Что общего у кишечнополостных и круглых червей

Тип Черви — это группа многоклеточных животных с вытянутым телом, в котором нет скелета. Черви обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие из них являются паразитами животных, растений и человека. Среди червей встречаются такие мелкие, что их можно обнаружить только с помощью увеличительных приборов. Однако бывают и крупные черви достигающие нескольких метров в длину.

По форме тела червей разделяют на три типа: Плоские, Круглые и Кольчатые. Все черви — трёхслойные животные. Их ткани и органы развиваются из трёх зародышевых слоёв — эктодермы, энтодермы и мезодермы.

Тип Плоские черви объединяет около 12500 видов. По своей организации они выше кишечнополостных, но среди трёхслойных животных являются самыми примитивными. Эти животные могут медленно ползать. Самый характерный признак плоских червей — уплощённое (приплюснутое) тело, в форме длинной ленты.

На рисунке ниже показано строение Плоского червя на примере Планарии.


Тело уплощено в спинно-брюшном направлении, про­странство между органами заполнено особой тканью - паренхимой (полости тела нет)

Кожно-мускульный мешок (кожа, сросшаяся с мус­кульными волокнами)

Глазки в передней части тела, осязательные клетки разбросаны по всему телу

Пищеварительная система слепо замкнута; есть рот --> глотка --> разветвленный кишечник

Всей поверхностью тела

Система канальцев, открывающихся наружу по бокам тела

Размножение плоского червя

Гермафродиты; в семенниках созревают сперматозои­ды, в яичниках - яйцеклетки; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Плоские черви классы

Класс Ресничные Черви

Свободноживу­щие водные жи­вотные, тело которых по­крыто реснич­ками.

Являются паразитами животных и человека, их тело покрыто плотной оболочкой, есть при­соски для прикрепле­ния к телу хозяина

Класс Ленточные черви

Являются также паразитами кишечника животных и человека; имеют длинное члени­стое тело (до 10 м), го­ловку с присосками для прикрепления. Питание происходит всей поверхно­стью тела.

Тип Круглые черви — большая группа животных с длинным, круглым в поперечном разрезе телом, которое заострено на переднем и заднем концах. Для круглых червей характерно наличие свободного пространства внутри тела — первичной полости. В ней расположены внутренние органы, окружённые полостной жидкостью. Омывая клетки организма, она участвует в газообмене и переносе веществ. Тело круглых червей покрыто прочной оболочкой — кутикулой. Данная группа насчитывает около 20 тысяч видов.

На рисунке ниже показано строение Круглого червя на примере Аскариды.



Вытянутое цилиндрическое тело, заостренное с обоих концов, круглое в поперечном сечении, есть полость тела

Брюшная нервная цепочка

Рот (3 жесткие губы) --> глотка --> кишечная трубка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела

Через поверхность тела

Большинство раздельнополы; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви

Большинство - паразиты: аскарида, острица - паразигы животных; есть паразиты растений и свободноживущие черви (волосатик)

Тип Кольчатые черви — группа животных чьи представители имеют тело, разделённое на членики, напоминающие сложенные друг за другом кольца. Насчитывают около 9 тысяч видов кольчатых червей. Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами у них имеется целом — вторичная полость тела, заполненная жидкостью.



Тело состоит из сегментов, есть полость тела

Кожа; мышцы - продольные и кольцевые

Надглоточный и подглоточный нервные узлы и брюш­ная нервная цепочка, от которой в каждом сегменте отходят нервы

Рот --> глотка --> пищевод --> зоб --> желудок --> кишка --> анальное отверстие

Всей поверхностью тела; у морских есть специальные выросты тела —жабры

В каждом сегменте - пара канальцев, открывающихся наружу выделительными порами

Размножение кольчатых червей

Гермафродит; самка откладывает в кокон яйца, из ко­торых появляются молодые черви

1. Класс Малошетинковые - обитают в основном в почве и пресных водоемах, имеют мелкие щетинки на каждом сегменте (представитель – дождевой червь)

2. Класс Многошетинковые - обитают в морях; имеют по бокам тела парные выросты со щетинками (представитель - нереида, пескожил)

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

контрольной работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по биологии

Документы, определяющие содержание работы

учебно-методический комплект по биологии Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/Под ред.проф.В.М.Константинова.-М.:Вентана-Граф,2014.

В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.

Распределение заданий по основным разделам

Подцарство Многоклеточные животные.

Тип Плоские Черви

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – 1 минута;

для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут;

для заданий высокого уровня сложности – до 5 минут

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. За верное выполнение каждого из заданий А 113 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

2.За верное выполнение каждого из заданий В 1 –В 3 выставляется 2 балла.

3.За ответы на задания В 1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если обучающейся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

4.За ответ на задания В 2 – В 3 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.

5.Задания С 1 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 22.

Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале

Отметка по 5-ной шкале

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень

Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.

Код проверяемых умений

Максимальный балл за выполнение

Общие сведения о мире животных

Зоология – наука о царстве Животных. Отличия животных от растений.

Строение тела животных

Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных

Подцарство Многоклеточные животные.

Особенности строения, жизнедеятельности и развития Кишечнополостных животных

Тип Плоские черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских червей

Тип Плоские черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских червей

Тип Плоские Черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития Плоских червей

Тип Круглые черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития круглых червей

Тип Круглые черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития круглых червей

Тип Круглые черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития круглых червей.

Тип Кольчатые черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития кольчатых червей

Тип Кольчатые черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития кольчатых червей

Тип Кольчатые черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития кольчатых червей.

Тип Плоские, Кольчатые черви

Особенности строения и жизнедеятельности плоских, кольчатых червей . Умение проводить множественный выбор.

Тип Кишечнополостные, Плоские, Круглые Кольчатые черви

Классификация кишечнополостных плоских, круглых, кольчатых червей . Умение устанавливать соответствие

Тип Плоские, Круглые, Кольчатые Черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских, круглых и кольчатых червей. Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

Тип Плоские, Круглые, Кольчатые Черви

Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских, круглых, кольчатых червей.. Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

признаки живых организмов (животных)

объяснять родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп)

изучать биологические объекты и процессы

описывать и объяснять результаты опытов

описывать биологические объекты

распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

Контрольная работа за 1 триместр по биологии для обучающихся 7 класса

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение контрольной работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 17 заданий.

Часть А содержит 12 заданий (А 113 ). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.

Часть В включает 3 задания с кратким ответом (В 13 ). При выполнении заданий В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Часть С включает 1 задание, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть А. При выполнении заданий А 1 – А 13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А 1.Животные в отличие от растений:

1) питаются готовыми органическими веществами

2) способны к фотосинтезу

3) не передвигаются

4) растут всю жизнь

А 2.Наличие какого органоида отличает клетки животных от клеток растений?

1) ядро 2) клеточный центр 3) эндоплазматическая сеть 4) митохондрии

А 3. Какое из названных простейших имеет постоянное место удаления остатков непереваренной пищи (порошицу)?

1) инфузория-туфелька 2) амёба дизентерийная

3) амёба обыкновенная 4) эвглена зелёная

А 4.Что свидетельствует о древности кишечнополостных животных?

1) наличие ротового отверстия

2) прикреплённый (сидячий) образ жизни

3) наличие раздельнополых особей

4) небольшое разнообразие клеток, образующих их тело

А 5.Нервная система у плоских червей состоит из

1) нервных клеток, образующих нервную сеть

2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями

3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов

4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки

А 6. Стенка тела плоских червей представлена:

1) только кожей; 2) наружным хитиновым скелетом;

3) раковиной; 4) кожно-мускульным мешком

А 7. Пищеварительная система свободноживущих плоских червей представлена:

1) ротовым отверстием, глоткой, передней и задней кишкой, анальным отверстием;

2) ротовым отверстием, передней, средней и задней кишкой, анальным отверстием;

3) ротовым отверстием, глоткой, слепо замкнутым кишечником;

4) ротовым отверстием, глоткой, желудком, кишеч ником, анальным отверстием.

А8. Пищеварительная система аскариды человеческой в отличие от плоских червей:

1) лишена кишечника; 2) лишена ротового отверстия;

3) имеет анальное отверстие; 4) лишена анального отверстия.

А9. Взрослая аскарида живёт в.

1) лёгких человека; 2) кишечнике человека; 3) печени человека 4) волосы человека

А10. У круглых червей отсутствует:

1) полость тела; 2) выделительная система;

3) нервная система; 4) кровеносная система.

А11. Вторичная полость тела-целом появляется: 1) кишечнополостных 2) типа плоские черви;
3) типа круглые черви; 4) типа кольчатые черви. А12. В отличие от плоских и круглых червей у кольчатых червей имеется: 1) нервная система; 2) кровеносная система; 3) выделительная система; 4) пищеварительная система А13. Переваривание дождевыми червями растительных остатков способствует: 1) перемешиванию почвы; 2) проникновению в почву воздуха; 3) обогащению почвы органическими веществами; 4) проникновению в почву влаги.

Часть В. При выполнении заданий В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания

В 1 .Среди приведённых ниже черт выберите характерные для типа Кольчатые черви. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) имеют замкнутую кровеносную систему

2) тело разделено на сегменты

3) являются гермафродитами, но и имеются и раздельнополые особи

4) хорошо развиты легкие

5) имеют органы движения-ложноножки

6) имеют хорошо развитое сердце и сосуды

В 2 . Установите соответствие между животным и классом, к которому он относится.

В-Класс Ресничные черви

Г-Класс Малощетинковые черви

Д-Класс Ресничные черви

ПИЩЕВАРЕНИЕ У ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ

Свободноживущие плоские черви по образу жизни, как правило, ___________ (А). Пища, поступившая в их организм, переваривается в клетках сте нок кишечника и в ___________ (Б). Непереваренные остатки пищи удаляются через ___________ (В). Некоторые паразитические черви не имеют кишечника, поступление пищи у них происходит через ___________ (Г).

Часть С . При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

С 1 . Назовите заболевания ,вызываемые паразитическим круглыми червями. В чем заключается профилактика?

Часть А.При выполнении заданий А 1 – А 13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А 1.Что сближает животных с растениями:

1) способность к фотосинтезу

2) питание готовыми органическими веществами

3) питание и дыхание

4) отсутствие хлоропластов

А 2. Какой из перечисленных органоидов есть и в клетках листьев элодеи, но отсутствует в клетках пресноводной гидры?

1) клеточная мембрана

А 3. В сократительных вакуолях простейших происходит накапливание, а затем удаление

1) жидких продуктов жизнедеятельности

2) остатков непереваренной пищи

3) углекислого газа, образующегося при дыхании

4) ядовитых веществ, попавших в организм

А 4.Что служит опорой тела колониальных коралловых полипов?

1) известковый или роговой скелет

2) наружный слой кожно-мускульных клеток

3) стенки кишечной полости

4) промежуточные клетки

А 5 . К наиболее древним из червей относят

1) многощетинковых кольчатых червей

2) свободноживущих плоских червей

3) паразитических плоских червей

4) малощетинковых кольчатых червей

А 6.Дыхание планарии происходит:

1)диффузно-через покровы тела 2) с помощью наружных выростов — жабр;

3) с помощью внутренних жабр; 4) с помощью легочных мешков.

А7 Финна бычьего цепня обычно развивается:

1) во внешней среде; 2) в мышцах и внутренних органах человека

3) в мышцах и внутренних органах быка; 4) в мышцах и внутренних органах собак.

А8. Полость тела круглых червей?

А)первичная; б) вторичная; в) кишечная; г) отсутствует.

А9 .В кожно-мускульном мешке аскариды мускулатура представлена:

1) только кольцевыми мышцами; 2) только косыми мышцами;

3) только продольными мышцами; 4) всеми перечисленными типами мышц.

А10. Аскариды не удаляются из кишечника вместе с непереваренной пищей, так как: 1) обладают большой плодовитостью; 2) могут жить в бескислородной среде 3) способны перемещаться в направлении противоположном движению пищи; 4) на покровы их тела не действует пищеварительный сок. А11. В отличие от плоских и круглых червей у кольчатых червей имеется 1) нервная система; 2) кровеносная система; 3) выделительная система; 4) пищеварительная система. А12.Нервная система Кольчатых червей представлена: 1)Брюшной нервной цепочкой и окологлоточным кольцом 2)Нервными стволами и нервными узлами 3)Нервными окончаниями и продольными стволами 4)Нервными клетками и стволами А13. Замкнутую кровеносную систему имеет: 1) печеночный сосальщик 2) белая планария; 3) человеческая аскарида; 4) дождевой червь.

Часть В . При выполнении заданий В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания

В 1 . Среди приведённых ниже черт выберите характерные для типа Плоские черви. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) двусторонняя симметрия тела

2) жаберное дыхание

3) кожно-мускульный мешок

4) наличие третьего слоя-мезодерма

5) замкнутая кровеносная система

6) сегментированное тело

Г-Класс Малощетинковые черви

Д-Класс Ленточные черви

Дождевые черви — подотряд малощетинковых червей из типа ________(А) черви. Число сегментов изменчиво: от 80 до 300. Кровеносная система у червей_____________(Б), достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Нервная система дождевых червей состоит из брюшной цепочки и нервных_________(В). Дождевые черви являются ___________(Г), каждая половозрелая особь обладает женской и мужской половой системой.

Часть С . При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

С 1 . Назовите заболевания ,вызываемые паразитическим круглыми червями. В чем заключается профилактика?

Система оценивания контрольной работы по биологии Вариант 1.

Часть В. Часть С . С1. Формат ответа и критериев такой: Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

2) Мыть руки перед едой, овощи и фрукты

3) Гладить нательное и постельное белье.

Правильно заполнены три элемента

Правильно заполнены два элемента

Правильно заполнен один элемент

Система оценивания контрольной работы по биологии Вариант 2 .

Часть В. Часть С. С1. Формат ответа и критериев такой: Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный должен содержать следующие элементы:

2) нельзя пить сырую воду из мелких водоемов

3) нельзя есть плохо проваренное и прожаренное мясо и рыбу .

Форма проведения: урок

Тип урока: изучение нового материала

Программа: “Школа 2100”

Учебник: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский и др., “Обитатели земли”, 3 класс.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с отличиями растений и животных, особенностями строения различных групп животных, со способами их приспособления к активному образу жизни;
    • раскрыть роль различных животных в экосистеме.

    Воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
  • Развивающие:

  • развивать навыки работы с текстом;
  • способствовать развитию экологического воспитания
  • развитие умения доказывать выдвигаемые предположения.
  • Оборудование: ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки с заданием, тетрадь для самостоятельных и проверочных работ к учебнику “Обитатели Земли”.

    I. Организационный момент

    Психологическая установка на работу.

    Снова пришёл долгожданный миг –
    Нам пора в дорогу.
    Он зовёт нас, в загадочный мир,
    Таинственный мир природы.

    II. Самостоятельная работа

    Тетрадь для самостоятельных работ стр. 29

    – Начнём наш урок с проверки домашнего задания. На сколько хорошо вы подготовили домашнее задание мы узнаем после выполнения вами самостоятельной работы № 9.

    Откройте тетрадь для самостоятельных работ на стр. 29. (Разбор заданий)

    III. Актуализация знаний. Постановка проблемы

    – Что общего имеют все живые организмы?

    (Состоят из клеток, дышат, растут, питаются, размножаются)

    – Какие растения самые маленькие? (Одноклеточные водоросли)

    – Где они живут: на суше или в воде? (В воде)

    – Чем отличаются животные от растений? (Двигаются, заглатывают пищу)

    – В чем заключается роль различных животных в экосистемах?

    (Часть животных – потребители, другая часть – разрушители)

    2. Постановка проблемного вопроса.

    – Самые маленькие растения одноклеточные водоросли, а какое самое маленькое животное вы знаете? (Если учащиеся называют мелкое животное например, насекомое, то учитель предлагает прочитать диалог героев).

    3. Чтение диалога героев, с. 86

    – А кого считают самым маленьким животным Лена и Миша? Прочитайте их диалог на стр. 86

    – Согласен ли Миша с Леной?

    – Как называют одноклеточных животных? (Их называют простейшими)

    – Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Приложение 1 Слайд 1)

    – В течение урока мы должны ответить на следующий вопрос…. (Слайд 1)

    IV. Совместное открытие знаний. Простейшие

    Обучение способам самостоятельного применения знаний.

    1.Выполнение задания карточки.

    – Возьмите карточки на ваших столах. Прочитайте задание на карточках. Как нужно над ним

    Подчеркните зелёным цветом то, что могут делать растения, а красным то, что могут делать животные.

    Дышать, создавать органическое вещество, заглатывать добычу, расти, двигаться, размножаться, цвести, чувствовать.

    – Что могут делать растения? (Слайд 2)

    (Дышать, создавать органическое вещество, расти, размножаться, цвести.)

    – Что могут делать животные? (Слайд 2)

    (Дышать, заглатывать добычу, двигаться, расти, размножаться, чувствовать.)

    – Назовите, что у них общего? Что вы подчеркнули двумя цветами? (Слайд 3 )

    (Могут дышать, расти, размножаться.)

    – Чем животные отличаются от растений? (Слайд 3)

    (Животные могут двигаться, заглатывать добычу, чувствовать.)

    2. Работа с текстом учебника, стр. 87.

    – Прочитаем первый абзац на стр. 87

    – Растения в процессе фотосинтеза сами создают для себя пищу - органические вещества. А животные? (Они питаются готовыми органическими веществами)

    – Что нужно животным, чтобы находить пищу? ( Они должны двигаться.)

    – Что нужно животным, чтобы знать, куда двигаться? ( Животные должны чувствовать.)

    – Что нужно для дыхания животным?

    (Им нужен кислород; чем больше животные двигаются, тем больше кислорода им надо.)

    – Зачем животным вода?

    (Чтобы превращать одни вещества в другие, их нужно растворить в воде).

    – В чем главное отличие животных от растений?

    (Животные питаются готовой пищей.)

    – Как с главным отличием связаны все остальные отличия?

    (Чтобы найти пищу, животные должны двигаться; чтобы знать, куда двигаться, животные должны чувствовать).

    4. Работа с текстом учебника.

    – Сегодня на уроке вы познакомитесь с простейшими животными. (Слайд 4) Ещё их называют одноклеточными, потому что они состоят из одной клетки. К простейшим относятся… (Слайд 4) Простейшие хоть и являются самыми маленькими животными, которые можно увидеть только через микроскоп, но они тоже умеют двигаться, заглатывать пищу, чувствовать, размножаться. Они встречаются везде, где есть вода. В море, в озере, в почвенном растворе и даже внутри живых организмов.

    – Как вы думаете какую роль в природе они выполняют? Какова их экологическая роль?

    (Они очищают воду, повышают плодородие почвы, служат пищей для мелких животных, вызывают болезни)

    5. Выполнение задания 2, стр. 45, рабочая тетрадь.

    – Рассмотрите рисунки в задании 2, покажите стрелкой, куда направится амеба.

    (На 1 рисунке ее направление покажем к пище, на 2 рисунке стрелку направим от света)

    V. Совместное открытие знаний. Кишечнополостные.

    1. Постановка проблемного вопроса.
    – Как вы думаете, что лучше, быть одноклеточным или многоклеточным животным?

    – Какие преимущества у многоклеточных? (Дети высказывают свои предположения.)

    – Можно меньше бояться хищников, можно разделить обязанности между клетками, легче

    снабжать клетки питательными веществами и кислородом.

    2. Работа с текстом учебника (с. 87).

    – Прочитаем 2 – 3 абзацы на стр. 87

    – Как называются самые простые многоклеточные животные?

    – Их тело состоит из одинаковых клеток?

    (Нет, тело их разделено на органы выполняющие разные задачи в организме)

    – Каково строение их тела?

    (Тело похоже на двухслойный мешок. Внутри тела расположена кишечная полость, выстланная пищеварительными клетками. Снаружи - покровная ткань. Вокруг рта – щупальца)

    Для того чтобы двигаться, нужны мышцы. У самых простых многоклеточных животных – губок – мышц нет, и они неподвижны. А кишечнополостные животные – медузы и актинии – могут двигаться самостоятельно. Хотя тело медуз похоже на желе, они плавают, работая краями своего “зонтика”. Сокращаясь, медуза отбрасывает воду назад, а сама при этом получает толчок вперёд.

    Актинии сидят на дне и ловят своими жгучими щупальцами зазевавшихся рыбёшек и креветок.

    Но не все кишечнополостные имеют мускулы. Некоторые из них создают вокруг своего тела прочный известковый скелет. Это кораллы. На поверхности коралла можно увидеть множество маленьких отверстий. В каждой из них когда – то сидело существо, похожее на крошечную актинию.

    4. Работа с текстом учебника, стр. 88. (Слайд 7)

    – Теперь познакомьтесь с другими представителями многоклеточных - с червями.

    Прочитаем текст на стр. 88

    – Какой образ жизни ведут черви? (Активный - ползают или плавают)

    – Что позволяет червям активно двигаться? (Мышцы)

    Благодаря мускулатуре, черви способны совершать сложные движения: сокращать и вытягивать тело, сужать и расширять его, а также скручивать и волнообразно изгибать.

    – Черви делятся на плоских, круглых и кольчатых. (Слайд 7)

    – Где живут черви? (В реках и озерах, ими питаются донные рыбы)

    – Среди каких червей много паразитов?

    – Почему их так называют? (Паразитов много среди круглых червей, их называют глистами.

    Они живут в организме животных или человека и питаются его пищей или тканями)

    – Что нужно делать, чтобы защитить себя от паразитов? (Нужно чаще мыть руки)

    – Какие черви приносят пользу растениям? Что они делают?

    (Это дождевые черви, они разрыхляют почву, улучшают доступ воздуха, воды, удобрений к корням растений.

    – Зачем природе нужны черви, какую работу они выполняют?

    (Червями питаются рыбы, они разрыхляют пищу, улучшают доступ воздуха, воды, удобрений, разрушают умершие организмы, вызывают болезни)

    5. – Еще одна группа животных - моллюски. (Слайд 8)

    – Прочитаем о моллюсках в учебнике на стр. 88

    – Как моллюски защищают себя от хищников? (У них есть домик – раковина) (Слайд 8)

    – У всех моллюсков есть раковины? (Слайд 8)

    – Почему хищные моллюски – кальмары и осьминоги не имеют раковин?

    (Они утратили раковину, чтобы легче было догонять добычу)

    – У кальмаров остались твёрдые пластинки, которые защищают его мозг.

    – Какое приспособление изобрели кальмары для быстрого движения?

    (Они набирают воду в специальную полость и с силой выбрасывают ее через особые

    отверстия, как у ракеты)

    – Каких моллюсков употребляют в пищу? (Устриц, мидий, кальмаров)

    – Что вы можете сказать о моллюсках – жемчужницах?

    – Какую роль в природе они выполняют? (Слайд 9)

    6. Выполнение задания3, стр.45, рабочая тетрадь.

    – С какими животными вы познакомились сегодня на уроке?

    (С простейшими и многоклеточными животными: кишечнополостными, червями, моллюсками)

    – Если сравнить строение простейших и многоклеточных животных, оно усложняется или становится проще? (У многоклеточных появляются органы и мышцы)

    – Как это влияет на их образ жизни? (Они ведут более активный образ жизни, чем простейшие)

    VII. Домашнее задание

    Отвечать на вопросы на стр. 89, выполнить задания в рабочей тетради на стр. 45.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции