Белая планария человеческая аскарида дождевой червь

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока:

1. Обобщить знания учащихся об особенностях разных типов червей.

2. Дополнить имеющиеся знания учащихся новыми понятиями:

  • паренхима
  • мезодерма.

3. Вспомнить и закрепить знания о профилактике и способах борьбы с паразитическими червями.

4. Воспитывать бережное отношение к червям, т.к. дождевые приносят пользу при почвообразовании; круглые и плоские – входят в цепь питания других организмов.

Оборудование и наглядность:

Плакаты:

  • белая планария
  • бычий цепень
  • человеческая аскарида
  • дождевой червь
  • пескожил.

Ход урока

  1. Орг. момент (тема урока – записать, цель урока – сказать).
  2. Выборочно дать учащимся тест (13 вопр.- 6 минут).
  3. По одному представителю от группы - выбрать тип червей.
  4. Работа по группам – разные типы червей (на повторение – 5 минут).
  5. Индивидуальные задания по основным характеристикам червей.
  6. Работа по группам – закрепление теоретического материала. Попутно заполняется таблица.
  7. Новый материал: Что такое мезодерма и для чего нужна?
  8. Вывод к уроку.
  9. Кроссворд (инд. задание).
  10. Оценки за урок.
  11. Домашнее задание.

План ответа по типу червей:

  1. Назв. типа, представитель.
  2. Среда обитания.
  3. Особенности внешнего строения.
  4. Особенности внутреннего строения

А) дыхательная
Б) нервная
В) кровеносная
Г) пищеварительная
Д) половая

Представители этого типа чаще всего раздельнополые.

План ответа по типу червей:

  1. Назв. типа, представитель.
  2. Среда обитания.
  3. Особенности внешнего строения.
  4. Особенности внутреннего строения:

А) дыхательная
Б) нервная
В) кровеносная ЗАМКНУТАЯ
Г) пищеварительная
Д) половая

План ответа по типу червей:

  1. Назв. типа, представитель.
  2. Среда обитания.
  3. Особенности внешнего строения.
  4. Особенности внутреннего строения:

А) дыхательная
Б) нервная
В) кровеносная
Г) пищеварительная

Рот – глотка – кишка (слепо замкнутая)

Тест по теме “Плоские, круглые и кольчатые черви”:

1. Двустороннюю симметрию тела имеет:

2. Пищеварительную систему у планарии образуют:

А) тонкие разветвленные канальцы
Б) семенники и яичники
В) нервные стволы
Г) рот, глотка, кишечник.

3. Планария – гермафродит, т.к.

А) у одной особи образуются женские и мужские половые клетки
Б) у одной особи женские, а у другой – мужские половые клетки
В) она не размножается половым путем
Г) она размножается вегетативно.

4. Приспособление к паразитизму у плоских червей:

А) сплющенное тело
Б) присоски
В) развитая пищеварительная система
Г) развитые органы чувств.

5. Круглый паразитический червь:

А) дождевой червь
Б) бычий цепень
В) печеночный сосальщик
Г) человеческая аскарида.

6. У всех круглых червей:

А) вытянутое цилиндрическое тело
Б) сплюснутое тело
В) полость тела заполнена жидкостью
Г) нет пищеварительной системы.

7. Все круглые черви:

А) паразиты
Б) гермафродиты
В) имеют кожно-мускульный мешок
Г) не имеют нервной системы

8. Чтобы избежать заражения паразитическими червями:

А) нужно соблюдать правила личной гигиены
Б) нельзя работать с землей
В) нельзя пить кипяченую воду
Г) нужно есть меньше овощей и фруктов.

9. К кольчатым червям относится:

А) белая планария
Б) дождевой червь
В) аскарида
Г) бычий цепень

10. Слизь, покрывающая тело дождевого червя:

А) способствует поглощению питат. веществ
Б) защищает червя от хищников
В) облегчает передвижение в почве
Г) позволяет изгибать тело.

11. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:

А) удаление вредных веществ
Б) переваривание пищи
В) перенос кислорода и питательных веществ
Г) взаимосвязь с окружающей средой

12. Дождевой червь размножается:

А) откладыванием яиц
Б) спорами
В) почкованием
Г) вегетативно.

13. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они

А) растворяют горные породы
Б) измельчают растительные остатки, перемешивают почву
В) поглощают из почвы минеральные соли
Г) уплотняют почву.

ОТВЕТЫ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
В г а б г а в а б в в а б

Учит: По одному представителю от группы подойдите и выберите тип червей. На повторение – 5 минут.

В тетради начертить таблицу, заполняем вместе после ваших ответов.

Общая характеристика червей

Характеристика Тип Плоские Черви Тип Круглые Черви Тип Кольчатые Черви
1. Представители Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик Человеческая аскарида Дождевой червь, нереида
2. Симметрия Двусторонняя Двусторонняя Двусторонняя
3. Численность 12500 видов 1 млн.видов 9 тыс.видов
4. Кожно-мускульный мешок Продольные и кольцевые мышцы Продольные мышцы Продольные и кольцевые мышцы
5. Пищеварительная система Рот-глотка-кишечник Рот-глотка-кишечник-анальное отверстие Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок-кишечник-анальное отверстие
6. Кровеносная система Отсутствует Отсутствует Замкнутая, 2 сосуда, “5 сердец”
7. Нервная система Нервные стволы и узел Отсутствует Нервная цепочка и окологлоточное кольцо
8. Выделительная система Разветвленные канальца Через жидкости тела Через трубочки в члениках
9. Половая система Гермафродит Раздельнополые, до 200 тыс.яиц в день Гермафродит
10. Среда обитания Водная, паразиты Паразиты Водная, почвенная

Учит. Время для повторения вышло, и прежде чем приступить к закреплению материала, давайте послушаем общую характеристику для типа плоских червей, которую готовили ваши товарищи (ответ учащегося)

ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ: Всего 12500 видов. Основные характеристики:

  1. Тело образовано четырьмя видами тканей: покровной, соединительной, нервной, мышечной.
  2. Снаружи тело покрыто кожно-мускульным мешком.
  3. Внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань – паренхима, в которой находятся внутренние органы.
  4. Представитель – бычий цепень. Длина – 10 метров. Количество члеников до 1000. За сутки наружу выделяется 28 члеников, в каждом – 175 тысяч яиц.
  5. Взрослый червь может прожить в кишечнике человека до 15 лет.

Учит. А теперь рассмотрим все основные моменты, которые касаются типа плоских червей: среда обитания, внешнее строение, кожно-мускульный мешок и т.д. по табличке. Все данные заносим в таблицу.

Учит. Следующий тип – круглые черви. И опять общая характеристика (индивидуальное задание учащимся).

КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ: Всего примерно 1 млн. видов. Основные характеристики:

  1. Тело нечленистое.
  2. Кожно-мускульный мешок содержит только продольные мышцы.
  3. Кровеносной и дыхательной системы нет.
  4. Особи раздельнополые.

Представители - Человеческая аскарида. Самцы мельче самок. Специальных органов прикрепления нет. Самка откладывает в сутки 200 000 яиц. Яйцо сохраняет способность заражать в течение 6 лет.

Учит. Не забывайте заполнять соответствующие графы в таблице.

Вопросы: 1. Кто из ученых занимался способами борьбы с червями- паразитами?

Какие есть приспособления для паразитического образа жизни у червей-паразитов?

Способы борьбы с паразитическими червями?

(Учащиеся отвечают на вопросы).

Учит. И последний тип – кольчатые черви. Сначала послушаем основную характеристику (характеристика дается учеником, заранее готовится).

КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ. Всего 9 тысяч видов. Основные характеристики:

  1. Тело состоит из колец-члеников.
  2. Снаружи тело одето кожно-мускульным мешком.
  3. Появляется замкнутая кровеносная система.
  4. В кровеносной системе есть 5 пар мышечных трубок – “сердец”.
  5. Большинство видов – гермафродиты.
  6. Представитель - дождевой червь. Они гермафродиты, но должны обмениваться семенной жидкостью для размножения. Могут отличать свет от тьмы светочувствительными клетками. Дыхание осуществляется через слизь всей поверхностью тела. За сутки червь может пропустить количество земли, равное массе своего тела – 5-6 грамм. Продолжительность жизни – 5-6 лет.

Учит. Теперь вспомним особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Заполняем таблицу до конца.

А сейчас вспомним, какие два слоя клеток имел представитель типа кишечно-полостных – гидра? (отвечают учащиеся – эктодерма и мезодерма).

Тело гидры состояло из энтодермы и эктодермы. Впервые у предков плоских червей, которые перешли к ползанию по дну водоемов, появляется третий промежуточный слой – мезодерма.

Какую роль выполняет мезодерма?

  1. образует мышцы
  2. опорно-соединительная ткань
  3. стенки полости тела
  4. кровеносная и выделительная система
  5. половые органы

Чем более активный образ жизни, тем более разнообразными и совершенными становятся органы и системы органов.

Учит. А сейчас, чтобы немного отдохнуть, разгадываем кроссворд (на доске заранее подготовить кроссворд).

Вопросы по вертикали:

2. Определенная часть тела, выполняющая соответствующую функцию (орган)

4. Орган выделения, входящий в пищеварительную систему (анальное)

5. Какие органы прикрепления у бычьего цепня и печеночного сосальщика (присоски)

9. Как называется симметрия, в которой правая половинка отражение левой, характерная для большинства многоклеточных животных (двусторонняя)

Вопросы по горизонтали:

1. Одна из тканей белой планарии (соединительная)

3. Система, которой нет у типов круглых и плоских червей (кровеносная)

6. Фамилия академика, который получил важные научные и практические результаты для борьбы с паразитическими червями (Скрябин)

7. Где у дождевого червя запасается пища (зоб)

8. Как называются волоски, находящиеся на каждом членике дождевого червя (щетинки)

10. Третий промежуточный слой между эктодермой и энтодермой (мезодерма)

После разгадывания кроссворда оценки за урок.

1. Из приведенного списка животных подчеркните представителей типа Круглые черви:

трихинелла , власоглав , дождевой червь, детская острица , чело­веческая аскарида , белая планария.

2. Средой обитания круглых червей является:

только организм человека и животных, только организм расте­ний, только почва, только вода, все перечисленные среды (нужное подчеркните).

3. Отметьте признаки, характерные для представителей типа Круглые черви:

  • а) тело не сегментировано;
  • б) тело сегментировано;
  • в) наличие полости тела, заполненной жидкостью;
  • г) наличие сквозной пищеварительной системы;
  • д) раздельнополость; семенники и яичники простейшего строения;
  • е) наличие продольных мышечных волокон.

4. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения.


  1. рот
  2. глотка
  3. средний отдел кишечника
  4. яичники
  5. анальное отверстие
  6. задний отдел кишечника

Какое животное представлено на рисунке?

Является ли это животное гермафродитом? Почему?

Не является. Для неё характерен половой диморфизм.

Имеет ли оно полость тела?

5. Выберите неверное утверждение (нужную букву обведите круж­ком).

  • а) Кожно-мускульный мешок нематод представлен многослой­ной кутикулой и одним слоем продольных мышц.
  • б) Жидкость, заполняющая полость круглых червей, находится под давлением, что создает опору для мышечного слоя (гид­роскелет).
  • в) Нервная система нематод диффузного типа.
  • г) Развитие человеческой аскариды происходит без смены хозяев.

6. Выберите основные приспособления червей к паразитизму:

  • а) сегментация тела;
  • б) плотная кутикула;
  • в) длинное тело;
  • г) наличие органов прикрепления;
  • д) наличие органов чувств;
  • е) наличие пищеварительной системы;
  • ж) способность к бескислородному дыханию;
  • з) раздельнополость;
  • и) высокая плодовитость;
  • к) развитие со сменой хозяев;
  • л) двусторонняя симметрия.

7. Установите правильную последовательность этапов в цикле раз­вития человеческой аскариды, начиная с яйца:

  • а) яйцо $→$ легкие человека $→$ личинка $→$ взрослая особь;
  • б) яйцо $→$ пищеварительный тракт человека $→$ личинка $→$ лег­кие человека $→$ пищеварительный тракт человека $→$ взрослая особь;
  • в) личинка $→$ пищеварительный тракт человека $→$ взрослая особь яйцо;
  • г) яйцо $→$ пищеварительный тракт человека $→$ личинка $→$ взрослая особь.

8. Выберите признаки, характерные для бычьего цепня и аскариды человеческой.

А. Бычий цепень
Б. Аскарида человеческая

  1. Тело цилиндрическое
  2. Тело лентовидное, членистое
  3. Есть пищеварительная система
  4. Ротового отверстия нет, пищу всасывает всей поверхностью тела
  5. Кишечник заканчивается анальным отверстием
  6. Имеется полость тела
  7. Полости тела нет
  8. Имеет промежуточного хозяина
  9. Гермафродит
  10. Раздельнополое животное

А — 2, 4, 7, 8, 9
Б — 1, 3, 5, 6, 10

9. Какое значение имеет появление у круглых червей заднего отдела кишечника и анального отверстия? Ответ обоснуйте.

Черви питаются активнее, т.к. одновременно может происходить поглощение и выделение пищи.

10. Не все яйца, отложенные аскаридами, могут быть инвазийными, то есть вызывать аскаридоз. Какие условия необходимы для фор­мирования в яйцах личинок, способных к развитию в организме?

Они должны пройти полный цикл развития в организме человека.

Тестовые задания для самоконтроля

1. К круглым червям относят:

  • а) аскариду и планарию;
  • б) эхинококка;
  • в) острицу и власоглава;
  • г) трихину и мозговика.

2. У круглых червей:

  • а) двусторонняя симметрия тела и сквозная пищеварительная система;
  • б) лучевая симметрия тела и кишечная полость;
  • в) двусторонняя симметрия тела и слепозамкнутая пищевари­тельная система;
  • г) лучевая симметрия тела и сквозная пищеварительная система.

3. В легких человека паразитируют:

  • а) взрослые аскариды;
  • б) яйца аскариды;
  • в) личинки аскариды;
  • г) личинки аскариды и взрослые особи.

4. Аскаридозом можно заболеть:

  • а) если яйцо, выведенное аскаридой, сразу попадет в организм человека;
  • б) через несколько недель после попадания яйца в благоприят­ные условия;
  • в) если яйцо пройдет через организм промежуточного хозяина;
  • г) если яйцо аскариды пробудет в водной среде несколько ме­сяцев.

5. Личинка аскариды проделывает сложный путь в организме человека потому, что:

  • а) ей нужен кислород для дальнейшего развития;
  • б) ей необходимо питание калорийной кровыо;
  • в) на личиночной стадии аскарида может быть переварена в ки­шечнике под действием пищеварительных ферментов;
  • г) нет правильного ответа.

6. У аскариды развиты мышцы:

  • а) продольные;
  • б) кольцевые;
  • в) косые;
  • г) мышцы отсутствуют.

7. Трихинеллезом можно заразиться, употребляя в пищу:

  • а) немытые фрукты и ягоды;
  • б) воду из открытых водоемов;
  • в) зараженную свинину;
  • г) вяленую рыбу.

1. В приведенном списке организмов подчеркните те, которые от­носятся к типу Плоские черви:

аскарида человеческая, дождевой червь, печеночный сосальщик , бычий цепень , планария молочная .

2. Среди плоских червей есть:

только свободноживущие, только паразитические, свободноживущие и паразитические формы (нужное подчеркните).

3. Дополните предложения.

Кожно-мускульный мешок планарий состоит из эпителия и мышц трех видов: кольцевых, продольных, косых.

Впервые у плоских червей появилась билатеральная сим­метрия тела.

Пространство между кожно-мускульным мешком и внутренни­ми органами заполнено паренхимой .

Выделительная система плоских червей протонефридиального типа.

4. Распределите представителей типа Плоские черви по классам.

А. Ресничные черви
Б. Сосальщики
В. Ленточные черви
  1. Бычий цепень
  2. Белая планария
  3. Свиной цепень
  4. Печёночный сосальщик
  5. Морская планария

А — 2, 5
Б — 4
В — 1, 3

5. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения стадий развития печеночного сосальщика.


Цикл развития печеночного сосальщика

  1. циста
  2. взрослый червь
  3. яйцо
  4. личинка
  5. личинка в прудовике
  6. подвижная личинка

6. Отметьте признаки, характерные для всех видов плоских червей: планарии, печеночного сосальщика, бычьего цепня.

А. Плоские черви
Б. Планарии
В. Печёночный сосальщик
Г. Бычий цепень
  1. Свободный образ жизни
  2. Паразитирует в кишечнике человека
  3. На голове имеется четыре присоски
  4. Тело листовидной формы
  5. Покровы снабжены многочисленны­ми ресничками
  6. Двусторонне-симметричные жи­вотные
  7. Есть брюшная и околоротовая при­соски
  8. В теле различают головку, шейку, членики
  9. Есть пищеварительная система

А — 6
Б — 4, 1, 5, 9
В — 7, 9
Г — 8, 3, 2

7. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения отдельных стадий в цикле развития бычьего цепня. Стрелками укажите последова­тельность стадий.

  1. личинка
  2. финна
  3. яйца
  4. взрослый червь

Цикл развития бычьего цепня


8. Для плоских паразитических червей характерны две особенности: смена хозяев и чередование поколений, заключающееся в том, что происходит размножение не только взрослых форм, но и ли­чинок. Как можно объяснить появление таких приспособлений, выработанных в процессе эволюции, у этих организмов?

Такое приспособление появилось для увеличения плодовитости, что необходимо в связи со сложным циклом развития.

Все системы просто устарели, но нет кровной и дыхательной системы.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Кожный покров планарии образован:

  • а) одним слоем покровных клеток, несущих реснички;
  • б) слоем покровных клеток, не имеющих ресничек;
  • в) несколькими слоями покровных клеток;
  • г) двуслойной кожей.

2. Какие слои мышц расположены под кожными покровами белой планарии?

  • а) Кольцевые, продольные, косые;
  • б) только продольные;
  • в) кольцевые, продольные;
  • г) только кольцевые.

3. Переваривание пищи у планарии происходит в:

  • а) глотке;
  • б) слепозамкнутом сильно разветвленном кишечнике;
  • в) печени;
  • г) а + б.

4. Пищеварение у белой планарии:

  • а) полостное;
  • б) внутриклеточное;
  • в) полостное и внутриклеточное;
  • г) внеполостное и внутриклеточное.

5. Органами выделения у белой планарии являются:

  • а) протонефридии;
  • б) метанефридии;
  • в) почки;
  • г) мальпигиевы сосуды.

6. Печеночный сосальщик может заразить нового хозяина только в том случае, если:

  • а) яйца попадут в воду;
  • б) в водоеме будет обитать малый прудовик;
  • в) покоящиеся личинки будут проглочены новым хозяином;
  • г) а + б + в.

7. Основной хозяин — это организм:

  • а) в котором обитает личиночная стадия паразита или проис­ходит его бесполое размножение;
  • б) в котором паразит достигает половой зрелости или происходит его половое размножение;
  • в) в котором происходит большая часть цикла развития паразита;
  • г) которому паразит приносит наибольший вред.

8. Основным хозяином бычьего цепня может(-гут) быть:

9. Травинки из прибрежных зон водоемов нельзя брать в рот по­тому, что на них могут быть:

  • а) возбудители малярии;
  • б) яйца остриц;
  • в) неподвижные личинки печеночного сосальщика;
  • г) финны бычьего цепня.

10. Приспособлением плоских червей к паразитическому образу жизни является(-ются):

  • а) большая плодовитость;
  • б) смена хозяев;
  • в) наличие специальных органов прикрепления (присосок, крючков);
  • г) анаэробное дыхание;
  • д) а + б + в + г.

11. Отметьте признак, не характерный для представителей типа Плоские черви:

  • а) обособление головного отдела тела;
  • б) возникновение двусторонней симметрии тела;
  • в) наличие опорно-двигательной, пищеварительной, выдели­тельной, нервной и
  • половой систем органов;
  • г) появление мышечной, соединительной и нервной тканей;
  • д) гермафродитизм;
  • е) высокая регенерационная способность;
  • ж) раздельнополость.

Цель. Создать условия для определения уровня знаний учащихся по изученной теме.

Образовательные: проверить знания о строении, жизнедеятельности, многообразии и значении червей; умения распознавать распространенные виды червей на рисунках, знания основных биологических понятий темы.

Развивающие: формирование умений делать логические выводы, выбирать верные утверждения из множества предложенных, находить в тексте биологические ошибки, выбирать из нескольких элементов лишние и обосновывать свой выбор.

Воспитательные: воспитывать интерес и потребности в изучении предмета.

Задание1. Выберите верный ответ.

1. Выделительную функцию у червей выполняют:

А) кожа; Б) отдельные клетки; В) система канальцев.

2. Раздельнополыми животными являются:

А) аскарида; Б) печеночный сосальщик; В) белая планария.

3. Усложнение круглых червей по сравнению с плоскими выражено в появлении:

А) нервной системы;

Б) сегментации тела;

В) сквозной пищеварительной системы.

4. Дождевые черви воспринимают свет благодаря:

Б) наличию светочувствительных клеток;

В) они не способны воспринимать свет.

5. У кольчатых червей мускулатура:

А) кольцевая и продольная;

Б) только кольцевая;

В) только продольная.

6. Кровеносная система впервые появляется:

А) у круглых червей; Б) у кольчатых червей; В) у плоских червей.

7. Нервная система кольчатых червей состоит:

А) из сети нервных клеток;

Б) спинной и брюшной нервных цепочек;

В) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки.

8. У каких червей в цикле развития есть промежуточный хозяин – прудовик?

А) у свиного цепня; Б) печеночного сосальщика; В) эхинококка.

9. В легких человека развивается:

А) взрослая аскарида; Б) яйца аскариды; В)личинка аскариды.

10 .К типу Плоские черви относится:

А) медицинская пиявка; Б) аскарида; В) белая планария.

11. Из перечисленных червей в кишечнике человека паразитирует:

А) печеночный сосальщик; Б) аскарида; В) белая планария.

12. Основная роль дождевых червей в природе заключается в том, что они:

А) является кормом для рыб;

Б) способствует почвообразованию;

В) ведут свободный образ жизни.

Задание 2. Выпишите номера верных утверждений.





1. На рисунке А изображен червь, относящийся к типу Круглые черви.

2. У всех червей двусторонняя симметрия тела.

3. Черви, изображенные на рисунках В и Г, относятся к паразитическим.

4. У свиного цепня нет пищеварительной системы.

5. У червя, изображенного на рисунке Б, есть кровеносная система.

6. Белая планария – хищник.

7. Изображенные на рисунках А, Б и Г черви – гермафродиты.

8. Нереисы относятся к многощетинковым кольчатым червям.

9. У червя, изображенного на рисунке Г, пять систем органов.

10. Тела круглых червей покрыты кутикулой.

11. У кольчатых червей пищеварительная система с анальным отверстием.

12. У червя, изображенного на рисунке В, четыре присоски.

13. Органами прикрепления паразитических червей служат присоски и крючки.

14. Червь на рисунке В – это печеночный сосальщик.

Задание 3. Кто здесь лишний? Почему?

1. Печеночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария.

2. Человеческая аскарида, печеночный сосальщик, нереис, свиной цепень.

3. Пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь.

Задание 4. Терминологический диктант.

1. Общее название паразитических червей - .

2. Способность организмов восстанавливать утраченные клетки, ткани и органы.

3. Пузырек, в котором находится личинка бычьего цепня, состоящая из головки и шейки - .

4. Организмы, которые питаются за счет других организмов, ничего не давая им взамен - .

5. Своеобразный наружный скелет, создающий опору для мускулатуры и выполняющий защитную функцию у круглых червей - .

6. Организм, в теле которого паразит размножается половым путем - .

7. Организм, в теле которого паразит проходит определенные стадии развития - .

8. Совокупность всех фаз индивидуального роста и развития особи, в результате которого она достигает характерной величины и зрелости, делается способной дать начало новому организму -.

9. Обоеполые организмы, в теле которых находятся половые железы самок и самцов - .

10. Четкие внешние различия между самками и самцами – это .

Задание 5. Найдите в тексте биологические ошибки, исправьте их.

Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы окучивали. Поливали, занимались прополкой, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни огородных растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай!

Рекомендации по оценке правильности выполнения заданий.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции