Дождевой червь относится к типу круглые черви относятся

Тип кольчатые черви объединяет около 9 000 видов, обладающих самой совершенной организацией среди прочих червей. Их тело состоит из большого числа члеников, у многих по бокам каждого членика имеются щетинки, играющие важную роль при передвижении. Внутренние органы расположены в полости тела, называемого целомом. Есть кровеносная система. В передней части находится скопление нервных клеток, образующих подглоточный и надглоточный нервные узлы. Обитают кольчатые черви в пресных водоемах, морях и в почве.

Большая часть представителей кольчатых червей относится к классам: малощетинковые, многощетинковые и пиявки.

Класс малощетинковые

Представитель класса малощетинковые — дождевой червь живет в норках во влажной перегнойной почве. На поверхность червь выползает в сырую погоду, в сумерках и ночью. У дождевого червя легко можно отличить переднюю и брюшную части тела. В передней части находится утолщение поясок, на брюшной и боковой сторонах тела — развиты упругие и короткие щетинки.

Тело червя покрыто кожей из покровной ткани, в которой клетки плотно прилегают друг к другу. В коже содержатся железистые клетки, выделяющие слизь. Под кожей расположены кольцевые и глубже — продольные мышцы, благодаря сокращению которых тело червя может удлиняться или укорачиваться, тем самым продвигаясь в почве.

Кожа и слои мышц образуют кожно-мускульный мешок, внутри которого находится полость тела, где и расположены внутренние органы. Питаются дождевые черви гниющими остатками растений. Через рот и глотку пища попадает в зоб и мускулистый желудок, где перетирается и попадает в кишку и там переваривается. Переваренные вещества всасываются в кровь, а непереваренные вместе с землей выделяются через анальное отверстие.

Органы выделения представлены извитыми трубочками, через которые жидкие и вредные вещества удаляются из организма.

Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Специализированных органов чувств у дождевого червя нет. Имеются только разного рода чувствительные клетки, воспринимающие внешние раздражители (свет, запах и т.д.).

Дождевые черви — гермафродиты. Однако осеменение у них перекрестное, в этом процессе участвуют две особи. При откладывании яиц па пояске червя образуется обильная слизь, в которую попадают яйца, после чего слизь темнеет и затвердевает, образуя кокон. Затем кокон через головной конец тела сбрасывается с червя. Внутри кокона из оплодотворенных яиц развиваются молодые черви.

Среди малощетинковых есть карлики, чья длина тела не превышает нескольких миллиметров, но есть и великаны: австралийский земляной червь длиной в 2,5—3 м.

Для дождевых червей характерна способность к регенерации. Дождевых червей называют почвообразователями, так как они, прокладывая в почве ходы, рыхлят ее, способствуют аэрации, то есть поступлению в почву воздуха.

Класс многощетинковые

Сюда относятся разнообразные морские черви. Среди них нереида. Ее тело состоит из большого числа члеников. Передние членики образуют головной отдел, на котором располагаются рот и органы чувств: осязания — щупальца, зрения — глаза. По бокам тела на каждом членике имеются лопасти, на которых пучками сидят многочисленные щетинки. С помощью лопастей и щетинок нереиды плавают или передвигаются по дну моря. Питаются они водорослями и мелкими животными. Дышат всей поверхностью тела. У некоторых многощетинковых на лопастях имеются жабры — примитивные органы дыхания.

К многощетинковым относится пескожил, живущий в норках, в песке или строящий себе гипсовую черепашку, которой прикрепляется к водорослям. Нереидами и другими кольчатыми червями питаются многие морские рыбы.

Класс пиявки

Самая известная представительница этого класса — медицинская пиявка, которую уже в глубокой древности использовали для лечения людей. Пиявки характеризуются наличием двух присосок: передней, на дне которой расположен рот, и задней.

Задняя присоска велика, ее диаметр превышает половину наибольшей ширины тела. Пиявки прокусывают кожу тремя челюстями, усаженными по краям острыми зубчиками (до 100 на каждой челюсти). Сильный кровосос. В медицине используют при заболеваниях кровеносных сосудов (образование тромбов), гипертонии, предынсультном состоянии. Пиявки прикладываются к определенной части больного человека, чтобы отсосать кровь, в результате рассасываются тромбы, уменьшается кровяное давление, состояние человека улучшается. Кроме этого, слюнные железы медицинской пиявки вырабатывают ценное вещество — гирудин, — предотвращающее свертывание крови. Поэтому после уколов пиявки рана долго кровоточит. Находясь в желудке пиявки, кровь под воздействием гирудина месяцами сохраняется, не подвергаясь свертыванию и гниению.

Пищеварительная система пиявки построена таким образом, что может накапливать большие запасы крови, консервируемой с помощью гирудина. Размеры пиявки, насосавшейся крови, значительно увеличиваются. Благодаря этой особенности пиявки продолжительное время могут голодать (от нескольких месяцев до 1 года). Живет пиявка до 5 лет. Пиявки — гермафродиты. В природе достигаю! половой зрелости только на третьем году жизни и откладывают коконы один раз в год летом.

Для пиявок характерно прямое развитое. К пиявкам относится некровососущая хищная пиявка — большая ложноконская. Поедает червей (в том числе и пиявок), мягкотелых, личинок водных насекомых, мелких позвоночных животных (головастиков), которых она может одолеть.

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока:

1. Обобщить знания учащихся об особенностях разных типов червей.

2. Дополнить имеющиеся знания учащихся новыми понятиями:

  • паренхима
  • мезодерма.

3. Вспомнить и закрепить знания о профилактике и способах борьбы с паразитическими червями.

4. Воспитывать бережное отношение к червям, т.к. дождевые приносят пользу при почвообразовании; круглые и плоские – входят в цепь питания других организмов.

Оборудование и наглядность:

Плакаты:

  • белая планария
  • бычий цепень
  • человеческая аскарида
  • дождевой червь
  • пескожил.

Ход урока

  1. Орг. момент (тема урока – записать, цель урока – сказать).
  2. Выборочно дать учащимся тест (13 вопр.- 6 минут).
  3. По одному представителю от группы - выбрать тип червей.
  4. Работа по группам – разные типы червей (на повторение – 5 минут).
  5. Индивидуальные задания по основным характеристикам червей.
  6. Работа по группам – закрепление теоретического материала. Попутно заполняется таблица.
  7. Новый материал: Что такое мезодерма и для чего нужна?
  8. Вывод к уроку.
  9. Кроссворд (инд. задание).
  10. Оценки за урок.
  11. Домашнее задание.

План ответа по типу червей:

  1. Назв. типа, представитель.
  2. Среда обитания.
  3. Особенности внешнего строения.
  4. Особенности внутреннего строения

А) дыхательная
Б) нервная
В) кровеносная
Г) пищеварительная
Д) половая

Представители этого типа чаще всего раздельнополые.

План ответа по типу червей:

  1. Назв. типа, представитель.
  2. Среда обитания.
  3. Особенности внешнего строения.
  4. Особенности внутреннего строения:

А) дыхательная
Б) нервная
В) кровеносная ЗАМКНУТАЯ
Г) пищеварительная
Д) половая

План ответа по типу червей:

  1. Назв. типа, представитель.
  2. Среда обитания.
  3. Особенности внешнего строения.
  4. Особенности внутреннего строения:

А) дыхательная
Б) нервная
В) кровеносная
Г) пищеварительная

Рот – глотка – кишка (слепо замкнутая)

Тест по теме “Плоские, круглые и кольчатые черви”:

1. Двустороннюю симметрию тела имеет:

2. Пищеварительную систему у планарии образуют:

А) тонкие разветвленные канальцы
Б) семенники и яичники
В) нервные стволы
Г) рот, глотка, кишечник.

3. Планария – гермафродит, т.к.

А) у одной особи образуются женские и мужские половые клетки
Б) у одной особи женские, а у другой – мужские половые клетки
В) она не размножается половым путем
Г) она размножается вегетативно.

4. Приспособление к паразитизму у плоских червей:

А) сплющенное тело
Б) присоски
В) развитая пищеварительная система
Г) развитые органы чувств.

5. Круглый паразитический червь:

А) дождевой червь
Б) бычий цепень
В) печеночный сосальщик
Г) человеческая аскарида.

6. У всех круглых червей:

А) вытянутое цилиндрическое тело
Б) сплюснутое тело
В) полость тела заполнена жидкостью
Г) нет пищеварительной системы.

7. Все круглые черви:

А) паразиты
Б) гермафродиты
В) имеют кожно-мускульный мешок
Г) не имеют нервной системы

8. Чтобы избежать заражения паразитическими червями:

А) нужно соблюдать правила личной гигиены
Б) нельзя работать с землей
В) нельзя пить кипяченую воду
Г) нужно есть меньше овощей и фруктов.

9. К кольчатым червям относится:

А) белая планария
Б) дождевой червь
В) аскарида
Г) бычий цепень

10. Слизь, покрывающая тело дождевого червя:

А) способствует поглощению питат. веществ
Б) защищает червя от хищников
В) облегчает передвижение в почве
Г) позволяет изгибать тело.

11. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:

А) удаление вредных веществ
Б) переваривание пищи
В) перенос кислорода и питательных веществ
Г) взаимосвязь с окружающей средой

12. Дождевой червь размножается:

А) откладыванием яиц
Б) спорами
В) почкованием
Г) вегетативно.

13. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они

А) растворяют горные породы
Б) измельчают растительные остатки, перемешивают почву
В) поглощают из почвы минеральные соли
Г) уплотняют почву.

ОТВЕТЫ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
В г а б г а в а б в в а б

Учит: По одному представителю от группы подойдите и выберите тип червей. На повторение – 5 минут.

В тетради начертить таблицу, заполняем вместе после ваших ответов.

Общая характеристика червей

Характеристика Тип Плоские Черви Тип Круглые Черви Тип Кольчатые Черви
1. Представители Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик Человеческая аскарида Дождевой червь, нереида
2. Симметрия Двусторонняя Двусторонняя Двусторонняя
3. Численность 12500 видов 1 млн.видов 9 тыс.видов
4. Кожно-мускульный мешок Продольные и кольцевые мышцы Продольные мышцы Продольные и кольцевые мышцы
5. Пищеварительная система Рот-глотка-кишечник Рот-глотка-кишечник-анальное отверстие Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок-кишечник-анальное отверстие
6. Кровеносная система Отсутствует Отсутствует Замкнутая, 2 сосуда, “5 сердец”
7. Нервная система Нервные стволы и узел Отсутствует Нервная цепочка и окологлоточное кольцо
8. Выделительная система Разветвленные канальца Через жидкости тела Через трубочки в члениках
9. Половая система Гермафродит Раздельнополые, до 200 тыс.яиц в день Гермафродит
10. Среда обитания Водная, паразиты Паразиты Водная, почвенная

Учит. Время для повторения вышло, и прежде чем приступить к закреплению материала, давайте послушаем общую характеристику для типа плоских червей, которую готовили ваши товарищи (ответ учащегося)

ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ: Всего 12500 видов. Основные характеристики:

  1. Тело образовано четырьмя видами тканей: покровной, соединительной, нервной, мышечной.
  2. Снаружи тело покрыто кожно-мускульным мешком.
  3. Внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань – паренхима, в которой находятся внутренние органы.
  4. Представитель – бычий цепень. Длина – 10 метров. Количество члеников до 1000. За сутки наружу выделяется 28 члеников, в каждом – 175 тысяч яиц.
  5. Взрослый червь может прожить в кишечнике человека до 15 лет.

Учит. А теперь рассмотрим все основные моменты, которые касаются типа плоских червей: среда обитания, внешнее строение, кожно-мускульный мешок и т.д. по табличке. Все данные заносим в таблицу.

Учит. Следующий тип – круглые черви. И опять общая характеристика (индивидуальное задание учащимся).

КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ: Всего примерно 1 млн. видов. Основные характеристики:

  1. Тело нечленистое.
  2. Кожно-мускульный мешок содержит только продольные мышцы.
  3. Кровеносной и дыхательной системы нет.
  4. Особи раздельнополые.

Представители - Человеческая аскарида. Самцы мельче самок. Специальных органов прикрепления нет. Самка откладывает в сутки 200 000 яиц. Яйцо сохраняет способность заражать в течение 6 лет.

Учит. Не забывайте заполнять соответствующие графы в таблице.

Вопросы: 1. Кто из ученых занимался способами борьбы с червями- паразитами?

Какие есть приспособления для паразитического образа жизни у червей-паразитов?

Способы борьбы с паразитическими червями?

(Учащиеся отвечают на вопросы).

Учит. И последний тип – кольчатые черви. Сначала послушаем основную характеристику (характеристика дается учеником, заранее готовится).

КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ. Всего 9 тысяч видов. Основные характеристики:

  1. Тело состоит из колец-члеников.
  2. Снаружи тело одето кожно-мускульным мешком.
  3. Появляется замкнутая кровеносная система.
  4. В кровеносной системе есть 5 пар мышечных трубок – “сердец”.
  5. Большинство видов – гермафродиты.
  6. Представитель - дождевой червь. Они гермафродиты, но должны обмениваться семенной жидкостью для размножения. Могут отличать свет от тьмы светочувствительными клетками. Дыхание осуществляется через слизь всей поверхностью тела. За сутки червь может пропустить количество земли, равное массе своего тела – 5-6 грамм. Продолжительность жизни – 5-6 лет.

Учит. Теперь вспомним особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Заполняем таблицу до конца.

А сейчас вспомним, какие два слоя клеток имел представитель типа кишечно-полостных – гидра? (отвечают учащиеся – эктодерма и мезодерма).

Тело гидры состояло из энтодермы и эктодермы. Впервые у предков плоских червей, которые перешли к ползанию по дну водоемов, появляется третий промежуточный слой – мезодерма.

Какую роль выполняет мезодерма?

  1. образует мышцы
  2. опорно-соединительная ткань
  3. стенки полости тела
  4. кровеносная и выделительная система
  5. половые органы

Чем более активный образ жизни, тем более разнообразными и совершенными становятся органы и системы органов.

Учит. А сейчас, чтобы немного отдохнуть, разгадываем кроссворд (на доске заранее подготовить кроссворд).

Вопросы по вертикали:

2. Определенная часть тела, выполняющая соответствующую функцию (орган)

4. Орган выделения, входящий в пищеварительную систему (анальное)

5. Какие органы прикрепления у бычьего цепня и печеночного сосальщика (присоски)

9. Как называется симметрия, в которой правая половинка отражение левой, характерная для большинства многоклеточных животных (двусторонняя)

Вопросы по горизонтали:

1. Одна из тканей белой планарии (соединительная)

3. Система, которой нет у типов круглых и плоских червей (кровеносная)

6. Фамилия академика, который получил важные научные и практические результаты для борьбы с паразитическими червями (Скрябин)

7. Где у дождевого червя запасается пища (зоб)

8. Как называются волоски, находящиеся на каждом членике дождевого червя (щетинки)

10. Третий промежуточный слой между эктодермой и энтодермой (мезодерма)

После разгадывания кроссворда оценки за урок.

1. Дополните предложения.

Тело дождевого червя покрыто одним слоем эпителия.

Тип Кольчатые черви объединяет 14 тыс. видов.

Название классов Малощетинковые и Многощетинковые типа Кольчатые черви связано с количеством личинок.

А. Многощетинковые черви
Б. Малощетинковые черви
  1. Дождевой червь
  2. Морская мышь
  3. Нереис
  4. Палоло
  5. Пескожил
  6. Серпула
  7. Трубочник

А — 2, 3, 4, 5, 6
Б — 1, 7

3. Рассмотрите рисунок на с. 26. Сделайте обозначения.

Внутреннее строение дождевого червя


4. Составьте цепь питания, одним из звеньев которой является до­ждевой червь.

перегной дождевой червь скворец

На основании составленной цепи определите роль дождевых червей в природе.

Повышают плодородие почвы, служат пищей для некоторых птиц.

5. Выберите признаки, характерные для круглых червей, кольчатых червей и общие для животных этих двух типов.

А. Круглые черви
Б. Кольчатые черви
В. Общие признаки
  1. Членистость тела
  2. Двусторонняя симметрия тела
  3. Мощная кутикула, образую­щая покров тела
  4. Наличие полости тела
  5. Паразитический образ жизни
  6. Два слоя мышц
  7. Наличие кровеносной сис­темы
  8. Наличие усиков, глаз и дру­гих органов чувств
  9. Наличие личиночной стадии развития

А — 3, 9
Б — 1, 6, 7, 8
В — 2, 4

6. Какие признаки характеризуют кольчатых червей как высоко­организованных беспозвоночных животных?

Наличие кровеносной системы, развитая пищеварительная система с известковыми железами и нервная система.

7. Медицинские пиявки, насосавшись крови, могут долго не пи­таться. С чем это связано?

Со способностью долгое время хранить накопленную кровь в кишечнике.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Кожно-мускульный мешок кольчецов включает:

  • а) наружные кольцевые и внутренние продольные мышцы;
  • б) косые мышцы;
  • в) только продольные мышцы;
  • г) только кольцевые мышцы.

2. Полость тела кольчатых червей отличается от полости тела круглых червей:

  • а) наличием собственного эпителия;
  • б) размерами;
  • в) формой;
  • г) наличием специальной полостной жидкости.

3. Органы дыхания у многощетинковых червей впервые появи­лись в виде:

  • а) легких;
  • б) жабр;
  • в) отверстий в теле;
  • г) легочных мешков.

4. Нервная система кольчатых червей:

  • а) узловая;
  • б) диффузная;
  • в) разбросанно-узловая;
  • г) трубчатая.

5. Тело кольчатых червей покрыто:

  • а) плотной кутикулой;
  • б) роговым эпителием;
  • в) ресничным эпителием;
  • г) кожей.

  • а) только хищники;
  • б) паразиты или хищники;
  • в) симбионты;
  • г) растительноядные животные.

7. После дождя дождевые черви выползают на поверхность почвы потому, что:

  • а) затрудняется их питание;
  • б) их дыхание затрудняется, когда норки заливаются водой;
  • в) понижается температура почвы;
  • г) в почве повышается содержание углекислого газа.

8. К типу Кольчатые черви относится:

  • а) власоглав;
  • б) печеночный сосальщик;
  • в) бычий цепень;
  • г) пескожил.

9. К классу Многощетинковые черви относятся:

  • а) дождевой червь, трубочник;
  • б) нереис, палоло;
  • в) медицинская и улитковая пиявки;
  • г) большая ложноконская пиявка, трубочник.

10. Отметьте признак, не характерный для представителей типа Кольчатые черви:

  • а) наличие полости тела, выстланной эпителием;
  • б) пищеварительная система состоит из ротовой полости, глот­ки, средней и задней кишки, заканчивается анусом;
  • в) тело состоит из головной лопасти, на которой располагают­ся органы чувств, сегментированного туловища и анальной лопасти;
  • г) замкнутая кровеносная система;
  • д) незамкнутая кровеносная система;
  • е) нервная система состоит из пары надглоточных и пары подгло­точных узлов, соединенных между собой перемычками в око­логлоточное нервное кольцо, и брюшной нервной цепочки;
  • ж) раздельнополые или гермафродиты.


Тестовые работы включают материал по плоским, круглым и кольчатым червям. Тест состоит из четырех вариантов, каждый вариант состоит из пяти заданий. Первые три задания - это тесты. Четвертое и пятое задания - нужно дать развернутый ответ на вопрос.Материал включает иллюстрации. Проверочная работа проводится после изучения всех типов червей.

Кто изображён на рисунке?

Аскарида человеческая относится к типу…

Дайте определения понятиям: половой диморфизм, окончательный хозяин.

Для круглых червей характерна … симметрия тела.

Промежуточным хозяином печеночного сосальщика является… .

1) Мезодерма появляется впервые у : А) плоских червей;

Б) кишечнополостных; В) круглых червей; Г) кольчатых червей.

2) Нервная система кольчатых червей состоит из:

А) спинной и брюшной нервной цепочек;

Б) окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки;

В) окологлоточного кольца и спинной нервной цепочки;

Г) сети нервных клеток.

3) Съев непрожаренное мясо, можно заразиться:

А) аскаридами; Б) острицами;

В) печеночным сосальщиком; Г) бычьим цепнем.

4) Зоной роста у ленточного червя является:

А) головка; Б) шейка; В) каждый членик; Г) членики на конце тела.

5) Замкнутая кровеносная система характерна для:

А) плоских червей; Б) круглых червей; В) кольчатых червей.

Опишите цикл развития печеночного сосальщика. Основываясь на этих знаниях, предложите меры борьбы с этим паразитическим червем.

Предположите, какие особенности строения и жизнедеятельности могли бы появиться у аскариды человеческой при условии отхода её от паразитического образа жизни и перехода к свободному образу жизни.

Вариант II

Кто изображён на рисунке?

Нереида и пескожил относятся к типу…

Дайте определения понятиям: промежуточный хозяин, протонефридии.

У круглых червей имеется … полость тела.

Полость тела аскариды заполнена: А) полостной жидкостью;

Б) паренхимой; В) воздухом.

2) Взрослая аскарида питается: А) кровью человека;

Б) полупереваренной пищей, находящейся в кишечнике человека;

В) клетками стенки кишечника человека.

3) Непереваренные остатки пищи у планарии выделяются через:

А) рот; Б) анальное отверстие; В) паренхиму; Г) поверхность тела.

4) Человек может заразиться аскаридами, если он:

А) съест сырую рыбу; Б) съест плохо прожаренное мясо;

В) погладит собаку и не помоет руки; Г) съест немытые овощи.

5) Дождевой червь питается:

А) корнями деревьев; Б) опавшей листвой, перегнившими растительными остатками; В) погибшими беспозвоночными.

Опишите цикл развития аскариды человеческой. Основываясь на этих знаниях, предположите меры профилактики аскаридоза.

Предположите, какие особенности строения и жизнедеятельности могли бы появиться у дождевого червя при условии его перехода к паразитическому образу жизни.

Кто изображён на рисунке?

Дождевой червь относится к типу…

Напишите определения понятий: паразит, ортогон.

У планарии имеются следующие органы чувств: … .

Плоские черви относятся к:

А) двуслойным животным; Б) трёхслойным животным.

2) Среди представителей класса сосальщики и класса ленточные черви встречаются:

А) только свободноживущие; Б) только паразиты;

В) и свободноживущие, и паразитические виды.

3) Железы пищевода дождевых червей выделяют:

А) ферменты, разлагающие растительные остатки;

Б) известь, нейтрализующую кислоту почвы;

В) вещества, предохраняющие кишечник червя от повреждения частицами пищи.

4) Полость тела у круглых червей:

А) отсутствует; Б) первичная; В) вторичная; Г) заполнена паренхимой.

5) Кольчатые черви:

А) гермафродиты; Б) раздельнополые;

В) есть и гермафродиты, и раздельнополые

Опишите цикл развития бычьего цепня. Основываясь на этих знаниях, предложите меры профилактики заболевания, вызванного его паразитированием.

Дождевые черви в сухой почве сплетаются в клубок. Предложите объяснение этому явлению. После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность. Какова причина этого явления?

Кто изображён на рисунке?

Бычий и свиной цепни относятся к типу …

Напишите определения понятий: финна, промежуточный хозяин.

Кровеносная система кольчатых червей состоит из … .

Красный цвет покровов тела дождевого червя обусловлен:

А) Присутствием в полостной жидкости пигмента;

Б) Развитой сетью капилляров в коже и красным цветом крови;

В) Присутствием пигмента в коже.

Цикл развития какого гельминта связан с водой:

А) аскариды; Б) печёночного сосальщика;

В) бычьего цепня; Г) острицы.

Выделительные органы кольчатых червей:

А) протонефридии; Б) метанефридии;

В) фагоцитарные клетки; Г) почки.

4) Зоной роста у ленточного червя является:

А) головка; Б) шейка; В) каждый членик; Г) членики на конце тела.

5) Замкнутая кровеносная система характерна для:

А) плоских червей; Б) круглых червей; В) кольчатых червей.

Опишите приспособления к паразитическому образу жизни, имеющиеся у плоских паразитических червей (рассмотреть внешнее и внутреннее строение).

Цепни и аскарида живут в одной и той же среде – в тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая переваренная пища. Однако у цепней органов пищеварения нет, а у аскариды есть рот, глотка, пищевод и кишечник. Почему?

Разделы: Биология

В экзаменационной работе используются разные типы заданий со свободным ответом. Во второй части задания ЕГЭ 24 задание работа с текстовым заданием, необходимо найти ошибки в приведенном тексте. Указать номера предложений в которых сделаны ошибки, исправить эти ошибки.

Практика проведения ЕГЭ по биологии и анализ ответов испытуемых позволили выявить наиболее часто допускаемые, типичные ошибки. В ходе исследований были не только выявлены и классифицированы ошибки, но и установлены причины. По которым школьники их допускают.

  1. Невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению.
  2. Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание.
  3. Неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ.
  4. В заданиях со свободным ответом использование второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу.

1. 1. Круглых червей, в отличие от плоских червей, относят к двухслойным нечленистым животным; они имеют первичную полость тела, заполненную жидкостью. 2. Кольчатые черви, в отличие от круглых червей. Способны к активному движению. 3. В эволюции животных первичная полость сформировалась у круглых червей. 4. Двухсторонняя симметрия впервые появилась у кольчатых червей. 5. Плоские. круглые и кольчатые черви имеют кожно-мускульный мешок. (1. Круглых червей, как и плоских червей, относят к трехслойным животным. 2. Способность к активному передвижению – сходный признак кольчатых и круглых червей. 4. Двухстороняя симметрия впервые появилась у плоских червей)

2. 1. Растения включаются в круговорот веществ и энергии в биосфере, осуществляя дыхание и фотосинтез. 2. В процессе дыхания они выделяют кислород. 3. В темновой фазе фотосинтеза происходит запасание энергии в АТФ. 4. В процессе дыхания растения используют кислород, необходимый для реакций протекающих в пластидах. 5. При фотосинтезе растения усваивают углекислый газ. (2. В процессе дыхания растения выделяют углекислый газ. 3. В световой фазе фотосинтеза происходит запасание энергии в АТФ. 4. Кислород необходим для реакций, протекающих в митохондриях.)

3. 1. Генные мутации можно наблюдать, используя световой микроскоп. 2. Генные мутации связаны с перестройкой нуклеотидов. 3. К числу хромосомных мутаций относят полиплоидию. 4. Геномные мутации обусловлены изменением числа генов в хромосомах. 5. Мутации могут быть вредными, полезными и нейтральными. (1. Генные мутации нельзя увидеть в световой микроскоп, так как ген микроскопическая часть молекулы ДНК. 3. Полиплоидия является не хромосомной, а геномной мутацией. 4. Геномные мутации обусловлены изменением числа хромосом в генотипе.)

4. 1. У плоских червей впервые появляется первичная полость тела. 2. Плоские черви имеют двухстороннюю симметрию 3. У свободноживущих плоских червей нервная система узлового типа. 4. У плоских червей-паразитов нервная система узлового типа развита слабо, в отличие от свободноживущих. 5. Все плоские черви- трехслойные животные. (1. У плоских червей отсутствует первичная полость тела. 3. У свободноживущих плоских червей нервная система лестничного типа. 4. У паразитических плоских червей нервная система также лестничного типа (стволового)

5. 1. Головной и спинной мозг, нервы образованы нервной тканью, которая включает в себя нейроны и нейроглию. 2. Нейроны обеспечивают восприятие раздражения, передачу нервного сигнала. 3. Клеток нейроглии расположенных между нейронами, во много раз меньше, чем нейронов. 4. Клетки нейроглии образуют контакты для передачи нервного сигнала, выполняют опорную и питательную функции. 5. Скопление тел нейронов образует белое вещество, а скопления длинных отростков образует серое вещество нервной ткани. (3. Клеток нейроглии во много раз больше, чем нейронов. 4. Клетки нейроглии не участвуют в образовании контактов для передачи нервных импульсов. 5. Скопления тел нейронов образует серое вещество, а скопления длинных отростков нейронов с миелиновой оболочкой образует белое вещество.)

6. 1. В анафазах митоза и мейоза происходит расхождение хромосом. 2. В метафазе митоза хромосомы выстраиваются по экватору клетки. 3. В анафазе митоза к разным полюсам клетки расходятся двухроматидные хромосомы. 4. В метафазе мейоза 1 клетка имеет гаплоидный набор хромосом. 5. В телофазе мейоза 1 в ядре хромосомы однохроматидные. (3. В анафазе митоза к разным полюсам расходятся однохроматидные хромосомы. 4. В метафазе мейоза 1 клетка имеет диплоидный набор хромосом. 5. В телофазе мейоза 1 в ядре хромосомы двухроматидные)

7. 1. Луковица –это укороченный видоизмененный побег. 2. У луковицы отсутствует стебель. 3. В пазухах мясистых сочных листьев-чешуек расположен зародыш будущего растения. 4. Функция луковицы – сохранение будущего зародыша растения. 5. Луковица развивается у тюльпана, репчатого лука, нарцисса. (2. Стебель у луковицы имеется – это донце. 3. В пазухах мясистых листьев-чешуек расположены пазушные боковые почки, зародыш отсутствует. 4. Функции луковицы – запасание питательных веществ, вегетативное размножение.)

8. 1. Дробление у разных групп животных имеет свои особенности, однако завершается оно образованием близкой по строению – гаструлы. 2. Гаструла – это однослойный зародыш. 3. В гаструле формируются зародышевые листки. 4. Зародышевые листки дают начало системам органов. 5. Эктодерма дает начало эпидермису и его производным, из энтодермы формируется нервная трубка. (1. Дробление завершается формированием бластулы. 2. Гаструла двухслойный зародыш. 5. Нервная трубка формируется из эктодермы.)

9. 1. Агроценозы характеризуются как неустойчивые, искусственно созданные экосистемы. 2. В них большое разнообразие видов. 3. В агроценозе утрачена естественная устойчивость к изменяющимся условиям среды. 4. Агроценоцы длительно существуют без воздействия антропогенного фактора. 5. Агроценозы, как и естественные экосистемы, используют только солнечную энергию. (2. В агроценозах небольшое число видов. 4. Агроценозы существуют только благодаря деятельности человека. 5. Агроценозы наряду с солнечной энергией используют дополнительную энергию, которую вносит человек.)

10. 1. Дыхательный центр находится в промежуточном мозге человека. 2. Дыхательный центр включает центры вдоха и выдоха. 3. Растяжение легких тормозит процесс вдоха, а их спадение – процесс выдоха. 4. Главным гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является высокое содержание кислорода в крови. 5. Частота дыхания увеличивается под действием парасимпатической нервной системы. (1. Дыхательный центр находится в продолговатом мозгу. 4. Гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является высокое содержание углекислого газа в крови. 5. Частота дыхания увеличивается под действием симпатической нервной системы)

11. 1. Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные. 2. В процессе эволюции у них произошли существенные изменения, которые обеспечили животным интенсивный обмен веществ, постоянную температуру тела. 3. Энергия, необходимая для жизнедеятельности, образуется в пищеварительном канале. 4. Сердце четырехкамерное, артериальная и венозная кровь постоянно разделены. 5. Поведение сложное, обеспечивается нервной системой стволового типа. 6. У всех млекопитающих отсутствует клоака, пищеварительная система заканчивается анальным отверстием. (3. Энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности образуется при окислении органических веществ в клетках тела. 5. Нервная система трубчатого типа. 6. Клоака сохранилась у яйцекладущих млекопитающих – первозвери.)

12. 1. У всех организмов генетическая информация о структуре и свойствах белков закодирована в нуклеиновых кислотах. 2. Генетический код триплетен. 3. Каждый триплет кодирует несколько аминокислот. 4. Каждая аминокислота кодируется только одним триплетом. 5. Генетический код универсален, един для всего живого, кроме вирусов. (3. Каждый триплет кодирует только одну аминокислоту – код однозначен. 4. Аминокислота может кодироваться несколькими триплетами. 5. Генетический код универсален, един для всего живого и вирусов.)

13. 1. Генные мутации приводят к поломке хромосом. 2. Они приводят к изменению генотипа. 3. У животных мутации, возникающие в соматических клетках, передаются потомству при половом размножении. 4. Мутационный процесс у генетически близких родов и видов образуют особый сходный ряд мутаций. 5. Сходные ряды наследственной изменчивости у близкородственных видов Н. И. Вавилов назвал филогенетическими. (1. Генные мутации – это изменение генов ДНК. 3. Соматические мутации не передаются потомству при половом размножении. 5. Сходные ряды наследственной изменчивости у близкородственных видов Н. И. Вавилов назвал гомологическими.)

14. 1. В богатых перегноем почвах живёт один из представителей класса Кольчатых червей – дождевой червь. 2. Он относится к типу Малощетинковые черви. 3. Питается дождевой червь растительным опадом, заглатывая его вместе с почвой. 4. Кровеносная система у дождевых червей незамкнутая. 5. Роль сердец выполняют кольцевые кровеносные сосуды. 6. Газообмен происходит в подкожных капиллярах. 7. Дождевые черви гермафродиты. (4. Кровеносная система замкнутая. 5. Роль сердец играют несколько толстых кольцевых сосудов, которые имеют мышечные стенки. 6. Газообмен осуществляется в процессе диффузии всей поверхностью тела.)

15. 1. Дыхательная система человека состоит из воздухоносных (дыхательных) путей и лёгких. 2. Стенки дыхательных путей не спадаются, поэтому воздух свободно циркулирует. 3. Воздухоносные пути начинаются с полости носа и заканчиваются трахеей. 4. В лёгких находится большое количество лёгочных пузырьков (альвеол). 5. Через их растяжимые мышечные стенки осуществляется газообмен. 6. Дыхательный центр расположен в промежуточном мозге. 7. Углекислый газ, воздействуя на дыхательный центр, участвует в гуморальной регуляции дыхания. (3. Воздухоносные пути (дыхательные пути) заканчиваются бронхами. 5. Стенки лёгочных пузырьков образованы одним слоем эпителия, а не мышцами. 6. Центр дыхания находится в продолговатом мозге.)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.