Человеческая аскарида бычий цепень печеночный сосальщик

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.


Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

Изучить особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей на примере человеческой аскариды.

Продолжать развитие умений сравнивать и анализировать биологические объекты и на основе этих умений выявить черты усложнения круглых червей по сравнению с ранее изученными плоскими червями.

Осуществлять гигиеническое воспитание учащихся на основе изучения причин заражения аскаридозом и мер профилактики этого заболевания.


Тип Круглые черви.


  • Обучающие : изучить особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей на примере человеческой аскариды.
  • Развивающие : продолжать развитие умений сравнивать и анализировать биологические объекты и на основе этих умений выявить черты усложнения круглых червей по сравнению с ранее изученными плоскими червями.
  • Воспитательные : осуществлять гигиеническое воспитание учащихся на основе изучения причин заражения аскаридозом и мер профилактики этого заболевания.

Самка и самец человеческой аскариды



Тип Плоские черви



Цикл развития печеночного сосальщика




ПРОМ. свинья, человек

ОКОНЧ. собака, волк, лиса

ПРОМ. человек, КРС




Константин Иванович Скрябин (1878 – 1972 г.г.)

Академик Константин Иванович Скрябин –






Общая характеристика круглых червей

  • Длинное, не разделенное на членики тело
  • В поперечном разрезе тело круглое
  • Двустороннесимметричные животные
  • Трехслойные животные
  • Есть полость тела
  • Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным
  • Один слой продольных мышечных волокон
  • При движении могут лишь изгибаться
  • Тело плотное, упругое, снаружи покрытое плотной оболочкой кутикулой.



Желудок свиньи, забитый аскаридами.


Нога больного слоновьей болезнью, вызываемой поселяющейся в лимфатических протоках нитчаткой Банкрофта



из кишечника ребенка


Жизненный цикл и пути заражения человеческой аскаридой

В сутки самка откладывает 200-300 тыс. яиц

Продолжительность жизни аскарид – 1 год

Объясните, какие условия необходимы для осуществления жизненного цикла человеческой аскариды.

Пути заражения человеческой аскаридой и борьба с ней


Аскаридоз – это заболевание, вызванное аскаридами.

  • Головные боли
  • Общая слабость
  • Головокружение
  • Раздражительность
  • Снижение работоспособности и памяти

Каковы причины такого состояния?


Причины нарушения состояния: выведение в кишечник человека токсичных веществ Клубки аскарид могут стать причиной непроходимости и разрыва кишечника



Жизненный цикл и пути заражения человека острицей

Острица паразитирует у детей в нижнем отделе тонкого кишечника. Самки бывают длиной около 10мм,а самцы – 3-5 мм.Заболевание – энтеробиоз.

  • Неспокойный сон
  • недосыпание
  • ухудшение самочувствия
  • понижение трудоспособ-ности и даже нервные расстройства.
  • Иногда – воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

После оплодотворения самки продвигаются к заднему проходу человека, выползают наружу, вызывая при этом сильный зуд, и откладывают яйца в области анального отверстия. Они малы и легко рассеиваются, попадают на одежду, мебель, книги, скапливаются под ногтями.



Аскарида человеческая и трихинелла спиральная относятся к одному типу – круглых червей, паразиты.

Однако самка аскариды откладывает в сутки 200 –300 тыс. яиц, а самка трихинеллы за весь период жизни (35 – 40, максимум – 80 суток) откладывает не более 2 тыс. яиц. Объясните, почему аскарида и трихинелла столь резко различаются по числу откладываемых яиц?

Пути заражения трихинеллой спиральной и борьба с ней


Трихинелла достигла очень высокой специализации. Она ни на одной стадии своего развития не выходит во внешнюю среду, что свидетельствует о хорошо развитой приспособленности к паразитизму.

Яйца аскариды выводятся во внешнюю среду, где большая часть их погибает, а развиваются и достигают половозрелого состояния лишь немногие, попавшие в благоприятные условия.

Процент выживаемости у трихинеллы выше, так как её цикл развития не связан с внешней средой.


  • Круглые черви являются прогрессирующей группой, т.к.
  • Заселили все среды обитания
  • Многообразны
  • Появление ароморфозов:

Первичная полость, ротовое отверстие в переднем конце, анальное отверстие

  • Половой диморфизм
  • Приспособленность к паразитизму

2. Меры профилактики против гельминтоза:

  • Личная гигиена
  • Санитарный контроль за качеством воды и пищевых продуктов

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Для школьников
  • Биология
  • Круглые черви

Вы поможете развитию сайта,

если воспользуетесь

услугами партнеров:

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Круглые черви

Что покрывает тело снаружи круглых червей?
панцирь
раковина
известковый скелет
кожно-мускульный мешок

Что есть в пищеварительной системе круглых червей в отличие от плоских:
рот
глотка
кишечник
анальное отверстие

Раздельнополые организмы:
бычий цепень
полип гидру
человеческая аскарида
печеночного сосальщика

Выберите истинные суждения:
А. Органами дыхания круглых червей являются легкие.
Б. Половая система самок круглых червей включает яичники.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Неверны оба суждения

Органы чувств свободноживущих плоских червей:
примитивные глаза
вкусовые сосочки на языке
органы осязания на покровах
органы химического чувства на теле
внутреннее ухо
орган обоняния в носовой полости

Соотнесите строения животного и его принадлежность к систематической группе.
Особенность строения
А. Раздельнополые
Б. Гермафродиты
В. Имеют полость тела
Г. Отсутствует анальное отверстие в пищеварительной системе
Систематическая группа
Плоские черви
Круглые черви
Ответ:2121

Где расположены органы тела круглых червей?
в кишечной полости
на поверхности тела
в полости тела
внутри клеток

Как удаляются жидкие продукты обмена веществ из тела круглых червей:
рот
половые органы
органы выделения
нервные узлы

Где паразитирует круглый червь аскарида?
в организме человека
в организме моллюска
в организме собаки
в организме крупного рогатого скота

Определите истинные суждения:
А. Транспортировку веществ в теле круглых червей осуществляет кровеносная система.
Б. Половая система самцов у круглых червей включает семенники.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Неверны оба суждения

Чем образован в организме круглых червей пищеварительный канал:
ртом
желудком
кишечной полостью
кишкой
желчным пузырем
глоткой

Соотнесите этапы цикла развития животного с видом, к которому они присущи:
Этап цикла развития
А. Промежуточный хозяин — крупный рогатый скот
Б. Весь цикл развития проходит в теле человека
В. Членики, наполненные яйцами, попадают во внешнюю среду
Г. Раздельнополые особи обитают в кишечнике человека
Вид животного
Человеческая аскарида
Бычий цепень
Ответ: 2112

Где происходит половое размножение у червей-паразитов со сменой хозяев?
в организме основного хозяина;
в организме промежуточного хозяина;
в наземно-воздушной среде;
почве и водной среде.

Организм, у которого отсутствует лучевая симметрия тела:
медуза – корнерот;
белая планария;
пресноводная гидра;
красный коралл.

Покровы тела паразитических червей:
снабжены ресничками;
покрыты чешуёй;
состоят из хитина;
не растворяются пищеварительными соками хозяина.

К какому типу относятся организмы, у которых отсутствует полость тела, а промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью:
круглые черви;
кольчатые черви;
членистоногие;
плоские черви.

Как представлена мускулатура в кожно-мускульном мешке аскариды?
только кольцевыми мышцами;
только косыми мышцами;
только продольными мышцами;
всеми перечисленными типами мышц.

Чему способствует переваривание дождевыми червями растительных остатков?
перемешиванию почвы;
проникновению в почву воздуха;
обогащению почвы органическими веществами;
проникновению в почву влаги.

Животные с наиболее высоким уровнем организации:
кишечнополостные;
плоские черви;
кольчатые черви;
круглые черви.

Соотнесите группы животных с их характерными признаками:
А. Плоские черви
Б. Круглые черви
1) есть полость тела
2) нет полости тела
3) кишечник заканчивается слепо
4) кишечник заканчивается анальным отверстием
5) характерен жизненный цикл с одним хозяином
6) характерен жизненный цикл со сменой хозяев
Ответ: А: 236
Б: 146

Промежуточный хозяин печёночного сосальщика:
собака;
человек;
корова;
малый прудовик.

При каком условии произойдет заражение человека бычьим цепнем:
при употреблении в пищу мяса, непроверенного ветеринарным врачом;
при употреблении в пищу плохо промытых овощей, на которых находятся яйца паразита;
при купании в стоячем водоёме, в воде которого обитают личинки паразита;
при использовании плохо вымытой посуды, из которой ел человек, заражённый паразитом.

Название взаимодействия человека и бычьего цепня:
симбиоз;
хищничество;
паразитизм;
протокооперация.

Где помещены внутренние органы белой планарии?
в первичной полости тела;
во вторичной полости тела;
в рыхлой соединительной ткани;
в кишечной полости.

Многоклеточные двустороннесимметричные животные удлинённой формы, не разделённые на членики, имеющие полость тела, относятся к типу:
плоских червей;
круглых червей;
кишечнополостных;
кольчатых червей.

Как происходит заражение человеческой аскаридой?

при поедании сырого мяса;

при поедании сырой рыбы;

при несоблюдении норм личной гигиены;

при заражении ран и порезов.

Какие усложнения происходили при переходе от плоских к круглым червям?

появилась полость тела;

появилась кровеносная система;

появились органы дыхания;

появились специализированные органы движения.

Что есть у кольчатых червей в отличие от плоских червей?

кровеносная система;

Как представлена выделительная система кольчатых червей?

парными почками в каждом сегменте тела;

парными выделительными воронками в каждом сегменте тела;

в каждом сегменте тела кожными железами.

Признаки кольчатых червей:

окологлоточное нервное кольцо и отходящие от него нервные стволы с ответвлениями

щетинки на члениках тела

окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка

слабое развитие или отсутствие органов чувств

наличие замкнутой кровеносной системы

питание тканями органов тела человека

Как осуществляется дыхание планарии?

диффузно через покровы тела;

с помощью наружных выростов – жабр;

с помощью внутренних жабр;

с помощью лёгочных мешков.

Основной хозяин бычьего цепня:

Ресничный червь:

молочно-белую планарию.

Что появилось у паразитических червей в процессе эволюции?

редуцировалось анальное отверстие;

возникли органы прикрепления к организму хозяина.

Чем заполнено тело круглых червей?

паренхимой (соединительной тканью).

В каких органах паразитируют острицы?

толстом кишечнике.

Группы, не использующие кислород при дыхании:

дождевые черви и другие обитатели почвы;

личинки насекомых, обитающих под корой деревьев;

аскарида и другие черви-паразиты;

скаты и другие обитатели морских глубин.

Как представлена нервная система дождевого червя?

разбросанными по всему телу нервными клетками;

окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой;

головными нервными узлами и отходящими от них стволами;

окологлоточным нервным кольцом, спинным и брюшным стволами.

Когда дождевые черви прокладывают в почве ходы:

способствуют образованию в растениях органических веществ;

улучшают условия дыхания корней;

влияют на скорость передвижения в растениях минеральных веществ;

влияют на скорость передвижения в растениях органических веществ.

Соотнесите признаки и типы живых организмов:

Б. Кольчатые черви

1) двухслойные животные

2) наличие полости тела, заполненной жидкостью

3) сетчатая нервная система (диффузный тип)

4) туловище сегментировано

5) лучевая симметрия

6) наличие кровеносной системы

Тип нервной системы плоских червей:

лестничного типа;

Где развивается финна бычьего цепня?

во внешней среде;

в мышцах и внутренних органах человека;

в мышцах и внутренних органах коровы;

в мышцах и внутренних органах собаки.

Организм, которым населен кишечник, не имеющий развитой пищеварительной системы:

бычий цепень;

Не имеет анального отверстия:

белая планария;

Чего нет у круглых червей?

кровеносная система.

Организмы у которых тело разделено на членики:

кольчатых червей.

Организм, у которого круглое в сечении тела:

аскарида человеческая;

Какая мускулатура у кольчатых червей?

кольцевая и продольная;

поперечная, продольная и кольцевая.

Соотнесите меру профилактики заражения человека и паразитом, его вызывающим:

1) не есть сырого плохо проваренного или прожаренного мяса

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции