Уроки обж отравления бытовыми химикатами

Отравление происходит при попадании токсичного вещества внутрь организма. Этим веществом может быть лекарство или любой химикат, принятый человеком намеренно или случайно. Отравления являются третьей наиболее распространенной причиной случайной смертности в России. В основном они являются непреднамеренными. Жертвами отравлений становятся как дети, так и взрослые.

Ядом является любое вещество, которое при попадании в организм вызывает отравление, заболевание или смерть.

Одним из распространенных источников пищевых отравлений могут быть продукты, зараженные некоторыми микробами, выделяющими очень сильные токсины. Это, в первую очередь, палочка ботулинуса. Отравление возникает при употреблении консервированных пищевых продуктов. После обычного для любого пищевого отравления начала (рвота, понос, боли в животе) через несколько часов ослабляется зрение, нарушаются речь и глотание. Широко распространено пищевое отравление, вызванное токсинами стафилококка. Эти бактерии размножаются на различных пищевых продуктах (пирожные с кремом, молочные продукты, копчености, паштеты).

Первая помощь. Промыть пострадавшему желудок: дать выпить 5-6 стаканов теплой воды или слабого раствора пищевой соды; раздражая пальцем корень языка, вызвать рвоту; такую процедуру повторить несколько раз. После промывания дать крепкий чай. Затем направить пострадавшего в лечебное учреждение.

Отравления химическими веществами

Часто возникают отравления кислотами (80% раствор уксусной, соляной, карболовой, щавелевой кислот) и едкими щелочами (каустическая сода, нашатырный спирт). Сразу же после попадания кислоты или щелочи в организм появляется сильная боль во рту, глотке, дыхательных путях. Ожог слизистой оболочки вызывает сильный отек, обильное отделение слюны, а резкая боль лишает пострадавшего возможности глотать. Во время вдоха слюна вместе с воздухом может затекать в дыхательные пути, затрудняя дыхание и вызывая удушье.

Первая помощь. Немедленно удалить слюну и слизь изо рта пострадавшего. Навернув на чайную ложку кусок марли, платок или салфетку, протереть полость рта. Если возникли признаки удушья - провести искусственное дыхание. Довольно часто у пострадавших бывает рвота, иногда с примесью крови. Промывать самостоятельно желудок в таких случаях категорически запрещается, так как это может усилить рвоту, привести к попаданию кислот и щелочей в дыхательные пути. Пострадавшему можно дать выпить 2-3 стакана воды, лучше со льдом. Нельзя пытаться "нейтрализовать" ядовитые жидкости.

При отравлении другими химическими веществами (хлорированный углеводород, анилиновый краситель и т.д.) до прибытия врача надо вызвать у пострадавшего рвоту и промыть, если он в сознании, желудок водой. Пострадавшего в бессознательном состоянии уложить без подушки на живот, голову повернуть в сторону. При западении языка, а также при судорогах в бессознательном состоянии, когда челюсти крепко сомкнуты и препятствуют нормальному дыханию, осторожно запрокинуть голову и выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх.

Отравления сильнодействующими ядами

Симптомы поражения ядами зависят от преимущественного воздействия их на определенные органы и системы организма. При воздействии на нервную систему могут возникнуть судороги, сонливость, затруднение движений, расстройство сознания, нарушения пульса и дыхания. При воздействии на пищеварительную систему появляются резкие боли в животе, тошнота, рвота, понос: на сердце - чувство "замирания" - нарушение его ритма, изменение артериального давления.

Первая помощь. Срочно вызвать рвоту. Предварительно дать пострадавшему выпить 1-2 стакана теплой воды. Повторить эту процедуру 5-6 раз, после чего применить адсорбирующие вещества - 3-4 таблетки активированного угля. Затем рекомендуется слабительное. При возбуждении пострадавшему положить на голову холодный компресс и постараться удержать его в постели. При необходимости провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Массаж необходимо продолжать до полного восстановления сердечной деятельности, появления отчетливых сердцебиений и пульса. Отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

Газообразные или вдыхаемые токсические вещества попадают в организм при вдохе. К ним относятся газы и пары, например, угарный газ, закись азота ("веселящий газ") и вещества, применяемые на производстве, такие, как хлор, различные виды клея, красителей и растворителей-очистителей.
Первая помощь при отравлении газообразными токсинами:
- убедитесь, что место происшествия не представляет опасности;
- изолируйте пострадавшего от воздействия газов или паров. В данном случае нужно вынести пострадавшего на свежий воздух и вызвать скорую помощь. Следите за дыхательными путями, дыханием и пульсом и при необходимости окажите первую помощь. Помогите пострадавшему принять удобное положение до прибытия скорой помощи.

Когда существует опасность соприкосновения с отравляющим веществом, надевайте спецодежду независимо от того, на работе вы или дома. Для профилактики отравлений соблюдайте все предупреждения, указанные на наклейках, ярлыках и плакатах с инструкциями по технике безопасности, следуйте необходимым мерам предосторожности.


Цель урока:

выяснить степень опасности препаратов бытовой химии и научиться правилам безопасного обращения с ними.

Задачи:

- Научить определять степень опасности препаратов бытовой химии и разработать правила их хранения;

- Развивать критическое мышление, умения работать в группе, решать логические задачи творческого характера;

- Формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Педагогические технологии: технология развития навыков критического мышления, работа в группах, решение изобретательских задач.

Необходимое оборудование: компьютерная презентация, различные этикетки от препаратов бытовой химии.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Пусть пойдет ребятам впрок,

Очень важный наш урок.

Итак, начинаем работу.

1. Неисправность водопровода, стиральной машины, незакрытый кран могут стать причиной ….(затопления);

2. Неконтролируемое горение, сопровождающееся уничтожением материальных ценностей, создающий опасность для жизни и здоровья людей…….(пожар);

3. Это вещество используется в быту, облегчает приготовление пищи, но при неполном сгорании создает опасность отравления….(газ);


4. Кдальним селам, городам

Кто идет по проводам

5. Если не соблюдать правил безопасности при использовании средств бытовой химии, лекарств может произойти …..( отравление);

6. Смертельно опасные вещества…(ядовитые);

7. В каждом доме есть очень много опасных для здоровья и жизни….(веществ);

Ребята, кто догадался какая тема нашего урока? ( Опасные вещества)

Сл. Тема нашего урока: Опасные вещества или средства бытовой химии.

Кто подскажет мне цельурока?

Цель урока:

Научиться определять степень опасности препаратов бытовой химии и разработать правила их хранения; расширить знания о правилах использования и применения домашней химии.

Запишите тему на листочек-конспект, который находится у вас на столах.

Бытовая химия: стиральные порошки, средства для мытья окон, полов…чего только сейчас нет. Она призвана помочь человеку в решении различных бытовых мелочей. Помимо уже существующих вредных веществ появляются новые источники химической опасности. Это могут быть средства для борьбы с грызунами, новые синтетические материалы, новые чистящие, дезодорирующие средства.

Так ли она безвредна для нас, как об этом говорят производители? Так ли всё радужно и прекрасно? Приносит чистоту нашему дому или наносят вред здоровью всей семье?

Можете ли вы себе представить, что у вас дома нет средства для мытья посуды, стирального порошка? (ответы детей)

- Давайте назовем средства бытовой химии, которые есть у вас дома.

- Все эти средства могут нанести человеку вред, стать смертельно опасными. Иногда опасными становятся самые простые вещи.

- Ребята, раз они такие опасные, зачем же их выпускают? Зачем мы их храним дома?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Весь материал - в документе.

Цель урока: выяснить степень опасности препаратов бытовой химии и научиться правилам безопасного обращения с ними.

 Научить определять степень опасности препаратов бытовой химии и разработать правила их хранения;

 Развивать критическое мышление, умения работать в группе, решать логические задачи творческого характера;

 Формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Педагогические технологии: технология развития навыков критического мышления, работа в группах, решение изобретательских задач.

Необходимое оборудование: компьютерная презентация, различные этикетки от препаратов бытовой химии.

Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Пусть пойдет ребятам впрок,

Очень важный наш урок.

Итак, начинаем работу.

1.Неисправность водопровода, стиральной машины, незакрытый кран могут стать причиной ….(затопления);

2.Неконтролируемое горение, сопровождающееся уничтожением материальных ценностей, создающий опасность для жизни и здоровья людей…….(пожар);

3.Это вещество используется в быту, облегчает приготовление пищи, но при неполном сгорании создает опасность отравления….(газ);

4.Кдальним селам, городам

Кто идет по проводам

5.Если не соблюдать правил безопасности при использовании средств бытовой химии, лекарств может произойти …..( отравление);

6.Смертельно опасные вещества…(ядовитые);

7.В каждом доме есть очень много опасных для здоровья и жизни….(веществ);

Ребята, кто догадался какая тема нашего урока? ( Опасные вещества)

Сл. Тема нашего урока: Опасные вещества или средства бытовой химии.

Кто подскажет мне цель урока?

Цель урока: Научиться определять степень опасности препаратов бытовой химии и разработать правила их хранения; расширить знания о правилах использования и применения домашней химии.

Запишите тему на листочек-конспект, который находится у вас на столах.

Бытовая химия: стиральные порошки, средства для мытья окон, полов…чего только сейчас нет. Она призвана помочь человеку в решении различных бытовых мелочей. Помимо уже существующих вредных веществ появляются новые источники химической опасности. Это могут быть средства для борьбы с грызунами, новые синтетические материалы, новые чистящие, дезодорирующие средства.

Так ли она безвредна для нас, как об этом говорят производители? Так ли всё радужно и прекрасно? Приносит чистоту нашему дому или наносят вред здоровью всей семье?

Можете ли вы себе представить, что у вас дома нет средства для мытья посуды, стирального порошка? (ответы детей)

- Давайте назовем средства бытовой химии, которые есть у вас дома.

- Все эти средства могут нанести человеку вред, стать смертельно опасными. Иногда опасными становятся самые простые вещи.

- Ребята, раз они такие опасные, зачем же их выпускают? Зачем мы их храним дома?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Попытаемся выяснить, чего больше полезного или вредного в этих средствах.

Сегодня мы с вами работаем в команде.

Командная работа, подразумевает, определённые правила вы их знаете, а сейчас повторим, закончив фразу:

каждый член команды имеет право (высказать своё мнение, которое должно быть услышано);

команда – это работа на общий положительный результат, ( поэтому вы помогаете друг другу и работаете сообща);

успех одного – (это успех всей команды):

Выполните задание № 1 в ваших конспектах.

Приводит к ослаблению иммунитета

Отрицательно влияет на почки, сердце, легкие, печень.

Кожные заболевания, экземы дерматиты и др.

Могут вызывать отравления, летальный исход.

Оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду.

Подводится итог этой работы, делается вывод, что бытовая химия в современных условиях необходима, человек не может без неё обходиться, но нужно уметь её правильно использовать, а для этого нужно знать инструкцию и свойства препарата.

Сл. По степени и характеру опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы, а на какие мы узнаем, поработав с учебником, откройте стр. 38 и составим схему. Запишите к себе в конспекты.

Средства бытовой химии

Безопасные относительно огнеопасные ядовитые

Сл. 1.безопасные. На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности. Это мыло, шампунь, зубная паста, средства для мытья посуды.

Если пользоваться этими веществами правильно, то никаких неприятностей с нами не возникнет. Мы должны знать, что нельзя переливать вещества из одной бутылки в другую, т.е. хранить все средства мы должны в оригинальной заводской упаковке! Если эти вещества опасны для рук, то работать с ними надо в перчатках!

Храним подальше от огня, осторожно применяем!

Используют взрослые строго по инструкции, соблюдая все правила применения!

На столе находятся различные средства бытовой химии ( мыло, шампунь, зубная паста, отбеливатель, средства для чистки ванн и раковин, средство для чистки труб, Освежитель воздуха, лак для волос, дихлофос) разделите эти вещества по группам: безопасные, относительно безопасные, огнеопасные, ядовитые.

-Ребята правильно разделили средства? Молодец.

Сл. Каждый препарат бытовой химии снабжен инструкцией, где указаны его назначение и способы использования перед применением средств бытовой химии необходимо изучить инструкцию.

Вы работали, устали, а сейчас все дружно встали. На экране вы увидите разные средства бытовой химии.

Если вы считаете, что они безопасны, то должны присесть, как бы поднимая что-то с пола.

Если вы считаете, что относительно безопасным, то должны вытянуть руки вверх, как бы доставая с полки .

Если вы уверены, что они огнеопасные, сделайте наклоны туловища в левую и правую сторону.

Ну и, наконец, если оно ядовитое - покачайте головой .

Если всё понятно, начнём.

Все эти средства необходимы человеку и безопасны, если их правильно использовать. Сегодня мы на уроке должны с вами разработать памятку-инструкцию - правила использования и хранения средств бытовой химии, ядов.

Продолжаем работать. Команды получат задания.

Команда разрабатывает инструкцию по использованию средств бытовой химии. Устанавливают последовательность действий при обращении с препаратами бытовой химии, начиная с приобретения его в магазине и до его использования.

Составление инструкции. Что бы направить ход ваших мыслей в правильную сторону воспользуйтесь опорными словами: хранить, использовать, не допускать, нельзя.

Сл. Результатом работы должна стать примерно такая инструкция:

1.Хранить отдельно от пищевых продуктов, желательно, где есть вытяжка.

2. Нельзя использовать для игр и не по назначению.

3.Не допускать попадания в рот, нос, глаза!

4. Хранить все вещества в заводской упаковке и обязательно подписанными.

5. Проверять сроки хранения и использования этих веществ.

6. Нельзя хранить эти вещества около огня!

7. Нельзя выбрасывать тару из-под средств бытовой химии у дома, в дороге, на лоне природы.

8. Хранить в недоступном для детей месте, желательно в замкнутых шкафчиках.

9. После покупки средств бытовой химии внимательно изучите инструкцию.

10. При работе с опасными и ядовитыми веществами используйте перчатки, маски.

11.Сыпучие вещества дозировать ложкой, а жидкие вещества мерным колпачком.

12. После работы тщательно вымыть руки.

2. группа разрабатывает значки к пунктам правил которые были бы понятны детям.

3.группа разрабатывает правила безопасности, которые помогут уменьшить воздействие средств бытовой химии. Существуют безопасные средства, которыми можно заменить средства бытовой химии

Заменить безопасными средствами. (рассказ уч-ся)

– для мытья рук: мыльнянка, глина, песок, потёртые плоды каштана, корень папоротника орляка, порошок горчицы;

– для мытья лица: вода, настой тысячелистника, кислое молоко (для сухого типа кожи),

– для мытья волос: настои разных трав (ромашка, крапива, чабрец, череда, кора дуба), кислое молоко,

порошок для чистки зубов: древесная зола, веточки сосны и других деревьев, смесь сухих трав (липа, берёза, кора дуба, подорожник) перемешанная с древесной золой;

– для стирки белья: потёртые плоды каштана, древесная зола для белья из хлопка и льна, мыльнянка (порошок корня), порошок горчицы, плоды бузины красной (в том числе и для выведения пятен) и другое;

– для мытья посуды: песок, древесная зола, пучок травы, мыльнянка, свежая крапива, порошок горчицы;

– для уборки дома: универсальное моющее средство – вода.

Если не готовы перейти на безопасные средства, то соблюдайте правила безопасности:

1. Несколько раз прополощите белье

2. Хорошо промывайте посуду от средства, не лейте средство на посуду, а лишь капельку на губку.

3. Проветривайте помещение после и во время уборки

4. Пользуйтесь перчатками.

Теперь вы знаете, что химия – это химия. И бытовая химия способна принести вред организму. Но всегда есть альтернатива – безопасные средства, проверенные временем.

4. группа разрабатывает правила по оказанию ПМП при отравлении бытовыми препаратами.

Назвать признаки поражения человека при неправильном использовании

2.При попадании препаратов в глаза, глаза немедленно промыть большим количеством воды

3. Вызвать скорую помощь.(03) 112

А теперь выясним, сможете ли вы применить полученные знания при решении обычных жизненных ситуаций. Ваша задача- внимательно выслушать предлагаемую ситуацию и объяснить, кто поступает неправильно и почему?

Каждой команде даётся своя задача – 1 минута на размышление.

Однажды в одном городе произошёл такой случай. Пятилетняя девочка увидела на столе бутылку из-под лимонада. При первом же глотке закричала от боли. Оказалось, что мать держала в этой бутылке уксусную эссенцию. В чём причина этого несчастного случая? Что надо сделать?Как ?

(мама оставила ребенка без присмотра, оставила опасное вещество рядом с ребенком, налила уксус в бутылку от лимонада, девочка берет бутылку из-под лимонада без спроса)

Папа с сыном обрабатывали раствором ядохимикатов деревья и кустарники в саду от вредителей- насекомых, у них остался раствор. Чтобы не отравиться они вылили его в пруд. Опаздывая на автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой проводили обработку.

Люда торопилась успеть постирать бельё до прихода мамы. Она взяла пачку со стиральным порошком и быстро стала сыпать его в стиральную машину, наклонившись над ней как можно ближе, чтобы увидеть, сколько насыпать порошка.

Папа закурил. Была включена газовая плита. Мама в этот момент наносила из аэрозольного баллона чистящую жидкость на кафельную плитку. Что могло произойти? Что надо сделать?

Сейчас мы выполним тест. Ответы будете заносить в таблицу конспекта.

1. После работы со средствами бытовой химии надо тщательно вымыть руки

2.Хранить в недоступных для детей местах.

3.Средства бытовой химии можно пробовать на вкус.

4. Хранить в хорошо проветриваемых помещениях.

5. Читать инструкцию по применению необязательно.

6. Не использовать средство, если прошел срок хранения.

7. Не допускать попадания моющих средств в глаза, рот, нос.

8. Никогда не отрывать этикетку.

9. Хранить отдельно от пищевых продуктов.

10. Пустые аэрозольные баллоны можно вскрывать

11. Детям можно играть пустыми флаконами.

12. Химические вещества нельзя переливать из заводской упаковки

13. . Средства бытовой химии можно использовать для игр

Сл. Взаимопроверка (не правильные ответы: (3,5,10,11,13)

Сл. А сейчас ответим на вопросы:

─ Что я узнал нового для себя?…

─ Что мне этот урок дал для жизни?…

─Урок привлек меня тем, что …

─ Материал урока заставил меня задуматься о …

Выставление оценок учащимся, комментирование .

Придумайте такую упаковку для хранения средства бытовой химии, которая бы исключала случайное её использование(учесть, что чаще всего отравления получают дети, которые не умеют читать).

Данная игра была применена на международном конкурсе в Англии в 2007 году.

На следующем уроке мы разберём ваши проекты и продолжим изучение данной темы.


Конспект урока по теме "Первая помощь при отравлении бытовыми химикатами". Урок проодился в 8 классе.

Урок в 8 классе

Основы безопасности жизнедеятельности

Тема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатами.

Цель: Формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

1. Выяснить степень опасности препаратов бытовой химии, научиться правилам безопасного обращения с ними, в случае отравления уметь оказывать первую помощь;

2. Развивать критическое мышление, умение работать в группе, решать логические задачи творческого характера;

. Оборудование: презентация, препараты бытовой химии.

На доске : три пути ведут к знаниям;

Путь размышлений- самый благородный,

Путь подражания- самый легкий,

Путь опыта- самый горький

Конфуций (слайд 1)

Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.

II Актуализация опорных знаний

Посмотрите, пожалуйста, на те предметы, что находятся у меня на столе (и в презентации) и постарайтесь определить, о чём сегодня пойдет речь.

Действительно, это препараты бытовой химии. Эти вещества есть в большом количестве в каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твердом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, т. к. они помогают ему.

Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить о бытовых химикатах и научимся оказывать первую помощь при отравлении ими.

Запишем в тетрадь тему урока: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатами.

Работаем с определением: Почему бытовые? Почему химикаты?

По степени опасности для человека средства бытовой химии можно условно разделить на четыре группы:

• безопасные — на их упаковке отсутствуют предупредительные надписи (синтетические моющие, подсинивающие, подкрахмаливающие и чистящие средства, минеральные удобрения, школьно-письменные товары);

Итак, в быту широко используются бытовые химикаты.

Бытовые инсектициды.( хлорофос, дихлофос, карбофос). – слышали ли вы про какой-нибудь из этих препаратов? Если да, то что можете о нем рассказать?

Запись в тетради – понятие (бытовые инсектициды).

К бытовым химикатам также относятся: слайды

Уксусная эссенция и столовый уксус

Неорганические кислоты ( серная кислота, соляная кислота, борная кислота)

Перекись водорода, пергидроль

На всех этих флаконах есть этикетки, в которых прописано применение этих препаратов, меры предосторожности, сроки и правила хранения. Но есть один недостаток – очень мелкий шрифт, поэтому я вам подготовила распечатки.

Чтение текста с пометками.

Ваша задача: прочитать текст о том или ином бытовом химикате, и в тексте сделать пометки

Обсуждение по каждому препарату.

Обсуждение по каждому препарату.

Проверим, как внимательно вы познакомились с бытовыми химикатами:

Столовый уксус может вызывать сильный ожог пищеварительного тракта (с оговорками).

Перекись водорода можно использовать только для обесцвечивания веснушек (не согласен).

Нашатырный спирт – это средство, которое применяют в хирургической практике для мытья рук (согласен).

При передозировке аммиаком внутрь может возникнуть остановка дыхания и смерть (согласен).

Бытовые инсектициды – это вещества, предназначенные для уничтожения вредных насекомых (согласен).

Перекись водорода была открыта французским ученым Жаном Батистом Дюма в 1881 году (не согласен).

Хлорофос – это фосфорорганический препарат, который применяют для обработки плодовых деревьев, он очень опасен для пчел и других полезных насекомых (с оговорками).

Пергидроль – это гидроперит. Его применяют при гнойном отите, как ушные капли (не согласен).

Карбофос представляет собой концентрат эмульсии и предназначается только для уничтожения клопов. (с оговорками).

Борная кислота выпускается в виде порошка, спиртового раствора, раствора в глицерине. (согласен).

Пары уксусной эссенции никак не влияют на легкие и пневмания развиться не может. (не согласен).

Мы разделились на 3 группы.

Сейчас рассмотрим несколько ситуаций из жизни. А вы, прочитав их, скажете, что здесь было сделано не так. В чем причина несчастных случаев? (для каждой группы своя задача).

Пятилетняя девочка увидела на столе бутылку из-под лимонада. При первом же глотке закричала от боли. Оказалось, что мать держала в этой бутылке уксусную эссенцию. (нарушены правила хранения бытовой химии)

Папа с сыном обрабатывали хлорофосом деревья и кустарники в саду от вредителей-насекомых, у них остался раствор. Чтобы не отравиться, они вылили его в пруд. Опаздывая на автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой проводили обработку.

Мама стала обрабатывать кухню от мух дихлофосом, не убрав со стола вымытую посуду. Окно было закрыто.

Обсуждение и анализ предложенных ситуаций.

Все эти вещества безопасны только при условии их правильного использования и хранения, но стоит только человеку нарушить эти правила, они становятся смертельно опасными. Может произойти отравление ими, и тогда человеку потребуется срочная помощь.

Как оказать первую помощь в каждом отдельном случае мы узнаем из учебника.

1 группа – как оказать первую помощь при отравлении уксусной эссенцией.

2 группа – ….. хлорофосом.

3 грппа - …. Нашатырным спиртом.

Обсуждение и заполнение таблицы каждым учеником.

Разделы: ОБЖ

Класс: 5

Цели:

  • Ознакомить учащихся, в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека.
  • Рассказать об отрицательном воздействии на организм недоброкачественных продуктов питания, и как избежать пищевого отравления.
  • Учить правильно обращаться с опасными веществами.
  • Воспитывать умение грамотно действовать в случае появления запаха газа.

Учебные вопросы:

  • Опасные вещества и степень их неблагоприятного воздействия на людей.
  • Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.
  • Материальное обеспечение: образцы упаковок из-под средств бытовой химии с предупреждающими надписями; раздаточные карточки-схемы “Действия при появлении запаха газа в квартире”; презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

1 учебный вопрос. Опасные вещества и степень их неблагоприятного воздействия на людей.

Рассказ учителя.

(слайд 1) В нашей повседневной жизни мы используем самые различные средства бытовой химии, лекарствами, бытовым газом на кухне. Трудно представить себе дом, в котором не было бы красок или лаков, средств для чистки посуды, растворителей, жидкостей в аэрозольной упаковке.

Химия, которую вы будете изучать позднее, поможет вам узнать о свойствах разных химических веществ. Пока же мы должны знать, что некоторые предметы бытовой химии опасны для вас. Многие эти жидкости ядовиты, поэтому на этикетках банок, бутылок с такими жидкостями обычно пишут: “Держать вне досягаемости от детей”. Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. (показать упаковки из-под средств бытовой химии)

Условно средства бытовой химии можно разделить на четыре группы:

Предлагаю вам разделить средства бытовой химии на группы (работа в парах)

(составление схемы) (слайд 2)

  • безопасные (не имеют предупредительных надписей);
  • относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определенные участки, например, в глаза);
  • огнеопасные (имеют предупредительные надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);
  • ядовитые (с надписями “яд” или специальной маркировкой ).

Все они снабжены инструкцией с описанием порядка и способов применения, а также меры безопасности при хранении и использовании. Эти инструкции необходимо строго выполнять. (слайд 3)

- Какие средства бытовой химии применяются у вас в доме, как они хранятся?

Самое главное условие безопасности в отношении ядовитых химических веществ - не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых.

2 учебный вопрос. Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.

Горючий (бытовой) газ. Опасность отравления газом. (слайд 4)

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, придерживайтесь следующих правил:

• не делайте уроки на кухне при включенном газе;

• не открывайте максимально газовые краны;

• не оставляйте включенную плиту без присмотра. Как правильно действовать при появлении запаха газа в квартире?

Работа со схемой.

При появлении запаха газа ни в коем случае нельзя включать свет, зажигать спички и свечи, пользоваться зажигалкой. Очень опасно проверять зажженной спичкой, нет ли утечки газа.

- Как правильно зажигать газовую конфорку? (слайд 5, 6)

Существуют вещества, которые обычно считаются не просто полезными, а даже спасительными - это лекарства. (слайд 7) Но многие из них, если их употреблять в большом количестве и не по назначению врача, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребенка.

(Работа с раздаточными инструкциями к лекарственным препаратам)

К таким же результатам может привести и обычный градусник, применяемый для измерения температуры тела. Он содержит, как правило, ядовитое вещество - ртуть. Если термометр разбился и своевременно не приняты необходимые меры, то пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть способна проникать в полы, мебель, домашние предметы, а обнаружить ее могут только специалисты санэпиднадзора или гражданской обороны.

(сообщение учащегося о правилах безопасного поведения при разливе ртути)

(слайд 8) Продукты питания. Отравиться можно не только вредными и ядовитыми веществами, но и очень часто - недоброкачественными продуктами питания. Наибольшую опасность представляют вареные сосиски, колбасы, сардельки и другие колбасные изделия. В теплое время года отравления случаются чаще, и обычно происходит это из-за неправильных условий хранения или отсутствия необходимой кулинарной обработки.

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать пищевого отравления? (слайд 9)

- Пользуясь рисунками на слайде, составьте памятку “Как избежать пищевого отравления” (слайд 10)

(слайд 11) ВЫВОД: Чтобы избежать отравления, нужно соблюдать следующие правила:

  • не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны;
  • не употребляйте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истек или от них идет неприятный запах и они, как вам кажется, подозрительны;
  • не пользуйтесь грязной посудой;
  • мойте руки перед едой всегда, где бы вы ни были.

4. Рефлексия

Назовите известные Вам правила обращения с опасными химическими веществами? Каковы правила пользования газовой плитой, газовой колонкой?

Что надо делать, чтобы не отравиться пищевыми продуктами?

Расскажите, что вы будете делать, если ваш друг (подруга) в отсутствие -взрослых почувствовал себя плохо? Есть предположение, что он (она) чем-то отравился (ась).

5. Домашнее задание

Проведите дома со взрослыми проведите ревизию опасных веществ, подготовьте их список, отметив, в чем состоит опасность каждого вещества.

Сделайте самодельные ярлыки для обозначения ядовитых веществ с надписями: “Лак”, “Краска”, “Ядовито”, “Огнеопасно”. Подумайте, как прикрепить их к флаконам, банкам и бутылкам.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции