Что такое паразиты 5 класс биология таблица
Как паразитируют грибы?
Грибные споры попадают на тело жертвы и прорастают. Образуется мицелий. Всей поверхностью мицелия паразит впитывает воду из клеток и межклеточного пространства организма хозяина. Со временем на мицелии образуются новые споры и заражаются новые организмы.
Низшие одноклеточные грибы являются внутриклеточными паразитами. Их клетки развиваются внутри клеток хозяина и питаются их содержимым.
Грибы паразиты по-разному воздействуют на организм жертвы:
- сначала убивают ткани хозяина, а затем питаются ими;
- питаются живыми тканями, но вызывают их быструю гибель;
- долго питаются живыми тканями хозяина, не вызывая их гибели.
На каких организмах паразитируют грибы?
Большинство грибов-паразитов развивается на растениях.
Рис. 1. Мучнистая роса на огурцах.
Немало грибов является паразитами животных и человека. Также грибы паразитируют на других грибах.
В группу грибов-паразитов собраны не родственные организмы. Их объединяет только способ питания за счёт других живых существ.
Рассмотрим примеры грибов паразитов.
За этим названием скрывается около 70 видов грибов. В наших широтах распространены виды, поражающие картофель, томаты и другие овощи.
Рис. 2. Фитофтора на томатах.
Поражённые мицелием участки быстро отмирают и на листьях появляются бурые пятна. Есть виды фитофторы, паразитирующие на тропических растениях (какао, пальмы, папайя, хлебное дерево и т. д.).
- Головнёвые грибы – паразиты многих растений. Поражают колосья хлебных злаков, цветки, листья, стебли, корни. Зерно в колосе разрушается и превращается в пыль из спор.
- Трутовиковые грибы паразитируют на деревьях. Заметно сокращают срок жизни дерева.
- Часто на яблоне можно увидеть среди зелёных плодов чёрный. Это плодовая гниль. Гниение растущих и хранящихся овощей, фруктов и ягод – это результат жизнедеятельности грибов.
Рис. 3. Плодовая гниль яблок.
- Спорыньяпоражает хлебные злаки. Она незначительно снижает урожай, но отравляет муку в случае попадания заражённых зёрен в общую массу.
Спорынья выделяет капли сладких веществ, которые привлекают насекомых. Насекомые собирают жидкость вместе со спорами и способствуют распространению спорыньи.
Значение грибов для человека
Можно сказать, что человек находится в состоянии постоянной войны с грибами. Для спасения урожая люди используют специальные вещества – фунгициды.
Личная гигиена – основной метод борьбы с кожными и ногтевыми грибками. Чтоб не заразиться грибком надо пользоваться только личными расчёской, обувью, одеждой и постельным бельём.
Хотя грибы-паразиты приносят много вреда, человек нашёл, как извлекать пользу и из этих организмов. Из грибов, паразитирующих на насекомых и других грибах, получают препараты для борьбы с вредителями растений. Из трутовиков получают вещества, используемые в медицине.
Таблица “Грибы паразиты”
Группа паразитов
Что поражает
Характер поражения
Методы борьбы
Овощи, тропические деревья
Пятна на отмерших участках
Обработка фунгицидами, применение устойчивых сортов, укрывание посадок в мокрую погоду
Ослабленные и пораненные деревья
Внутри ствола развивается мицелий, со временем образующий дупла
Сжигание заражённых остатков деревьев и плодовых тел гриба
Различные цветковые растения
Опухоли, вздутия, разрушение семян
Обработка семян и применение устойчивых сортов
Крыжовник, смородина, хлебные злаки, виноград, дуб и др.
Белый и тёмный налёт на плодах и листьях
Обработка растений фунгицидами
Что мы узнали?
Изучив по биологии (5 класс) паразитические грибы, мы узнали, что паразиты не могут развиваться без организма хозяина. Грибы паразиты очень многочисленны и приносят большой вред человеку и его хозяйству. От них страдает: здоровье человека, пчеловодство, рыбное хозяйство, лесное хозяйство, растениеводство, животноводство.
Цель: познакомить учащихся с грибами-паразитами, мерами борьбы с ними познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним; научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов. Развивающие: развивать умения работать с текстом, понятиями, рисунками, схемами, выделять главное. Воспитательные: воспитывать любовь, ответственность и бережное отношение к природе. Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать учебные задачи и стремиться их выполнить. Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов. Организационный момент (2 мин.) Добрый день дорогие ребята! Посмотри на стол дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книга, ручка и тетрадка Актуализация знаний(5-6 минут) Представителей какого царства мы с вами изучаем? Почему грибы выделяют в отдельное царство? Сегодня мы с вами продолжим путешествие по грибному царству. Я приглашаю вас отправиться за грибами в лес. Встали, пошли (слайд 1) Ой, смотрите избушка. Кто же в ней? Баба-Яга. Не бойтесь, она, конечно, вредная старушка, любит загадки загадывать, следы путать. Но вы сегодня, надеюсь, справитесь с ее кознями. Вот вам первое задание. Давайте с вами вспомним, что мы знаем о грибах. У вас на столах маршрутные листы с заданиями. Подпишите на них Фамилию и имя. Выполните задание 1.(необходимо вставить пропущенные слова) 1. Грибы питаются …. (минеральными и органическими) веществами. Взаимопроверка. Обменяйтесь листами. Ответы открываются на доске. За правильный ответ 1 плюсик. Поставьте другу оценку по количеству плюсов. С первой загадкой справились, молодцы. Учащиеся обмениваются листочками, проверяют и ставят оценку Определение темы урока (2 мин.) Посмотрите, Баба-яга набрала в лукошко грибы (Демонстрация фото грибов-паразитов). Ой, странные такие. Можно их есть-то, не знаете? Как называются грибы, которые питаются мертвыми органическими веществами? А как называются грибы, живущие за счет живых организмов? Приведите примеры Что же сегодня мы с вами будем изучать? Сформулируйте тему нашего урока. Что мы должны будем узнать об этих грибах? Запишите дату и тему урока в маршрутный лист Целеполагание (3 минуты) Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. Сегодня вы работаете в группах (в группах сидят с начала урока) Сейчас приступаете к выполнению задания 2. Каждая группа изучает один вид гриба-паразита. Какой – найдите в своей таблице. Сформулируйте свою цель каждый вариант, начиная со слов: мы должны изучить… Вы читаете текст и заполняете таблицу в ваших листах. На работу отводится 5 минут. Затем докладчик от каждой группы выступает. Остальные группы слушают и заполняют все колонки таблицы. Будьте внимательны при изучении нового материала. В конце урока как итог нашей работы мы с вами должны заполнить всю табличку. Цели:1 вариант изучить строение головни, поражаемые растения… Вариант 2.изучить строение спорыньи…. Вариант 3.изучить строение трутовика… Вариант 4.изучить строение фитофторы… Изучение нового материала.(5-6 мин) Ой, опять, бабушка со своими загадками. Встали. Если Яга показывает Съдобный гриб – наклонитесь - собираете грибы, а если – ядовитый – потопайте. Самостоятельная практическая работа в группах Отчеты групп (10 минут) А сейчас проверим правильность заполнения таблицы. (Сравнивая с шаблоном на слайде). Представитель от каждой группы выходит и делает сообщение по таблице. Наносимый вред (ущерб) Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его. обработка зёрен до посева специальными препаратами- фунгицидами Рожь и другие хлебные злаки. Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление. Очистка зерна от рожков спорыньи. Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки. Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева садовым варом Картофель, томат перец Вызывает порчу или гибель урожая. Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе. Похвалить ребят о проделанной работе. Учащиеся слушают и заполняют таблицу Первичное закрепление материала (7 мин) Рассказ учителя (2 мин) Домашнее задание(1 мин) 1)Какие грибы мы с вами изучили? Задание - Узнай гриб Как происходит заражение растений? Какие меры борьбы использует человек? Можно ли проводить профилактические меры борьбы, чтобы не допускать заражения? Какие? Помните, Баба-Яга набрала эти грибы, можно их есть? Гляньте, опять что-то злодейка для вас придумала 2) А сейчас вы работаете в своих маршрутных листах, выполняете задание 3. Это индивидуальная работа. 1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля 2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-) 3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+) 4. Трутовик – это гриб – паразит (-) 5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+) Самопроверка по шаблону, поставьте себе оценку по количеству верных ответов. Те, кто справились, молодцы. А кто допустил ошибки, поработаете над материалом еще дма Учащиеся поднимают названия грибов. Работает весь класс Выполняют задание. Проверка Ребята меня мучает один вопрос. Грибы-паразиты встречаются только на растениях? Где их можно встретить еще? Давайте послушаем сообщения учащихся. Какова роль грибов-паразитов в природе, жизни человека? Сейчас я вас удивлю. Некоторые грибы очень даже полезны. Наверное, каждый, кто гулял в березовом лесу или роще, видел бесформенные темные наросты на стволах отдельных деревьев, резко контрастирующие с белой корой. (Слайд). Это и есть представитель царства грибов, класса агарикомицетов, трутовик скошенный, получивший в народе название черного березового гриба, или чаги. Произрастает он практически повсеместно в северных и умеренных широтах Европы, Азии и Америки. Справедливости ради надо отметить, что паразитирует такой гриб и на других лиственных деревьях (ольха, осина, рябина), но в народной медицине всегда находил применение только березовый гриб чага. Распространяется он спорами, которые проникают в поврежденные участки коры дерева (трещины, сколы, обломанные сучья, солнечные ожоги). Собирают чагу только с живых деревьев. Лучшее время для ее поиска и заготовки – период с осени по весну. Сбор чаги в зимний период меньше вредит березе. Трутовики – грибы-паразиты, вредители лесного хозяйства, садов и парков, вызывающие гниль древесины. Поздравляю, вы преодолели все препятствия. Смотрите и тропинка из леса нашлась Домашнее задание: §16, повт п.11-13 (по желанию нарисовать бактериальную клетку и грибную на формате А4 Выступление уч-ся с дополнительным материалом. Поздравляю, вы преодолели все препятствия. Смотрите и тропинка из леса нашлась и грибов набрали. Ребят, если вы поняли тему, возьмите белый гриб; а если тема непонятна – мухомор. Положите свои грибы в корзину. Разделы: Биология Класс: 5 Цели урока Деятельностная цель урока (по линиям развития личности) Содержательная цель урока: Формирование: Задачи: Предметная: Организовать деятельность учащихся, направленную на выявление представлений о признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, строении грибов, их разнообразии, отличительных признаках, значении в природе. Регулятивная: Обеспечить формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативная: Содействовать умению детей работать в группе и оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и разрешать конфликты. Личностная: Содействовать развитию способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: плодовое тело, ножка, шляпка, мицелий, гифы, спора, хитин, микориза, симбиоз, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, трубчатые, пластинчатые грибы. Этапы урока, Учитель Ученики Доска и оборудование Формируемые УУД Актуализация знаний 1. Учитель приветствует учеников и предлагает им проверить готовность к уроку. 2. А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь: Могут портить древесину, Есть плодовые тела Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. Ученики могут назвать подберезовик, дрожжи, плесень. Слайд презентации с коллажем из разных грибов Познавательные: Регулятивные: саморегуляция. Личностные: Создание проблемной ситуации А к какому миру живой природы можно отнести грибы? Значит грибы это растения, поэтому они Грибы питаются как растения? Тогда грибы питаются как животные. Можем ли мы отнести грибы к царству животные? Имеют ли грибы органы, характерные для животных Ребята по-разному говорят о грибах: – грибы не имеют органы, характерные для растений: стебель и листья; – грибы не имеют хлорофилла, поэтому не способны к фотосинтезу – раз грибы не могут питаться как растения, следовательно, они питаются как животные. – но грибы не имеют и органов животных; Коммуникативные: Познавательные: Формулирование проблемы (темы и целей урока) Проблема: Кто такие грибы? Мы можем ответить на этот вопрос? Идет осознание противоречия. Грибы нельзя отнести ни к царству растений ни к царству животных. Можем ли мы выделить грибы в отдельное царство? У нас недостаточно знаний о строении и жизни грибов Изучение особенностей строения и жизнедеятельности грибов. Тема урока: Изучение особенностей строения и жизнедеятельности грибов Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: Открытие нового знания Чтобы решить проблему, возникшую в ходе обсуждения мы должны изучить особенности строения, питания и размножения грибов. Работают в группах. Выполняют задания групп и заполняют схемы. В ходе обсуждения решают, кто будет выступать от группы. Заполнение схемы: Заполнение схемы: Заполнение схемы: Учебник. Эталон для проверки: Способы размножения растений: Познавательные: Коммуникативные: Личностные: уважать иное мнение. Формулирование Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной самостоятельно: Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника, выводят окончательную, воспроизводя её в удобных и понятных для себя терминах. Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом виде, сравнение информации. Коммуникативные: Первичное применение нового Дает задание ученикам: грибы, представленные на слайде разделить на две группы: пластинчатые и трубчатые. Предлагает оценить успешность выполнения задания Выполняют задание, а потом сверяют с эталоном на слайде. Самооценка или взаимооценка по критериям. Познавательные: выбирать основания для сравнения и классификации объектов. Регулятивные: Самостоятельная Задание: 2 вариант – Назовите черты грибов, сходные с животными Проверьте правильность выполнения задания по эталону Выполняют задания. После выполнения – обязательно сообщают полученные результаты в классе и сверяют с таблицей, представленной на слайде Самопроверка по эталону Сходство с растениями Сходство с животными Наличие клеточной стенки; Питание растворенными веществами путем всасывания; Размножение с помощью спор. Наличие в клеточной стенке хитина; Отсутствие хлорофилла и способности к фотосинтезу; Гетеротрофный способ питания; Запасное питательное вещество–гликоген; Наличие в продуктах обмена мочевины. Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: обсуждение Итог урока Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей. Регулятивные: самоанализ деятельности на уроке Домашнее задание Записывают для себя инвариантную часть и определяют вариативную часть задания Учебник, дневник, доска Регулятивные: составлять план выполнения домашнего задания муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 22" Нижнекамского муниципального района Республики ТатарстанВизитная карточка
Консультация для родителей Паразитозы и их профилактика Паразиты (от греч. parasitos — нахлебник, тунеядец) — низшие растительные и животные организмы, живущие снаружи или внутри другого организма (хозяина) и питающиеся за его счет. Паразиты возникли в процессе исторического развития организмов из свободно живущих форм. Приспособление их к определённым условиям жизни повлекло упрощение их организации, развитие специальных органов фиксации, усиленное развитие половых органов, аноксибиотическое дыхание, дающее возможность существовать в бескислородной среде. К паразитам относятся многие гельминты, грибки, вирусы, простейшие, черви, ракообразные, паукообразные, насекомые. Хозяевами паразитов могут быть бактерии, простейшие, растения, животные и человек. Паразиты проходят сложный цикл развития: иногда им требуется смена 2-3 хозяев, организм которых является промежуточным (гельминт проходит личиночные стадии) или окончательным (гельминт становится половозрелым, инвазионным). Паразиты вызывают ослабление и истощение организма хозяина, вызывают ряд заболеваний. Именно паразитозы (вызываемые простейшими, гельминтами) могут быть пусковым механизмом для многих хронических заболеваний: холецистит, желчекаменная болезнь, панкреатит, колит, сахарный диабет, бронхиальная астма, атонический дерматит. Хроническая усталость, раздражительность и тревожность, гиперактивность у детей, анемия, ломкие ногти и волосы, проблемная кожа, головные боли, расстройства аппетита, снижение иммунитета - это могут быть сигналы текущего паразитоза. При длительном пребывании паразитов в организме человека сильно страдает иммунная система. В процессе постоянной борьбы с чужеродными антителами, она приходит к истощению, то есть к развитию вторичного иммунодефицита. Паразитоз ведет к гиповитаминозу, истощению запасов микроэлементов: калия, меди, марганца, селена, цинка, магния, кремния; нарушению кроветворения, гормональному сбою, нарушается проницаемость сосудов, страдает противораковая защита организма. Классификация и основные виды паразитов · Убиквитарные — встречаются везде. · Тропические — распространены в тропических климатических зонах. В зависимости от локализации: · Просветные — проживающие в полости кишечника и других полостях человека (например, аскариды, лентецы). · Тканевые — обитающие в тканях (шистоматозы, эхинококкозы). Приспособительные свойства паразитов · большая продолжительность жизни (паразиты живут в организме годами, а иногда столько, сколько живет хозяин паразита); · многие виды паразитов, попадая в пищеварительный тракт, выделяют антиэнзимы, что спасает их от гибели; при этом у человека нарушается процесс пищеварения, появляются различные по тяжести токсико-аллергические реакции: крапивница, бронхиальная астма, атопический дерматит; · стадийность развития (яйцо, личинка, смена хозяев); · способность яиц годами сохраняться во внешней среде; · половое размножение, при котором происходит обмен генной информацией, а это уже высшая стадия развития, приводящая к усилению гетерогенной популяции, то есть паразиты становятся менее уязвимыми; · отсутствие методов иммунопрофилактики, так как иммунный ответ слабый и нестойкий; · широкое распространение паразитов, множество сред обитания (вода, почва, воздух, растения и животные). Способы проникновения в организм. Заразиться паразитозом можно через грязные руки, но не только. Важно знать, что шерсть животных — это переносчик яиц глистов (токсокар, эхинококков), лямблий. Яйцагельминтов, упавшие с шерсти, сохраняют жизнеспособность до 6 месяцев и через пыль, игрушки, ковры, нательное и постельное белье и руки попадают в пищевой тракт. Блохи собак также переносят яйца глистов. Яйца аскариды попадают в организм через плохо мытые овощи, фрукты, ягоды, зелень, грязные руки, а также разносятся мухами. В целом выделяют несколько путей попадания паразитов в организм: · алиментарный (через зараженную пищу, воду, грязные руки); · контактно-бытовой (через предметы домашнего обихода, от зараженных членов семьи, домашних животных); · трансмиссивный (через кровососущих насекомых); · перкутантный, или активный (при котором личинка проникает через кожу или слизистые оболочки во время контакта с зараженной почвой, при купании в открытых водоемах). Признаки заражения паразитами Чаще всего о заражении паразитами приходится догадываться по косвенным признакам, появляются такие симптомы, как: · снижение аппетита или патологическое его усиление, · схваткообразные боли вокруг пупка или без определенной локализации, появляющиеся вне зависимости от приема пищи, · расстройства стула (поносы, запоры), · частые головные боли или головокружения, · аллергии, особенно на пищу, · бледность и синева под глазами, · повышенная возбудимость ребенка вечером, · повышение температуры тела без видимой причины. Лечение паразитозов необходимо проводить в соответствии с назначениями и под наблюдением врача! Вот несколько правил, которым нужно следовать, чтобы не допустить проникновения в организм паразитов: · Не рекомендуется пить воду из природных источников и в незнакомой местности; · Нельзя есть немытые овощи и фрукты, а также сырые или слабо термически обработанные мясо и рыбу; · Целесообразно беречься от комаров, клещей и других кровососущих насекомых, которые могут быть носителями паразитов. Необходимо пользоваться специальными средствами защиты от них, а в местах, где их много, носить брюки и рубашки с длинным рукавом; · Перед поездкой в некоторые страны необходимо сделать прививки от тифа, чумы, тропической лихорадки и других инфекционных болезней. Отправляясь в места, где встречается малярийный комар, нужно принимать антималярийные таблетки. Собираясь в длительный поход, где могут быть клещи, важно заранее сделать прививку от клещевого энцефалита; · Нельзя обнимать и целовать собак, кошек и других домашних животных. Важно заботиться о здоровье домашних любимцев — проводить им курсы дегельминтизации; Рекомендуется соблюдать правила личной гигиены, поддерживать чистоту дома и образовательном учреждении. Читайте также:
Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.
Copyright © Иммунитет и инфекции
|