Что общего у кишечнополостных и круглых червей
Тип Черви — это группа многоклеточных животных с вытянутым телом, в котором нет скелета. Черви обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие из них являются паразитами животных, растений и человека. Среди червей встречаются такие мелкие, что их можно обнаружить только с помощью увеличительных приборов. Однако бывают и крупные черви достигающие нескольких метров в длину.
По форме тела червей разделяют на три типа: Плоские, Круглые и Кольчатые. Все черви — трёхслойные животные. Их ткани и органы развиваются из трёх зародышевых слоёв — эктодермы, энтодермы и мезодермы.
Тип Плоские черви объединяет около 12500 видов. По своей организации они выше кишечнополостных, но среди трёхслойных животных являются самыми примитивными. Эти животные могут медленно ползать. Самый характерный признак плоских червей — уплощённое (приплюснутое) тело, в форме длинной ленты.
На рисунке ниже показано строение Плоского червя на примере Планарии.
Тело уплощено в спинно-брюшном направлении, пространство между органами заполнено особой тканью - паренхимой (полости тела нет)
Кожно-мускульный мешок (кожа, сросшаяся с мускульными волокнами)
Глазки в передней части тела, осязательные клетки разбросаны по всему телу
Пищеварительная система слепо замкнута; есть рот --> глотка --> разветвленный кишечник
Всей поверхностью тела
Система канальцев, открывающихся наружу по бокам тела
Размножение плоского червя
Гермафродиты; в семенниках созревают сперматозоиды, в яичниках - яйцеклетки; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви
Плоские черви классы
Класс Ресничные Черви
Свободноживущие водные животные, тело которых покрыто ресничками.
Являются паразитами животных и человека, их тело покрыто плотной оболочкой, есть присоски для прикрепления к телу хозяина
Класс Ленточные черви
Являются также паразитами кишечника животных и человека; имеют длинное членистое тело (до 10 м), головку с присосками для прикрепления. Питание происходит всей поверхностью тела.
Тип Круглые черви — большая группа животных с длинным, круглым в поперечном разрезе телом, которое заострено на переднем и заднем концах. Для круглых червей характерно наличие свободного пространства внутри тела — первичной полости. В ней расположены внутренние органы, окружённые полостной жидкостью. Омывая клетки организма, она участвует в газообмене и переносе веществ. Тело круглых червей покрыто прочной оболочкой — кутикулой. Данная группа насчитывает около 20 тысяч видов.
На рисунке ниже показано строение Круглого червя на примере Аскариды.
Вытянутое цилиндрическое тело, заостренное с обоих концов, круглое в поперечном сечении, есть полость тела
Брюшная нервная цепочка
Рот (3 жесткие губы) --> глотка --> кишечная трубка --> анальное отверстие
Всей поверхностью тела
Через поверхность тела
Большинство раздельнополы; самка откладывает яйца, из которых появляются молодые черви
Большинство - паразиты: аскарида, острица - паразигы животных; есть паразиты растений и свободноживущие черви (волосатик)
Тип Кольчатые черви — группа животных чьи представители имеют тело, разделённое на членики, напоминающие сложенные друг за другом кольца. Насчитывают около 9 тысяч видов кольчатых червей. Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами у них имеется целом — вторичная полость тела, заполненная жидкостью.
Тело состоит из сегментов, есть полость тела
Кожа; мышцы - продольные и кольцевые
Надглоточный и подглоточный нервные узлы и брюшная нервная цепочка, от которой в каждом сегменте отходят нервы
Рот --> глотка --> пищевод --> зоб --> желудок --> кишка --> анальное отверстие
Всей поверхностью тела; у морских есть специальные выросты тела —жабры
В каждом сегменте - пара канальцев, открывающихся наружу выделительными порами
Размножение кольчатых червей
Гермафродит; самка откладывает в кокон яйца, из которых появляются молодые черви
1. Класс Малошетинковые - обитают в основном в почве и пресных водоемах, имеют мелкие щетинки на каждом сегменте (представитель – дождевой червь)
2. Класс Многошетинковые - обитают в морях; имеют по бокам тела парные выросты со щетинками (представитель - нереида, пескожил)
_______________
Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.
контрольной работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 7 класса по биологии
Документы, определяющие содержание работы
учебно-методический комплект по биологии Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/Под ред.проф.В.М.Константинова.-М.:Вентана-Граф,2014.
В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.
Распределение заданий по основным разделам
Подцарство Многоклеточные животные.
Тип Плоские Черви
Тип Круглые черви
Тип Кольчатые черви
Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – 1 минута;
для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут;
для заданий высокого уровня сложности – до 5 минут
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
1. За верное выполнение каждого из заданий А 1 -А 13 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
2.За верное выполнение каждого из заданий В 1 –В 3 выставляется 2 балла.
3.За ответы на задания В 1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если обучающейся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
4.За ответ на задания В 2 – В 3 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.
5.Задания С 1 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 22.
Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале
Отметка по 5-ной шкале
Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.
Код проверяемых умений
Максимальный балл за выполнение
Общие сведения о мире животных
Зоология – наука о царстве Животных. Отличия животных от растений.
Строение тела животных
Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов.
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные
Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных
Подцарство Многоклеточные животные.
Особенности строения, жизнедеятельности и развития Кишечнополостных животных
Тип Плоские черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских червей
Тип Плоские черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских червей
Тип Плоские Черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития Плоских червей
Тип Круглые черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития круглых червей
Тип Круглые черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития круглых червей
Тип Круглые черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития круглых червей.
Тип Кольчатые черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития кольчатых червей
Тип Кольчатые черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития кольчатых червей
Тип Кольчатые черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития кольчатых червей.
Тип Плоские, Кольчатые черви
Особенности строения и жизнедеятельности плоских, кольчатых червей . Умение проводить множественный выбор.
Тип Кишечнополостные, Плоские, Круглые Кольчатые черви
Классификация кишечнополостных плоских, круглых, кольчатых червей . Умение устанавливать соответствие
Тип Плоские, Круглые, Кольчатые Черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских, круглых и кольчатых червей. Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов
Тип Плоские, Круглые, Кольчатые Черви
Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских, круглых, кольчатых червей.. Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии
признаки живых организмов (животных)
объяснять родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп)
изучать биологические объекты и процессы
описывать и объяснять результаты опытов
описывать биологические объекты
распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями
Контрольная работа за 1 триместр по биологии для обучающихся 7 класса
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение контрольной работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 17 заданий.
Часть А содержит 12 заданий (А 1 -А 13 ). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.
Часть В включает 3 задания с кратким ответом (В 1 -В 3 ). При выполнении заданий В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания.
Часть С включает 1 задание, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Часть А. При выполнении заданий А 1 – А 13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А 1.Животные в отличие от растений:
1) питаются готовыми органическими веществами
2) способны к фотосинтезу
3) не передвигаются
4) растут всю жизнь
А 2.Наличие какого органоида отличает клетки животных от клеток растений?
1) ядро 2) клеточный центр 3) эндоплазматическая сеть 4) митохондрии
А 3. Какое из названных простейших имеет постоянное место удаления остатков непереваренной пищи (порошицу)?
1) инфузория-туфелька 2) амёба дизентерийная
3) амёба обыкновенная 4) эвглена зелёная
А 4.Что свидетельствует о древности кишечнополостных животных?
1) наличие ротового отверстия
2) прикреплённый (сидячий) образ жизни
3) наличие раздельнополых особей
4) небольшое разнообразие клеток, образующих их тело
А 5.Нервная система у плоских червей состоит из
1) нервных клеток, образующих нервную сеть
2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями
3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов
4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки
А 6. Стенка тела плоских червей представлена:
1) только кожей; 2) наружным хитиновым скелетом;
3) раковиной; 4) кожно-мускульным мешком
А 7. Пищеварительная система свободноживущих плоских червей представлена:
1) ротовым отверстием, глоткой, передней и задней кишкой, анальным отверстием;
2) ротовым отверстием, передней, средней и задней кишкой, анальным отверстием;
3) ротовым отверстием, глоткой, слепо замкнутым кишечником;
4) ротовым отверстием, глоткой, желудком, кишеч ником, анальным отверстием.
А8. Пищеварительная система аскариды человеческой в отличие от плоских червей:
1) лишена кишечника; 2) лишена ротового отверстия;
3) имеет анальное отверстие; 4) лишена анального отверстия.
А9. Взрослая аскарида живёт в.
1) лёгких человека; 2) кишечнике человека; 3) печени человека 4) волосы человека
А10. У круглых червей отсутствует:
1) полость тела; 2) выделительная система;
3) нервная система; 4) кровеносная система.
А11. Вторичная полость тела-целом появляется: 1) кишечнополостных 2) типа плоские черви;
3) типа круглые черви; 4) типа кольчатые черви. А12. В отличие от плоских и круглых червей у кольчатых червей имеется: 1) нервная система; 2) кровеносная система; 3) выделительная система; 4) пищеварительная система А13. Переваривание дождевыми червями растительных остатков способствует: 1) перемешиванию почвы; 2) проникновению в почву воздуха; 3) обогащению почвы органическими веществами; 4) проникновению в почву влаги.
Часть В. При выполнении заданий В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания
В 1 .Среди приведённых ниже черт выберите характерные для типа Кольчатые черви. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеют замкнутую кровеносную систему
2) тело разделено на сегменты
3) являются гермафродитами, но и имеются и раздельнополые особи
4) хорошо развиты легкие
5) имеют органы движения-ложноножки
6) имеют хорошо развитое сердце и сосуды
В 2 . Установите соответствие между животным и классом, к которому он относится.
В-Класс Ресничные черви
Г-Класс Малощетинковые черви
Д-Класс Ресничные черви
ПИЩЕВАРЕНИЕ У ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ
Свободноживущие плоские черви по образу жизни, как правило, ___________ (А). Пища, поступившая в их организм, переваривается в клетках сте нок кишечника и в ___________ (Б). Непереваренные остатки пищи удаляются через ___________ (В). Некоторые паразитические черви не имеют кишечника, поступление пищи у них происходит через ___________ (Г).
Часть С . При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С 1 . Назовите заболевания ,вызываемые паразитическим круглыми червями. В чем заключается профилактика?
Часть А.При выполнении заданий А 1 – А 13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А 1.Что сближает животных с растениями:
1) способность к фотосинтезу
2) питание готовыми органическими веществами
3) питание и дыхание
4) отсутствие хлоропластов
А 2. Какой из перечисленных органоидов есть и в клетках листьев элодеи, но отсутствует в клетках пресноводной гидры?
1) клеточная мембрана
А 3. В сократительных вакуолях простейших происходит накапливание, а затем удаление
1) жидких продуктов жизнедеятельности
2) остатков непереваренной пищи
3) углекислого газа, образующегося при дыхании
4) ядовитых веществ, попавших в организм
А 4.Что служит опорой тела колониальных коралловых полипов?
1) известковый или роговой скелет
2) наружный слой кожно-мускульных клеток
3) стенки кишечной полости
4) промежуточные клетки
А 5 . К наиболее древним из червей относят
1) многощетинковых кольчатых червей
2) свободноживущих плоских червей
3) паразитических плоских червей
4) малощетинковых кольчатых червей
А 6.Дыхание планарии происходит:
1)диффузно-через покровы тела 2) с помощью наружных выростов — жабр;
3) с помощью внутренних жабр; 4) с помощью легочных мешков.
А7 Финна бычьего цепня обычно развивается:
1) во внешней среде; 2) в мышцах и внутренних органах человека
3) в мышцах и внутренних органах быка; 4) в мышцах и внутренних органах собак.
А8. Полость тела круглых червей?
А)первичная; б) вторичная; в) кишечная; г) отсутствует.
А9 .В кожно-мускульном мешке аскариды мускулатура представлена:
1) только кольцевыми мышцами; 2) только косыми мышцами;
3) только продольными мышцами; 4) всеми перечисленными типами мышц.
А10. Аскариды не удаляются из кишечника вместе с непереваренной пищей, так как: 1) обладают большой плодовитостью; 2) могут жить в бескислородной среде 3) способны перемещаться в направлении противоположном движению пищи; 4) на покровы их тела не действует пищеварительный сок. А11. В отличие от плоских и круглых червей у кольчатых червей имеется 1) нервная система; 2) кровеносная система; 3) выделительная система; 4) пищеварительная система. А12.Нервная система Кольчатых червей представлена: 1)Брюшной нервной цепочкой и окологлоточным кольцом 2)Нервными стволами и нервными узлами 3)Нервными окончаниями и продольными стволами 4)Нервными клетками и стволами А13. Замкнутую кровеносную систему имеет: 1) печеночный сосальщик 2) белая планария; 3) человеческая аскарида; 4) дождевой червь.
Часть В . При выполнении заданий В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания
В 1 . Среди приведённых ниже черт выберите характерные для типа Плоские черви. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) двусторонняя симметрия тела
2) жаберное дыхание
3) кожно-мускульный мешок
4) наличие третьего слоя-мезодерма
5) замкнутая кровеносная система
6) сегментированное тело
Г-Класс Малощетинковые черви
Д-Класс Ленточные черви
Дождевые черви — подотряд малощетинковых червей из типа ________(А) черви. Число сегментов изменчиво: от 80 до 300. Кровеносная система у червей_____________(Б), достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Нервная система дождевых червей состоит из брюшной цепочки и нервных_________(В). Дождевые черви являются ___________(Г), каждая половозрелая особь обладает женской и мужской половой системой.
Часть С . При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С 1 . Назовите заболевания ,вызываемые паразитическим круглыми червями. В чем заключается профилактика?
Система оценивания контрольной работы по биологии Вариант 1.
Часть В. Часть С . С1. Формат ответа и критериев такой: Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
2) Мыть руки перед едой, овощи и фрукты
3) Гладить нательное и постельное белье.
Правильно заполнены три элемента
Правильно заполнены два элемента
Правильно заполнен один элемент
Система оценивания контрольной работы по биологии Вариант 2 .
Часть В. Часть С. С1. Формат ответа и критериев такой: Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный должен содержать следующие элементы:
2) нельзя пить сырую воду из мелких водоемов
3) нельзя есть плохо проваренное и прожаренное мясо и рыбу .
Форма проведения: урок
Тип урока: изучение нового материала
Программа: “Школа 2100”
Учебник: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский и др., “Обитатели земли”, 3 класс.
Образовательные:
- раскрыть роль различных животных в экосистеме.
Воспитательные:
Развивающие:
Оборудование: ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки с заданием, тетрадь для самостоятельных и проверочных работ к учебнику “Обитатели Земли”.
I. Организационный момент
Психологическая установка на работу.
Снова пришёл долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовёт нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
II. Самостоятельная работа
Тетрадь для самостоятельных работ стр. 29
– Начнём наш урок с проверки домашнего задания. На сколько хорошо вы подготовили домашнее задание мы узнаем после выполнения вами самостоятельной работы № 9.
Откройте тетрадь для самостоятельных работ на стр. 29. (Разбор заданий)
III. Актуализация знаний. Постановка проблемы
– Что общего имеют все живые организмы?
(Состоят из клеток, дышат, растут, питаются, размножаются)
– Какие растения самые маленькие? (Одноклеточные водоросли)
– Где они живут: на суше или в воде? (В воде)
– Чем отличаются животные от растений? (Двигаются, заглатывают пищу)
– В чем заключается роль различных животных в экосистемах?
(Часть животных – потребители, другая часть – разрушители)
2. Постановка проблемного вопроса.
– Самые маленькие растения одноклеточные водоросли, а какое самое маленькое животное вы знаете? (Если учащиеся называют мелкое животное например, насекомое, то учитель предлагает прочитать диалог героев).
3. Чтение диалога героев, с. 86
– А кого считают самым маленьким животным Лена и Миша? Прочитайте их диалог на стр. 86
– Согласен ли Миша с Леной?
– Как называют одноклеточных животных? (Их называют простейшими)
– Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Приложение 1 Слайд 1)
– В течение урока мы должны ответить на следующий вопрос…. (Слайд 1)
IV. Совместное открытие знаний. Простейшие
Обучение способам самостоятельного применения знаний.
1.Выполнение задания карточки.
– Возьмите карточки на ваших столах. Прочитайте задание на карточках. Как нужно над ним
Подчеркните зелёным цветом то, что могут делать растения, а красным то, что могут делать животные.
Дышать, создавать органическое вещество, заглатывать добычу, расти, двигаться, размножаться, цвести, чувствовать. |
– Что могут делать растения? (Слайд 2)
(Дышать, создавать органическое вещество, расти, размножаться, цвести.)
– Что могут делать животные? (Слайд 2)
(Дышать, заглатывать добычу, двигаться, расти, размножаться, чувствовать.)
– Назовите, что у них общего? Что вы подчеркнули двумя цветами? (Слайд 3 )
(Могут дышать, расти, размножаться.)
– Чем животные отличаются от растений? (Слайд 3)
(Животные могут двигаться, заглатывать добычу, чувствовать.)
2. Работа с текстом учебника, стр. 87.
– Прочитаем первый абзац на стр. 87
– Растения в процессе фотосинтеза сами создают для себя пищу - органические вещества. А животные? (Они питаются готовыми органическими веществами)
– Что нужно животным, чтобы находить пищу? ( Они должны двигаться.)
– Что нужно животным, чтобы знать, куда двигаться? ( Животные должны чувствовать.)
– Что нужно для дыхания животным?
(Им нужен кислород; чем больше животные двигаются, тем больше кислорода им надо.)
– Зачем животным вода?
(Чтобы превращать одни вещества в другие, их нужно растворить в воде).
– В чем главное отличие животных от растений?
(Животные питаются готовой пищей.)
– Как с главным отличием связаны все остальные отличия?
(Чтобы найти пищу, животные должны двигаться; чтобы знать, куда двигаться, животные должны чувствовать).
4. Работа с текстом учебника.
– Сегодня на уроке вы познакомитесь с простейшими животными. (Слайд 4) Ещё их называют одноклеточными, потому что они состоят из одной клетки. К простейшим относятся… (Слайд 4) Простейшие хоть и являются самыми маленькими животными, которые можно увидеть только через микроскоп, но они тоже умеют двигаться, заглатывать пищу, чувствовать, размножаться. Они встречаются везде, где есть вода. В море, в озере, в почвенном растворе и даже внутри живых организмов.
– Как вы думаете какую роль в природе они выполняют? Какова их экологическая роль?
(Они очищают воду, повышают плодородие почвы, служат пищей для мелких животных, вызывают болезни)
5. Выполнение задания 2, стр. 45, рабочая тетрадь.
– Рассмотрите рисунки в задании 2, покажите стрелкой, куда направится амеба.
(На 1 рисунке ее направление покажем к пище, на 2 рисунке стрелку направим от света)
V. Совместное открытие знаний. Кишечнополостные.
1. Постановка проблемного вопроса.
– Как вы думаете, что лучше, быть одноклеточным или многоклеточным животным?
– Какие преимущества у многоклеточных? (Дети высказывают свои предположения.)
– Можно меньше бояться хищников, можно разделить обязанности между клетками, легче
снабжать клетки питательными веществами и кислородом.
2. Работа с текстом учебника (с. 87).
– Прочитаем 2 – 3 абзацы на стр. 87
– Как называются самые простые многоклеточные животные?
– Их тело состоит из одинаковых клеток?
(Нет, тело их разделено на органы выполняющие разные задачи в организме)
– Каково строение их тела?
(Тело похоже на двухслойный мешок. Внутри тела расположена кишечная полость, выстланная пищеварительными клетками. Снаружи - покровная ткань. Вокруг рта – щупальца)
Для того чтобы двигаться, нужны мышцы. У самых простых многоклеточных животных – губок – мышц нет, и они неподвижны. А кишечнополостные животные – медузы и актинии – могут двигаться самостоятельно. Хотя тело медуз похоже на желе, они плавают, работая краями своего “зонтика”. Сокращаясь, медуза отбрасывает воду назад, а сама при этом получает толчок вперёд.
Актинии сидят на дне и ловят своими жгучими щупальцами зазевавшихся рыбёшек и креветок.
Но не все кишечнополостные имеют мускулы. Некоторые из них создают вокруг своего тела прочный известковый скелет. Это кораллы. На поверхности коралла можно увидеть множество маленьких отверстий. В каждой из них когда – то сидело существо, похожее на крошечную актинию.
4. Работа с текстом учебника, стр. 88. (Слайд 7)
– Теперь познакомьтесь с другими представителями многоклеточных - с червями.
Прочитаем текст на стр. 88
– Какой образ жизни ведут черви? (Активный - ползают или плавают)
– Что позволяет червям активно двигаться? (Мышцы)
Благодаря мускулатуре, черви способны совершать сложные движения: сокращать и вытягивать тело, сужать и расширять его, а также скручивать и волнообразно изгибать.
– Черви делятся на плоских, круглых и кольчатых. (Слайд 7)
– Где живут черви? (В реках и озерах, ими питаются донные рыбы)
– Среди каких червей много паразитов?
– Почему их так называют? (Паразитов много среди круглых червей, их называют глистами.
Они живут в организме животных или человека и питаются его пищей или тканями)
– Что нужно делать, чтобы защитить себя от паразитов? (Нужно чаще мыть руки)
– Какие черви приносят пользу растениям? Что они делают?
(Это дождевые черви, они разрыхляют почву, улучшают доступ воздуха, воды, удобрений к корням растений.
– Зачем природе нужны черви, какую работу они выполняют?
(Червями питаются рыбы, они разрыхляют пищу, улучшают доступ воздуха, воды, удобрений, разрушают умершие организмы, вызывают болезни)
5. – Еще одна группа животных - моллюски. (Слайд 8)
– Прочитаем о моллюсках в учебнике на стр. 88
– Как моллюски защищают себя от хищников? (У них есть домик – раковина) (Слайд 8)
– У всех моллюсков есть раковины? (Слайд 8)
– Почему хищные моллюски – кальмары и осьминоги не имеют раковин?
(Они утратили раковину, чтобы легче было догонять добычу)
– У кальмаров остались твёрдые пластинки, которые защищают его мозг.
– Какое приспособление изобрели кальмары для быстрого движения?
(Они набирают воду в специальную полость и с силой выбрасывают ее через особые
отверстия, как у ракеты)
– Каких моллюсков употребляют в пищу? (Устриц, мидий, кальмаров)
– Что вы можете сказать о моллюсках – жемчужницах?
– Какую роль в природе они выполняют? (Слайд 9)
6. Выполнение задания3, стр.45, рабочая тетрадь.
– С какими животными вы познакомились сегодня на уроке?
(С простейшими и многоклеточными животными: кишечнополостными, червями, моллюсками)
– Если сравнить строение простейших и многоклеточных животных, оно усложняется или становится проще? (У многоклеточных появляются органы и мышцы)
– Как это влияет на их образ жизни? (Они ведут более активный образ жизни, чем простейшие)
VII. Домашнее задание
Отвечать на вопросы на стр. 89, выполнить задания в рабочей тетради на стр. 45.
Читайте также: