Что это-слова паразиты и лексика






Введение: актуальность, цели, задачи, методы исследования

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Был еще один чудак-

Это, в общем, значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

Видишь ли, и, видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Введение

Великий русский язык - один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говоривший или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли, но, видимо не у всех хватает этого же богатства, чтобы подобрать нужные слова. Хочется обращаться к словам благозвучным, многозначительным, правильным - тем, что имеют интересную биографию. Но придется вспомнить и о словах - «паразитах". Зачем? Исключительно в целях дезинфекции!

Зачем нам все эти "значит", "ну", "так сказать"? Может быть, они спасают нас от нашего тугодумства? Но каждый из нас встречал людей, мыслящих и говорящих с реактивной скоростью и с такой же скоростью употребляющих слова - «паразиты".

Действительно, нередко словами - «паразитами" являются матерные слова. Как известно, русский мат состоит всего-навсего из четырех корней, но производных от этих корней великое множество. Вот здесь индивидуальность говорящих проявляется довольно ярко.

Кстати, словами - «паразитами" могут стать не только мало внятные "ёкэлэмэнэ-опэрэсэтэ", "тыры-пыры", но и вполне симпатичные - "зайчик", "котик".

Слова – паразиты есть в каждом языке. Общеанглийская организация "Кампания за чистоту английского языка" подвела итог опроса среди 5 тысяч своих сторонников, которые определили, какое слово или выражение в современном английском языке раздражает их больше всего.

Оказалось, англичане то и дело повторяют "абсолютно" - даже когда то, о чём они говорят, весьма относительно. Злоупотребляют они и выражением "честно говоря", бесконечно прибегая к нему, даже когда лукавят.

Кто их поймет, этих англичан?! Стоит ли поднимать шум из-за безобидных слов? Для нас важно то, чтобы чистым и ярким оставался русский язык.

Цель исследования – определить, присутствуют ли в речи учащихся школ МБОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов

Задачи:

Изучить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются;

Определить с помощью анкет наиболее употребляемые слова-паразиты;

выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

объяснить методы избавления от слов паразитов.

Объект исследования – речь учащихся школ

Методы исследования:

изучение теоретического материала о словах-паразитах,

наблюдения за речью учащихся на уроке и вне уроков

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретическая часть

Слова-паразиты, или слова-сорняки, – это слова, которые не несут смысловой нагрузки: их употребление бессмысленно в данном контексте.

Чаще всего в качестве слов-паразитов выступают:

частицы: указательная – вот, резюмирующая – ну, сравнительная – как бы, модальная – пожалуй, вопросительная – да, утвердительная – так, эмоционально-экспрессивные просто и прямо;

вводные слова: конечно, короче, понимаешь, наверное, кажется, так сказать, вероятно, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, например, слушай, собственно говоря, стало быть;

местоимения: указательное местоимение – это, сочетание указательного и определительного местоимений – это самое, местоименное наречие – там, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения – как его.

Многие специалисты считают, что слова-паразиты используются людьми из-за бедности словарного запаса.

Сквернословие - один из видов слов-паразитов, серьёзная болезнь современного разговорного языка

Самыми распространёнными и часто употребляемыми среди паразитов являются матерные слова, которые мы слышим на каждом шагу. Матерные слова имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани. На Руси до середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком. О том, что мат очень вреден для здоровья, пишут многие учёные. Они убеждены, что сквернословие способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению.

Наряду с курением, ленью и привычкой всегда опаздывать одной из самых частых является привычка употреблять в речи слова-паразиты.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_2014.rar 1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Стрижи Оричевского района Кировской области.

Работу выполнила ученица 6Б класса

учитель русского языка

Русских Галина Ивановна.

Глава 1. Слова-паразиты в речи

1.1.Определение термина. 5

1.2.Как слова-паразиты характеризуют человека …………………….6

1.3. Классификация слов-паразитов. 9

Глава 2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся

2.2. Причины употребления……………………………………………11

Глава 3. Способы избавления от слов-паразитов………………………..12

Библиографический список. 15

Приложение 1. 16

Большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.

Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.

1) определить, что такое слова-паразиты;

2) выяснить причины употребления слов-паразитов и их функцию;

3) провести исследование употребления слов-паразитов подростками нашей школы;

4) составить частотный словарь слов-паразитов в речи подростков;

5) выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Речь учащихся 5 и 6 классов Стрижевской школы.

Слова-паразиты, используемые учениками в устной речи.

  • Метод теоретического исследования (синтез, анализ, сравнение и умозаключение)
  • Метод эмпирического исследования (изучение учебных литературоведческих материалов по теме исследовательской работы, наблюдение, сравнение, изучение и обобщение журналистского опыта)
  • Опросные методы: беседа, анкетирование, тестирование,
  • Метод изучения продуктов творческой деятельности (творческие работы учащихся – сочинения, изложения)

Глава 1. Слова-паразиты в речи

Этим словам посвящено стихотворение Э.Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну и, значит, и того,

Был ещё один чудак –

Это в общем значит так.

И его любимый зять

Звали зятя так сказать

А соседа звали… это…

Видишь ли и видите ли.

А ещё какой-то эээ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Так что же такое слова- паразиты и почему мы их так называем?

Слова- паразиты - лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном тексте слов. Это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы.

Как слова-паразиты характеризуют человека

Частота употреблений слов-паразитов заставила взяться за их изучение психоаналитиков, которые выдвинули интересную теорию о том, что слово-паразит, характерное для речи определённого человека, может рассказать о его натуре.

сексуального, политического или религиозного характера.

пространствах, преимущественно в степной местности.

живущими в жестоких условиях реальной жизни.

Чаще всего в качестве слов-паразитов выступают:

частицы: указательная – вот, резюмирующая – ну, сравнительная – как бы,
модальная – пожалуй, вопросительная – да, утвердительная – так, эмоционально-экспрессивные просто и прямо;

вводные слова: конечно, короче, понимаешь, наверное, кажется, так сказать, вероятно, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, например, слушай, собственно говоря, стало быть;

местоимения: указательное местоимение – это, сочетание указательного и определительного местоимений – это самое, местоименное наречие – там, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения – как его.

Глава 2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся.

Я провела опрос среди учащихся 5-6 классов с целью выяснить, употребляют ли они слова-паразиты. И если да, то какие именно.

15% опрошенных не употребляют данные слова совсем либо употребляют их очень редко. Среди них девочек больше половины.

В анкетировании и устном опросе принимали участие 35 учащихся 5-6 классов Стрижевской школы.

5 опрошенных (15%) учащихся не употребляют слова-паразиты, причём девочек из них 3, остальные 20 учащихся (85%) используют их в своей речи.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов- паразитов можно разделить на следующие группы:

Глава 3. Способы избавления от слов-паразитов

В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.

Содержание

Название проекта

Слова - паразиты или экология речи

Автор проекта

Акулова Любовь, Акулова Анастасия

Предмет, класс

5,7 классы, культура речи

Введение


Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Актуальность

Объект исследования

Языковая среда учащихся.

Предмет исследования

Цель работы

Изучить особенности речи современных школьников, в частности учащихся 5,7 классов, с точки зрения как количественного, так и качественного использования слов-паразитов; ответить на вопросы:

•Что такое словесный вирус?

•В чем состоит его вред?

•Как с ним бороться?

Задачи

1. Познакомиться с литературой о словах-паразитах как составной части молодёжного жаргона и выяснить научные подходы в трактовке слова-паразиты, определив частотность их употребления.

2. Провести анкетирование учащихся 5,7 классов;

3. Собрать и изучить слова-паразиты, употребляемые учащимися данных классов

4. Определить место слов-паразитов в речи учащихся лицея.

Методы

При проведении исследования мы использовали методы:

Введение

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д. Значит, так сказать, собственно говоря, видите ли, ну, того, вот и т. п. Иногда слова-паразиты наряду с вводными словами, в изобилии представленными в речи, служат средством создания речевой характеристики персонажа. Ср. речевую манеру малокультурного почтмейстера, рассказывающего “Повесть о капитане Копейкине” (“Мертвые души” Н. В. Г о г о л я): “После кампании двенадцатого года, судыръ ты мой. вместе с ранеными прислан был и капитан Копейкин. Под Красным ли, или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу. Ну, тогда еще не сделано было насчет раненых никаких, знаете, здаких распоряжений: этот какой-нибудь инвалидный капитал был уже заведен, можете представить себе, в некотором роде, гораздо после. Капитан Копейкин видит: нужно работать бы, только рука-то у него, понимаете, левая” (в таком стиле выдержан весь рассказ).

Что такое слова-паразиты?

Классификация слов - паразитов

В настоящее время не существует единой принятой системы классификации слов-паразитов. Мы познакомим вас с классификацией украинского лингвиста Юлии Дараган, которая выделяет три большие группы.

1. Установочные слова- маркеры отражают коммуникативные и психологические установки говорящего: значит

2. Программирующие маркеры делятся на пять подгрупп:

а) Маркеры планирования: так, ну

б) Маркеры концептуализации : как бы, такой, вот.

в) Маркеры контроля (отслеживание правильности реализации сценария): значит, вот.

г) Маркеры поиска (припоминание нужного слова): это (самое), этот (самый), какой-то, скажем так.

д) Маркеры оговорки : ну, это, то есть.

К третьей группе относятся слова, предоставляющие слушающему дополнительную информацию об отношении говорящего к произносимому им тексту. Сюда в первую очередь относятся:

а) оценочные маркеры, выражающие оценку говорящим собственных высказываний с точки зрения удачности реализации (как бы, так сказать, скажем, вот, там) и проч.

б) маркеры, передающие те или иные требования/просьбы (короче, в общем) и просьбу домыслить ситуацию и сделать выводы, исходя из представленных данных (вот, такой).

Групповая классификация речевых паразитов с лингвистической точки зрения

Группа Примеры
1 Звуки Э-э-э, мэ-э-э,
2 Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы
3 Вводные конструкции Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать
4 Местоимения и наречия Это, это самое, как его, там
5 Слова, перешедшие из одной части речи в другую Блин, черт
6 Модальные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется, е-мае


Групповая классификация речевых паразитов с функциональной точки зрения

Причина появления слов-паразитов

1. бедность словарного запаса

2. ориентация на моду

3. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями

4. логофобия (страх перед публичным высказыванием)

Психологический аспект появления слов-паразитов

Что говорит современный подросток

Употребление слов – паразитов учащимися 5, 7 классов лицея

Ну, эта…в книге, которая типа перед тобой, короче, которую ты прочел в ее первом издании, как бы изображен человек, взятый, ну, как бы из нашего же государства. Короче, ездит он по нашей, эта, Русской земле, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от благородных до простых. Такскать, взят он больше затем, чтобы э-э-э показать недостатки и, такскать, пороки русского человека как бы, а не его достоинства и добродетели, ну и вот все люди, которые типа окружают его, взяты также затем, чтобы э-э-э показать наши слабости там и недостатки, короче; лучшие люди и характеры как бы будут в других частях, да. Ну и вот, в книге этой многое описано типа неверно, не так, как есть , короче, и как действительно происходит в Русской земле, ну, эта потому что я не мог узнать всего: короче, мало жизни человека, чтобы типа одному узнать и сотую часть того э-э-э, что делается в нашей земле, да.

Н.В. Гоголь||В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Н.В. Гоголь

Пожалуй, текст левого столбика многим окажется более привычным по манере изложения, чем другой. Такую речь из уст школьников мы слышим ежедневно. Мы провели небольшое исследование: что знают ученики об употреблении слов - паразитов и как учащиеся 5, 7 классов употребляют их в речи. В анкетировании и устном опросе принимали участие 151 учащийся 5, 7 классов лицея. Результаты анкетирования показали:

Учащихся, которые не знают, что такое слова-паразиты 20%
Учащиеся, которые предполагают, что это употребление в речи бранных и нецензурных слов 45%
Учащиеся, которые знают, что такое слова-паразиты 35%

Мы провели несколько анкетирований, которые показали следующее

1.Возраст 10 -14 лет

3.Употребляете ли Вы в своей речи слова-паразиты, например: в общем, в общем-то, вообще, вот, в принципе, знаешь / ты знаешь / знаете / вы знаете, значит, как бы, ну, понимаешь / понимаете, такой, так сказать, там, это, это самое, этот, этот самый; э. э, м. м?

4.Мешают ли вам слова-паразиты выражать свои мысли?

5.Часто ли вы выступаете публично (с докладами, лекциями, уроками)?

А /Не выступаю Б / Редко В /Регулярно Г /Часто

6. Много ли Вы читаете?

А / Не люблю читать Б /Читаю по заданию учителя

В / Стараюсь читать регулярно Г /Много читаю

7.Боретесь ли Вы с привычкой употреблять в речи слова-паразиты?

ДА НЕТ НЕТ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ИСПОЛЬЗУЮ ИХ

Вопрос Ответы
1 10-11лет (5 классы) - 75 Старше 11 лет(7 классы) - 76
2 Мужской - 74 Женский - 77
3 Да - 130 Нет - 21
4 Да - 130 Нет - 21
5 Не выступаю - 20 Редко - 60 Регулярно - 20 Часто - 51
6 Не люблю читать - 41 Читаю по заданию учителя - 50 Стараюсь читать регулярно - 30 Много читаю - 20
7 Да - 70 Нет - 60 Нет, потому что не использую их - 21

Анкета 2 состояла из следующих вопросов:

1. Используете ли Вы в своей речи слова-паразиты? ДА НЕТ

2. Можете ли Вы обойтись без этих слов? ДА НЕТ

3. Какие слова-паразиты употребляете в речи?

4. Считаете ли Вы, что эти слова:

а) засоряют речь говорящего;

б) украшают речь говорящего;

в) помогают сформулировать речь говорящего?

Вопрос Да Нет
1.Используете ли Вы в своей речи слова-паразиты 130 21
2. Можете ли Вы обойтись без этих слов 71 60
3.Какие слова-паразиты употребляете в речи Блин – 102 (78, 4%)

Короче – 130 (100%)

Как его – 53( 49,7%)

Прикинь - 90 (69,2%)

В данной позиции % считался от 130 респондентов, т.к. из анкетируемых 151 учащихся 21 не употребляет

4.Считаете ли Вы, что эти слова:
а) засоряют речь говорящего 121 30
б) украшают речь говорящего 25 126
в)помогают сформулировать речь говорящего? 80 71

На примере 7 Б класса, в котором учится автор работы, мы исследовали частотность употребления слов-паразитов. Мы предположили, что частота их употребления на уроке и вне его может меняться в зависимости от психологического состояния семиклассников, их рассеянности или неготовности к работе. Можно сказать, что частотность употребления слов-паразитов на уроках во вторник в четверг в среднем в 3-4 раза выше, чем в другие дни. Это объясняется сложностью расписания уроков в эти дни. В начале и конце недели количество употреблений слов-паразитов приблизительно одинаково. По итогам этого этапа работы можно сделать следующие выводы: На уроках наблюдается средняя степень засорённости речи участников учебного процесса словами-паразитами, поскольку их использование в большей степени определяется сложностью, критичностью момента речи или языковой ситуацией, связанной со спецификой работы. Частотность употребления слов-паразитов выше в среде свободного общения, что может быть связано с отсутствием концентрации и самоконтроля участников диалога. Количество слов-паразитов в речи учащихся возрастает на предметах естественно -гуманитарного цикла, что связано с необходимостью конструирования монологического высказывания спонтанного характера. В результате работы было установлено:

1. Слова-паразиты – слова, не несущие смысловой нагрузки.

3.Большинство пятиклассников и семиклассников считает, что активное заселение языка словами-паразитами представляет опасность для языка, но сами тем не менее употребляют лишние слова в своей речи.

4.Лишь немногие из школьников при возникновении вопросов по культуре речи обращаются к словарям, справочникам и грамматикам, лишь немногие регулярно читают художественную литературу.

5. У большинства опрошенных школьников возникает желание бороться со словами – паразитами.

Как избавиться от вредной привычки

2.Научитесь делать паузы. Всякий раз, когда вы замечаете, что употребили слово-паразит, просто замолчите. Сделайте паузу. Сначала этот пробел в речи будет даваться вам нелегко и казаться вопиющим, но вряд ли кто обратит внимание на пятисекундное молчание. Пауза поможет вам собраться с мыслями.

3.Воспользуйтесь помощью друзей или близких. Попросите прислушиваться к тому, как вы говорите, и каждый раз давать сигнал, когда вы используете слово-паразит или растягиваете звуки без потребности. Постоянное напоминание поможет вам быстро избавиться от этой вредной привычки.

4.Сделайте вдох Когда вы чувствуете, что собираетесь произнести слово-паразит, сделайте вдох. Задержите дыхание на секунду, а потом продолжайте говорить. Концентрация на дыхании успокоит и сосредоточит вас, и пауза покажется не такой и ужасающей.

5. Больше читайте.

Заключение

1.Слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде типа, как бы, это самое и других.

3.Сами по себе слова не являются сорняками, но могут становиться ими в речи отдельных людей, которые не достаточно владеют языком. Такие люди с трудом подбирают нужные слова и в возникающие паузы вставляют пустые лексические единицы.

4.Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка.

Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Все это и составляет существо экологического аспекта человеческой культуры речи.

Список используемой литературы

1. Абрамова С.В. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2006.

3. Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.

5.Голуб И.Б. Как мы говорим. А как пишем. М. Школа издательского и медиа бизнеса. 2011.

6. Дараган Ю. В. Функции слов-"паразитов" в русской спонтанной речи. // Труды Международного Семинара Диалог ’2000 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1. Теоретические проблемы. Протвино 2000. 67-73.

7. Дараган Ю. В. Риторическая структура текста и маркеры порождения речи. // Протвино 2002. 114-127.

8.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987.

9. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. N 15.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литвинова Г. М.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Литвинова Г. М.

Filler Words in Contemporary Russian

One of the worrying trends in contemporary spoken Russian is widely used filler words . Even a brief analysis of supposedly good speakers' language leads to a disappointing conclusion that such words are now characteristic of educated speakers. Filler words demonstrate that the democratization of the standard speech has become inevitable over the last few decades. This process consists in using non-standardized elements in the standard language. For many speakers, filler words have a meaning. Their choice depends on fashion and usage, on individual preferences as well as on the speaker's objectives.

Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода. 2012. № 2

методист I категории, старший преподаватель Высшей школы перевода

(факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: bambuk25@mal.ru

К ПРОБЛЕМЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ

В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Galina M. Litvinova,

Teaching Methodology Specialist (1st category), Senior Lecturer at the Higher School of Translation and Interpretation, Lomosonov Moscow State University, Russia; e-mail: bambuk25@mail.ru

Filler Words in Contemporary Russian

One of the worrying trends in contemporary spoken Russian is widely used filler words. Even a brief analysis of supposedly good speakers' language leads to a disappointing conclusion that such words are now characteristic of educated speakers. Filler words demonstrate that the "democratization" of the standard speech has become inevitable over the last few decades. This process consists in using non-standardized elements in the standard language. For many speakers, filler words have a meaning. Their choice depends on fashion and usage, on individual preferences as well as on the speaker's objectives.

Key words: filler words, unclear ideas, hesitation pauses, filler words in educated speech, linguistic and psychological problem, existing classifications of filler words, their meaning and functions, language democratization, speech vulgarization.

Это явление настолько ощутимо в последнее время, что все больше вызывает протест со стороны отстаивающих чистоту и правильность литературного языка и все чаще обсуждается на страницах печати, в различных телевизионных программах, а также в Интернете.

Принято считать, что слова-паразиты используются в речи людьми с маленьким словарным запасом, не умеющими правильно и точно выразить свою мысль. Кроме того, эти слова нередко употребляются потому, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определённо высказать мысль и т.д.

видишь / видите (ли) в натуре

в некотором роде в общем (-то) вообще (-то) вот

в принципе в самом деле все такое в целом

знаешь / знаете (ли)

и так далее как бы

как говорится как его как сказать короче

прямо скажем собственно говоря так

так вот так сказать там типа

это самое / эт самое я имею в виду (я) скажу

Анализируя предложенный список, можно сказать, что в качестве слов-паразитов чаще всего выступают частицы (вот, ну, пожалуй, так, да (вопросительная частица), просто и прямо, как бы), вводные слова (короче, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать, прикинь), местоимения (местоимение — это, сочетание указательного и определительного местоимений — это самое), сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения (как его), местоименные наречия (там).

с горечью констатировать, что подобные слова и выражения проникли в речь всех слоёв населения России, даже тех, кто претендует на речевую элитарность.

просьба к Адресату самостоятельно домыслить ситуацию и сделать выводы, исходя из представленных данных (вот, такой).

Н.Н. Розанова вводит еще одну функцию слов-паразитов, а следовательно, и причину их появления в речи: ритмическую организацию фразы.

о друга. Безусловно, от употребления слов-паразитов нужно избавляться, строго контролируя свою речь и речь окружающих, тем самым укреплять свой лингвистический иммунитет и развивать языковое чутье.

Завьялова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия // Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1987. Розанова Н.Н. Суперсегментная фонетика // Русская разговорная речь:

фонетика, морфология, лексика, жест. М., 1983. Северская О. Слова-паразиты // Наука и жизнь. 2004. № 5. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции