Более высокая организация круглых червей по сравнению с плоскими


Внешнее строение

Большинство круглых червей имеют удлинённое веретенообразное тело длиной от долей миллиметра до 1 м.

Кожа, или гиподерма, покрыта кутикулой.

Опорно-двигательный аппарат

Под кожей располагаются продольные мышцы.

Кожа и мускулы образуют кожно мускульный мешок.


Рис. 1. Поперечный разрез аскариды.

Под кожно-мускульным мешком находится полость тела, плотно заполненная полостной жидкостью, за счёт чего приобретает свойства гидроскелета.

Кроме того, первичная полость обеспечивает лучшую, по сравнению с плоскими червями, взаимосвязь тканей организма, т. к. вещества в жидкости перемещаются значительно быстрее, чем в паренхиме.

Пищеварительная система

В отличие от плоских червей, имеет сквозной характер. Появляется задний кишечник с анальным отверстием. Благодаря этому процесс питания становится поэтапным.

Нервная система

Нервная система состоит из окологлоточного кольца и 2 нервных стволов. Органы чувств развиты слабо, глаз нет.

Выделение

Выделительная система круглых червей двух типов:

  • протонефридии;
  • каналы гигантских клеток гиподермы.

Размножение

В отличие от плоских, круглые черви раздельнополы. Половая система имеет вид длинных нитевидных яичников и семенников. Оплодотворение внутреннее. Плодовитость высокая, самки паразитов ежесуточно выделяют десятки и даже сотни тысяч яиц.

Кровеносная система круглых червей не развита.

Как видим, внутреннее строение кольчатых червей имеет свои особенности, существенно отличающие их от плоских. Такие прогрессивные преобразования, повышающие уровень организации организмов, называются ароморфозами. Ароморфозы круглых червей – это:

  • появление раздельнополости;
  • появление заднего отдела кишечника и анального отверстия;
  • образование первичной полости, являющейся гидроскелетом;
  • концентрация нервных клеток с образованием окологлоточного нервного кольца.

Многообразие круглых червей

Тип круглые черви делится на несколько классов, важнейшими из которых являются:

Нематоды – крупнейший класс круглых червей, насчитывает десятки тысяч видов. К ним относятся известные паразиты человека:

  • аскарида человеческая;
  • власоглав;
  • свайник;
  • трихинелла;
  • детская острица;
  • ришта.

Наиболее распространённым паразитом человека является человеческая аскарида. Её взрослые черви живут в кишечнике, а личинки в крови. Яйца с калом выходят во внешнюю среду и могут там сохранять способность к заражению много лет. Заражение происходит через немытые фрукты, овощи, грязные руки, мух и т. д.

Жизненный цикл нематод может проходить:

  • только внутри одного хозяина;
  • со сменой хозяев;
  • в организме человека или животного и в почве или воде.

Нематоды, паразитирующие на животных, приносят большой вред, снижая их продуктивность и повышая смертность.

Один из методов лечения аскаридоза – кислородный. В кишечник больного нагнетается кислород и аскариды погибают, так как не переносят присутствия кислорода.

Нематоды паразитируют и на растениях. Такие виды имеют в глотке стилет для прокалывания тканей растения и высасывания соков. Примерами паразитов растений являются:

  • свекловичная нематода;
  • пшеничная угрица;
  • галловая нематода;
  • стеблевая нематода.

Пшеничная угрица поражает зерно и вызывает болезнь пшеницы, остальные виды паразитируют на овощных культурах.


Рис. 2. Паразитические нематоды.

Коловратки – это мелкие, до 2 мм, черви. Среда обитания – различные водоёмы, чаще пресные. Отличием класса являются реснички, являющиеся органом движения. Насчитывается 1500 видов.


Рис. 3. Фото Gordius aquaticus.

Класс скребни включает 500 видов паразитических червей. Паразитируют как на диких, так и на домашних животных.

Киноринхи – мелкие морские черви, размерами до 1 мм. Обитают на водорослях и в грунте. Класс насчитывает 100 видов.

Значение

В природе круглые черви играют существенную роль как:

  • источник питания для многих животных;
  • почвообразователи.

В верхнем слое почвы на площади 1 кв. м. проживают от сотен тысяч до десятков миллионов почвенных круглых червей. Большинство из них питается органическими остатками и способствует повышению плодородия.

Что мы узнали?

Систематика делит тип на несколько классов, важнейшим из которых являются нематоды. В развитии животного мира круглые черви занимают промежуточное положение между бесполостными плоскими червями и кольчатыми, которые имеют вторичную полость.

Общая характеристика типа. Человеческая аскарида. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Вред аскариды. Меры предупреждения заражения. Острица. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.

• Повторить имеющийся по теме материал. Изучить схему на рисунке 73.

• Ответить на вопросы для самоконтроля.

• Выполнить контрольную работу № 40.

• Дать подписи к рисункам 74, 75.

• Проанализировать конспект, таблицу 84, схему 51.

Вопросы для самоконтроля

• Какое биологическое значение имеет подразделение тела червей на головной и хвостовой концы?

• Что образуется из мезодермы у круглых червей?

• Почему паразитические черви не расщепляются пищеварительными соками хозяина?

• Чем заполнена полость тела у круглых червей?

• Какие системы органов ограничивают первичную полость тела (протоцель) у аскариды?

• Какие признаки более высокой организации характерны для круглых червей по сравнению с плоскими червями?

• Что такое пищеварительная трубка и у каких животных она впервые появляется?

• Чем отличается кишечная полость (гастральная) от первичной полости тела?

• На какой стадии развития аскарида нуждается в кислороде?

• Каковы меры борьбы с паразитическими круглыми червями?

• Какие вредители сельскохозяйственных растений являются представителями типа круглых червей?


Рис. 73. Полости организма (схема):

ППТ — первичная полость тела (бластоцель, схизоцель), ВПТ — вторичная полость тела (целом), ЭКТ — эктодерма (внешний зародышевый листок),

ЭНТ — энтодерма (внутренний зародышевый листок), МЕЗ — мезодерма (средний зародышевый листок), КП — кишечная полость (гастроцель),

ПК — полость кишечника (кишечная трубка); А — кишечнополостные, Б — круглые черви, В — кольчатые черви, моллюски, иглокожие, хордовые, Г — членистоногие

Контрольная работа № 40

1. Что образуется из мезодермы у круглых червей (паренхима, продольные мышцы, кожа, кольцевые мышцы)?

2. Какая полость тела находится между мышцами и пищеварительной трубкой (кишечная, первичная, вторичная)?

3. Какую роль играет кожно-мускульный мешок (поглощение пищи, выделение продуктов метаболизма, внешний скелет)?

4. Какое дыхание характерно для взрослой аскариды (кислородное, бескислородное)?

5. Через какое отверстие у круглых червей выводятся конечные продукты пищеварения (порошица, рот, анус)?

6. Какие органы аскариды выделяют вредные для человека вещества и продукты метаболизма (кожа, почки, выделительные каналы, протонефридии?)

7. Какого типа нервная система у аскариды (трубка, нервная цепочка, диффузная, нервные стволы)?

8. Какие половые органы продуцируют яйцеклетки (семенники, яичники)?

9. Каким путем питательные вещества попадают из кишки в клетки тела (кровь, полостная жидкость, прямой контакт)?

Таблица 84. Элементы выделительной системы червей

Воронка, переходящая в длинный извитой канал, в стенках которого разветвляются кровеносные сосуды. Открываются наружу выделительной порой

Выделение и осморегуляция

Эктодермальное или мезодермальное

Одним концом всегда открывается во вторичную полость тела

Расположение в теле

Проходят через все тело

Метамерно (по два в каждом сегменте тела)

Откуда извлекают продукты диссимиляции

Из полостной жидкости или из паренхимы

Из целомической жидкости и из оплетающих кровеносных сосудов

Реабсорбция органических веществ и солей

Происходит в канале

Каким группам беспозвоночных свойственны

Большинству плоских и круглых червей, личинкам кольчатых червей и моллюсков

Главным образом кольчатым червям, ланцетникам

Класс Круглые черви. Человеческая аскарида

Строение тела. Вытянутое, червеобразное, нечленистое, круглое в поперечном сечении; трехслойное. На переднем конце тела рот с тремя губами. Длина 20-40 см. Цвет беловато-желтый.

Покров. Кожа, покрытая кутикулой, под ней — неклеточная гиподерма. К коже прикреплены продольные мышцы. Кожно-мускульный мешок.

Полость тела. Первичная, заполненная жидкостью, что придает телу упругость. Жидкость омывает все клетки и служит для переноса веществ и газов. В ней находятся органы пищеварения и размножения.

Пищеварительная система. Представлена пищеварительной трубкой с тремя отделами — передним, начинающимся ртом, средним (кишка), задним, оканчивающимся заднепроходным (анальным) отверстием. Пищеварение в полости кишечника.

Дыхательная система. Отсутствует, так как среда обитания — кишечник человека или животного. Поэтому конечный этап расщепления органических веществ бескислородный.

Выделительная система. Два выделительных канала протонефридиального типа, в которых очищается полостная жидкость. Открываются на головном конце тела.

Нервная система. Лестничного стволового типа. Окологлоточное нервное кольцо, образованное надглоточным и подглоточным нервными узлами, от которых отходят спинной и брюшной нервные стволы, соединенные нервами (комиссурами).

Органы чувств. Осязательные бугорки и ямки.

Размножение. Половое. Раздельнополые животные. У самок два длинных тонких яичника и две матки. У самцов один нитевидный семенник. Оплодотворение внутреннее. Размножаются яйцами.

Развитие. Яйцо с личинкой (по почве) — кишечник человека — личинка — кровь — легкие — рот — кишечник — взрослая аскарида. Живет и размножается в кишечнике человека, отравляя его организм ядовитыми выделениями.

Схема 51. Цикл развития человеческой аскариды (Тип Круглые черви, класс Нематоды, или Круглые черви)



Рис. 74. Самка аскариды — продольный разрез


Рис. 75. Самка аскариды — поперечный срез

Экология круглых червей

Трехслойные нечленистые животные, имеющие первичную полость тела, заполненную жидкостью. Активно передвигаются. Обитают в воде, на почве, во мху. Свободноживущие организмы (коловратки) питаются бактериями, простейшими, водорослями, сами же служат пищей для мальков и взрослых рыб, рачков. Паразитические формы (аскариды, острицы, власоглавы, скребни) живут в организме человека, млекопитающих животных, птиц, рыб, насекомых, ракообразных, которые являются основными или промежуточными хозяевами, вызывая тяжелые болезни, даже массовую гибель. Нематоды паразитируют также в теле растений и грибов, вызывая болезни и снижая урожай. Сельскохозяйственные растения поражаются почвенными нематодами, которые, внедряясь в корни, вызывают их отмирание, образование галлов (вздутий) на стеблях, листьях, клубнях, растрескивание донца у луковичных культур. Поражению нематодами подвержены злаки, овощные культуры, картофель, земляника.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.


Тема урока: Кольчатые черви.

Цель: продолжить знакомство учащихся с многообразием многоклеточных животных; выявить усложнение организации кольчатых червей в сравнении с ранее изученными животными

· Задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения кольчатых червей в связи с их образом жизни; показать усложнение внутренней организации кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями; познакомить с многообразием кольчатых червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах и жизни человека;

· продолжить формирование умений узнавать изученных животных; работать с раздаточным материалом, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками, материалами интернет и обучающего диска;

· продолжить работу по формированию научного мировоззрения обучающихся; воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к червям, к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе;

· воспитывать ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Скачать:

Вложение Размер
chervi.docx 26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Кольчатые черви.

Цель: продолжить знакомство учащихся с многообразием многоклеточных животных; выявить усложнение организации кольчатых червей в сравнении с ранее изученными животными

  • Задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения кольчатых червей в связи с их образом жизни; показать усложнение внутренней организации кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями; познакомить с многообразием кольчатых червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах и жизни человека;
  • продолжить формирование умений узнавать изученных животных; работать с раздаточным материалом, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками, материалами интернет и обучающего диска;
  • продолжить работу по формированию научного мировоззрения обучающихся; воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к червям, к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе;
  • воспитывать ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности кольчатых червей, учатся различать кольчатых червей среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются понятия о целоме, замкнутой кровеносной системе.

Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, выполнять работу по инструкции, работать с разными источниками информации, находить информацию о кольчатых червях в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при выполнении заданий, самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основании полученных результатов делать выводы.

Личностные: развитие и формирование интереса к изучению природы; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы: парная работа

Оборудование: мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, рабочие тетради, инструктивные карты, живые объекты – круглые черви.
Ключевые понятия: Тип Кольчатые черви, класс Многощетинковые, Класс Малощетинковые, Пиявки, сегменты, параподии, щетинки, вторичная полость (целом).

1. Организация учащихся на работу
- Давайте вспомним, с какими Типами Червей мы с Вами уже познакомились:

Плоские и Круглые

- Напомните, пожалуйста, представителей Плоских червей:

Кл. Ресничные черви (белая планария), Кл. Сосальщики (Печеночный сосальщик), Кл. Ленточные черви (Бычий, свиной цепни)

- С какими представителями Круглых червей мы познакомились?

- Что отличает Круглых червей от Плоских, кроме их формы тела?

  • в пищеварительной системе появляется анальное отверстие;
  • раздельнополые;
  • появилось окологлоточное нервное кольцо;
  • полость тела заполнена жидкостью;
  • мускулатура располагается вдоль тела ЧЕТЫРЬМЯ тяжами и осуществляет движение червя.

- Давайте рассмотрим трёх представителей: планарию, аскариду и дождевого червя.

- Как вы думаете, кто из них похож на активного охотника за пищей?

- На чём основано ваше мнение?

Для активного поиска нужны хорошо развитые мышцы и опорный орган для них.

У всех червей есть кожно-мускульный мешок, но опорный орган появляется у круглых червей. Первичная полость нематод, заполненная жидкостью, НО она не отделена от внутренних органов. Если этого червя поместить в почву и заставить протиснуться через острые частицы горных пород, что с ним может произойти?

Конечно же, неизбежно повреждение кожно-мускульного мешка. В результате полостная жидкость вытечет и червь погибает.

Эту проблему около 600 млн. лет назад решила сама природа , создав вторичную полость тела – целом (от др.-греч. κοίλωμα — углубление, полость).

Тело животного разделяется на сегменты, выложенные внутри эпителием. Перегородки между сегментами, а также между правой и левой перегородками, состоят из двойного слоя клеток. При повреждении кожно-мышечного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента.

- как называется наука, которая использует изобретения природы? (Бионика)

Сегодня мы познакомимся с третий группой Червей, у которых появилась вторичная полость тела - и это тип КОЛЬЧАТЫЕ черви или кольчецы.

- Как вы считаете, для чего мы будем знакомиться с этой группой живых организмов?

  • Учащиеся определяют цели и задачи урока: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей;
  • выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.

2. Изучение нового материала

- Как вы считаете, почему эта группа червей получила такое название?

Тело червей состоит из большого числа похожих друг на друга сегментов, образованных кольцевидными перетяжками. Сегменты иначе называют кольцами, отсюда и название класса кольчатые или кольчецы. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей.

Тип кольчатых червей охватывает около 9 тысяч видов червей(в некоторых источниках – 12-18 тыс. видов), обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей.

Еще раз хочется напомнить, что мы изучаем живую природу по пути усложнения уровня организации . Таким образом, при изучении Кольчатых червей мы должны увидеть и выделить черты их усложнения в процессе эволюции.

Подобно плоским и круглым червям кольчецы трехслойные животные с двухсторонней симметрией тела.

- А теперь давайте составим общую характеристику представителей данного типа.

Вы должны внимательно слушая, на листках, которые затем вклеите в рабочую тетрадь, кратко записать особенности представителей данного типа по предложенному плану. За правильный ответ получаете 1 балл.

Итого за общую характеристику: max. к-во баллов – 12

Они живут в тиши подземной,

Тихонько двигаясь, шурша.

Едят листву, опад бесплодный,

Ее глотают не спеша.

В жизни мы чаще всего можем наблюдать дождевого червя, как представителя Кольчатых червей. Поэтому изучать строение и жизнедеятельность этих животных мы будем в основном на их примере. В 1881 году за год до своей кончины, всемирно известный учёный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями, и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в истории земной коры заняли бы столь видное место”.

Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним лабораторную работу (в парах), поработаем с учебником на стр. 154 – 156 и дополнительными материалами из рабочего листа.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель: 1 . Познакомиться со внешним строением дождевого червя;

2. Выявить черты приспособленности к жизни в почве и на суше;

Оборудование: Живые дождевые черви, ручная лупа, лист белой бумаги,

стекло, пластмассовая палочка, влажная салфетка.

1. (max. к-во баллов – 2) Рассмотрите внешний вид дождевого червя и определите :

  • Окраску тела (к чему приспособлена?)
  • Размеры (с чем связано изменение длины и толщины тела?)
  • Пользуясь лупой, рассмотрите концы тела дождевого червя. Сравните их и определите передний и задний конец. Где находится утолщение?

2. (max. к-во баллов – 3):

  • Рассмотрите верхнюю и нижнюю часть тела дождевого червя, сравните и определите брюшную и спинную стороны.
  • Пронаблюдайте передвижение дождевого червя на стекле и на бумаге, сравните;
  • Проведите пальцем вдоль тела от заднего конца к переднему. Что вы обнаружили и на какой стороне? Сделайте рисунок щетинок и определите их функцию.

3. (max. к-во баллов – 2) Сделайте рисунок червя и подпишите указанные части тела.

Вывод: (max. к-во баллов – 2) Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

Итого за выполнение лабораторной работы: max. к-во баллов – 9

Итоговое количество баллов: 12 + 9 = 21

IV. Оценивание учащихся: Критерии оценки за урок :

V этап. Рефлексивная деятельность

Что мы узнали на уроке (по цепочке отвечает каждый ученик). Например:

1.Тело всегда сегментировано.

2.Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.

3.Имеют вторичную полость тела(целом).

4.Полость тела разделена перегородками.

5.Кровеносная система замкнутая.

6.Выделительные органы открытого типа.

8.Органы чувств у многощетинковых червей расположены на головных сегментах.

9.Органами передвижения у малощетинковых являются щетинки (по 8 на каждом сегменте), у многощетинковых- параподии с пучками щетинок.

Выводы: Кольчатые черви имеют более высокую организацию по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация предназначена для урока биологии в 7 классе по теме: " Тип Кольчатые черви. класс Малощетинковые". В презентации представлен материал по внешнему и внутреннему строению дождевых червей, а .

Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе.

Готовые тестовые задания.По темам:1. Простейшие2. Кишечнополостные3. Кольчатые черви4. Круглые черви5. Плоские червиОтветы прилагаються.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цели урока:Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно про.

Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по зоологии. Они помогут учителю оценить знания учащихся по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви".

Конспект урока по биологии по теме: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.7 класс (по концентрическому принципу ФГОС)Учебник «Биология:Многообразие жи.


Особенности строения и жизнедеятельности

кольчатых червей

Учебно-воспитательные задачи:

1.Ознакомить учащихся с особенностями организации кольчатых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями.

2. Продолжить формирование умения узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы о более сложной организации кольчатых червей по сравнению с плоскими червями.

3. Раскрыть роль почвенных кольчатых червей в природе и для человека, на примере червя дождевого.

Оборудование:

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_biologii.doc 681 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии

Провел : учитель первой квалификационной категории

Скуратов Илья Владимирович

Место реализации : МОУ СОШ № 33 Дзержинского района, г.Волгограда.

Особенности строения и жизнедеятельности

1.Ознакомить учащихся с особенностями организации кольчатых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями.

2. Продолжить формирование умения узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы о более сложной организации кольчатых червей по сравнению с плоскими червями.

3. Раскрыть роль почвенных кольчатых червей в природе и для человека, на примере червя дождевого.

I Проверка домашнего задания

7 учеников получают карточки с заданиями, которые они выполняют пока ведется фронтальный устный опрос по вопросам:

* Какие организмы называются паразитами? Перечислите признаки, характерные для паразитов. ( Питающиеся за счет другого организма; плохое развитие или полное отсутствие ряда систем органов, органы прикрепления, высокая плодовитость, смена хозяев или миграция в теле одного хозяина, плотные покровы тела …)

*Есть ли у аскариды смена хозяев? (нет)

* Что такое половой диморфизм? ( различии между мужской и женской особью)

* Чем объясняется большая плодовитость паразитов? ( высокой смертностью и малым процентом особей доживших до стадии взрослого червя)

* Перечислите признаки прогресса круглых червей по сравнению с плоскими червями? ( половой диморфизм, развитие пищеварительной, нервной и половой систем, уход от цикла со сменой хозяев …)

* Перечислите меры личной гигиены, позволяющие не заразиться паразитом? (мытье рук перед едой, мытье продуктов и их термическая обработка, соблюдение правил гигиены при работе с животными…)

Для опроса на доску вывешиваются учебные таблицы, по которым учащиеся показывают названные особенности

Ученик у доски рассказывает про основные этапы цикла развития аскариды человеческой и показывает их на схеме, указывая смену стадий, условия заражения. Проговаривается вредное влияние паразита на организм хозяина на каждой из стадий цикла.

Остальные учащиеся должны внимательно следить за рассказом и показом по схеме и в случае необходимости исправлять ошибки в ответе.

По окончании опроса собираться карточки с заданиями.

II Изучение нового материала

Запись темы урока на доску и в тетради.

Сегодня на уроке мы начнем знакомство с новым типом животного мира – Кольчатыми червями.

Кольчатые черви — обширная группа животных, включающая около 12 тыс. видов, которые живут главным образом в морях, а также в пресных водах и на суше. По сравнению с плоскими и круглыми червями они более высокоорганизованны.

Прочитайте первый абзац параграфа и ответьте на вопрос: с чем связано название типа? (тело состоит из сегментов-колец)

На протяжении 5 уроков вы заполняли сравнительную таблицу по основным типам червей в ней уже есть информация о строении плоских и круглых червей, теперь вы дополните ее информацией о кольчатых червях. Прочитайте текст параграфа на страницах 128-129 и заполните таблицу. Вам необходимо найти признаки прогресса в строении кольчатых червей.

Тип: Плоские черви

Тип: Круглые черви

Тип: Кольчатые черви

Основные жизненные формы

Нервная система и органы чувств

Через 10 минут обсуждаются результаты заполнения таблицы.

Все системы органов изучаться по учебным таблицам, вывешиваемых в момент показа.

Основные жизненные формы

Какие жизненные формы характерны для кольчатых червей?

Среди кольчатых червей нет внутренних паразитов, значит нет цикла со сменой хозяев. Кольчатые черви- обитатели морей, рек, почв, встречаются эктопаразиты (пиявки).

Покровы и форма тела

Чем представлены покровы тела кольчатых червей?

Наружный эпителий кольчатых червей покрыт кутикулой и несет эпидермальные хитиновые щетинки - параподии, за исключением пиявок.

Была ли кутикула у ранее изученных червей, какова ее роль?

Дождевой вервь имеет вытянутое, длиной 10-16 см тело. На поперечном сечении тело округлое, но, в отличие от круглых червей, оно поделено кольцевыми перетяжками на 100-180 члеников. На каждом членике сидят маленькие упругие щетинки. Они почти не видны, но если провести пальцами от заднего конца тела червя к переднему, то мы сразу почувствуем их.

Как вы думаете, какова роль параподий в жизни кольчатых червей?

Этими щетинками червь цепляется при движении за неровности почвы.

Днем черви держатся в почве, прокладывая в ней ходы. Если почва мягкая, то червь буравит ее передним концом тела. При этом он сначала сжимает передний конец тела, так что тот становится тонким, и просовывает его вперед между комочками почвы. Затем передний конец утолщается, раздвигая почву, и червь подтягивает заднюю часть тела. В плотной почве червь может проедать себе ход, пропуская землю через кишечник. Кучки земли можно видеть на поверхности почвы - их оставляют здесь черви ночью. На поверхность выходят они также и после сильного дождя (отсюда название - дождевой). Летом черви держатся в поверхностных слоях почвы, а на зиму роют норки глубиной до 2 м.

Если взять червя в руки, то мы обнаружим, что кожа его влажная, покрыта слизью. Эта слизь облегчает движение червя в почве. Кроме того, только через влажную кожу происходит проникновение в тело червя кислорода, необходимого для дыхания.

С чем связана способность дождевого червя, сжимать тело, а не только сгибать его как аскарида?

Под кожей располагаются сросшиеся с ней кольцевые мышцы, а под ними слой продольных мышц - получается кожно-мускульный мешок. Кольцевые мышцы делают тело червя тонким и длинным, а продольные укорачивают и утолщают. Благодаря попеременной работе этих мышц и происходит движение червя.

Полость тела. Под кожно-мускульным мешком расположена заполненная жидкостью полость тела, в которой находятся внутренние органы. Эта полость тела не сплошная, как у круглых червей, а поделена поперечными перегородками соответственно числу члеников. Она имеет свои собственные стенки и располагается под кожно-мускульным мешком

У свободно живущих форм, которых большинство органов прикрепления нет, но у пиявок-эктопаразитов есть ротовые присоски.

Какие органы появляться в пищеварительной системе кольчатых червей? С чем связано их появление?

Рот расположен на переднем конце тела. Питается дождевой червь гниющими растительными остатками, которые он заглатывает вместе с землей. Так же он может затаскивать с поверхности опавшие листья. Заглатывание производится мускулистой глоткой. Затем пища попадает в зоб, желудок и кишечник. Непереваренные остатки вместе с землей выбрасываются через анальное отверстие на заднем конце тела.

- Появление пищевода, зоба и желудка связана, со свободной жизнью в почве и необходимости тщательного переваривания пищи.

Чем представлена выделительная система дождевого червя?

Выделительная система представлена метанефридиями.

Как устроены метанефридии?

Жидкие ненужные, переработанные вещества поступают в полость тела. В каждом членике находится пара трубочек. Каждая трубочка на внутреннем конце имеет воронку, в нее поступают переработанные ненужные вещества и выводятся по трубочке через противоположный конец наружу.

О чем говорит появление дыхательной системы? Как осуществляется дыхание кольчатых червей? Каковы ее функции?

Дыхание различными способами: всей поверхностью тела (дождевой червь) или жабрами (водные).

О чем говорит появление кровеносной системы? Каково строение кровеносной системы? Каковы ее функции?



Кровеносная система дождевого червя служит для переноса кислорода и питательных веществ прежде всего к мышцам. У дождевого червя два главных кровеносных сосуда: спинной, по которому кровь движется сзади наперед, и брюшной, по которому кровь течет спереди назад. Оба сосуда в каждом членике соединены кольцевыми сосудами. Несколько толстых кольцевых сосудов имеют мышечные стенки, за счет сокращения которых происходит движение крови. От главных сосудов отходят более тонкие, ветвящиеся затем на мельчайшие капилляры. В эти капилляры поступают кислород из кожи и питательные вещества из кишечника, а из других таких же капилляров, ветвящихся в мышцах, происходит отдача этих веществ. Какая кровеносная система называется замкнутой? Такая, когда кровь движется все время по сосудам и с полостной жидкостью не смешивается. Такую кровеносную систему называют замкнутой

Нервная система и органы чувств

По какому типу построена нервная система плоских и круглых червей?

А по какому типу построена нервная система кольчатых червей?

Какие прогрессивные черты в строении нервной системы кольчецов вы можете выделить?

Нервная система представлена надглоточным ганглием, окологлоточным нервным кольцом и брюшным нервным стволом с сегментарными ганглиями . Вдоль всего тела червя по брюшной стороне проходит пара нервных стволов. В каждом членике на них развиты нервные узелки - получается нервная цепочка. В передней части два больших узла соединены друг с другом кольцевыми перемычками - образуется окологлоточное нервное кольцо. От всех узлов отходят нервы к различным органам Появление головного мозга существенно отличает кольчатых червей от представителей других типов червей.

Таким образом нервная система приобретает сегментированность, этот тип нервной системы прогрессивнее, чем лестничный у плоских червей.

Специальных органов чувств нет, но чувствительные клетки в коже позволяют дождевому червю чувствовать прикосновение к его коже и отличать свет от тьмы.

Поверхность тела дождевого червя покрыта фоторецепторами. Зная это, можно провести интересный опыт: если разрезать червя пополам, то его головная часть будет уходить от света, а хвостовая, наоборот, будет поворачиваться к свету.

Среди других видов встречаются черви с хороши развитыми глазами и осязательными щетинками.

Половая система и размножение.

Какие особенности в строении половой системы кольчецов вы можете выделить?

Дождевые черви - гермафродиты.

Какие, уже изученные вами черви также были гермофрадитами?

Перед откладкой яиц два червя на некоторое время соприкасаются и обмениваются семенной жидкостью - спермой: Таким образом для оплодотворения яиц используется сперма другой особи. Затем они расходятся, а из утолщения (пояска), имеющегося на передней части червя, выделяется слизь. В эту слизь поступают яйца. Затем комок слизи с яйцами соскальзывает с тела червя и застывает в кокон. Из кокона выходят молодые черви., т.е превращение полное.

Среди кольчатых червей есть и разнополые виды.

Значение в природе и для человека

Эти черви, проделывая в почве ходы, разрыхляют ее и способствуют проникновению в почву воды и воздуха, необходимых для развития растений. Выделяемая червями слизь склеивает мельчайшие частицы почвы, препятствуя тем самым ее распылению и размыванию. Затаскивая в почву растительные остатки, они способствуют их разложению и образованию плодородной почвы. На одном гектаре почвы биомасса дождевых червей (Lumbricus) достигает 2-4 т. Эти черви перерабатывают ежегодно от 50 до 600 т почвы, превращая ее в мелкие, обогащенные гумусом почвенные агрегаты. Дождевые черви могут закапываться в землю на глубину до 8 м

Поэтому дождевых червей следует охранять как полезных животных.

Кольчатые черви входят в пищевые цепи, являясь их важным звеном.

Кроме того, в ряде стран Востока дождевые черви используются в пищу человеком, как деликатесы.

Подводя итоги урока, давайте обсудим, в чем же выражается прогресс в строении кольчатых червей в сравнении с плоскими круглыми червями?

Проводиться фронтальный опрос с целью выявления черт прогресса кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями.

Таким образом, у кольчатых червей прослеживаются прогрессивные черты организации: наличие целома, метамерность строения, появление кровеносной системы, выделительная система типа метанефридиев, более высокоорганизованная нервная система и органы чувств. Этим кольчатые черви отличаются от низших — плоских и круглых червей.

V Домашнее задание

3 ученика готовят доклады :

1. Класс Многощетинковые

Прочесть текст параграфа на стр. 128-129, выполнить задания в рабочей тетради.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции