая плодовитость;
  • к) развитие со сменой хозяев;
  • л) двусторонняя симметрия.

7. Установите правильную последовательность этапов в цикле раз­вития человеческой аскариды, начиная с яйца:

  • а) яйцо $→$ легкие человека $→$ личинка $→$ взрослая особь;
  • б) яйцо $→$ пищеварительный тракт человека $→$ личинка $→$ лег­кие человека $→$ пищеварительный тракт человека $→$ взрослая особь;
  • в) личинка $→$ пищеварительный тракт человека $→$ взрослая особь яйцо;
  • г) яйцо $→$ пищеварительный тракт человека $→$ личинка $→$ взрослая особь.

8. Выберите признаки, характерные для бычьего цепня и аскариды человеческой.

А. Бычий цепень
Б. Аскарида человеческая

  1. Тело цилиндрическое
  2. Тело лентовидное, членистое
  3. Есть пищеварительная система
  4. Ротового отверстия нет, пищу всасывает всей поверхностью тела
  5. Кишечник заканчивается анальным отверстием
  6. Имеется полость тела
  7. Полости тела нет
  8. Имеет промежуточного хозяина
  9. Гермафродит
  10. Раздельнополое животное

А — 2, 4, 7, 8, 9
Б — 1, 3, 5, 6, 10

9. Какое значение имеет появление у круглых червей заднего отдела кишечника и анального отверстия? Ответ обоснуйте.

Черви питаются активнее, т.к. одновременно может происходить поглощение и выделение пищи.

10. Не все яйца, отложенные аскаридами, могут быть инвазийными, то есть вызывать аскаридоз. Какие условия необходимы для фор­мирования в яйцах личинок, способных к развитию в организме?

Они должны пройти полный цикл развития в организме человека.

Тестовые задания для самоконтроля

1. К круглым червям относят:

  • а) аскариду и планарию;
  • б) эхинококка;
  • в) острицу и власоглава;
  • г) трихину и мозговика.

2. У круглых червей:

  • а) двусторонняя симметрия тела и сквозная пищеварительная система;
  • б) лучевая симметрия тела и кишечная полость;
  • в) двусторонняя симметрия тела и слепозамкнутая пищевари­тельная система;
  • г) лучевая симметрия тела и сквозная пищеварительная система.

3. В легких человека паразитируют:

  • а) взрослые аскариды;
  • б) яйца аскариды;
  • в) личинки аскариды;
  • г) личинки аскариды и взрослые особи.

4. Аскаридозом можно заболеть:

  • а) если яйцо, выведенное аскаридой, сразу попадет в организм человека;
  • б) через несколько недель после попадания яйца в благоприят­ные условия;
  • в) если яйцо пройдет через организм промежуточного хозяина;
  • г) если яйцо аскариды пробудет в водной среде несколько ме­сяцев.

5. Личинка аскариды проделывает сложный путь в организме человека потому, что:

  • а) ей нужен кислород для дальнейшего развития;
  • б) ей необходимо питание калорийной кровыо;
  • в) на личиночной стадии аскарида может быть переварена в ки­шечнике под действием пищеварительных ферментов;
  • г) нет правильного ответа.

6. У аскариды развиты мышцы:

  • а) продольные;
  • б) кольцевые;
  • в) косые;
  • г) мышцы отсутствуют.

7. Трихинеллезом можно заразиться, употребляя в пищу:

  • а) немытые фрукты и ягоды;
  • б) воду из открытых водоемов;
  • в) зараженную свинину;
  • г) вяленую рыбу.


Внешнее строение

Большинство круглых червей имеют удлинённое веретенообразное тело длиной от долей миллиметра до 1 м.

Кожа, или гиподерма, покрыта кутикулой.

Опорно-двигательный аппарат

Под кожей располагаются продольные мышцы.

Кожа и мускулы образуют кожно мускульный мешок.


Рис. 1. Поперечный разрез аскариды.

Под кожно-мускульным мешком находится полость тела, плотно заполненная полостной жидкостью, за счёт чего приобретает свойства гидроскелета.

Кроме того, первичная полость обеспечивает лучшую, по сравнению с плоскими червями, взаимосвязь тканей организма, т. к. вещества в жидкости перемещаются значительно быстрее, чем в паренхиме.

Пищеварительная система

В отличие от плоских червей, имеет сквозной характер. Появляется задний кишечник с анальным отверстием. Благодаря этому процесс питания становится поэтапным.

Нервная система

Нервная система состоит из окологлоточного кольца и 2 нервных стволов. Органы чувств развиты слабо, глаз нет.

Выделение

Выделительная система круглых червей двух типов:

  • протонефридии;
  • каналы гигантских клеток гиподермы.

Размножение

В отличие от плоских, круглые черви раздельнополы. Половая система имеет вид длинных нитевидных яичников и семенников. Оплодотворение внутреннее. Плодовитость высокая, самки паразитов ежесуточно выделяют десятки и даже сотни тысяч яиц.

Кровеносная система круглых червей не развита.

Как видим, внутреннее строение кольчатых червей имеет свои особенности, существенно отличающие их от плоских. Такие прогрессивные преобразования, повышающие уровень организации организмов, называются ароморфозами. Ароморфозы круглых червей – это:

  • появление раздельнополости;
  • появление заднего отдела кишечника и анального отверстия;
  • образование первичной полости, являющейся гидроскелетом;
  • концентрация нервных клеток с образованием окологлоточного нервного кольца.

Многообразие круглых червей

Тип круглые черви делится на несколько классов, важнейшими из которых являются:

Нематоды – крупнейший класс круглых червей, насчитывает десятки тысяч видов. К ним относятся известные паразиты человека:

  • аскарида человеческая;
  • власоглав;
  • свайник;
  • трихинелла;
  • детская острица;
  • ришта.

Наиболее распространённым паразитом человека является человеческая аскарида. Её взрослые черви живут в кишечнике, а личинки в крови. Яйца с калом выходят во внешнюю среду и могут там сохранять способность к заражению много лет. Заражение происходит через немытые фрукты, овощи, грязные руки, мух и т. д.

Жизненный цикл нематод может проходить:

  • только внутри одного хозяина;
  • со сменой хозяев;
  • в организме человека или животного и в почве или воде.

Нематоды, паразитирующие на животных, приносят большой вред, снижая их продуктивность и повышая смертность.

Один из методов лечения аскаридоза – кислородный. В кишечник больного нагнетается кислород и аскариды погибают, так как не переносят присутствия кислорода.

Нематоды паразитируют и на растениях. Такие виды имеют в глотке стилет для прокалывания тканей растения и высасывания соков. Примерами паразитов растений являются:

  • свекловичная нематода;
  • пшеничная угрица;
  • галловая нематода;
  • стеблевая нематода.

Пшеничная угрица поражает зерно и вызывает болезнь пшеницы, остальные виды паразитируют на овощных культурах.


Рис. 2. Паразитические нематоды.

Коловратки – это мелкие, до 2 мм, черви. Среда обитания – различные водоёмы, чаще пресные. Отличием класса являются реснички, являющиеся органом движения. Насчитывается 1500 видов.


Рис. 3. Фото Gordius aquaticus.

Класс скребни включает 500 видов паразитических червей. Паразитируют как на диких, так и на домашних животных.

Киноринхи – мелкие морские черви, размерами до 1 мм. Обитают на водорослях и в грунте. Класс насчитывает 100 видов.

Значение

В природе круглые черви играют существенную роль как:

  • источник питания для многих животных;
  • почвообразователи.

В верхнем слое почвы на площади 1 кв. м. проживают от сотен тысяч до десятков миллионов почвенных круглых червей. Большинство из них питается органическими остатками и способствует повышению плодородия.

Что мы узнали?

Систематика делит тип на несколько классов, важнейшим из которых являются нематоды. В развитии животного мира круглые черви занимают промежуточное положение между бесполостными плоскими червями и кольчатыми, которые имеют вторичную полость.

Разделы: Биология

Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Изучить представителей данного типа.

Эпиграф к уроку: “Кто предупрежден – тот вооружен”.

Задачи обучения.

    Раскрыть особенности организации круглых червей, их многообразие.
  1. Рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Развитие мышления посредством решения проблемных задач; умение сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, делать выводы, работать с учебником, дополнительной информацией.

Задачи воспитания: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; умение работать в коллективе; прививать правила, навыки гигиены.

Формы работы:

  • общеклассная,
  • индивидуальная,
  • групповая.
  • Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

    Организация деятельности на уроке: повторение, изучение нового материала, закрепление.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), задания для работы в группах; тестовые задания; электронное издание “Биология 6-11 класс”. Республиканский мультимедиа центр; учебник: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, М.: “Дрофа”, 2009; книга для чтения по зоологии”. А.С. Молис.

    I. Организационный момент.

    II. Проверка знаний.

    Ребята, какой тип животных вы изучили на последнем уроке? (Тип плоские черви). Давайте вспомним вместе с вами, что представляют из себя животные этого типа. Я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать, вставляя пропущенные слова. (Предполагаемые ответы учащихся выделены курсивом)

    Тип Плоские черви.
    Вы уже изучили
    И много нового для себя открыли
    Симметрия их тела,
    Скажите без промедления, имеет:
    Двусторонне – симметричное строение.

    На несколько слоев разделено их тело:
    Экто-, энто- и мезодерма
    Классов немного в типе
    Легко их перечесть,
    Ведь червей плоских
    Всего три класса есть
    Первый класс Ресничные

    А где они живут? И какой образ жизни эти черви ведут?

    Второй класс Сосальщики
    Исключительно паразитический весь
    У них для прикрепления
    Специальные органы есть?
    (Присоски, крючья, шипы)

    Третий класс Ленточные
    Живут внутри других
    Поэтому многие органы отсутствуют у них
    Их тело приспособлено к такому существованию
    Нет у них кишечника, органов дыхания
    Кровеносной системы

    Вот еще хотелось, заметить в заключение
    У многих червей – паразитов развитие идет…
    С превращением и со сменой хозяина

    III. Переход к изучению нового материала.

    Какой тип животных в систематике расположен после типа “Плоские черви”? (Круглые черви)

    Эпиграфом к нашему уроку я взяла латинскую пословицу “Кто предупрежден – тот вооружен”. И в конце урока вы сами ответите на вопрос: “Почему к данной теме подходит это высказывание.

    IV. Изучение нового материала.

    А как вы думаете, почему их так называют? Круглые? С чем их можно сравнить? (Заслушиваются ответы детей, и подводиться итог: тело в поперечном сечении круглое)

    - Что мы должны узнать об этих животных? (Познакомиться с их строением, многообразием, особенностями развития)

    С чего начинается изучение любого типа? (С составления общей характеристики). Давайте вместе с вами составим характеристику Круглых червей. А для этого мы разделимся по вариантам. Каждый вариант должен найти в тексте учебника на стр. 119-123, сведения о…

    1 вариант – о среде обитания Круглых червей

    2 вариант – о строении нервной системы

    3 вариант – об органах чувств

    4 вариант – о пищеварительной системе

    5 вариант – об органах выделения

    6 вариант – о половой системе

    (Работа детей с учебником)

    Составление общей характеристики круглых червей. (Каждый вариант отвечает на вопросы поставленные учителем)

    1. Численность круглых червей чуть больше? (20.000 видов)

    2. Среда обитания? Где они встречаются? (В воде – коловратки, в почве, паразиты в организме животных, растений, грибов)

    (В словари учащиеся записывают термин “фитонематоды”)

    Обратите внимание на рисунки учебника, где изображены представители круглых червей.

    3. Строение. (Работа с учебником)

    - Форма тела? (Веретеновидная)

    - Рот на переднем конце тела, на брюшной стороне анальное отверстие, половое отверстие у самок.

    - Снаружи тело покрыто? (Многослойной кутикулой – плотной оболочкой).

    Какова ее роль? (Защита). Особенно она необходима паразитическим формам. Почему? (Чтобы не быть переваренным)

    - Под кутикулой расположен слой продольных мышечных волокон. Как вы считаете, как круглые черви будут передвигаться? (Изгибая свое тело, не могут укорачивать и удлинять)

    - Под слоем кожно-мускульного мешка у червей располагается полость тела.

    Первичная – схизоцель. Она заполнена жидкостью, которая выполняет роль внутренней среды. (учащиеся записывают в словарики новый термин)

    4. Строение нервной системы? (Она образованна окологлоточным нервным кольцом и 6 нервными стволами с перемычками, спиной и брюшной стволы – мощнее)

    5. Органы чувств. Развиты слабо, есть органы осязания, химического чувства, примитивные глаза.

    6. Пищеварительная система: рот – глотка – кищка – анальное отверстие, у некоторых губы, кутикулярные зубы, скелет.

    7. Органы выделения. (Одноклеточные кожные железы)

    8. Половая система. Раздельнополые, самки крупнее, чем самцы – такое явление называется половым диморфизмом. А как вы думаете, почему самка крупнее самцов? (Так как в теле самки развиваются яйца)

    (Запись термина в словари)

    Упражнение на развитие неречевого слуха “Изобразите слова” с помощью мимики, пантомимы (ползать, шуршать, шелестеть, журчать, трещать, скрипеть, булькать).

    В чем проявляется усложнение в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями?

    1. Появляется первичная полость тела.

    2. Пищеварительная система сложнее, появляется анальное отверстие.

    3. Нервная система – окологлоточное нервное кольцо, 6 нервных стволов

    Запишите эти отличия в рабочей тетради в задании № 74 (кратко).

    Просмотр фрагмента “Жизненный цикл паразитических червей (аскариды).

    (Диск “Электронное издание. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр”)

    - Обратите внимание на развитие аскариды. Есть ли у аскариды промежуточный хозяин?

    Обсуждение просмотренного фрагмента.

    Такие паразитические черви как аскарида, называются гельминтами. А в народе? (Глистами) Чем опасна аскарида? (Вызывает расстройство пищеварения, отравляет организм, может вызывать разрывы внутренних органов, воспаление легких)

    Заболевания вызываемое аскаридами так и называется – аскаридозом. Длина тела самки до 40 см, самцов 15-25 см. Специальных органов прикрепления у аскариды нет. А как же они удерживаются в кишечнике и не выносятся вместе с пищей? (Все время движутся навстречу пище)

    Работа с рисунком учебника

    Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 123.

    Давайте еще раз повторим, как происходит заражение человека аскаридозом. Яйца с находящимися в них личинками попадают в организм человека. Каким образом? (С пищей, водой)

    Яйца попадают в кишечник, из них выходит личинка. Куда она попадает? (В кровь – в печень – в сердце – в легкие – в рот – в кишечник)

    Развитие идет без смены хозяев.

    А сейчас я предлагаю провести ученый совет. Сейчас вы будете работать в группах по 4 -5 человек. Вы получите вопросы, на которые нужно подготовить устный ответ. Для ответа на вопросы воспользуйтесь дополнительной литературой, Интернет-ресурсами (если нет возможности выйти в интернет с помощью компьютера, можно воспользоваться сотовыми телефонами; дополнительную литературу подготовить заранее и раздать их группам). Время работы групп 2-3 минуты.

    Каждая группа – это ученые.

    2-я группа - врачи

    3-я группа - врачи

    4-я группа - историки

    5-я группа - гигиенисты

    Задание для 1 группы (математики)

    Подсчитайте, сколько яиц отложит самка аскариды, если известно, что в сутки она выделяет около 200 тысяч, а живет около года? Какое значение имеет такая плодовитость?

    Задание для 2 группы (врачи)

    Как человек заражается трихинеллой? Какую опасность представляют эти паразитические черви?

    Задание для 3 группы (врачи)

    Что представляет из себя острица? Почему ими часто болеют дети?

    Задание для 4 группы (историки)

    Какой вклад в развитие гельминтологии внес Константин Иванович Скрябин?

    Задания для 5 группы

    Предложите меры предотвращения заражения гельминтами.

    После работы группы предоставляют свои выступления.

    Примерное содержание выступления

    (73 млн.) (300 тыс. острица)

    Какое значение имеет такая плодовитость? (Возможность продолжить существование)

    Трихинелла – маленький, но очень опасный паразит.

    Длина самки около 3 мм., самцы вдвое меньше. Основным хозяином трихинеллы являются крысы. От крыс могут получить трихинеллу и свиньи (они всеядны и также поедают мертвых крыс).

    Если мясо свиньи с заключенными в нем личинками будет съедено человеком в непроваренном или в недожаренном виде, человек заболевает трихинеллезом. Из яиц в кишечнике выходят личинки, через день они становятся половозрелыми и рождают 80-100 тысяч яиц в стенках кишечника. Они попадают в кровь, затем в мышцы, здесь они покрываются капсулой и в таком состоянии могут сохраняться многие годы. (До 14 лет) Во время миграции личинок по организму человеку у заболевшего повышается температура, появляются судороги лица, ног, нередко приводящие к смертельному исходу.

    У многих народностей религия запрещает употреблять свиное мясо в пищу, и одна из главных причин, это и есть трихинеллез. Для предупреждения заражения трихинеллезом свиное мясо подвергается особому ветеринарному осмотру в лабораториях.

    Острицы – мелкие паразиты до 1 см, которые паразитируют в толстой и слепой кишке человека, вызывая заболевание энтеробиоз. По форме тела и по строению острица напоминает аскарид, но в сильно уменьшенном виде. Тело у них заканчивается заостренным хвостиком (отсюда их название). Самки острицы по ночам выходят через анус наружу, и откладывают яйца до 10-12 тысяч, вызывая при этом зуд. У детей (которые часто заражаются этими паразитами) зуд влечет за собой расчесы. Под ногтями остаются яйца, они легко могут попасть в рот ребенка, и поэтому происходит заражение. Яйца остриц могут переносить мухи, тараканы, поэтому чтобы не заразиться необходимо соблюдать правила личной гигиены и вести борьбу с мухами.

    Константин Иванович Скрябин (1878–1972 г.р.). Выдающийся советский гельминтолог (ученый, изучавший паразитических червей). Изучению он посвятил всю свою жизнь. Написал более 600 научных работ. Организовал около 200 экспедиций, по выявлению очагов червей – паразитов. Открыл и описал 180 новых видов паразитических червей. Разработал методы борьбы и предохранения от заражения.

    1. Сырые овощи перед едой обдавать кипятком.

    2. Не пить воду из рек, озер.

    3. Мыть руки перед едой, после посещения туалета, не грызть ногти.

    4. Вести борьбу с мухами.

    V. Закрепление и применение знаний.

    Выполнение тестовой работы по вариантам.

    Проверка выполнения работы (учащиеся проверяют свои ответы с эталоном)

    Если ваши ответы полностью совпадают с ответами на доске, значит, вы набрали 5 баллов, и тему урока усвоили прекрасно. Можете смело поставить себе “отлично”. Если есть расхождения в 1 балл – “хорошо”. Если ваши ответы не совпадают с ответами на доске на 2-3 балла, значит, вам нужно еще раз внимательно прочитать дома параграф.

    VI. Подведение итогов.

    Итак, о чем новом вы сегодня узнали на уроке, на заседании ученого совета. (О строении, многообразии, размножении паразитических червей. О мерах по предупреждению заражения гельминтами). Вспомните наш эпиграф урока и поясните его. “Кто предупрежден – тот вооружен” Почему? (Нужно знать о паразитических червях, чтобы не заразиться ими)

    VII. Домашнее задание: статья в учебнике по изученной теме, дополнительно

    1. Нарисуйте схему заражения человека аскаридозом.

    2. В словариках запишите объяснения к терминам.

    3. Составьте кроссворд на тему "Тип круглые черви”.

    Дополнительная литература: “Книга для чтения по зоологии” А.С. Молис.

    Тип “Круглые черви”

    Выберите номера правильных утверждений.

    1 .В пищеварительной системе круглых червей имеется анальное отверстие.

    2. Дыхание круглых червей осуществляется через жабры.

    3. Человеческая аскарида паразитирует в тонком кишечнике человека.

    4. Мухи не способствуют распространению и заражению аскаридами.

    5. Аскариды гермафродиты.

    6. Плотная оболочка на теле аскариды выполняет защитную функцию.

    7. Все круглые черви - паразиты.

    8. Личинки аскариды внедряются в стенки кишечника и проникают в кровь.

    9. Под кутикулой у круглых червей располагаются кольцевые и продольные мышцы.

    10. Болезни, вызываемые паразитическими червями, называются гельминтозами.

    Выберите номера правильных утверждений.

    1. Заразиться аскаридозом можно употребив в пищу мясо свинины или говядины.

    2. Аскариды раздельнополые животные.

    3. Внутри кожно - мускульного мешка у нематод находится обширная полость тела.

    4. Все нематоды имеют кровеносную систему.

    5. Органы чувств у круглых червей развиты слабо.

    6. Аскариды не имеют пищеварительной системы.

    7. Встречаются нематоды - паразиты растений.

    8. Аскариды имеют основного и промежуточного хозяина.

    9. У аскариды есть специальные органы прикрепления.

    10. Внешние различия между особями разного пола называются половым диморфизмом.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции