Аскарида и человек подберезовик и береза

Класс: 11

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (213,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

УЭ-0

Комплексная дидактическая цель:

  • Создать условия для повторения блока ранее изученной информации.
  • Продолжить подготовку обучающихся к ЕГЭ по биологии в системе

Использование элементов образовательных технологий:

  • Технология модульного обучения.
  • Технология развития критического мышления.
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология обучения в сотрудничестве.
  • Технология тестового контроля.

План урока

1. Вспоминаем взаимоотношения между организмами.
2. Работа в парах по оцениванию сообщений.
3. Сравниваем формы взаимоотношений между организмами.
4. Работа с кластерами.
5. Творческое задание для группы экологов.
6. Анализ кластеров, таблицы по теме.
7. Заработай пятерку – выполнение теста.
8. Задай вопрос однокласснику, учителю: Что было сложно?
9. Контроль по уровню сложности. (Тест)

УЭ-1

Частная дидактическая цель: определитьуровень знаний о формах взаимоотношений между организмами.

1. Выполните задание №1, 2, 3, 4 листа контроля.

Задание №1. Работа в парах. Послушайте и оцените сообщения учащихся о позитивных, негативных и нейтральных взаимоотношениях между живыми организмами.

2. Укажите в листах контроля, что вы знаете, что узнали нового, что хотите узнать об отношениях между организмами.

УЭ-2

Частная дидактическая цель: сравнитьформы симбиоза, антибиоза, нейтрализма, выявить сходства и различия.

Выполните задание № 2, № 3 и № 4 листа контроля.

Задание № 2. Расшифруйте ниже приведенные кластеры. Для каких царств живой природы характерны данные формы взаимоотношений? (Слайды 10, 11, 12)

Задание №3. Соотнесите по значению слова и их определения

1. Мутуализм 1. Особи одного вида используют остатки пищи другого вида
2. Комменсализм (нахлебничество) 2. Особи одного вида представляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы
3. Комменсализм (квартиранство) 3. Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов

Задание № 4. Из перечня живых организмов составьте примеры взаимоотношений различных форм и внесите в таблицу в листе контроля

Цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник–трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк–полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.

УЭ-3

Частная дидактическая цель: расширить знания о разнообразии взаимосвязей живых существ.

Задание. Пользуясь справочной литературой, определите, какие виды связей существуют между организмами? Ответьте на вопрос. Что образует множественность форм отношений между организмами?

Виды связей между живыми организмами:

  • Трофические – один вид питается другим
  • Топические – изменение одним видом условий обитания другого вида
  • Форические – один вид участвует в распространении другого вида
  • Фабрические – один вид использует для своих сооружений мертвые остатки или даже живых особей другого вида

УЭ-4

Частная дидактическая цель: указать практическое использование знаний оразличных формах взаимоотношений между особями в медицине и сельском хозяйстве.

Используя информацию дополнительной, справочной литературы и Интернет ресурсов, обменяйтесь мнениями друг с другом о значении знаний о способах взаимоотношений между организмами в медицине и сельском хозяйстве. Выполните задание №5.

УЭ-5

Частная дидактическая цель: отработать умения по распознаванию многообразия взаимоотношений между живыми существами.

На основании изученного материала сделайте вывод об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами.

Задание № 5. Определите типы взаимоотношений между организмами:

Тип взаимоотношений Примеры

Конкуренция заяц-беляк – заяц-русак

пшеница – бодяк полевой

Паразитизм человек – аскарида

наездник – трихограмма – яйца капустной белянки

Мутуализм береза – подберезовик

горох – клубеньковые азотфиксирующие бактерии

Хищничество цапля – лягушка

амеба – водные бактерии

муравьиный лев – муравей

Комменсализм лей – шакал

Задание № 6. Выполните тест

Ключ к тесту

УЭ-6

Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

УЭ-7

Задание на дом:

УЭ-8

Рефлексия:

Цель урока
достигнута
частично

Цель урока
не достигнута

Цель достигнута

Взаимополезные отношения способствуют формированию устойчивых сообществ. Примерами таких отношений служат связи цветковых растений и их опылителей - мелких птиц, насекомых, летучих мышей.

Интересен пример взаимополезных отношений между муравьями и тлями Муравьи "разводят" тлей: охраняют их, переносят на самые нежные, молодые листочки, соком которых тли питаются. Но такая забота небескорыстна. Муравьи "доят" тлей: поглаживают их брюшко тлей, стимулируя выделение сладкой сиропообразной жидкости, которую очень любят.

Формы взаимополезных отношений очень разнообразны. Наиболее известен симбиоз - тесное физическое взаимовыгодное сожительство организмов разных видов . Классический пример симбиоза - лишайник, тело которого состоит из гриба и клеток водорослей Бобовые образуют симбиозы с клубеньковыми азотфиксирующими бактериями, которые формируются на их корнях и необходимы для азотного питания растений. Своеобразный симбиоз - микоризу - образуют некоторые виды деревьев и грибов. Любители собирать грибы знают, что подосиновики растут под осинами, подберезовики - под березами и т. п. Растения снабжают грибы органическими веществами, а грибы способствуют минеральному питанию растений.

Человек в своей практической деятельности должен учитывать эти сложившиеся отношения. Например, ошибочным было введение в подкормку сельскохозяйственных животных антибиотиков. Зоотехники, пытавшиеся сберечь их от инфекционных заболеваний, не учли, что антибиотики опасны для полезной микрофлоры пищеварительного тракта, благодаря которой растительноядные животные способны переваривать клетчатку, в их кишечнике синтезируются некоторые очень сложные незаменимые вещества, например, витамины. Применение антибиотиков повлекло за собой снижение массы тела животных, надоев молока у коров.

Полезно-нейтральные отношения выгодны одному партнеру и, как правило, безразличны для другого. Примером их может служить квартирантство - использование тела или построек (нор, гнезд) одних животных другими без вреда для хозяина . Так, в норах степных грызунов обитает, спасаясь от жары, огромное число мелких членистоногих - пауков, клещей, многоножек. Мальки рыб прячутся от хищников под зонтиками крупных медуз или между иглами морских ежей.

Интересные примеры квартирантства наблюдали работники Воронежского государственного заповедника, основным объектом охраны которого являются бобры. Хатки бобров превращались иногда в настоящие крепости: в них устраивали свои гнезда шершни, поселялись гадюки. В бобровых хатках было обнаружено более 10 видов пресмыкающихся, около 25 видов насекомых и клещей.

Другая форма полезно-нейтральных связей - нахлебничество . Птицы-падальщики поедают неиспользованные остатки "со стола" львов. Рядом с крупными морскими животными (акулами, дельфинами, черепахами) часто обитают небольшие рыбы-лоцманы, которые доедают остатки пищи сопровождаемых животных.

Разновидностью полезно-нейтральных отношений является расселение особей одних видов за счет других . Например, плоды многих растений имеют различные приспособления (выросты в виде крючков, липкую жидкость и др.) для прикрепления к шерсти животных, перьевому покрову птиц. Животные, передвигаясь на большие расстояния, способствуют широкому распространению таких растений. Например, мелкие клещи в качестве живого транспорта используют многих насекомых (мух, жуков).

Полезно-вредные отношения. Один из примеров такого типа отношений - хищничество . Это способ добывания пищи, при котором одни организмы ловят, умерщвляют и поедают другие организмы . Хищничество встречается среди всех типов животных, иногда среди грибов, насекомоядных растений.

Пластинчатый гриб вешенка, живущий на гниющих деревьях, выделяет особое вещество, обездвиживающее небольших круглых червей нематод. Затем гифы гриба опутывают этих червей и проникают в них. Некоторые микроскопические грибы выделяют на поверхность гиф липкое вещество, к которому приклеиваются мелкие насекомые и другие животные. После этого гифы образуют своеобразные петли, сжимающиеся, как аркан.

Венерина мухоловка и росянка не являются "чистыми" хищниками. Они способны образовывать органические вещества в процессе фотосинтеза. Мелкие насекомые, ставшие жертвами их охоты, - это дополнение к основному питанию этих растений.

Большинство хищников питаются не только особями одного какого-либо предпочитаемого вида, а охотятся на ту добычу, которая в данные момент наиболее доступна и многочисленна. Это позволяет им не быть зависимым от численности популяции какого-то одного вида. Так, добычей змей могут быть птицы и их яйца, лягушки, мелкие млекопитающие.

В отношениях "хищник-жертва" происходит постоянное совершенствование обеих сторон - и хищников, и жертв: выживают те "жертвы", которые лучше бегают или летают, имеют более чуткие органы слуха и зрения, более развитую нервную систему. Среди "хищников" больше шансов прокормиться, следовательно, выжить и дать потомство будут иметь те, кто обладает большей силой и выносливостью.

Многие организмы могут использовать особей других видов не только как источник питания, но и как место обитания . Такая форма связей получила название паразитизма или отношений "паразит - хозяин". Известно несколько десятков тысяч видов паразитических форм. Из них около 500 видов - паразиты человека, которые могут поражать практически все органы.

Паразитизм может быть временным, если организмом-хозяином пользуются короткое время, лишь для питания (например, постельный клоп, комары, блохи). Примерами постоянного паразитизма служат поселения в организме-хозяине представителей простейших (малярийного плазмодия, дизентерийной амебы), разных паразитических червей (аскариды, острицы, сосальщиков), представителей типа членистоногих (вшей и чесоточного зудня).

Переход к паразитическому образу жизни часто приводит к упрощению организации: у животных-паразитов отсутствуют органы зрения и слуха, упрощается строение нервной и пищеварительной систем, но хорошо развиты органы прикрепления к хозяину (присоски, крючки, коготки), большой продуктивности достигает половая система. Например, свиной цепень за сутки может образовывать до 5 млн. яиц.

Среди насекомых известны случаи, когда в качестве хозяина используются не только взрослые особи, но также яйца и гусеницы. Наездник и мелкобрюх, например, откладывают свои яйца в тело гусеницы капустной белянки, ткани которой служат пищей его будущему потомству.

В природе встречаются организмы, паразитирующие не только на животных, но и на растениях. Наиболее известны паразитические грибы и бактерии. Грибы рода Фитофтора, например, поражают такие культурные растения, как картофель, томаты, перец. Большой урон сельскому хозяйству причиняют головневые, ржавчинные, мучнисто-росяные грибы, поражающие зерновые и другие культуры.

Среди цветковых растений есть как паразиты - утратившие способность к фотосинтезу (повилика), так и полупаразиты - содержащие хлорофилл и использующие растение-хозяина как источник раствора минеральных солей (омела).

Отношения "паразит-хозяин" регулируют численность популяций хозяев, что особенно важно для популяций крупных хищников, у которых почти нет врагов (щука, орел, волк, медведь).

На знаниях этих закономерностей основаны биологические методы защиты культурных растений, которые человек использует в своей практике. Так, наездников разводят в лабораториях и эффективно снижают с их помощью численность насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур.

Биологические методы борьбы человек использует с древности. Еще 1000 лет назад аравийские садоводы для защиты финиковых пальм от вредного вида муравьев привозили из горных лесов колонии хищных лесных муравьев и пускали их "в атаку" на муравьев-вредителей. Китайские садоводы в древности использовали муравьев для борьбы с мандариновой листоверткой. Чтобы муравьям было легче передвигаться с одного дерева на другое, китайцы соединяли соседние деревья "мостиками" из бамбуковых палочек.

Химическая обработка сельскохозяйственных растений снижает численность их вредителей в 3-15 раз. Но медики и экологи уже давно указывают на опасность применения химических методов. Химические вещества, накапливаясь в сельскохозяйственных продуктах, в том числе молоке, приносят огромный вред здоровью человека, потребляющему такую продукцию. Таким образом, применение химических средств, хотя и дает сначала высокий экономический эффект в борьбе с вредителями, затем приводит к нежелательным результатам. По этой причине биологические методы защиты полезных человеку растений и животных, позволяющие сократить применение ядохимикатов, вызывают все больший интерес в мировой практике сельского хозяйства.

Экологические факторы

Каждая из сред жизни отличается особенностями воздействия экологических факторов — отдельных элементов среды, которые воздействуют на организмы. Существуют различные классификации экологических факторов.

Группа Характеристика Примеры
По природе
Абиотические Воздействие компонентов неживой природы Свет, температура, влажность
Биотические Воздействие живых организмов Конкуренция за пищу, нападение хищника
По участию человека
Природные Воздействие природных факторов Свет, температура, влажность
Антропогенные Воздействие человека (в том числе его деятельности) Вырубка леса, охота, загрязнение, разрушение местообитаний
По среде возникновения (для абиотических)
Климатические Влияние климатических условий Ветер, атмосферное давление
Геологические Влияние геологических условий Землетрясения, извержения вулканов, движение ледников, радиоактивное излучение
Орографические, или факторы рельефа Влияние условий рельефа Высота местности над уровнем моря, крутизна местности, экспозиция местности
Эдафические, или почвенно-грунтовые Влияние почвенных условий Гранулометрический состав, химический состав, плотность, структура, рН
Гидрологические Влияние гидрологических условий Течение, солёность, давление
По природе (для абиотических)
Физические Влияние физических факторов Температура, давление, плотность
Химические Влияние химических факторов Химический состав, солёность
По виду воздействующего организма (для биотических)
Внутривидовые Влияние на организм особей этого же вида Влияние зайца на зайца, сосны на сосну
Межвидовые Влияние на организм особей других видов Влияние волка на зайца, сосны на берёзу
По принадлежности к определённому царству (для биотических)
Фитогенные факторы Влияние на организм растений Ель и растения нижнего яруса
Зоогенные факторы Влияние животных Ковыль и травоядные копытные
Микогенные факторы Влияние грибов Берёза и подберёзовик
Микробогенные факторы Влияние микроорганизмов (вирусов, бактерий, простейших) Человек и вирус гриппа
По типу взаимодействия (для биотических)
Нейтрализм Сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий Белки и лоси
Протокооперация Взаимовыгодное, но не обязательное сосуществование организмов, пользу из которого извлекают оба участника Раки-отшельники и коралловые полипы актинии
Мутуализм Взаимовыгодное сожительство, когда либо один из партнёров, либо оба не могут существовать без сожителя Травоядные копытные и целлюлозоразрушающие бактерии
Комменсализм Взаимоотношения, при которых один из партнеров полу- чает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично Крупные хищники и падальщики
Хищничество Взаимоотношения, при которых один из участников (хищник) умерщвляет другого (жертву) и использует его в качестве пищи Волки и зайцы
Паразитизм Взаимоотношения, при которых паразит не убивает своего хозяина, а длительное время использует его как среду обитания и источник пищи Аскарида человеческая и человек
Конкуренция Взаимоотношения, при которых организмы соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних Щука и судак
Аменсализм Взаимоотношения, при которых один организм воздействует на другой и подавляет его жизнедеятельность, а сам не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого Ель и растения нижнего яруса
По характеру воздействия (для антропогенных)
Прямое влияние Оказывают прямое (непосредственное) воздействие на организм Скашивание травы, вырубка леса, отстрел животных, отлов рыбы
Косвенное влияние Оказывают косвенное (опосредованное через другие экологические факторы) воздействие на организм Загрязнение окружающей среды, разрушение местообитаний, беспокойство
По последствиям (для антропогенных)
Положительные Улучшают жизнь организмов и увеличивают их численность Разведение и охрана животных, посадка и подкормка растений, охрана окружающей среды
Отрицательные Ухудшают жизнь организмов и снижают их численность Вырубка деревьев, отстрел животных, разрушение местообитаний
По изменчивости в пространстве и во времени
Относительно постоянные Относительно постоянны в пространстве и во времени Сила тяготения, солнечная радиация, солёность океана
Очень изменчивые Очень изменчивы в пространстве и во времени Температура и влажность воздуха, сила ветра
По характеру изменения во времени
Регулярно-периодические Меняют свою силу в зависимости от времени суток, сезона года, ритма приливов и отливов Освещённость, температура, длина светового дня
Нерегулярные (непериодические) Не имеют чётко выраженной периодичности Наводнение, ураган, землетрясение, извержение вулкана, нападение хищника
Направленные Действуют на протяжении длительного промежутка времени в одном направлении Похолодание или потепление климата, зарастание водоёма, эрозия почвы
По характеру ответной реакции организма на воздействие
Раздражители Вызывают биохимические и физиологические изменения (адаптации) Недостаток кислорода в условиях высокогорья приводит к увеличению содержания гемоглобина в крови животных
Модификаторы Вызывают морфологические и анатомические изменения (адаптации) Недостаток влаги привёл к видоизменению листьев в колючки у кактуса
Ограничители Обусловливают невозможность существования организма в данных условиях и ограничивают ареал его распространения Недостаток воды ограничивает распространение жизни в пустынях
Сигнализаторы Информируют об изменении других факторов Длина светового дня для листопадных растений
По расходованию
Ресурсы Потребляются организмами, то есть их количество в результате взаимодействия с организмом может уменьшаться Пища, вода, солнечная энергия, кислород, углекислый газ
Условия Не потребляются организмами, то есть их количество не уменьшается, но они могут оказывать влияние на организм Температура, влажность, атмосферное давление, гравитационное поле, солёность воды

Действие экологических факторов на организм может быть прямым и косвенным. Косвенное воздействие осуществляется через другие экологические факторы. Например, высокая температура может вызвать ожог (прямое действие), а может привести к обезвоживанию организма (косвенное воздействие).

Типы связей между организмами. Живые организмы определённым образом связаны друг с другом. Различают следующие типы связей между видами: трофические, топические, форические, фабрические. Наиболее важными являются трофические и топические связи, так как именно они удерживают организмы разных видов друг возле друга, объединяя их в сообщества.

Тип Характеристика Примеры
Трофические Возникают между видами, когда один вид питается другим: живыми особями, мёртвыми остатками, продуктами жизнедеятельности. Трофическая связь может быть прямой и косвенной Прямая связь проявляется при питании львов живыми антилопами, гиен трупами зебр, жуков-навозников помётом крупных копытных и т. д. Косвенная связь возникает при конкуренции разных видов за один пищевой ресурс
Топические Проявляются в изменении одним видом условий обитания другого вида Под хвойным лесом, как правило, отсутствует травянистый покров
Форические Возникают, когда один вид участвует в распространении другого вида Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называется зоохория, а мелких особей — форезия
Фабрические Заключаются в том, что один вид использует для своих сооружений продукты выделения, мёртвые остатки или даже живых особей другого вида Птицы при постройке гнезд используют ветки деревьев, траву, пух и перья других птиц

Типы отношений между организмами. Воздействие одного вида на другой может быть положительным, отрицательным и нейтральным. При этом возможны разные комбинации типов воздействия. Различают нейтрализм, протокооперацию, мутуализм, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренцию, аменсализм. Типы отношений между организмами

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНаталья Басалаева

Презентация на тему: " Взаимоотношения между организмами. УЭ – 0 К. И. Цель: систематизировать, углубить и обобщить знания о различных формах взаимоотношений между организмами," — Транскрипт:

1 Взаимоотношения между организмами

2 УЭ – 0 К. И. Цель: систематизировать, углубить и обобщить знания о различных формах взаимоотношений между организмами, уметь сравнивать проявление разных форм симбиоза, антибиоза, нейтрализма и применять на практике знания о взаимоотношениях между особями; развивать умения и навыки самостоятельной работы с учебной, справочной литературой, информацией Интернет-ресурсов.

3 Проблема темы: Каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе?

4 УЭ - 1 Цель: определить уровень знаний о формах взаимоотношений между организмами Выслушайте сообщения о позитивных, негативных и Выслушайте сообщения о позитивных, негативных и нейтральных взаимоотношениях между живыми организмами. нейтральных взаимоотношениях между живыми организмами. Выполните задание 1 листа контроля.

5 УЭ - 2 УЭ - 2 Цель: сравнить формы симбиоза, антибиоза, нейтрализма, выявить сходства и различия. Составьте кластеры и ответьте на вопрос: Для каких царств живой природы характерны данные формы взаимоотношений? Выполните задание 2, 3 и 4 листа контроля. Выполните задание 2, 3 и 4 листа контроля.

6 кооперация мутуализм симбиоз комменсализм

7 хищничество паразитизм антибиоз конкуренция

8 кооперация мутуализм комменсализм симбиоз Взаимоотношения между организмами нейтрализм антибиоз хищничество паразитизм конкуренция

9 Задание 2 1. Мутуализм 1. Особи одного вида используют остатки пищи другого вида 2. Комменсализм 2. Особи одного вида (нахлебничество) представляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы 3. Комменсализм 3. Совместное взаимовыгодное (квартиранство) сосуществование особей двух или более видов

11 Задание 4 Нейтрализм – сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий (например белки и лоси). Однако угнетение леса засухой сказывается на каждом из них, хотя и в разной степени.

12 УЭ - 3 Цель: расширить знания о разнообразии взаимосвязей живых существ. Задание. Пользуясь справочной литературой, определите, какие виды связей существуют между организмами? Ответьте на вопрос. Что образует множественность форм отношений между организмами?

13 Виды связей между живыми организмами Трофические – один вид питается другим Топические – изменение одним видом условий обитания другого вида Форические – один вид участвует в распространении другого вида Фабрические – один вид использует для своих сооружений мертвые остатки или даже живых особей другого вида

14 УЭ – 4 Цель: указать практическое использование знаний о различных формах взаимоотношений между особями в медицине и сельском хозяйстве. Используя информацию дополнительной, справочной литературы и Интернет ресурсов, сообщите о значении знаний о способах взаимоотношений между организмами в медицине и сельском хозяйстве.

15 УЭ – 5 Цель: Отработать умения по распознаванию многообразия взаимоотношений между живыми существами. Выполните задания 5 и 6 листа контроля. На основании изученного материала сделайте вывод об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами. об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами.

16 Из перечня живых организмов составьте примеры взаимоотношений различных форм Цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба- лоцман, пшеница, наездник–трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк–полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.

17 Задание 5 Тип взаимоотношений Примеры Конкуренция заяц – беляк - заяц – русак бизон – мустанг пшеница – бодяк полевой Паразитизм человек – аскарида наездник –трихограмма - яйца капустной белянки смородина – тля Мутуализм береза – подберезовик горох – клубеньковые азотфиксирующие бактерии Хищничество цапля – лягушка росянка – муха амеба –водные бактерии муравьиный лев – муравей Комменсализм лей – шакал акула – рыба - лоцман

21 УЭ – 8 Рефлексия Цель достигнута Цель урока Цель урока достигнута не достигнута частично частично

Выбранный для просмотра документ генезис.doc

Тема урока: Экосистемы.

Этап урока: Генезис.

Оборудование: рабочие тетради, раздаточный материал, таблицы, схемы, мультимедийный проектор

Повторение теоретического материала. Блиц – опрос.

Я задаю вопрос, вы, основываясь на знание материала, быстро отвечаете.

Какая система называется экосистемой?

Какие взаимоотношения характерны для живых организмов?

Приведи примеры позитивных взаимоотношений.

Приведи примеры негативных взаимоотношений.

Приведи примеры нейтральных взаимоотношений.

Какие бывают организмы по типу питания?

Дай определение цепи питания.

Назови структурные компоненты экосистемы.

Что называют экологическими факторами?

На какие группы делятся экологические факторы?

Назови естественные сообщества живых организмов.

13 Чем они отличаются?

3. Решение ключевых задач по взаимоотношениям живых организмов.

В данной таблице приведены примеры взаимоотношений организмов, определите к какому типу взаимоотношений они относятся.

Заяц – беляк - заяц русак

Пшеница - бодяк полевой

Горох – клубеньковые азотфиксирующие

Амеба – водные бактерии

Акула – рыба - лоцман

Ответы: конкуренция, паразитизм, мутуализм (симбиоз), хищничество, комменсализм.

Решение ключевых задач по пищевым цепям.

Ниже предложены 4 группы организмов, объединенные по определенному признаку.

Один организм в каждой группе не имеет этого признака и поэтому является лишним.

Определите, какой организм лишний и почему?

1. Лошадь, овца, кролик, бабочка, лисица.

2. Цианобактерии, подберезовик, ель, береза, боярышник.

3. Дождевой червь, бактерия, гусеница бабочки, мокрица, рак речной.

4. Уж, сокол, олень, лисица, волк.

Корова, баран, заяц, кузнечик, волк.

Мухомор, сосна, хламидомонада, клен, лещина.

Жук – навозник, рак речной, тля, дождевой червь, почвенная бактерия.

Гадюка, сова, ласка, лось, кошка.

Решение ключевых задач по экологическим факторам.

Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические .

А) Химический состав воды

Б) Разнообразие планктона

В) Влажность, температура почвы

Г) Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

Д) Скорость течения воды

Е) Засоленность почвы

Ж) Разнообразие растений

З) Химический состав воздуха

И) Наличие в воздухе бактерий

Абиотические факторы: А, В, Д, Е, З.

Биотические факторы: Б, Г, Ж, И.

Решение ключевых задач по цепи питания.

Из данных организмов составь 3 цепи питания.

Ястреб, карась, речной рак, короеды, бактерии, элодея, паразитические черви, снегирь, жуки – могильщики, клен, кукушка, рябина, бактерии гниения.

Элодея -- карась -- паразитические черви – бактерии гниения

Рябина – снегирь – ястреб – жуки – могильщики

Клен – короеды – кукушка -- бактерии

Итог урока. Домашнее задание.

Выбранный для просмотра документ задания для учащихся.doc

1. Решение ключевых задач по взаимоотношениям живых организмов.

В данной таблице приведены примеры взаимоотношений организмов, определите к какому типу взаимоотношений они относятся.

Заяц – беляк - заяц русак

Пшеница - бодяк полевой

Горох – клубеньковые азотфиксирующие

Амеба – водные бактерии

Акула – рыба - лоцман

Решение ключевых задач по пищевым цепям.

Ниже предложены 4 группы организмов, объединенные по определенному признаку.

Один организм в каждой группе не имеет этого признака и поэтому является лишним.

Определите, какой организм лишний и почему?

1. Лошадь, овца, кролик, бабочка, лисица.

2. Цианобактерии, подберезовик, ель, береза, боярышник.

3. Дождевой червь, бактерия, гусеница бабочки, мокрица, рак речной.

4. Уж, сокол, олень, лисица, волк.

Корова, баран, заяц, кузнечик, волк.

Мухомор, сосна, хламидомонада, клен, лещина.

Жук – навозник, рак речной, тля, дождевой червь, почвенная бактерия.

Гадюка, сова, ласка, лось, кошка.

3. Решение ключевых задач по экологическим факторам.

Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические .

А) Химический состав воды

Б) Разнообразие планктона

В) Влажность, температура почвы

Г) Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

Д) Скорость течения воды

Е) Засоленность почвы

Ж) Разнообразие растений

З) Химический состав воздуха

И) Наличие в воздухе бактерий

4.Решение ключевых задач по цепи питания.

Из данных организмов составь 3 цепи питания.

Ястреб, карась, речной рак, короеды, бактерии, элодея, паразитические черви, снегирь, жуки – могильщики, клен, кукушка, рябина, бактерии гниения.

Выбранный для просмотра документ теория.doc

по теме: Экосистемы. 11 класс.

Экосисте́ма — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов ( биоценоз ), среды их обитания ( биотоп ), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии .

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания.

Взаимоотношения живых организмов

Позитивные Негативные Нейтральные

(симбиоз) Обе взаимодействующие Партнеры не влияют

Оба партнера (или один популяции (или одна из них) друг на друга, хотя со-

из них) извлекают пользу испытывают отрицательное жительствуют на одной

от другого влияние территории

Позитивные отношения - симбиоз

кооперация мутуализм комменсализм

польза для всех партнеров взаимовыгодное сожитель- один вид получает

очевидна, но не обязательна ство , но присутствие парт- пользу от сожитель-

(рак – отшельник –актиния, нера становится обязательным ства, а другому это

птицы чистильщики - условием существования безразлично

зебра) каждого из них нахлебничество:

(клубеньковые бактерии – (акулы – рыбы -

бобовые растения, термиты- лоцманы)

жгутиковые простейшие) квартирантство

Негативные отношения - антибиоз

хищничество паразитизм конкуренция

(морские звезды-двуствор- временные паразиты: (характерна для

чатые моллюски); (слепни, комары, блохи) близких видов со сход-

каннибализм -поедание постоянные паразиты: ными потребностями

особей своего вида, чаще (дизентерийная амеба,

молоди (пауки, рыбы) цепни, аскарида, чесоточный

Основные отношения между организмами – пищевые.

По типу питания живые организмы делятся на:

Автотрофы гетеротрофы миксотрофы

( используют в качестве пищи (нуждающиеся в пище (могут питаться и

неорганические соединения) органического происхождения) как растения, и как

- зеленые растения - большинство бактерий животные (эвглена

- некоторые бактерии - грибы зеленая, насекомо

- животные ядные растения)

Фитофаги зоофаги паразиты

(растительноядные) (плотоядные, (питаются за чужой счет)

(питаются остатками организмов) (орг. существующие совместно, помогаю-

щие друг другу добывать и усваивать

Питаясь по гетеротрофному типу питания, животные занимают определенное положение в цепях питания или в так называемых трофических цепях.

Цепь питания - последовательность организмов, по которой передается энергия заключенная в пище, от ее первоначального источника.

Схема цепи питания.

Продуценты ------ консументы ------ редуценты

( растения) (животные) (бактерии, грибы)

1 порядка 2 порядка

Например: Хлорелла ---дафния --- личинки стрекоз ---бактерии гниения

Элементы среды, которые воздействуют на организмы, называют экологическими факторами.

Факторы неживой природы факторы живой природы факторы, связанные с воз-

- температура - влияние организмов действием человека на

- влажность или популяций одного природу

- свет вида друг на друга - прямое воздействие на

- взаимодействие особей организмы и популяции

- концентрация популяций разных видов экологической системы

солей - воздействие человека на

- давление среду обитания различных

Естественные сообщества живых организмов

Биогеоценозы – сообщества растений, животных, микроорганизмов находящееся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы.

Биоценоз включает обязательные компоненты:

Климатические условия, неорганические (кислород, азот, доксид углерода, вода, минеральные соли), органические (белки, углеводы, липиды)

Биоценоз – в отличие от биогеоценоза включает только взаимосвязанные между собой живые организмы, обитающие в данной местности.

Видовым разнообразием (т. е. числом видов растений и животных образующих данный биоценоз)

Биомассой – общим количеством живых организмов.

Выберите книгу со скидкой:


Подарочный набор "Кисти и краски(4 по цене 2)"

350 руб. 297.00 руб.


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Изобразительное искусство.3 класс. Рабочий альбом

350 руб. 148.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




Экосисте́ма — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания.Экосисте́ма — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания.

  • Конюшева Зульфия РимовнаНаписать 0 15.01.2015

Номер материала: 304002

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    15.01.2015 652
    15.01.2015 2700
    15.01.2015 6025
    15.01.2015 5268
    15.01.2015 2714
    15.01.2015 6367
    15.01.2015 2619

Не нашли то что искали?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции