Антиобщественного паразитического образа жизни

Ю. М. СЛОБОДКИН, кандидат юридических наук

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ВЕДУЩИХ АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Правовая регламентация борьбы с тунеядством в нашей стране имеет свою историю.

Ст. 209 УК РСФСР состоит из двух частей: первая предусматривает ответствен­ность за систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также за ведение в течение длительного времени иного паразитического образа жизни: вторая — ответственность за квалифицированный состав преступления, т. е. в отношении лиц, ранее судимых по ч. 1 ст. 209 УК РСФСР.

Попрошайничеством, наказуемым в уголовном порядке, является, как подчеркнуто в постановлении Пленума от 28 июня 1973 г., систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег, продуктов питания, одежды и других материальных ценностей, если эти действия свидетельствуют о паразитическом образе жизни. Систематическим попрошайничество будет тогда, когда оно совершается неоднократно, причем неоднократность не ограничивается двумя-тремя случаями. Закон признает попрошайничество уголовно-наказуемым деянием лишь при наличии систематичности совершения действий по извлечению нетрудовых доходов определенным способом и для определенной цели. Эта цель выражается в стремлении вести паразитический образ жизни постоянно или на протяжении неопределенного периода времени.

Под паразитическим образом жизни следует понимать совокупность признаков, важнейшими из которых являются: 1) уклонение совершеннолетнего трудоспособного лица от общественно полезного труда в течение длительного времени без уважительных причин; 2) использование в качестве источника средств к существованию нетрудовых доходов, извлечение которых запрещено законом либо противоречит нормам социалистической морали.

В судебной практике до недавнего времени не было единого мнения о том, что следует понимать под длительным неучастием в общественно полезном труде.

И. Маландин и В. Шванков считали, что длительным должно признаваться уклонение от общественно полезного труда, продолжающееся в течение двух-четырех месяцев. 8 Однако срок менее четырех месяцев не рассматривается действующим законодательством в качестве длительного.

Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени, в смысле ст. 209 УК РСФСР подпадают те случая, когда лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырех месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни. Но при этом нельзя забывать, что понятие длительности имеет определенную связь с понятием непрерывности, поэтому суды в каждом конкретном случае обязаны тщательно проверять, какова продолжительность неучастия в общественно полезном труде лица в отдельные периоды года и чем она была обусловлена.

К нетрудовым доходам, извлечение которых запрещено законом либо противоречит результате занятий мелкой спекуляцией, азартными играми, проституцией, сводничеством, эксплуатацией личных автомашин и т. д.

Нередко лица, на протяжении длительного времени уклонявшиеся без уважительных причин от общественно полезного труда, в качестве источника средств к существованию используют заработок других членов семьи (родителей, супруга). Если эти лица не заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или больными членами семьи, они могут быть отнесены к категории тех, кто проживает на нетрудовые доходы.

Так, наличие признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 209 УК РСФСР, было констатировано в действиях П., который длительное время не работал и систематически пьянствовал, используя в качестве источника средств к существованию пенсию своей престарелой матери. Работники органов внутренних дел неоднократно проводили беседы с П., затем ему было сделано официальное предостережение о недопустимости паразитического существования и необходимости трудоустройства в месячный срок. Однако П. продолжал вести прежний образ жизни, за что и был осужден по ч. 1 ст. 209 УК РСФСР.

Лица, не занятые в государственном или общественном секторе производства и использующие в качестве источника средств к существованию доходы, получаемые за выполнение различных видов работ для отдельных граждан (строительство дач, колодцев, кладка печей и оказание других услуг за плату), не могут быть привлечены к ответственности по ст. 209 УК РСФСР, поскольку она распространяется только на лиц, проживающих на нетрудовые доходы. Однако если будет установлено, что факт получения указанных трудовых доходов утаивается от местных финансовых органов, должны быть приняты меры ко взысканию недоимки по подоходному налогу.

Лиц, ведущих паразитический образ жизни (при отсутствии в их действиях признаков бродяжничества или попрошайничества), необходимо приглашать в органы внутренних дел для официального предостережения о недопустимости паразитического существования. Им следует разъяснять, что в месячный срок они должны по своему усмотрению избрать место работы и трудоустроиться, а соответствующая помощь в трудоустройстве им может быть оказана исполкомом местного Совета народных депутатов. Если по истечении месячного срока такие лица не трудоустроились без уважительных причин, они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Исполкомы местных Советов народных депутатов обязаны обеспечивать трудоустройство лиц, не занятых общественно полезным трудом, с учетом имеющейся у них специальности не позднее 15-дневного срока со дня обращения за содействием в трудоустройстве. Предписания исполкомов местных Советов о трудоустройстве таких лиц обязательны для руководства предприятий, учреждений, организаций.

Администрация и общественные организации должны принимать меры к закреплению в трудовых коллективах лиц, принятых на работу в указанном порядке, создавать необходимые условия для производительного труда, организовывать их профессиональное обучение и повышение квалификации, проводить с ними воспитательную работу. Неосновательный отказ лица от трудоустройства, систематические прогулы и другие грубые нарушения правил трудового распорядка, и продолжение паразитического образа жизни должны рассматриваться как уклонение его от общественно полезного труда. Отказ от трудоустройства в соответствии с предложением исполкома местного Совета должен признаваться неосновательным, если предложенная работа не противопоказана гражданину по состоянию здоровья и соответствует имеющейся у него специальности. Нельзя говорить об уклонении от общественно полезного труда, если лицо после официального предостережения не сумеет оформиться на работу по независящим от него причинам (заболевание, отсутствие приказа о принятии его на работу и др.).

Сложность вызывает и вопрос о том, следует ли рассматривать оставление работы без уважительных причин как уклонение от общественно полезного труда? Сохраняется ли за лицом, которое было трудоустроено после официального предостережения органов внутренних дел с целью превращения паразитического существования, право на увольнение по собственному желанию в соответствии со ст. 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде?

Поскольку закон требует от лиц, которым было оказано содействие в трудоустройстве в связи со сделанным им официальным предостережением, лишь прекращения паразитического образа жизни, значит правом на увольнение по собственному желанию они пользуются на общих основаниях, если вслед за увольнением следует трудоустройство по своему усмотрению. В противном случае оставление работы должно рассматриваться как уклонение от общественно полезного труда с целью продолжения паразитического образа жизни. Однако не может расцениваться как уклонение от общественно полезного труда расторжение трудового договора вследствие болезни, препятствующей выполнению предоставленной работы, нарушения администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового договора, поступления на учебу, переезда на постоянное место жительства в другую местность и по другим уважительным причинам.

Если трудовой договор с лицом, которому было оказано содействие в трудоустройстве, расторгается по инициативе администрации не в связи с систематическим совершением прогулов или других грубых нарушений правил трудового распорядка, указанное лицо может быть вновь обязано к трудоустройству лишь в общем порядке, т. е. после официального предостережения о необходимости прекращения паразитического существования.

Не образует состава преступления, предусмотренного ст. 209 УК РСФСР, оставление работы без уважительной причины, если оно имело место по истечении 12 месяцев (включая время ежегодного отпуска), так как официальное предостережение в отношении трудоустроенного утрачивает обязательную силу.

Предложение о трудоустройстве и прекращении паразитического существования по своему характеру является мерой административного воздействия в отношении тунеядца. По истечении года с момента объявления официального предостережения лицо, подвергшееся этой мере воздействия, в соответствии со сроками давности за административные и дисциплинарные проступки, должно считаться не обязывавшимся к трудоустройству.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 209 УК РСФСР, может быть только совершеннолетнее трудоспособное лицо. К нетрудоспособным лицам, уличенным в бродяжничестве и попрошайничестве, должны применяться меры административного воздействия или меры по созданию им нормальных условий жизни, в частности, направление в дома инвалидов, интернаты, лечебные учреждения и т. п.

Ряд вопросов, затронутых в статье, требует внимания со стороны высших судебных органов и дачи судам руководящих разъяснений, что будет способствовать обеспечению единства судебно-следственной практики.

1 См.: Правда, 1979, 11 сент.

2 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1961, № 18, ст. 273.

3 См. там же, 1965, № 39, ст. 392.

4 См. там же, 1970, № 14, ст. 256.

5 См. там же, 1975, № 33, ст. 698.

6 См. там же, ст. 699.

7 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1976, № 5, с. П.

8 См.: Маландин И., Шванков В. Борьба с тунеядством и ее трудности Социалистическая законность, 1974, № 3, с. 52—54.


4 мая 1961 года президиум Верховного совета РСФСР принял указ "Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни". Ряд процессуальных вопросов был разъяснен в датированном тем же числом постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР "О порядке применения Указа президиума Верховного Совета РСФСР "Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни".

В содержательном и формальном отношении указ воспроизводил и ужесточал правовые документы сталинского времени: статью 12 Конституции СССР 1936 года "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест", а также постановление Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины" от 28 декабря 1938 года.

В СССР понятие тунеядства приобрело не только социальный, но и политический аспект. В советской Конституции труд признавался и правом, и обязанностью советских граждан. Уклонение от общественно полезного труда считалось несовместимым с принципами социалистического общества. Предполагалось, что тунеядец — это общественно-опасный элемент, которого необходимо принудительно перевоспитать.

Указ устанавливал, что "совершеннолетние трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда и ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, привлекаются по решению исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся к общественно полезному труду на предприятиях (стройках), расположенных в районе их постоянного места жительства или других местностях в пределах данной области, края, автономной республики".

Согласно указу, "лица, уклоняющиеся от общественно полезного труда и ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, проживающие в городе Москве, Московской области и городе Ленинграде, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с привлечением к труду по месту поселения".

Тунеядцами считались те, кто не работал более четырех месяцев в году и жил на нетрудовые средства. Исключение составляли женщины, воспитывающие малолетних детей. Работой признавалось только официальное трудоустройство, эквивалентом которого могла быть учеба в вузе.

В СССР лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивалась аббревиатура БОРЗ (без определенного рода занятий), а несколько позже в уголовной среде появилась формулировка на жаргоне — "борзой", то есть человек, стойко не желающий работать. Выявление и отлов тунеядцев возложили на МВД, но их сил на это не хватало, и тогда на помощь милиции пришли т. н. "общественные суды" — группы активистов, состоящие из дружинников, комсомольцев, партийных и хозяйственных деятелей.

В 1970 году статья о тунеядстве была включена в Уголовный кодекс РСФСР (статья 209.1. Злостное уклонение от выполнения решения о трудоустройстве и прекращении паразитического существования), наряду с уточнением уголовной ответственности за бродяжничество и попрошайничество (статья 209).

Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством влекло за собой наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года. Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за бродяжничество или попрошайничество, наказывались лишением свободы на срок до четырех лет.

Злостное уклонение лица, ведущего антиобщественный образ жизни, от выполнения решения исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся о трудоустройстве и прекращении паразитического существования наказывалось лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок. То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым по части первой статьи, наказывалось лишением свободы на срок до двух лет.

С учетом того, что понятие "тунеядство" в русском языке и традициях русской культуры подразумевало самый широкий спектр негативных морально-нравственных характеристик, юридическая терминологизация превратила его в термин, обозначавший преступность как таковую. В роли обвиняемых по статье 209 проходили лица, которым приписывались правонарушения, объединявшие алкоголизм, проституцию, нетрудовые доходы, скрытую безработицу, частное предпринимательство, политическое инакомыслие и т.д.

Жертвами законов о тунеядстве еще в начале шестидесятых годов ХХ века стали поэт Иосиф Бродский и историк и публицист Андрей Амальрик, отбывавшие ссылки по приговору суда. В тунеядстве пытались обвинить историка-публициста Роя Медведева, существовавшего на средства от публикации своих книг за границей, философа Александра Зиновьева, добровольно вышедшего из Союза писателей Георгия Вадимова и исключенного из него же Владимира Войновича.

Против диссидентов, любителей "нетрудовых доходов" и богемы статья за тунеядство фактически очень быстро перестала работать, так как ее научились избегать методом трудоустройства на "липовых" должностях. Причиной была расплывчатость термина "паразитические элементы", в отношении которого советские правоведы так и не смогли прийти к единому мнению.

Формулировка 209-й статьи менялась четыре раза (в 1975, 1979, 1982, 1984 годах). Власти то ужесточали ее (до одного-двух лет лишения свободы), то смягчали (исправительные работы и снова введение ссылки).

Общий для СССР указ о борьбе с "тунеядцами" не принимался, хотя такая возможность рассматривалась. В соответствии с указом РСФСР от 4 мая 1961 года были отредактированы и приняты вновь указы в тех республиках СССР, где подобное законодательство было введено в силу до 4 мая 1961 года (например, Узбекистан Туркмения, Латвия, Таджикистан, Казахстан и др.), а также в тех республиках, где оно еще не было принято (например, Украина).

Борьба с "тунеядством" прекратилась в 1991 году, когда был принят новый закон Российской Федерации "О занятости населения" и официально признано существование безработицы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Законы о борьбе с "тунеядцами". 1961-1970 гг.

Коммунистическая власть со времен Гражданской войны стремилась полностью подчинить себе трудовую активность населения. Однако после отмены в связи с введением нэпа трудовой повинности эту задачу выполнить не удавалось. Последней соответствующей попыткой являются предлагаемые законы, изданные по случаю перехода к непосредственному "строительству коммунизма" (см. Программа КПСС 1961 г.). Она предусматривали принудительное трудоустройство, а также высылку из Москвы с областью и Ленинграда уклонявшихся от работы на государство.

К середине 1964 г. по этому указу было сослано около 37 тыс. человек, принудительно устроено на работу несколько сот тысяч. Указ использовался для политических репрессий. Самый известный пример – дело поэта И.А. Бродского (1964 г.).

Указ о борьбе с "тунеядством" формально действовал до апреля 1991 г., но фактически после отставки Н.С. Хрущева применялся редко.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни. 4.5.1961 г. [1]

Наша страна под руководством Коммунистической партии вступила в период развернутого строительства коммунизма. Советские люди с воодушевлением трудятся на предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах, в учреждениях, выполняют общественно полезную работу в семье, соблюдают законы и уважают правила социалистического общежития.

Однако в городе и деревне есть еще отдельные лица, которые, являясь трудоспособными, упорно не желают честно трудиться, ведут антиобщественный паразитический образ жизни. В колхозах такого рода лица, пользуясь льготами, установленными для колхозников, уклоняются от честного труда, подрывают дисциплину и тем самым наносят ущерб артельному хозяйству.

Такое паразитическое существование этих лиц, как правило, сопровождается пьянством, моральным разложением и нарушением правил социалистического общежития, отрицательно влияющими на других неустойчивых членов общества.

С антиобщественными паразитическими элементами необходимо вести решительную борьбу до полного искоренения этого позорного явления в нашем обществе, создавая вокруг таких лиц обстановку нетерпимости и всеобщего осуждения.

Учитывая многочисленные пожелания трудящихся об усилении борьбы с антиобщественными элементами, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

1. Установить, что совершеннолетние трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность – честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда и ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, привлекаются по решению исполнительного комитета районного (городского) совета депутатов трудящихся к общественно полезному труду на предприятиях (стройках), расположенных в районе их постоянного места жительства или других местностях в пределах данной области, края, автономной республики.

Лица, уклоняющиеся от общественно полезного труда и ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, проживающие в г. Москве, Московской области и г. Ленинграде, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с привлечением к труду по месту поселения.

Решение исполнительного комитета районного (городского) совета депутатов трудящихся о привлечении к общественно полезному труду или постановление районного (городского) народного суда о выселении выносятся после того, когда лицо, уклоняющееся от общественно полезного труда и ведущее антиобщественный паразитический образ жизни, несмотря на предупреждение органов милиции или общественных организаций, в месячный срок не приступило к работе.

2. Решение исполнительного комитета районного (городского) совета депутатов трудящихся либо постановление районного (городского) народного суда о применении мер воздействия к лицу, уклоняющемуся от общественно полезного труда и ведущему антиобщественный паразитический образ жизни, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

3. Выявление лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни, и проверка всех относящихся к этому обстоятельств производятся органами милиции по имеющимся у них материалам, по инициативе государственных и общественных организаций и заявлениям граждан. По окончании проверки органы милиции предупреждают указанных лиц о необходимости устройства на работу в месячный срок. В тех же целях органы милиции могут направить материалы на рассмотрение общественных организаций.

Если эти лица и после предупреждения не встанут на путь честной трудовой жизни, органы милиции направляют на них материалы в исполнительный комитет районного (городского) совета депутатов трудящихся, а в случаях, предусмотренных частью второй статьи 1 Указа, с согласия прокурора – в районный (городской) народный суд.

4. Если при проверке и рассмотрении материалов о лице, ведущем паразитический образ жизни, в его действиях будут установлены признаки уголовного преступления, дело о таком лице подлежит направлению в органы прокуратуры.

5. Постановления районных (городских) народных судов о выселении лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни, приводятся в исполнение органами милиции, на которые возлагается также и контроль за исполнением решений исполнительных комитетов районных (городских) советов депутатов трудящихся о направлении на работу таких лиц.

Администрация и общественные организации предприятий (строек), куда направлены на работу эти лица, обязаны обеспечить их трудовое устройство и проводить с ними воспитательную работу.

Если лицо, направленное на работу по решению исполнительного комитета районного (городского) совета депутатов трудящихся, а также выселенное по постановлению районного (городского) народного суда в специально отведенную местность, не приступает к работе, либо, устроившись на работу, фактически уклоняется от труда, то это лицо по представлению органов милиции, а равно администраций и общественных организаций предприятий (строек) подвергается районным (городским) народным судом исправительным работам на срок до одного года с удержанием 10 процентов заработка. В случае уклонения этих лиц от отбывания исправительных работ суд по представлению органов охраны общественного порядка может заменить их лишением свободы в порядке, предусмотренном статьей 28 Уголовного кодекса РСФСР [2] . Время отбывания исправительных работ или лишения свободы в срок выселения не засчитывается.

Побег с места поселения или с пути следования на поселение наказывается в соответствии со статьей 186 Уголовного кодекса РСФСР.

6. Если лицо, подвергнутое выселению, примерным поведением и честным отношением к труду докажет свое исправление, то это лицо по истечении не менее половины срока выселения может быть досрочно освобождено по ходатайству общественных организаций районным (городским) народным судом по месту поселения.

7. Поручить Совету Министров РСФСР принять постановление о проведении необходимых мероприятий, вытекающих из настоящего Указа.


Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР о порядке применения указа Президиума Верховного Совета РСФСР "об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни". 4.5.1961 г.

Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

1. Установить, что под действие статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР подпадают лица, уклоняющиеся от общественно полезного труда и ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, в том числе и лица, занимающиеся проституцией, скупкой вещей у иностранцев с целью перепродажи, а также лица, возглавляющие нелегальные религиозные секты.

2. Материалы о лицах, привлекаемых по Указу, рассматриваются районным (городским) народным судом в судебных заседаниях в пятидневный срок.

Общественный приговор о выселении рассматривается исполнительным комитетом районного (городского) совета депутатов трудящихся в пятидневный срок.

Если лицо, ведущее антиобщественный паразитический образ жизни, уклоняется от явки на суд или на собрание коллектива трудящихся, то оно с санкции прокурора до суда или собрания может быть задержано органами милиции.

3. Постановление народного суда или решение райгорисполкома об утверждении общественного приговора по материалам о лицах, уклоняющихся от общественно полезного труда и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни, могут быть опротестованы прокурором в порядке надзора в вышестоящий суд или в соответствующий райгорисполком.

4. Лица, подлежащие выселению, направляются в специально отведенные местности под конвоем. В местах поселения Министерством внутренних дел создаются комендатуры, которые организуют учет выселенных, контроль за их поведением и трудовой деятельностью.

5. Места поселения устанавливаются Советом Министров РСФСР с учетом возможности использования выселенных на работе в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Расходы по переезду к месту поселения производятся за счет государства.

6. Установить, что предусмотренные Указом выселение и конфискация имущества, добытого нетрудовым путем, являются мерами административного воздействия.


Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мерах по усилению борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни. 23.2.1970 г. [3]

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

1. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии, советы министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных советов депутатов трудящихся повести решительную борьбу с фактами уклонения от общественно полезного труда, рассматривая эту работу как важное средство укрепления дисциплины и как составную часть коммунистического воспитания трудящихся.

Считать особо важной задачей партийных, советских и общественных организаций воспитание молодежи в духе уважения к труду, нетерпимости к тунеядству и праздности, к любым отклонениям от норм коммунистической морали. Необходимо проявлять постоянную заботу о создании в каждом трудовом коллективе, а также по месту жительства граждан нетерпимого отношения к тем, кто уклоняется от общественно полезного труда, широко использовать в этих целях собрания трудящихся, товарищеские суды, сельские сходы и другие средства общественного воздействия.

2. ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ обеспечить активное участие профсоюзных и комсомольских организаций в работе по перевоспитанию лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда; содействовать закреплению таких лиц в производственных коллективах; принимать меры к вовлечению их в общественную работу.

3. Предложить советам министров союзных республик установить порядок трудоустройства лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, имея в виду, что они должны устраиваться на работу, как правило, по месту их постоянного жительства и исходя из потребности в рабочей силе в соответствии с направлениями местных советов депутатов трудящихся, обязательными для руководителей предприятий, строек, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности.

4. Вменить в обязанность исполкомам местных советов депутатов трудящихся:

обеспечивать систематическое и быстрое выявление лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, и их обязательное трудоустройство;

осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка трудового и бытового устройства этих лиц, организацией профессионального обучения и проведением среди них воспитательной работы;

принимать необходимые меры по широкому привлечению общественности к борьбе с проявлениями тунеядства, а также по координации усилий в этом деле государственных органов и общественных организаций.

Считать целесообразным ответственность за организацию этой работы возложить на одного из членов исполкома соответствующего совета депутатов трудящихся. Для осуществления текущей работы, связанной с выявлением, учетом и трудоустройством лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, при необходимости ввести в состав административных комиссий при исполкомах районных, городских советов депутатов трудящихся освобожденного работника за счет штатной численности и фонда заработной платы, выделяемых местным советам депутатов трудящихся.

7. Советам Министров союзных республик принять меры к расширению сети приемников-распределителей и домов-интернатов для престарелых и инвалидов.

9. Комитету по печати при Совете Министров СССР, Комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР, Комитету по кинематографии при Совете Министров СССР, редакциям газет и журналов предусматривать в планах работы систематическое освещение вопросов трудового воспитания советских людей и мер борьбы с разного рода проявлениями паразитизма.

На страницах печати, средствами радио, телевидения и кино необходимо глубже раскрывать значение и характер труда в социалистическом обществе, проблему правильного сочетания общественных и личных интересов, показывать роль общественности и коллективов в воспитании людей, острее бичевать тунеядство и другие антиобщественные явления.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции