Аскарида и печеночный сосальщик относятся к

Цель. Создать условия для определения уровня знаний учащихся по изученной теме.

Образовательные: проверить знания о строении, жизнедеятельности, многообразии и значении червей; умения распознавать распространенные виды червей на рисунках, знания основных биологических понятий темы.

Развивающие: формирование умений делать логические выводы, выбирать верные утверждения из множества предложенных, находить в тексте биологические ошибки, выбирать из нескольких элементов лишние и обосновывать свой выбор.

Воспитательные: воспитывать интерес и потребности в изучении предмета.

Задание1. Выберите верный ответ.

1. Выделительную функцию у червей выполняют:

А) кожа; Б) отдельные клетки; В) система канальцев.

2. Раздельнополыми животными являются:

А) аскарида; Б) печеночный сосальщик; В) белая планария.

3. Усложнение круглых червей по сравнению с плоскими выражено в появлении:

А) нервной системы;

Б) сегментации тела;

В) сквозной пищеварительной системы.

4. Дождевые черви воспринимают свет благодаря:

Б) наличию светочувствительных клеток;

В) они не способны воспринимать свет.

5. У кольчатых червей мускулатура:

А) кольцевая и продольная;

Б) только кольцевая;

В) только продольная.

6. Кровеносная система впервые появляется:

А) у круглых червей; Б) у кольчатых червей; В) у плоских червей.

7. Нервная система кольчатых червей состоит:

А) из сети нервных клеток;

Б) спинной и брюшной нервных цепочек;

В) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки.

8. У каких червей в цикле развития есть промежуточный хозяин – прудовик?

А) у свиного цепня; Б) печеночного сосальщика; В) эхинококка.

9. В легких человека развивается:

А) взрослая аскарида; Б) яйца аскариды; В)личинка аскариды.

10 .К типу Плоские черви относится:

А) медицинская пиявка; Б) аскарида; В) белая планария.

11. Из перечисленных червей в кишечнике человека паразитирует:

А) печеночный сосальщик; Б) аскарида; В) белая планария.

12. Основная роль дождевых червей в природе заключается в том, что они:

А) является кормом для рыб;

Б) способствует почвообразованию;

В) ведут свободный образ жизни.

Задание 2. Выпишите номера верных утверждений.





1. На рисунке А изображен червь, относящийся к типу Круглые черви.

2. У всех червей двусторонняя симметрия тела.

3. Черви, изображенные на рисунках В и Г, относятся к паразитическим.

4. У свиного цепня нет пищеварительной системы.

5. У червя, изображенного на рисунке Б, есть кровеносная система.

6. Белая планария – хищник.

7. Изображенные на рисунках А, Б и Г черви – гермафродиты.

8. Нереисы относятся к многощетинковым кольчатым червям.

9. У червя, изображенного на рисунке Г, пять систем органов.

10. Тела круглых червей покрыты кутикулой.

11. У кольчатых червей пищеварительная система с анальным отверстием.

12. У червя, изображенного на рисунке В, четыре присоски.

13. Органами прикрепления паразитических червей служат присоски и крючки.

14. Червь на рисунке В – это печеночный сосальщик.

Задание 3. Кто здесь лишний? Почему?

1. Печеночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария.

2. Человеческая аскарида, печеночный сосальщик, нереис, свиной цепень.

3. Пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь.

Задание 4. Терминологический диктант.

1. Общее название паразитических червей - .

2. Способность организмов восстанавливать утраченные клетки, ткани и органы.

3. Пузырек, в котором находится личинка бычьего цепня, состоящая из головки и шейки - .

4. Организмы, которые питаются за счет других организмов, ничего не давая им взамен - .

5. Своеобразный наружный скелет, создающий опору для мускулатуры и выполняющий защитную функцию у круглых червей - .

6. Организм, в теле которого паразит размножается половым путем - .

7. Организм, в теле которого паразит проходит определенные стадии развития - .

8. Совокупность всех фаз индивидуального роста и развития особи, в результате которого она достигает характерной величины и зрелости, делается способной дать начало новому организму -.

9. Обоеполые организмы, в теле которых находятся половые железы самок и самцов - .

10. Четкие внешние различия между самками и самцами – это .

Задание 5. Найдите в тексте биологические ошибки, исправьте их.

Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы окучивали. Поливали, занимались прополкой, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни огородных растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай!

Рекомендации по оценке правильности выполнения заданий.

1. В приведенном списке организмов подчеркните те, которые от­носятся к типу Плоские черви:

аскарида человеческая, дождевой червь, печеночный сосальщик , бычий цепень , планария молочная .

2. Среди плоских червей есть:

только свободноживущие, только паразитические, свободноживущие и паразитические формы (нужное подчеркните).

3. Дополните предложения.

Кожно-мускульный мешок планарий состоит из эпителия и мышц трех видов: кольцевых, продольных, косых.

Впервые у плоских червей появилась билатеральная сим­метрия тела.

Пространство между кожно-мускульным мешком и внутренни­ми органами заполнено паренхимой .

Выделительная система плоских червей протонефридиального типа.

4. Распределите представителей типа Плоские черви по классам.

А. Ресничные черви
Б. Сосальщики
В. Ленточные черви
  1. Бычий цепень
  2. Белая планария
  3. Свиной цепень
  4. Печёночный сосальщик
  5. Морская планария

А — 2, 5
Б — 4
В — 1, 3

5. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения стадий развития печеночного сосальщика.


Цикл развития печеночного сосальщика

  1. циста
  2. взрослый червь
  3. яйцо
  4. личинка
  5. личинка в прудовике
  6. подвижная личинка

6. Отметьте признаки, характерные для всех видов плоских червей: планарии, печеночного сосальщика, бычьего цепня.

А. Плоские черви
Б. Планарии
В. Печёночный сосальщик
Г. Бычий цепень
  1. Свободный образ жизни
  2. Паразитирует в кишечнике человека
  3. На голове имеется четыре присоски
  4. Тело листовидной формы
  5. Покровы снабжены многочисленны­ми ресничками
  6. Двусторонне-симметричные жи­вотные
  7. Есть брюшная и околоротовая при­соски
  8. В теле различают головку, шейку, членики
  9. Есть пищеварительная система

А — 6
Б — 4, 1, 5, 9
В — 7, 9
Г — 8, 3, 2

7. Рассмотрите рисунок. Сделайте обозначения отдельных стадий в цикле развития бычьего цепня. Стрелками укажите последова­тельность стадий.

  1. личинка
  2. финна
  3. яйца
  4. взрослый червь

Цикл развития бычьего цепня


8. Для плоских паразитических червей характерны две особенности: смена хозяев и чередование поколений, заключающееся в том, что происходит размножение не только взрослых форм, но и ли­чинок. Как можно объяснить появление таких приспособлений, выработанных в процессе эволюции, у этих организмов?

Такое приспособление появилось для увеличения плодовитости, что необходимо в связи со сложным циклом развития.

Все системы просто устарели, но нет кровной и дыхательной системы.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Кожный покров планарии образован:

  • а) одним слоем покровных клеток, несущих реснички;
  • б) слоем покровных клеток, не имеющих ресничек;
  • в) несколькими слоями покровных клеток;
  • г) двуслойной кожей.

2. Какие слои мышц расположены под кожными покровами белой планарии?

  • а) Кольцевые, продольные, косые;
  • б) только продольные;
  • в) кольцевые, продольные;
  • г) только кольцевые.

3. Переваривание пищи у планарии происходит в:

  • а) глотке;
  • б) слепозамкнутом сильно разветвленном кишечнике;
  • в) печени;
  • г) а + б.

4. Пищеварение у белой планарии:

  • а) полостное;
  • б) внутриклеточное;
  • в) полостное и внутриклеточное;
  • г) внеполостное и внутриклеточное.

5. Органами выделения у белой планарии являются:

  • а) протонефридии;
  • б) метанефридии;
  • в) почки;
  • г) мальпигиевы сосуды.

6. Печеночный сосальщик может заразить нового хозяина только в том случае, если:

  • а) яйца попадут в воду;
  • б) в водоеме будет обитать малый прудовик;
  • в) покоящиеся личинки будут проглочены новым хозяином;
  • г) а + б + в.

7. Основной хозяин — это организм:

  • а) в котором обитает личиночная стадия паразита или проис­ходит его бесполое размножение;
  • б) в котором паразит достигает половой зрелости или происходит его половое размножение;
  • в) в котором происходит большая часть цикла развития паразита;
  • г) которому паразит приносит наибольший вред.

8. Основным хозяином бычьего цепня может(-гут) быть:

9. Травинки из прибрежных зон водоемов нельзя брать в рот по­тому, что на них могут быть:

  • а) возбудители малярии;
  • б) яйца остриц;
  • в) неподвижные личинки печеночного сосальщика;
  • г) финны бычьего цепня.

10. Приспособлением плоских червей к паразитическому образу жизни является(-ются):

  • а) большая плодовитость;
  • б) смена хозяев;
  • в) наличие специальных органов прикрепления (присосок, крючков);
  • г) анаэробное дыхание;
  • д) а + б + в + г.

11. Отметьте признак, не характерный для представителей типа Плоские черви:

  • а) обособление головного отдела тела;
  • б) возникновение двусторонней симметрии тела;
  • в) наличие опорно-двигательной, пищеварительной, выдели­тельной, нервной и
  • половой систем органов;
  • г) появление мышечной, соединительной и нервной тканей;
  • д) гермафродитизм;
  • е) высокая регенерационная способность;
  • ж) раздельнополость.

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.


Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

Изучить особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей на примере человеческой аскариды.

Продолжать развитие умений сравнивать и анализировать биологические объекты и на основе этих умений выявить черты усложнения круглых червей по сравнению с ранее изученными плоскими червями.

Осуществлять гигиеническое воспитание учащихся на основе изучения причин заражения аскаридозом и мер профилактики этого заболевания.


Тип Круглые черви.


  • Обучающие : изучить особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей на примере человеческой аскариды.
  • Развивающие : продолжать развитие умений сравнивать и анализировать биологические объекты и на основе этих умений выявить черты усложнения круглых червей по сравнению с ранее изученными плоскими червями.
  • Воспитательные : осуществлять гигиеническое воспитание учащихся на основе изучения причин заражения аскаридозом и мер профилактики этого заболевания.

Самка и самец человеческой аскариды



Тип Плоские черви



Цикл развития печеночного сосальщика




ПРОМ. свинья, человек

ОКОНЧ. собака, волк, лиса

ПРОМ. человек, КРС




Константин Иванович Скрябин (1878 – 1972 г.г.)

Академик Константин Иванович Скрябин –






Общая характеристика круглых червей

  • Длинное, не разделенное на членики тело
  • В поперечном разрезе тело круглое
  • Двустороннесимметричные животные
  • Трехслойные животные
  • Есть полость тела
  • Кишечник начинается ротовым отверстием и заканчивается анальным
  • Один слой продольных мышечных волокон
  • При движении могут лишь изгибаться
  • Тело плотное, упругое, снаружи покрытое плотной оболочкой кутикулой.



Желудок свиньи, забитый аскаридами.


Нога больного слоновьей болезнью, вызываемой поселяющейся в лимфатических протоках нитчаткой Банкрофта



из кишечника ребенка


Жизненный цикл и пути заражения человеческой аскаридой

В сутки самка откладывает 200-300 тыс. яиц

Продолжительность жизни аскарид – 1 год

Объясните, какие условия необходимы для осуществления жизненного цикла человеческой аскариды.

Пути заражения человеческой аскаридой и борьба с ней


Аскаридоз – это заболевание, вызванное аскаридами.

  • Головные боли
  • Общая слабость
  • Головокружение
  • Раздражительность
  • Снижение работоспособности и памяти

Каковы причины такого состояния?


Причины нарушения состояния: выведение в кишечник человека токсичных веществ Клубки аскарид могут стать причиной непроходимости и разрыва кишечника



Жизненный цикл и пути заражения человека острицей

Острица паразитирует у детей в нижнем отделе тонкого кишечника. Самки бывают длиной около 10мм,а самцы – 3-5 мм.Заболевание – энтеробиоз.

  • Неспокойный сон
  • недосыпание
  • ухудшение самочувствия
  • понижение трудоспособ-ности и даже нервные расстройства.
  • Иногда – воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

После оплодотворения самки продвигаются к заднему проходу человека, выползают наружу, вызывая при этом сильный зуд, и откладывают яйца в области анального отверстия. Они малы и легко рассеиваются, попадают на одежду, мебель, книги, скапливаются под ногтями.



Аскарида человеческая и трихинелла спиральная относятся к одному типу – круглых червей, паразиты.

Однако самка аскариды откладывает в сутки 200 –300 тыс. яиц, а самка трихинеллы за весь период жизни (35 – 40, максимум – 80 суток) откладывает не более 2 тыс. яиц. Объясните, почему аскарида и трихинелла столь резко различаются по числу откладываемых яиц?

Пути заражения трихинеллой спиральной и борьба с ней


Трихинелла достигла очень высокой специализации. Она ни на одной стадии своего развития не выходит во внешнюю среду, что свидетельствует о хорошо развитой приспособленности к паразитизму.

Яйца аскариды выводятся во внешнюю среду, где большая часть их погибает, а развиваются и достигают половозрелого состояния лишь немногие, попавшие в благоприятные условия.

Процент выживаемости у трихинеллы выше, так как её цикл развития не связан с внешней средой.


  • Круглые черви являются прогрессирующей группой, т.к.
  • Заселили все среды обитания
  • Многообразны
  • Появление ароморфозов:

Первичная полость, ротовое отверстие в переднем конце, анальное отверстие

  • Половой диморфизм
  • Приспособленность к паразитизму

2. Меры профилактики против гельминтоза:

  • Личная гигиена
  • Санитарный контроль за качеством воды и пищевых продуктов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции