Беспозвоночные паразиты культурных растений

С тех пор как человек начал выращивать растения, засевая большие площади одной культурой, насекомые, питающиеся растениями, получили возможность массового размножения. Так сложились комплексы насекомых-вредителей зерновых, крестоцветных, паслёновых и других растений.

Значительный вред зерновым культурам наносит группа хлебных клопов-черепашек. Черепашки прокалывают хоботком молодые сочные зёрна, вводят в них слюну, растворяющую клейковину, и высасывают содержимое. В результате этого от зерна остаётся лишь сморщенная оболочка, а колос становится белым. Клопы откладывают яйца на листья злаков. Вышедшие личинки сначала сосут соки листьев, а затем переходят на питание зерном.


Среди бабочек встречается множество вредителей овощных культур. Например, репница, капустная белянка, повреждающие капусту и другие крестоцветные культуры. Верхняя поверхность крыльев капустной белянки мучнисто-белой окраски с тёмными углами и двумя тёмными пятнами у самок. Гусеницы белянок зеленоватого цвета с чёрными точками и жёлтыми полосами. Они очень прожорливы. Сначала они соскабливают мякоть листьев капусты, а затем прогрызают в листьях отверстия. Гусеницы старших возрастов объедают капусту так, что от листьев остаются только жилки.


Повреждает капусту и капустная совка. Её бабочки летают в середине лета в ночное время. Самки откладывают до 2000 яиц. Гусеницы питаются и развиваются около 50 дней. Сначала они повреждают листья на поверхности кочана, а затем проделывают ходы внутрь, засоряя кочан экскрементами. Повреждённые кочаны плохо хранятся и гниют. Кроме капусты, капустная совка повреждает лук, горох, лён, гладиолусы.


Колорадский картофельный жук – опаснейший вредитель картофеля. Он повреждает также томаты, баклажаны и другие паслёновые растения. Родина жука – Северная Америка. В конце первой мировой войны он был завезен в Западную Европу, и в настоящее время расселился по всей Европе до Урала. Взрослый жук имеет буровато-жёлтую окраску, выпуклую форму. На жёлтых надкрыльях есть десять чёрных продольных полос. Он способен быстро размножаться. При хороших погодных условиях за год успевает развиваться два-три поколения вредителя. Жуки активно питаются, затем откладывают на нижней поверхности листьев по 25 – 30 ярко-оранжевых яиц. Через 5 – 15 суток из яиц выходят красные личинки. Они интенсивно обгрызают листья и через две-три недели перемещаются в почву для окукливания и превращения в половозрелых особей. Вышедшие молодые жуки снова питаются и уходят на зимовку в почву. Весной они выходят не одновременно, поэтому развитие и питание личинок и жуков продолжается весь сезон и приводит к сильному повреждению растений.


Среди жуков большой вред различным сельскохозяйственным растениям наносят жуки-щелкуны. Личинки щелкунов – проволочники – имеют вытянутое, сильно хитинизированное твёрдое тело. Живут в почве около четырёх лет. Питаются подземными частями растений, повреждают корни, клубни, корневища.


В плодовых садах наиболее многочисленны и вредоносны тли (из отряда Равнокрылые), яблонный цветоед (из отряда Жесткокрылые), и яблонная плодожорка (из отряда Чешуекрылые). Всего в садах встречается более тысячи видов вредных насекомых.

Тли имеют колюще-сосущий ротовой аппарат и питаются соками растений. Они вызывают ухудшение нормального питания и развития растений, их усыхание.


Яблонного цветоеда можно найти в садах ранней весной. Жуки повреждают цветочные почки. Они прогрызают в них отверстия и откладывают яйца внутрь, где и развиваются личинки, питающиеся пестиками и тычинками. Липкие выделения личинок склеивают лепестки бутона, поэтому бутоны не распускаются, а лепестки буреют. Внутри бутона личинка окукливается, и из куколки выходит жук, повреждающий плоды.



Насекомые могут наносить человеку и домашним животным самый различный ущерб – от простого беспокойства до заражения опасными болезнями.

На людях паразитирует человеческая вошь. Вши, паразитирующие на теле и в волосяном покрове головы, вызывают зуд, нарушают сон, мешают трудовой деятельности человека. Самка откладывает за жизнь до 300 яиц, которые приклеивает к волосам и нитям одежды. Яйца вшей удлинённые, овальные, беловато-жёлтые, их называют гнидами. Из яйца развивается личинка, которая проходит несколько возрастов и превращается во взрослую особь. Два-три раза в сутки вошь сосёт кровь хозяина. Живут вши около 38 дней. Слюна этих насекомых токсична и может содержать возбудителей различных заболеваний, например сыпного тифа.

Укусы раздражают кожу, вызывают зуд. Паразитирование на человеке вшей называют педикулёзом. Основная мера профилактики педикулёза – соблюдение правил личной гигиены.

Сходное воздействие оказывают на человека постельный клоп, блохи, кровососущие комары, слепни, мошки. Иногда секрет слюнных желез этих насекомых вызывает у человека аллергию. Особенно опасны насекомые – переносчики возбудителей заболеваний человека и животных. Они могут переносить различные инфекционные заболевания – сонную болезнь и малярию, брюшной тиф и дизентерию, сибирскую язву и чуму.

Постельный клоп встречается в жилище человека по всему земному шару. От переднего края головы отходит хоботок, приспособленный для прокола тканей и сосания крови. На людей клопы нападают обычно ночью и сосут кровь, а день они проводят в укрытиях – за обоями, в мебели.

Блохи – бескрылые насекомые. Передвигаются в основном прыжками. Они прыгают на 50 сантиметров в длину и на 30 вверх, имея длину тела всего 3-4 миллиметра. Питаются блохи кровью, имеют колюще-сосущий ротовой аппарат. В момент питания блоха может передавать возбудителей различных болезней своему хозяину. Среди них самая опасная – чума. В Европе от чумы в средние века погибло 25 миллионов человек, а во всём мире – 75 миллионов.

Комары населяют все континенты, кроме Антарктиды. Самки питаются кровью животных и человека. Перед тем, как самка начинает пить кровь, она вводит в кожу своей жертвы слюну, которая вызывает зуд, отёк и покраснение в месте укуса, а в некоторых случаях и тяжёлую аллергическую реакцию. Комары являются переносчиками опасных заболеваний, например малярии.

Слепни похожи на крупных мух. Их укусы очень болезненны. Токсические вещества, находящиеся в слюне, приводят к покраснению и болезненному отёку кожи. Слепни также являются переносчиками опасных заболеваний – сибирской язвы, туляремии и других.


Комнатные мухи распространены по всему земному шару. Самки имеют размеры около 7 миллиметров. Тело и лапки тёмного цвета, покрыты волосками. На лапках есть коготки и липкие подушечки, позволяющие мухам передвигаться по любым поверхностям. Контактируя со сточными водами, бытовыми отходами, они загрязняют пищу, разносят возбудителей брюшного тифа, цисты дизентерийной амёбы, яйца паразитических червей.


Такую же роль могут играть тараканы, муравьи, зелёные мухи и другие насекомые, обитающие в жилище человека и рядом с ним.

Чтобы предупредить заражение человека и животных, необходимо бороться с переносчиками возбудителей заболеваний.


Распространение кишечных инфекций предупредит борьба с мухами и другими насекомыми, живущими рядом с человеком. Для предупреждения распространения малярии уничтожают места размножения комаров – осушают мелкие лесные лужи, заболоченные водоёмы, разводят в прудах рыб, поедающих водных личинок и куколок комаров. Для предупреждения эпидемии сыпного тифа следует соблюдать правила личной гигиены, бороться с вшивостью. Также необходимо поддерживать чистоту в жилых помещениях.


Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных как продолжение теоретического курса дисциплины имеет большое значение в процессе обучения. Во время практики студенты знакомятся с многообразием беспозвоночных животных родного края и их значением в природе. Полевая практика позволяет студентам впервые изучать животных в природной обстановке, ознакомиться с разными приспособлениями, экологическими адаптациями к конкретной окружающей среде обитания.

Учебно-полевая практика – один из важнейших этапов в системе подготовки учителя биологии. Она является завершением курса зоологии беспозвоночных, изучаемого на биологических факультетах педагогических вузов в I и II семестрах. На летней учебно-полевой практике закрепляются и углубляются знания, полученные студентами на лекционных и лабораторных занятиях.

Основная цель учебно-полевой практики – знакомство с основными группами беспозвоночных животных; методами их сбора в природе; освоение методов биологических наблюдений и лабораторной обработки материалов; ознакомление с хозяйственно-значимыми группами животных и редкими исчезающими видами животных.

Задачи полевой практики - укрепление теоретических знаний студентов, полученных в аудиторных часах, овладение навыками самостоятельной работы по сбору, хранению, обработки собранного материала, а также элементарными методами изучения биологии и экологии беспозвоночных животных, выработка у студентов навыков определения систематической принадлежности беспозвоночных и их коллекционирования.

Можно выделить три основных вида деятельности студентов в период полевой практики: экскурсии в природу, обработка материалов в лабораториях и выполнение самостоятельной работы исследовательского плана.

Не менее важными в полевой практике по зоологии являются экскурсии воспитательного характера, организованные для поездки в разные биотопы, природные комплексы (поля, сады, горные массивы, мелкогорья, водоемы, реки, болотные места).

Экскурсия должна быть продумана и спланирована заранее. Для этого намечается её цель, место, маршрут; подготавливается соответствующее снаряжение. Экскурсии могут проводиться или для наблюдений, или для сбора материала.

Зоологические экскурсии более трудные и тяжелые, чем ботанические или же геологические, потому что во время ботанической или геологической экскурсий студенты не прячутся для обнаружения объекта исследования и не ползают по земле, зоолог же должен быть начеку и в течение долгого времени должен постоять, принв порой незаметную, неподвижную позу.

Наблюдения над животными производят или на экскурсиях, или путем подкарауливания, сидя на одном месте. Экскурсии могут быть обзорными и целевыми (тематическими). В первом случае экскурсия ведется по какому-либо маршруту, попутно собирается материал; но обычно каждая вылазка имеет свою цель, то более, то менее широкую, но всегда вытекающую из общего плана и программы исследования и, таким образом, являющуюся очередным его этапом. Такими экскурсиями могут быть экскурсии для изучения видового состава отдельных биотопов, для наблюдения суточного цикла, сбора материала по их питанию и т.п. Намечая ту или иную экскурсию, важно тщательно обдумать не только её тему, но и наиболее благоприятный для работы маршрут и время дня, сообразуясь при этом с особенностями экологии животного и его поведением в зависимости от сезона и погоды [1].

Кыргызстан является страной удивительного сочетания природных и культурных достопримечательностей. Длинными цепями с запада на восток страны тянутся могучие и таинственные хребты Тянь-Шаня с их пиками-семитысячниками, уникальными ландшафтами и одними из самых живописных пейзажей в мире. Благодаря горному ландшафту и поясности, в Кыргызстане можно в течение нескольких часов попасть из полупустынных и степных предгорий в горные леса, на субальпийские и альпийские луга, и даже в царство вечных снегов и ледников [2].

Кыргызстан – страна вертикальной поясности. На сравнительно небольшой территории республики можно встретить все климатические зоны, поэтому учебно-полевые практики должны планироваться с учетом всех этих экологических условий. Особое внимание будет уделено изучению наиболее распространенных и значимых компонентов фауны, в большинстве случаев насекомых.

Насекомые – самая большая по числу видов группа живых организмов в истории земной биосферы в целом. В Кыргызстане их известно свыше 14600 видов, это почти в полтора раза больше, чем видов всех остальных многоклеточных, вместе взятых. Между тем в систематическом аспекте насекомые – всего лишь один из 90 классов и приравненных к классу таксонов современных растений, лишайников, грибов и животных, зарегистрированных на территории Кыргызской Республики [3]. Но распространение этих видов на территории Кыргызстана неоднообразно. Невозможно указать точное количество насекомых, потому что можно встретить один и тот же вид в нескольких экосистемах, где они подвергаются изменениям климатических условий.

Целенаправленное определение тематики учебных экскурсий имеет большое значение. Вышеназванные экскурсии при их правильной организации могут обеспечить упорядоченное развитие биологических понятий.

Для ознакомления с беспозвоночной фауной мелкогорья организуются экскурсии в село Чон-Арык. Цель экскурсии: дать характеристику горному ландшафту, ознакомить с растительностью и беспозвоночными животными данной территории, а самое главное, с особенностями строения беспозвоночных мелкогорья.

Почва - это среда обитания личинок насекомых, муравьев, почвенных клещей. На поверхности почвы встречаются муравьи, прямокрылые. Камни используются как укрытия для животных, здесь распространены скорпионы (южные склоны), многоножки, мокрицы, брюхоногие моллюски, насекомые и их личинки, муравейники, уховертки. На стеблях и листьях растений обитают прямокрылые, тли, жуки, муравьи, на цветках – пауки, шмели, пчелы, жуки, бабочки, личинки и имаго бабочек. Студенты знакомятся с приспособительными особенностями этих животных. Записывают результаты наблюдений в дневники, для коллекции собирают животных.

Для ознакомления с беспозвоночными животными рек, стоячих водоемов и пресноводных вод организуются экскурсии в Карагачевую рощу. Лето – самый благоприятный период для изучения обитателей водоемов. Прогрев воды в середине июня, вегетация водорослей и водных высших цветковых растений создают благоприятные условия для жизнедеятельности животных. Необходимо обратить внимание студентов на особенности водной среды, для обитания животных. Необходимо также изучить отличия от других сред обитания: плотность воды, использование ими растворенного кислорода в воде, дыхательные органы, способы дыхания.

В пресных водоемах наблюдаются 5 основных жизненных форм: бентос, перифитон, нектон, планктон, нейстон. Преподаватель дает понятие об этих жизненных формах. Бентос – прикрепленные или покоящиеся на дне организмы, а также зарывающиеся в ил. Например: личинки поденок, стрекоз, веснянок и ручейников, водяные скорпионы. Особое внимание уделяется дыхательным органам бентосных организмов. Перифитон – животные, прикрепленные или уцепившиеся за стебли или листья высших растений. К ним относятся некоторые водяные клопы и жуки. Нектон – плавающие животные, способные самостоятельно передвигаться в толще воды. Например: личинки и взрослые стадии ныряющих жуков и клопов, жуки-плавунцы, клопы-гладыши. Характерны для животных нектона сильные гребные конечности; многие дышат атмосферным воздухом и несут с этой целью воздушный пузырек на нижней поверхности тела или под надкрыльями. Планктон – плавающие организмы, перемещающиеся с помощью течений, относятся ветвистоусые и некоторые виды веслоногих ракообразных. Нейстон – организмы, плавающие или бегающие по поверхности воды. Животные используют силы поверхностного натяжения, что позволяет им быстро двигаться по воде: клопы-водомерки, жуки-вертячки. Студентам поясняется, что у жука-вертячки каждый глаз разделен на 2 части для надводного и подводного зрения. Обращается внимание на быстроту передвижения нейстонных организмов, несмачиваемость средних и задних ног – жировая смазка, хищный образ жизни, захват животных, упавших в воду.

В таких экскурсиях основными объектами являются двустворчатый моллюск – обыкновенная беззубка (Anadonta cygnea) и речной рак (Astacus astacus). В местах проведения практики ведется наблюдение над живыми беззубками: на движения, способы функционирования ножек, раковин, сифонов, определяются возраст и среда обитания животных. Кроме беззубок наблюдение ведется за речными раками: наблюдение на движения, ноги, хитиновые покровы, работа аппарата дыхания, антенн и антеннул, движение рака по твердому грунту и плавание, раки различного возраста, приспособительная окраска и т.д. После наблюдения студентам всего курса разрешается отлов 5–6 особей обыкновенных беззубок и речных раков. Далее студенты проводят ознакомление с их внутренним строением в лаборатории, после чего приготовят влажный препарат. Кроме того, некоторые живые беззубки, речные раки выращиваются в аквариумах и используются как живые объекты на лабораторно-практических занятиях, где студенты подробно могут ознакомиться с их внешним и внутренним строением.

В целях ознакомления с беспозвоночными животными парковых зон организуются экскурсии в Карагачевую рощу, ботанический сад им. Э. Гареева, бульвары, дубовый парк. Основное внимание уделяется условиям жизни животных, ярусный характер растительности: травы, кустарники, деревья. Объектами исследования являются насекомые и другие наземные членистоногие: мокрицы, многоножки, паукообразные, брюхоногие моллюски. Наблюдение ведется за типами повреждения листьев, за ослабленными или мертвыми деревьями, разрушениями коры (жуки-короеды, жуки-усачи), разрушения древесины (усачи рогачи, муравьи), насекомыми-опылителями.

Во время экскурсий студенты считают зараженные дубы, знакомятся с данным материалом, и другими проводимыми исследованиями по борьбе с вредителями в настоящее время.

Полевая практика также проводится на территории озера Иссык-Куль, основной целью которой является ознакомление студентов с природными ландшафтами (мелкогорье, полупустыни, луга, степи, культурный ландшафт, береговая зона) и животным миром прибрежных территорий Иссык-Куля. На экскурсии по прибрежной территории Иссык-Куля уделяется особое внимание особенностям жизнедеятельности животных, подвижности воды, водных растений, камней. Изучаются водоемы береговой зоны, объектами которых являются пиявки, бокоплавы, насекомые, их личинки и имагинальные стадии, стрекозы, их личинки, водяные клопы, круглые черви, хищники и фитофаги. Рассматриваются видовой состав и особенности приспособлений животных исследуемых территорий. Помимо разных биотопов, у студентов имеется возможность ознакомиться с животным миром зоопарка Бугу-Эне, который находится в городе Каракол. В природных комплексах этих территорий имеются разные виды беспозвоночных животных, основными представителями которых являются насекомые.

После каждой экскурсии студенты работают в лаборатории. Проводят обработку собранного материала.

Во время учебно-полевой практики студенты получают возможность самостоятельно принимать участие в природоохранной деятельности (охрана растений от вредителей, ознакомление с методами борьбы с вредителями, не собирать для коллекций редкие виды беспозвоночных и т.д.).

Подводя итог учебно-полевой практики, студент наталкивается на то, что необходимо тщательно провести небольшую научно-исследовательскую работу. Во время учебно-полевой практики каждый студент должен записывать в своем дневнике все исследования и наблюдения за живой природой. При домашних условиях в дневнике в хронологическом порядке фиксируются результаты наблюдений за окружающей средой. Согласно требованиям, необходимо отмечать в дневнике все собранные коллекционные материалы [5].

Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, студентов, а также самой задачей, требующей решения [6].

При выполнении самостоятельной работы студенты используют умения и навыки работы с животными в природе и лаборатории, овладевают элементами исследовательской деятельности. Подобные исследования могут послужить основой для выполнения курсовых работ, а иногда определяют научный интерес и становятся первой вехой долгого и многотрудного пути ученого.

После окончания учебно-полевой практики на кафедре биоразнообразия проводится итоговая конференция. На конференции студенты совместно с руководителями практики представляют отчеты, по итогам работ показывают и защищают свои дневники, подготовленные коллекции, влажные препараты, результаты самостоятельной работы. И по результатам полевой практики оценивается деятельность студентов.

К типу круглых червей относятся такие организмы, у которых тело вытянуто в длину, не подразделяется на отдельные членики и имеет в общем цилиндрическую или веретенообразную форму, то есть поперечный разрез его представляет собой круг (отсюда и название типа). Большинство круглых червей — внутренние паразиты, живущие в теле человека и самых разнообразных животных; некоторые виды паразитируют в растительных организмах (например, в корнях свеклы); немало среди круглых червей и очень мелких свободноживущих форм, обитающих на дне водоемов или в сырой почве.

Глава 1 КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ

Основная группа круглых червей представлена классом нематод. К ним относятся многие паразиты человека и животных, а также растений. Кроме того, огромное число видов нематод — свободноживущие обитатели морей, пресных вод и почвы. В школьной программе уделено большое внимание знакомству с нематодами — паразитами человека. Наиболее распространенными паразитами человека среди нематод являются человеческая аскарида, острица, власоглав и трихинелла.

Однако зараженность аскаридами зависит от культурного уровня и бытовых условий населения: у отсталых по своей культуре народностей аскаридоз распространен сильнее, чем у цивилизованных, и чаще наблюдается у детей и подростков, чем у взрослых. Обыкновенным местопребыванием взрослых аскарид является тонкая кишка; оттуда они иногда попадают и в другие отделы кишечника и по пищеварительному тракту выносятся вместе с испражнениями наружу.

Форма и строение тела. Аскариды (рис. 1), живущие в человеке, — довольно крупные черви грязно-розового цвета. Они раздельнополы; самцы меньше самок и имеют длину 15—25 см, задний конец тела у них загнут крючком — приспособление, позволяющее самцу охватывать самку во время оплодотворения (рис.1 ). У самки задний конец тела не искривлен и длина доходит до 40 и даже до 45 см.

Тело аскариды одето плотной кутикулой, составляющей наружный слой ее кожно-мускульного мешка.

Движения ее несложны: живая аскарида (особенно если ее положить в воду, подогретую до температуры нашего тела) изгибает свое тело, но не может вытянуть его в длину, как это делают дождевые черви, так как мускулатура у нее состоит только из четырех продольных мышечных лент: когда та или другая из них сокращается, тело аскариды изгибается в сторону этой мышцы (ср. далее с мускулатурой дождевого червя ).

Находясь среди кишечных соков, живая аскарида остается невредимой и не подвергается перевариванию, точно так же как не переваривают сами себя и живые стенки самого кишечника. И в том и в другом случае действие пищеварительных ферментов нейтрализуется особыми веществами (антителами). Антитела, выделяемые стенками человеческого кишечника, препятствуют его самоперевариванию, а подобные же вещества, выделяемые живой аскаридой, защищают ее тело от переваривания соками хозяина (таким же свойством обладают покровы и у ленточных червей, обитающих в кишечнике).

На переднем, или головном, конце тела аскариды находится рот, окруженный тремя губами, которые снабжены микроскопически мелкими зубчиками; это приспособление позволяет аскариде прикрепляться к слизистой оболочке, выстилающей стенки кишечника ее хозяина (рис. 77). Рот ведет в кишечник аскариды, представляющий совершенно прямую трубку. Паразит окружен пищей, которая уже переработана пищеварительными соками хозяина, и ему остается только ее заглатывать (эту функцию выполняет мускулистая глотка) и сразу же усваивать.

Пространство между кишечником и кожно-мускульным мешком заполнено у аскариды водянистой жидкостью. Сюда выделяются из клеток тела продукты распада, образующиеся в процессе их жизнедеятельности. Сюда же попадают и питательные вещества, поступающие через стенки кишечника, а отсюда их получают и прилегающие клетки тела.

Избыток воды и жидкие продукты распада выводятся из тела через выделительную систему — через два очень тонких канала, которые тянутся вдоль боковых стенок тела и оканчиваются на переднем конце одним общим отверстием.

Органы размножения, напротив, очень объемисты, как мы уже видели на примере сосальщиков и ленточных червей. Паразитические виды могут сохраняться только при очень большой плодовитости. Самка аскариды за один день выделяет до 234—245 тыс. яиц, а общее число приносимых ею яиц выражается уже десятками миллионов (по приблизительным расчетам, жизнь самки продолжается не менее 200 дней).

У самца половые продукты выделяются через клоаку на заднем конце тела; самка имеет особое половое отверстие на границе первой и второй трети длины ее тела — там, где на теле у нее заметна кольцевая перетяжка.

Аскарида живет в бескислородной среде. За счет обильной пищи, получаемой аскаридой, образуется большое количество гликогена, или животного крахмала, составляющего приблизительно третью часть от общей массы сухого вещества ее тела. Процесс распада гликогена дает внутренним паразитам ту энергию, которая необходима для жизнедеятельности организма.

Распространение яиц аскариды и пути заражения. В тех микроскопически мелких яичках, которые выделяет самка аскариды, под плотной оболочкой находятся уже сформировавшиеся зародыши. Однако в кишечнике прежнего хозяина зародыши не вылупляются из своих скорлупок, и яйца вместе с испражнениями выносятся из тела. Таким образом, яйца попадают либо в почву, либо в воду, куда их относят дождевые потоки, и в этих условиях могут оставаться живыми и готовыми к дальнейшему развитию в течение 5—6 лет.

Следует добавить, что яйца аскариды одеты плотной оболочкой, защищающей их от неблагоприятных влияний, а находящийся внутри зародыш обладает необычайной живучестью; известны случаи, когда зародыш оказывался живым даже после того, как яйца пролежали несколько лет в растворе формалина. Все эти особенности имеют для аскариды чрезвычайно важное биологическое значение, и все они тесно связаны с ее паразитическим образом жизни.

Вместе с навозом и нечистотами яйца аскариды могут попасть в огородное удобрение, и тогда мы рискуем проглотить их, поедая в сыром виде плохо промытые морковь, редиску, салат, огурцы. Наравне с другой заразой их могут переносить на наши съестные припасы мухи. Дети, играя около жилья на загрязненной почве, любят копаться в земле, а после этого кладут пальцы в рот или с немытыми руками принимаются за еду и поэтому особенно часто заражаются яйцами глистов. Наконец, из почвы яйца аскариды могут быть смыты водою в реки, и тогда человек может заразиться ими, если будет пить сырую речную воду. Словом, тем или иным путем некоторая часть вынесенных из кишечника яичек аскариды (конечно, только самая незначительная их доля!) попадает в кишечник нового хозяина и там дает начало новому поколению.

Странствования личинок. Под действием кишечных соков прежде всего разрушается оболочка проглоченного яйца, освобождая заключенную внутри личинку. Однако эти микроскопически мелкие червячки не остаются в кишечнике, а пробуравливают стенку кишки и попадают в кровеносные сосуды. Вместе с током крови они около 10 дней странствуют по различным органам тела и, наконец, попадают в легкие своего хозяина, достигнув к этому времени длины около 1 мм. Здесь личинки покидают кровеносную систему и проникают в легочные пузырьки, пробуравливая их стенки. Присутствие личинок в легких вызывает выделение мокроты и кашель; вместе с мокротой личинки попадают в рот, а оттуда со слюной и пищей вторично попадают в кишечник и на этот раз уже окончательно поселяются там. Они на готовой пище начинают усиленно расти и скоро достигают зрелости: месяца через три в испражнениях хозяина появляются яйца глиста.

Аскарида — паразит крупной величины, и ее присутствие заметно отражается на здоровье и самочувствии хозяина. Представим себе, что должно было бы произойти, если потомство хотя бы только одной пары аскарид, поселившейся в кишечнике, осталось бы жить в теле того же самого хозяина: конечно, быстрое размножение паразита в самое короткое время привело бы к смерти хозяина, а вместе с тем и к гибели населяющих его паразитов. Если среди паразитических червей и появлялись когда-нибудь такие скороспелые разновидности, то они должны были очень скоро кончить свое существование вместе с убитым ими хозяином и, следовательно, после них не оставалось бы потомства, которое могло бы унаследовать такое невыгодное свойство. И мы видим, что у аскарид в процессе их эволюции должно было установиться такое положение, что выделяемые самкой яйца выносятся наружу и потомство ее не развивается в теле прежнего хозяина.

Влияние аскарид на организм хозяина и лечение аскаридоза. Заражение аскаридами вызывает у человека очень разнообразные болезненные явления.

Конечно, болезненное состояние зависит и от числа поселившихся в кишечнике аскарид, а оно в некоторых случаях оказывается огромным: известен случай, когда у одного мальчика за один только день вышло 600 аскарид, а затем в течение 3 лет тот же пациент изверг из кишечника еще более 5 тыс. глистов.

Скопление аскарид во многих случаях ведет за собой непроходимость кишечника, причем тяжелое болезненное состояние вызывается не только механической закупоркой просвета кишечника, но и, главным образом, отравляющим воздействием аскарид на организм хозяина. В тяжелых случаях для спасения больного бывает необходима хирургическая операция — вскрытие брюшной полости и кишки для извлечения комка аскарид (рис. 1 ).

Еще опаснее бывают аскариды, когда они покидают тонкую кишку и заползают в другие органы — в желчные протоки и в печень.

Поэтому поселившихся в кишках паразитов необходимо выгнать. Для этого применяется прием сантонина, сопровождаемый приемом слабительного.

1) Выделенных аскарид не бросать куда попало, а обязательно сжигать.

Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты.

Сырые овощи перед едой обдавать крутым кипятком.

4) Не пить сырой воды из рек или озер.

5) Соблюдать чистоплотность при пользовании туалетами; обязательно мыть после этого руки; мыть руки перед едой, не грызть ногтей и не чистить их зубами.

6) Вести борьбу с мухами.

Те же самые меры помогут избежать заражения и другим, еще более распространенным паразитом из той же группы — острицей.

Изучение аскарид в курсе зоологии. В школьном курсе зоологии аскарида рассматривается как широко распространенный бытовой паразит, изучаемый главным образом со стороны его экологии, которая, раскрывая интересные закономерности в явлениях паразитизма, вместе с тем дает научную основу для профилактики и других мероприятий по борьбе с глистами.

Форма тела и место пребывание остриц. Острицы — это те маленькие белые червячки, которые паразитируют в кишечнике человека и, появляясь в заднем проходе, вызывают очень неприятный раздражающий зуд. В большом количестве находятся они и в испражнениях зараженных ими людей. Особенно часто острицы встречаются у детей.

По форме тела и по строению острицы напоминают аскарид, но только в сильно уменьшенном виде (рис. 2 ). Самцы вдвое меньше самок, и задняя часть тела у них изогнута спиралью. В живом состоянии наружу выходят только самки; они достигают 10 мм длины, и тело у них сзади заканчивается заостренным хвостиком (от которого червячки и получили свое название).

Тело у острицы полупрозрачно, а если самку рассмотреть в сильную лупу на просвет, у нее видна сильно раздутая матка, набитая огромным количеством яичек (до 10—12 тыс.).

Размножение остриц и пути заражения. Выползая через задний проход из кишечника, самка острицы начинает тут же поблизости откладывать свои яички. Чувствуя раздражающий зуд, человек — особенно во сне — начинает почесываться, давит червячков, и к его пальцам прилипают сотни и тысячи яичек остриц. Теперь стоит ему только, не вымыв тщательно рук, слазить пальцами в рот или подержать что-нибудь съестное, как яички снова попадут в кишечник и дадут там новое поколение остриц.

В отдельных случаях на почве заражения острицами наблюдались и более тяжкие заболевания: судороги, ослабление зрения, гнойное воспаление отростка слепой кишки и т. д.

Нечистоплотный человек, зараженный острицами, является источником заражения и для окружающих, так как яички паразита легко могут быть переданы им другим людям через рукопожатие, через захватанные немытыми руками съестные припасы, через дверные ручки и разные вещи, находящиеся в общем употреблении.

Заражение может быть передано и мухами, одинаково охотно посещающими и нечистоты, и наши съестные продукты и переносящими на своих лапках и хоботках и различных микробов, и микроскопические яйца паразитических червей.

В школьных условиях, где зараженные дети находятся в близком соседстве с остальными, немалое значение в деле распространения остриц может иметь пыль.

Так, еще в конце 20-х годов в школе г. Уфы была исследована пыль, взятая кисточкой с пола, парт и подоконников, и в ней в теплое время года на каждом изготовленном микроскопическом препарате оказывалось по нескольку яичек остриц (зимой таких яичек попадалось меньше, очевидно, потому, что дети в это время бывают одеты более плотно и яйца не так легко выпадают у них из под одежды на пол).

Если человек, заразившийся острицами, будет тщательно соблюдать необходимые меры предосторожности против дальнейшего заражения и самозаражения, то в течение месяца его кишечник сам собой очистится от этих паразитов, так как внутри кишечника острицы плодиться не могут.

Общественными мероприятиями по борьбе с острицей будут воспитание у школьников и детей дошкольных учреждений необходимых гигиенических навыков и санитарно-просветительная работа среди взрослого населения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции