Положение о санаторной группе для детей с туберкулезной интоксикацией

УТВЕРЖДЕНО
Министерством
здравоохранения СССР
21 сентября 1961 г. N 04-14/27
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТУБЕРКУЛЕЗНЫХ САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ САДАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С РАННИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ,
С МАЛЫМИ И ЗАТИХАЮЩИМИ ФОРМАМИ ТУБЕРКУЛЕЗА
I. Общие положения
1. Туберкулезный санаторный детский сад предназначен для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза и имеет своей целью проведение лечебно - профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития туберкулезных заболеваний у детей, инфицированных туберкулезом, и полное клиническое излечение детей с малыми и затихающими формами туберкулеза.
Наряду с лечебно - профилактической работой санаторный детский сад проводит воспитательную работу.
2. Туберкулезные санаторные детские сады организуются органами народного просвещения, а также советами народного хозяйства, предприятиями и организациями министерств, ведомств и исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся.
3. Общее педагогическое руководство и контроль за работой санаторных детских садов всех ведомств на территории республики осуществляется министерствами просвещения союзных и автономных республик и местными органами здравоохранения.
4. Отдел народного образования или предприятие (учреждение), в ведении которого находится санаторный детский сад, обеспечивает его кадрами, необходимым оборудованием, топливом, обеспечивает бесперебойное финансирование, снабжение продуктами питания и материалами для работы с детьми. Отдел здравоохранения обеспечивает санаторный детский сад в установленном порядке квалифицированными медицинскими работниками, необходимым медицинским оборудованием и медикаментами.
5. Санаторные детские сады открываются с разрешения органов здравоохранения.
II. Структура санаторного детского сада
6. Основным типом санаторного детского сада является детский сад на 80 детей, состоящий из 4 групп. Количество детей в группах санаторного детского сада не должно превышать 20 человек.
7. Санаторные детские сады организуются как самостоятельные учреждения интернатного типа и работают круглосуточно, без перерыва на выходные и праздничные дни. По желанию родителей, дети из санаторного детского сада, кроме детей из очагов туберкулезной инфекции, могут отпускаться на выходные и праздничные дни домой.
В отдельных случаях допускается организация санаторных групп при детских садах общего типа при условии полной изоляции больных детей от здоровых.
Режим работы указанных санаторных групп, их помещения и оборудование такие же, как в санаторных садах.
8. Каждый ребенок содержится в санаторном детском саду до полного клинического выздоровления, но не менее 6 месяцев.
III. Участок, помещение и оборудование
9. Участок, помещение и оборудование санаторного детского сада должны соответствовать действующим строительным нормам, установленным Госстроем СССР для детских садов и дополнительным требованиям Государственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения СССР, вытекающим их специфических условий работы санаторных детских садов.
Участок для вновь строящихся санаторных садов должен отводиться в загородной местности, в зеленой зоне.
IV. Порядок направления и приема детей
в санаторные детские сады
10. Отбор детей в санаторные детские сады проводит отборочная комиссия, которая организуется местными органами здравоохранения при детском отделении городского (районного) противотуберкулезного диспансера, а при отсутствии такового - при детской поликлинике или детском отделении общей поликлиники.
В сельских районах при отсутствии районного диспансера отборочная комиссия организуется при районной больнице.
В состав комиссии входят: зав. детским отделением городского (районного) противотуберкулезного диспансера (председатель), городской (районный) педиатр, представитель отдела народного образования, врач санаторного детского сада.
При отборе детей в ведомственные санаторные детские сады в состав комиссии включается представитель данного предприятия (учреждения).
11. Лечащий врач больного ребенка с согласия родителей представляет в отборочную комиссию подробную выписку из истории болезни ребенка с данными о характере туберкулиновых реакций, рентгенологического исследования грудной клетки, анализов крови и мочи, о перенесенных инфекционных заболеваниях и о проведенных профилактических прививках. В выписке указывается намеченный план оздоровительных лечебных мероприятий для данного ребенка. Лечащий врач присутствует на заседании комиссии при обсуждении представленных им кандидатов.
12. Отборочная комиссия направляет списки отобранных детей и медицинскую документацию в городской (районный) отдел народного образования и в предприятия и организации, в санаторные сады которых направляются дети. Отделы народного образования, предприятия и организации на основании документов отборочной комиссии выдают родителям ребенка направление в санаторный детский сад.
V. Медицинские показания для направления детей
в санаторные детские сады
13. В санаторные детские сады принимаются дети со следующими формами туберкулеза:
а) первичный комплекс и бронхоаденит в фазе уплотнения;
б) остаточные явления после перенесенного экссудативного плеврита, перитонита;
в) затихшие формы костного туберкулеза при отсутствии необходимости в ортопедических мероприятиях;
г) вираж туберкулиновой пробы с явлениями ранней интоксикации;
д) хроническая туберкулезная интоксикация II степени, хроническая туберкулезная интоксикация I степени у детей, находящихся в контакте с больными заразной формой туберкулеза.
Кроме того, в санаторные детские сады принимаются дети, перенесшие туберкулезный менингит (после окончания больничного и санаторного лечения в течение не менее 2 лет), при отсутствии нарушений со стороны психики и интеллекта.
Примечание. При прочих равных условиях в первую очередь в санаторные детские сады принимаются дети, имеющие контакт с больными заразными формами туберкулеза или неблагоприятные бытовые условия.
VI. Воспитательная и лечебно - оздоровительная работа
14. Воспитательная работа с детьми в санаторных детских садах проводится по программе и методическим указаниям Министерства просвещения союзных республик с учетом особенностей состояния здоровья детей.
15. Лечебно - оздоровительные мероприятия в санаторном детском саду проводятся в соответствии с методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР. Они должны быть направлены на общее укрепление здоровья ребенка, на предупреждение развития туберкулезного заболевания у детей с начальными проявлениями туберкулезной инфекции и на полное клиническое излечение детей с малыми затихающими формами туберкулеза.
При показаниях проводится лечение противотуберкулезными антибактериальными препаратами и другими средствами.
16. В туберкулезных санаторных садах дети находятся до полного клинического выздоровления.
17. При выбытии ребенка из санаторного детского сада данные о результатах его пребывания сообщаются в противотуберкулезный диспансер, а при отсутствии такового - в детскую поликлинику или детское отделение общей поликлиники или больницы.
VII. Руководство и штаты
18. Во главе санаторного детского сада стоит заведующий, имеющий высшее или среднее педагогическое специальное образование и стаж практической работы не менее 3 лет.
19. Воспитателями санаторного детского сада могут быть лица, имеющие высшее или среднее педагогическое образование и стаж воспитательной работы в детских садах не менее 3 лет. Должности педагогического персонала в санаторных детских садах устанавливаются по типовым штатам и штатным нормативам, установленным для общих детских садов с круглосуточным пребыванием детей.
20. Штаты медицинского персонала устанавливаются в санаторных детских садах в соответствии со штатными нормативами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР.
21. Штаты административного и обслуживающего персонала устанавливаются в соответствии со штатами детских садов с круглосуточным обслуживанием с учетом работы в выходные и праздничные дни.
VIII. Заключительные положения
22. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим положением, на санаторные детские сады распространяется Устав детского сада, утвержденный Министерством просвещения союзной республики.


Дата публикации: 31.03.2015 2015-03-31

Статья просмотрена: 1591 раз

В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема физического и психического состояния подрастающего поколения. Увеличение количества детей с туберкулезной интоксикацией в нашем городе и степени тяжести различных отклонений в развитии, обусловило необходимость разработки целостной системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Нами была сформулирована цель — развитие индивидуальности, общих и специальных способностей детей с туберкулёзной интоксикацией, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение школьной готовности, формирование ценностей гигиенической и физической культуры, как средства противостояния туберкулезу.

Реализация указанной цели может быть достигнута при решении следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- повышение защитных свойств организма и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

- формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- создание условий для реализации потребности детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной активности;

- выявление интересов, склонностей и способностей детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания нравственных качеств;

- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Наше учреждение носит статус детского сада комбинированного вида с группами оздоровительной направленности для детей с туберкулёзной интоксикацией. К нам поступают дети из разных дошкольных учреждений, и после проведенного курса лечения возвращаются в прежние образовательные учреждения. В ДОУ созданы благоприятные условия, позволяющие детям восстановить и укрепить свое здоровье, реализовать образовательные возможности, удовлетворить интересы и развить способности,

В структуре деятельности детского сада для детей с туберкулёзной интоксикацией заложены следующие направления: диагностическое, коррекционно-педагогическое, лечебно-оздоровительное.

Диагностическое направление включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение ребенка.

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы направлена на коррекцию здоровья и сопутствующих отклонений детей.

Лечебно-оздоровительная работа осуществляется через проведение химио-профилактического лечения, физкультурно-оздоровительных мероприятий, наблюдения за динамикой физического развития и оздоровления детей.

Разработанная нами система оздоровительных и коррекционных мероприятий, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, включает в себя:

- индивидуальный оптимальный режим;

- предметно-развивающую среду и дизайн, обеспечивающие безопасность, эмоциональное благополучие и здоровье ребенка;

- материально-техническую и оздоровительные базы;

- оснащенные физкультурные залы и бассейн.

Оздоровительная работа — это комплекс мероприятий по неспецифической профилактике (закаливание, в сочетании с гимнастикой), медикаментозные курсы и лечебные мероприятия с использованием современных оздоровительных технологий:

- точечный массаж биологически активных точек в течение дня;

- дыхательная гимнастика в утреннее время и коррекционная после сна;

- музыкотерапия на музыкальных занятиях,

- цветотерапия в групповых помещениях; на занятиях по ИЗО;

- лечебные игры в самостоятельной деятельности детей, на празднике;

- топтание в тазу с прохладной водой;

- обширное умывание лица, шеи и полоскание горла прохладной водой;

- дорожки здоровья (ребристая, солевая) и массажные коврики;

- подвижные игры, физкультминутки, паузы;

- пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз;

Для профилактики плоскостопия в ДОУ имеются массажные коврики, корригирующие дорожки, массажные ванночки. Поскольку на стопах расположены рефлексогенные зоны многих внутренних органов, можно утверждать, что ходьба по ортопедическим коврикам не просто лечит плоскостопие и улучшает походку, но и оказывает оздоровительное влияние на весь организм.

Для гармоничного развития личности, формирования потребности в здоровом образе жизни с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем подвижные игры с элементами бадминтона. Упражнения с воланом и ракеткой способствуют развитию таких ценных качеств, как ловкость, выносливость, точность и координация движений, укрепляются мышцы рук, также совершенствуется функция равновесия, улучшается осанка. Для укрепления мышечной системы в физкультурные занятия, в режимные моменты с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем элементы йоги, способствующие улучшению координации движений и подготовке организма к более сложным занятиям. Освоение упражнений происходит в форме игры с обязательным музыкальным сопровождением.

Грамотная организация праздников и их рациональное сочетание с другими методиками обеспечивают оптимальный двигательный режим в нашем детском саду.

Благодаря таким мероприятиям повышается положительный настрой на занятия физической культурой, работоспособность, воспитывается характер.

Сложившаяся система комплексного подхода к оздоровлению дошкольников высветила положительную динамику снижения заболеваемости: с 9,3 % — в 2013г. до 7,1 % — в 2014г.

Большинство детей с туберкулёзной интоксикацией обладают хорошим двигательным опытом, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, к большим нагрузкам, с формированным опорно — двигательным аппаратам. Дети уверены в своих силах, у них есть желание заниматься физкультурой.

Мы считаем, что данный опыт целесообразно использовать и в группах общеразвивающей направленности с целью организации работы по профилактике заболеваемости, сохранению и развитию здоровья детей.


Сатушева В.Н.

Конспект занятий в детском саду

Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15-20%, увеличивается число функциональных отклонений у каждого ребенка. Увеличивается число детей с ранними проявлениями туберкулезной интоксикации. Сложное социально-экономическое положение многих семей, невысокий социально-культурный уровень, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, увеличение числа лиц с социально-дезадаптированным поведением - все это в сочетании с неблагоприятными биологическими факторами, экологического неблагополучия в нашем регионе и т.д., ведет к снижению адаптивных возможностей детского организма и росту заболеваний туберкулезом.
Ведущим направлением в организации лечебно-оздоровительной работы с детьми с туберкулезной интоксикацией является использование немедикаментозных средств, и в первую очередь физические упражнения и закаливание детского организма. Одним из критериев является создание условий в ДОУ для этих мероприятий и подготовка педагогических кадров.

Цель: создание оптимальных условий для контроля состояния и развития детей с туберкулезной интоксикацией и повышение эффективности проведения лечебно-оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий.

Задачи:

  • Общее оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией, повышение сопротивляемости и защитных функций организма, профилактика туберкулеза.
  • Повышение функциональных возможностей детей с туберкулезной интоксикацией, социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья.
  • Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
  • Обеспечение оптимального сочетания лечебно-профилактической, физкультурной и познавательной деятельности у детей с туберкулезной интоксикацией.
  • Организация в группе жизненной среды, способствующей улучшению состояния здоровья детей с туберкулезной интоксикацией.

Основой оздоровительной работы в санаторной группе для детей с туберкулезной интоксикацией является:

- систематические прогулки на свежем воздухе;
- щадящий режим дня;
-закаливающие мероприятия;
- усиленное питание, обогащенное белками, жирами и углеводами;
- медикаментозное лечение.

Для успешного решения этих задач необходимо:

- оптимизировать работу по сотрудничеству с детской поликлиникой и противотуберкулезным диспансером;
- медицинскому и педагогическому персоналу разработать щадящие режимы с учетом времени года, индивидуальных особенностей детей и т.п., систему закаливающих мероприятий, адаптированных для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции; разработать 10-дневное меню с учетом особенностей лечебного питания детей санаторной группы (усиленное питание, повышенное потребление свежих соков, овощей, фруктов);
- организовать в группе жизненную среду, способствующую улучшению состояния здоровья детей с туберкулезной интоксикацией.

  1. Выявление детей с проявлениями туберкулезной инфекции медицинскими работниками детской поликлиники и противотуберкулезного диспансера.
  2. Прием детей в санаторную группу МДОУ по направлению врача-фтизиатра детской поликлиники.
  3. Лечебно-профилактические мероприятия, предупреждающие развитие туберкулезных заболеваний у детей в МДОУ:
    • Выявление причин раннего проявления туберкулеза (изучение медицинской документации, жилищно-бытовых условий воспитанников, социально-экономического положения семей).
    • Деление детей на подгруппы в зависимости от проявления туберкулеза:

- 1 группа – здоровые дети, имеющие семейный контакт и проживающие с больным туберкулезом;
- 2 группа – инфицированные дети;
- 3 группа – диагностическая группа, часто болеющая, с неустановленным периодом инфицированности, дети с неясными заболеваниями легких.

За последние годы для повышения эффективности лечебно-профилактических мероприятий были приобретены:

  • Паровой увлажнитель с ионизацией воздуха – аппарат предназначен для получения общего оздоровительного эффекта и очистки воздуха от пыли и микроорганизмов, что приводит к снижению концентрации патогенных микроорганизмов и тем самым к снижению вероятности передачи инфекции воздушным путем.
  • Климат-контроль – следит за соответствием температуры, влажности и качественным составом воздуха в групповом и спальном помещениях гигиеническим требованиям и и обеспечивает нормальное функционирование всех физиологических систем организма ребенка, который особенно чувствителен к этим факторам.
  • Ингалятор солевой сухого типа – создает эффект лечебных солевых пещер. Ингалятор выполняет роль профилактической очистки легких. Применение солевого ингалятора сухого типа рекомендовано при хронических заболеваниях (астма, бронхиты), туберкулезе, гриппе, острых респираторных заболеваниях, патологии кожных покровов.
  • Соковыжималка для овощей и фруктов – для приготовления свежевыжатых фруктовых и овощных соков, которые являются составляющей полноценного усиленного лечебного питания тубинфицированных детей.
  • Гидромассажные ванны – улучшают кровообращение, питание тканей, стимулируют обмен веществ, положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, рекомендованы для профилактики плоскостопия.

Результаты заболеваемости в санаторной группе для детей с туберкулезной интоксикацией: 2004г. – 1,3 дня пропусков по болезни на 1 ребенка за год

2005г. – 0,9 дня
2006г. – 0,8 дня
2007г. – 0,7 дня

Списочный состав санаторной группы для детей с туберкулезной интоксикацией составляет – 12 человек. Оздоровление детей санаторной группы за 2005г. – 40%, 2006г. – 42%, 2007г. - 45%.
Сравнительный анализ заболеваемости показывает, что система мероприятий, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей с туберкулезной интоксикацией в условиях Кольского Заполярья себя оправдывает.

Вероятно, не случайно проблема физического и психического здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день особо актуальна, оздоровление становится одной из главных социальных проблем, т. к. в "группу риска" попадают, прежде всего, дети. Если просмотреть распределение детей по группам здоровья, то можно увидеть такую картину, что абсолютно здоровых детей практически не осталось. А так как дошкольные учреждения являются первой ступенью общественного воспитания, то на нас возлагаются как воспитательно-образовательные, так и оздоровительно- профилактические задачи.

На территории Чувашии реализуется программа ВОЗ от 2005 года. "Профилактика, диагностика и лечение туберкулеза и ВИЧ-инфицированных" под финансированием Всемирного банка реконструкции и развития. Мы, опираясь на эту программу, совместно с тубдиспансером занимаемся предупреждением развития туберкулеза у детей, т.к. туберкулез - социальное зло во всем мире. Заболеваемость туберкулезом не уменьшается и число детей, состоящих на учете у фтизиатров с первичным инфицированием, возрастает. В условиях увеличения количества тубинфицированных детей актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи таким детям.

К сожалению, одна только специфическая профилактика туберкулеза в последние годы не дает желаемого результата у инфицированных детей по причинам:

  • повышения процента больных туберкулезом взрослых, имеющих первичную устойчивость ко всем противотуберкулезным антибиотикам;
  • с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих снижение общей сопротивляемости организма.

Общеизвестно, что инфицированность туберкулёзной палочкой снижает общую сопротивляемость организма ребёнка к воздействию любых внешних факторов, а также обостряет имеющиеся отклонения состояния здоровья ребенка.

Наш детский сад открыт с 1988 года как санаторный, а с 2009 года переименован в детский сад присмотра и оздоровления для детей с туберкулезной интоксикацией. Имеет 12 возрастных групп, где воспитываются около 160 детей, в возрасте от 1,5 до 7 лет. Детский сад комплектуется из числа детей, состоящих на учете у фтизиатров детского отделения противотуберкулезного диспансера. Воспитываются дети с различными хроническими заболеваниями: с виражом туберкулиновых проб, гиперергической р. Манту, тубинфицированием и тубконтактные. Дети поступают и выписываются из детского сада по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. Дети приходят из разных детских садов, т.е. из разных "образовательных ситуаций" - программ, традиций и требований воспитателей. В основном дети приходят в наш детский сад только на один год, в течение которого по-прежнему болеют, т.е. "выпадают" из системы обучения.

В первую половину дня - наиболее эффективное время для проведения обучающих занятий, однако-нам приходится "делить" с обязательными лечебно-профилактическими и оздоровительными процедурами, что еще и еще сокращает возможности образовательной работы.

Анализ направляемых к нам детей за 3 года показывает, что увеличивается общее количество поступающих детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, а также увеличивается поступление детей из очагов контакта, имеющих гиперергическую Р.Манту. Растет число детей с виражом с гиперергией. Остается достаточным число детей из неполных и социально неблагополучных семей. И большинство детей, посещающих наше учреждение, в сочетании с основными заболеваниями, имеют сопутствующие заболевания: это лор-патологии, патологии ЦНС, заболевания органов дыхания и т.д.

В ДОУ созданы благоприятные условия для проведения полноценной лечебно-оздоровительной и коррекционно-педагогической работы. Детский сад имеет все необходимое оборудование для полноценной работы медицинских специалистов ДОУ. В учреждении имеются: физкультурный и музыкальный залы, кабинеты: лечебно-восстановительный, ЛФК, массажный, логопедический, психологический, медицинский, изолятор, методический, экологическая комната, фитобар, спортивная площадка, комната по ОБЖ.

Воспитательно-коррекционную работу осуществляют: учитель-логопед, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, инструктор по ЛФК, старший воспитатель и 27 воспитателей. 60% педагогического коллектива имеют высшее педагогическое образование, 62,5% имеют высшую и первую квалификационные категории. Высокий образовательный ценз, достаточная специальная подготовка педагогических и медицинских кадров позволяет нам в условиях интенсивного психолого-медико-педагогического процесса сохранять целостность педагогических воздействий на ребенка, добиваться эффективности в работе, обеспечивая непрерывность образования детей разного возраста.

Лечебная работа, которую проводят врач-фтизиопедиатр и медсестра, направлена на профилактику туберкулеза у детей, коррекции отклонений в состоянии здоровья детей, контроль за питанием, закаливающими мероприятиями, санитарно-эпидемиологическим состоянием и т. д.

Свою работу мы планируем на основе комплексной оценки состояния здоровья ребенка при поступлении в детский сад и в последующем динамическом наблюдении за ним врачом - фтизиопедиатром, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателями групп.

С учетом имеющихся возможностей дошкольного учреждения определены основные задачи совместной деятельности педагогов и специалистов в оказании помощи детям с туберкулезной интоксикацией:

  • проведение лечебно- профилактической, оздоровительной и коррекционно-педагогической работы с детьми;
  • осуществление комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с туберкулезной интоксикацией;
  • осуществление полноценной социальной адаптации в группе сверстников и разностороннее развитие детей, нуждающихся в длительном лечении.
  • Практика показала, что решить поставленные задачи возможно только совместными усилиями ДОУ и семьи. Поскольку пребывание в нашем саду ограничивается определенным сроком, нам необходимо осуществить за короткий промежуток времени комплексный подход к воспитанию детей, обеспечивающийся полнотой взаимосвязью лечебных мероприятий и педагогическим процессом. И при этом необходим тесный контакт всех заинтересованных сторон: педагогов, медиков и родителей. В связи с чем, сотрудничество мы рассматриваем как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.

    Специфика образовательного процесса в учреждении направлена на реабилитацию воспитанников с туберкулезной интоксикацией и реализацию образовательных программ. Реализуя основные задачи укрепления здоровья формирования здорового образа жизни - мы выделяем главную задачу - это лечение и оздоровление воспитанников с туберкулезной интоксикацией.

    Приоритетным значением в реабилитации детей с туберкулезной инфекцией является объем получаемой медицинской помощи. Учитывая длительность химиопрофилактического лечения от туберкулеза, мы пришли к выводу, что нам необходима программа, которая бы решала проблему создания комплекса медико-психолого-педагогических услуг для детей с туберкулезной интоксикацией, целью которой является укрепление здоровья и своевременная профилактика туберкулеза у детей из группы риска, долечивание детей с малыми формами туберкулеза и остаточными изменениями после перенесенного туберкулеза через внедрения новых форм работы.

    Разработанную нами программу комплексного медико-психолого-педагогического подхода к реабилитации детей с туберкулезной интоксикацией составляют три блока: лечебно-оздоровительный, коррекционно-педагогический и социальный.

    1. Лечебно-оздоровительный блок.

    Работа в этом блоке ведется в двух направлениях:

    Направления Содержание деятельности
    Лечебно-профилактическое Химиопрофилактика

    (фиточаи + В 6)

    Фитотерапия
    Физиотерапия
    Ароматерапия
    Ультратонотерапия
    УФО в зев и нос
    Су-Джок терапия
    Фитощелочные ингаляции
    Лечебный массаж
    ЛФК
    Точечный массаж
    Корригирующая и дыхательная гимнастика
    Дыхательный тренажер
    Рефлексотерапия
    Физкультурно-оздоровительное, проводимое совместно с педагогами Стопотерапия
    Сухое обтирание варежкой
    Гимнастика пробуждения
    Фитоаэрация
    УГГ с дыхательными упражнениями
    Физкультурные занятия
    Музыкально-ритмические занятия
    Лампа Чижевского
    Прогулки
    Спортивный досуг
    Подвижные игры
    СДА

    I направление - контролируемая химиопрофилактика, проводимая медицинским персоналом. Это специфический метод профилактики туберкулеза антибиотиками в сочетании с витаминами В6. Химиопрофилактика как основной метод лечения туберкулеза назначается детям из "групп риска" на срок от 3 до 5 месяцев. В детском саду созданы благоприятные условия для проведения качественной химиопрофилактики и предупреждения развития локального туберкулеза у детей с остаточными изменениями после перенесенного заболевания.

    II направление - физкультурно-оздоровительная работа, проводимая совместно с педагогами ДОУ, строится на основе диагноза основного и сопутствующего заболевания, группы здоровья и индивидуального плана оздоровления. Каждый ребенок имеет лист здоровья с рекомендациями специалистов.

    Для закрепления результатов химиопрофилактики и создания защитных сил организма наиболее эффективными оказались следующие неспецифические методы оздоровления: ЛФК с применением дыхательного тренажера, ароматерапия, ультратонотерапия, СУ-ДЖОК терапия, соллюкс, лечебный массаж, стопотерапия, физиотерапия, витаминотерапия, сухое обтирание, массаж по Уманской, УГГ с дыхательными упражнениями, корригирующая гимнастика, фитоаэрация с лекарственными травами и чесночно-луковым настоем, фито и щелочные ингаляции, лампа Чижевского и другие.

    2. Коррекционный блок. Он включает логопедическое, психологическое и педагогическое направления.

    Направления Содержание деятельности
    Психологическое Создание психологического микроклимата в детском саду и семье
    Диагностика
    Психокоррекция
    Логопедическое Диагностика
    Преодоление недоразвития речи, фонематического слуха
    Развитие связной речи и лексикограмматических категорий
    Педагогическое Развитие личности ребенка
    Создание предметно-развивающей среды
    Проведение коррекционной работы по рекомендациям специалистов

    Эта работа осуществляется при условии комплексного взаимодействия всех специалистов. На основе клинической характеристики ребенка, составленной врачом-фтизиопедиатром, специалисты намечают комплекс необходимых коррекционных и воспитательных мероприятий с детьми туберкулезной инфекцией на период х/п и после х/п. Воспитательно-образовательная работа в группах строится по результатам заключительного диагноза основного и сопутствующего заболевания, с выведением группы здоровья врачом - фтизиопедиатром, т.е. с учетом карты индивидуального сопровождения ребенка, которая воплощается педагогами на период пребывания ребенка в д/саду. (Приложение 1)

    Нами разработана модель взаимодействия специалистов при индивидуальном сопровождении ребенка, которая дает нам комплексно осуществить лечебно-профилактическую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми с туберкулезной интоксикацией.

    В цепочке взаимодействия медиков, педагогов, специалистов по осуществлению коррекционной работы нельзя обойтись без его ключевого звена-семьи. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

    3. Работа с семьей. Блок имеет три направления:

    Направления Содержание деятельности
    Индивидуальное Реализация индивидуальных и коррекционно-развивающих программ помощи собственному ребенку
    Дифференцированное Вовлечение родителей в процесс реабилитации детей в зависимости от тяжести заболеваний
    Массовое Участие родителей в совместной деятельности по достижению общей цели детского сада

    Наш лозунг в работе с родителями: "Никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни". Наряду с традиционными формами работы с родителями, мы дифференцированно подходим к семьям "группы риска", для чего в дошкольном учреждении создана медико-психолого-педагогическая служба, где родители могут получить квалифицированную консультацию и помощь специалистов.

    Эффективным направлением работы с родителями являются индивидуальные и подгрупповые консультации, дни открытых дверей, занятия - практикумы, на которых родители обучаются таким приемам и методам оздоровления детей, как корригирующая гимнастика, массаж по Уманской, дыхательная гимнастика, закаливание, гимнастика пробуждения, а также знакомятся с лечебно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся в детском саду, и нетрадиционными методами оздоровления детей (фито-ароматерапия, галотерапия, сухое обтирание варежкой, само и взаимомассаж и др).

    Занятия-практикумы включают теоретическую и практическую части: в теоретической родителям предлагается сообщение, беседы специалиста (врача, старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинской сестры, воспитателя по физической культуре, инструктора ЛФК), по определенной теме; в практической участвуют родители и дети - они выполняют какой - либо комплекс лечебно-профилактических и физкультурно-оздоровительных упражнений и др. В конце занятия родителям выдаются памятки, методическая литература и даются рекомендации.

    Опыт свидетельствует: занятия -практикумы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех, а взаимодействие всего коллектива детского сада с семьей обеспечивает достойный уровень укрепления здоровья детей, а значит, снижение заболеваемости.

    В результате анализа заболеваемости мы выявили: снижение заболеваемости детей в 2008 -2010 годах. Организация нетрадиционных форм работы наряду с профилактическими, лечебно-оздоровительными и реабилитационными мероприятиями сыграла большую роль в снижении показателей заболеваемости и улучшении физического развития детей. Химиопрофилактика, проводимая в детском саду остается эффективной:

    • нет случаев перехода виража в формы локального туберкулеза;
    • нет роста туберкулиновой чувствительности на фоне химиопрофилактики;
    • почти в 100% химиопрофилактика дает улучшение по результатам р. Манту.

    Мы убеждены, что только системный подход к проблеме восстановления здоровья и физического развития дошкольников на основе единства медицины и педагогики в сотрудничестве с семьей позволяет повысить эффективность оздоровительной и коррекционно-педагогической работы.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.