Алгоритм взятия соскоба на энтеробиоз у детей алгоритм
Цель: диагностическая
Показания: профилактическое обследование; глистные инвазии.
Противопоказания: повреждения кожи вокруг анального отверстия.
Оснащение: липкая лента; предметное стекло; пробирка; ватный тампон, смоченный в глицерине; кукла.
ВНИМАНИЕ! Перед исследованием, ребенка не подмывать.
Техника взятия соскоба на энтеробиоз - 1 способ
Подготовка к процедуре:
1. Объясните маме и ребенку ход предстоящей процедуры;
2. Оформите направление в лабораторию;
3. Уложите ребенка на бок;
4. Обработайте руки, наденьте перчатки.
Выполнение процедуры:
1. В правую руку возьмите тампон, смоченный в глицерине
2. Первым и вторым пальцем левой руки раздвиньте ягодицы ребенка
3. произведите тампоном соскоб с поверхности перианальных складок, после чего ребенок может занять удобное положение.
4. Материал с тампоном поместить в пробирку.
Окончание процедуры:
1. Снимите перчатки, вымойте руки;
2. Доставьте материал с направлением в лабораторию.
Билет № 9
1. Краснуха. Диагноз ставится на основании анамнеза, жалоб и эпид. обстановки: на всем теле ребенка мелкопапулезные высыпания при нормальной температуре, в детском саду переболели все дети, карантина не объявляли.
Данные объективного обследования: состояние девочки удовлетворительное. Пальпируются затылочные лимфоузлы до размеров боба, эластичные, безболезненные. Зев гиперемирован. На коже лица, туловища и на конечностях мелкопапулезная сыпь розового цвета на нормальном фоне кожи.
2. Дополнительные методы обследования. Диагноз краснухи подтверждается серологическими исследованиями (обнаружением специфических, вирусных антител), выявлением увеличенных заднешейных лимфоузлов. В крови характерны лейкопения, лимфоцитоз, появление плазматических клеток.
3. Технику сбора мочи на общий анализ у грудных детей проводят согласно алгоритму выполнения манипуляций.
Сбор мочи у ребенка на общий анализ
Общие сведения: сбор мочи осуществляют во время свободного мочеиспускания и с помощью катетеризации мочевого пузыря. Для рутинного исследования катетеризация не применяется из-за опасности инфицирования мочевых путей.
Мочу на общий анализ берут утром, после сна. Категорически запрещается отправлять на исследование мочу, отжатую с ваты после сбора.
Цель: определить патологические изменения в моче.
Показания:
1) диспансерное наблюдение за здоровым ребёнком;
2) заболевания мочевыделительной системы;
3) дизурические расстройства.
Противопоказания: нет.
Оснащение рабочего места:
1) стеклянная ёмкость для сбора мочи с широким горлом и с крышкой;
2) пластиковый мешочек-накладка;
3) резиновый круг;
4) пелёнка;
5) лейкопластырь;
6) резиновые перчатки;
7) мыло;
8) бланк-направление.
Последовательность выполнения:
Подготовительный этап выполнения манипуляции.
Информировать мать ребенка о цели и последовательности выполнения манипуляции.
Получить согласие на выполнение манипуляции.
Подготовить необходимое оснащение.
Выписать направление в клиническую лабораторию.
Вымыть и просушить руки.
Подмыть ребёнка под тёплой проточной водой с мылом.
Просушить половые органы полотенцем.
Основной этап выполнения манипуляции.
Собрать 50-100 мл мочи в подготовленную ёмкость во время свободного мочеиспускания.
Заключительный этап выполнения манипуляции.
Снять перчатки, вымыть и просушить руки.
10.Закрыть ёмкость с мочой крышкой, прикрепить бланк-направление.
11.Организовать доставку мочи в клиническую лабораторию не позднее одного часа после сбора.
Примечание:
1) При затруднении выделения мочи применяют приёмы рефлекторной стимуляции мочеиспускания – поглаживают живот, слегка надавливая на надлобковую область, открывают кран с водой;
2) Собрать мочу у девочки можно с помощью резинового круга и лотка, а у мальчиков с помощьюпробирки, колбы, презерватива;
3) Для грудных детей предпочтительней использовать одноразовый мочесборник.
Билет № 10
1. Острый гломерулонефрит. Заключение основано на данных анамнеза и жалоб: отеки в области лица и ног, вялость, снижение аппетита, боли в животе. Провоцирующим фактором возникновения данного заболевания послужила перенесенная 2 недели тому назад ангина. Данные объективного обследования: бледность кожных покровов, "синева" под глазами, отечность век, ног, умеренная болезненность при пальпации живота. Данные лабораторного исследования: в анализе мочи повышенное содержание белка до 14 г/л, появление эритроцитов до 20 в поле зрения, гиалиновых цилиндров, в анализе крови СОЭ-69 мм/час (резко ускорена), Нв-100 г/л (снижен), биохимическом анализе крови остаточный азот повышен до 35,7 ммоль/л, повышение мочевины до 13,48 ммоль/л, снижение общего белка до 46,8 г/л.
2. Дополнительные симптомы которые можно выявить: повышение АД, головная боль, олигоурия, дизурические проявления, повышение температуры тела.
3. Диагностическая и лечебная программа в стационаре:
- общий анализ крови;
- общий анализ мочи;
- анализ мочи по Зимницкому и Аддису-Каковскому;
- суточная экскреция белка;
- биохимический анализ крови (определение общего белка и белковых фракций мочевины, креатинина, остаточного азота, СРБ);
- биопсия почек по показаниям;
- консультация ЛОР, генетика, уролога;
4. Проба по Зимницкому проводится согласно алгоритму проведения манипуляции.
Сбор мочи по Зимницкому
Показания: проба по Зимницкому определяет функциональное состояние почек: дневной, ночной, суточный диурез, количество и относительную плотность мочи в каждой из восьми порций.
Оснащение: 810 чистых банок с этикетками.
Обязательное условие: ночная моча до 6 утра не собирается. Сбор мочи с 6 утра на протяжении 24 часов. У детей – возможно за 12 часов.
Этапы проведения
1. Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры, получить согласие Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
2. Объяснить пациенту обязательно, что мочу собирают на протяжении суток (24 часа): в течение каждых 3х часов, в том числе и в ночное время; пациент мочится в отдельную ёмкость Для достоверной оценки результата анализа
3. Больничный и питьевой режим, а также питание пациента в период исследования должны оставаться прежними Для достоверной оценки результата анализа
4. В 6 часов утра ребёнок мочится, эту мочу выливают Для правильной оценки результата анализа
5. С 6 часов утра одного дня и до 6 часов утра следующего дня собирают мочу в 8 банок: в зависимости от частоты мочеиспускания он мочится в каждую банку один или несколько раз, но только в течение 3х часов Для правильной оценки концентрационной функции почек
6. Если на протяжении этого промежутка времени у ребёнка нет порыва к мочеиспусканию, банка остаётся пустой
7. Если банка наполнена мочой до окончания 3часового промежутка времени, то берётся банка без номера, и ребёнок мочится в неё (медсестра указывает на этикетке к банке, что это дополнение к порции №…) Для достоверности оценки результата
8. Утром следующего дня все банки отправляют а лабораторию, заполнив необходимую документацию Анатомофизиологическое строение почек
10. Результат оценивается по общему диурезу, соотношению дневного (не менее 2/3) и ночного (не более 1/3) диуреза и амплитуде колебаний относительной плотности мочи (не менее 10)Оценивается функциональное состояние почек
Билет № 11
1. Острая мелкоочаговая двухсторонняя пневмония. Заключение основано на:
- данных анамнеза заболевания: повышение температуры тела до 38,2º С, влажный кашель, снижение аппетита;
- данных объективного исследования: выражены признаки дыхательной недостаточности (одышка с участием крыльев носа, цианоз носогубного треугольника, втяжение межреберий), изменения в легких: перкуторный звук с легким тимпаническим оттенком, аускультативно: на фоне жесткого дыхания выслушивается обилие мелких, среднепузырчатых влажных хрипов. Изменения на R-грамме органов дыхания: мелкоочаговые тени в задне-нижних отделах легких с обеих сторон;
- изменениях в периферической крови (лейкоцитоз, нейтрофилез, повышенная СОЭ).
2. Дополнительные симптомы:
- участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры.
3. Диагностическая программа в стационаре: общий анализ крови, общий анализ мочи, рентгенография органов дыхания в динамике после лечения курсами антибиотиков, ЭКГ, биохимический анализ крови (общий белок и его фракции, СРБ, сиаловые кислоты, электролиты), иммунограмма (при затяжном течении пневмонии). Вирусологическое бактериологическое исследование крови, мокроты. Консультации пульмонолога, аллерголога, фтизиатра. Исследование электролитов в поте (Na,Cl).
4. Подготовка ребенка грудного возраста к рентгенологическому исследованию органов дыхания согласно алгоритму выполнения манипуляций.
Билет № 12
1. Острая крупозная правосторонняя пневмония. Заключение основано на данных анамнеза заболевания: повышение температуры до 40º С, боль в груди и правой половине живота, болезненность при глубоком вдохе, болезненный сухой кашель со скудной мокротой. Данные объективного исследования: фебрильная температура, признаки дыхательной недостаточности (цианоз носогубного треугольника, учащенное дыхание до 40 в мин. отставание правой половины грудной клетки в акте дыхания), изменения в легких: перкуторно притупление перкуторного звука справа, аускультативно: ослабленное дыхание справа, изменения на рентгенограмме органов дыхания: гомогенное, интенсивное затемнение справа, изменения периферической крови (лейкоцитоз, нейтрофиллез, повышенная СОЭ).
2. Дополнительные симптомы: в стадии красного опеченения может быть появление ржавой мокроты, в стадии серого опеченения — влажные хрипы, постоянная крепитация, в стадии разрешения — усиление кашля, отхождение мокроты в большом количестве, в легких множество влажных хрипов.
3. Диагностическая программа в стационаре:
- общий анализ крови;
- общий анализ мочи;
- рентгенография органов дыхания в динамике, до и после курса лечения антибиотиками;
- биохимический анализ крови (общий белок, его фракции, СРБ, сиаловые кислоты);
- бактериологическое исследование крови, мокроты;
- консультации пульмонолога, аллерголога, фтизиатра.
4. Методы подачи кислорода детям согласно алгоритму выполнения манипуляций.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1437 ;
Общий анализ мочи: методика сбора
Подготовка пациента к общему анализу мочи
- непосредственно перед сбором мочи провести гигиеническую процедуру – обязательный туалет наружных половых органов;
- каких-либо ограничений в диете и режиме питания не требуется (но рекомендуется не употреблять накануне красящие мочу овощи и фрукты, не принимать мочегонные препараты);
- для исследования необходимо собрать всю утреннюю мочу в сухую чистую посуду. В настоящее время применяются специальные одноразовые пластиковые емкости с крышкой.
У детей грудного возраста сбор мочи представляет трудности.мочу можно собрать с помощью одноразовых пластиковых мешочков с липкими краями.
Чтобы уменьшить неприятность этой процедуры для ребенка, выбирают время, близкое к кормлению, так как опыт показал, что у грудного ребенка происходит мочеиспускание до и сразу после кормления.
Для исследования всю утреннюю мочу, как наиболее концентрированную, собирают в чистую сухую, хорошо отмытую от чистящих и дезинфицирующих средств посуду. Посуда с мочой плотно закрывается крышкой.
Пробы мочи (100-150 мл) следует отправлять в лабораторию сразу (не позже, чем через 1 час после того, как она собрана).
Анализ мочи по Нечипоренко: методика сбора
- Вечером и утром перед сбором мочи провести гигиеническую процедуру – обязательный тщательный туалет наружных половых органов: области промежности (у девочек) или области наружного отверстия мочеиспускательного канала (у мальчиков).
- Собирается средняя порция утренней мочи после сна.
Процедура сбора мочи по Нечипоренко и транспортировка
- Начать мочеиспускание в унитаз.
- Продолжить мочеиспускание в подготовленную емкость (для исследования нужно 5-10 мл).
- Завершить мочеиспускание в унитаз.
- Закрыть емкость с мочой крышкой.
- Вымыть руки.
Пробы мочи следует отправлять в клиническую лабораторию немедленно.
Исследование кала (копрограмма)
- пациент находятся на обычном питании;
- Кал собирается с чистых пеленок; предварительно вымытого и обработанного подкладного судна,
- В чисто вымытую стеклянную банку деревянной лопаточкой собираются
небольшие кусочки материала (5-10 г) из трех разных мест.
- Кал не должен содержать посторонние примеси (мочу, воду, дезинфицирующие средства). Нельзя
использовать кал после очистительной клизмы, применения ректальных свечей, приема внутрь слабительных средств, железа, висмута, белладонны, во время диареи, в первые 2-3 дня после рентгенологического исследования ЖКТ с введением сернокислого бария.
- Емкость плотно закрывается и сразу же направляется в клиническую лабораторию.
Исследование кала на наличие паразитов (яйца глист и цисты простейших)
- Ребенка утром высаживают на предварительно обработанный кипятком горшок или укладывают
на чистую пеленку.
- После акта дефекации в баночку или флакон собирают шпателем или деревянной лопаточкой из
трех разных мест небольшое количество материала. Нельзя использовать для исследования кал с примесью мочи, воды, дезинфекционных средств, после клизмы, применения ректальных свечей, приема внутрь веществ, окрашивающих фекалии, приема касторового и вазелинового масла, препаратов железа, висмута, бария.
- Кал в течение 30 минут доставляют в лабораторию.
Для получения более точного результата при взятии кала на яйца гельминтов следует посылать в лабораторию свежие испражнения. Яйца гельминтов могут появляться в кале не ежедневно, поэтому анализ следует повторить несколько раз.
При взятии кала на цисты простейших (лямблий) для получения более точного результата желательно доставить материал в клиническую лабораторию немедленно после дефекации (в теплом виде).
Соскоб на энтеробиоз (на яйца остриц)
- Обследование проводят утром до акта дефекации и мочеиспускания, до вставания детей с постели.
Ребенка не подмывают, не меняют белье.
- Левой рукой раздвинуть ягодицы ребенка, а правой — сделать соскоб с перианальных складок деревянной палочкой с ватным тампоном на конце (тампон должен быть смочен кипяченой водой и отжат).
Взятие материала для исследования можно провести с помощью липкой прозрачной ленты, которую прикладывают к перианальным складкам липкой стороной, а затем накрывают ею предметное стекло. Можно также деревянным шпателем, смоченным 50% раствором глицерина или 1% раствором соды, произвести легкое соскабливание с поверхности перианальных складок по всей окружности анального отверстия.
- Шпатель опускают в пузырек с 2-3 каплями 50% раствора глицерина, ставят пузырек в ячейку коробки и доставляют в лабораторию. При отсутствии шпателя, пользуются спичками с туго накрученной ваткой (небольшой).
Для большей достоверности результатов рекомендуется повторить исследование 2-3-х кратно с интервалом 5-7 дней.
- Исследование крови на общий анализ проводится утром, натощак.
- Не рекомендуется брать кровь после физических и умственных нагрузок,
применения медикаментов, особенно при внутримышечном или внутривенном введении их, УЗИ, воздействия рентгеновских лучей и после физиотерапевтических процедур.
- Повторные исследования необходимо повторять в одни и те же часы, так как морфологический
состав крови подвержен колебаниям на протяжении суток.
- Если эти правила не выполняются, результаты исследования будут не сравнимы между собой и
могут привести к ошибочному диагнозу.
Анализ мочи по Зимницкому: методика сбора
- Больной остаётся на обычном режиме питания, но учитывается количество выпитой
жидкости (за сутки);
- перед проведением исследования больному необходимо отменить мочегонные препараты;
- утром произвести туалет наружных половых органов (гигиенический туалет перед взятием
каждой порции мочи необязателен).
- Накануне вечером приготовить 8 чистых сухих емкостей и 8 этикеток
- На каждую банку приклеить этикетку с указанием № порции и времени (6-9 ч, 9-12 ч, 12
15 ч и так далее). Дата на порциях № 7 (24-3 ч) и № 8 (3-6 ч.) меняется.
Процедура сбора и транспортировка мочи
Моча при проведении пробы собирается за сутки с 6 утра предыдущего дня до 6 утра следующего дня. После опорожнения мочевого пузыря в 6 ч. утра через каждые 3 ч. собирают мочу в отдельные сухие чистые банки в течение суток, всего 8 порций.
В 6 утра ребенок должен помочиться в унитаз, а с 6 до 9 часов утра он должен мочиться в первый сосуд, с 9-12 ч. — во второй сосуд и так далее. В 6 часов утра следующего дня собирают последнюю порцию.
Если у ребенка появился стул где-то в промежутке между часами, указанными на банках (например, в 10 часов), он должен предварительно помочиться в банку с пометкой 9-12 часов.
Ночью больного ребенка необходимо будить.
Все емкости с мочой (всего 8) утром отправляют в лабораторию.
Исследуемый биоматериал | Соскоб |
Метод исследования | световая микроскопия |
Cрок исполнения с момента поступления биоматериала в лабораторию | 1 к.д. |
Анализ соскоба на энтеробиоз — экспресс-тест на наиболее часто встречающиеся гельминтозы, вызывавемые острицами — мелкими круглыми червями. Данный паразит живет в нижних отделах толстого кишечника, а яйца откладывает в перианальных складках (снаружи от анального отверстия). Заражение происходит фекально-оральным путем, причем возможны как заражение при употреблении недостаточно обработанной пищи, так и самозаражение. Энтеробиоз распространен главным образом у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наиболее заметные клинические проявления — зуд в перианальной области, аллергические реакции и кишечные расстройства.
Энтеробиоз является одной из самых часто встречающихся у детей паразитарных инвазий. Она распространена даже в высокоразвитых странах. По данным различных исследований инфицированность детей такими паразитами составляет от 4 до 28-ми процентов.
Питательной средой для остриц в основном служит содержимое кишечника. Характерный симптом энтеробиоза – зуд в перианальной области – появляется в тот момент, когда паразиты откладывают на кожных покровах яйца. Одна острица способна отложить до 1,5 тысяч яиц. После этого она погибает. В большинстве случаев при возникновении зуда ребенок начинает расчесывать кожу, и яйца остриц попадают под его ногти. Затем они оказываются на игрушках, мебели, предметах личной гигиены. С них яйца попадают на руки других людей. Основной проблемой в распространении остриц является отсутствие гигиены рук. С них яйца паразита попадают в рот, и таким образом происходит инфицирование. Именно поэтому энтеробиозом чаще всего страдают дети. Особенно велика вероятность инфицирования в местах массового скопления детей (детских садах, развлекательных центрах и прочее).
Высокая распространенность заболевания во многом объясняется слабо выраженными симптомами. Родители часто не обращают внимания на появление перианального зуда у ребенка. Инфицированный ребенок может в течение долгого времени заражать других детей. Чаще всего заболевание протекает легко, но возможно и отягощенное течение глистной инвазии. Могут появляться такие симптомы, как бессонница, беспричинное беспокойство, потеря аппетита. При тяжелом и длительном течении заболевания и отсутствии своевременной диагностики и правильного лечения у детей возможно появление нарушений психического развития. В редких случаях развивается эктопический энтеробиоз в фаллопиевых трубах или почках, чреватый развитием серьезных осложнений. Также возможна перфорация тонкой кишки и попадание остриц в брюшную полость. В таких случаях развивается острый аппендицит, возможен перитонит. Иногда появляются и другие осложнения. Они развиваются нечасто, но риск осложнений существует, поэтому при появлении симптомов или выявлении заболевания в ходе профилактического обследования пренебрегать лечением не стоит. В случае продолжительной инвазии наблюдается постоянная интоксикация организма.
Положительный результат теста указывает на наличие гельминтоза. В лечении заболевания наряду с медикаментозным лечением важную роль играют гигиенические мероприятия. К ним относится регулярная смена белья (оно после стирки в обязательном порядке проглаживается), мытье рук, стрижка ногтей. Несоблюдение этих правил приводит к повторному заражению. Медикаментозное лечение назначается только врачом, самолечение недопустимо. Во многих случаях контактным лицам также рекомендуется пройти лечение.
Профилактика гельминтозов заключается в соблюдении правил личной гигиены. Желательно обучать им детей с раннего возраста, чтобы снизить риск инфицирования. Также по рекомендации лечащего врача может быть назначены препараты для плановой медикаментозной профилактики у групп повышенного риска.
Соскоб на энтеробиоз рекомендуется проводить утром, до акта дефекации. Накануне исследования вечером и утром в день исследования гигиенические процедуры не проводить.
- профилактические обследования детей дошкольного и школьного возраста;
- наличие характерных симптомов энтеробиоза;
- выявление заболевания у контактного лица;
- подготовка к госпитализации;
- обследование сотрудников дошкольных и школьных учреждений, пищевой промышленности.
Результаты лабораторных исследований не являются единственным критерием, учитываемым лечащим врачом при постановке диагноза и назначении соответствующего лечения, и должны рассматриваться в комплексе с данными анамнеза и результатами других возможных обследований, включая инструментальные методы диагностики.
В медицинской компании "LabQuest" Вы можете получить персональную консультацию врача службы "Doctor Q" по результатам исследований во время приема или по телефону.
ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.
Цель: провести обследование для обнаружения яиц остриц.
Показания:обследование детей при
- госпитализации;
- поступлении в детское дошкольное учреждение;
- посещении плавательного бассейна;
- подозрении на энтеробиоз;
- контрольном обследовании после дегельминтизации;
- массовом обследовании детей дошкольных учреждений.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— предметные стекла (2 шт.);
— 50% раствор глицерина;
— крафт-бумага, резиновое кольцо.
Обязательное условие: перед проведением исследования ребенка не подмывать, с целью предупреждения механи-ческого удаления яиц гельминтов с перианальных складок.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры | Формирование мотивации к сотрудничеству |
2.Подготовить необходимое оснащение Написать стеклографом номер на предметном стекле в соответствии с номером направления Капнуть пипеткой на предметное стекло каплю глицерина | Обеспечение четкости выполнения процедуры Обеспечение достоверности исследования |
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Выполнение манипуляции | |
1.Уложить ребенка на левый бок, верхнюю ногу согнуть в коленном суставе и отвести вверх Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка и зафиксировать его | Создание положения, позволяющего правильно взять материал |
2.Смочить отточенный в виде лопаточки конец палочки в капле глицерина на предметном стекле и провести соскоб с перианальных складок и нижнего отдела прямой кишки | Типичные места отложения яиц острицами |
3.Сделать мазок палочкой по предметному стеклу в капле глицерина (или положить в нее спичку) На первое стекло положить, второе предметное стекло, соединив их резиновым кольцом, и завернуть в крафт-бумагу | Глицерин является консервантом при исследовании на энтеробиоз Обеспечение достоверности результата исследования |
Завершение манипуляции | |
1.Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
2.Как можно раньше транспортировать материал в лабораторию в сопровождении направления | Раннее исследование взятого материала увеличивает % положительных результатов |
Примечание:— яйца остриц могут появляться в перианальных складках не каждый день, поэтому соскоб при подозрении на энтеробиоз надо повторять несколько раз;
— соскоб можно делать палочкой с ватным тампоном, смоченным в глицерине, после чего ватный тампон помещают между предметными стёклами и отправляют в лабораторию;
— при обследовании на энтеробиоз материал можно брать с помощью липкой ленты (метод отпечатка).
Взятие кала на яйца глистов
Цель: собрать материал для лабораторного исследования.
Показания: обследование детей при
- госпитализации;
- поступлении в детское дошкольное учреждение;
- посещении плавательного бассейна;
- подозрении на глистную инвазию;
- контрольном обследовании после дегельминтизации;
- массовом обследовании детей дошкольных учреждений.
Оснащение:
— чистая стеклянная банка с крышкой;
— горшок для дефекации;
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
2.Вымыть и осушить руки Надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
3.Чистый горшок обдать кипятком | Обеспечение достоверности результата |
4.На остывший сухой горшок посадить ребенка для акта дефекации | Предупреждение термического ожога кожи ягодиц |
Выполнение манипуляции | |
Перенести каловые массы шпателем в стеклянную банку Примечание: материал берут из 3-х разных мест, не менее 5 г | Обеспечение достоверности результата |
Завершение манипуляции | |
1.Закрыть банку крышкой | Обеспечение инфекционной безопасности |
2.Шпатель помыть под проточной водой и погрузить в дезраствор | Механическое очищение шпателя от каловых масс |
3.Снять перчатки Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Отправить материал в лабораторию в сопровождении направления сразу или через 8-12 часов после акта дефекации, при условии его хранения в холодильнике при температуре + 3 + 4°С | Обеспечение достоверности результата |
Примечание: при обследовании на наличие в испражнениях яиц гельминтов ребенка высаживают на горшок или берут кал с пеленки.
Взятие материала для бактериологического исследования
на патогенную кишечную флору
Цель: собрать материал для бактериологического исследования.
Показания:обследование детей
- больных ОКИ или с подозрением на нее;
- бактерионосителей после санации;
- бывших в контакте с источником ОКИ;
- поступающих в дошкольные и школьные образовательные учреждения, детские дома, интернаты, санатории и т.п.;
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— стерильная пробирка с металлической петлей и консервантом;
— флакон или пробирка с консервантом;
— бикс для транспортировки, штатив, пеленка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить ребенку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения | Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
2.Подготовить необходимое оснащение Выписать направление в бактериологическую лабораторию Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении | Обеспечение четкости проведения процедуры |
3.Вымыть и осушить руки Надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Выполнение манипуляции | |
1.Уложить ребенка на бок с согнутыми в коленях и приведенными к животу ногами Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении Правой рукой взять из пробирки металлическую петлю и осторожно вращательными движениями ввести ее в прямую кишку и собрать содержимое со стенок Примечание: глубина введения петли у детей раннего возраста 3 см, у старших детей – 6 см | Учет анатомической особенности расположения прямой и сигмовидной кишки Техника взятия мазка |
2.Извлечь петлю из прямой кишки и поместить в пробирку с консервантом Примечание: не брать кал с явными примесями крови | Кровь имеет бактерицидные свойства |
Завершение манипуляции | |
1.Снять перчатки Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
2.Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (допускается хранение пробирки с консервантом в холодильнике при температуре + 3 - + 4°С) | Обеспечение достоверности исследования |
Примечание: существуют 2 основных метода взятия материала на ПКФ – с помощью ректального тампона и нативного материала. Кал для бактериологического исследования собирают из обеззараженного и тщательно отмытого от дезинфектанта горшка, у детей грудного возраста – с пеленки. Для повышения высеваемости возбудителей кишечных инфекций кал на посев рекомендуется брать до начала этиотропной терапии, лучше в первые часы заболевания. Взятие материала производят из свежевыделенных испражнений, выбирая слизь, фибриновые пленки, гнойные комочки, прожилки крови, содержащие наибольшее количество возбудителя, но без сгустков крови, так как кровь бактерицидна и задерживает рост микробов.
Забор кала производят в стерильные флаконы (пробирки) с консервантом и до отправки в лабораторию хранят в холодильнике.
Срок доставки в лабораторию не позднее 2 часов после забора. При невозможности своевременной доставки он помещается в холодильник при температуре +4 о С и направляется на исследование не позднее 12 часов после забора. Окончательный результат посева получают на 4-5-е сутки.
Читайте также: